И князь Георгий с князем Михаилом дали друг другу целование, и праздновали духовно, и веселилися; и сказал благоверный и великий князь Георгий благоверному князю Михаилу: «Дай мне грамоту, на Руси нашей по укрепленным местам церкви Божий строить и города». И сказал ему благоверный и великий князь Михаил: «Как хочешь, так и созидай церкви Божий во славу и хвалу пресвятому имени Божию. За такое доброе твое соизволение награду примешь в день пришествия Христова».   И пировали они много дней. И когда пожелал благоверный князь Георгий вернуться в свой удел, тогда благоверный князь Михаил повелел грамоту написать и свою руку приложил к грамоте. И когда благоверный князь Георгий поехал во свое отечество и град, тогда благоверный князь Михаил с великою честью отпускал его и провожал. И когда были уже оба князя в пути и поклонились друг другу на прощание, то благоверный князь Михаил дал грамоту. Благоверный же князь Георгий взял грамоту у благоверного князя Михаила и поклонился ему, а тогда и тот в ответ ему.   И поехал по городам, и когда приехал в Новгород, повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164). Из Новгорода поехал во Псков, город свой, где преставился отец его, благоверный князь Всеволод, а во святом крещении Гавриил, новгородский и псковский чудотворец. И поехал из Пскова-града к Москве, и повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164). И поехал из Москвы в Переславль-Залесский, а из Переславля-града в Ростов-град. В то самое время был в граде Ростове великий князь Андрей Боголюбский. И повелел благоверный князь Георгий в граде том Ростове церковь строить во имя Успения пресвятой владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164), месяца мая в двадцать третий день. Во дни великого князя Георгия начали рвы копать под основание церкви и обрели погребенные мощи святителя Христова Леонтия, епископа ростовского, чудотворца, который обратил в Ростове-граде людей в веру Христову и крестил их от мала и до велика. И возрадовался радостью великою благоверный князь Георгий, и прославил Бога, давшего ему такое многоценное сокровище, и отпел молебен. И повелел ехать Андрею, князю Боголюбскому, в город Муром и строить в городе Муроме церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

И, наконец, несколько мыслей о празднике Успения. Историки и мыслители не раз отмечали, что этот праздник изначально имел у нас на Руси особенное значение. Существовал стойкий многовековый обычай посвящать этому празднику кафедральные соборы. Софийские храмы в Киеве и Новгороде имели своим престольным праздником Успение Пречистой 2 . По уже сложившейся традиции, Успенскими впоследствии были соборы во Владимире и в Москве, в Рязани, Ростове, Ярославле, Вологде, Великом Устюге – и это далеко не полный список. Успенский Киево-Печерский монастырь был первым центром и рассадником иноческого жития и духовного просвещения. Достаточно уже вспомнить то, что митрополиты, а затем патриархи Московские и всея Руси в наиболее торжественной форме назывались «правящими престол святыя великия соборныя и апостольския Церкве, пречистыя Владычицы нашея Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения». Знакомство со списками храмов Москвы CIC века показывает, что среди них преобладали церкви, посвященные Покрову Пресвятой Богородицы, но и Успенские продолжали занимать одно из первых мест, числом уступая, кажется, только Никольским 3 . Между тем, Успение и Покров – два праздника, наиболее полно выражающие одну общую идею: всемирного, непрестанного и непобедимого заступничества Богоматери за христианский род. Характерно, что изображение на иконах обоих празднуемых событий – Успения Владычицы и Ее явления во Влахернском храме, которое вспоминается в праздник Покрова, – имеет принципиальное сходство. В обеих иконных композициях Богородица представляется Центром, вокруг которого собрана вся Церковь – земная, в лице апостолов и других святых, и небесная, в лице ангелов. По своему смыслу, и сам праздник Покрова, учрежденный молодой Русской Церковью в CII веке, может рассматриваться как «продолжение в вечности» праздника Успения. Молитвенно взирая на икону «Покрова», нельзя не вспомнить один из замечательных стихов успенского канона преподобного Козмы Маюмского: Яко да воздевши руце, исходиши, Всенепорочная, –

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Богоприемное Ее тело, вынесенное и погребенное с ангельским и апостольским пением было положено во гробе в Гефсимании. И на этом месте три дня продолжалось непрерывное ангельское пение. Когда же через три дня ангельское пение прекратилось, то апостолы открыли гроб, поскольку один из них, отсутствовавший и прибывший после третьего дня, пожелал поклониться богоприемному телу. Но они не смогли найти Ее всепетое тело, так что, обретя лишь лежащие погребальные одеяния и исполнившись исходящего от них несказанного благоухания, они закрыли гроб. Пораженные чудом таинства апостолы только и могли подумать, что Бог Слово и Господь славы, благоволивший воплотиться по ипостаси и вочеловечиться от Нее и родиться по плоти, а после Рождества сохранивший невредимым Ее девство, Сам благоволил и после отшествия Богоматери почтить Ее чистое и незапятнанное тело нетлением и перемещением прежде общего для всех воскресения».   В соответствии со словами святого Иоанна Дамаскина у ложа Богородицы всегда изображались апостолы. В XI веке возникает так называемый «облачный тип» иконы Успения, в котором, помимо сцены прощания апостолов с Марией у Ее ложа, в верхней части композиции показано, как ангелы переносят их по небу к месту Успения. Согласно Преданию, Фомы среди них не было, а апостолы Андрей, Филипп и Иуда Фаддей, уже погибшие к тому времени, были чудесным образом воскрешены на время прощания с матерью своего Учителя. Именно к такому типу относится замечательная по художественным качествам икона XIII века из Десятинного монастыря в Новгороде (ГТГ, Москва). Центральное место в православной иконографии Успения принадлежит образу Христа. Его фигура располагается обычно по оси симметрии, образуя в сочетании с фигурой возлежащей на ложе Марии крестообразную композицию. На руках Он держит спеленутого младенца, олицетворяющего непорочную душу Марии. В древнерусских памятниках XVI–XVII веков (как, например, на новгородской иконе XVI века из Русского музея в Петербурге) Иисус может держать младенца только на левой руке, а правой благословлять Марию. В начале XVIII века святитель Димитрий Ростовский в проповеди «Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии» дал описание чудесного явления Христа, явно руководствуясь более древними апокрифами:

http://pravmir.ru/ikonografiya-uspeniya-...

Придите, смиренные монахи, чтобы нам вместе провести к могиле Защитительницу душ наших. Придите, честные жены, и вы, истинные матери, освятившие руки свои деторождением и украсившие дом свой детскими улыбками, чтобы нам единым сердцем восхвалить Успение наисвятейшей Женщины. Придите и вы, неоскверненные девы и все живущие в святой чистоте, чтобы нам со слезами облобызать Ту, Которая была Матерью и осталась Приснодевой. Придите все, малые и великие, юные и старые, простые и ученые, потщимся украсить праздник Успения Матери Божией всем, что только есть у нас в душе самого лучшего, самого святого, самого светлого. И люди с горящими сердцами, и теплохладные соберитесь вместе. И сытые, и голодные сядьте за один стол. И постившиеся, и не смогшие поститься Богородичным постом общего пира духовного вкусите. И утешенные, и скорбные, и благодарные, и страдающие, и у кого радость в душе, и у кого слезы на глазах, придите все, чтобы нам вместе помолиться, восхвалить и отпраздновать Успение Пресвятой Богородицы. Принесите Владычице нашей лучшие дары – сердца, полные добродетелей, души, объятые любовью Христовой, помыслы, облаченные в ризу смирения. Да не отсутствует никто из чад Церкви. Ни раб, ни свободный, ни малый, ни великий, ни грешный, ни достойный. Но принесите Владычице нашей лучшие и ценные дары: не золото, не серебро, не жемчужные украшения, не дорогие облачения, не украшенные лица, не сердца, полные возношения. А принесите Ей сердца, полные добродетелей, души, объятые любовью Христовой, помыслы, облаченные в ризу смирения, мысли, огражденные священной молитвой, светлые очи, украшенные слезами, руки, освященные милостыней, объятия, благословленные рождением детей, языки, одаренные пениями духовными, тела, украшенные незапятнанным девством, светлые лица христианские. Ибо это украшения наши. Добавьте к тому и веру живую, владеющую вами, любовь, направляющую вас, ревность о спасении, радость сердца, искренность, умиление, теплоту Духа Святого. Каждый да принесет что-нибудь. А кому нечем украсить икону Успения Божией Матери, тот да принесет Ей хоть малую молитву, хоть поклон, доброе слово или, самое малое, один цветочек пусть принесет к иконе Ее, и этот малый дар может сделать больше, чем сделали две лепты вдовицы.

http://pravoslavie.ru/73221.html

Прихожан в селе Зарине, в деревнях: Займище, Глазово, Сахарово, Байгорово, Высокая - 127 дворов (471 мужчина, 541 женщина). По данным Епархиального статистического сборника за 1901 год: Церковь Успенская, построена в 1866 году, каменная, престола три: в холодной Успения Божией Матери, в теплой: Святителя Тихона Амофунского и Корсунской Божией Матери. Церковные документы: опись 1843 года, метрики с 1800 года, исповедные с 1831 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Георгий Иоаннович Волков 65-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1860 года, священником с 1860 года, состоял благочинным, награжден в 1899 года наперстным крестом. Диакон Иаков Григорьевич Смирнов 27-ми лет, в служении с 1892 года, диаконом с 1896 года. Диакон, в должности псаломщика, Николай ВАсильевич Успенский 36-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1886 года, диаконом с 1888 года. Прихожан в селе Зарине, в деревнях: Займище, Глазове, Сахарове, Высокове, Байгорове - 197 дворов (772 мужчины, 836 женщин). Поселение это небольшое (и двух десятков дворов не было), а церковь у них была своя. Вместительное, каменное строение, построено в 1866 году. Центральный Престол зорниского храма был освящен в честь Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Два теплых придела святителя Тихона епископа Амофунтского и в честь иконы Корсунской Божией Матери. За приходом значилось прихожан - 197 дворов местного поселения: 772 человека мужчин и 836 женщины. При Успенской церкви была устроена церковно-приходская школа. В качестве учителей, как и во всех сельских школах в XVIII - начале XIX века, были священник и дьякон. Здесь учились и дети байгоровских прихожан. Дети были из разных семей деревни, но с одной и той же фамилией - Хорьковы. В 1900 году в первый класс в церковно-приходскую школу пришли четыре родственника - Хорьковы и три однофамильца... ...В 1901 году в Успенской церкви деревни Зорино службу ведет старший сын о.Иоанна, Волков Георгий Иоанович. (При жизни отца он диаконствовал). Диаконом с ним служил 27 летний Иаков Смирнов.

http://sobory.ru/article/?object=21246

Владыку с капельницей в руке снимать я тоже не собирался. Я собирался говорить с ним о том, что ему действительно могло быть интересно. Мне же интересно в нем было все – он был одним из самых авторитетных и уважаемых иерархов нашей Церкви, близко знавший многих великих людей прошлого. Родившийся в семье русских эмигрантов в Финляндии, он был близко знаком со многими носителями православной духовной традиции, например, с валаамскими старцами, основавшими после закрытия монастыря на Валааме Ново-Валаамский монастырь в Финляндии. Он учился у знаменитых профессоров — протоиерея Ливерия Воронова, Льва Парисского, Николая Успенского, а его духовниками были митрополит Никодим (Ротов) и митрополит Антоний (Сурожский). Это его храм Покрова Пресвятой Богородицы в Хельсинки был единственным в Западной Европе, где богослужение совершались ежедневно и где заказывали поминания со всего мира. Это он после крушения Советского Союза переправил в Россию сотни фур лекарств, продуктов и вещей, изъездив за рулем грузовика всю Германию вдоль и поперек, это он открыл в лагере смерти Дахау православную часовню. И вот что нам удалось записать. О Покрове Пресвятой Богородицы Я чувствовал заступничество и милость Пресвятой Богородицы всю свою жизнь. Порог храма я переступил 60 лет тому назад, в 8 лет, это был храм Успения Пресвятой Богородицы. С самого начала церковного служения Небесная Владычица вела меня в жизни. Первым местом моего пастырского служения стал Покровский Патриарший приход в Хельсинки, куда я был поставлен настоятелем в 1978 году митрополитом Никодимом. Покровский храм в Хельсинки был единственным храмом в Западной Европе, где совершались ежедневные богослужения. К нам отовсюду шли люди. Мы принимали сорокоусты со всего мира. Получали просьбы молиться из Франции, из Бельгии, через «железный занавес» из Советского Союза. 16 ноября 1979 года меня назначили благочинным Дюссельдорфской епархии. Архиепископ Дюссельдорфский Алексий (ван дер Менсбрюгге) был очень болен и находился в доме престарелых, а немецкие власти священника с советским паспортом в город пускать не хотели. Но поскольку паспорт у меня был финский, то со мной у них проблем не было. Мое назначение совершилось так быстро, что я вынужден был оставить своего тяжелобольного отца и выехать в Москву.

http://pravmir.ru/nebesnaya-vladyichitsa...

Радуйся, яко тою соборная церковь Успения украсися. Радуйся, землю Русскую в удел Себе избравшая; Радуйся, многими чудесы люди града Гребени удивившая. Радуйся, заблудших грешников скорое Вразумление; Радуйся, сердец наших Умиление. Радуйся, Покрове чистоты и девства; Радуйся, Ограждение благаго супружества. Радуйся, прибегающих к Тебе милосердая Споручнице; Радуйся, оставленных врачами безмездная Целительнице. Радуйся, Божественною славою Украшенная; Радуйся, дивными чудесами Прославленная. Радуйся, Чистая Отроковице, теплая Предстательнице о душах наших. Кондак 3 Силою, данною Ти свыше, многая чудеса сотворила еси, Владычице, в земли нашей и не возможно есть исчислити славныя победы над супостаты. Князие бо русстии, имеюще икону Твою, безстрашно отражаху вражия полчища, вопиюще Богу: Аллилуиа. Икос 3 Имуще Тя неусыпающую Молитвенницу и усердную Заступницу, всякое уныние и страх отчаяния побеждаем. Ты бо, стяжавши велие дерзновение к Сыну Твоему и Богу нашему, любовию покрываеши землю русскую и всем твориши спастися. Сего ради, аще и нерадиви суще о своем спасении, обаче дерзаем со умилением глаголати Тебе таковая: Радуйся, в бедах и скорбех скорая Помощнице; Радуйся, теплая о нас пред Богом Молитвеннице. Радуйся, православных воинов на поли брани укрепляющая; Радуйся, елеем благодати Твоея раны их врачующая. Радуйся, верная чада на подвиги благословляющая; Радуйся, неверныя под ноги их покоряющая. Радуйся, грешником грозное Обличение; Радуйся, кающимся человеколюбное Снисхождение. Радуйся, духовная очи, еже видети грехи, нам открывающая; Радуйся, благодатную помощь ко исправлению подающая. Радуйся, страстей пагубных Исцеление; Радуйся, душ наших Спасение. Радуйся, Чистая Отроковице, теплая Предстательнице о душах наших. Кондак 4 Бурею недоумений обдержими быша людие, видяще церковь Успения Твоего, Владычице, огнем объяту. Егда же узреша икону Твою на воздусе верху пламене стоящу и не сгорающу, прославиша Бога дивнаго в чудесех Своих и Тя, Пресвятая Дево, Огнь Божества во чреве Твоем вместившую, в радости поюще: Аллилуиа. Икос 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Но все-таки плоды могли бы быть обильнее и ценнее. С течением лет я еще более убеждаюсь в том, что изучение содержания богослужения есть самая правильная основа православного образования. Образование же, оторванное от этой твердой почвы, не способно нести в себе святоотеческий дух, бессильно передать то целостное восприятие веры, мира и жизни, которое было свойственно подвижникам и учителям Церкви. Но обучение, о котором мы говорим, должно происходить в живой и неразрывной связи с церковной молитвой. Только так можно воспитать хорошего священника, чтеца, певца – и просто христианина, сознательно и преданно любящего свою мать – Святую Церковь . И тогда этот христианин будет в состоянии дать обоснованный, принципиальный ответ в защиту древнего литургического предания Церкви тем, кто обвиняет Православие в консервации якобы «ветхого», «отжившего», «никому не понятного и не нужного». Теперь – о самой брошюре и изложенном в ней материале. Мне думается, что наиболее эффективно было бы использование ее в качестве пособия для специальных семинарских занятий. Но может она пригодиться и учителю воскресной школы для взрослых, желающих понимать смысл того, что поется или читается в храме, но при этом не имеющих времени «забираться в глубину». Каждый опытный преподаватель знает: чтобы основательно сказать даже малое, надо знать гораздо больше того, что говоришь. Поэтому постоянные отсылки к греческому оригиналу, которые могут показаться загромождающими текст брошюры, – отнюдь не излишни. Всегда можно сократить и упростить материал, в соответствии с задачами, которые ставишь. Зато, если возникнут вопросы по отдельным деталям перевода, у преподавателя будет, на чем основывать свое объяснение. Как и при изучении канонов Пятидесятницы, так и на этот раз, я постоянно пользовался серией очерков Михаила Скабаллановича «Христианские праздники. Всестороннее освещение каждого из великих праздников со всем его богослужением», 6-я книга которой посвящена празднику Успения Пресвятой Богородицы (Киев, 1916; репринт: Св.-Троицкая Сергиева лавра, 1995). Но я ставил перед собою иную цель, нежели этот известный историк-литургист прошлого века. Моей целью было максимально раскрыть догматическое и художественное содержание самого текста канонов и показать стиль творческой работы их авторов. Мне хотелось также показать, как более древний славянский перевод канонов, который содержится в дораскольных богослужебных книгах, во многих случаях может быть использован для восстановления первоначального греческого текста 1 . Но изучать само содержание праздника, историю его установления, его литургическое развитие – надо, несомненно, по пособию Скабаллановича. Недавно киевским Православным братством св. Льва Великого предпринято новое издание серии его очерков «Христианские праздники».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Явление ангела Иоакиму. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни . Около 1100 Мозаика. Церковь Успения Богоматери, Дафни Святые Иоаким и Анна Зачатие Пресвятой Богородицы (г.Усть-Илимск) Зачатие Пресвятой Богородицы Рождество Богоматери с избранными святыми. Новгород. Конец XIV — начало XV вв. Третьяковская галерея, Москва Пьетро Каваллини. Рождество Богородицы. Базилика св. Марии, Рим. 1296-1300 Новгород. Середина XIVb. Третьяковская галерея, Москва Рождество Богородицы. Фреска Дионисия XV век Икона РождестваБогородицы в Глинской пустыни (начало XVI в.). Являлась главной святыней Глинской пустыни, принадлежавшей Курской губернии. В исторических записях обители сохранились описания многочисленных случаев исцеления по молитвам перед чудотворной иконой. Молитвы Рождества Пресвятой Богородицы Тропарь Рождества Богородицы , глас 4 Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив  смерть , дарова нам живот вечный. Рождество Твое Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную. Кондак Рождества Богородицы, глас 4 Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея. Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей. Величание Рождества Богородицы Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое. Молитва первая на Рождество Богородицы О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-presvyatoj-...

За Божье дело – с Божьею помощью! Пресвятая Богородице! помогай мне! Вот началось предпразднство Успения Божией Матери. И какое сочетание – я имею милость Божию пребывать сейчас и писать в монастыре Успения Божией Матери! Слава Пресвятой Владычице! На сей раз начну не только со своих мыслей, а что даруется самим праздником и внушается службами. А ведь на всякий престольный праздник больше дается благодати в храме славы. Только утром вчера кончилось отдание славному Преображению, а вечером уже вошли мы в преддверие другого праздника. И сразу ощутилась перемена. Преображение – славное, светлое, царственное, величественное, страшное, превысокое, пренебесное торжество. Душа поднята… Начинающееся же Успение ввело меня, наоборот, в (хотел так сказать) прохладную, мирную тишину. Точно бы с жаркого блестящего солнца я вошел в мягкую тень тихого сада. …Но – и с радостью… И радость – тихая, мирная, как начинающий брезжить рассвет… И спросил я душу свою: отчего эта радость? Так она ответила: – Какая милость Богородицы, что вот и я – у Нее на трапезе… Ведь всякий праздник есть пир благодатный. Беседы с празднуемыми. Участие в их славе. Славословие, или, как хорошо говорит Церковь , «величание» празднуемых. Вкушение их радости, как бы пребывание «в гостях» у них, «за столом», «пожалование». Кратко сказать, ОБЩЕНИЕ с ними… И ныне мы – у Божией Матери. И чувствуешь, и думаешь: вот я своими устами прославляю уже Богородицу! Вот я уже беседую с Нею! Вот уже Она, Пречистая, близка стала и ко мне. Да, близка духу моему! Она вот и здесь, и всюду, где Ее прославляют. Для «того» мира ведь нет пространственных препятствий. Вот сейчас горячее еще южное солнце теплом своим и светом проникает всюду так, что все видно; тепло же чувствуется во всякой части тел а. Так и для благодати Божией! …И когда говорил я или пел что-либо о Богородице, то в сердце говорилось совершенно так, как когда живой человек живому говорит. Эта радость живой близости и утешила душу. И вспомнилось мне из прошлого событие в одной пустыни, по поводу проповеди о «Сроднице» нашей… Но то я расскажу после особо… Однако и самое слово «Сродница» (о Богородице) радует душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010