В этом примере нет ничего исключительного. Дети обычно до четвертого класса чуть ли не с придыханием говорят о Церкви, о Боге, а потом резко меняются. Эти сомнения – элемент становления личности. Иногда из таких детей получаются по-настоящему думающие и сознательные люди. А если ребенок никак себя не проявляет, то, значит, эта тема его пока не очень волнует. По известному выражению, у Льва Толстого «не было органа, которым верят». Так и у современных людей орган нравственный, которым люди понимают друг друга, тоже куда-то постепенно девается. Надо воспитывать у детей нравственное чутье. Тут уроки основ Православия как раз могли бы помочь. В пятом-шестом классе на уроках Православия надо решать жизненно важные для детей проблемы, может, даже немного в ущерб изучению Библии. А с седьмого-восьмого класса важно учитывать очень сильную подростковую обращенность на внешнюю жизнь, друг на друга. Из опыта мы замечаем в этом возрасте холодное отношение и даже отторжение прямого «религиозного воспитания». Поэтому уроки в старших классах мы называем не «основы Православия», а «мироведение», по существу это уроки этики, и мы выбираем темы глобальные, философские – «Жизнь и смерть», «Дружба», «Творчество», «Рок-культура»,– интересные самим детям. Объявив тему «Наркомания», я сказала: «Ребята, я в этом ничего не понимаю, ищите сами материал для урока». – И они сами готовились? – Готовились, а как же. «Наркомания» – это же такая тема, попробуй не готовься. О спасении души я впрямую не говорила, но как жить, если у тебя друг наркоман? И вообще если существует наркомания? Главное, чтобы эти уроки не были далекими от их жизни. В старших классах очень нужен акцент на этике. Я, например, говорю с девочками про аборты (мальчиков на эти уроки мы не пускали). – А насколько сами школьники хотели обсуждать эти этические вопросы? – По-разному. Года три назад старшие классы с большим интересом беседовали с Константином Кинчевым. Он прихожанин моего храма, и я приводила его к ученикам. Им очень важно показать живого человека, который прошел какой-то путь и пришел к вере. На уроке по теме «Жизнь и смерть» некоторые дети отмалчивались, не хотели участвовать. Один мальчик возмущался: «Что это мы будем о смерти говорить? Нет, я не хочу». Понятно, что эта тема может вызывать страх. Я постаралась перевести разговор из личного в философский план. Такой предмет, мировоззренческий, этический, касающийся религиозных основ познания мира, нужен. Человек не может вообще никак не решать эти вопросы. Он может искать решение в молодежной культуре, потому что ему покажется, что там духовная жизнь, отличная от какой-либо обыденной. А может выбрать секту. Хорошо, когда в школе ему могут помочь с выбором, хотя бы рассказав о нравственности и Православии.

http://pravoslavie.ru/36695.html

Вспоминая свою молодость, я должен сознаться, что именно указанным мною внутренним процессом произошла во мне в 13–14-летнем возрасте утрата религиозности. Развивавшиеся во мне влечения чувственности и чрезмерное доверие к уму, гордость рассудочности мертвили мою душу. И не я один, многие из моих товарищей страдали тем же. Если бы около нас нашелся наблюдательный и опытный руководитель и заглянул в нашу душу, то, может быть, он нашел бы в ней что-нибудь и хорошее, но главным образом он нашел бы в ней леность, лакомство, лживость, скрытность, самонадеянность, чрезмерную уверенность в своих силах и возможностях, критическое и скептическое отношение к чужим мнениям, склонность к поспешным и необдуманным решениям, упрямство и доверчивое отношение ко всяким отрицательным теориям и τ.д. Не нашел бы он только в душе нашей памяти о Боге и рождаемой ею внутренней тишины и смирения. Такого руководителя у нас не было. Наш законоучитель, очень почтенный протоиерей, едва успевал спрашивать у нас уроки Закона Божия и объяснять дальнейшее. А эти уроки имели для нас такой же внешний и безразличный характер, как и все другие уроки. Вне уроков мы не видели и не могли видеть законоучителя. К исповеди, единственной в году, мы относились мало сознательно. И ничто не мешало нам духовно угасать и мертветь. В одном американском руководстве для религиозных лидеров молодежи мне пришлось прочитать несколько советов о том, как вести это дело. Я не скажу, чтобы эти советы были вполне удовлетворительны. Говорят – научите детей в обстоятельствах их повседневной жизни, домашней и школьной, замечать присутствие Бога и вы можете им сохранить веру. Это не совсем так. Верующие дети, несомненно, всегда видят в своей повседневной жизни присутствие Бога, но в том-то и горе, что это не мешает им в старшем возрасте потерять веру, и то, что в детстве своем они объясняли очевидным воздействием Бога, в юношеском возрасте уже представляется им в другом освещении, и свою детскую веру они начинают считать наивным заблуждением. Соображения, кажущиеся в детстве очень основательными и убедительными, взрослого человека перестают удовлетворять. Когда мне было лет 11–12, я однажды никак не мог решить заданной нам трудной задачи. Я пробился над ней целый вечер напрасно. Ложась спать, я усердно помолился, чтобы Господь помог мне решить задачу. Ночью мне приснилось решение этой задачи и утром, вскочив с постели, я с радостью записал его, и моя душа полна была глубокого, благодарного чувства к Богу, в помощи которого я не сомневался. Когда же мне исполнилось 17 лет, этот мой детский опыт ничуть не помешал мне считать себя неверующим, я объяснял случившееся бессознательной работой отдохнувшего ума.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

— Господи! Я три года хожу в гимназию, а у меня нет ни одной такой запачканной книги! — заметила одна из девочек. — Как это ты можешь так пачкать свои вещи? — Это совсем не я испачкала! — чуть не со слезами вскричала Маша. — Оставьте, пожалуйста, мои вещи в покое, что вам до них за дело? Она сердито вырвала грязную книгу из рук девочки и принялась поспешно прятать все свои вещи в парту. — Если не ты испачкала книги, значит, они не твои? — не унимались девочки. — Тебе их дали Христа ради? — Ты их купила на толкучке? — Уж если ты покупаешь на толкучке книги, так могла бы заодно купить себе там и шерстяное платье: как это не стыдно ходить в гимназию в ситцевом платье, да еще в таком коротеньком! — презрительно заметила одна из старших девочек. В эту минуту в комнату вошел учитель, и разговоры должны были прекратиться. Все девочки очень скоро позабыли и Машины книги, и свои недобрые замечания о них. Но Маша не могла забыть насмешек подруг. Уже много раз приходилось ей страдать от бедности, много лишений уже перенесла она в жизни, но никогда еще бедность не казалась ей такою неприятною, такою унизительною, как теперь. Она тщательно запрятала все свои вещи в парту и не решалась вынимать их оттуда, чтобы не подвергнуться новым насмешкам; она сравнивала свой наряд с нарядом других девочек и стыдилась своего ситцевого платья, точно какого-нибудь дурного дела. Желание ее сблизиться с подругами пропало. Некоторые из них пробовали заговаривать с ней, но она отвечала им так сухо и коротко, что у них пропала охота поддерживать разговор. В этот вечер в семье Смирновых уже не слышно было веселых рассказов Маши. Она не хотела огорчать родителей, сообщив им о своей неприятности, а говорить о чем-нибудь постороннем у нее не хватало духу. Сославшись на трудные уроки, заданные к следующему дню, она уселась со своими книгами подальше от всех, у маленького столика в углу комнаты. Отец и мать были каждый заняты своим делом, им некогда было следить за дочерью, иначе они удивились бы, что она так странно принимается за свои трудные уроки. Вместо того чтобы скорее и прилежнее учиться, она перелистывала свои книги, чистила их резинкой и перочинным ножом, завернула переплеты их в белую бумагу, из некоторых даже вырвала особенно грязные страницы. Благодаря колким замечаниям подруг, она мечтала уже не о том, как бы побольше и получше выучиться, а о том, как бы скрыть свою бедность, как бы выказать себя побогаче. Она кое-как приготовила уроки, заданные к следующему дню, но зато книги ее приняли опрятный вид и не казались купленными на толкучке. Если бы она могла переменить и свое платье! Какое оно на самом деле гадкое! Вчера, только что вымытое и выглаженное, оно еще выглядело порядочным: сегодня оно уж очень смятое, а что будет завтра?!

http://azbyka.ru/fiction/nadezhda-semi/?...

Сегодня по данному вопросу у нас в стране абсолютный тупик. Власть всеми силами уклоняется от своей главной законодательной обязанности – конституционно оформить национальную идею страны. Никакие законы, никакие доктрины не должны приниматься, пока национальная идея не озвучена, пока власть не объяснит народу, в чем духовный смысл его существования. Иначе вся нравственная жизнь общества будет официально ограничиваться только уголовным кодексом, что, собственно, мы и наблюдаем. Каждый новый приходящий руководитель без озвученной национальной идеи вправе будет разворачивать политику своего ведомства, министерства, всей страны по своему усмотрению. И те многочисленные реформы, которые происходят и, видимо, дальше будут происходить в нашей жизни, всегда осуществляются на законных основаниях. Ибо духовную и нравственную составляющую в рамки юридических законов не вместить. И именно потому так трудно бороться с соблазнами, что это духовно-нравственное беззаконие осуществляется в рамках юридических законов, принятых законодателями при отсутствии национальной идеи. Оберегая и спасая себя, система соблазнов исключает из общественной жизни нравственные и духовные критерии, а значит, оставляет за собой право на любые сомнительные эксперименты в духовной жизни общества. Для примера можно вспомнить, с каким неистовством и напором внедрялись оккультные уроки валеологии во всех учебных заведениях страны, сколько денег было потрачено, сколько учебных часов было отнято у наших детей на эти уроки, и все это с благой целью улучшить здоровье нации. Здоровье нации, однако, не улучшилось, проект полностью провалился, но ни анализа (во избежание новых ошибок) сложившейся ситуации, ни виновных в истраченных миллиардах нет. Не будет их, очевидно, и в будущих сомнительных и затратных экспериментах над нашими детьми. Без национальной идеи в жизни страны можно провозгласить толерантность как духовную норму, постепенно внедрить содомию, ювенальную юстицию и прочие духовные пороки. Уголовному кодексу это ведь не противоречит. Можно вспомнить, как много и долго мы работали с министром образования г-ном Филипповым, добиваясь внедрения уроков ОПК. Но вот его меняют на г-на Фурсенко, а там свои взгляды, свое видение нравственных проблем. А о духовности в данном случае, к сожалению, совсем говорить не приходится. Кто следующий министр, какие у него взгляды на нравственность и духовность? И так до бесконечности.

http://pravoslavie.ru/smi/42883.htm

- То есть? - В конце лета активизировались церковно-политические усилия некоторых украинских деятелей в пользу дистанциирования от Москвы. Мне кажется, отчасти это их реакция на визит Патриарха. Точнее, на то, что Патриарх ясно дал понять, что время церковной беспризорности для Украины кончилось. Настоящий кризис еще впереди - Что вас огорчило в этом году? - Особо выдающихся кратеров, черных отметин я не вижу. Были трагедии в жизни нашей страны, в жизни людей. Но в жизни столь огромной страны разве может быть хоть один год или даже день без трагедий? - Но пожар в пермском клубе «Хромая лошадь» разве рядовое несчастье? - Смерть 150 молодых людей - это, конечно, трагедия. Но скажите честно: вы хотели бы, чтобы при виде цифры 2009 у людей на всю жизнь была бы ассоциация: «А, это год «Хромой лошади»...»?! - А мировой кризис? - Мы легче проходим через этот кризис, чем ожидалось. Даже есть ощущение, что худшее впереди... Хотя мне трудно судить - область моих интересов в этом году сильно сузилась. - Это, наверное, грустно. - Почему? Радостно! У меня появилось новое послушание. Патриарх поручил готовить учебник для школы по основам православной культуры. Именно в этом году между государством и Церковью был достигнут компромисс. Мы согласились на то, что вести этот курс будут светские педагоги и что преподавание будет проходить под руководством не епархии, а министерства. Что будет очень большое количество альтернатив - шесть курсов (включая курс светской этики), из которых можно выбирать любой. - Но все равно в школах могут быть конфликты. - Поэтому необходим контроль со стороны и школы, и религиозных общин, и прессы. Но в первую очередь - родителей. Я бы своих детей, например, не отдал на уроки православной культуры. Зачем? Я им о православии сам расскажу. Скорее я бы их отправил на уроки исламской или иудейской культуры. - Но неокрепшие души могут выбрать не тот путь. - Такое опасение означает, что не окрепла моя собственная вера. Неужели мой авторитет отца будет для моего девятилетнего сына меньше, чем авторитет школьной учительницы? Неужели мое знание моей веры (а я как-никак профессор богословия) столь ничтожно, что я не смогу обсудить с моим сыном детский учебник, говорящий о другой культуре? Неужели мне совсем ничего не удалось вложить в моего ребенка за 9 лет? Сравнения боятся слабые. Кроме того, защищать детей от любых сквозняков - это путь в больницу. Им предстоит жить в разнообразном и разноязыком мире. Чем быстрее они узнают об этом разнообразии, тем лучше.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Однажды, отправляясь в школу, Этеоклис сказал тете Александре: – С сегодняшнего дня с мясом покончено! Приготовьте мне, пожалуйста, на обед что-нибудь другое. Не придав большого значения его словам и посчитав их мимолетным чудачеством, тетушка приготовила ему котлеты, которые, нужно заметить, он очень любил. Когда в обед Этеоклис вернулся домой и увидел котлеты, он спросил: – Разве я не предупредил Вас, тетушка, что с сегодняшнего дня прекращаю есть мясо? – Дитя мое, я подумала, не поджарить ли котлеты, поскольку есть фарш. Поешь сегодня, а с завтрашнего дня покончишь с мясом. – Нет, тетушка! Когда мы что-то обещаем, то должны держать свое слово. Он не прикоснулся к котлетам и с того дня навсегда отказался от мяса. Воскресный день и уроки Будучи школьником и студентом, он никогда в воскресный день не делал уроки, даже в этом исполняя заповедь Божию: «...шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела» ( Исх. 20, 9,10 ). Делиться последним Как-то, будучи студентом, Этеоклис отдал деньги, на которые собирался поужинать, какому-то нищему. Когда он по секрету рассказал об этом своему другу, то заметил: – Да, друг мой, никогда в жизни я не спал так хорошо. Из его письма к духовнику от 14 апреля 1956 года: «На мне тяжким бременем лежит забота о двух очень бедных студентах, что выше моих сил. Всю трудность этого знает лишь Тот, Кто испытует сердца и утробы. Он знает, что, когда у меня с утра бывает достаточно денег, большую часть их я раздаю и возвращаюсь домой пешком, потому что нечем заплатить за проезд». Никого не соблазнить Однажды в бытность свою студентом он ехал с отцом в Каламу. Тогда Этеоклис только что вышел из больницы. Была пятница. Отец сказал ему: – Съешь, дитя мое, немного сыра и не переживай из-за этого, ведь ты же болен. – Нет, отец, – ответил он. – Людям, которые на меня смотрят, неизвестно, что я болен. Может быть, некоторые из них знают, что я студент богословского факультета, кандидат в клирики, и это послужит для них соблазном.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Мы живем напротив школы. И я вижу иногда через окно фигурку маленькой сильно прихрамывающей женщины. И каждый раз, глядя ей вслед, я мысленно прошу у нее прощения за свое пренебрежение и жестокость. Да сохранит ее Господь и даст ей силы преподавать детям главные уроки жизни! скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Александр 24 сентября 2018, 06:35 А почему мысленно прошу прощения - можно ведь подойти, поговорить. А то какая-то недосказанность. И следующий рассказ возможно будет о том, что так и не успела с ней поговорить Кира 18 сентября 2018, 14:55 Трогательная история, но, на мой грешный взгляд, весьма неоднозначная: безусловно, учительница - добрая душа, жаль ее, но разве хороший учитель должен быть жалок? Настоящий профессионал умеет вызвать уважение и самых худших из учеников, заинтересовав их и самым скучным предметом. И не верю я, что о традициях народов России нельзя рассказать ничего любопытного. Прошу простить мне, если мое мнение покажется резким, не хочу никого обидеть. Евгений 17 сентября 2018, 23:29 В моем отрочестве именно учительница по литературе и русскому рассказала нам о Боге, призналась, что ей стыдно, что раньше приходилось вести уроки атеизма. А учитель ОБЖ, " настоящий полковник " , искренне хотел, чтобы мы выросли настоящими людьми. Теперь моя школа носит его имя. Поминайте наставников ваших... Александр 14 сентября 2018, 10:26 Вообще-то учитель - мужская профессия. Елена 13 сентября 2018, 23:12 Дорогая Анастасия,спасибо за рассказ-покаяние! Из личного опыта знаю, как Бог открывает истину " устами младенца " . Пишите! Всех благ от Господа! Hola 12 сентября 2018, 14:32 Спасибо за рассказ! Живой пример выполнения заповедей Господа в повседневной жизни ирина 12 сентября 2018, 14:14 трогательный рассказ,дети разные-одни жестоки,другие тонкие душой. Неонилла 12 сентября 2018, 12:29 Спаси Господи! Какой замечательный урок всем нам. И как же не хватает в школах таких учителей... Сергей 12 сентября 2018, 10:27 Поразительно! Дочь совершает более духовно зрелый поступок, чем её мама. Галя делом доказывает своё доброе расположение к учительнице, а мама ограничивается " мысленным прошением прощения... "

http://pravoslavie.ru/115625.html

(Написано по-русски) 8 декабря 1917 года Милая родная моя. Мысленно молитвенно всегда вместе — в любви расстояния нет. Тяжело все-таки не видеть друг друга. Сердце полно, так много хотелось бы знать, поделиться, но будем надеяться, что время придет, когда опять увидимся — все старые друзья. Ужасно мне грустно, что с Твоей подругой что-то неладно было, надеюсь, что все прошло и что друзья по-прежнему. Не время судить о своих друзьях — все нервные стали. Мы далеко от всех поселились: тихо живем, читаем о всех ужасах, но не будем об этом говорить. — Вы во всем этом ужасе живете, достаточно этого. И бывают маленькие тучи, которые других тревожат, оттого моих троих не пустили — уже 4 дня, что благополучно доехали. Стыд и срам, что их не пустят — вечная боязнь — обещали сколько раз — некрасиво это очень, и, наверное, опять с Изой начнут. Ты видишь, никого не пускают, но надеюсь, что поймут, что глупо, грубо и нечестно их оставить ждать. Вот холод 23 гр., и в комнатах мерзнем, дует, красивая кофта пригодится, будет греть снаружи и внутри. У нас всех «chilblajns» на пальцах (помнишь, как ты от них страдала). Пишу, отдыхая до обеда, камин горит, маленькая собачка Jimmy твоя лежит рядом, пока ее хозяйка на рояле играет. 6го Алексей, Мария и Жилик играли маленькую пьесу, очень мило — другие все учат разные французские сценки, развлеченье и хорошо для памяти. Вечера проводим со всеми вместе, в карты играют, иногда Он нам читает вслух, и я вышиваю. Очень занята весь день заготовкой к Рождеству, вышиваю и ленточки по-прежнему рисую и карточки, и уроки с детьми, так как священника к нам не пустят для уроков, но я эти уроки очень люблю — вспоминаю много. Буду теперь с удовольствием Творение Григория Нисского читать, их раньше не имела. Последнее время читала Тихона Задонского . Все-таки привезла из моих любимых книг с собой. Ты Библию читаешь? Которую я тебе дала, но знаешь, есть гораздо полнее, и я всем детям подарила и для себя теперь большую достала, там чудные вещи — Иисуса Сираха, Премудрости Соломона и т. д. Я ищу все другие подходящие места — живешь в этом, — и псалмы так утешают. Родная, понимаем друг друга, спасибо за все, за все. Все переживаю.

http://azbyka.ru/fiction/stranicy-moej-z...

Из философских сочинений Сперанского, относящихся ко времени пребывания его в семинарии, напечатан в одном периодическом издании отрывок: О силе, основе и естестве 86 . Особые ученые занятия наставников и упражнения воспитанников семинарии При семинарии, как впоследствии при академии, были постоянные катехизаторы, хотя по штату не было для них особой должности. Эта обязанность возлагаема была м. Гавриилом на способнейших семинарских наставников, духовных и светских, с вознаграждением их за труды прибавкой жалованья. Здесь-то раскрылись и, может быть, образовались проповеднические таланты знаменитых наших церковных ораторов –Анастасия Братановского и Феофилакта Русанова . Первый толковал публично катехизис с 22 июня 1791 года, последний – в 1793 г., еще бывши в степени иеродиакона. В следующем году митрополитом Гавриилом назначен был в эту должность светский – Дмитрий Травинский; но доколе он продолжал и кто был его преемником, не известно. Кроме того, из записок современника – П. И. Мартынова, об образе жизни и занятиях тогдашних наставников, видно, что: 1) Их занимал различными поручениями м. Гавриил. Большую часть трудов этого рода составляют переводы с иностранных языков на русский и с русского на иностранные языки. 2) Некоторые наставники, между ними и Сперанский, были сотрудниками литературных журналов, а П. И. Мартынов в 1783 г. заведывал несколько месяцев редакцией С.-Петербургского Меркурия, за болезнью А. И. Клушина и отъездом из С.-Петербурга П. А. Крылова – издателей этого журнала. Студенты более других любознательные довершали свое образование слушанием уроков в Академии Наук и других высших заведениях, где лучине наставники объясняли науки, которых не проходили в семинарии. Известный уже нам Мартынов пишет сам о себе, что он хаживал пешком на Васильевский остров слушать уроки химии и на Аптекарский – слушать уроки ботаники, читанные профессором Тереховским 87 . Из его же записок видно, что студенты в досужее время переводили с иностранных языков на русский статьи разнообразного содержания для тогдашних журналов и получали за это небольшую плату.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Подходил сентябрь, надо было ехать в Москву и собираться в школу, а главное -фронт приближался к Москве, поезда до неё стали ходить нерегулярно, еще несколько раз бомбили железнодорожный мост через канал Москва-Волга в Химках, и вообще становилось как-то мрачно. Если раньше на дачный сезон родители домашнюю утварь возили каким-то транспортом, в первые годы на извозчике, а позже на полуторке (так именовали появившиеся грузовички), то теперь об этом нельзя было и мечтать. Пришлось маме, брату и мне тащить на себе в Москву только самое необходимое, а остальное оставить у хозяина, он из-за сильной астмы мобилизации не подлежал и обещал всё сохранить. Я всё лето пробыл на даче и, вернувшись в Москву, заметил много перемен. Первое, что меня удивило - это то, что на улицах стало много военных и мало гражданских, часто несли большие зеленые баллоны для аэростатов воздушного заграждения, их держали по четыре человека с каждой стороны, видимо, чтобы баллон не улетел. На улицах возводили баррикады и строили укрепления. Сваривали противотанковые «ежи». Было трудно узнать Большой театр, так его «загримировали» под обычные дома. У нас во дворе (а мы жили в Уланском переулке, что расположен параллельно улице Сретенка) из большой ватаги ребят осталось только трое, остальные были эвакуированы. В моей школе N 281, где я закончил первый класс, разместился госпиталь, и дальше учиться можно было только в бомбоубежище в Даевом переулке (что было не совсем близко от нас). Недели две-три продолжались уроки в этой «школе», ребят становилось все меньше, и когда нас осталось человек 10, школу распустили. Больше учиться было негде, так у меня пропал учебный год. Ребят становилось меньше потому, что был приказ об их эвакуации. Только благодаря хлопотам мамы, которая была начальником самозащиты наших домов по Уланскому переулку, меня не отправили в какой-то детский дом на Востоке. Выходить за пределы нашего региона было опасно, мальчишек моего возраста задерживали и отводили в эвакопункт. Мама не хотела меня отдавать для эвакуации, она боялась меня потерять в суматохе, которая тогда творилась на железной дороге из-за бомбежек, ну и, конечно, из-за полной неизвестности- куда отвезут, где и с кем буду жить. Родственников нигде, кроме как в Москве, у нас не было. Она хотела, чтобы я был при ней. Даже не уводила меня в бомбоубежище при объявлении воздушной тревоги. Во-первых, в это время она должна была заступить на свой пост в штабе самозащиты, а не прятаться со мной в бомбоубежище. А во-вторых, она уже знала, что наше бомбоубежище (дом N 4 по Уланскому переулку - он и сейчас стоит) прямого удара фугасной бомбы не выдержит, раз уже было пробито авиабомбой перекрытие тоннеля метро на перегоне между станциями Смоленская - Арбат. Мы же жили на первом этаже 4-этажного корпуса дома N 7, и от зажигательных бомб и осколков от зениток были достаточно защищены.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/23/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010