собор 13 правилом, под страхом отлучения от церкви, возбранил священным лицам удаляться от законного сожития с своими женами, а 30 правилом допускает это священникам иноплеменнических церквей по снисхождению. – Четвертый вселенский собор положил клятву на приемлющих рукоположение за деньги, и клятва сия никаким собором не отменена, – Матфей же Властарь, основываясь на учении одного человека, – именно Златоустого, что не следует верного человека предавать анафеме, учит, что «мнение отца Златоустаго должно иметь более силы, чем определенное четвертым Вселенским собором (Синтагма, сост. 1, гл. 7). – Не имели ли право, подражая отцам шестого собора и учению Златоустого, и пастыри русской церкви, если бы потребовалось, сделать даже отступление от прежде бывших постановлений (собора) Синода? Очевидно, имело и имеет, ибо, «не старым хартиях и номоканонам заповедал нам апостол повиноваться, по действительным наставникам нашим, которые заботятся именно о нашем спасении, зная именно наши духовныя нужды и имея дол удовлетворить их» (Слово профес. Чельцова. Проток. 1872–73 г., 341 стр.). 5) В обвинение православн. церкви. За допущенное единоверие и в оправдание своего ложного взгляда на клятвы собора 1667 г., раскольники указывают на 212 ответ из книги Питирима «Пращица», в которой, якобы, на вопрос: «аще который иерей ныне во святей церкви отслужит Св. литургию по старопечатным служебникам на седьми просфорах», дан такой ответ: «аще которые попы дерзнут тако служити, противящеся восточной и великороссийской церкви и вышеупомянутой соборной клятве, таковии суть прокляты и извержены и весьма священно служения обнажены, и от таковых собором проклятых и священства изверженных попов не может быть сущее святое тело и кровь Христова весьма». – Таким образом, говорят старообрядцы, Питирим ясно засвидетельствовал, что служить по старым книгам нельзя, что дерзнувший сотворить сие, – иерей подвергается проклятию,… очевидно отсюда, что единоверческие священники, совершая службу по старым книгам, на семи просфорах, подлежат этой клятве и не может быть от них сущее тело и кровь Христовы».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

1697 г. о том же; игум. Самуил); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. I, 372 (прошение 1722 г. игум. Богоявл. Полоц. м-ря о принятии его под покровит. св. Синода); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей; назван Dziesienski). 136. Воскресенский – Мамай Маджарский , мужской, общежительный, Ставропольской губ., Новогригорьевского у., близ заштат. гор. Святого Креста и около развалин татарского гор. Мамайские Маджары, при р. Куме. Начал устраиваться еще в 1882 г. братством св. Андрея Первозванного в Ставрополе, предназначавшим его по случаю близости Калмыцких кочевьев для миссионерских целей. В 1884 г. м-рь открыт с таким числом братии, какое обитель может содержать на свои средства. В „Ставропольских епар. в.” говорится, что основан в 1879 г. еписк. Ставроп. Германом в священное воспоминание св. кн. Тверского Михаила, замученного в Маджарах, близ гор. Св. Креста (Карабаглы). Здесь находится икона св. кн. Михаила с частью его мощей. “Извл. из отч. Об.-Пр.”, 1882 г., 99; 1884 года, 231; “Ставроп. епар. в.”, 1888 г., 9, неофиц., 385. 137. Воскресенский – Нижний , мужской единоверческий, 3-го класса, Самарской губ., Николаевского у., в 60 вер. к зап.-юго-зап. от Николаевска, при р. Большом Иргизе, близ слободы Криволучья. Основан после манифеста 1762 г. раскольничным монахом Авраамием и назывался Нижним-Воскресенским, по своему положению относительно других раскольничьих монастырей, построенных по р. Иргизу. В 1829 г. иноки монастыря приняли единоверие, причем монастырь положен в 3-м классе. “Полн. Собр. Закон.”, 1829 г., IV, 3042; “Журн. Мин. Вн. Д.”, 1860 г., XL, Отд. II, 127; “Отеч. Зап.”, 1836 г., CLXXXI, 80; Леопольдов, “Стат. опис. Сарат. губ.”, II, 118; Ратшин, 490; Любопытный, “Сборн. для ист. старообрядчества”, изд. Н. Поповым , т. II, вып. IV, 23–49 (с приведением указов и распоряжений правительства). 138. Воскресенский – Новодевичий , женский, 1-го класса, в С.-Петербурге, Александро – Невской части, по Царскосельскому шоссе, между зданиями городских скотобоен и Московскими триумфальными воротами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

915 О городских общинах в западном крае. см. стат. B. В. Антоновича, „Исследование о городах юго-западного края“, в монографиях по истор. зап. и юго-зап. России, Киев, т. I. стр. 135–194. 916 Вернее – „Велея“, „Велья река“; см. заметку в Вилен. Арх. Сб., т. VII, стр. 9, примеч. 23. См. о начале Вильны в „Очер. ист. г. Вильны“ в 5 и 6 вып. Памят. стар. зап. губ. Батюшкова. Быть может название „Вильны“, литовское; вильно – по-литовски „волна“. См статью „Значение некот. имён Литов. князей и названий местностей Литвы в Ж. M. Н. П., 1850 г., т. 66. 917 Вильна, по отзыву униата Стебельского, в XVI веке была „столицей и гнездом православия“ (см. Христ. Чт. 1851, Прав. и рус. нар. в Литве“, июнь, стр. 470:472) Народонаселение Вильны, несмотря на различие в вероисповеданиях, в домашней и общественной жизни преимущественно употребляло язык русский См. Васильевского, „очер. ист. г. Вильны“, в Памят. стар. зап. губ. Батюшкова, вып. VI, глав. 6. стр. 1. 918 См. Акты изд. Вилен. Ком. для разб. др. акт., т. XX. Акты, касающиеся гор. Вильны; в предисловии помещены многие любопытные подробности, относящиеся до истории и быта древней Вильны. Можно полагать, что духовенство православное, не только высшее, но и низшее, вело также безбедную жизнь. См. в этом отношении любопытное духовное завещание („духовницу“) начала XVI века священника Виленской Юрьевской церкви Матфея. Из этого завещания усматривается, что он обладал довольно значительным благоприобретённым имуществом, как то: домом, серебром, мехами, коврами, лошадьми; у него оказались и капиталы, а также библиотека (Вилен. Дух. Сб., т. VI, стр. 12). „В полоцкой земле, или в великом княжестве Литовском, приходское духовенство едва ли не лучше было обеспечено, чем в других краях Руси“; замечание И. Беляева в его ст. „Полоцкая православная церковь до Брестской унии“ в Православн. Обозрении, январь и февраль 1870 года. 919 Как сказано в уставе: чтобы „слов сбытных межи собою не мовили, и на стол не возлегали, и мёду их братского не розливали“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

63 Напр. миссионера Эдкинса (в Пекине), который выразился об его ответ по забайкальской миссии (за 1867), что с удовольствием читал его и что он достоин стать наряду с отчетами современных миссионерствующих епископов (европейцев, – «Иркут. Еп. Вед.», 1871, 43). 64 Впрочем, м. Исидор заявил пр. Вениамину (шутя, вероятно), что его вызвали для его удовольствия, чтобы дать ему возможность по­бывать на казенный счет в России и на родине (Письма, 58). 65 Из не сибирских дел пр. Вениамин занимался составлением проекта присоединения сиро-халдеев, хлопотавших о том с 50-х годов XIX ст. 67 Место для могилы было приготовлено уже в 1880 г. – в подзе­мелье кафедрального собора 37). 69 Он не пропускал ни одного воскресного и праздничного дня без богослужения, каждую пятницу, по примеру своего предшествен­ника, в домовой своей церкви отправлял литургии с акафистом Бо­жией Матери, а по вторникам – молебное пение с акафистом пред мо­щами свят. Иннокентия. Только с 1883 г., когда в вознесенском монастыре поселился викарий, архиеп. Вениамин стал приезжать к акафисту через две недели. 72 Нанечатанныя в 1894 г. в Православн. благовествике 21) «Мысли об институте правосл. Благовестников» – не напечатанная в свое время часть отчета за 1865 г. 75 Мысль об этом издании, в которое вошло все, что печаталось об управлявшихся пр. Вениамином миссиях за 1862–1883 гг., принад­лежат ему же и осуществлена благодаря пожертвованию Немчиновым 2000 руб. (Письма 42). «Труды прав. миссий вост. Сибири» – необходимое пособие для всех, интересующихся миссионерским делом и не только в восточной Сибири. На основании исключительно этого издания составлены статьи: «Забайкальские прав. миссия в царствование императора Александра II (1855–1881)». (Прав. благ., 1893, 22–24) и «Иркутск. прав. миссия в царствование имп. Александра II (1855–1881). (Там же, 1895 г.). 76 Кроме того, оно вошло в состав сборника, изданного в 1877 г. в Казани под заглавием: «Учение о христианской православной вере, наложенное в беседе с бурятами».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Опис. рукоп. гр. Толстова. С. 535 О других сочинениях Илариона Великого — там же. 134, 343, 439, 588 Опис. рукоп. Румянц. муз. С. 626 Опис. рукоп. Царск. 153, 580 и др. См.: печатн. Пролог под 21 числом октября и снес.: прим. 198 — о рукописных Прологах. В одних рукописях Илариону — святому, а в других — великому усвояются, например: а) Поучение о отвержении мира (Опис. рукоп. Рум. муз. С. 618 Опис. рукоп. Толстова. 588 б) Наказание к отрекшимся мира Христа ради (Опис. рук. Царск. 153, 166, 580 Опис. Рум. муз. 626 Опис. рукоп. Толстова. 439 в) Поучение о безмолвии (Опис. рук. Царск. 153, 408 Известно нам только по одному списку XV в.— в Торжеств. Рум. муз. 435. Л. 340–344 где оно помещено под 3 числом мая, когда празднуется Церковию успение преподобного Феодосия Печерского. Другие списки этого самого Поучения с именем Феодосия Печерского встречал в древлеписьменных славянских Прологах митрополит Евгений (Словарь дух. писател. 2. 284. Изд. 2-е Кстати заметим, что все сочинения преподобного Феодосия, которые будем рассматривать, мы поместили в подлинном тексте в Учен. зап. II Отд. Ак. наук. Т. 2. Вып. 2 Впрочем, ныне открыт древнейший источник, из которого равно могли позаимствовать и преподобный Феодосий, и летописец. Это «Слово о ведре и казньх Божиях» в Златоструе болгарского царя Симеона (893–927). Только в поучении преподобного Феодосия и в летописи к заимствованному из этого Слова с некоторыми пропусками и переделками приделано особенное начало, или приступ, а в Поучении сделаны еще вставки, которых нет ни в Златоструе, ни в летописи, и прибавлен очень большой конец, или целая последняя часть (Срезневск. Сведения о малоизв. и неизвестн. памятн. 24 в Зап. Ак. наук. Т. 9. Кн. 2. 34–43. СПб., 1866 Помещ. в рукоп. импер. Публ. библ., поступившей из Древнехран. Погодина, под названием: «Матица Златая». 1024. Л. 220 об. Слово начинается: «И се, ведуще, братия...» А в конце Слова нет обычного заключительного оборота или славословия. Помещ. также в сборн. Новг. Соф. библ. XV в. 578. Л. 224 под заглавием: «Поучение св. Панкратия о крещении обеда и пития в первую неделю поста св. апостол, списано Феодосием, худым мнихом». В числе святых известны только два Панкратия: священномученик Панкратий, живший в I в. и не оставивший никакого писания, и преподобный Панкратий Киево-Печерский, известный по одному имени. Поэтому выражение: «Поучение св. Панкратия» можно считать выдумкою или ошибкою писца, а самое поучение приписать тому, о ком сказано: «Списано Феодосием, худым мнихом» — и кому оно действительно приписывается в другом вышеупомянутом списке. Оно издано также в Православн. собеседн. 1858. 3. 255

http://sedmitza.ru/lib/text/435813/

454 Литература по этому вопросу чрезвычайно обширна и разнообразна. Сюда относится все, что написано на всех языках против деистов и что было уже отчасти указано. 455 Из сочинений, направленных против всех трех гипотез, более замечательны следующие: Uhlhorn: Die modernen Darstellungen Leben lesu. 1866г. (Перевед. Точаловым на русский язык в Христ. Чт. за 1867г). Schiecopp: Uorträge über d. Person Iesu Christi. 1866г. Филипп Шафф: Иисус Христос – чудо истории (перев. с немец.). Спб. 1875г. 457 „Religionsgeschichtliche und Kritische Studien“ в Английском переводе Фротингама, Нью-Йорк. 1864г., стр. 176. См. Шаффа: Иисус Христос – чудо истории, примеч. 79, стр. 112. 458 Теория проводится как в сочинении „Leben Iesu“ обширном, изданном в 1835–36 гг. в двух частях, так и в „Leben Iesu“ сокращенном, „ fur das dentsche Yolk bearbeitet,“ изданном в 1864г. в Лейпциге. 461 Из многочисленных сочинений достаточно указать на следующие: Аббата Гетэ. „Refutation de la pretendue Uie de Iesus de M.E. Renan, par M. J " abbe Guette“ 1865. „Lehmau: Renan wider Renan“ 1866. Архимандрита Михаила (ныне Епископа): „О Евангелиях и Евангельской истории по поводу книги: Жизнь Иисуса, соч. Э. Ренана“, Москва. 1870. 462 Для более полного знакомства с опровержением всех этих гипотез могут быть рекомендованы следующие сочинения: Соболева: „Действительность воскресения Господа нашего Иисуса Христа.“ М. 1874г. Петропавловского: „О воскресении Иисуса Христа“ (Чтен. в Обществе Любит. Дух. Просвещ. 1873. Кн. IX, XI и XII). „Тело воскресшего Христа Спасителя (Прав. Обоз. 1880 август). Гудера: „Беседа о воскресении Иисуса Христа“. 1871. Архим. Макария: „Введение в правосл. Богословие“. 463 Это воззрение, говорит Страус, ниспровергнуто еще замечанием Оригена , что ложь учеников, ими самими придуманная, никак не могла одушевить к столь твердому проповеданию о воскресении Христа Иисуса среди величайших опасений (Leben lesu. В. II, S. 685). 464 Можно указать для прочтения статью г. Муратова: „Действительность смерти Господа нашего Иисуса Христа“. Православн. Обозр. 1881г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

показан в числе благочестивых княж. Литовского и приписанных к Духову Вилен. м-рю); VI, 1726 г., 10 (значился приписным к Духову Вилен. м-рю, но его хотел взять к себе еписк. Витебский); “Архив юго-зап. России”, ч. I, т. IV, 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей). 42. Благовещенский – Митрофанов , мужской, 1-го класса, в губерн. гор. Воронеже, в юго-зап. части, на конце Ново-Московской улицы. Основан в 1836 г. при кафедральном Благовещенском соборе, в котором открыто почивают в серебряной раке мощи святителя архиеп. Воронежского Митрофана, в схиме Макария, скончавшегося в 1703 году 23 ноября и погребенного в присутствии Импер. Петра 4 декабря. Открытие нетленных мощей последовало 6 августа 1832 г.; 25 июня 1833 г. они торжественно перенесены из Архангельского собора в Благовещенский, а 23 ноября того же года совершено переложение мощей в новую серебряную раку, сооруженную городским обществом. Память святителя чтится церковью 23 ноября. В 1867 г. в м-ре жил на покое архиеп. Воронеж. Иосиф. “Истор. свед. о жизни св. Митрофана, первого Воронеж. еписк.”, Спб., 1842 г.; Л. Ефремов, “Уроки из жизни св. и чудотв. Митрофана, еп. Воронеж. или поучительная для нас жизнь его”, Ворон., 1873 г.; Преосв. Игнатия, “Поучения при св. мощах св. чудотв. Митрофана Воронеж.”, Спб., 1848 г.; “Полн. собр. Закон.”, 1836 г., XI, 9182; Ратшин, 87; Болховитинов, “Ист. геогр. опис. Воронеж. губ.”, 63 (описание собора), 191 (житие св. Митрофана); “Воен. стат. обозр. Ворон. губ.”, 61; Михалевич, “Воронеж. губ.”, 281; “Свед. о существ. в Росс. лавр. и мон.”, 147; “Памят. кн. Воронеж. губ. на 1856 г.”, Отд. III, 41, 81; на 1887 г., 310; “Словарь ист. о свят.”, 182; “Истор. свед. о жизни Митрофана, первого Воронеж. епископа”, Москва, 1832 г.; “Сказанве о обретении и открытии честных мощей Митрофана, напечат. по определ. св. Синода”, Спб., 1832 г.; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1843 г., 98 (пожертв. земли с домом); 1845 г., 93 (покупка 3 домов); 1857 г., 106 (пожертв. 2 дерев. дома); 1860 г., 12 (покупка дома); “Воронеж. губ. вед.”, 1848 г., 21 (св. Митрофан, еп. Воронеж.); 1850 г., 46 (Челобитная его, в которой он жалуется на распоряж. Коротояк. и Олшан. воевод в неправильной нарезке межев. границ в домовой его Баршевской Богатской вотчине); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 275, 476; Второв, “Воронеж. акты”, II, прилож. объясн. плана гор. Воронежа, стр. V; Москвитянин, 1842 г., IX. 154 (письмо около 1700 г. святит. Митрофана Воронеж. к архим. Александру Никол. – Шартомин. м-ря); 1843 г., I, 240 (грам. и благослов. 1693 г. Митрофана игумену Ионе Макарьев. – Желтовод. м-ря, о сыне святителя Иване); 1844 г., I, 250 (письмо 1692 г. свят. Митрофана к стольнику Петру Алексеевичу о своей домовой вотчине, что на р. Лиме); Григорович, ‘Обзор учрежд. православ. м-рей, 1764–1869 г.”, 41.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В Инстр. Благочин. подробно перечисляются книги, которыЙ должны быть при каждой церкви, как необходимые к руководству священникам и к наставлению прихожан, как-то: Библия , Православное Исповедание Петра Могилы , Грамматы об учреждении Св. Синода с исповеданием Веры Восточных патриархов, Творения Св. Отцов в русском переводе, Четьи-Минеи, Пролог, Катехизис пространный и краткий и книги, указываемые начальством, как полезные для увещания раскольников и обличения неправых раскольнических толков (Прим. к § 1). Для сей же цели Св. Синод при Указе от 15 февр. 1832 года разослал список книг, составленный преосвящ. Григорием архиеп. Тверским, с предписанием завести при каждой церкви библиотеки и выписать означенные в том списке книги. В списке этом поименовано 38 книг, именно: 1) Библия , 2) св. Амвросия Медиоланского о Должностях; 3) Его же о Покаянии и некоторые поучительнае слова; 4) Его же избранные поучительные слова; 5) Св. Василия В. Богоугодных трудов 4 части; 6) Св. Григория Назианзина поучительных слов 2 части; 7) Св. Ефрема Сирина разные поучительные слова; 8) Св. Иоанна Златоустог о Беседы на Ев. Матфея и Иоанна, на кн. Деяний св. апостолов и на 14 Павловых посланий; 9) Св. Игпатия Богоносца послания к верующим во Христа; 10) Св. Иоанна Лествичика Лествица, возводящая на небо; 11) Св. Иоанна Дамаскина Богословие или Обстоятельное изложение прав. христ. веры; 12) Св. Иустина Мученика Разговор с Трифином иудеянином об истине христианского закона; 13) Св. Дионисия Ареопагита о Небесной Иерархии; 14) Его же о Церковном священноначалии; 15) Св. Кирилла Иерусалимского Огласительные и Тайноводственные поучения; 16) пр. Макария Египетского слова; 17) Его же Беседы о христианском совершенстве; 18) Бл. Августина Единособеседование души с Богом·, 19) Его же святые и душеспасительные размышления; 20) Его же Таинственное богословие; 21) Благовестник или толкование на 4 Еванг. Феофилакта Болгарского ; 22) Жития св. или Четьи-Минеи; 23) Пролог или Синаксарий; 24) Св. Димитрия Ростовского полное собрание сочинений; 25) Полное собрание сочинений Тихона Воронежского; 26) Собрание поучительных слов в св. четыредесятницу Илии Минятия ; 27) Православное исповедание веры Петра Могилы ; 28) Катехизис православно-восточной Греко-Российск. Церкви; 29) О должностям пресвитеров приходских; 30) Наставление правильно состязаться с раскольниками; 31) Увещание на раскольников; 32) Начертание церковно библейской истории; 33) Начертание церковной истории от библейских времен; 34) Ответы Никифора архиеп. Славенского на вопросы, предложенные ему старообрядцами; 35) Известие о возникшей в Польше Унии, соч. Каменского, 36) О служении и чиноположении православн. Церкви; 37) Кормчая книга и 38) Духовный Регламент.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

677. Борколабовский – Вознесенский или Ворколабовский, женский, заштатный (с 1795 г.), Могилевской губ., Старобыховского у., в 12 вер. к сев. от Быхова, на прав. берегу Днепра, при рч. Лихве. Основан в 1623 г. Богданом Стеткевичем на урочище, называемом «борок». В соборном храме Вознесения находится чудотвор. икона Божией Матери, подаренная монастырю в 1659 г. кн. Пожарским, возвращавшимся с войсками в Россию из Литвы. При присоединении края в 1771 г. в штат не положен, но при издании штатов в 1795 г. оставлен на своем содержании. При м-ре существует школа. “Ист. Росс. Иер.», III, 428; Ратшин, 176, 178; “Опис. монаст.», 1817 г., 17; Безъ-Корнилович, “Ист. свед. о Белорус.», 205; “Могилев. губ. вед.», 1851 г., 2; “Извл. из отч. Об.– Пр.», 1849 г., 81 (надел. лесом); 1884 г., 249 (школа); Строев, “Спис. иер. и наст.», 505, 506, 508; “Акты Зап. Р.», V, 18 (Ж. гр. 1641 г. Богд. Стеткевича на влад. остров. Борком с условием, чтобы навсегда пребывала в православии под надзор. Оршан. Кутеин. игуменов; игуменья Фотинья Киркоровна); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, прилож., XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии показан в числе благочестивых); “Архив юго-зап. России», ч. 1, т. IV, 403, CLXXXII (грам. короля Августа, 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей). 678. Боровенская – Гордеева – Архангельская или Николаевская, мужская пустынь, ныне погост Сытенский – Боровенский, Новгородской губ., Валдайского у., в 35 вер. к сев. от Валдая, при оз. Боровном. Существовала еще в XVI ст. и в 1581 г. в нем были церкви св. Николая и арх. Михаила, а игуменом тогда был Исаия. В 1656 г. значилась приписною к Иверскому м-рю, а в 1690 г. приписана к Новгород. архиер. дому; в 1764 г. обращена в приход. Нынешняя церковь во имя арх. Михаила построена в 1812 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 428, 741; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Географ. Общ.», VIII, прилож., 263; “Акты истор.», V, 214 (Ц. гр. 1692 г.; роспись приписн. м-рей); “Памятн. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 18; Строев, “Спис. иер. и наст.», 118, 76; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 30; “Временник Общ. ист. и древн.», 1852 г., XIII, 18 (Расходн. книга митроп. Новгор. Никона 1652 г.; уплочено 4 руб. за рыбу черн. попу Никодиму да старцу Ефросиму); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», II, 198, 139 (Челобитье XVII ст. игум. Тихона на крестьян в неповиновении); “Русск. истор. Библиот.», V, 285, 97 (в 1656 г. Боровенский-Никол. м-рь имел 17 дворов крестьян), 922, 379 (грам. 1690 г. митроп. Корнилия властям Ивер. м-ря о смерти строителя Венедикта Буторина и о дознании, что именно он взял при жизни из Ивер. м-ря, уезжая в Боровенский).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В конце семинар. курса любознательный ученик посещал лекции университета, проф. словесности Шевырева и истории – Грановского. Будучи в семинарии, составил на лат. языке заслужившую похвалу диссертацию «О почитании и призывании святых в православн. Церкви». Поступив в Академию, усердно работал и изучил в интересах знакомства с соврем. греч. литературой новогреческий язык. В Академии хотел заниматься составлением «Свода церк. законов», подобно тому, как составлен был Сперанским «Свод гражданских». После окончания акад. курса снова слушал лекции в университете и сошелся с проф. М. Н. Катковым и П. М. Леонтьевым, познакомившим Г. П. с миросозерцанием Шеллинга, имевшем влияние на ход умственного развития первого. Спустя полгода по окончании курса, как бакалавр, преподавал в Академии библейскую историю и греческий язык, а затем патрологию. В 1852 г. по прошению перемещен в Московскую семинарию профессором логики, психологии, патристики и латинского языка. В то же время Г. П. изучал историю масонства и писал статьи по этому предмету в «Москвитянине» и «Библиографических записках», а равно занимался описанием рукописей и книг Моск. Синод. типографии. В 1855 г. выбыл из семинарии и назначен был на место священника церкви Воскресения, что на Остоженке. По выборам духовенства был членом правления семинарии. Известен как духовный писатель и общественный деятель, поддерживавший знакомство с А. С. Хомяковым, А. К. Кошелевым, Ю. Ф. Самариным , И. С. Аксаковым и др. Вместе в протоиер. П. А. Преображенским; и Н. Сергиевским издавал «Прав. Обозр.», в котором поместил ряд статей богослов. содержания, а с 1869–74 г. был самостоятельным редактором журнала. Кроме того, печатал статьи в «Радости Христианина», «Богослов. Вестнике», «Москов. Церк. Ведомостях», «Русском Архиве» и др., Из отдельных его произведений известны: «О литургии преждеосвященных даров» (М. 1850 г. магистерская диссертация), « Минуция Феликса – Октавий», по патрологии («Прибавл. к тв. св. отц.» – 12), «Опыты изложения Закона Божия по нормальной программе на испытание зрелости» (М. 1893 г.)., а из статей: «О неканонических книгах В. Завета», «О книге Товит», «О книге Иудифь», «О русск. переводе Библии », «О религиозном состоянии народов, остающихся вне христианства», «Материалы для внутренней истории русской Церкви» и др. С восьмидесятых годов Г. П. с увлечением отдался общественной благотворительности и с этой целью устраивал ясли, издавал журнал «Детскую помощь», участвовал в комиссии по вопросу об общественном призрении; кроме того, организовал в Москве публичные богословские чтения и Епархиальную библиотеку. Скончался в сане протоиерея 16 февр. 1898 года 371 . По своему образованию и деятельности Г. П. представлял собой высокий образец пастыря и гражданина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010