Тот 1956 год запомнился одесситам навсегда. Такого в Одесса не видела никогда. В этот год дважды: 21 апреля и 1 ноября вся Одесса вышла прощаться со своими любимыми и почитаемыми гражданами города. В течение пяти дней Одесса и десятки тысяч людей прощались с владыкой Никоном. На отпевании в храме святых Натальи и Андриана и на всем Французском бульваре стояли десятки тысяч жителей города-героя и приехавших с епархий, где до этого служил владыка Никон. После отпевания гроб с почившим владыкой Никоном на руках более шести километров несли в кафедральный Свято-Успенский собор, который владыка восстанавливал. По дороге служили панихиды. Все остановилось. Одесса осиротела. Замерла. И прощалась с архиепископом Никоном и через полгода с академиком Филатовым как со своими родными людьми – отцами-заступниками. Все: верующие и неверующие; русские и украинцы, евреи, армяне, греки и молдаване; моряки-краснофлотцы и торговцы с Привоза, ювелиры и партийные работники, совслужащие и одесские воры; домохозяйки, дети и старики – все собрались на Французском бульваре у храма святых Натальи и Андриана и прошли скорбной рекой прощания до Успенского собора. А при прощании с Владимиром Петровичем Филатовым все стояли в бесконечной очереди у областной филармонии. Одесса прощалась с почившими своими утешителями и спасителями, с которыми они прозревали и физически, и духовно. Так многолюдно в общем горе люди прощались 21 апреля 1956 г.с архиепископом Херсонским и Одесским Никоном (1902-1956), а 1 ноября – с академиком Владимиром Петровичем Филатовым (1875-1956). Вся бесконечная река людского горя начиналась у этой небольшой церкви святых мучеников Адриана и Натальи, издали похожей на корабль. Прихожанином этого храма был всемирно известный врач академик В.П. Филатов. По Божиему промыслу, Институт глазных болезней и тканевой терапии, им созданный, и маленький домик, где жил гениальный врач, тоже находились рядом с храмом. На Французском (тогда Пролетарском) бульваре. В воскресные дни и на праздники академик всегда молился в этом храме; каждый день, по дороге на работу, обязательно заходил в храм, в дни тяжелых операций заказывал молебен. А после окончания операции – благодарственный молебен.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/19/dv...

Расписание богослужений: ежедневно – 8.15 – молебен у Касперовской иконы Божией Матери, 9.00 – литургия, 17.00 – вечернее богослужение; воскресные и праздничные дни – 7.00 ранняя литургия, 9.30 – поздняя литургия, 17.00 – вечернее богослужение с акафистом Успению Божией Матери. Акафисты в пятницу – 7.00 Касперовской иконе Божией Матери; вторник, в 17.00 акафист праведному Ионе Одесскому; понедельник – Владимирской иконе Божией Матери, четверг – Святителю Николаю, пятница – 17.00 свт. Иннокентию. Престольные праздники [ править править код ] Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа Местонахождение [ править править код ] Адрес: Украина, Одесса, ул. Преображенская, 70 Телефоны: (048)7258255 Где остановиться [ править править код ] Свято-Иверский Одесский мужской монастырь [ править править код ] Гостиница для паломников при Свято-Иверском мужском монастыре рассчитана на 100-200 человек. На 1-ом этаж расположена трапезная для паломников и прихожан. После богослужения можно сытно и вкусно поесть монастырскую пищу. В трапезной широкий ассортимент овощных и рыбных блюд как не постных, так и постных. Забронировать номер, узнать больше о паломнической гостинице Одесского Свято-Иверского мужского монастыря, а также заказать и провести поминальные обеды в трапезной паломнической гостиницы Вы можете позвонив Елене по телефону +38 (063) 771-41-11 или +38 (048) 700-11-41 . Адрес: Украина, г. Одесса, 65121 просп. Маршала Жукова, 10/10 (Школьный аэродром) Проезд: маршрутка 214 (конечная у ворот монастыря),маршрутка 210 (конечная и пройти пешком),маршрутка 121, 149, 191, 197 (ост.Левитана и пройти пешком),трамвай 13 (конечная и пройти пешком),троллейбус 12 (ост.Левитана и пройти пешком). Палом. гостиница: +38 (048) 700-11-41 +38 (063) 771-41-11 Палом. трапезная: +38 (098) 806-61-57 Одесский Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь [ править править код ] С 2012 года в монастыре работает гостиница для паломников. Обращаться по телефону 8 (067) 187-58-97 Адрес: Украина, Одесская область, Одесса, Приморский район, Пантелеймоновская улица, 66 Свято-Успенский Одесский Патриарший монастырь [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

Одесса - центр Херсонско-Одесской епархии В результате русско-тур. войн к Российской империи во 2-й пол. XVIII в. были присоединены обширные территории на юге, составившие Новороссийскую и Азовскую губернии. 9 сент. 1775 г. в пределах этих губерний (кроме земли Войска Донского, оставленной под управлением Воронежского архиерея) была учреждена Славянская и Херсонская епархия с центром в Полтаве. Церкви, отошедшие Славянско-Херсонской епархии, ранее принадлежали Переяславской (см. Переяславская и Бориспольская епархия УПЦ), Киевской, Воронежской (см. Воронежская и Лискинская епархия ) и Белгородской (см. Белгородская и Старооскольская епархия ) епархиям. 28 нояб. 1786 г., после упразднения Новороссийской и Азовской губерний и образования вместо них Екатеринославского и Таврического наместничеств, епархия была переименована в «Екатеринославскую и Херсонеса Таврического». В результате новой реформы административно-территориального деления 21 дек. 1798 г. кафедра стала называться Новороссийской и Днепровской , ее центром стал Новомиргород (ныне город в Кировоградской обл., Украина). 4 дек. 1803 г. епархия вновь получила название «Екатеринославская, Херсонская и Таврическая», ее центр был в Екатеринославе (в 1797/98 - 1802 Новороссийск, с 1926 Днепропетровск, с 2016 Днепр). 9 мая 1837 г. Екатеринославская епархия была разделена на 2 епархии: Херсонскую и Таврическую 2-го класса и Екатеринославскую и Таганрогскую 3-го класса. Местопребыванием Херсонско-Таврического архиерея была назначена Одесса (основана в 1794) - центр Новороссийского и Бессарабского генерал-губернаторства (1822-1874), объединявшего Херсонскую, Екатеринославскую и Таврическую губернии, а также Одесское, Таганрогское, Феодосийское и Керчь-Еникальское градоначальства. 20 июля 1837 г. Херсонско-Таврический архиеп. Гавриил (Розанов) прибыл в Одессу. Его резиденция должна была находиться в одесском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре (близ Б. Фонтана), но удаленность мон-ря от города делала его непригодным для размещения епархиального управления, поэтому архиерей поселился при Покровской ц. Впосл. под архиерейскую резиденцию был передан дом гр. Потоцкого на Софиевской ул. Кафедральным стал Спасо-Преображенский собор в Одессе (построен в 1794-1808). В 1837 г. в Одессе были созданы органы епархиального управления и попечительство о бедных духовного звания. В состав 1-й Херсонской консистории вошли настоятель одесского Успенского монастыря архим. Порфирий (Успенский), благочинный одесских церквей прот. Иаков Сотниченко, настоятель одесской институтской церкви прот. Михаил Павловский, прот. Михаило-Архангельской ц. Петр Казанский, прот. одесской греч. церкви Иоанн Родостат.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

С 1932 года, по благословению Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, Свято-Успенский собор стал кафедральным, так как прежний Преображенский был разрушен советской властью. В конце 1930-х годов собор был закрыт, как и другие храмы Одессы. Во время войны фашистской бомбой был разрушен центральный купол и часть храмового здания. В 1942 году был восстановлен нижний храм собора. Много забот по восстановлению и благоукрашению собора проявили следующие правящие архиереи: архиепископ Никон (Петин), прах которого покоится в нижнем храме собора, митрополиты Борис (Вик), Сергий (Петров) и ныне здравствующий митрополит Агафангел (Саввин). Главной святыней Свято-Успенского кафедрального собора является Касперовская чудотворная икона Божией Матери, принесенная впервые в Одессу в 1854 году из села Касперово и избавившая наш город от англо-франко-турецкого флота в страшные годы Крымской войны. В нижнем храме собора находятся мощи ревностного nacmыpя XIX-XX века, современника святого праведного Иоанна Кронштадтского — праведного протоиерея Ионы Атаманского. 30 октября 2009 года на очередном пленарном заседании XXVII сессии Одесского областного Совета было принято решение о передаче Одесского Успенского кафедрального собора Одесской епархии Украинской Православной Церкви. Храм состоит из двух отделений: верхнего и нижнего, с тремя престолами в каждом. Престолы: Успения Пресвятой Богородицы (верхний главный), св. Иакова (верхний южный), преподобной Ксении Миласской (верхний северный), святителя Николая Мирликийского (нижний главный), Трех святителей (нижний южный), Введения во храм Пресвятой Богородицы (нижний северный). http://drevo-info.ru/articles/14003.html Первый Успенский храм появился в Одессе спустя 20 лет после основания города. Небольшая старообрядческая часовня была освящена 7 июля 1814 года. В 1845 году был утвержден план строительства трехпрестольного Свято-Успенского храма, а 8 лет спустя, в 1853 году, сюда впервые внесли одну из главных святынь юга царской России – чудотворную «Касперовскую» икону Божьей Матери. В 1854 году именно она защитила город от англо-франко-турецкого флота, который зашел в одесский залив.

http://sobory.ru/article/?object=08409

История храма в советские годы подобна судьбам многих других церквей. В 1922 году были изъяты ценности, в 1929 - сняты колокола, в 1930 - собор закрыт и здание передано под спортивный клуб, в связи с чем интерьер был полностью уничтожен. Во время фашистской оккупации храм действовал, но в ноябре 1944 года был вновь закрыт и преобразован в Дворец физкультурников. С 1945 по 1993 годы в соборе находился спорт-клуб «Петровец» завода им. Г.И.Петровского. Лишь в сентябре 1993 года храм возвращен верующим Украинской православной церкви и храм начали восстанавливать. Успенский кафедральный собор является памятником архитектуры XVIII века и входит в комплекс охранной зоны исторической застройки города (ул. Ленина, 5). Пиворович В.Б., Дяченко С.А. Улицами старого Херсона. – Херсон, 2002. Соборная Успенская каменная церковь постройкою начата по прошению купцов и мещан города Херсона, от лица которых относился к преосвященному Никифору, архиепископу Славянскому 11 марта 1785 г., из «благополучного города Херсона» и строитель оного. Под словом «благополучный» город разумелось здесь бывшее тогда в Херсоне и прекратившееся моровое поветрие. Но так как на форштате Херсонском уже была построена церковь Софиевская, то преосв. Никифор желая, дабы сия церковь с ее священнослужителями не оставалась без надлежащего содержания, на постройку Успенской церкви с приделами к оной сначала не соглашался. Но, убежденный настоятельными просьбами тех же купцов и мещан города, преподал на то архипастырское свое благословение. В 1798 г. протоиереем Саражиновичем донесено было его высокопреосвященству митрополиту Гавриилу, что церковь строением окончена и к освящению готова. А церковь Михайловская деревянная, временная, пришла в крайнюю ветхость. По сим обстоятельствам последовало тогда же от преосвященного разрешение освятить новую церковь. Гавриил [Розанов], архиепископ Херсонский «Историко-хронологическое описание церквей епархии Херсонской и Таврической». Одесса, в городской типографии, 1848 г. Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=08789

Положив начало основанию Свято-Успенского монастыря в Одессе, митрополит Гавриил в 1821 году скончался. Строительство монастыря заканчивалось при новом Кишиневском архипастыре архиепископе Димитрии (Сулиме). 1 июня 1824 года Святейшим Синодом было принято постановление о преобразовании архиерейского подворья на Большом Фонтане в Одессе в Успенский мужской монастырь. Указом Кишиневского митрополита первым настоятелем обители был назначен архимандрит Феофил. В 1825 году состоялось освящение каменного собора, который был воздвигнут на месте прежней деревянной церкви. Главный престол собора был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. К этому времени, кроме Успенского собора, уже были построены двухэтажный архиерейский дом, трапезная, кухня, гостиница для приезжих, устроены колодцы, насажены виноградники, построена каменная ограда. В 1834 году на средства одесского купца Владимира Харламбу и его супруги Дарьи был построен второй монастырский храм с колокольней в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». (Так как прежний Свято-Успенский собор монастыря после 1936 года был разрушен, храм иконы «Живоносный Источник» впоследствии был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. На месте разрушенного собора в 1953 году соорудили водосвятную часовню.) После 1834 года монастырская братия на свои средства построила еще одну небольшую церковь в честь святителя Николая Чудотворца. Приблизительно в 1920 году с восточной стороны Свято-Никольской церкви был пристроен братский корпус, который и ныне находится под одной с ней крышей. Когда в 1837 году Одесса стала кафедральным городом, то первым архипастырем Херсонским и Таврическим был назначен Высокопреосвященный Гавриил (Розанов), который по приезде в Одессу поселился сперва в Свято-Успенском монастыре. В 1880 году решено открыть в епархии второй викариат с целью усиления борьбы с сектантством (первый викариат был учрежден в 1853 году; викарному епископу повелено было именоваться Одесским). Епископы второго викариатства именовались Елисаветградскими; место пребывания им было отведено в Свято-Успенском монастыре. На них возлагалась обязанность быть настоятелями обители и ведать делами Одесского духовного училища.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1223721...

17 июля 1855 года святитель Иннокентий заложил новый трехпрестольный Успенский храм на Преображенской. Основные средства на строительство церкви выделили одесские купцы Черепенниковы. Архитектором нового храма стал Л. Оттон. На строительство храма ушло 14 лет — 12 апреля 1869 года архиепископ Херсонский и Одесский Димитрий освятил здание собора. 19 января 1875 года архиепископ Херсонский и Одесским Леонтий освятил главный придел нижнего единоверческого храма во имя святителя и чудотворца Николая – покровителя моряков и путешественников, а 30 января – и второй придел во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Через некоторое время жители Москвы пожертвовали на нижний храм Одесской Свято-Успенской церкви иконы и богослужебную утварь. В нижнем храме Свято-Успенского кафедрального собора находятся мощи праведного Ионы, явившего, по словам современников, множество различных образов святости. Отец Иона обладал даром пророчества и целительства душевных и телесных ран. Крест, которым он святил воду, до сих пор хранится в соборе и является одной из наиболее почитаемых в народе святынь. В Свято-Успенском кафедральном соборе Одессы находится икона святителя Иннокентия с частицей его мощей. Нелегко пришлось Успенскому собору, как, впрочем, и другим храмам города, с приходом большевиков. Храм был закрыт в конце 30-х годов 20-го века. В 1942 году румынские оккупанты возобновили деятельность нижнего храма. Для этого им, правда, пришлось несколько дней откачивать из него воду – храм был затоплен на 1,5 метра. Во время Великой Отечественной войны верхний храм пострадал гораздо больше нижнего, в центральный купол угодила немецкая бомба. 56-метровая колокольня храма стала одним из символов борьбы одесситов с фашистскими оккупантами. Одна из историй гласит, что однажды ночью советские подпольщики водрузили на колокольню красный флаг, который румынам удалось снять только следующим вечером. Когда-то об этом событии указывала соответствующая мемориальная доска на стене храма. Огромную роль в восстановлении храма после войны сыграли архиепископ Никон, митрополит Борис и патриарх Алексий I Симанский.

http://sobory.ru/article/?object=08409

– В каких духовных учебных заведениях вы обучались? – Я закончил Одесскую духовную семинарию в 1999-м году. И в 2003-м году закончил Киевскую духовную академию. С Католикосом-Патриархом Илией II. Справа Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский. Одесса. 1997 год – Отец Владимир, в 1990–2000-е годы произошло много исторических событий. Некоторые из них прошли перед вашими глазами. Расскажите, пожалуйста, поподробнее о встрече трех Патриархов в Одессе в 1997-м году. – Это было великое торжество для Одессы, когда прибыли три Патриарха: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Патриарх Варфоломей Константинопольский и Грузинский Патриарх Илия II. Они посетили и Одесскую духовную семинарию. Мне доводилось сопровождать Патриарха Илию в Свято-Успенский кафедральный собор, в Свято-Ильинский мужской монастырь. У меня даже есть фотография с ним. Кстати, очень важно, что на ней все трое Предстоятелей подтвердили, что признают и поддерживают только каноническую Украинскую Православную Церковь, которую возглавлял в то время блаженной памяти покойный Митрополит Киевский Владимир (Сабодан). Приятно было видеть, как торжественно принимали Патриархов. Многие тысячи людей вышли встречать Предстоятелей. Торжественно встречали их и руководители Одесской области, руководители города. Конечно, радостно было, когда Святейший Алексий на Рождество Пресвятой Богородицы, как я до сих пор помню, служил в Свято-Успенском кафедральном соборе. Интересно, Святейший приехал с небольшим количеством иподиаконов. Меня благословили, чтобы я тоже иподиаконствовал у Патриарха. В алтаре он раздавал иконки, после литии, если не ошибаюсь. Потом подхожу к нему на помазание. Он мне дает иконку, но потом говорит: «Ой, Григорий, я же тебе ее уже давал». Каждому приятно слышать свое имя. А тут тем более – когда Патриарх тебя запомнил, было очень приятно. Очень теплые воспоминания вообще о Святейшем. Он был человеком необычайной скромности, любви. – Отец Владимир, вы также пообщались с Патриархом Грузинским Илией II. Каким он запомнился вам?

http://pravoslavie.ru/141152.html

В 1835 г. генерал-губернатор граф Михаил Воронцов построил на пустыре у моря, на окраине города, церковь в честь своего небесного покровителя Архангела Михаила. В 1840 г. Священный Синод постановил при этом храме учредить женский общежительный монастырь. В 1923 году обитель была закрыта «как контрреволюционная» за поддержку патриарха Тихона и отказ следовать обновленческому расколу. В 1931 году были взорваны Архангело-Михайловский собор и колокольня. И лишь в 1942 году власти оккупационной Одессы вновь передали помещения монастыря сестрам обители. Но не прошло и двадцати лет, как монастырь опять закрыли, а на его территории устроили городскую туберкулезную больницу. Возрождение Архангело-Михайловского женского монастыря началось лишь в 1991 году: был зарегистрирован устав, а спустя два года частично возвращены сохранившиеся помещения, правда, их состояние было крайне ветхим. Адрес: Украина, г.Одесса, ул. Успенская, 4/6 Телефоны: 722-20-16, 725-62-31 Свято-Андреевское подворье Свято-Андреевского Русского скита на Афоне [ править править код ] Андреевское подворье Построено по проекту архитектора Ю. М. Дмитренко на Привокзальной площади, и закладка освящена 16 июля 1885 г. архиепископом Херсонским и Одесским Никанором (Бровковичем). Подворье до революции служило перевалочным паломническим пунктом между Россией и Афоном. Паломники здесь находили ночлег, питание и оформляли проездные документы. При подворье находилось два храма – во имя апостола Андрея Первозванного и преподобного Сергия Радонежского. После революции подворье было преобразовано советской властью во Дворец Культуры трамвайно-троллейбусного управления. В октябре 1996 года большими трудами митрополита Одесского и Измаильского Агафангела здание возвращено Одесской епархии. В настоящее время в подворье располагается на первом этаже храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а на втором этаже актовый зал, в котором регулярно проходят епархиальные собрания. Адрес: 65012 г. Одесса ул.Пантелеимоновская, 58 Храмы [ править править код ] Спасо-Преображенский собор [ править править код ] Спасо-Преображенский кафедральный собор

http://azbyka.ru/palomnik/Одесса

Спасо-Преображенский кафедральный собор (http://eparhiya.od.ua) – Отец Владимир, расскажите, пожалуйста, о митрополите Агафангеле. Все-таки это человек-легенда. Может быть, вам запомнились какие-то моменты в общении с ним? Или вы хотели бы что-то выделить в нем? – В первую очередь хочется сказать, что митрополит Агафангел является одним из самых активных сторонников единства с Русской Православной Церковью. Это еще проявилось в начале 1990-х годов, когда Филарет только начинал свою деятельность в качестве, так сказать, борца за автокефальную Церковь, независимую от Москвы. Владыка один из немногих открыто выступил против этого движения, выступил против Филарета, за что даже на некоторое время был запрещен в служении. В будущие годы владыка всегда поддерживал единство с Русской Православной Церковью. Это важно для нашей Церкви. Второе качество – это его молитвенность. Владыка даже сейчас, несмотря на свои преклонные годы (ему уже за 80), совершает очень и очень много богослужений, даже по сравнению с другими архиереями. Почти каждый вторник он совершает акафист у иконы Божьей Матери «Млекопитательница», которая находится в Свято-Успенском монастыре. По пятницам совершает акафист перед чудотворной Касперовской иконой Божьей Матери. Очень часто служит на престольные праздники. Естественно, служит в воскресные и праздничные дни. То есть его любовь к Богу, к Божьей Матери, о чем он часто говорил в проповеди, является настолько искренней и неподдельной, что это видно всем прихожанам. И поэтому владыка стяжал очень большую любовь у одесской паствы. Третье качество, которое хотелось подчеркнуть, это то, что он очень сильно повлиял на возрождение церковной жизни на Одесской земле. Это возрождение храмов. Это и постройка новых храмов и монастырей, тех, которых никогда не было. Вообще о владыке можно говорить очень много. О нем даже уже написаны книги! – Отец Владимир, также мы знаем, что Одесса в советское время была одним из духовных и административных центров Русской Православной Церкви. Да и вообще никогда не была бедна на выдающихся церковных деятелей. Расскажите, пожалуйста, каких заметных личностей Одесской епархии вы можете вспомнить?

http://pravoslavie.ru/141152.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010