17. В Управление делами входят: Личный секретариат управляющего делами; Контрольная служба Управления делами (именуемая в дальнейшем тексте настоящего Положения «Контрольная служба») под руководством заместителя управляющего делами; Секретариат Управления делами (именуемый в дальнейшем тексте настоящего Положения «Секретариат») под руководством ответственного секретаря; Деятельность сотрудников Секретариата Управления делами осуществляется по территориальному принципу; Распоряжением Патриарха могут создаваться иные подразделения Управления делами. 18. Управляющий делами: руководит текущей деятельностью Управления делами; несет ответственность перед Патриархом и Священным Синодом за деятельность Управления делами; без доверенности действует от имени Управления делами, представляет Управление делами в отношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами; подписывает документы, исходящие от Управления делами, издает приказы (распоряжения), обязательные для исполнения сотрудниками Управления делами; ежегодно представляет Патриарху и Священному Синоду отчет о деятельности Управления делами; вносит на рассмотрение Патриарха и Священного Синода предложения по результатам проделанной Управлением делами аналитической и контрольной работы; исполняет иные поручения Патриарха и Священного Синода. 19. Контрольная служба: осуществляет рассмотрение документов и дел, касающихся выявленных нарушений в Епархиях Устава Русской Православной Церкви, решений Поместных и Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, Священного Синода и Общецерковного суда, а также касающихся просрочки выполнения, невыполнения или частичного выполнения поручений, содержащихся в указах, резолюциях и распоряжениях Патриарха и Священного Синода; на основании распоряжения Патриарха готовит поступившие на имя Патриарха заявления и апелляционные жалобы для рассмотрения в Общецерковном суде первой и второй инстанции; на основании распоряжения Патриарха готовит проведение плановых и внеплановых проверок деятельности Епархий и осуществляет анализ результатов этих проверок; исполняет иные поручения Патриарха и Священного Синода.

http://patriarchia.ru/db/text/1136804.ht...

IV. Обязанности и полномочия должностных лиц Управления делами Московской Патриархии 21. Управляющий делами и его заместители: а) подписывают документы, исходящие от Управления делами, каждый в пределах сферы своей ответственности; б) вправе запрашивать, каждый в пределах сферы своей ответственности, информацию, упомянутую в пп. 12.а и 12.б; в) на основании указаний Патриарха могут проводить проверки деятельности архиереев и (или) возглавляемых ими епархий с последующим представлением Патриарху анализа итогов проверки, выводов и предложений; г) по благословению Патриарха могут совершать рабочие поездки в епархии Русской Православной Церкви, в том числе по приглашению епархиальных архиереев; д) ведут прием архиереев, клириков, граждан и представителей юридических лиц по вопросам, входящим в компетенцию Управления делами. 22. Управляющий делами: а) руководит текущей деятельностью Управления делами; б) несет ответственность перед Патриархом и Священным Синодом за деятельность Управления делами; в) без доверенности действует от имени Управления делами, представляет Управление делами в отношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами; г) издает приказы (распоряжения), обязательные для исполнения сотрудниками Управления делами; д) ежегодно представляет Патриарху и Священному Синоду отчет о деятельности Управления делами; е) вносит на рассмотрение Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета предложения по результатам работы Управления делами; ж) взаимодействует с главами экзархатов и митрополичьих округов в пределах канонической территории Русской Православной Церкви по всему спектру вопросов, относящихся к сфере компетенции Управления делами; з) взаимодействует с главами митрополий и епархиальными архиереями иных епархий в пределах канонической территории Русской Православной Церкви или делегирует это взаимодействие своим заместителям; и) осуществляет расследование фактов нарушений, выявленных из жалоб и обращений граждан и юридических лиц, направленных на имя Патриарха и касающихся деятельности епархиальных архиереев, либо поручает расследование первому заместителю управляющего делами;

http://patriarchia.ru/md/db/text/5445470...

10. Епархия, не имеющая собственной семинарии и при этом оплачивающая обучение своего студента в семинарии другой епархии, имеет приоритетное право на его распределение. 11. Если в епархии имеется семинария, она получает приоритетное право на возвращение направленного на дальнейшее обучение студента на должность преподавателя. 12. Абсолютным приоритетным правом на восполнение собственного кадрового дефицита обладают синодальные учреждения и духовные академии. 13. «Епархии-реципиенты» обязаны обеспечить выпускникам, распределенным к ним комиссией, и ближайшим членам их семей достойные условия проживания, оплату проезда к месту несения послушания (с семьей в командировку и обратно, один раз в год к месту проведения отпуска и обратно) и заработную плату распределенным выпускникам на уровне среднего содержания священников в данной епархии. Контроль за исполнением настоящего пункта осуществляется Управлением делами Московской Патриархии. 14. В случае неисполнения «епархией-реципиентом» обязательств согласно данному Положению, выпускник обязан известить об этом Учебный комитет. По представлению Учебного комитета Комиссия может принять решение о направлении данного выпускника для дальнейшего несения послушания в иную «епархию-реципиент», при этом общий срок несения послушания остается прежним. 15. Для материальной поддержки выпускников, распределенных в епархии, испытывающие кадровый дефицит, может быть создан общецерковный (епархиальный) целевой фонд. Учебный комитет разрабатывает систему стимулирования выпускников. 16. После завершения несения послушания по распределению выпускники поступают в каноническое ведение архиерея, управляющего епархией, из которой они были направлены на обучение. В случае преобразования епархии в митрополию выпускник направляется в распоряжение управляющего митрополией. В том случае, если епархиальный архиерей или управляющий митрополии сообщает об отсутствии необходимости в данном выпускнике, решение о его направлении на постоянное служение принимается Комиссией по распределению после консультации с выпускником.

http://patriarchia.ru/db/text/5195669.ht...

10. Епархия, не имеющая собственной семинарии и при этом оплачивающая обучение своего студента в семинарии другой епархии, имеет приоритетное право на его распределение. 11. Если в епархии имеется семинария, она получает приоритетное право на возвращение направленного на дальнейшее обучение студента на должность преподавателя. 12. Абсолютным приоритетным правом на восполнение собственного кадрового дефицита обладают синодальные учреждения и духовные академии. 13. «Епархии-реципиенты» обязаны обеспечить выпускникам, распределенным к ним Комиссией, и ближайшим членам их семей достойные условия проживания, оплату проезда к месту несения послушания и заработную плату распределенным выпускникам на уровне среднего содержания священников в данной епархии. Контроль за исполнением настоящего пункта осуществляется Управлением делами Московской Патриархии. 14. В случае неисполнения «епархией-реципиентом» обязательств согласно данному Положению, выпускник обязан известить об этом Учебный комитет. По представлению Учебного комитета Комиссия может принять решение о направлении данного выпускника для дальнейшего несения послушания в иную «епархию-реципиент», при этом общий срок несения послушания остается прежним. 15. Для материальной поддержки выпускников, распределенных в епархии, испытывающие кадровый дефицит, может быть создан общецерковный (епархиальный) целевой фонд. Учебный комитет разрабатывает систему стимулирования выпускников. 16. После завершения несения послушания по распределению выпускники поступают в каноническое ведение архиерея, управляющего епархией, из которой они были направлены на обучение. В случае преобразования епархии в митрополию выпускник направляется в распоряжение управляющего митрополией. 17. Выпускник, рекомендованный к поступлению в одно из указанных в п. I.2 духовных учебных заведений викарным архиереем города Москвы, после несения послушания по распределению направляется в ту епархию, где он имеет регистрацию по месту жительства на момент поступления. Выпускник, рекомендованный викарным архиереем иной епархии, после несения послушания по распределению направляется в эту епархию.

http://patriarchia.ru/db/text/5098074.ht...

ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить журналы Синода Белорусского Экзархата от 12 декабря 2023 года.  ЖУРНАЛ 117 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, главы Митрополичьего округа в Республике Казахстан, о состоявшемся заседании Синода Митрополичьего округа в Республике Казахстан. Справка: Согласно статье 9 главы XIII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Митрополичьего округа представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси». ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить журналы Синода Митрополичьего округа в Республике Казахстан от 1 августа и от 5 декабря 2023 года.  ЖУРНАЛ 118 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия, главы Среднеазиатского Митрополичьего округа, о состоявшемся заседании Синода Среднеазиатского Митрополичьего округа. Справка: Согласно статье 9 главы XIII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Митрополичьего округа представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси». ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить журналы Синода Среднеазиатского Митрополичьего округа от 20 декабря 2023 года.  ЖУРНАЛ 119 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Воскресенского Григория, управляющего делами Московской Патриархии, председателя Межведомственной рабочей группы по координации помощи, оказываемой епархиям Донбасса и сопредельных территорий, находящихся в зоне конфликта, о проводимой работе во втором полугодии 2023 года. Справка: Межведомственная рабочая группа по координации помощи, оказываемой епархиям Донбасса и сопредельных территорий, находящихся в зоне конфликта учреждена Священным Синодом в заседании 25 августа 2022 года (журнал 63). В ходе заседаний Межведомственной рабочей группы обсуждаются вопросы оказания социальной помощи пострадавшим людям, восстановления храмов и другие. Определением Священного Синода от 29 декабря 2022 года (журнал 125) установлена регулярность докладов Межведомственной рабочей группы Священному Синоду — раз в полугодие.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Справка: Согласно статье 9 главы XIV Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Митрополичьего округа представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси». ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить журналы Синода Среднеазиатского Митрополичьего округа от 20 декабря 2023 года.   ЖУРНАЛ 119 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Воскресенского Григория, управляющего делами Московской Патриархии, председателя Межведомственной рабочей группы по координации помощи, оказываемой епархиям Донбасса и сопредельных территорий, находящихся в зоне конфликта, о проводимой работе во втором полугодии 2023 года. Справка: Межведомственная рабочая группа по координации помощи, оказываемой епархиям Донбасса и сопредельных территорий, находящихся в зоне конфликта учреждена Священным Синодом в заседании 25 августа 2022 года (журнал 63). В ходе заседаний Межведомственной рабочей группы обсуждаются вопросы оказания социальной помощи пострадавшим людям, восстановления храмов и другие. Определением Священного Синода от 29 декабря 2022 года (журнал 125) установлена регулярность докладов Межведомственной рабочей группы Священному Синоду — раз в полугодие. Решением Священного Синода от 24 августа 2023 года (журнал 62) учреждена Патриаршая гуманитарная миссия с целью координации и системного развития оказания гуманитарной помощи мирным жителям, в том числе православному духовенству, на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, а также с целью координации оказания помощи раненым военнослужащим, находящимся в медицинских учреждениях на территории перечисленных регионов. С марта 2022 года до 1 декабря 2023 года на счета Московской Патриархии и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению (СОЦБСС) было собрано свыше 866 миллионов рублей для помощи беженцам и людям, пострадавшим в зоне конфликта (из них за отчетный период с 1 июля 2023 года — 298 миллионов рублей). Закуплена и направлена гуманитарная помощь на сумму свыше 407 миллионов рублей (из них за отчетный период — более 76,6 миллионов рублей).

http://patriarchia.ru/db/text/6087932.ht...

Высший Церковный Совет утвердил документ «Основные направления работы администрации по регулированию присутствия учащихся духовных школ в социальных сетях», а также одобрил и передал на утверждение Священного Синода документ «Пастырские рекомендации для приходской работы с молодежью, вовлеченной в субкультуры». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Одобрить решения Высшего Церковного Совета, принятые в первой половине 2019 года.   ЖУРНАЛ 70 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о деятельности Межсоборного Присутствия. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Созвать Пленум Межсоборного Присутствия на 30-31 января 2020 года. 2. Освободить Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия от обязанностей секретаря Межсоборного Присутствия, выразив ему благодарность за труды, понесенные на этой должности в течение десяти лет. 3. Секретарем Межсоборного Присутствия назначить Преосвященного митрополита Тверского и Кашинского Савву, управляющего делами Московской Патриархии.   ЖУРНАЛ 71 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, об ухудшающемся положении Сербской Православной Церкви на территории Черногории. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Принять заявление о ситуации в Черногории .   ЖУРНАЛ 72 ИМЕЛИ ПОВТОРНОЕ СУЖДЕНИЕ о поданном прошении Преосвященного митрополита Липецкого и Задонского Никона, касающемся почисления его на покой в связи с достижением 75-летия. Справка: Прошение Преосвященного митрополита Липецкого и Задонского Никона о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия рассматривалось Священным Синодом 9 марта 2017 г. (журнал 23). Согласно пункту 26 главы XV Устава Русской Православной Церкви: «По достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя Патриарха Московского и всея Руси прошение об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Прошение удовлетворить. 2. Выразить сердечную благодарность Преосвященному митрополиту Никону за многолетнее архипастырское окормление Липецкой епархии, которое отмечено многократным увеличением приходов и духовенства, неустанной заботой о монастырях, установлением доброжелательного и конструктивного диалога с местными властями и общественными объединениями, а также за труды на посту главы Липецкой митрополии.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5467411...

Еще одним явным проявлением изменения нравственных позиций стала забота о неимущих и наименее обеспеченных лицах. Вспомним, что летопись указывает, на  осуществление  по крайней мере в пределах столицы государства масштабных социальных проектов, инициатором которых выступил  Великий и Равноапостольный Князь. Летописец под 996 годом повествует о том, что князь Владимир повелел буквально выполнить евангельский завет любви, милосердия и нищелюбия,  позволил «всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу — питье и яденье и от скотьниц кунами (т.е. из казны монетой). Устрои же и се рек: " Яко немощнии и больнии не могут долезти Двора моего — повеле пристоити кола (т.е. телеги) и въскладаше хлебы, мяса, рыбы, овошь разноличный, мед в бчелках, а в другых квас, возити по городу, въпрошающи: где больний и нищ, не могы ходити? Тем раздаваху на потребу " ». В данном случае мы видим явную попытку реализации идеи первохриситианского братства, простирающегося через сословные и имущественные барьеры, примеры чего столь ярко описаны автором книги Деяний Апостольских. Кроме того важнейшее значение Крещения Руси для жизни нашего народа состояло также в укреплении семейных нравственных оснований. Православие заложило фундамент христианского понимания семейных обязанностей, как поистине религиозного долга, не менее значимого чем долг общественный или гражданский. Пример этого подал сам равноапостольный князь, ставший после крещения твердым исполнителем всех церковных правил в отношении супружеской верности. Сегодня у наших сограждан иные ценностные ориентиры. Российская семья, утратив нравственные основания, переживает кризис. Чаще всего семья создается для удовлетворения личных потребностей, а потому при любой малейшей проблеме или неудовлетворенности, она распадается. В семьях отсутствует такое качество, как жертвенность ради другого, ради детей, дети становятся обузой. Поэтому явленный равноапостольным крестителем Руси замечательный образец должного понимания семейной жизни ныне как никогда актуален. Особенно это важно учитывать в контексте демографического кризиса поразившего нашу страну и грозящего нам самыми тяжелыми последствиями.

http://patriarchia.ru/db/text/462363.htm...

И хотя, как видим, силовые захваты храмов, все-таки продолжаются, мы верим сказанному и надеемся, что Президент и премьер-министр Украины смогут дать правовую оценку противоправным действиям тех региональных чиновников, которые спровоцировали пока еще локальные конфликты на религиозной почве.  Против УПЦ сегодня ведется информационная война. Каковы ее масштабы? К примеру в листовках, призывающих 14 октября к расправе со священниками УПЦ, от которых «открещивается» Киевский Патриархат, используется инструмент “черного пиара” – ”метод виртуального компромата“, когда мысль кого-либо выдается за реальный факт.В частности, выражение управляющего Волынской епархией УПЦ КП митрополита Михаила: «Каждая свеча, купленная в храме Московского патриархата – это пуля, которой потом будут убивать украинцев» (вариант в листовках – «пуля, пущенная в украинского солдата»). Как реагировать священникам УПЦ и верующим на подобные заявления, ведь многие возмущены подобной формулировке? Кроме того, многие солдаты в зоне АТО – прихожане храмов УПЦ. Каждый верующий человек, и особенно претендующий называться пастырем, обязан помнить предупреждение Христа Спасителя о том, что за всякое слово необходимо будет дать ответ в день Страшного Суда: «Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36-37). Нужно также помнить, что всякий клеветник и передающий ложь является явным слугой Диавола, ибо по слову Священного Писания, именно он «лжец и отец лжи». А вот что касается листовок, о которых вы говорите, то в них содержится очевидный призыв к агрессии, к достижению политических результатов за счет эскалации межрелигиозного конфликта. Я надеюсь, что появление таких призывов не осталось незамеченным со стороны структур, отвечающих за безопасность Украины. Верующие люди возмущены распространением призывов к агрессии, не имеющих ничего общего с христианством. Однако, я хотел бы обратить внимание на один факт. Вы сказали, что УПЦ КП «открещивается» от этих листовок. У меня не сложилось такого мнения. На сайте этой религиозной организации действительно появилось обращение, которое выдвигает очередную фантасмагорию на счет иностранных агентов. В нем говорится, что УПЦ КП непричастны к подготовке расправы над нашими священниками и массовому захвату храмов. Даже содержится соответствующее обращение к верным УПЦ КП. Но отображает ли это обращение позицию руководства Киевского патриархата? Ведь данное обращение подписано неким анонимом, как теперь говорят, под «ником» «пресс-центр Киевской Патриархии».

http://pravmir.ru/upravlyayushhiy-delami...

Недопустимо, чтобы недавно рукоположенный священник, назначенный в известный, почитаемый храм, смотрел свысока на своих собратьев, может быть даже старших по возрасту, но получивших менее престижное место служения. Несомненно, способствовать более тесному общению представителей духовенства друг с другом должны епархиальные собрания. По ныне действующему уставу Русской Православной Церкви: «Епархиальное собрание созывается епархиальным архиереем … не реже одного раза в год». Однако ничто не мешает проводить собрания с большей частотой. Кроме того, стоит обратить внимание на практику пастырских собраний по благочиниям под председательством архиерея или благочинного. Как известно, учителя светских школ раз в несколько лет проходят курсы усовершенствования, а врачи – и вовсе обязательную переаттестацию. Тем очевиднее нужны такие «пастырские курсы» для духовных учителей и врачей, от которых зависит духовное здравие и вечная жизнь пасомых. Важно, чтобы на данных встречах каждому участнику была предоставлена возможность обсудить как с архиереем, так и с собратьями — сослужителями в личном общении наиболее важные, волнующие его проблемы, как то было и в апостольские времена (см. 1 Кор. 11,19). Архипастыри нашей Церкви стараются периодически совершать визиты по  епархии, дабы получать непосредственную информацию о состоянии дел на местах. Такие поездки можно использовать для организации непосредственных встреч с духовенством данного района или благочиния. К сожалению, имеющаяся сегодня ситуация далеко не всегда располагает к тому, чтобы пастыри постоянно и беспрепятственно обсуждали актуальные, а зачастую и болезненные темы. Прямым следствием этого становятся дискуссии в интернет-пространстве на различных форумах и в «Живых журналах», где ведется полемика (не всегда приличная по форме) на  сугубо конфиденциальные, внутрицерковные темы, не нуждающиеся в допуске к их рассмотрению посторонних лиц, среди которых могут оказаться и недоброжелатели Церкви. При этом следует отметить, что противники Церкви, представители раскольнических сообществ постоянно участвуют в полемике, а наше  духовенство, не имея дискуссионного опыта, зачастую не обладает умением отражать нападки и агрессивные выпады в сторону Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/428091.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010