иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит) V. Пресвитерские молитвые «Паннухис» ( Παννυχς) древнего Византийского Евхология и Панихида по умершим (1974–75) Буквальный смысл слова «Паннухис» ( Παννυχς) – нечто, продолжающееся всю ночь; таким образом, это синоним слова γρυπνα или также русского «всенощное бдение». Это наводит на мысль о традиции древних христианских бдений, которые должны были продолжаться всю ночь. Однако вопреки всякой этимологии, наиболее древние кодексы Византийского Евхология, следовательно кодексы, начиная с Барберини гр. 336 (VIII-IX вв.), называют «Паннухис» короткую службу, состоящую из трех антифонов и пяти пресвитерских молитв и соответствующих им ектений или литаний. Начиная с X века, слово «Паннихис» будет появляться иногда в уставах для службы, отправляемой по монастырскому Часослову, но здесь речь не идет о той же самой службе, несмотря на то, что эта последняя, как кажется, если и не была под прямым влиянием Паннухис Евхология приходских и соборных церквей, то, по крайней мере, подверглась его косвенному влиянию. Русские совершают в настоящее время заупокойное богослужение помимо Часов Часослова, называемое также «Паннухис» или «панихида». В Триоди есть чин Панихиды по умершим между Вечерней и Утреней субботы перед Пятидесятницей 302 ; другая Панихида по умершим указана в субботу Мясопустную 303 . Настоящая глава является продолжением и дополнением предыдущих трудов 304 , посвященных вопросу соотношения между службами палестинского монастырского Часослова, принятого в настоящее время во всех Церквах византийской традиции, и древним соборным богослужением, называемым σματικ κολουθα или Пессненное последование. исчезнувшим с XV века, но оставившим следы, и весьма важные, в современном Евхологии, который является приспособлением древнего Евхология суточному циклу Часослова. Итак, мы начнем с изучения Паннухис по древнему Евхологию. Как Гоар в своем E χολγιον sive Rituale Graecorum 305 упоминал еще о Паннухис, а также о Полунощнице, не приводя тексты молитв 306 ; мы, следовательно, начнем с тою, что дадим этот текст по Варб. 336, сравнивая его с текстом, опубликованным А.А. Дмитриевским по Син. гр. 956 (X в.) 307 . Профессор Фессалоникийского Университета И. Фунтулис 308 опубликовал эти молитвы со всеми другими элементами Паннухис по рукописям, которые мы сами стремимся здесь изучить, надеясь, однако, не дублировать его работу. Ленинградский профессор Н.Д. Успенский посвятил всю III главу своей докторской диссертации 309 теме Паннихис. Недавно вышедшая книга отца Бруни о византийских погребальных обрядах также касается нашего предмета, как мы увидим ниже 310 . Мы сами в перечисленных статьях уже коснулись темы Паннухис. Мы позволим себе повторить некоторые положения и предложить новые 311 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С.Б. Сорочан Глава 1. Свидетельства прошлого. Виды и общее состояние Массив материалов по истории Херсона, накопленный за последние два столетия, впечатляет, причем на долю раннесредневекового периода относится та часть памятников, которую ныне уже не назовешь скудной. Другое дело, что все сказанное об этом византийском городе в письменных источниках, за редким исключением, obiter dictum. Если располагать их по степени достоверности, на первое место следует поместить памятники права, основанные на историческом прецеденте. Однако единственным случаем, когда в них отразился ранневизантийский Херсон можно считать новеллу императора Юстина II и его новоиспеченного соправителя, кесаря Тиверия, изданную в ознаменование Пасхи 575 г. Во втором разделе указа сообщалось об освобождении жителей «Херсонниса» (так в оригинале – Chersonnesos), наряду с боспорянами и лазами, от отправляемой по индиктам имперской морской повинности, которая называлась ta ploima и состояла в поставке судов, предметов оснастки и морского снаряжения 304 . Очевидно, эта льгота, как и прочие, распространялась на ближайшие четыре года, наряду с уменьшением на четверть годового налога, отменой пошлин на ввоз вина и масла в Константинополь. Впрочем, к последнему благодеянию упомянутые «херсонниты» едва ли имели отношение, ибо масло в столицу уж точно не возили. Скорее, наоборот. Тем не менее фиксируемое в законе юридическое действие преподнесено однозначно и не нуждается в критике, чего не скажешь о неоднозначной трактовке исторической ситуации, ставшей причиной столь важных экономических мер 305 . Следующее присутствие Херсона в историко-правовом поле Византийской империи письменные источники обнаруживают лишь спустя 250 лет. К таковому относится Тактикон, впервые изданный по рукописи Иерусалимской библиотеки Ф.И. Успенским и ныне надежно датируемый 842–843 гг., началом правления малолетнего Михаила III и его матери, вдовствующей августы Феодоры 306 . Другой трактат, известный как Клиторологий царского церемониймейстера – атриклина, протоспафария Филофея, появился в сентябре 899 г. и, как подчеркивал его составитель в предисловии, отражал сведения из древних «клиторологиев» 307 . В обоих административных трактатах фигурируют чиновные должностные лица византийского Херсона, что позволяет достаточно ясно определить их место в фемной иерархии санов и постов и даже проследить изменения, происшедшие в течение полустолетия. Замыкают ряд этих раннесредневековых трактатов «Тактикон Бенешевича» и «Тактикон Икономидеса» (Эскуриальский тактикон), составленные соответственно между 934–944 и 971–975 гг. (или 979 г.), ценные для нас уточнениями относительно эволюции византийского фемного строя на территории Крымского полуострова 308 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Игнатий , старец посельский 313. Игнатий , строитель Борисоглебова м-ря 313. Игнатовское , село 297, 309, 324, 334. Инехов , Иван, писарь генеральный преображенск. прик. 317. Иринарх , (Елинарх), старец 296. Исаев , Александр, книгописец 299. Исаия , митрополит нижегородск. и алаторск, 263. Исаков , Петр, старый подьячий преображеиск. прик. 310, 313, 317. Иоанн Богослов 193. Иов , архимандрит Цареконстантиновск. м-ря 315. Иона , св., митрополит московский 25, 227. Иосиф , митрополит псковский 12. Иосиф , архимандрит Венева Николаевского м-ря 319, 320. К. Казаки : Азовские 306. Гребенские 130. Донские 312, 319. Терские 130. Казань , гор. 135. Карачаров , Осип, молодой подьячий прик. сыскн. дел 327. Караш, Карашская волость 328, 330, 334. Карпов , Софрон, стольн. 318. Карташев , Иван, голова таможенный 323. Кесарь , старец подкеларный 295. Киндяков , Никифор, подьячий поместн. прик. 310. Кировская богадельня, мужская 303, 334. Кириловы : Андрей, молодой подьячий сыскн. прик. 318. Васька, приспешник 310. Иван, молодой подьячий дворцов, судн. прик. 312, 318, 334. Терентий, старый подьячий судн. дворцов, прик. 312, 318, 334. Клевцов , Василий, с. бояр. 329. Клоков , Федор, дьяк 307. Ключарев , Игнатий, подьячий 322. Кобылин , Степан 79; сержант преображенск. полка 305. Кобяков , Иван, дьяк разрядн. прик. 318. Козлов , Иван, дьяк поместн. прик. 110, 316. Козмин . См. Кузмин . Колзаков , Федор, межевщик 326, 331. Коломна , гор. 333. Колокол Успенский 306. Колнаков , Илья, дьяк ямск. прик. 307, 317. Комяков , Федор 304. Кондратов , Иван, дьяк стрелецк. прик. 318. Константинов , Григорий, серебряник 73, 82. Конюхи : домовый стадный 178; стремянной 184; стряпчий 178. Конюшенная слобода 323. Коптев , Андрей, подьячий помоста, прик. 110. Коптяев , Семен, старый подьячий казеннаго дворца 323. Коренев , Онисим, старый подьячий прик. большого, дворца 318. Короткий , Иван, подьячий служебный 301. Корюкин , Федор, старый подьячий поместн. прик. 327. Корякин , Иван 313. Косков (Коскав), Ефим, подьячий стрелецк. прик. 306. Костромской уезд 314. Красный Луг 192, 199, 213, 219, 225, 230, 236, 328–331, 334. Кружевников , Алексей 60, 73, 134, 169. Крутицкий , Иван, поддиак 315. Кудрявцев , Никифор, дьяк пушкарск. прик. 325. Кузмины (Козмины): Иван 306. Михаил, подьячий поместн. прик. 321, 331. Осип 306. Куймаки , село 305, 317. Кулижская богадельня, мужская 303. 334. Куликовы : Василий 313. Василий Васильевич, двор. патриарш. 301. Василий Никитич, двор. патриарш. 301. Дмитрий, двор. патриарш. 301. Куракина , боярыня 61. Кутазников , Леонтий, подьячий патриарш. дворцов, прик. 322, 333.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л. Лабердев , Семен, конюх стряпчий 320. Лазарев , Яков, двор. патриарш. 301, 313, 315, 316. Лапин , Федор, молодой подьячий 317. Ларионовы : Алексей, подьячий патриарш. разр. 313. Андрей, подьячий 324, 329. Лебедев , Стефан, монах, судия разрядн. прик. 129. Лебедянския села 322. Лебедянь , гор. 312; уезд 317. Левин , Тимофей, пятидесятник Азовских. конных казаков 306. Леонтьевы : Терентий, молодой подьячий 312. Тимофей, молодой подьячий дворц. судн. прик. 308, 318, 334. Лепендин , Федор, подьячий преображенск. полка 304, 317. Литаврин , Григорий, с. бояр. 319, 322. Литвиновские луга 332. Логин , старец посельский 305, 313. Лопухины : Борис, приказчик Лебедянских сел 322. Гавриил Григорьевич, двор. патриарш. 300, 310, 322. Леонтий Маркович, двор. патриарш. 300, 311, 320, 321, 333. Никифор, двор. патриарш. 300, 335. Лукеянов , Иван, молодой подьячий потешного двора 317. Луховский уезд 331. Лучаненко , Иван, сотник мояцкий 319. Львов , Василий, старый подьячий владимирск. судн. прик. 322, 331. М. Магнусов , Иван, двор. патриарш. 300, 314. Мазалевский , Андрей, подьячий патриарш. дворцов, прик. 307. Макарий , старец, казначей Венева Николаевскаго м-ря 334. Макарьевский , Тихон, монах, казначей 1, 28, 235, 303, 328, 335. Макарьевская ярмарка 231. Макидонский , Алексей Иванов, сеунженин 305. Макрина , игуменья Александровой слободы Успенскаго девичья м-ря 321. Манойлов , Василий, дьяк стрелецк. прик. 318. Матвеев , Иван, молодой подьячий сыскн. прик. 318. Межуев , Кузма, старый подьячий 313. Меншиков , Александр Данилович 321. Метельщики 208, 268. Микитин. См. Никитин . Микляев , Федор, старый подьячий стрелецк. прик. 318. Микулин , Федор, дьяк приказа большого дворца 318. Минин , Андрей, подьячий владимирск. судн. прик. 324. Минтер , Андрей Николаев, иноземец 304. Митрофанов , Василий, подьячий казанск. прик. 321. Митрофан , епископ воронежский 311. Митусов , Варфоломей, молодой подьячий потешн. прик. 317. Михаил , архистратиг 50. Михайловы : Андрей, дьяк печати, прик. 129. Иван, молодой подьячий земск. прик. 325. Могутов , Иван, подьячий 326, 329. Молчанов , Семен, подьячий патриарш. дворц. прик. 313, 320.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Студийский устав, а также монашеские традиции Св. Горы Афон оказали значительное влияние на становление раннего рус. монашества. Вместе с распространением христианства в Киевской Руси появились и основные формы монашества: общежительная, отшельническая, келлиотская. В течение неск. веков визант. аскетическая традиция была приспособлена к новым географическим, климатическим и социокультурным условиям. Первые монастыри не были стихийными образованиями, они создавались ктиторами , обычно князьями, к-рые на свои средства строили и содержали обители и сохраняли над ними власть. Креститель Руси св. вел. кн. Владимир Святославич (978-1015) и его ближайшие преемники основали целый ряд монастырей ( Синицына Н. В. Русское монашество и монастыри. X-XVII вв.//ПЭ. 2000. Т.: РПЦ. С. 305-306). Подобные мон-ри скорее всего не имели строгого внутреннего устава, являясь своего рода святынями семьи ктитора, часто были княжескими или боярскими родовыми усыпальницами, местом пребывания представителей рода в старости. Зачисление в мон-рь в X-XI вв. и образ жизни в нем зависели, вероятно, от вклада, к-рый был готов внести новый насельник. Об этом упоминается в Житии прп. Феодосия Печерского в рассказе о том, как он, желая стать монахом, обходил киевские обители, но не мог найти себе места по причине бедности и незнатного происхождения (Успенский сборник XII-XIII вв./Ред.: С. И. Котков. М., 1971. С. 79-80). Немного было мон-рей, основанных самими монахами. Летописец замечает: «Мнози бо манастыри от цесарь, и от бояр, и от богатьства поставлени, но не суть таци, каци суть поставлена слезами, пощеньем, молитвою, бденьем» (ПВЛ. Ч. 1. С. 69). В первом крупном рус. мон-ре - Киево-Печерском изначально, когда вместе с прп. Антонием подвизалось лишь 12 монахов, их К., так же как и монастырская церковь, находились под землей - в пещере (Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971. С. 86; см. ст. Киево-Печерская лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы ). Пещерные мон-ри в дальнейшем получили широкое распространение в России. Среди известных обителей, имеющих пещерную часть,- нижегородский Печерский в честь Вознесения Господня муж. мон-рь (1328 или 1330), Псково-Печерский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь (ок. 1470), Саровская в честь Успения Пресв. Богородицы муж. пустынь (нач. XVIII в.), Гефсиманский в честь Черниговской иконы Божией Матери муж. скит Троице-Сергиевой лавры (1844) и др.

http://pravenc.ru/text/1684163.html

Держа в руках чётки, я спокойно шёл к повороту, читая вслух Иисусову молитву. Но вдруг резко остановился: слева, между мной и стеной склона, незримо для меня стоял некто! Я ничего не слышал кроме пения птиц, но было полное ощущение, что к моему лицу в невидимом каче подлетело очень горячее кадило священника! Один раз… два… Может, и три… Мне даже инстинктивно захотелось отпрянуть немного назад – казалось, что ещё чуть-чуть – и кадило со всего маху «заедет» мне по носу! Да, я не слышал звона его цепочек, но: Сказать, что я был потрясён, – не сказать ничего!! Конечно, я осмотрелся по сторонам, но никого вокруг меня не было. Немного придя в себя, я продолжил путь. Через некоторое время сзади послышался звук мотора – меня быстро догонял жёлтого цвета джип-«крузак». Тойота остановилась, и мне приветливо махнули рукой: «Садись, – мол, – что стоишь?» Иеромонах Лаврентий, водитель джипа, был из молдавского скита св. Иоанна Богослова, что на самом юге полуострова, в местечке Провата. Это у северного подножия Горы. У них в скиту «бизнес» такой – возить по Афону состоятельных православных «туристов». Но сейчас он был почему-то один. Каракал Его русская речь с мягким молдавским акцентом здесь, далеко от России, приятно ласкала слух. Батюшка любезно довёз меня до самого монастыря Каракалл, а я всю дорогу его расспрашивал: что он, священник, уже не первый год живущий на Афоне, думает о потрясшем меня явлении. – Знаешь, Сергий, – отвечал он, – когда в каком-то скиту есть собственное производство ладана, то отходы этого производства обычно выбрасывают куда-нибудь подальше. Возможно, ты проходил мимо такого старинного захоронения отходов. Ну, ладно. Хорошо. Отходы – так отходы. Принял это к сведению и немного успокоился. Чего на Афоне не бывает. По крайней мере, теперь я точно знал, какие запахи окружают праведников в Царстве Небесном! СЛУЧАЙ ВТОРОЙ 25 августа, суббота, около 3 часов дня Успенский пост. Память мчч. Фотия и Аникиты и многих с ними (305–306) Так вот. Переночевав в Каракале, я с утра пораньше рванул в Великую Лавру Афанасия Афонского – за «аленьким цветочком». Есть там такая особая святая вода, хотелось сделать подарок жене.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/27/tri_ch...

Большой урон понес О. У. м. в Смутное время. В 1608 г. по указу царя Василия Иоанновича Шуйского монастырские ценности были перевезены в Москву, но после занятия столицы польско-литов. войсками они исчезли. В 1609 г. монастырь пострадал во время захвата Твери отрядом Я. Кернозицкого. После Смутного времени обитель достаточно быстро восстановилась. В 1764 г. при введении штатов О. У. м. был отнесен к обителям 2-го класса. Мон-рь пострадал при пожаре в Твери в 1773 г. В 1810 г. в О. У. м. было размещено Тверское уездное ДУ ( Гавриил (Голосов). 1894. С. 270). В XIX в. обитель посещали представители династии Романовых: 6 мая 1839 г.- вел. кн. Александр Николаевич (буд. имп. Александр II Николаевич ), а 10 авг. 1850 г.- вел. князья Михаил Николаевич и Николай Николаевич Старший (Там же. С. 309). Управлявший О. У. м. в 1883-1886 гг. еп. Старицкий Антонин (Державин) организовал проведение иноками обители внебогослужебных чтений и собеседований, для этого приглашали также священников из храмов Заволжской и Затверецкой частей Твери (Там же. С. 31, 361). В нояб. 1918 г. О. У. м. был закрыт. Настоятели и братия Отроч Успенский монастырь. Вид со стороны р. Тверцы. Фотография. Нач. ХХ в. Отроч Успенский монастырь. Вид со стороны р. Тверцы. Фотография. Нач. ХХ в. По мнению В. А. Кучкина, игуменом О. У. м. в правление тверского князя (не позднее 1285-1318) и вел. кн. Владимирского (1305-1317) Михаила Ярославича был его духовник Александр ( Кучкин. 1974. С. 230-233). Д. Г. Давиденко выдвинул предположение о том, что архим. Корнилий, к-рый приходил в авг. 1399 г., перед самой кончиной, к постригшемуся в схиму вел. кн. Тверскому Михаилу Александровичу, был настоятелем О. У. м. ( Давиденко. 2012. С. 305-306). Несколько настоятелей О. У. м. во 2-й пол. XV - нач. XVI в. последовательно становились епископами Тверскими: Моисей (архимандрит до 1458; в 1461-1467/68 жил в обители на покое и был там погребен), Геннадий (Кожин ; архимандрит в 1458-1461), Вассиан (Стригин-Оболенский ; архимандрит в 1461-1477).

http://pravenc.ru/text/2581733.html

4 . Линицкий П. Наука и религия [продолжение] (273–305) 5 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (за апрель 1880 г.) (306–322) В приложении: 6 . Петров Н. Протоколы заседаний Совета Киевской Академии (17 августа 1879 г.) (33–48) Том 3 Июль 1 . Августин, блаженный , епископ иппонийский (в русском переводе), О граде Божием, книга четвертая (177–232) 2 . Сильвестр, архимандрит. Из чтений по догматическому богословию [продолжение §§ 106–112] (325–389) 3 . Тьерри А. Несторий и Евтохий, ересиархи V-ro века [продолжение] (390–421) 4 . Порфирий (Успенский) , епископ. Проповедники в Фракии, частные, в Константинополе и Андрианополе (422–451) 5 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (за май 1880 г.) (452–460) В приложении: 6 . Петров Н. Протоколы заседаний Совета Киевской Академии (19 октября 1879 г.) (49–80) Август 1 . Иероним, блаженный (в русском переводе). Шесть книг толкований на пророка Иеремию (255–356) 2 . Порфирий (Успенский) , епископ. Проповедники в Фракии, частные, в Константинополе и Андрианополе [продолжение] (461–523) 3 . Шуази. Апостольское предание [продолжение] (524–553) 4 . Петров Н. Киевская искусственная литература XVIII века, преимущественно драматическая [окончание] (554–575) 5 . Смирнов Ф. Описание коллекции древних русских икон, приобретенной церковно-археологическим Обществом [продолжение] (576–583) 6 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (за июнь 1880 г.) (584–588) В приложении: 7 . Петров Н. Протоколы заседаний Совета Киевской Академии (19 октября 1879 г.) (81–128) Сентябрь 1 . Августин, блаженный , епископ иппонийский (в русском переводе), О граде Божием, книга пятая (231–296) 2 . Порфирий (Успенский) , епископ. Проповедники в Болгарии, Молдовлахии и Угорской Руси (1–56) 3 . Линицкий П. Наука и религия [продолжение] (57–95) 4 . Шуази. Апостольское предание [окончание] (96–136) 5 . Фоменко К., свящ. Древняя монолитная колонна на погосте Русского храма в Иерусалиме (137–143)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Веруем, яко Бог в кончине времени, егда благоизволи спасти род наш от рабства, посла в мир Сына своего единородного, иже и воплотися от Духа Свята и Марии Девы, восприя тело совершенное, кроме греха, тело, глаголю, душею одаренное, образом непостижимыми, и содела сие тело едино с собою, или присоедини оное себе без изменения, смешения, или разделения, обаче тако, яко бысть естество едино, ипостась едина, лице едино: пострада телом за ны, умре и воскресе из мертвых по писанием, и вознесеся на небо и сиде одесную Отца. Егда же глаголем, яко Бог пострада за ны и умре, верою разумеваем, яко Он пострада за ны телом, понеже сам есть безстрастен, 2 тойжде Бог единый, яко же научиша ны отцы церкви святые. Кийждо же разделяя его, хульно утверждал бы, яко Бог-слово не приобщися ни страданию, ниже смерти, и яко пострада и умре точно человек, и тако разделял бы его на двое, на Бога-слово и на человека, яко бы в нем суть два естества и два лица, и якобы коеждо их действует особо по существу своему. Люди; сии тако понуждены суть вводить нечистую Веру. Некоторые и халкидонского собора против веры истинной. Таковых анафемаствует церковь вселенская, апостольская. Таковых бежим и мы, и проклинаем и анафемаствуем всех исповедующих, яко Бог после единения непостижимаго и имать два естества. Мы же право исповедуем, яко Бог Слово волею восприял есть на себе страдания в телеси. Несомненно бо есть, яко единение всегда и во всем едино есть. Понеже естества яже сперва соединена суть, никакоже и николи же разделяются по смотрению самого Слова: сего ради пребыша нераздельны и во время страдания, еже оно претерпе в телеси своем. Инако мы впали бы в забдуждение Фотина и Савелия, иже нечествоваху, яко Божество отступи, человечество же на кресте пригвождено бяше: каковых вкупе с толками их нечестивыми мы анафемаствуем, избегающе человекослужения их. (νϑροπο λαρεαν)». Это вероисповедание Санутия принимаемо было Коптами с великим уважением. Однако в Фиванде, особенно в селении Белоце, не мало нашлось таких, которые смело оспаривали сего патриарха и признавали его достойным низложения за то, что он приписывал смерть естеству Божескому. (Historia Patriarch. Alexandr. Jacobit. Parisiis. 1713. dag. 305– 306).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

«И сотворше совет между себе, да устроят гробницу над преподобным отцем Кириллом (т. е., его могилою), и устроиша и покрыша ю покровом, и начаша велию веру имети ко святому отцу. Но понеже место то бяше пусто и утешения не имущее, того ради, поживше три лета в пустыни той, и отъидоша, – амо же восхотеша». «По сих – продолжает составитель – паки начаша прихождати инии боголюбивии иноцы, и простаго чина пустыннолюбцы, и жити начаша на горе, в пустыни преподобнаго. По неколицех днех прииде иеромонах Арсений и живяше в пустыни той: начаша же к нему приходити, Богом наставляеми, иноцы и боголюбивые пустыннолюбцы, и собрася иноков, числом двадесять четыре, и сотвориша нивы около пустыни в насеяние овощия (вероятно, репы) и хлеба». «По сем же, Божиими праведными судьбами, погоре от молнии церковь Богоявления Господня», построенная преподобным Кириллом. «Братия же совет сотворше, воздвигнуша церковь во имя Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, теплую, и трапезу «к» ней приградиша; и тако начат зватися Успенская пустыня». «Такожде и от града Каргополя и от окрестных весей христолюбивые мужие и жены имети начаша велию веру к преподобному отцу Кириллу, приносяще в пустыню свещи, фимиам, и вся потребная пустыни до изобилия подаваху, и, молитвовавше, в домы своя отхождаху» 303 . «Всесильный же и преблагой Бог, неизреченный в милостех, не восхоте сего преподобнаго отца на долгое время быти под спудом, но поставляет его на светило мира сего: на премногую его добродетель прославляет его предивными тмочисленными чудесы», которые, однако, тогда не были записаны; «и пронесеся слава о нем даже до самаго царствуюшаго града Москвы и до самаго Великаго князя». 304 Но все эти события происходили во времена точно неопределенныя, так сказать, «доисторические». Самое цветущее, самое лучшее время Челменской обители, однажды, за все время ея существования случившееся и больше никогда не повторявшееся, было именно в эти, точно неопределенные, времена, по истечении будто бы 51 года со времени смерти преподобнаго Кирилла, то есть, по словам составителя жития, с 6927 (1419) г., значит за 468 лет до нашего времени! (По нашему же мнению – во 2-й половине XVI века) «Живущим же братиям в цветущей любви духовней, – говорит составитель жития – начаша помышляти, како бы болий храм воздвигнути над мощми святаго и преподобнаго отца. И Богу их на сие украпляюгщу, совещавашеся со Христолюбивыми мужи о воздвижении храма и единодушно вси посекоша древеса вскоре, к таковому устроению потребная. И Божиею помощию и молитвами преподобнаго воздвигнуша церковь во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, чуднаго Его Богоявления, да в приделе, святыя великомученицы Екатерины, в лето 6927 (?) года, масяца мая, освятися в 9 день. И оттоль собрашася братия в обитель преподобнаго не малое число, до осьмидесяти, и начаша созидати на пребывние келлии и составиша общежительство 305 . И оттоле начат зватися обитель преподобного отца Кирилла Челмогорская 306 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010