В 1967-1971 гг. должность хорепископа была вакантна, с 26 марта 1972 г. до 15 февр. 1978 г. обязанности хорепископа католикоса-патриарха исполнял митр. Цилканский Гаий (Гайоз) (Кератишвили). С 28 июля 1978 г. до 14 окт. 1980 г. хорепископом и управляющим М.-Т. е. был митр. Кутаисско-Гаенатский Шио (Авалишвили); с 14 окт. 1980 г. до 21 окт. 1996 г.- митр. Батуми-Шемокмедский Константин (Меликидзе); с 21 окт. 1996 г. до 10 июня 2003 г.- митр. Руисско-Урбнисский Иов (Акиашвили); с 10 июня 2003 г. до 25 янв. 2005 г.- еп. Зугдидский и Цаишский Герасим (Шарашенидзе, в наст. время митрополит). Ныне М.-Т. е. возглавляет Католикос-Патриарх Илия II, к-рый имеет 3 хорепископов: митр. Ахалцихского и Тао-Кларджетского Феодора (Чуадзе; с 25 янв. 2005 управляет М.-Т. е.); еп. Бодбийского Иакова (Иакобишвили; с 9 мая 2010); митр. Сенакско-Чхороцкуского Шио (Муджири; с 15 авг. 2010). По состоянию на 1 янв. 2017 г. клир М.-Т. е. составляли 958 чел.: 3 схиархимандрита, 65 архимандритов, 2 схиигумена, 40 игуменов, 2 иеросхимонаха, 47 иеромонахов, 24 иеродиакона, 5 схимонахов, 85 монахов, 1 протопресвитер, 277 протоиереев, 157 иереев, 1 архидиакон, 1 протодиакон, 55 диаконов, 3 схиигумении, 15 игумений, 2 схимонахини, 173 монахини. Число клириков постоянно растет и на данный момент достигает 1 тыс. чел. Монастыри В М.-Т. е. в наст. время действуют 85 мон-рей (из них 17 - ставропигиальные) и ок. 180 церквей. Монастыри в Тбилиси и его окрестностях: ставропигиальный муж. мон-рь Самеба (во имя Св. Троицы) с кафедральным патриаршим собором Самеба (2002), жен. мон-рь в честь Преображения Господня в Авлабари (1821-1822), жен. мон-рь во имя св. прор. Илии в Грузинской Патриархии (1978), жен. мон-рь Дидубе в честь Боголюбской и «Взыскание погибших» икон Божией Матери (1992), жен. мон-рь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в Авчале (1994), жен. мон-рь Цхнети в честь Успения Пресв. Богородицы (1996, с. Квемо-Цхнети), муж. мон-рь в честь Иверской иконы Божией Матери на горе Махата (2002), муж. мон-рь в честь Преображения Господня на горе Табори (2002) и др.; в Мцхете и ее окрестностях: муж. мон-рь Джвари с кафоликоном VI в., жен. мон-рь Антиохия во имя первомч. Стефана (сер. VI в.), жен. Ольгинский мон-рь (Ахалкалакури) (VI в.) с кафоликоном во имя вмц. Екатерины (XI-XII вв.), жен. мон-рь Самтавро во имя св. Нины (1820) с кафоликоном XI в. и др.; в муниципалитете Мцхета: муж. мон-рь Шиомгвиме (VI в.), муж. мон-рь Зедазени во имя прп. Иоанна Зедазнийского (VI в.), мон-рь Бзиани (с. Ахалсопели) с кафоликоном VIII в., мон-рь Абулети с кафоликоном во имя вмч. Георгия XI в. (с. Сатовле), муж. мон-рь Бетаниа в честь Рождества Пресв. Богородицы (не позднее XI в.), жен. мон-рь Дзегви во имя прп. Георгия Святогорца (2001, с. Дзегви), ставропигиальный муж. мон-рь Цхваричамиа в честь Вознесения Господня (2003, с. Цхваричамиа) с кафоликоном Патара Сакдари (VIII-IX вв.) и др. Церкви

http://pravenc.ru/text/Мцхетско-Тбилисск...

Сардиния: ц. ап. Фаддея в Куарту-Сант-Элене (италоязычная община, храм подарен в 1998 Италийской митрополии его основателем, архим. Георгием (Геракисом) († 2001)), ц. вмц. Варвары в Альгеро (община правосл. поляков), община Трех святителей в Сассари (службы совершаются в ц. ап. Фаддея). В епархии насчитывается 7 муж. мон-рей (2 из к-рых были недавно отобраны у И. и М. м. местными властями, К-польский Патриархат пытается возвратить их в судебном порядке): 1. Мон-рь прп. Иоанна Жнеца близ Бивонджи в Калабрии (собор XI в., новопостроенная часовня освящена во имя прп. Фантина Младшего и его ученика прп. Никифора Мироточивого) в 1995 г. был передан Италийской митрополии сроком на 99 лет, в нем поселились монахи Косма из мон-ря Великая Лавра и Геннадий из мон-ря прп. Дионисия Олимпийского. В 2008 г. из-за немногочисленности монашеской общины муниципалитет передал мон-рь Румынской Православной Церкви. Несмотря на возражения К-польского Патриархата, в апр. 2010 г. Высший суд Итальянской Республики отклонил протест И. и М. м. относительно передачи обители Румынской Православной Церкви. 2. Мон-рь свт. Василия Великого в Ревелло близ Кунео (обл. Пьемонт), построенный в 1992-1994 гг., был передан Италийской митрополии в 1998 г. Служба ведется на итал. языке. 3. Мон-рь прп. Илии Спилеота в Меликукке в Калабрии, монастырское строение, используемое в качестве вокзала, было передано Италийской митрополии калабрийскими железнодорожниками в 2000 г. 4. исихастирий Сретения Господня в Санта-Лучия-дель-Мела близ Мессины, ктитор - архим. Алексий (Мандраникиотис). 5. Мон-рь Успения Пресв. Богородицы (реставрируется) в Сан-Джинезио в обл. Марке. 6. Мон-рь прп. Иоанна Кассиана Римлянина в Нарни-Скало в обл. Умбрия, здание IX в., неофициально передан И. и М. м. в 2008 г., продолжаются переговоры с католической Транской епископией. 7. Мон-рь Благовещения Пресв. Богородицы в Манданичи (близ Мессины), основанный в 1100 г. и принадлежавший в средние века василианам , передан в 2000 г. местным муниципалитетом Италийской митрополии, в нем предполагалось разместить Ин-т грекоправославных исследований Великой Греции «Св. Никифор Отшельник», но он не был заселен монашеской общиной и в 2009 г. отдан муниципалитетом Румынской Православной Церкви.

http://pravenc.ru/text/1237713.html

еп. Аствацатур построил 3-ярусную колокольню. В этом огромном монастырском комплексе было много жилых (кельи, комнаты для паломников и др.) и хозяйственных построек. Весь комплекс был окружен стеной, прямоугольной в плане. Мон-рь Сурб-Карапет был одним из крупных центров культуры и просвещения армян и сирийцев; здесь изучали и толковали Свящ. Писание, в скрипториях переписывали рукописи и создавали новые тексты. Хранилище рукописей находилось в ц. св. Георгия. Мон-рь был известнейшим духовным центром и среди армян средневековья назывался «столицей монастырей». Как место паломничества мон-рь привлекал большое число армян в дни праздников Вардавар (Преображения Господня) и Успения Пресв. Богородицы. Монастырь Сурб-Аркелоц. Общий вид. Фотография. 1923 г. (Б-ка Конгресса, Вашинг-тон) Монастырь Сурб-Аркелоц. Общий вид. Фотография. 1923 г. (Б-ка Конгресса, Вашинг-тон) Мон-рь неоднократно разрушали. В 1058 г. тюрки-сельджуки сожгли его, но в том же году монашеская жизнь была возрождена усилиями кн. Торника Мамиконяна. Во время нападения Тамерлана в кон. XIV в. жители окрестностей укрывались в защищенном стенами монастыре. В 1-й пол. XVI в. игум. Григор Мушский построил монастырскую школу; в 1560 г. игум. Мелкиседек перестроил ц. Сурб-Карапет. В 1661 г. Аристакес Паронтер ремонтировал ц. Сурб-Степанос и известный своей водой монастырский источник. В 1709 г. мон-рь был разрушен землетрясением, восстановлен усилиями еп. Ованнеса Багишеци и Григора Шхтаякира, собравших средства у богатых армян из К-поля. В 1750 г. мон-рь был вновь разрушен персид. войсками, в 1784 г. поврежден землетрясением, но в 1787-1788 гг. был основательно перестроен. В 1827 г. на мон-рь напали курдские разбойники, ограбили сокровищницу, похитили утварь, уничтожили рукописи и повредили строения; после этого мон-рь ок. 6 месяцев оставался заброшенным. В сер. XIX в. в мон-ре проводились восстановительные работы. В 1839 г. была построена 2-этажная резиденция для епископа М., в 1850 г.- семинария, в 1875-1876 гг.- новое здание семинарии.

http://pravenc.ru/text/Муш.html

П. Ю. Лебедев, Е. Н. Мещерская,Н. С. Смелова Почитание в православной традиции. Центром почитания И. и А. является Палестина: в Иерусалиме близ купальни Вифезда, к западу от Львиных ворот, находился дом И. и А., где, согласно местному преданию, они скончались. По сообщению игум. Даниила (нач. XII в.), на этом месте была построена церковь, под ее алтарем была пещера, где хранился их гроб («Хожение» игумена Даниила в Святую Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 37). Здесь расположена правосл. ц. Рождества Пресв. Богородицы с криптой (пещерой). В эпоху крестоносцев в Иерусалиме появились храмы, посвященные А. и сохранившиеся до наст. времени: рядом с домом И. и А. была построена базилика прав. А. (восходящая к XII в.), а в ц. Гроба Богородицы (Успения Богородицы) в Гефсимании была устроена часовня И. и А. на месте захоронения кор. Мелисенды (подробнее см. в ст. Иерусалим). В этой часовне, расположенной на месте родовой усыпальницы семейства Пресв. Богородицы, находятся гробницы И. и А. Почитание И. и А. на Св. земле было также связано с мон-рем Хозива (V в.): согласно местному преданию, И. молился о даровании ему потомства в пещере прор. Илии на территории мон-ря. К востоку от монастыря находится пещера прп. Георгия Хозевита, где, по преданию, некоторое время жила А. Обе пещеры называются скитом прав. Анны. В К-поле известны неск. храмов, освященных во имя А., самым древним из к-рых является церковь в Девтероне, построенная, как сообщает Прокопий Кесарийский, имп. Юстинианом I ок. 550 г. (Procop. De aedificiis. I 3). Церковь пострадала во время землетрясения 16 мая 865 г. и была восстановлена имп. Василием I Македонянином (867-886); при вдове имп. Алексея I Комнина Ирине (нач. XII в.) эта церковь еще существовала (Janin. Églises et monastères. P. 35-37). Церковь в Дигистеях построена, по сообщению патриографов, св. Феодорой (842-856), супругой имп. Феофила, на месте, где ее лошадь дважды споткнулась по пути во Влахерну и обратно. В эпиграмме Антиохийского патриарха Феодора IV Вальсамона (XII в.) содержится упоминание о ц. во имя А. в мон-ре Пресв. Богородицы Одигитрии. В Палатии церковь была построена имп. Львом VI Мудрым (886-912) недалеко от дворца императрицы. В мон-ре Пресв. Богородицы в Пиги (см. ст. «Живоносный Источник» иконы Божией Матери мон-рь) находилась часовня во имя Анны. Храм или часовня в Халкопратиях, по мнению Р. Жанена, могли находиться на территории храма Пресв. Богородицы (Ibid.). По сообщению Псевдо-Кодина (сер. XIV в.), Анна, супруга имп. Льва III Исавра (717-741), построила мон-рь во имя Анны, известный также как мон-рь Спуда (Preger T. Scriptores originum Constantinopolitanarum. Lpz., 1907, 1975r. Vol. 2. P. 251; Janin. P. 38).

http://sedmitza.ru/text/1715586.html

Каменкой, к западу от города, на дороге во Владимир. В 1101-1102 гг., вероятно во 2-й приезд кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха, в Суздале был заложен каменный храм в честь Успения Пресв. Богородицы. По повелению кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого в городе построили каменную ц. «святого Спаса», в княжеской резиденции Кидекше - белокаменную ц. во имя св. князей Бориса и Глеба (см. ст. Борисоглебская церковь в Кидекше ). Возможно, при кн. Юрии Долгоруком был заново сложен из туфа Успенский собор, перестраивавшийся в сент. 1194 г. При восстановлении собора еп. Иоанн «не ища мастеров от немец, но налезе мастеры от клеврет святое Богородици и своих - иных олову лияти, иных крыти, иных извистью белити» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 411). По мнению М. Н. Тихомирова , сообщение летописи «указывает на существование в Суздале ремесленных слободок, зависевших от соборного клира и епископа» ( Тихомиров М. Н. Древнерусские города. М., 1956. С. 398). Свт. Иоанн, по-видимому, был инициатором основания суздальского во имя святых Космы и Дамиана мон-ря на Яруновой горе, упоминаемого в летописи в нач. XIII в. К северу от города, на дороге в Ростов и Ярославль, находился Евфросиниев суздальский в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне жен. мон-рь , основанный в 1207 г. (ПСРЛ. М., 2001. Т. 7. С. 119; Пг., 1921. Т. 24. С. 86; Т. 33. С. 60). До 1237 г. в городе появились мон-ри суздальский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. В. е. в XIII в. Евфросиниев суздальский мон-рь в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Евфросиниев суздальский мон-рь в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) После смерти кн. Всеволода Большое Гнездо (13 апр. 1212) начался распад Суздальского княжества, приведший к разделению Ростовской епархии. По-видимому, во время усобицы между сидевшим в Ростове св. кн. Константином Всеволодовичем и его братом св. кн. Георгием (Юрием) , занявшим владимирский стол, Ростовский еп.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Ф. 224. Оп. 1. Д. 26. Л. 194 об.). Царской грамотой от 17 мая 1659 г. владения «от Белого Городища вверх по Исети» с крестьянами были окончательно закреплены за Д. м.: межевая черта монастырских земель простиралась на 67 «верст тысячесаженных». В 1680 г. по благословению Сибирского митр. Павла братия Д. м. основала на берегу р. Исети, в 30 саженях к юго-вост. от Д. м., Верхнетеченский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы жен. мон-рь . До 1764 г. он был приписан к Д. м., подчинялся его уставу и находился на его содержании. В 1682 г. Д. м. исходатайствовал у тобольского воеводы А. А. Голицына земли на р. Железенке (Каменке), где было организовано поселье, специализировавшееся на железоделательном промысле. В 1699 г. оно было забрано в казну и на его основе устроен гос. Каменский завод. Известен лишь один факт получения мон-рем земли по закладной 1668/69 г. тюменских ясачных татар Емельцая Бурашёва «с товарищи» на земли по р. Тече, на которой было устроено Теченское поселье. К кон. XVII в. Д. м. имел 7 посельев. Ведущей отраслью хозяйства Д. м. было земледелие, в 1-й пол. XVIII в. он снабжал хлебом уральские заводы. Также получили развитие животноводство, рыбный и хмелевой промыслы. В 1683 г. в вотчине было 70 крестьянских дворов, в к-рых проживало 243 чел. муж. пола, в 1719 г. мон-рь имел село и 12 деревень, где числилось 1309 чел., в 1744 г.- 1 село и 17 деревень, 2156 чел. В 1732 г. мон-рь владел 96 тыс. дес. земли. Наиболее крупными населенными пунктами в монастырской вотчине были: слобода Служняя (1651) с ц. во имя свт. Николая Чудотворца (1658) (впосл. с. Николаевское, давшее начало г. Далматову), деревни Нижнеярская (1660), Верхнеярская (1670), Ключевская (1680), Широкова (1680) с часовнями. Мон-рь имел подворья в Тобольске, Ирбите, Шадринске и послужил делу заселения как обширной земельной вотчины, так и всего Исетского края. Мон-рь входил в оборонительную линию, к-рая защищала Юж. Зауралье от набегов кочевников и обеспечивала безопасность гос. слобод. Недовольство крестьян большим объемом работ, выполняемых как повинность для мон-ря, политикой центральных властей в проведении секуляризации 1762 г.

http://pravenc.ru/text/168668.html

Студийский устав, а также монашеские традиции Св. Горы Афон оказали значительное влияние на становление раннего рус. монашества. Вместе с распространением христианства в Киевской Руси появились и основные формы монашества: общежительная, отшельническая, келлиотская. В течение неск. веков визант. аскетическая традиция была приспособлена к новым географическим, климатическим и социокультурным условиям. Первые монастыри не были стихийными образованиями, они создавались ктиторами , обычно князьями, к-рые на свои средства строили и содержали обители и сохраняли над ними власть. Креститель Руси св. вел. кн. Владимир Святославич (978-1015) и его ближайшие преемники основали целый ряд монастырей ( Синицына Н. В. Русское монашество и монастыри. X-XVII вв.//ПЭ. 2000. Т.: РПЦ. С. 305-306). Подобные мон-ри скорее всего не имели строгого внутреннего устава, являясь своего рода святынями семьи ктитора, часто были княжескими или боярскими родовыми усыпальницами, местом пребывания представителей рода в старости. Зачисление в мон-рь в X-XI вв. и образ жизни в нем зависели, вероятно, от вклада, к-рый был готов внести новый насельник. Об этом упоминается в Житии прп. Феодосия Печерского в рассказе о том, как он, желая стать монахом, обходил киевские обители, но не мог найти себе места по причине бедности и незнатного происхождения (Успенский сборник XII-XIII вв./Ред.: С. И. Котков. М., 1971. С. 79-80). Немного было мон-рей, основанных самими монахами. Летописец замечает: «Мнози бо манастыри от цесарь, и от бояр, и от богатьства поставлени, но не суть таци, каци суть поставлена слезами, пощеньем, молитвою, бденьем» (ПВЛ. Ч. 1. С. 69). В первом крупном рус. мон-ре - Киево-Печерском изначально, когда вместе с прп. Антонием подвизалось лишь 12 монахов, их К., так же как и монастырская церковь, находились под землей - в пещере (Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971. С. 86; см. ст. Киево-Печерская лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы ). Пещерные мон-ри в дальнейшем получили широкое распространение в России. Среди известных обителей, имеющих пещерную часть,- нижегородский Печерский в честь Вознесения Господня муж. мон-рь (1328 или 1330), Псково-Печерский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь (ок. 1470), Саровская в честь Успения Пресв. Богородицы муж. пустынь (нач. XVIII в.), Гефсиманский в честь Черниговской иконы Божией Матери муж. скит Троице-Сергиевой лавры (1844) и др.

http://pravenc.ru/text/1684163.html

В 1688 г. мон-рь вновь был разорен. Часть братии в 50 милях от него, в урочище Пакар, основала Знаменский мон-рь, а др. монахи, забрав ценные вещи из монастырской ризницы, ушли в австро-венг. земли. В XVIII в. жизнь в мон-ре возродилась. М. упоминается в числе 7 серб. мон-рей в т. н. палестинских штатах Свящ. Синода РПЦ (1735) - списке правосл. обителей Османской империи. Согласно списку, М. выплачивалось по 35 р. серебром ежегодно. В 1782 г. мон-рь снова подвергся разорению, были сожжены иконы в храме и все кельи. В 1857 г. посетивший М. российский консул А. Ф. Гильфердинг констатировал, что турки разобрали крышу храма, 4 мраморные колонны из храма перенесли в мечеть г. Приеполе, а также нанесли урон росписям. Консул отметил, что, несмотря на разорение, обитель посещает множество паломников. В 1860 г. мон-рь лежал в развалинах, возле стен храма и зданий из-за сильных половодий образовались земляные наносы, достигавшие высоты 1-го этажа и покрытые порослью. В 1863-1868 гг. благодаря усилиям митр. Белградского Михаила (Йовановича) , босанского Топала Шерифа Осман-паши, настоятеля Баньского мон-ря Макария (Вуича) и торговцев из Приеполе храм был восстановлен и принял совр. вид. Тогда, вероятно в силу ветхости, была снесена стена между наосом и притвором, на к-рой находилась сцена «Успение Пресв. Богородицы», и пострадали неск. фресок. Во время первой мировой войны австро-венг. войска устроили в храме конюшню. В 1913 г. в мон-ре находились органы управления местного муниципалитета, в т. ч. суда. В описи монастырского имущества, составленной в этот период настоятелем архим. Гедеоном (Маричем), упоминаются 50 га пахотной земли, 70 га лесов и фруктовых деревьев, в библиотечном каталоге значатся 77 церковных и 16 поучительных книг, в т. ч. рукописный печатный Октоих 1493 г. Богатая ризница М. была постепенно разграблена турками, нек-рые предметы в наст. время хранятся в Музее Сербской Православной Церкви , в Церковном музее в Загребе и в др. собраниях. 6 июня 1935 г. в М. прошли торжества в честь 700-летия со дня смерти свт. Саввы Сербского, к-рые возглавил патриарх Сербский Варнава (Росич) . В них приняли участие еп. Охридский Николай (Велимирович) и митр. Дабро-Босанский Петр (Зимонич) , члены серб. правительства и местные власти. В честь торжеств был освящен колокол, подаренный обители кор. Александром Карагеоргиевичем .

http://pravenc.ru/text/2563198.html

(SynCP. Col. 258-260); на полях рукописи Paris. gr. 1589, XII в., память мученика указана под 24 нояб. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. и его списках, а также в Минологии имп. Василия II, в нек-рых визант. Синаксарях и греч. печатной Минее (Венеция, 1593) память М. и сказание о нем на основе 2-й редакции Мученичества М. содержатся под 25 нояб. ( Дмитриевский. Описание. С. 26; Mateos. Typicon. T. 1. P. 114; Laurent. S. Marco. 787, 1050 г.; Ambros. D. 74. Sup., XII в.; Bodl. Auct. T. 3. 16, 1307 г.). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца память М. и сказание о нем помещены под 25 нояб. На то, что М. широко почитался не только в Византии, но и в поствизант. пространстве, указывает его упоминание в душеполезной «Повести о недостойном иерее» (сохр. в рукописи XVI в.); М. фигурирует в ней как реальное лицо, с к-рым был знаком главный герой повести - священник, наказанный за неканонический проступок невозможностью умереть в свой срок. Прожив неск. сотен лет, он рассказывает, что был соседом М. и свидетелем его страданий ( Afinogenov D. The Story of an Unworthy Priest in Cod. Parisinus gr. 1632//Scrinium. СПб., 2011. N 7. P. 91-102). По нек-рым неподтвержденным сведениям, частицы мощей М. также хранились в К-поле: «В той части [города] покоится святой Меркурий, убивший Юлиана Отступника» (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 454). Под «той частью» следует понимать мон-рь мч. Диомида рядом с Золотыми воротами. Частицы мощей М. хранятся в Большом Метеорском монастыре и в мон-ре св. Варлаама в Метеорах (Фессалия), в обители Св. Лавра (Агия-Лавра), близ Калавриты, в мон-ре 40 Севастийских мучеников в Спарте, в монастыре Успения Пресв. Богородицы в Кинурии, в ц. св. Андрея в Ахее, в мон-ре Кехровуниу на о-ве Тинос, в мон-ре Пресв. Богородицы Платитеры на Керкире (Корфу), в мон-ре свт. Николая и мон-ре Агиас на Андросе, в мон-ре Св. Троицы, мон-ре Св. Креста и мон-ре Вронда на Самосе, в Иоанна Богослова апостола монастыре на Патмосе , в мон-ре святых Таксиархов на Серифосе ( Meinardus O.

http://pravenc.ru/text/2563008.html

Согласно завещанию Пафнутия Боровского, по настоянию вел. кн. Иоанна III Васильевича и «по умолению братии» игуменом мон-ря после преставления прп. Пафнутия стал И. ( Досифей (Топорков). 1865. С. 168). По сведениям еп. Саввы, он был рукоположен во священника свт. Геронтием, митр. Московским, и благословлен на игуменство, после поставления его принял вел. князь («приа его державный с великою любовию и угости») (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. С. 460-461). Вероятно, покровительство И. оказывал архиеп. Ростовский Вассиан I (Рыло), к-рый также являлся пострижеником Боровского мон-ря и учеником прп. Пафнутия ( Лурье Я. С. Вассиан Рыло//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 123). В 1479 г. И. был вынужден оставить игуменство и покинуть мон-рь. В качестве причины он в послании монахам Пафнутиева мон-ря указал на конфликт с вел. князем из-за «монастырских сирот». По распоряжению вел. князя монастырские крестьяне оказались «иные проданы, а иные биты, а иных в холопи емлют» (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 144). И. ездил к Иоанну III, но ничего не добился. В житиях причиной ухода И. названо недовольство братии планами игумена ввести в мон-ре строгий общежительный устав. Еп. Савва указывал, что И., следуя совету 7 старцев обители, тайно оставил мон-рь и в сопровождении единственного спутника - старца Герасима (Чёрного) отправился странствовать (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. С. 462). В мон-рях И. проживал под видом ученика старца Герасима, чтобы в нем не опознали священника и игумена ( Досифей (Топорков). 1865. С. 168; ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 462-463; Белокуров. 1903. С. 18). Однако образованность и манера держаться выдавали его высокий сан. Еп. Савва сообщает, что он был узнан в тверском Саввином мон-ре (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 463), а в «Житии прп. Иосифа, составленном неизвестным» утверждается, что И. узнали и в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре ( Белокуров. 1903. С. 19). Наиболее благоприятное впечатление на него произвел Кириллов Белозерский монастырь, к-рым в этот период (1478-1482) управлял др. постриженик Боровского мон-ря, игум. Нифонт ( Никольский Н. К. Общинная и келейная жизнь//ХЧ. 1907. 8. С. 167). Согласно известию Досифея, И. провел в Кирилловом Белозерском мон-ре «едино лето» ( Досифей (Топорков). 1865. С. 168-169), по сведениям «Жития прп. Иосифа, составленного неизвестным»,- не менее 17 месяцев ( Белокуров. 1903. С. 18). В Кирилловом монастыре И. мог встречаться с прп. Нилом Сорским ( Романенко. 2008. С. 161-162). Возможно, в этот период И. получил приглашение от кн. Бориса Волоцкого основать монастырь в его уделе ( Досифей (Топорков). 1865. С. 169; ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 464).

http://sedmitza.ru/text/407137.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010