В композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев» (на иконах и эстампах) Л. представлен в левой группе преподобных, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах: святого изображают в 3/4-ном повороте к центру в 3-м ряду, 2-м от края, между преподобными Онисифором, исповедником, и Моисеем Угрином; Л. в клобуке, с окладистой седой бородой. Так он показан, напр., на иконах: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ); посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ); кон. XVIII - нач. XIX в. (собрание банка «Интеза», Виченца, Италия); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); XVIII-XIX вв. из ЦМиАР (средник 3-створчатого складня «Собор Киево-Печерских святых. Праздники»); сер. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского женского мон-ря в Александрове); 1-й пол. XIX в. палехской из частного собрания (Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87); посл. четв. XIX в. из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария) и др. На гравюрах: И. Гочемского (работал в тип. Почаевской лавры, 2-я треть XVIII в.; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. 1505. С. 622 (46-й)); В. Белецкого (1751; Там же. 1508. С. 623; 1756, РГБ); М. Нехорошевского (сер. XVIII в.; Там же. 1509. С. 623); И. Кончаковского (1771, 1774; Там же. 1510. С. 623); Г. Проценко (1821; Там же. 1511. С. 624) и проч. (экземпляры в РНБ, ГМИИ и др.); на хромолитографии мастерской Киево-Печерской лавры (1894, РГБ). В композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев» образ Л. не индивидуализирован, возрастная характеристика, а также наличие куколя на голове, как правило, сохраняются. Положение фигуры Л. может варьироваться (в пределах группы преподобных Ближних пещер). Так, напр., на гравюре с раскраской 1-й трети XIX в. (оттиск в ГЛМ) образ святого помещен крайним в 4-м ряду, причем в нимбе значится надпись: «Пр Лука игум». На раскрашенной литографии 1883 г. московской мастерской А. Абрамова (ГРМ) Л. изображен во 2-м ряду, у него темная с проседью окладистая борода. В 3-м ряду рядом с игум. прп. Никоном Л. изображен на хромолитографии 1903 г. московской мастерской И. Д. Сытина (ц. вмц. Варвары в Казани). На хромолитографии кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра) иконография «Собор Киево-Печерских чудотворцев» восходит к традиц. гравюрам XVIII в.

http://pravenc.ru/text/2110790.html

Облик О. описан в Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в. (среди 130 Киево-Печерских преподобных; все без указания дней памяти): «Сед, брада Феодосиева (прп. Феодосия Киево-Печерского,- Авт.), на главе клобук черн, риза преподобническая дичь, испод празелень, руки у сердца, наперекрест, правую на левую наложил» (БАН. Строг. 66. Л. 313, «правая страна», 36-й; то же в т. н. Клинцовском подлиннике - РНБ. Тит. 4765, кон. XVIII в.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. 383. С. 188-189). Данное описание является одним из ранних известных примеров фиксации в иконописном подлиннике «соборной» иконографии Киево-Печерских чудотворцев, сложение которой происходило в 80-е гг. XVII в. на фоне установления в этот период почитания Собора всех Киево-Печерских преподобных отцов. По замечанию Д. А. Ровинского, первые гравюры с композицией «Собор Киево-Печерских святых» датируются кон. XVII в. и 1-й пол. XVIII в. ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1506; 1507). Вне зависимости от техники исполнения (эстампы, иконы, эмалевые образки) в изображениях композиции «Собор Киево-Печерских святых», следующих традиц. схеме, образ О. узнается по ряду признаков - основным является устойчивое место в композиции: преподобный находится в левой группе святых, почивающих в Ближних пещерах, к-рую возглавляет прп. Антоний Печерский, в 11-м снизу ряду, вторым в «пятерице» преподобных, за прп. Нектарием Послушливым (Послушником) и перед преподобными Паисием Пустынником, Спиридоном Чудотворцем и Прохором Лободником; как и все святые этой «пятерицы», обращен в 3/4-ном повороте вправо, к центру. О. представлен обычно оплечно (или оглавно, часть лика может быть скрыта нимбом святого из нижерасположенного ряда), на голове - куколь (или клобук); средовеком (реже седовласым старцем), с незначительной проседью в темных волосах, с бородой средней длины; в нимбе при имени надпись «Молчальник». К традиц. варианту иконографии относятся гравюры (напр., 1756 г. Василия Белецкого (РГБ); сер. XVIII в. Мартина Нехорошевского (Там же. С. 621. 1509); 1771 (1774) г. Иоанна Кончаковского (Там же. 1510) и мн. др. (Там же. С. 621. 1505. С. 623. 1511-1518; Кн. 4. С. 761. 1505 а; С. 761-763. 1517)); иконы (напр., из Киево-Печерской лавры, 2-я пол. XVIII в., НКПИКЗ (Православная икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117); посл. трети XVIII в. (1771 г.?), ИОХМ (Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28); из мастерской Киево-Печерской лавры, 1-й трети XIX в., КБМЗ, и сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове; иконописца из посада Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (ныне город в Брянской обл.), 2-я пол. XIX в., собрание Ф. Р. Комарова, и мн. др.); литографии (напр., 1893 г., ГЛМ; хромолитография кон. XIX - нач. XX в., Почаевская Успенская лавра) и мн. др.).

http://pravenc.ru/text/2578445.html

В составе святых на иконах «Собор Киево-Печерских святых» М. изображен в правой группе преподобных Дальних пещер замыкающим 5-й ряд, за преподобными Ипатием Целебником, Павлом Послушливым, Кассианом и Руфом Затворниками. Как правило, это оплечный образ святого, вполоборота влево, в монашеском клобуке, с окладистой бородой с проседью. Наиболее ранняя композиция «Собора Киево-Печерских святых» представлена на киевской гравюре В. Белецкого (1751; 1756 - РГБ): М. изображен оплечно, в 3/4-ном повороте, обращенным влево, к центру; старец с окладистой бородой, вьющимися седыми волосами чуть ниже ушей, со спадающей на высокий лоб прядью (куколь лежит на плечах). Данный тип изображения, а также месторасположение М. в композиции повторяются на ранних иконах «Собор Киево-Печерских святых», напр. на иконах: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116. Ил. на с. 117); посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ - Крючкова Т. А. Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ. М., 1991. С. 62. Кат. 28), автор которой несколько усилил (в нек-рых случаях утрированно) заданную первоначальной иконографией характеристику каждого образа: так, М. представлен в профиль, с устремленным вверх взором; сер.- 2-й пол. XVIII в. из ц. св. Иоанна Предтечи в г. Саранске (Мордовский республиканский объединенный краевед. музей; Фролов Д. В. Шедевры неизв. мастеров: Иконы XVII-XVIII вв. из собр. МРОКМ им. И. Д. Воронина. Саранск, 2012. Кат. 13. Ил. на с. 65). К раннему варианту иконографии восходят и изображения «Собора Киево-Печерских святых» в XIX в., напр.: на палехской иконе (1-я пол. XIX в., частное собрание; в подписях имен в нимбах опущены эпитеты, данные по характеру подвига преподобных; Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87); на иконе из мастерской Киево-Печерской лавры (сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); на ростовской эмалевой иконе (3-я четв. XIX в., Нововалаамский мон-рь, Финляндия); на тонолитографии (1893, ГЛМ).

http://pravenc.ru/text/2561970.html

Над ракой со св. мощами О. в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры находится единоличный образ святого, написанный в 40-х гг. XIX в. (с поновления кон. ХХ в.) в лаврской иконописной мастерской под рук. иером. Иринарха . Преподобный представлен по пояс, в развороте вправо, на нем ряса и мантия, голова не покрыта, пряди слегка вьющихся каштановых волос лежат на плечах, в небольшой окладистой бороде видна проседь; левая рука приложена к груди, правой, на кисти к-рой четки, прижимает к себе закрытую книгу, с заложенным между страницами указательным пальцем. В монументальной живописи изображение О. помещено в группу святых XII в. в росписи иеродиаконов Паисия и Анатолия (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010) в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского, в Почаевской Успенской лавре. Изображение О. имеется в масштабной соборной композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) в 30-50-х гг. XX в. (иконы из ТСЛ, СДМ; в т. ч. на иконах кон. XX - нач. XXI в., восходящих к этой композиции) - в группе чудотворцев Ближних пещер ( Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239). Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2578445.html

2 января издание «Обозреватель» сообщило, что Успенский собор и Трапезная церковь Киево-Печерской лавры, где проходят службы УПЦ, закрыты и опечатаны . По информации наместника Киево-Печерской лавры митрополита Павла, с 1 января 2023 года священнослужителям УПЦ закроют доступ в Трапезную церковь и Успенский собор, поскольку руководство культурного заповедника отказалось продлить с церковью договоры пользования. В УПЦ выражали опасения, что власти собираются передать оба храма раскольнической т.н. ПЦУ. В последнее время украинские власти активизировали действия, направленные против УПЦ. С конца ноября Служба безопасности Украины проводит обыски в ее храмах и епархиях по всей стране. Нескольким иерархам предъявлены обвинения в госизмене, подрывной деятельности, «распространении среди прихожан тезисов пропагандистского характера». 1 декабря 2022 года президент Владимир Зеленский ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины, направленное, по сути, на запрет УПЦ. В частности, указом поручено внести в парламент законопроект о запрете религиозных организаций, «аффилированных с центрами влияния в РФ», и обеспечить проведение экспертизы Устава УПЦ на наличие церковно-канонической связи с Московским Патриархатом. Позднее группа депутатов зарегистрировала на сайте президента петицию с призывом поддержать законопроект о запрете деятельности на Украине «подчиняющихся России учреждений», который позволит лишить УПЦ права аренды Киево-Печерской лавры. Петиция набрала необходимые 25 тыс. подписей и должна быть рассмотрена президентом. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/05/re...

Сщмч. Лукиан и Киево-Печерские святые. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». 50-е гг. ХХ в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница ТСЛ) Сщмч. Лукиан и Киево-Печерские святые. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». 50-е гг. ХХ в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница ТСЛ) В композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев» изображение Л. входит в правую группу преподобных, почивающих в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Оплечный образ святого в клобуке, с пышной бородой с небольшой проседью в традиц. варианте, представленном на иконах и эстампах начиная со 2-й пол. XVIII в., размещали во 2-м ряду 3-м от края, рядом с преподобными Агафоном чудотворцем (слева) и Титом воином (справа). К таким вариантам извода композиции относится целый ряд икон и гравюр. Напр., иконы: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ); посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ); кон. XVIII - нач. XIX в. (собрание банка «Интеза», Виченца, Италия); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); сер. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); на палехской иконе 1-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87) - на голове Л. куколь островерхой формы; посл. четв. XIX в. из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария) и др. На гравюрах: И. Гочемского (2-я треть XVIII в., см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. 1505. С. 622 (71-й)); В. Белецкого (1751; Там же. 1508. С. 623); М. Нехорошевского (сер. XVIII в.; Там же. 1509. С. 623); И. Кончаковского (1771, 1774; Там же. 1510. С. 623); Г. Проценко (1821; Там же. 1511. С. 624) и проч. (экземпляры в РНБ, ГМИИ и др.); на гравюре с раскраской 1-й трети XIX в. (оттиск в ГЛМ); на хромолитографии кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра). В ряде случаев местоположение фигуры святого в композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев» изменено (в пределах группы преподобных Дальних пещер).

http://pravenc.ru/text/2110837.html

Ранней традиции изображения следует композиция икон «Собор Киево-Печерских чудотворцев»: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ), 1-й трети XIX в. (КБМЗ), сер. XIX в., из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского женского мон-ря в Александрове). Схема извода сохранена и на иконе посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ), однако на ней М. предстает юным, безбородым, с короткими темными вьющимися волосами. На иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР) образ святого помещен между изображениями преподобных Никифора и Герасима. Неясным остается замысел переработки композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев» на московской иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. В результате изменений святые из правой и левой групп, традиционно разделяемых по принципу местонахождения мощей в пещерах Дальних и Ближних соответственно, представлены в произвольном порядке. Так, святой с куколем на голове и с надписью в нимбе: «Makapiй» - находится в правой группе святых, традиционно связываемой с изображениями преподобных, почивающих в Дальних пещерах лавры; этот образ можно идентифицировать как образ М. благодаря традиционно изображаемым рядом с ним преподобным Еразму и Варлааму. На эмалевых иконах «Собор Киево-Печерских чудотворцев» образы святых в верхних рядах, как правило, не распознаются из-за отсутствия подписей. Однако благодаря устойчивости иконографии М.- старца с непокрытой головой - и постоянству его расположения в этой композиционной схеме образ святого узнаваем, напр. на эмалевой иконе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия). В монументальной живописи изображение М. встречается в группе святых XII в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (художники иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010): у святого рыжеватая, разделенная надвое борода средней длины, на голове куколь.

http://pravenc.ru/text/2561298.html

В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике З. сказано: «Сед, брада Николина, на главе схима, риза преподобническая, испод киноварь разбелен, руки у сердца накрест» (БАН. Строг. 66. Л. 317, «левыя страны» 27-й). На надгробной иконе 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры у раки З. в Дальних (Феодосиевых) пещерах Киево-Печерской лавры он изображен вполоборота вправо, читающим при свете свечи, в монашеском одеянии с куколем на голове, левая рука положена на раскрытую книгу, правая возле груди. Святой показан старцем с седоватой бородой средней величины, щеки впалые, взор опущен к страницам книги, в надписи назван постником. З. представлен в нек-рых произведениях в сюжете «Собор Киево-Печерских святых» в правой группе, за прп. Феодосием Киево-Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (см., напр., лист 1505 - Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 622). Его изображение с надписью: «п Зинон схимник» - помещено в 4-м ряду 2-м слева, за прп. Иосифом многоболезненным: на гравюре 1-й четв. XIX в. (РГБ); на большом эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии) - в куколе, надпись на нимбе: «п. зинон[ъ] схимник»; на иконе посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария) - с русой бородой; на тоновой литографии 1893 г. (ГЛМ) и хромолитографии 1894 г., напечатанных в Киево-Печерской лавре (РГБ),- с окладистой бородой. На иконе 2-й пол. XIX в. из частного собрания («И по плодам узнается древо...»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альб.-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. средовек с именем Зинон помещен в левой группе святых (за прп. Антонием Киево-Печерским) в 5-м ряду 2-м справа вполоборота к центру, голова покрыта куколем. На иконе «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере преподобного Феодосия» 1890 г. работы лаврской иконописной мастерской, находящейся при нижнем входе в Дальние пещеры, З. изображен во 2-м ряду в небольшом повороте вправо как средовек с округлой бородой средней величины с небольшой проседью, в куколе, десница возле груди (пальцы сложены для крестного знамения?); на нимбе надпись: «Прп[д]: Зинонъ постник». Образ З. включен в группу подвижников Дальних (Феодосиевых) пещер XIV в. в стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре (живопись в акад. стиле кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В ряду чудотворцев Дальних пещер З. изображен также в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной по благословению свт. Афанасия (Сахарова) иконописцем мон. Иулианией (Соколовой) , в частности на иконах 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), на повторениях этой иконографии кон. XX - нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/199845.html

Подобный случай имел место, в частности, около Днепропетровска, когда архиепископ Иосаф, придя в женский монастырь во время проскомидии, войдя в алтарь, положил Агнца в карман рясы и объявил, что литургии не будет. Заслуживает внимания, что этот сговорчивый Владыка через год был назначен на Киевскую митрополичью кафедру. Как уже было сказано, в Патриархии после устранения Митрополита Николая не было ни одного человека, который был способен хотя бы шевельнуть пальцем в защиту Церкви. Дело здесь было не столько в невозможности, сколько в нежелании. Наиболее инертным и беспомощным был Пимен Извеков (нынешний Патриарх). Человек запуганный и по натуре пассивный, он буквально боялся слово сказать не по нраву представителей власти. «Что же лезть на рожон!» «Лбом стену не прошибить!» Таковы были обычные афоризмы в устах «Управляющего делами Патриархии», а потом и нового Митрополита Крутицкого. Несколько лучше обстояло дело на периферии. В епархиях были отдельные архиереи, которые не боялись противостоять власти. В первую очередь здесь надо назвать недавно почившего архиепископа Ермогена Голубева. Кондовый церковник, сын профессора Киевского университета. По окончании гимназии в родном Киеве юноша Голубев поступает в Московскую Духовную Академию. В 1920 году, будучи пострижен в монашество и рукоположен в священный сан лично Патриархом Тихоном, иеромонах Ермоген отправляется в родной Киев. Здесь он вскоре становится наместником Киево-Печерской Лавры. Киев переживал в это время период церковной смуты. Помимо обновленческого раскола здесь имело широкое распространение украинское автокефальное движение (национальное движение, стоявшее за полный отрыв от Русской Церкви), представители которого совершали богослужение на украинском языке и возглавлялись неканоническими, рукоположенными без соблюдения иерархического преемства епископами, почему в народе они назывались «самосвятами». В Киево-Печерской Лавре часть братии была обновленческой. Обновленческим был и знаменитый, взорванный впоследствии во время войны Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Оставшаяся верной Патриарху часть братии совершала богослужения в церкви св. Блаженной Княгини Ольги. Здесь и водворился иеромонах Ермоген, вскоре занявший место наместника Киево-Печерской Лавры в сане архимандрита. Положение наместника осложнялось еще тем, что Митрополит Киевский Михаил непрестанно арестовывался и бывал на воле лишь в краткие промежутки между пребыванием в киевских тюрьмах и ссылках. Молодой архимандрит становится фактически главой Киевской епархии, что литургически подчеркивалось тем, что он во время богослужения имел облаченный архиерейский посох.

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-novog...

Л. возглавлял специальную комиссию по обследованию архитектурных памятников Киево-Печерской лавры (с 1880), входил в состав регулярной комиссии по обновлению Софийского собора (1881-1896). Среди киевских храмов, обследованных под рук. или при участии Л., также церковь на Кудрявце (1878), к-рую Л. на основании письменных источников идентифицировал как ц. св. Симеона, Кирилловская ц. (нач. 80-х гг. XIX в., 1889), ц. Спаса на Берестове (1881), в к-рой сохранилась древняя центральная часть, Никольский военный собор (1884, 1887), Михайловский собор Златоверхого мон-ря (1888), Троицкая надвратная ц. Киево-Печерской лавры, Михайловская ц. в Выдубицком мон-ре, Успенская ц. на Подоле; он руководил раскопками на усадьбе Васильевской (Трехсвятительской) ц. (1884). Л. проводил архитектурно-археологические исследования: в Переяславе (1888), где изучал остатки каменного храма, открытые на месте деревянной Успенской ц.; в Успенской ц. в Каневе (1892); церкви вблизи с. Лунёвка Обоянского у. Курской губ. (1885). В 1898 г. он начал исследование черниговского Спасо-Преображенского собора. П. А. Лашкарёв. Фотография. 3-я четв. XIX в. П. А. Лашкарёв. Фотография. 3-я четв. XIX в. Натурное изучение памятников домонг. времени позволило Л. создать на базе стратиграфических наблюдений за особенностями кладки стен и сводов основу для хронологии архитектуры этого периода. Т. о. он разрешил одну из важнейших проблем рус. церковно-архитектурной археологии - определение критериев древности объекта. В частности, в докладе на I Археологическом съезде 17 марта 1869 г. Л. отнес создание Троицкой надвратной ц. Киево-Печерской лавры к нач. XII в. (называя ее план простым и типичным для церквей Суздальской земли XII в.), что подтвердилось в ходе реставрационных работ в 1881 г. При одновременном реставрационном ремонте Великой лаврской церкви оказалось, что к древнейшим частям здания относятся главная и сев. апсиды, зап. стена и включенная позднее в общий объем собора соседняя ц. св. Иоанна Предтечи, по образцу древнего фонаря которой были возведены купола Великой церкви Л.

http://pravenc.ru/text/2463201.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010