После увольнения А. Н. Волжина 14 авг. 1916 г. Александра Феодоровна написала Николаю II, что Н. П. Раев в качестве обер-прокурора Синода и Ж. в качестве его товарища «были бы истинным даром Божьим для Церкви» (Там же. Т. 4. С. 420). 15 сент. того же года Ж. был назначен и. о. товарища обер-прокурора Синода. Впервые в истории духовного ведомства он стал 2-м товарищем обер-прокурора (должность утверждена положением Совета министров от 12 авг. 1916). 22 окт., после того как 1-й товарищ Н. Ч. Зайончковский был назначен сенатором, Ж. остался и. о. товарища, Николай II (по представлению обер-прокурора Раева) распространил на него содержание по занимаемой должности и пенсионные права. В нояб. 1916 г. Ж. был представлен к чину действительного статского советника и чину камергера, производство в новые чины датировалось 1 янв. 1917 г. Стремясь играть роль «церковного информатора» Александры Феодоровны, Ж. рассказал ей о старице Десятинного в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Марии Михайловне, к-рую императрица посетила в дек. 1916 г. Имевший репутацию ставленника Г. Е. Распутина , он поддерживал хорошие отношения с Петроградским митр. Питиримом (Окновым). Современники по-разному относились к Ж. Так, протопр. Г. Шавельский называл его чиновником «небольшого ранга, но большой канцелярии», беспринципным карьеристом и лицемером. При дворе Ж. пользовался поддержкой. Награжден орденом св. Владимира 4-й степени (1916). По воспоминаниям Ж., 27 февр. 1917 г. на заседании Синода он предложил выпустить воззвание к народу с осуждением революционных событий, но эта идея не была поддержана. 1 марта он был арестован и препровожден в Министерский павильон Гос. думы, однако уже 5 марта отпущен на свободу. Вскоре после этого покинул Петроград, в апр. и мае проживал в Киеве, затем в имениях брата и сестры. С 8 нояб. 1917 по 12 сент. 1919 г. жил в Киеве, затем из-за наступления большевиков бежал на юг, недолго жил в Харькове, Ростове-на-Дону, Пятигорске и Екатеринодаре. 14 янв. 1920 г. добрался до Новороссийска, откуда пароходом эмигрировал в К-поль. 9 февр. того же года прибыл в Сербию. Ж. стал инициатором создания и председателем Русско-сербского об-ва. В сент. 1920 г. уехал в Бари. Был управляющим рус. подворьем свт. Николая.

http://pravenc.ru/text/182211.html

Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война Русская Православная Церковь в 1941–43 годы Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви Церковь на оккупированных территориях Русская Православная Церковь после перелома в Великой Отечественной войне Глава 13. Жизнь, деятельность и личность Патриарха Алексия Военные годы Сподвижники Патриарха Алексия Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) (1892–1961 гг.) Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) (1870–1955) Глава 14. Церковные Соборы 1940-х годов Поместный Собор 1945 года Положение об управлении Русской Православной Церкви, принятое Поместным Собором 1945 года Глава 15. Ликвидация унии на Западной Украине Глава 16. Церковная жизнь в послевоенный период (1945–1958 годы) Глава 17. Русская Православная Церковь в 1958–1970 годах Глава 18. Русская Катакомбная Церковь Глава 19. Русская Православная Церковь за границей Русский Всезаграничный Церковный собор 1921 года в Карловцах и дальнейшие пути развития Русской Церковной жизни за границей Русская Православная Церковь за границей Личность и труды Святителя Иоанна (Максимовича) Русское Православие в Северной Америке Митрополит Евлогий (Георгиевский) Русский Экзархат в Западной Европе в послевоенный период Зарубежные Русские архиереи и общины, сохранявшие административно-канонические отношения с Московской Патриархией в 20–40-е годы нашего столетия Митрополит Литовский Елевферий и его деятельность в Литве и Западной Европе Митрополит Японский Сергий Православная миссия в Корее Глава 20. Русская Православная Старообрядческая Церковь: годы 1917–1996 Приложение I. Декреты Советской власти о новом правописании Порядок проведения реформы в жизнь Приложение II. (Документы ) 1. Утвержденная грамота великого московского собора от 21-го Февраля 1613-го года Список служащих св. Синода (со времени основания до 1917 года) Обер-Прокуроры Св. Синода Товарищи Обер-Прокурора Св. Синода: Управляющие Канцелярией Св. Синода: Директора Канцелярии Обер-Прокурора Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Их переписка началась в 1898 году, когда архиепископа Холмско-Варшавского перевели в Грузию, а епископ Люблинский остался в епархии, и закончилась в 1915 году. Сохранились всего лишь 135 писем Тихона к Флавиану, большая часть коих относится к американскому периоду жизни и деятельности святителя Тихона (1898–1907 гг.). К тому же десятилетию относятся другие публикуемые письма св. Тихона: к синодальному обер-прокурору Победоносцеву К.П. (1827–1907), к товарищу обер-прокурора Саблеру В.К. (1845–1929), директору Хозяйственного управления при Святейшем Синоде Остроумову П.И. (1839–1913), управляющему канцелярией Святейшего Синода Керскому С. В. (1831–1903), ректору Холмской духовной семинарии архимандриту Евлогию (1868–1946), ректору Одесской духовной семинарии архимандриту Анатолию (1863–1925), священнику Венедикту Туркевичу (1873–1928), выпускнику Таврической духовной семинарии 1902 года Коханику П. Ю. (1880–1969), российским послам в Вашингтоне Кассини А. П. (1835–1919) и Розену P. P. (1847–1921), также епископам Американской Епископальной Церкви Графтону Ч. Ч. (1830–1912) и Таттлу Д.С. (1837–1923) и пресвитерианскому миссионеру и чиновнику Джексону Ш. (1834–1909). В дополнение к этим документам перепечатываются письма, впервые опубликованные Глебом Викторовичем Петровым в журнале «Псков» [письма Тихона настоятелю Великолукского Троице-Сергиева монастыря игумену Аркадию (1848–1926)], Наталией Александровной Кривошеевой в «Вестнике ПСТГУ» [письма Булгакову П.И. (1859–1931)], в журнале «Американский православный вестник» и газете «Свет», также некоторые телеграммы. Поскольку настоящая публикация не является научной, постольку нами сохранены стилистические и орфографические особенности писем и телеграмм (написания с большой буквы, сокращения, подчеркивания, отточия и т.д.), документы-приложения не публикуются, церковные и пр. термины не разъясняются, сведения об упомянутых в письмах лицах приводятся выборочно. 1 Письмо Экзарху Грузии Флавиану (Городецкому) от 5 Сентября 1898 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

О. Архимандрит Арсений направил свой путь в Петербург через Севастополь, Одессу и Киев. В Херсонесском монастыре он отслужил литургию; в Одессе принял благословение от Архиепископа Димитрия Херсонскаго, в Киеве поклонился Киево-Печерским угодникам, принял благословение от Митрополита Платона и благословил свою юную дочь, воспитывавшуюся в Киевском Институте благородных девиц. 8 мая о. Арсений, в 10 ч. утра, прибыл в Петербург; в Александро-Невской лавре ему приготовлено было помещение; первым долгом он поклонился мощам святого Благоверного Князя Александра Невского, почивающего в Лаврском соборе. Высокопреосвященный Исидор принял архимандрита Арсения в тот же день – в 4 часа по полудни. Его ввели в кабинет, Владыка-Митрополит сидел в подряснике за письменным столом; о. Арсений сотворил три поклона свв. иконам и земной поклон митрополиту. Благословляя, Владыка спросил: «благополучно ли прибыл»? Ответ последовал – «Слава Богу». «Речь приготовил»? «Приготовил – св. Владыко». «Теперь ходите в церковь , о дальнейшем вам расскажут». Речь была подана Владыке и в тот же день вечером им возвращена. На следующий день о. Архимандриту Арсению объявлено было, что наречение его во Епископа предположено в Св. Синоде 12 мая, а хиротония – в Александро-Невской лавре 17 мая – в день праздника Св. Духа. Явились и лица для руководства его в этих торжествах. 2. Наречение и хиротония во Епископа 12 мая, в среду, в Св. Синоде было заседание. На заседании присутствовали: первенствующий член – Исидор, Митрополит С.-Петербургский, Леонтий Архиепископ Варшавский, Сергий Архиепископ Казанский, Палладий Архиепископ Рязанский и протопресвитер В. Б. Бажанов – Царский духовник, Обер-Прокурор К. П. Победоносцев и товарищ его Н. П. Смирнов , Управляющий Канцелярией Св. Синода, Обер-Секретари и Секретари. До часу дня продолжалось заседание. Потом отворены были двери в присутственный зал Синода для публики. При обстановке, принятой при наречениях во епископа, из алтаря синодской церкви чрез особые двери, в мантии, введен был в присутственный зал архимандрит Арсений. Начался по уставу обряд наречения, который продолжался не более 20 минут. В конце наречения новонареченный во епископа – архимандрит Арсений сказал следующую речь:

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

В 1800 году императором Павлом было узаконено единоверие. Светская власть была уполномочена увещевать раскольников к принятию единоверия, и только в случае отказа дозволялось производить обыски, конфискацию богослужебных предметов и запечатывание моленных. При переходе в единоверие староверам разрешалось переделывать молельни в православные церкви. Первые единоверческие приходы в Инфляндии появились в царствование Николая I – в Креславке (1839) и в Динабурге (1851). Единоверческие священники, как правило, посвящались в сан из старообрядческих наставников, при переходе их в единоверие. Миссионерская деятельность была направлена также на создание сети церковно-приходских школ и школ грамоты. Периодом интенсивной миссионерской работы в крае следует назвать 1870-е годы. До 1904 года Режица была местом пребывания епархиального миссионера Витебской губернии. Как подвижники-миссионеры в крае были известны епископ Викторин (Любимов) и иеромонах Мелитон. Почти все единоверческие храмы региона были возведены на частные пожертвования. Основными деятелями единоверия в Режицком уезде были состоятельные купцы И.Алейников, Л.Масленников, Г.Сеньков, Ю.Чернецов. В новых условиях экономической жизни ради эффективного предпринимательства приходилось жертвовать верой и укладом жизни. В течение 1874-1878 годов Тискады неоднократно посещал епископ Викторин, беседовал со старообрядцами. Судьбоносной стала Светлая неделя 1876 года, когда состоялась пятичасовая беседа миссионеров с наставниками в присутствии нескольких сотен народу. В Духов день 1877 года на земле, подаренной крестьянином Широким, было вымерено место для церкви. Осенью состоялась закладка храма. Строительство велось на средства Л.И.Масленникова и Г.З. Сенькова. Строительством руководил иеромонах Мелитон. К весне 1878 года церковь была почти готова, начались службы по старинным книгам. Освящение состоялось 5 июня 1878 года. Интерьер храма был украшен старинными иконами, привезенными из Московской единоверческой церкви. Дорогие иконы пожертвовали обер-прокурор Синода К.П.Победоносцев и управляющий канцелярией В.К.Саблер.

http://sobory.ru/article/?object=07889

Исцеление старца совершилось следующим образом: Когда он был уже при последнем издыхании, и, молясь, лежал на одре, то услышал голос от иконы Спасителя: " Хочешь ли ты остаться в живых и быть здоровым? " Старец, всегда послушный воле Божией, отвечал, что он покоряется Божию промыслу. Тогда последовал ответ, что ему даруется жизнь и здоровье. Отец Иларион встал совершенно здоровым с постели и утром, услышав о болезни о. Макария, поспешил его навестить. Вскоре после этого, приехал на Афон бывший обер-прокурор Синода, граф Толстой, который путешествовал по Востоку по церковным делам. В разных местах, а особенно в Александрии, ему много чего наговорили про Афон и особенно о Русике и его старцах, так что он ехал на Св. Гору уже с предвзятым мнением. Единственный, кто мог повлиять на него благоприятно, был о. Иларион, которого он знал заочно, так как вез ему поклон от своей жены - грузинской царевны. Беседуя со старцем, граф разуверился во всем, что ему наговорили относительно святогорцев. Об о. Иларионе он слышал еще раньше от посетивших Афон в 1859 году управляющего канцелярией Святейшего Синода, П. И. Соломона, и чиновника особых поручены, К. К. Зедергольма. Они специально ездили к о. Илариону, за разрешением духовных и церковных вопросов. Впоследствии П. И. Соломон написал письмо о. Илариону, и ответное письмо старца поместил в " Тамбовских Епархиальных Ведомостях " (смотрите приложение). Своему ученику, о. Савве, о. Иларион завещал: никогда не вкушать с маслом, не пить вина, служить каждый день литургию и молиться за весь мир. Когда они жили вместе, то все это исполняли неопустительно; кроме того, каждую ночь проводили в бдении. Когда оба подвижника перешли в Русик, то у них заметили такой порядок: с вечера они не спали, а когда все утихало, то, немного спустя, выходил старец и, или немного кашлянет, или твердо пройдет мимо келлии своего ученика, или стукнет три раза, а иногда вызовет будто по делу; все это он делал для того, чтобы не дать Савве уснуть во время бдения.

http://isihazm.ru/1/?id=1431

Предсоборный орган стал продолжением Присутствия. В документах 1906 года содержалось большое количество разнообразного материала, так и не сведенного в общий итог, хотя и систематизированного по рассматриваемым темам. Синоду предстояло рассмотреть этот массив информации, сопоставить одни материалы с другими. А для этого требовался рабочий орган, поскольку ни члены Синода, ни синодальные чиновники во главе с обер-прокурором не могли подъять на себя подобный труд, будучи загруженными постоянной работой по многочисленным текущим вопросам, решаемым Синодом. Такой орган и был создан по просьбе Синода и с соизволения императора, получив наименование Предсоборного Совещания 4 . Любопытно, что в февральском 1912 года определении Синода Совещание мыслилось как постоянное «впредь до созыва Собора» 5 . В феврале 1912 года Святейший Синод сформировал персональный состав Предсоборного Совещания. Председателем Совещания был назначен архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) . Членами Совещания стали шесть человек, а именно: архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) и епископ Холмский Евлогий (Георгиевский) (оба архипастыря назначались членами Совещания на время своего присутствия в Синоде), член Государственного совета профессор протоиерей Т. И. Буткевич, редактор «Церковных ведомостей» профессор М. А. Остроумов, профессор Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре истории греко-восточной Церкви И. И. Соколов. Шестым был назначенный членом-­делопроизводителем помощник управляющего Синодальной канцелярией С. Г. Рункевич. Председателю предоставлялось право приглашать к работе в Совещании и других лиц 6 . Примечательно, что 5 из 7 участников Совещания были и членами Присутствия, а член-делопроизводитель Совещания С. Г. Рункевич состоял делопроизводителем и во время работы Присутствия. Поэтому все эксперты Совещания, за исключением епископа Холмского Евлогия, лично участвовали в работе Присутствия, и им был известен ход предсоборных обсуждений. Как и при организации работы Присутствия, члены Совещания назначались Синодом с высочайшего утверждения.

http://e-vestnik.ru/analytics/keleynyy_t...

б) По вопросу относительно перенесения с будущего 1910 года, из сметы Департамента Государственного Казначейства в смету Св. Синода кредита, ассигнуемого из казны в пособие Комитету, так как вся деятельность Комитета сосредоточена в такой области, которая составляет предмет ближайшего попечения Ведомства Православного Исповедания. По поводу сего г. Председателем в письме на имя Обер-Прокурора Св. Синода, сенатора С. М. Лукьянова объяснено, что связь Комитета с Министерством Финансов и, в особенности, со сметой Государственного Казначейства, объясняется исключительно тем обстоятельством, что необходимые Комитету денежные средства отпускаются из казны и поэтому должны быть включены в указанную смету. Сам же Комитет является по мысли законодателя учреждением вневедомственным: как в ВЫСОЧАЙШЕ утвержденном 19 Марта 1901 г. положении о Комитете (п. 1), так и в Именном ВЫСОЧАЙШЕМ указе Правительствующему Сенату от того же числа об учреждении Комитета дважды повторяется, что «Комитет попечительства о русской иконописи состоит под непосредственным покровительством ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА». Ввиду изложенного, включение кредита, ассигнуемого Комитету из казны, в смету Св. Синода будет противоречить приведенному закону, а кроме того, по мнению Председателя, нет достаточных оснований к изменению ныне существующего порядка. О сем деле г. Председатель имел счастье всеподданнейше докладывать ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ и ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ благоугодно было Всемилостивейше одобрить выше приведенный ответ Председателя Комитета Обер-Прокурору Св. Синода. III.  И. о. Управляющего делами Комитета, д. с. с. В. Т. Георгиевский доложил о состоянии учебно-иконописных мастерских за 1908/9 год. В текущем 1909 г. учебные иконописные мастерские во Владимирской губернии были г. Георгиевским посещены два раза – в Марте и Сентябре месяцах и Борисовская мастерская осмотрена в Июле сего года. Учебно-иконописные мастерские продолжали свое дело в том же направлении, какое было положено в начале при их открытии. Они оставались под руководством тех же лиц, как и в предшествующий год. В составе учащих школ Комитета произошла лишь смена законоучителей в сл. Борисовке и Мстере. Преподаватель Закона Божия, иконографии и церковной археологии в Мстере, кандидат Киевской Духовной Академии Н. А. Скворцов в Январе сего года перешел на службу в канцелярию Учебного Комитета при Св. Синоде и в Мстеру переведен, согласно прошению, из Ворисовки кандидат Академии Л. Д. Никольский, а на место последнего временно допущен к преподаванию священник сл. Ворисовки, студент Семинарии Павел Чефранов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Власть обер-прокуроров особенно укрепилась в эпоху имп. Николая I Павловича , при С. Д. Нечаеве и особенно - при гр. Н. А. Протасове . При Нечаеве Синод лишился права контроля над финансами Церкви; власть О.-п. настолько укрепилась, что члены Синода узнали об этих переменах непосредственно из имп. указа. По инициативе Нечаева решением Гос. совета от 9 дек. 1833 г. был организован Контроль - особый ревизионный орган, подчинявшийся непосредственно О.-п. и заведовавший ревизией книг и отчетов по оборотам денежных и материальных капиталов Синода (с 1867 назывался Контролем при Синоде). Сменивший Нечаева гр. Протасов стал единоличным руководителем церковного управления, о графе Московский митр. Филарет (Дроздов) сказал: «Шпоры генерала цепляются за мою архиерейскую мантию» (цит. по: Розанов В. В. Апокалипсис нашего времени. М., 2000. С. 6). При Протасове, 1 авг. 1836 г., была учреждена особая канцелярия О.-п., к-рой предоставлялось право решать все дела, касавшиеся церковного управления. Канцелярия О.-п. начала вытеснять синодальную канцелярию, именно в канцелярии О.-п. составляли проекты решений и подготавливали документы для заседаний Синода. 14 нояб. 1836 г. создан Хозяйственный комитет, подчинявшийся О.-п. и состоявший из гос. чиновников. 1 марта 1839 г. он преобразован в Хозяйственное управление при Синоде с подчинением канцелярии О.-п. В ведении управления находились все финансы и имущество, к-рыми ведал Синод, а также средства, выделявшиеся гос. казначейством для духовного ведомства. Комиссия духовных уч-щ 1 марта 1839 г. преобразована в Духовно-учебное управление, к-рое также находилось под контролем О.-п. Протасова (лишь в 1867 функции этого учреждения принял на себя Учебный комитет при Синоде, возглавлявшийся духовным лицом). К сер. XIX в. адм. аппарат Церкви был сильно централизован и подчинен О.-п., ставшему политической фигурой министерского уровня, хотя формальные права министра он приобрел сравнительно поздно. В Уставе духовных консисторий, изданном в 1841 г., Синод был официально назван Собором, управляющим Российской Церковью, а О.-п.- только хранителем законов и защитником их соблюдения в церковном управлении, но тем не менее с 1835 г. О.-п., а не первоприсутствующего члена Синода приглашали на заседания Гос. совета и в Комитет министров для необходимых объяснений по синодальным делам.

http://pravenc.ru/text/2578043.html

«Краткая метода пения для первоначального общего учения с цифрами и нотами», в к-рой он использовал цифровую систему обозначения муз. звуков Шеве, получила в канцелярии обер-прокурора Синода отрицательный отзыв Г. Ф. Львовского , но благодаря ходатайству Стасова книга все же была напечатана (1862). Впосл. Л. отказался от цифровой системы записи. Пособия Л. переиздавались до кон. XIX в., оставаясь единственными основательными и доступными изданиями такого рода в России. Л. был в числе первых членов Русского музыкального об-ва (основано в 1859), входил в его Особую конкурсную комиссию, преподавал в Бесплатных музыкальных классах, руководил хором и участвовал в концертах. Один из инициаторов создания и руководитель (1862-1868) Бесплатной музыкальной школы, выпускники к-рой пели в различных церковных и светских хорах С.-Петербурга, становились солистами и учителями пения. В целом школа, по мнению В. В. Стасова и Кюи, имела исключительное значение для сохранения традиций рус. исполнительства и развития отечественной музыки, в т. ч. для зарождения Новой русской школы (Могучей кучки). После смерти гр. Шереметева (1871) совет управляющих принял решение об упразднении его капеллы. Л. организовал гастроли в Москве (1872), которые прошли с большим успехом, однако собранных средств хватило ненадолго, и Л. был вынужден распустить певчих. Заболев, он с семьей переехал в Гатчину, где по выздоровлении занялся музыкой, посещал кружок, собиравшийся в доме С. А. Зайцева . В 1875 г. С. Д. Шереметев решил возродить фамильную капеллу и пригласил Л., к-рый разыскал 14 певчих из капеллы, возродив хор в малом составе. Муз. соч.: Morceaux religieux: «Kyrie et Alleluia»: Pour 4tre voix. B., 1857; Всенощное бдение знам. расп. Стихиры, тропари, ирмосы воскресные на 8 гласов; Литургия св. Иоанна Златоуста простого напева. Прокимны 8 гласов: Для смеш. хора. СПб., 1884; Духовно-муз. соч.: Для 4-голосн. смеш. хора. СПб., 1884-1886. Ч. 1: Херувимские песни. 1-10; Ч. 2: Разные молитвы. 1-39; Ч. 3: Причастные стихи.

http://pravenc.ru/text/2110679.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010