Сам по себе храм Усекновения был перестроен в конце XVII в., а подворье подверглось коренной реконструкции уже в следующем столетии. В конце 1750-х гг. на средства купцов Замятиных к церкви была пристроена трапезная, занявшая, в том числе, и площадку старой колокольни. В это же время начато строительство новой колокольни выходящей на Пятницкую улицу. Был построен только первый ярус, строительство было остановлено, потому что заказчик умер. И возобновлено только к 1780 г., когда у прихода появились деньги. Она умышленно возводилась на некотором удалении от храма – зато на красной линии магистральной Пятницкой улицы. Таким способом приход храма «что под Бором» добился, что церковь, спрятавшуюся в переулке, невозможно было не заметить при въезде и выезде из центра города. В советские времена весь церковный участок занимало управление продовольственными товарами райисполкома Советского района. На волне интереса к памятникам старины в конце 1960-х и начале 1970-х гг. колокольня была отреставрирована. В церкви был устроен выставочный зал «Художественное стекло». В 1990-е гг. церковь и колокольню передали верующим. К колокольне со стороны улицы Пятницкой пристроен дом причта храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, что под Бором. um.mos.ru История храмов Черниговского переулка восходит к XIV–XV векам, когда здесь находился Ивановский (Иоанна Предтечи) «под Бором» монастырь. Впервые он упоминается в летописи под 1415 годом в рассказе о рождении великого князя Василия II Темного. Иоанно-Предтеченский монастырь был расположен на окраине Москвы, на торговой дороге, в опасном с точки зрения возможного нападения врагов направлении. Само Замоскворечье — «Заречье» — и в то время, и позже (вплоть до начала XVII века) представляло собой небогатый ремесленный посад. В 1382 году Заречье было дотла уничтожено Тохтамышем, в 1409 году — Едигеем. В 1514 году по поручению великого князя Василия III итальянский зодчий Алевиз Фрязин («Новый») воздвиг на месте обветшавшей деревянной монастырской церкви каменный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, освященный 29 августа 1515 года. Это был, вероятно, первый каменный храм в Заречье.

http://sobory.ru/article/?object=02176

Вел. кн. Василий Димитриевич посылает в мон-рь св. Иоанна Предтечи, что под Бором просьбу помолиться о княгине. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 828 об.) Под 1514 г. летописи сообщают о возведении архит. А. Фрязиным ц. Иоанна Предтечи «за рекою... под Бором», «за Москвою рекою, за Болотом во граде Москве» (Владимирский летописец//Там же. Т. 30. С. 141-142; Никоновская летопись//Там же. Т. 13. 1-я пол. С. 18; Постниковский летописец//Там же. Т. 34. С. 11; Летописный свод 1518 г.//Там же. Т. 28. С. 348), однако археологические данные о храме в Черниговском пер. относятся лишь ко 2-й пол. XVII в. Храм был торжественно освящен 29 авг. 1515 г., в день своего престольного праздника в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Но следующий по времени источник, упоминающий ц. Иоанна Предтечи под Бором в Замоскворечье, «Строельная книга» 1657 г., сообщает о ней как о деревянной (Строельная книга 7165 г.// Забелин. 1891. Стб. 240). В росписи выданного в 1676/77 г. жалованья упоминаются служители «церкви Иоанна Предтечи, что был Ивановский монастырь под Бором» (Роспись жалованья, получаемого священно-церковнослужителями московских соборов, церквей и мон-рей//ДАИ. 1875. Т. 9. С. 333). Те же сведения содержатся и в реестре 1723 г.: «Церковь Иоанна Предтечи да предел Николая чюдотворца под Бором; а издревле на том месте при княжении был Ивановский девич монастырь» (Реестр церквей, находящихся в Москве, с показанием «строения лет, приходских дворов и расстояния от церкви до церкви места»//ОДДС. Т. 2. Ч. 1. С. 549). Но из известий о строительстве здесь каменного храма в 1514 г. и др. источников (Ладанных книг с 1613 г., Духовной грамоты кнг. Авдотьи Ивановны Шемякиной-Пронской 1564/65 г. (АРГ: АММС. С. 204)) достоверно можно утверждать лишь о существовании в XVI в. в Замоскворечье церкви, а не обители. Эти данные позволили исследователям сделать вывод, что к XVI в. мон-рь был перенесен на совр. место, на Кулишки, и стал женским ( Страхов. 1893. С. 5).

http://pravenc.ru/text/2564216.html

Богослужебные песнопения исполнил Московский Синодальный хор (художественный руководитель — А.А. Пузаков). Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз». После сугубой ектении Предстоятель Русской Церкви вознес молитву о мире на Украине. Затем было совершено заупокойное поминовение погибших 31 октября в авиационной катастрофе в Египте пассажиров и членов экипажа самолета компании «Когалымавиа», выполнявшего рейс Шарм-эш-Шейх — Санкт-Петербург. По благословению Его Святейшества в этот день молитва о упокоении душ всех, «в крушении самолета над землей Синайской погибших», совершалась и в других храмах Русской Православной Церкви. За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан иерея диакона Алексия Власова, клирика храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьино. Проповедь перед причастием произнес священник Михаил Немнонов, клирик Черниговского Патриаршего подворья. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом , в котором, в частности, призвал всех помолиться о жертвах авиакатастрофы в Египте. В дар новоосвященному храму Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором Предстоятель передал Феодоровскую икону Божией Матери — точную копию чудотворного образа, которым был благословлен на царство Михаил Федорович, первый царь из династии Романовых. Митрополиту Волоколамскому Илариону в благодарность за труды на благо Святой Церкви Святейший Патриарх вручил юбилейный крест, изготовленный в память 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. Предстоятель Русской Церкви также отметил наградами особо потрудившихся в деле восстановления храма Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. Во внимание к помощи в реставрации Черниговского Патриаршего подворья города Москвы знаков отличия Русской Православной Церкви были удостоены следующие лица: Во внимание к усердным трудам во славу Божию и на благо Русской Православной Церкви министр Правительства Москвы А.В. Кибовский был награжден Патриаршим знаком храмостроителя.

http://patriarchia.ru/db/text/4259963.ht...

В 1578 году у стен храма Иоанна Предтечи царь, митрополит и простые верующие торжественно встречали перенесенные из Чернигова святые мощи князя Михаила Черниговского и его верного боярина Феодора. В память об этой встрече был построен деревянный храм во имя Черниговских чудотворцев, первое упоминание о котором относится к 1625 году. В 1675 году на его месте возник каменный пятиглавый однопрестольный храм, сохранившийся доныне. Разрушенный в 1612 году в разгар Смуты, храм Иоанна Предтечи был вновь отстроен в 1658 году. От Алевизова здания сохранились белокаменные фрагменты в фундаментах и подклете существующего ныне храма. У западной стены была возведена каменная колокольня, разобранная вскоре из-за повреждений. В 1757 году начинается строительство новой, существующей ныне колокольни. Композиционное решение колокольни соответствует традициям раннего классицизма с элементами барокко и наглядно иллюстрирует переходный этап архитектурного зодчества от пышности к сдержанной классике. Строительство завершилось в 1781 году. Эта дата считается окончанием формирования храмового комплекса Черниговского переулка. В 1917 году храмы Черниговского подворья были закрыты. В 1977 году, в преддверии Олимпийских игр 1980 года, оба храма с колокольней подверглись частичной реставрации. Вновь появились купола и кресты, а в интерьерах были обнаружены фрагменты росписей XVII и XIX веков. Была восстановлена ограда с решеткой, покрыты изумрудной черепицей главы. В 1991 году храм Черниговских мучеников был возвращен Церкви. В 1997 году в храме Иоанна Предтечи под Бором возобновились богослужения. http://www.patriarchia.ru/db/text/4259963.html Бывший Ленивый торг - самая древняя часть Пятницкой улицы. И здесь сохранились материальные свидетельства той седой старины. Перед нами - один из выдающихся храмовых комплексов Москвы XVII столетия, замечательный пример городских " малых " храмов - ансамбль церквей Иоанна Предтечи под Бором и святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских. Давным-давно здесь был Ивановский, что под Бором, монастырь, документально известный с 1415 года. При Иване Грозном его перенесли на Кулишки, на Ивановскую горку (это ныне существующий Иоанновский монастырь), а Предтеченский храм Замоскворечья обратили в приходской. Нынешнее здание выстроено в 1658 году, как некоторые считают, на подклете старого сооружения XVI века. Предтеченский храм - небольшой, одноглавый, искусно убранный. Ярусные восьмерики - это плоды позднейших перестроек, но " основа " - оригинальная. Здесь обращают на себя внимание южный портал и эффективный карниз с бегунцом (особый тип кладки фриза с треугольными углублениями, вершинами попеременно вверх и вниз). Утраченные части декора в ХХ веке восстановили советские реставраторы.

http://sobory.ru/article/?object=02176

В XVII веке храм представлял собой бесстолпный, перекрытый сомкнутым сводом четверик с современным ему северным приделом. Крыльцо располагалось у южной стороны храма. С запада, на одной оси с основным объёмом, находились трапезная и колокольня. В 1757 — 1760 годах колокольня и трапезная, обветшавшие «от великого звона», были сломаны и на средства купца Ф. Ф. Замятина были возведены новые сооружения. На старом подклете бывшей трапезной была поставлена расширенная трапезная с двумя приделами, Никольским и Космодамианским. Основание разобранной колокольни вошло в объём притвора, завершённого в 1770-е годы. С восточной стороны от храма (а не с западной, как обычно), на углу Черниговского переулка и улицы Пятницкой, одновременно с трапезной начали строительство новой колокольни. В это же время значительно изменил свой облик и четверик основного объёма: лишившись придела он получил оформление в стиле барокко середины XVIII века. Эти работы продолжались несколько десятилетий. Так, колокольню продолжали строить еще в 1781 г. Известно, что ограда комплекса по переулку отстраивалась также после пожара 1787 года. А в 1798 году с западной стороны от церкви появился одноэтажный каменный церковный дом «с регулярною фасадою». За несколько десятилетий реконструкции всего комплекса стиль барокко был вытеснен классицизмом, что сказалось на архитектуре его отдельных частей. В 1896—1904 годах при участии архитектора Ф. О. Шехтеля были реставрированы стенные росписи и иконостас. Описание. Сложившийся разновременный архитектурный комплекс, занимающий угловое владение в начале Черниговского переулка, состоит из церкви с трапезной (дом 4/2 строение 8), отдельно стоящей колокольни (дом 4/2 строение 1), значительно перестроенного церковного дома (дом 4/2 строение 5) и ограды. Основной объём церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором в целом сохранил черты постройки XVII века. При перестройке 1758 года были прорублены большие окна, верх церкви приобрёл снаружи форму купола с «полуглавиями» в центре фасадов, над куполом поднялся восьмигранный световой барабан, образуя подобие второго яруса. От декора XVII века сохранился венчающий карниз и оформление южного портала, ранее скрытого крыльцом. Само крыльцо, за исключением нижней части в виде полой сводчатой камеры, не дошло до наших дней. Остальная часть декора XVII века была восстановлена по сохранившимся фрагментам. Во внутреннем оформлении на сводах и стенах четверика различимы фрагменты орнаментальной росписи конца XVII века, а также скрытая побелкой живопись конца XIX в.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Усекновен...

Руководитель Департамента культурного наследия г. Москвы А.А. Емельянов и генеральный директор ООО «РСК Возрождение» А.А. Ивлиев удостоены юбилейной медали «В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира». Также решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, согласно ходатайству Общецерковного диссертационного совета от 8 сентября 2015 года, иерею Григорию Григорьеву была присуждена ученая степень доктора богословия с возложением докторского креста. После вручения наград с приветственным словом к Предстоятелю Русской Церкви обратился митрополит Волоколамский Иларион, который сообщил о решении Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры о присуждении Святейшему Патриарху Кириллу почетной степени доктора богословия honoris causa и вручил Его Святейшеству соответствующие знаки отличия. В ответном слове Святейший Патриарх Кирилл выразил благодарность митрополиту Илариону: «Благодарю Вас, Ваше Высокопреосвященство, за Ваши слова, но в первую очередь — за Ваши труды, связанные и с возрождением Черниговского подворья, и с созданием Общецерковной аспирантуры, а также Ваши труды по руководству многих групп, которые сегодня работают над созданием целого корпуса новых учебных пособий для наших семинарий, и за Ваше активное участие в работе Высшего Церковного Совета, особенно в том его направлении, которое связано с продвижением реформы богословского образования; также благодарю Вас и Ученый совет аспирантуры за высокую честь, которую Вы мне оказали». «Пусть благословение Божие пребывает лично с Вами, со всей профессорско-преподавательской корпорацией и, конечно, с аспирантами, которые трудятся здесь, в аспирантуре, приобретая новые навыки и солидный багаж богословских знаний. Мы надеемся, что все это послужит славе Божией. Благодарю Вас сердечно!» — сказал в завершение Святейший Патриарх. Затем Предстоятель Русской Церкви в сопровождении митрополита Илариона посетил Общецерковную аспирантуру и докторантуру. История храмов Черниговского переулка восходит к XIV–XV векам, когда здесь находился Ивановский (Иоанна Предтечи) «под Бором» монастырь. Впервые он упоминается в летописи под 1415 годом в рассказе о рождении великого князя Василия II Темного.

http://patriarchia.ru/db/text/4259963.ht...

Работы участников олимпиады оценивались экспертами из числа преподавателей ведущих высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Помимо участия в испытаниях, студентам была предложена культурная программа. Также студентам было предоставлено свободное время для самостоятельного осмотра достопримечательностей столицы. Завершающий день мероприятия, 21 апреля, начался с Божественной литургии в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. Торжественное богослужение возглавил управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Воскресенский Дионисий . Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Максим Козлов, ректор Сретенской духовной академии, наместник  Сретенского ставропигиального монастыря  г. Москвы  игумен Иоанн (Лудищев) , первый заместитель председателя Учебного комитета, ректор Перервинской духовной семинарии иеромонах Аполлинарий (Панин), заместитель председателя Учебного комитета, первый проректор ОЦАД протоиерей Валентин Васечко, ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов, проректор МДА по лицензированию и аккредитации иерей Андрей Лысевич, проректор Таврической духовной семинарии по воспитательной работе протоиерей Владимир Чернецкий, проректор Воронежской духовной семинарии по научной и методической работе иерей Константив Рева, клирик  Новоспасского ставропигиального монастыря  г. Москвы иерей Иоанн Игнатов, проректоры и сотрудники ОЦАД в священном сане и клирики Черниговского Патриаршего подворья. За богослужением молились студенты Таврической духовной семинарии, посетившие Черниговское подворье в ходе паломнической поездки по Москве. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Валентин Васечко. По окончании Литургии состоялся торжественный акт. К участникам обратился протоиерей Максим Козлов, который поздравил собравшихся с Пасхой Христовой, завершением олимпиады и выразил надежду на то, что дни, проведенные в столице, стали для всех радостными и светлыми. «Занятые призовые места — это большая ответственность перед Церковью, перед духовной школой, перед Богом и народом Божиим за данные вам таланты, которые я желаю вам приумножить, и принести плод изряден», — сказал, в частности, отец Максим.

http://azbyka.ru/news/zavershilas-ii-vse...

Он был основан еще в XV веке, и возможно, ведет свое начало от самой первой московской церкви, построенной в Кремле во имя Рождества Иоанна Предтечи (стоявшей на месте Большого Кремлевского дворца) - отсюда и сохранилось в названии " под бором " . Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Ивановском монастыре. Фото: hram.codis.ru А здесь, на крутой возвышенности близ Кулишков, позднее прозванной Ивановской горкой, монастырь основала, вероятно, мать Ивана Грозного Елена Глинская в честь дня тезоименитства своего сына. Возможно, это сделал и он сам, взойдя на русский престол. Иногда основание монастыря приписывают великому князю Иоанну III, который разбил в этой местности великолепные Государевы сады, увековеченные в названии близлежащего Старосадского переулка. Приблизительно в то же время здесь появилась стройная белая церковь во имя святого равноапостольного князя Владимира в Старых садех. Одна из древнейших в Москве, она была построена в начале XVI века итальянским зодчим Алевизом Новым, архитектором Архангельского собора в Кремле. Заказ на эту церковь и в этой местности был высочайшим. Место для обители очень подходило для монашеской жизни: монастырь расположился в центре города, но в тишине узких московских улочек, где даже случайные прохожие не нарушали уединение инокинь. И только раз в году здесь было шумно, многолюдно и даже весело. В свободное от богослужений время монахини занимались прядением и мотанием шерсти, вязали шерстяные чулки, пряли кружева. В монастырский праздник Усекновения Главы Иоанна Предтечи, 29 августа по старому стилю, или, по-простонародному, в день Ивана Постного, в старину около монастыря бывала " бабья " ярмарка, где торговали шерстью и нитками. На нее стекались крестьянки со всей Москвы. По одному из последних указов императрицы Елизаветы Ивановский монастырь предназначался для призрения вдов и сирот знатных и заслуженных людей. И сюда, за неприступные монастырские стены, под большим секретом прятали женщин, замешанных в уголовных и политических делах. Их привозили, иногда под видом сумасшедших, прямо из Сыскного приказа или Тайной Канцелярии.

http://pravoslavie.ru/23883.html

Для меня все другие события, которые происходили в пасхальные дни, теряли свою значимость. Каждый год для меня был особый, совершенно уникальный и запоминающийся навсегда. В храм я начал ходить с девяти лет, в этом возрасте я попал на первое Пасхальное ночное богослужение. И это событие влилось в мою жизнь так гармонично, как будто я всю жизнь и был в храме во время этих праздников. Для меня ничего другого и не было, только радость, чистота, любовь. Это состояние было совершенно естественным. Пасха — это всегда радость . И эта пасхальная радость всегда со мной. Священник Михаил Немнонов — клирик храмов свв. мчч. Михаила и Феодора Черниговских и Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором г. Москвы Священник Михаил Немнонов Мое самое яркое воспоминание, связанное с праздником Пасхи, — Пасха 2000 г. в домовом храме св. прав. Иоанна Кронштадского . Это была совершенно особенная служба, она вся прошла на одном дыхании. И дело было не в священнике или прихожанах, — мы все были такими же, как и годом раньше или годом позже. Дело было и не в том, что сам храм был каким-то особенным, — он был расположен в самом непритязательном помещении. Просто та Пасха действительно была для нас переходом (слово «Пасха» означает именно «переход»). Уже было принято решение о закрытии храма, и мы знали, что через два месяца будем своими руками снимать иконы со стен и разбирать все, что нами с таким трудом создавалось. Но мы уже успели смириться с этим, и приняли наш исход из этого храма как из руки Божией, с доверием к Его промыслу. Помню, в самом конце службы я предложил всем причастникам — в храме было человек девяносто, и причащалось больше половины из них, — сначала прослушать благодарственные молитвы, а потом подходить к кресту. Когда молитвы закончились, в храме стояла такая тишина, какой больше никогда я не слышал после службы в Пасхальную ночь. Люди стояли так несколько минут мгновений. Потом мы приветствовали друг друга словами «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!» И затем все подходили к кресту так же молча. Не потому, что нам нечего было сказать, — просто ту радость о Воскресении Христовом, которую испытывали большинство из нас, нельзя было выразить никакими словами.

http://pravmir.ru/moya-samaya-pamyatnaya...

Собор в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Литография. 1848 г. Собор в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Литография. 1848 г. Топоним «под Бором» использовался и по отношению к Ивановскому мон-рю на Кулишках, к-рый упоминается в источниках с кон. XVI в., со времени царствования Феодора Иоанновича . Ладанные книги сообщают о выдаче ладана «к празнику, к Ивану Предотечи под Бор, что у Володимера в Садех» 24 авг. 1585 г. (ДАИ. 1846. Т. 1. С. 210), «к Иванну Предотечи что под Бором на Кулишках» и «что под бором на Кулишках» в 1619 г. (см.: Там же). Тот же топоним присутствует и во вкладной надписи 1660/61 г. на серебряном кадиле ( Снегирёв. 1883. С. 9-10). Этот топоним по рельефу местности более соответствует расположению обители на Кулишках, чем в районе Замоскворечья. О существовании соснового леса на Ивановской горе напоминает и название ц. Илии Пророка на совр. ул. Воронцово Поле - «под сосенками». При выдаче ладана в недавно созданные мон-ри и храмы писец обычно отмечал это обстоятельство, но в записи о выдаче ладана в Ивановский мон-рь на Кулишках подобных уточнений нет, поэтому не вызывает сомнений, что обитель здесь ранее уже существовала. В нач. XV в. эта территория входила во владения вел. кн. Василия I Димитриевича, между 1407 и 1417 гг. здесь были построены великокняжеский двор и ц. во имя блгв. кн. Владимира в Ст. Садех (ДДГ. С. 58). Поэтому весьма вероятно, что великокняжеский ружной мон-рь в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи мог появиться на Кулишках задолго до возведения на территории мон-ря каменного храма в 10-х - 30-х гг. XVI в. Одинаковые посвящения престолов и топоним в названии могли стать причиной контаминации в источниках 2 разных монастырей. В пользу этого предположения говорят отсутствие археологических подтверждений летописных сообщений о строительстве А. Фрязиным каменного храма в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в 1514 г. «под Бором, за рекою Москвою», и существование в XVI в. на Кулишках каменного храма, судя по его архитектуре построенного одним из итал. мастеров, работавших в Москве при вел. кн. Василии III Иоанновиче. Это был бесстолпный одноглавый храм с 3 сильно выдвинутыми к востоку апсидами и 3 притворами с запада, юга и севера, придававшими его плану крестообразность, а стены, притворы и четверик завершали фронтоны (разобран в 1859, сохранились рисунок с юж. стороны собора, план А. А. Мартынова и описание И. М. Снегирёва; см.: Снегирёв. 1883). Поэтому нельзя исключать, что именно собор Ивановского мон-ря под Бором на Кулишках был построен Фрязиным. Этот собор упоминается в летописях в 1514 г.; строительство собора положило начало формированию новой типологии в рус. архитектуре 1-й пол. XVI в. Каменная церковь с таким же престолом в Замоскворечье появилась лишь в XVII в.

http://pravenc.ru/text/2564216.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010