Закрыть itemscope itemtype="" > Объяснение молитв и песнопений праздников Из учебника церковнославянского языка 27.08.2015 1564 Время на чтение 19 минут - Успение Пресвятой Богородицы; - Святая Пасха (Светлое Христово Воскресение); - Святая Троица (Пятидесятница); - Неделя о блудном сыне; - Покров Пресвятой Богородицы; - Введение во Храм Пресвятой Богородицы; - Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских; - Рождество Христово Успение Пресвятой Богородицы Учебный перевод кондака Богородицу, - неусыпную в молитвах и неизменное упование [наше] в заступлении, - гроб и смерть не удержали, ибо Вселившийся в Приснодевственную утробу преставил (переселил) Ее к [вечной] жизни как Матерь Жизни. В тропаре, кондаке, задостойнике и во всей службе Успению Богородицы нетленность Девства Божией Матери сопоставляется с нетленностью Ее Успения. О том же говорится и в тропаре 6-й песни второго канона (прп. Иоанна Дамаскина) на утрени: Из Тебя возсияла Жизнь, не разрушив ключей Девства, - как же пречистое и живоначальное Твое тело оказалось способным испытать смерть (=стало причастным испытанию смерти). Учебный перевод задостойника Успению Божией Матери Побеждаются (преодолеваются) пределы естества (природы) в Тебе, Дево Чистая, - Рождество остается девственным, а смерть обручается с жизнью. По Рождестве девственная и по смерти живая, спасаешь присно, Богородице, наследие Твое. Святая Пасха (Светлое Христово Воскресение) Мария и ее спутницы, пришедшие до рассвета и обретшие камень отваленным от гроба, слышали от Ангела: «Во Свете присносущном Сущего что [вы] ищете среди мертвых, словно человека? Воззрите на гробные пелены, спешите и м i ру возвестите, что восстал Господь, умертвивший смерть, ибо Он - Сын Бога, спасающего род человеческий». Святая Троица (Пятидесятница) Перевод: Благословен Ты (есть), Христе Боже наш, явивший ловцов (т.е. рыбаков) премудрыми, ниспослав им Духа Святого, - и через них уловивший [всю] вселенную. Человеколюбче, слава Тебе! Главная мысль тропаря, раскрывающего внутреннее содержание праздника, заключается в том, что именно ниспослание апостолам Святого Духа сделало их, простых и некнижных рыбаков, премудрыми, и через них Господь уловил (привлек к Себе) всю вселенную. В тропаре также содержится напоминание о евангельских словах Христа Спасителя Своим будущим ученикам - Симону и Андрею, - о том, что Он сотворит их ловцами человеков ( Мф 4,18-19; Мк 1,16-17 ).

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/29/...

– Множество людей. Это и первый батюшка, к которому я когда-то пришел на исповедь, и который, слава Богу, по сей день жив. И множество прихожан тех замечательных храмов, в которые я ходил на службы. Помимо этого, были замечательные книги, которых и сейчас очень много в православных лавках. – Как отнеслись Ваши родители к тому, что Вы решили посвятить свою жизнь христианскому служению? – Родители не были воцерковленными с детства, и для них это было не очень понятно. Но они отнеслись с большим уважением и понесли часть трудов вместе со мной, за что я им очень благодарен. Они взяли на себя житейские, бытовые нагрузки, чтобы у меня была возможность полноценно посвятить себя священническому служению. – Понятно, что Библия и Евангелие – это главные книги жизни. А есть ли у Вас любимые труды святоотеческой литературы? – Конечно. Например, уже в девяностые годы, которые совпали с началом моего христианского пути, издавалось много замечательных книг. Я помню книгу Сергия Нилуса « На берегу Божьей реки », прекрасное произведение о жизни Оптинских подвижников. Или – « Описание Серафимо-Дивеевского монастыря », это книга, составленная священномучеником Серафимом Чичаговым , она посвящена преподобному Серафиму Саровскому . Или – удивительная книга о новомучениках Оптинских « Пасха красная », которая стала ярким явлением своего времени. А из святоотеческих книг мне очень близки труды сербского святителя Николая Велимировича . Далее можно долго перечислять. – Недавно закончился Успенский пост, он самый короткий из всех Постов. Что мы могли успеть сделать за такой непродолжительный период для своего духовного роста? – В духовной жизни, как, например, в спорте, есть разные виды упражнений. Например, марафон и бег на короткие дистанции. Они значительно отличаются друг от друга, и не может человек одновременно заниматься тем и другим. В духовной жизни марафон – это Великий пост , а есть такая краткая дистанция, но совершенно яркая, как Успенский пост , он длится всего две недели. Он посвящен Успению Божией Матери , и важно успеть прочитать сказание о Ее жизни, почитать акафист Божией Матери, Ее Успению . А можно пройти этот Пост, молясь совершенно замечательными короткими молитвочками, которые посвящены Пресвятой Богородице. И все это позволяет за короткое время Успенского Поста прикоснуться к тайне жизни, чистоты и воскресения Пресвятой Богородицы . Это самое главное, что необходимо сделать.

http://azbyka.ru/way/vladyka-evgenij-kul...

Закрыть itemscope itemtype="" > На Афоне почтили память первоначальника древнерусского монашества прп. Антония Киево-Печерского 25.07.2017 777 Древнерусская обитель Ксилургу на АфонеПамять преподобного Антония Печерского, основателя Киево-Печерской обители и первоначальника древнерусского монашества, почтили 23 июля в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре, сообщает Русский Афон . Почитание памяти преподобного Антония Печерского особенно дорого для русских иноков на Святой Горе, поскольку он не только 1000 лет назад принес с Афона православное монашество на Русь, но и самым тесным образом был связан с Русским монастырем на Афоне. По этой причине праздничные богослужения прошли как в Свято-Пантелеимоновом монастыре, так и древнерусской святогорской обители «Ксилургу», основанной более 1000 лет назад попечением святого равноапостольного князя Владимира Киевского († 1015) и его супруги – византийской царевны Анны († 1012) вскоре после принятия христианства на Руси. Соборный храм этой обители посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Как известно, и основанная преподобным Антонием по его возвращении с Афона Киево-Печерская обитель, как и соборный храм монастыря, тоже символически были посвящены Успению Божией Матери. Существует предположение, что обитель на Киевских горах, на начальной стадии, была основана преподобным, как «подворье» или «представительство» афонского Свято-Успенского Богородичного монастыря «Ксилургу». С самого своего основания Русская Богородичная обитель получила статус Царской и носила наименование Лавры. По слову Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, значение древнего Успенского собора этой первой Русской Лавры имеет важное значение для всей Русской Церкви. Ведь именно здесь зажглась первая русская лампада на Святой Горе. У престола этого храма принял постриг основатель русского монашества преп. Антоний Киево-Печерский. У этого престола он принял благословение своего старца Игумена Герасима, которым запечатлено все русское монашество.

http://ruskline.ru/politnews/2017/iyul/2...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Акафистник Акафистник — собрание акафистов, торжественных славословий, гимнов Господу, Божьей Матери, святым: Часть I Акафист Пресвятей и Животворящей Троице Акафист Всемогущему Богу в нашествии печали Акафист Воскресению Христову Акафист сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу Акафист Святому и Животворящему Духу Акафист ко причащению Святых Христовых Таин Часть II. Акафист Преблагословенней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии (Благовещению) Акафист явлению иконы Пресвятыя Богородицы Тихвинския Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице пред иконою Ея, именуемою Троеручица Акафист успению Пресвятыя Богородицы Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице, всех скорбящих Радости Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице именуемыя «Скоропослушница» Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице честному Ея знамению еже в велицем Новеграде Акафист Пресвятей Богородице ради чудотворнаго Ея образа нечаянныя радости Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице явления ради Ея иконы «Державныя» Часть III. Акафист Святому Архангелу Михаилу Акафист Святому Ангелу Хранителю Акафист Святому Иоанну Предтечи и Крестителю Господню Акафист Покрову Пресвятыя Богородицы Акафист Святителю Христову Николаю Акафист Божественным страстем Христовым Акафист Честному и Животворящему Кресту Господню Акафист о упокоении усопших Часть IV. Акафист преподобному Сергию игумену Радонежскому, Чудотворцу Акафист Святому равноапостольному князю Владимиру Акафист преподобному Серафиму, Саровскому Чудотворцу Акафист Святому великомученику и целителю Пантелеймону Акафист Святым мученицам Вере, Надежде и Любви, и матери их Софии Акафист Святой великомученице Варваре Акафист благодарственный Акафистник Предисловие Слово «акафист» греческого происхождения; «акафистос химнос» значит буквально «неседальное пение». Так называются торжественные славословия в честь Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов и святых, которым христиане обыкновенно внимают стоя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Историко-библиографический обзор акафистов переводных и оригинальных, рукописных и печатных, существовавших в России до учреждения Святейшего Синода Время, когда были переведены первые акафисты с греческого языка на славянский, точно неизвестно. Неизвестны и первые переводчики их. В славянских рукописях акафисты появляются с XII века, в печати – с 1491 года. Печатные славянские акафисты были занесены в Россию от южных и западных славян. За период времени от появления первого акафиста на славянском языке и следующих за ним, занесенных в Россию или в ней составленных, до учреждения Святейшего Синода, известны в рукописях и старопечатных книгах следующие акафисты: Пресвятой Богородице, Господу Иисусу Сладчайшему, Успению Пресвятой Богородицы, св. Николаю Чудотворцу, св. Иоанну Предтече, св. Михаилу Архангелу и Бесплотным Силам, свв. апостолам Петру и Павлу, Святой Троице, Честному Кресту, Гробу Господню, Воскресению, Страстям Христовым, всем святым, св. Иоанну Златоусту , свв. Петру, Алексию и Ионе, прп. Сергию Радонежскому, св. великомученице Варваре и св. Алексию, человеку Божию. 1. Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии Древнейшим славянским акафистом и более всех распространенным как в рукописях, так и в старопечатных книгах является акафист Пресвятой Богородице, введенный Церковным уставом в чин богослужения на пятой неделе Великого поста и в правило перед Причащением Святых Тайн. Акафист Пресвятой Богородице имеется в славянских рукописях XII века. Так, он помещен на листах 264–271 Триоди постной, пергаментной рукописи 319 Московской Синодальной библиотеки. Помещаемый в Триоди постной, следованной Псалтири, общей Минее, Каноннике, Часослове, иногда в Октоихе, этот акафист включается и в рукописные сборники акафистов. Укажем некоторые из рукописных списков акафиста. В собрании рукописных книг Софийского собора библиотеки Санкт-Петербургской духовной академии мы встречаем акафист Пресвятой Богородице в следующих книгах: Псалтирь с восследованием (полуустав XVI века, 55, л. 288), Псалтирь (XVI века, 58, л. 317), Псалтирь (XVI–XVII веков, 65, л. 108), Псалтирь (полуустав XVI века, 74, л. 324), Псалтирь (полуустав 1-й половины XVI века, 76, л. 454), Октоих (XIII века, 122, л. 70), Часослов (полуустав XV–XVI веков, 1121), Часослов (полуустав XVI века, 1122), Часослов (полуустав XVI века, ИЗО, л. ИЗ), Часослов (полуустав XVI века, 1131, л. 85).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Успение Пресвятой Богородицы глазами великих художников Ренессанса 30.08.2021 1109 Время на чтение 16 минут 28 августа (по новому стилю) православные отмечают Успение Пресвятой Богородицы – великий, светлый и радостный праздник, который в народе часто называют «Богородичной Пасхой». Слово «успение» в названии праздника означает «погружение в сон». Матерь Божия не умирает, а через сон переходит в жизнь вечную, восходя на Небеса к Сыну Своему Спасителю мира Иисусу Христу. В православной иконографии этому празднику посвящены тысячи икон, на которых мы видим Иисуса Христа, принимающего в Свои руки светлую душу Божией Матери, стоящих рядом апостолов и сонм Ангелов, спускающихся с небес, чтобы торжественно приветствовать переход Богородицы ко Господу. Эти иконы на протяжении веков создавали искусные и зачастую безымянные иконописцы. На Западе была другая традиция – картины, посвященные Успению Богородицы, писали величайшие художники эпохи Возрождения, их творения находились в католических соборах, королевских покоях и знаменитых музеях. О некоторых из этих картин «Прихожанин» решил поведать своим читателям. Но, прежде чем рассказывать о знаменитых шедеврах, напомним немного о самом событии Успения Богородицы, которое, как говорит предание, произошло, приблизительно, в 57 году от Рождества Христова. Надо сказать, что многие события из жизни Пресвятой Богородицы скрыты от верующих завесой тайны. В Священном Писании, во всех четырех Евангелиях и Деяниях апостолов ничего не рассказывается об Успении Божией Матери. Более того, как писал в свое время один из ранних отцов Церкви святой Епифаний Кипрский, «пусть исследуют Писания и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли Она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли Она, ни о том, что не погребена». Известно, что до IV века не было обнаружено никаких святоотеческих свидетельств о кончине Божией Матери. Позже появляются отдельные свидетельства, которые Церковь относит к апокрифическим источникам, которые были обнаружены в V–VI веках от Рождества Христова, были переведены на 70 языков и разошлись по всему миру. В православном богословии особым почетом пользуется знаменитое «Второе похвальное письмо на Успение Богоматери» преподобного Иоанна Дамаскина.

http://ruskline.ru/opp/2021/08/30/uspeni...

Лойма. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Лоемская Церковь Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1802 и 1804. перестроен 1882-1884. Адрес: р.Коми, Прилузский р-н. с.Лойма, ул. Центральная, д. 47 Координаты: 60.551061, 48.81114 Проезд:По трассе Сыктывкар-Киров до Занульской отворотки и не сворачивать 90 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Деревянные храмы «Успения Пресвятые Богородицы да Афанасия Александрийского» в Лойме существовали уже в 16 веке. Тогда это были 2 самостоятельных храма и отдельно от них стоящая колокольня. Писцовая книга города Сольвычегодска с уездом (1677-82 гг.) сохранила описание этих храмов: «Церковь Успение Пресвятые Богородицы в длину 7 сажень поперег олтаря 2 сажени, церкви 3 сажени, притвор 2 сажени. А в церкви образов Деисус стоячей на двунатцати цках писан на красках двери царские и сеньи столбцы писаны на красках да местных образов (…). Другая церковь Афонасия Великого Александрийского теплая с трапезою клетцки в длину с трапезою с папертью 10 сажен, поперег олтаря 2 сажени, церкви 3 сажени, трапезы 4 сажени. А в церкви Деисус стоячей на тринатцати цках писан на красках. Двери царские и сеньи столбцы на красках. Да местных образов (...). Строение в церкви Божии и в них церковная всякая утварь и приклад все мирское того ж Лоемского приходу. Церковные земли под кладбищем и с подчерковными месты в длину 40 сажен поперег 23 сажени. Да на том же погосте колоколница рубленая а на ней три колоколы строение мирское ж». Надо отметить, что описанный выше храм Афанасия Александрийского построен взамен прежнего, который сгорел в 1679 году, а Успенский храм относится к более раннему времени. В течение следующего столетия оба храма обветшали и были заменены на единый каменный храм. Новый каменный храм строился с 1802 по 1804 гг. Двухпрестольный. Центральный престол в холодном храме посвящен Успению Пресв. Богородицы, а в приделе престол в честь Афанасия и Кирилла Александрийских. Освящен (вероятно, летний престол) в 1807 г.

http://sobory.ru/article/?object=12600

А.И. Никольский Канонники 435. Канонник , в четвертку, без начала и конца, 146 лл., полууставом XVI в., без переплета. Состав: 1) конец канона Пресвятей Богородице (1); 2) канон молебен Пресвятей Владычице нашей Богородици Одигитрии, творение Игнатия иеромонаха (1 об.–6); 3) правило Благовещению Пресвятей Владычице нашей Богородици, творение Феофаново (6–9); 4) в туж среду правило молебно святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, творение Феофаново (9–12); 5) правило молебно Покрову Пресвятыа Богородица (12–15 об.); 6) канон благодарен Пресвятей Богородици акафист, творение Иосифово (16–24); 7) правило молебно Всем Святым (24 об.–28); 8) правило молебно Рождеству Пресвятыа Богородица (28–31); 9) в туж неделю канон молебен святому апостолу Иакову, брату Господню по плоти (31–34); 10) канун на Воскресение Христово, творение Иоанна Дамаскина (34–35); 11) правило молебно преподобному Варламу чудотворцу (Хутынскому) (36–40);12) правило молебно преподобному Сергею чудотворцу (40–44); 13) евангельскиа чтения из служб на каждый день седмицы, преподобным, Иакову брату Господню по плоти и Иоанну Богослову (44 об.–49); 14) правило молебно к архангелу Михаилу и прочим Бесплотным, с акафистом (50–60 об); 15) правило честнейшему в пророцех Предтечи и Крестителю Иоанну, с акафистом, творение Андреево (60 об.–70); 16) в той же вторник канон честному Предтечи Иоанну, с акафистом (70–78), отличный от предыдущаго; 17) правило молебно Успению Пресвятыа Богородицы, с акафистом (78–88); 18) канон молебен 12-ти апостолом, – Феофанов, с акафистом (88–100); 19) канон молебен святому Николе по алфавиту, с акафистом (100–108 об.); 20) канон честному Кресту, с акафистом (108 об.–118 об); 21) святейшаго патриарха Константиня града кир-Филофеа служба Всем Святым – канон с акафистом, неполный (118 об.–133); 22) правило молебно иж в святых отца нашего Иоанна Златоустаг о, с акафистом (133 об.–145); последование о стихословии икосов (145 об.–146 об.). 436. Канонник , в четвертку, 138 л.л.,полууставом XVI в., в кожаном переплете. 1, 2 и 138 листы позднее вставлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сост. прот. Владимир Чугунов Акафист Пресвятей Богородице в честь Успения Ея Кондак 1 Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, восходящей от земли к Небеси, благоговейная пения о пречестнем Твоем Успении приносим раби Твои, Богородице. Ты же, яко имущая победу над смертию, от всяких нас смертоносных бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая. Икос 1 Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице ко премирным Ея возшествие и приити предъявляше к Ней Сыну Ея и Богу, светло о Ней блистаяся и стоя, зовый таковая: Радуйся, прерадованная Мати Царева; радуйся, Небесная Царице, Мати Бога и Господа Небесе и земли. Радуйся, предпочтенная превеличеством пришествия к Тебе Сына Твоего и Бога; радуйся, возвеличенная извещением Твоего к Сыну отшествия. Радуйся, от всех родов Богом избранная; радуйся, святое вместилище Слова Божия. Радуйся, пророческаго проречения исполнение; радуйся, апостолом пречестный венче. Радуйся, святителем украшение и священником доброто; радуйся, правителем удоб­рение и державо. Радуйся, Богомудрых иноков возведение к Горнему Царствию; радуйся, отверзающая райския двери христианскому роду, присно Тя блажащему Радуйся, Обрадо­ванная, во Успении Твоем нас не оставляющая. Кондак 2 Видяще апостолов лик, всесильным мановением от конец земли на облацех пред­ставших ко Пречестному Твоему, Пренепорочная, Успению, священноначальницы: Дионисий – небесный таинник, Иерофей дивный и Тимофей с Боголепною честию священства пояху Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разумная вся тварь, старейшая чино­началия ангельская приидоша со своим Царем, Иже во Своя живоначальнейшия руце душу Матере Своея прият; теплый же верою Петр со слезами многая к Ней изрече, зовый: Радуйся, ко премирным, Мати Творца миру, восходящая; радуйся, к пренебесным, пространнейшая небес, вземлющаяся. Радуйся, четверочастное стихий освятившая Твоим восхождением; радуйся, Небесных возвеселившая Твоим прехождением. Радуйся, во Иерусалим Горний пре­красный приятая; радуйся, в нерукотворенныя храмы прерадостно вшедшая. Радуйся, херувимов и серафимов Царице; радуйся, архангелов Владычице. Радуйся, прибежище верных и избавление; радуйся, достоянию Твоему помощь и защищение. Радуйся, о всем мире христианстем к Богу Ходатаице; радуйся, благ всяческих Всеблагая Подательнице. Радуйся, Обрадо­ванная, во Успении Твоем нас не оставляющая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мужской монастырь Петра (горы Пинд) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Петра основан в середине XVI века, является важным памятником поствизантийской архитектуры, памятник культуры Греции. Принадлежит Элладской Православной Церкви. Греческое название — Μον Πτρας. Содержание История [ править править код ] Основание [ править править код ] Название монастыря (буквально греч. Μον Πτρας «монастырь скалы») связано с тем, что он стоит на вершине высокой и широкой скалы (греч. πτρα «петра»), которая возвышается над горным ущельем, и не связано с именем «Пётр». У подножия восточной части скалы находится большая пещера. В середине XVI века, согласно преданию, жители находящегося неподалёку селения Сотира увидели свет, исходящий из пещеры. Ведомые этим светом и дойдя до расщелины скалы, они обрели образ Пресвятой Богородицы Гликофилусы. Жители перенесли икону в свой деревенский храм, но она неоднократно исчезала и снова оказывалась в пещере. Это было сочтено знамением Божиим и было принято решение о строительстве на этом месте монастыря. Главный храм обители было решено посвятить Успению Пресвятой Богородицы. До окончания строительства монастыря, первые насельники обители проживали в самой пещере. В ранней летописной записи о работах по строительству обители, в кодексе 44 сборника Алексия Колива за 1557 год, говорится о смерти одного «мастера», который являлся одним из ведущих строителей храма. Известно, что постройка храма началась немного раньше этого времени, то есть около 1550 года. В 1593 году, по окончании строительства кафоликона, состоялось перенесение иконы Пресвятой Богородицы из пещеры в храм «в соборе иереев и многих жителей со всех соседних деревень», где она и находится до сих пор. В 1595 году монахи покидают пещеру и поселяются в отстроенном ансамбле, который был почти закончен. Первые ктиторы монастыря записаны в помяннике 1600 года: монахи Филарет, Даниил, Лаврентий и Зосима, которые взяли на себя все труды по основанию монастыря. Позже говорится о иеромонахах Парфении, Неофите и Савве.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010