Особо следует сказать о фасадах собора. Дело в том, что к нему примыкало здание Казенной палаты и практически полностью закрывало собор с востока. Апсиды, которые вы видите сейчас, вырублены в толще восточной стены этой палаты уже в XVIII веке. Так вот в процессе их реставрации мы обнаружили следы примыкания Казенной палаты, обнаружили следы лестницы, которая шла под кровлю палаты, следы сводов помещений этой палаты... Все они выявлены на фасаде для того, чтобы зритель смог увидеть место нахождения исчезнувшего комплекса Казенного двора. Мы установили, что все пространство между Архангельским и Благовещенским соборами было занято Казенным двором. Мы обнаружили и отреставрировали остатки этого исчезнувшего строения. Так грозненский этап истории этого памятника предстал перед нами. — Иными словами, собор получил новую экспозицию? — Помимо научного исследования у реставрации была еще одна цель: не только выявить следы, которые свидетельствуют о разных периодах в истории собора, но и сделать их видимыми. Это принятая в мире практика. — Что дальше? — Планомерная реставрация ансамбля Московского Кремля только началась, мы в начале борьбы с равнодушием и нежеланием узнать больше о самих себе. И пока нам удается отвоевывать у прошлого непрочитанные страницы и скрытые под толщей веков камни. Мы полностью изучили Благовещенский собор и реконструировали его историю. На том же пути находимся в отношении Архангельского собора. Надеемся начать планомерную реставрацию Успенского собора — она тоже предполагает массу открытий. Продолжаем реставрацию Патриаршего дворца — сложную структуру палат Патриарха Никона . Беседовала Анастасия Литовченко «Российская газета», федеральный выпуск (116) от 1 июня 2011 г. за темою Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля : Голова Синодального з чернецтва звершив Передосвячених в Успенському Московського Кремля Предстоятель Церкви звершив в Успенському в день пам " святителя в Успенському Московського Кремля.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1507837...

Павла, хотя нельзя исключать, что это качество цвета связано с сохранностью верхних красочных слоев. Обилие складок гиматия, охватывающих фигуру, и жест поднятой правой руки, передающий молитвенное обращение к Спасителю, выделяют изображение ап. Петра среди др. фигур. По краям В. ч. находились иконы святителей, облаченных в белые ризы (раскрыты иконы Иоанна Златоуста и Григория Богослова), замыкали его иконы мучеников. В Деисусе наряду с Богоматерью, Иоанном Предтечей, архангелами, 4 апостолами, 4 вселенскими святителями описи собора упоминают иконы рус. святителей, связанных с владимирской и ростовской кафедрой: епископов Леонтия и Иакова, митрополитов Петра и Алексия. присутствие иконы св. Иакова Ростовского (канонизирован в 1549) следует объяснять либо изменением надписи, поскольку в описи Успенского собора 1708 г. его изображение не упоминается, либо заменой иконы в момент составления описи. появление образа святого до общерус. канонизации в кафедральном соборе было возможно, это подтверждают др. древние памятники. Ап. Петр. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ) Ап. Петр. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ) Состав праздничного ряда В. ч. предположительно восстанавливается также по описи Успенского собора 1708 г. Его отличительной чертой было наличие развитого страстного цикла, что находит аналогии в др. иконостасах раннего XV в.- праздничном ряду Благовещенского собора Московского Кремля (нач. XV в.) и Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (ок. 1425). Прориси композиций в 3 комплексах имеют сходство, хотя и не копируют друг друга. В иконостасе Троицкого собора представлен и близкий тип изображения пророков - полуфигуры со свитками в руках. Ап. Павел. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ) Ап. Павел. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ) Летописное сообщение 1408 г. о работе мастеров преподобных Андрея Рублёва и Даниила Чёрного над росписью Успенского собора позволило исследователям, прежде всего Грабарю, предположить, что «подписание» храма включало в себя также исполнение иконостаса.

http://pravenc.ru/text/Васильевский ...

Поставлены у живоначальные Троицы над пророки» 983 . К началу XVII в. в старом иконостасе Успенского собора Московского Кремля над пророческим рядом стоял 21 праотеческий образ 984 . Т. В. Толстая 985 , В. А. Плугин 986 и Г. В. Попов 987 полагают, что этот ярус иконостас Успенского собора получил, вероятно, во второй половине XVI в. Гораздо больше сведений существует о праотеческих рядах в иконостасах первой половины XVII в. По описи 1601 г. в иконостасе придельной церкви чудотворца Кирилла Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря над двенадцатью пророками «праотцы поясные. Венцы и оклад серебрян золочен басмян» 988 . Опись 1614 г. Свияжского Богородичного монастыря называет 17 икон праотцев в рост с «Отечеством» в центре ряда 989 . В фонде живописи Музея «Московский Кремль» сохранились 13 икон праотцев в рост с «Отечеством» в центре ряда 1628 г. из собора Чудо в Хонех Чудова монастыря. В 1630 г. для иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря были написаны 25 праотеческих образов 990 . Опись 1632 г Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря отмечает 28 икон праотцев в рост 991 . В 1634 г. в кремлевском Благовещенском соборе в главном иконостасе над пророками опись отмечает праотцев по сторонам Спаса Нерукотворного: «В третьем тяблъ: Образ Пресвятыя Богородицы и Пророки на семнадцати дскахъ. Па тьх же дскахъ, на верху, образ Спасовъ Перукотворенный, по сторонами Праотцы. Оклады и вънцы серебряные, сканые жъ, золочены, съ финифты» 992 . Опись 1641 г Софийского Успенского собора в Вологде фиксирует 25 икон, причем образы пророка и праотца располагались на одной доске 993 . Опись 1652 г. Троицкого собора Костромского Ипатьевского монастыря приводит 20 икон с «Отечеством» в центре ряда 994 . В описи 1595 г. этого же собора праотеческий ряд еще отсутствует 995 . К середине века сложился тот тип пятиярусного иконостаса. какой сохранился в кафедральном Успенском соборе Московского Кремля. Он включал в себя праздничный и полнофигурные деисусный, пророческий и праотеческий рады.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Также в Успенском соборе присутствовали видные деятели культуры: художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР Ю.М. Соломин, президент Международной ассоциации детских фондов А.А. Лиханов, член Патриаршего совета по культуре, артист театра и кино, кинорежиссер, народный артист России Н.П. Бурляев, член Патриаршего совета по культуре, руководитель Национальной школы балета г. Хельсинки (Финляндия) Л.Т. Рахманина. Богослужебные песнопения исполнил хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря (регент — Никон Жила). После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил иподиакона Его Святейшества Александра Быстрова в сан диакона. Богослужение транслировалось в прямом эфире  телеканала «Союз» . Проповедь перед причастием произнес протоиерей Николай Кречетов, благочинный Москворецкого округа, настоятель храма Спаса Преображения на Болвановке. По окончании Литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим со  словом . В память о посещении Первопрестольного града Москвы и совершении Божественной литургии в Патриаршем Успенском соборе Кремля Предстоятель Русской Церкви вручил Блаженнейшему Митрополиту Ростиславу юбилейные панагию и крест, изготовленные в память о торжествах по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного великого князя Владимира. В дар Церкви Чешских земель и Словакии Святейший Владыка передал список Казанской иконы Божией Матери. К Святейшему Патриарху Кириллу и всем участникам богослужения обратился Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии  Ростислав. «Ваше Святейшество, от всего сердца благодарим Вас за любовь, которую чувствуем в Ваших словах, за братскую заботу, оказываемую нам везде и во всем, а также за ту духовную радость, которую Вы нам подарили совершением совместной Божественной литургии здесь, в Успенском соборе Московского Кремля», — сказал, в частности, Блаженнейший Владыка. «Мы как одна из самых близких Поместных Православных Церквей всегда ощущаем братскую любовь и поддержку Русской Православной Церкви и ее заботу о нас, — отметил Митрополит Ростислав. — Наши Церкви и наши народы объединяют общие культурные корни и многовековые исторические связи. Сегодня здесь, в стенах этого величественного собора, мы не только мыслим, но почти физически ощущаем сопричастность истории Святой Руси, предстательство ее святых, силу их веры и благочестие».

http://patriarchia.ru/db/text/4596795.ht...

Патриаршее богослужение транслировалась в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.  На сугубой ектении были вознесены особые прошения. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о Святой Руси.  Проповедь перед причастием произнес архимандрит Августин (Пиданов), настоятель Патриаршего подворья при храме Воскресения Христова на Семеновском кладбище г. Москвы.  Депутат Государственной Думы ФС РФ, староста Патриаршего Успенского собора Н.Ю. Чаплин, заместитель директора музеев Московского Кремля по научной работе А.Л. Баталов и ризничий Патриаршего Успенского собора и храмов Московского Кремля протоиерей Вячеслав Шестаков в алтаре собора представили Его Святейшеству проект пелены и покрова для раки с мощами святителя Петра, Митрополита Киевского, Московского и всея Руси.  По завершении Литургии было совершено славление у мощей святителя Петра. Святейший Патриарх Кирилл прочитал у раки с мощами молитву святому.  Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь, посвященную особой исторической роли служения святителя Петра Московского.  Затем Святейший Владыка приветствовал посетившую богослужение делегацию Маланкарской Ортодоксальной Сирийской Церкви Индии во главе с ее Предстоятелем:  «Сегодня мы имеем честь и радость приветствовать Его Святейшество Василия Мар Фому Матфея III, Католикоса всего Востока, Патриарха Маланкарского, а также сопровождающих его лиц. Ваше Блаженство! Вы представляете древнюю Маланкарскую Церковь Индии, которая была основана в I веке апостолом Фомой. На протяжении тысячелетий Маланкарская Церковь несла служение на индийской земле и сумела сохранить свою подлинность, идентичность и верность апостольской традиции. Вы находились и находитесь в окружении нехристианского большинства, и потому требуется особая мудрость и одновременно особое благочестие, взирая на которое, ваши нехристианские сограждане проникались бы уважением к Вам, Ваше Блаженство, епископату и ко всей Церкви Маланкарской. В этом смысле Вы несете очень важное свидетельство Православия в одной из самых многонаселенных стран мира, в которых христианство не является религией большинства. 

http://mospat.ru/ru/news/90709/

Настал день 21 ноября. Еще серел на рассвете зимний день, когда члены Собора начали стекаться в Кремль. Увы! Москва не могла прийти в свой родной Кремль даже на великое историческое торжество. Новые хозяева Кремля пустили туда даже и на этот исключительный день очень немногих, да и эти немногие счастливцы должны были претерпеть целый ряд мытарств, прежде чем попасть в Кремль. Все эти ограничения и затруднения доступа в Кремль не имели никакого смысла: не были они и враждебным действием нового «правительства» в отношении к Церкви. Это была просто та тупая бессмыслица, в царстве которой выпало нам испытание теперь жить. Тяжело было идти по пустому Кремлю и видеть все его раны незалеченные. Со времени бомбардировки Кремля прошло уже три недели, но в Кремле все еще беспорядок. Больно видеть следы артиллерийских снарядов на таких исторических священных зданиях, как Чудов монастырь, храм Двунадесяти апостолов, и совсем ужасно видеть зияющее большое отверстие в среднем куполе Успенского собора. Ничто не исправлено; всюду осколки кирпичей и щебня. Таким национальным позором оканчивается петербургский период русской истории. С опустошения Московского Кремля этот период начался. Ведь за последние 200 лет Московский Кремль так часто напоминал археологический музей, где лишь хранятся памятники бывшей и ныне вымершей жизни. Но вот теперь в пустой, разбитый и оскверненный Кремль вместе с патриархом должен снова войти дух народной и церковной жизни. Картина разрушения Кремля скрывалась и забывалась, лишь только вступали в дивный и священный Успенский собор. Здесь, как живые, смотрят древние иконы и древняя стенная роспись. Здесь почивают представители духа древней Руси, почивают и во гробах нетленные. В Мироварную палату собираются российские архиереи в мантиях и священнослужители в облачениях. Там — полутьма под сводами древней патриаршей палаты. Епископы поют молебен, какой всегда бывает при наречении в епископа. В предшествии всех епископов следует митрополит Тихон в Успенский собор.

http://pravmir.ru/intronizaciya-patriarx...

Комиссия по постановлению МАО продолжила существование как Комиссия по истории русской архитектуры. В 1879-1894 гг. Н. совмещал труды в МАО с активной деятельностью в Имп. московском археологическом об-ве (ИМАО) (с 1877 член-корреспондент, с 1878 действительный член) и состоящей при нем Комиссии по сохранению древних памятников (КСДП). Полемика с И. Е. Забелиным о первоначальном покрытии Успенского собора во Владимире, а также уничтожение следов древнего фронтонного покрытия в ходе реставрации привели в 1889 г. Н. к решению прервать труды в КСДП. Сотрудничество с комиссией Н. возобновил в сер. 90-х XIX в. и с 1906 г. до конца жизни состоял при ней в должности товарища председателя. В 70-х гг. XIX в. Н. совместно с Н. А. Артлебеном провел исследования Дмитриевского собора во Владимире, в результате чего было открыто первоначальное позакомарное покрытие. Н. самостоятельно и совместно с др. членами комиссии проводил осмотры большого числа древнерус. памятников церковного зодчества и осуществлял надзор за реставрацией их архитектуры (Покровского собора на Рву (1877, 1885, 1898, 1907), ц. Рождества Христова в Н. Новгороде (1878), ц. Рождества Пресв. Богородицы на М. Дмитровке (1881), ц. мч. Трифона в Напрудной слободе (1882), ц. Спаса Преображения в с. Михееве (1882), ц. Спаса Преображения в Вязёмах (1883), Успенского собора в Звенигороде (1883, 1885), ц. прп. Сергия в Пушкарях (1884, 1900), ц. прп. Марии Египетской при Сретенском мон-ре (1885), ц. Гребневской иконы Божией Матери на Лубянке (1885), Преображенского собора в Переславле-Залесском (1886), Успенского собора во Владимире (1887-1889), Успенского собора в Ростове (1888), ц. св. Иоанна Богослова в Ростовском кремле (1888), ц. Грузинской иконы Божией Матери (1888), ц. Рождества Пресв. Богородицы в Путинках (1888, 1907), Успенского собора в Москве (1894, 1895), ц. свт. Николая Чудотворца в Драчах (1898-1899), Архангельского собора Московского Кремля (1903), Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре (1905), ц. св. Троицы в Голенищеве (1905), Данилова мон-ря в Москве (1905), Новоспасского мон-ря в Москве (1907-1908), ц.

http://pravenc.ru/text/2565432.html

Олифа, покрывавшая иконы, потемнела. Это обстоятельство серьезно взволновало государя Василия Иоанновича Не является ли потемнение лика Покровительницы государства знамением приближающихся бед? С 1514 по 1519 год предпринимается небывалое одновременное поновление Владимирской иконы и ее почитаемых списков конца XIV – начала XV века. Первый крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь был установлен в память Сретения Владимирской иконы в 1395 году, когда Москва была спасена от нашествия войск хана Тамерлана. Его совершали 26 августа . Второй крестный ход 23 июня установили в 1480 году в память избавления от нападения армии хана Ахмата . Полная реставрация чудотворного образа была совершена в 1514 году, когда митрополитом был (с 1511 года) архимандрит Симонова монастыря иконописец Варлаам. В честь этого события был установлен третий праздник с крестным ходом в Сретенский монастырь чудотворной Владимирской иконе – 21 мая . В период поновления святыни в 1514 году, проводившегося при личном участии митрополита Варлаама, был сделан список для Успенского собора Московского Кремля – «Богоматерь Владимирская, с праздниками и святыми на полях». Тогда же был изготовлен еще один список для Владимирского собора Сретенского монастыря . Судьба этого списка уникальна. Веками икона была наместницей во Владимирском соборе Сретенского монастыря. Вероятно, после реставрационных работ в соборе в 1895 году была подменена на копию и после пребывала в разных частных собраниях икон . Ее место в иконостасе собора четко локализовалось по следу на потертом старом каменном полу. В 1994 году перед заменой пола на новый в каменной плите, что когда-то была перед иконой, коленями верующих были протерты углубления до 7 см глубиной. В ХХ веке икона оказалась за рубежом. В 2007 году была возвращена Московскому Патриархату и сейчас пребывает в храме Христа Спасителя. В 1518–1519 годах древний список чудотворной «Богоматери Владимирской» из Владимира, автором которого предполагался святой Андрей Рублев, вместе с иконой «Христос Вседержитель на престоле, с припадающим митрополитом Киприаном» из владимирского Успенского собора приносили в Москву для поновления, которое происходило в палатах митрополита Варлаама при его личном участии. С особо почитаемой «рублевской» иконы «Богоматерь Владимирская», вероятно, сделали несколько списков, и, согласно современной событию записи в Уставе церковном XV века из Успенского собора Кремля, 15 сентября 1520 года образ проводили во Владимир вместе с еще тремя копиями-списками (всего четыре иконы). По случаю проводов четырех Богородичных икон был установлен еще один, четвертый праздник чудотворной «Богоматери Владимирской» – 15 сентября – с крестным ходом в Сретенский монастырь .

http://pravoslavie.ru/138332.html

Два года назад участники " Народного Собора " развернули кампанию за возвращение знаменитой чудотворной иконы на ее прежнее место – Спасскую башню Московского Кремля с целью возвращения главной башне страны первоначального исторического облика. В мае 2009 года иконописцем Дмитрием Винокуровым по заказу " Народного Собора " был сделан список знаменитой иконы по сохранившейся старинной литографии. Этот список был освящен в ночь с 23 на 24 мая 2009 года на Патриаршем подворье храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках игуменом Иоанном (Ермаковым). А уже утром 24 мая в праздник Святых Равноапостольных Мефодия и Кирилла участники " Народного Собора " пронесли эту икону крестным ходом до ворот Спасской башни Московского Кремля, где она встречала крестный ход из Успенского собора во главе с Патриархом Кириллом. Причем икона прошла до Спасской башни во главе всего крестного хода. После этого было принято решение привезти этот список чудотворной иконы в Вятку, откуда он прибыл боле 350 лет назад в столицу и пронести его Великорецким крестным ходом. К этому решению участников " Народного Собора " сподвигнул удивительный факт. Несколько лет назад, когда только возник " Народный Собор " , на Патриаршем подворье в Сокольниках, для защиты которого от рейдеров и сплотилось это общественное движение, произошло обновление иконы Николая Чудотворца. Эта совершенно черная икона, подаренная кем-то из прихожан, в течение года совершенно обновилась и приобрела яркий цвет. Примерно в то же время в Вятке в Спасском соборе (он построен на месте Троицкой церкви, в которой находился знаменитый чудотворный образ Спасителя, давший название главной башне Московского Кремля) произошло другое чудесное событие. Здесь также полностью обновилась совершенно потемневшая икона Спаса Нерукотворного, подаренная прихожанином. Прибыв в Вятку, которая до сих пор все еще называется Кировым, участники " Народного Собора " принесли список чудотворной иконы в Спасский собор. Настоятель храма отец Александр Перминов радостно встретил икону и благословил прибывших на крестный ход участников " Народного Собора " .

http://pravoslavie.ru/30744.html

6/19 января. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Служил литургию в храме Христа Спасителя. После богослужения возглавил крестный ход к Москве – реке, где совершил освящение вод. 7/20 января. Служил литургию в храме Николая Чудотворца Новоспасского монастыря. 9/22 января. Служил литургию в Успенском соборе Кремля. 12/25 января. Служил литургию в храме Ермолая на Садовой («на Козьем болоте»). 13/26 января. Служил литургию в храме Николая Чудотворца лицея цесаревича Николая на Остоженке. После богослужения присутствовал на торжественном собрании, посвященном 50 – летию основания лицея. 14/28 января. Служил литургию в храме Николая Чудотворца в Воробьине на Воронцовом поле («на Гостиной горке»), где произнес проповедь «Россия в проказе». («Эти мучительные переживания прокаженных невольно напоминают собою то ужасное состояние, в котором находится ныне наша дорогая родина, страдалица Россия. Все тело ее покрыто язвами и струпами, чахнет она от голода, истекает кровью от междоусобной брани. И как у прокаженного отпадают части ее – Малороссия, Польша, Литва, Финляндия, и скоро от великой и могучей России останется только одна тень, жалкое имя».) 19 января/1 февраля. Патриаршее послание об анафематствовании гонителей Церкви и сеятелей братоубийственной брани. 20 января/2 февраля. Председательствовал в заседании возобновленного после перерыва Церковного Собора. В этот день Совет народных комиссаров принял «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах». 21 января/3 февраля. Служил литургию в храме Воздвижения Креста Господня Алексеевского монастыря. После богослужения произнес поучение. 22 января/4 февраля. Председательствовал на заседании Церковного Собора. Принял депутацию от Братства Петроградских приходских советов. 23 января/5 февраля. Служил литургию в Успенском соборе Кремля и возглавил крестный ход вокруг Кремля. 24 января/6 февраля. Председательствовал на заседании Церковного Собора, где было рассказано о попытке большевиков захватить Александро – Невскую лавру и убийстве при этом протоиерея Петра Скипетрова.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010