СПРАВКА: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Владимирской епархии: священника Константина (Твердислова; 1881 — 1 октября 1937), протоиерея Александра (Крылова; 1892 — 8 января 1938); от Вологодской епархии: протодиакона Иоанна Преображенского (1880 — 11 июня 1938); от Московской епархии: протоиерея Сергия (Успенского; 1878 — 19 декабря 1937), священника Владимира (Покровского; 1871 — 26 февраля 1938), протоиерея Петра (Успенского; 186323 января 1930), протоиерея Иоанна (Лебедева; 1869 — 9 сентября 1937), протоиерея Николая (Соколова; 1877 — 31 октября 1937), протоирея Петра (Никотина; 1889 — 21 октября 1937), диакона Григория (Самарина; 1893 — 12 июля 1940), Виктора (Фролова; 1913 — 21 октября 1937), Иоанна (Рыбина; 1898 — 21 октября 1937), Елизаветы (Курановой; 1877 — 21 октября 1937), Николая (Кузьмина; 1899 — 21 октября 1937), Елизаветы (Крымовой; 1877 — 31 октября 1937), Димитрия Вдовина (1883 -23 июня 1942); от Петербургской епархии: священника Иоанна Петтайя (1894 — 29 января 1919); от Нижегородской епархии: инокини Марфы (Тестовой; 1883 — 26 апреля 1941); от Тобольской епархии: Феодора (Иванова; 1895 — 11 сентября 1937). 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. ЖУРНАЛ 68 В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Кирилла, митрополита Смоленского и Калининградского, председателя Отдела внешних церковных связей, об избрании и интронизации нового Предстоятеля Православной Церкви в Америке.

http://mospat.ru/archive/86344-zhurnaly-...

1861 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 358 Павский – протоиерей. 222 Паисий Величковский , прп.; (1722 – 15 ноября 1794) 354 Пакляр Александр Викентьевич; (23 августа 1873 – 2 января 1938). Сын сельского учителя – эстонца. Окончил Рижскую ДС (1894). С 6 октября 1894 – псаломщик Суйсленской церкви, 2 февраля 1897 рукоположен во священника к Лаймъяльской церкви, с 6 марта 1898 – священник Лайксарской церкви, с 14 марта 1900 – Подисской Свято-Троицкой церкви Рижской епархии, с 7 декабря 1904 – второй священник православной эстонской церкви свмч. Исидора в С.-Петербурге, с 3 января 1918 – настоятель. С 1 июня 1917 – член Епархиального миссионерского совета. В 1917 поступил в Петроградскую ДА. Подвергался арестам 4 августа 1923 и в январе 1926 (год условно). С июля 1935 по 14 ноября 1936 – настоятель Николо-Богоявленского собора, затем служил в Успенской русско-эстонской церкви в Гатчине. Арестован и расстрелян в Ленинграде. См.: Сведения Удаленковой Т. А.; СПб Епархиальные Ведомости. 1995. 14. С. 99; Чуков Н., прот. Один год моей жизни. Страницы из дневника. Публ. В. Антонова.//Минувшее. Исторический альманах. М.-СПб. 1994. Вып. 15. С. 611. 197, 345, 346, 347, 348, 349 Пален Агриппина Христофоровна; (около 1863 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 352, 358, 364, 367 Палладий (Каминский Георгий Михайлович); (20 августа 1896 – 6 июня 1978). Окончил Одесскую ДС (1917), в 1917–1920 обучался в Новороссийском университете. 13 июня 1920 рукоположен во диакона, 20 июня – во священника к Свято-Троицкой церкви Херсонской епархии. С 1927 – настоятель Иоанно-Богословской церкви в Зелено-Проценковых хуторах Херсона, с 1930 – Свято-Николаевскогой церкви в Николаеве. С 1935 работал бухгалтером в гражданских учреждениях. С 1944 – настоятель церкви Всех скорбящих Радости в Одессе. С 1945 – ключарь одесского Ильинского кафедрального собора, преподаватель и духовник Одесской ДС. 12 апреля 1946 пострижен в монашество, с 19 января 1947 – архимандрит. С 30 марта 1947 – епископ Полтавский и Кременчугский, с 15 ноября 1952 – Волынский и Ровенский, с 23 июля 1956 – архиепископ Львовский и Тернопольский, 25 февраля 1959 награжден правом ношения креста на клобуке.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вспомнить о прямом предназначении самого старинного здания города заставило белгородцев начало девяностых годов ХХ века. Тогда по соседству с собором началась реставрация Покровского храма и создание Марфо-Мариинской обители. В начале 1994 года был подписан трёхсторонний договор о передаче Успенско-Николаевского собора монастырю. Но долгожданное событие произошло только через четыре года и после того, как дальнейшей судьбой памятника архитектуры заинтеросовались в Москве и послали запрос в Белгород из федерального Министерства культуры. 18 февраля 1998 года комитетом по управлению государственным имуществом было издано распоряжение за о передаче Успенско-Никольской церкви во владение и пользование Марфо-Мариинской обители. " В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 года " О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества " , постановлением Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности " , в целях сохранности и использования по назначению Успенско-Никольской церкви - памятника истории и культуры. 1. Передать безвозмездно, по договору во владение и пользование Успенско-Никольскую церковь, расположенную по адресу: г. Белгород, ул. Пушкина, 19, являющуюся памятником истории и культуры, относящуюся к федеральной собственности, Марфо-Мариинской обители. 2. Акционерному обществу открытого типа " Колос " (Суханов Е. П.), Марфо-Мариинской обители (Клюйко С. Р.) в установленном порядке, до 1 мая 1998 года осуществить приём-передачу Успенско-Никольской церкви, один экземпляр акта приёма-передачи представить в комитет по управлению госимуществом области... Об исполнении информировать до 10 мая 1998 года. Первый заместитель председателя комитета В. Шамаев " . Справедливости ради надо сказать, что руководство Управления культуры администрации Белгородской области делало попытки реставрировать " уникальное сооружение самого раннего периода каменного культового строительства в г.

http://sobory.ru/article/?object=13465

Белгород. Марфо-Мариинский монастырь. Успенско-Никольский собор. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Появлению Успенско-Николаевского собора на земле белгородской способствовало событие необычное – сам Государь Император Петр I пожертвовал на строительство его сто рублей. Об этом было записано в клировых ведомостях и указана точная дата царской благотворительности – 15 июня 1701 года. Об этом же свидетельствует и небольшая мемориальная доска на стене храма. А собственноручную записку первого российского императора более двухсот лет хранили в алтаре, показывая лишь именитым гостям. Возведение собора завершено в 1709 году. После 1917 года был закрыт, в 1933-1937 гг. в нем размещалась тюрьма, в 50-80-х гг. XX в. Белгородский хлебозавод. В мае 1998 года был передан РПЦ и в нем началась реставрация. Восстановлен и освящен архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном 26 декабря 2005 года. В 1993 году при храме основан Марфо-Мариинский женский монастырь. 15 июня 1701 года Государь Император Петр I пожертвовал на строительство Успенско-Николаевского собора сто рублей, o чем свидетельствует запись в клировых ведомостях и небольшая мемориальная доска на стене храма. В 1709 году возведение собора завершено. После революции 1917 года Успенско-Николаевский собор закрыт, в 1933-1937 годах в здании размещалась тюрьма, в 50-80-х годах XX века - Белгородский хлебозавод. В 1993 году открыто подворье, которое 28 декабря 1999 года преобразовано в Белгородский женский монастырь во имя Святых Марфы и Марии. В мае 1998 года полуразрушенный храм возращен Русской Православной Церкви. 26 декабря 2005 года восстановленный храм освящен архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном. Священнослужители обители окормляют заключенных ИТК строгого режима в поселке Сосновка. Успенско-Николаевский собор города Белгорода слышал много похвал и красивых эпитетов. О нём любили рассказывать и писать паломники, церковнослужители, археологи - многие, кто бывал и молился в этом соборе и в XVIII, и в XIX, и в ХХ веках.

http://sobory.ru/article/?object=13465

Теперь обратим внимание на внутреннюю сторону храма. Широкая зала разделена на две части, северную и южную, столбами, между которыми ставятся в зимнее время стелянные перегородки, чтобы была теплою южная часть залы, где алтарь Николая Чудотворца. Этот алтарь отделяется от залы старинным позолоченным иконостасом в пять ярусов икон. В северной зале на восточной стороне, между аркою, ведущею в большой квадрат, и северною стеною залы, в углу приставлен новый алтарь во имя Иоанна Предтечи в 1851 году... Иконостас алтаря Успения Божией Матери старинной резной работы, вызолоченный листовым золотом, о шести ярусах икон... На северной и южной стенах находятся стенные иконы Иисуса Христа страждующего, на западной стене около входа картина Архангела Михаила, поражающего сатану, и икона Николая Чудотворца. Над хорами изображена вечеря Господня. Эта древняя живопись сохранилась до настоящего времени... " Потом автор снова сравнивает Успенско-Николаевский собор с новыми храмами. Для него это храмы, построенные в 1850 - 1870-х годах, и делает вывод: " ... очевидно, что Успенский собор города Белгорода по многим частям своим не имеет сходства с новыми храмами. Такие храмы, какой Успенско-Николаевский собор, встречаются в древних русских городах и строились в XVI-XVII столетиях, а отдельные черты подобной архитектуры попадаются на северо-востоке России из времени до монгольского нашествия... Мы по справедливости можем поставить Успенско-Николаевский собор Белгорода в ряд замечательных памятников церковной архитектуры " . Да! Успенско-Николаевский собор был славен не только своей историей и своей архитектурой, но и благолепием, и богатством. Книги богослужебные были пожалованы императорами и Великими князьями. Евангелия в дорогих окладах, московской печати 1685, 1698, 1701 и 1716 годов. Утварь церковная - серебряная, дарохранительницы оловянные, необычный подсвечник с надписью на арамейском языке, привезенный кем-то из Иерусалима... В 1911 году В. Машуков, публикуя в журнале " Русский паломник " свои заметки " Белгород и его святыни " , указывает на особенность старинного собора: " высокий деревянный иконостас... с позолоченным двуглавым орлом над Царскими вратами. Иконостасы в обоих приделах, находящихся в трапезе, уже новые, но над Царскими вратами правого Николаевского придела также утвержден орел. Орлы помещены на Царских вратах, вероятно, в воспоминание того, что император Петр I жертовал 100 рублей на строение храма... "

http://sobory.ru/article/?object=13465

618. Беседа о псалмопении. 1863. II. 382. III. 382. 619. Беседа об утверждении евангелия. 1863. III. 395. 620. Беседа о том, что опасно и для поучающих и для слушающих проповедывать с угодливостью. 1863. III. 412. 621. Беседа о том, что нужно часто ходить в церковные собрания для очищения грехов своих. 1863. III. 431. 622. Беседа о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может. 1863. III. 446. 623. Беседа первая об утешении при смерти. 1863. III. 487. 624. Беседа вторая об утешении при смерти. 1863. III. 497. 625. Беседа о воскресении мертвых. 1863. III. 511. 626. Беседа первая в похвалу св. апостолу Павлу. 1863. III. 540. 627. Беседа вторая в похвалу св. апостолу Павлу. 1863. III. 551. 628. Беседа третья в похвалу св. апостолу Павлу. 1863. III. 559. 629. Беседа четвертая в похвалу св. апостолу Павлу. 1863. III. 567. 630. Беседа пятая в похвалу св. апостолу Павлу. 1863. III. 584. 631. Беседа шестая в похвалу св. апостолу Павлу. 1863. III. 596. 632. Похвальное слово всем святым мученикам. 1864. I. 3. 633. Беседа о святых мучениках. 1864. I. 14. 634. Беседа в день святых мучеников. 1864. I. 29. 635. Беседа в память св. мученика Васса. 1864. I. 36. 636. Похвальное слово Мелетию, архиепископу антиохийскому. 1864. I. 47. 637. Похвальное слово святому Евстафию, архиепископу антиохийскому. 1864. I. 57. 638. Похвальное слово св. великомученице Дросиде. 1864. I. 72. 639. Похвальное слово св. мученику Юлиану. 1864. I. 93. 640. Беседа в память св. священномученика Фоки. 1864. I. 112. 641. Беседа в память святого священномученика Вавилы. 1864. I. 126. 642. Беседа о святом священномученике Вавиле. 1864. I. 136. 643. Похвальное слово св. мученикам Иувентину и Максиму. 1864. II. 219. 644. Похвальное слово св. мученицам Виринее и Проскудии и матери их Домнине. 1864. II. 241. 645. Беседа в память тех же святых мучениц. 1864. II. 259. 646. Похвальное слово св. мученице Пелагее. 1864. II. 266. 647. Беседа в память той же святой мученицы. 1864. II. 278. 648. Похвальное, слово св. мученику Лукиану. 1864. II. 282.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

–1930: 22 .02(07.03).1930–29.05(11.06).1930: Феодор Баженов 1930–11(24).06.1931: Палладий Бельтюков 1931–1933: 1933–1934: Сергий Иванцов Иркутская 26 .01(08.02).1916–03(16).12.1918: Иоанн Смирнов 07(20).12.1918–1919: Зосима Сидоровский, в. у. 1919–1923: междуархиерейство 1923–1924: Анатолий Каменский 10(23).07.1924–04(17).08.1924: Иоанн Братолюбов в. у 02 .1924–27.11(10.12).1925: Гурий Степанов 1925–1926: Ираклий Попов, в. у. 1926–1927: Евсевий Рождественский, в. у. 02(15).09.1927–24.04(07.05). 1929: Киприан Комаровский в. у. 24 .04(07.05).1929–25.06(08.07).1930: Варсонофий Лузин 25 .06(08.07).1930–03(16).06.1933: Дионисий Прозоровский 11 (24).06.1933–09.1937: Павел Павловский 1937–1943: 11 .1943–1943: Филипп Ставицкий 13(26).02.1943–21.05(03.06).1948: Варфоломей Городцов, в. у. Иркутская (обн.) 11(24).09.1922–31.05(13.06).1923: Николай Чижов 1923–1925: Василий Виноградов , в. у. 1925–1926: Василий Виноградов 1927–1928: Илия Фокин 1928–1930: Владимир Злобин 09 .1930–08(21).01.1931: Пётр Добринский 08(21).01.1931–20.10(02.11).1932: Алексий Копытов 1932–1934: 1934–24.04(07.05).1938: Константин Знаменский Ишимская (обн.) 05(18).09.1923–21.08 (03.09).1926: Алексий Копытов 1926–1926: Константин Спасский 28 .08(10.09).1926–01(14).02.1928: Константин Запрудский 1927–1927: Александр Филиппов 15(28).02.1928–1928: Евгений Добротин 11(24).04.1928–16(29).11.1929: Иннокентий Копейкин 1929–1930: Михаил Орлов , в. у. 1929–1931: 04(17).05.1931–1931: Николай Кратиров 1931–23.07(05.08).1936: Александр Филиппов, паки 23 .07(05.08).1936–13(26).02.1937: Николай Чудновцев Кабановская (обн.) 02(15).07.1923–17(30).09.1924: Георгий Георгиевский Кавказская и Черноморская см. Ставропольская Кавказская (обн.) см. Ставропольская (обн.) Казанская 10(23).12.1910–1919: Иаков Пятницкий 1911–1911: Алексий Дородницын , в. у. 1919–04.1922: Кирилл Смирнов 1922–1925: 1925–1925: Митрофан Поликарпов, в. у. 1925–1930: 1930–1930: Иоанн Широков, в. у. 1930–1930: Ириней Шульмин, в. у. 24 .04.(07.05).1930–10(23).03.1933: Афанасий Малинин

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Некоторые из этих описаний, слава Богу, сохранились. Для нас же особенно ценно описание этого старинного собора Г. Введенским. Церковно-археологическая заметка этого автора была опубликована в " Курских епархиальных ведомостях " за 1879 год в 19. Церковно-археологическая заметка предлагалась в память усопшего протоиерея Василия Ильинского, который служил в " царском соборе " , составлялась она по его благословению и при его участии. Вот выдержки из этой заметки: " Успенско-Николаевский собор в городе Белгороде - замечательный храм в истории русской церковной архитектуры. По времени построения он древнее многих русских церквей; по системе или плану постройки он во многом отличен от церквей новых, которые строились в настоящем и прошлом столетиях. Основание собора соединено с именем великого преобразователя русской жизни Петра Первого, а год основания с замечательным событием - началом Северной войны России со Швецией. Над западными дверями собора крупная надпись говорит: " Собор основан Петром Великим в 1701 году " . Все существующие описи также указывают на один год основания, а окончание относят к 1703 году. В соборе хранится рукопись в обрезной лист следующего содержания: " в 1701 году в 15 день июня великий Государь, Царь и Великий князь Пётр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, пожаловал на своё царское богомолие на строение каменныя церкви Успения Пресвятыя Богородицы да великого чудотворца Николы, что строитца в Белгороде в солдатской слободе, вкладу сто рублев денег " . Имя, звание и положение записавшего факт - неизвестны. Со времени построения собор изменился только в незначительных частях... Успенско-Николаевский собор - храм кирпичный. Новые церкви состоят из трёх частей: притвора, средней части и алтаря. Успенский собор состоит из четырёх крупных частей, если не считать пятого, - открытое крыльцо, которое в древних храмах считалось особою частью, назначавшеюся для кающихся первой степени, так называемых припадающих. Крупные части собора: притвор или помещение под колокольней и четырёхугольником, вторая меньшая зала в четырёхугольнике и алтарь в честь Успения Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=13465

    ЖУРНАЛ   СЛУШАЛИ: сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси о встрече с Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином II .   СПРАВКА: 24 марта В Патриаршей резиденции в Переделкине Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял Предстоятеля Армянской Апостольской Церкви, Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II . В ходе состоявшейся беседы были обсуждены различные аспекты межцерковных отношений и перспективу проведения в Москве летом 2006 года саммита мировых религиозных лидеров, с инициативой которого выступила Русская Православная Церковь. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Считать полезной состоявшуюся встречу в контексте диалога Русской Православной Церкви и Армянской Апостольской Церкви. 3. Отметить положительное значение состоявшегося визита для укрепления братских связей между народами наших государств.     ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного Архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Амвросия об освобождении игумена Викторина (Кривоногова) от обязанностей настоятеля Успенско-Казанского мужского монастыря села Кузнецово Шуйского района Ивановской области и о назначении на эту должность игумена Илариона (Кайгородцева). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить игумена Викторина (Кривоногова) от должности настоятеля Успенско-Казанского мужского монастыря села Кузнецово Шуйского района Ивановской области. 2. Назначить игумена Илариона (Кайгородцева) настоятелем Успенско-Казанского мужского монастыря села Кузнецово Шуйского района Ивановской области. СЛУШАЛИ: 2. Прошение Преосвященного Архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Амвросия о назначении монахини Марии (Перепеча) настоятельницей Свято-Введенского женского монастыря г. Иваново. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить монахиню Марию (Перепеча) настоятельницей Свято-Введенского женского монастыря г. Иваново. СЛУШАЛИ: 3. Прошение Преосвященного Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония об освобождении архимандрита Серафима (Брыскина) от должности наместника Свято-Успенского мужского монастыря г. Красноярска.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202897...

Белгороде " ещё в 1995 году. Даже был заключён договор между Управлением культуры и проектно-изыскательским кооперативом по реставрации памятников истории и культуры " Свод " города Москвы на проведение научно-проектных работ по реставрации Успенско-Николаевского собора в г. Белгороде по ул. Пушкина. Группа архитекторов из Москвы приехала для проведения проектных работ. После чего была составлена пояснительная записка, в которой сообщалось: " К началу договора в 1995 году хлебозавод ещё не был выселен, поэтому натурные исследования производились в памятнике, занятом хлебозаводом и продолжающем работать, т.е. выпекать хлебобулочные изделия... Сделать архитектурно-археологические обмеры не предоставилось возможности, по этой же причине нельзя было сделать исследование памятника зондажами и шурфами. К началу исследований Успенско-Николаевский собор был подвержен очень большим искажениям, утратам, обстроен современными пристройками. Более того, для обслуживания печей для выпечки хлеба в трапезной, в северной стене, в разломах установлены четыре печи, пристроена котельная. Утрачено пятиглавое завершение четверика храма, утрачена шатровая колокольня, от которой сохранилась только часть нижнего яруса... Переделаны крыши на всех объектах памятника. Оконные и дверные проёмы частично заложены, видоизменены. В интерьерах помещений церкви также имеются значительные переделки... " Было принято решение - разобрать все существующие современные пристройки вокруг церкви, так-как они искажают и уродуют памятник архитектуры, мешают его восприятию. Объёмно-пространственная композиция соборной церкви должна быть выявлена в первоначальном виде, т. к. представляет исключительный интерес исторического памятника, сохранившегося уникального сооружения самого раннего периода культового сооружения в г. Белгороде... Было заявлено, что " ... храм дожен быть отреставрирован только в результате полной реставрации, что требует соответствующей подготовки производителя работ и соответствующего финансирования " .

http://sobory.ru/article/?object=13465

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010