В конце 1980-х годов, после визита М.С. Горбачева в Ватикан и встречи с Его Святейшеством Папой Иоанном Павлом II, советское государство вновь предоставило Украинской Греко-Католической Церкви право легального существования. Многие греко-католики, получавшие до этого духовное окормление в православных приходах, смогли вернуться к своей традиции. Однако значительная часть населения запада Украины все же не «возвратилась» в унию, но продолжила отождествлять себя с Православием, даже входя в неканонические образования. Об этом свидетельствует соотношение числа греко-католических и православных приходов в Галиции. Даже сегодня во Львовской области на 1500 униатских приходов приходится более 860 православных по вероисповеданию, хотя большая их часть по хорошо известным Вам причинам принадлежит к неканоническим юрисдикциям. И это при том, что на оставшихся верными Православию вновь, как и в начале XX века, начало оказываться давление, включая прямые гонения со стороны приверженцев греко-католичества. В связи с этим вряд ли возможно утверждать, что в конце 1980-х произошел «массовый и добровольный возврат священников и мирян, прежде всего Галичины, в лоно Украинской Греко-Католической Церкви». На Западной Украине этот процесс в конце 80-х – 90-х годах не был естественным и мирным. Несмотря на упомянутые Вами миролюбивые заявления кардинала Любачивского, уния вернулась на Украину волной насилия. После сладких речей о прощении, примирении и любви последовал разгром трех православных епархий на Западной Украине. Православное духовенство и верующих силой изгоняли из храмов и лишали церковного имущества. Все это происходило при полной поддержке местных властей, которые всячески способствовали восстановлению унии, а зачастую принудительно насаждали ее в православных областях. Достаточно упомянуть о таких вопиющих фактах, как ультимативное требование Стрыйского городского Совета народных депутатов Львовской области передать все церковное имущество православных общин Львовской епархии, а также ключей от храмов и сейфов в распоряжение греко-католических общин. При непосредственной поддержке антиправославно настроенных местных властей греко-католики получили в свое распоряжение бóльшую часть храмов.

http://patriarchia.ru/db/text/124955.htm...

— Стороны могут договориться?  — Проблема в том, что греко-католики не хотят ни о чем договариваться. Когда началась эта вакханалия на рубеже 80-90-х годов на западной Украине и униаты начали возвращать себе то церковное имущество, которое они считали несправедливо утраченным, была создана четырехсторонняя комиссия с участием представителей Святого Престола, Греко-Католической Церкви, Московского Патриархата и Украинской Православной Церкви. Эта комиссия занималась конкретными вопросами, а именно, если в конкретном городе или селе существовал конфликт между греко-католиками и православными, которые претендовали на одну и ту же церковную собственность, решалось, как ее разделить. Были выработаны рекомендации, согласно которым, если в селе большинство людей — греко-католики, то храм передается им, но они помогают православным строить новый храм; если большинство — православные, храм остается им, но они помогают греко-католикам строить храм. Если бы эти рекомендации были воплощены в жизнь, мы бы сейчас имели совершенно другую ситуацию и на Западной Украине, и вообще на Украине.  — Что же этому помешало?  — Помешало то, что греко-католики в одностороннем порядке вышли из этой комиссии, они сказали, что они не будут в ней участвовать, и предпочли захватить все, что пожелали, силой.  — То есть если сейчас вернуться к выполнению рекомендаций, то будет нормализована ситуация?  — Мы сейчас не можем возвращаться к вопросу о собственности, поскольку эта собственность была насильственно захвачена, она была у православных отнята. Сейчас не стоит вопрос о пересмотре того, что произошло на рубеже 80-90-х годов. Сейчас первый вопрос, который мы ставим нашим братьям греко-католикам: почему, для какой цели они продолжают свою агрессивную риторику, даже после того как встретились Папа и Патриарх? Нам непонятно, как могут греко-католики, считающие себя членами Католической Церкви, столь неуважительно, агрессивно и развязно высказываться по отношению к Папе Римскому, я уж не говорю об их высказываниях по отношению к Патриарху Кириллу. 

http://patriarchia.ru/db/text/4384755.ht...

- Думаю, что Его Святейшество Папа Бенедикт XVI полностью разделяет неоднократно высказывавшееся мнение Его Святейшества Патриарха Алексия и священноначалия Русской Православной Церкви, что такой визит должен быть подготовлен самым основательным образом. О своём твёрдом намерении содействовать установлению, развитию и укреплению братских, исполненных любви и доверия, отношений с Церквами Вселенского Православия (и в их числе – не в последнюю очередь – с Русской Православной Церковью) Папа заявил в первом же, после своего избрания, обращении. Если мы будем трудиться – как уже сказано – над  развитием диалога и сотрудничества в разных областях, по мере того, как наш совместный труд будет приносить плоды, рано или поздно, встреча предстоятелей двух Церквей, я уверен, станет возможной. Если же говорить лично обо мне, то, конечно, я был бы счастлив начать работу над подготовкой визита Папы в Россию хоть сегодня. - Недавно в Москве побывал председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер. Мы все прекрасно понимаем, что его переговоры с иерархами Русской Православной Церкви носили конфиденциальный характер и говорить публично об их результатах пока рано. Но всё же мне хотелось бы задать Вам один вопрос: это тема Греко-католической Церкви – в частности украинской. Сам кардинал накануне переговоров говорил, что этот вопрос затрагиваться не будет, но после того как переговоры состоялись, в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата сообщили, что тема затрагивалась, причем православная сторона однозначно указала ватиканскому гостю на крайнюю нежелательность переезда главы Украинской Греко-католической Церкви из Львова в Киев. Могли бы Вы прокомментировать эту ситуацию? - Визит кардинала Каспера в Москву носил рабочий характер и, как отметили стороны после его завершения, был успешным. Руководство Русской Православной Церкви, действительно, ещё раз высказало свой отрицательный взгляд на предстоящее открытие в Киеве официальной резиденции главы Украинской Греко-Католической Церкви кардинала Любомира Гузара и перевода в украинскую столицу части куриальной администрации.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

— Около месяца назад делегация Святого Престола посетила Московскую Патриархию и провела переговоры с представителями Вашего окружения. Возможен ли визит Папы Бенедикта XVI в Россию? Может быть, целью визита папской делегации было, как многие считают, заключение некоего двухстороннего соглашения между Московским Патриархатом и Римско-Католической Церковью? — Действительно, в октябре этого года в Москве находилась делегация из Ватикана во главе с секретарем Святого Престола по отношениям с государствами архиепископом Джованни Лайоло . Этот визит осуществлялся по приглашению Министра иностранных дел России Сергея Лаврова и носил плановый рабочий характер в рамках отношений между Россией и Ватиканом. Во время пребывания в Москве делегация встретилась с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Кириллом. Обсуждались вопросы сотрудничества Русской Православной и Римско-Католической Церквей перед лицом различных международных проблем в контексте наших отношений с Европейским Союзом и Советом Европы. Ни о каком двухстороннем соглашении между Ватиканом и Московским Патриархатом речь не шла. Относительно возможности посещения Папой Бенедиктом XVI России должен отметить, что наша позиция остается неизменной. Мы не отвергаем возможности приезда Папы Римского в Москву или встречи с ним на нейтральной территории, но считаем, что этому событию должно предшествовать разрешение трудностей, которые стоят между нашими Церквами. Речь идет о католической миссии в России и других странах СНГ среди людей, крещенных в Православии, а также о крайне недружественной политике руководства Украинской Греко-Католической Церкви по отношению к канонической Украинской Православной Церкви на Украине. Надеюсь, что Ватикан предпримет конкретные шаги для изменения ситуации в лучшую сторону. Без этого наша встреча стала бы лишь протокольным мероприятием, которое не принесло бы облегчения людям, испытывающим боль от небратских действий. — Считаете ли Вы, что новый понтифик поможет сгладить разногласия, существующие между Римско-Католической и Православной Церквами?

http://patriarchia.ru/db/text/76034.html

Последним институтом, соединявшим митрополита и епископов с низшим духовенством, были наместники и протопопы – те, кто контролировал функционирование группы приходов данной епархии. Они имели и определенную судебно-дисциплинарную власть над приходскими священниками. Православные братства Влиятельность православных братств и их активное участие в управлении церковью – отличительная черта истории украинско-белорусского православия. В их истории явственно различаются два периода: до и после получения Львовским братством устава от патриарха Иоакима в 1586 г. По своим функциям и весу в общественной жизни после 1586 г. они совершенно не похожи на католические церковные братства 118 . В историографии нет единого мнения о происхождении украинско-белорусских православных братств. По мнению А. Папкова , они генетически восходят к древнерусским братчинам, которые он характеризует как православные церковные союзы при приходских храмах. Братчины заботились о нуждах приходского храма и тех, кто при нем ютился, имели право примирительного суда, устраивали общие трапезы в дни больших церковных праздников и существовали в Древней Руси по крайней мере с XII в. Однако в Северо-Восточной Руси они не получили развития, а в украинско-белорусских землях в силу специфики местных условий получили распространение и стали играть очень весомую роль в общественно-церковной жизни 119 . На их основе выросли украинско-белорусские братства, которые стали формой прямого участия мирян в управлении церковью, а в конце XVI в. были наделены несравненно более широкими правами, чем братства в католической церкви 120 . В конце XVI – первой четверти XVII в. роль Виленского и Львовского братств в церковно-политической борьбе была особенно велика. На соборах они были представлены специальными и весьма многочисленными делегациями. Поэтому понять генезис Брестской унии и греко-католической церкви без учета роли братств совершенно невозможно. Институт патроната Едва ли не главная особенность истории православия в украинско-белорусских землях в XV–XVI вв. состоит в том, что церковная жизнь регулировалась не только духовенством, но и светскими лицами: королем, его официальными представителями, отдельными светскими землевладельцами, горожанами. Это выразилось в распространении в украинско-белорусских землях так называемого права патроната в отношении церкви и ее имущества. Институт этот всегда привлекал внимание историков, а в недавнее время он стал предметом сравнительно-исторического изучения в книге Б.Н. Флори, который сопоставил право патроната в Великом княжестве Литовском с аналогичными институтами в раннесредневековой Чехии, Польше и в России XIV–XVI вв. Выяснилось, что институт государственного патроната над церковью был «реликтом раннефеодальной системы» 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

— Недавно многие газеты опубликовали сообщение о возможности Вашей встречи с Папой Бенедиктом XVI. Настаиваете ли Вы и дальше на том, чтобы сначала решить все спорные вопросы, так как в противном случае эта встреча не имеет смысла? — Да, я по-прежнему считаю, что для успеха этой встречи необходимо если не решить полностью, то, по крайней мере, более энергично решать конфликтные вопросы. Средства массовой информации подчеркивают исключительно сенсационный аспект возможной встречи. Мне бы как раз очень не хотелось, чтобы ее эффект свелся только к ее сенсационности. Для того, чтобы она была действительно полезна для дальнейшего развития отношений между Русской Православной Церковью и Римско-Католической, необходимо совместными усилиями радикально изменить к лучшему атмосферу этих отношений посредством урегулирования существующих между нами проблем. — Во времена бывшего Папы представители Ватикана часто говорили, что они не могут влиять на греко-католиков в Украине, которые захватывали православные храмы. Изменилась ли сейчас ситуация или все осталось по-старому? — Хотя украинские греко-католики всячески подчеркивают свою лояльность Римскому престолу, они вместе с тем настаивают на своей автономии. Когда в 1990 году была создана четырехсторонняя комиссия с участием Ватикана, Московского Патриархата, Украинской Православной Церкви и УГКЦ с целью урегулирования ситуации в Западной Украине, то греко-католики фактически сорвали ее работу. Мы предлагали совсем недавно возродить эту комиссию, но католическая сторона отнеслась к нашему предложению весьма прохладно. В ходе регулярных контактов с руководством Римско-Католической Церкви мы постоянно поднимаем вопрос о разрешении ситуации с православными храмами в Западной Украине. И Папа Римский, и главы ответственных ватиканских конгрегаций выражают понимание нашей озабоченности, однако проблема так и остается нерешенной. — В Австрии в Граце в 1997 году должна была состояться встреча русского Патриарха с Папой. За 10 дней до встречи из документа, который готовился к подписанию, в Ватикане вычеркнули часть о вреде прозелитизма и конфликте православных и униатов в Украине. С 90-х годов в более чем 200 российских городах открыты католические церкви. Стали ли ближе сейчас позиции Москвы и Ватикана, когда речь идет о прозелитизме, или все осталось без изменений?

http://patriarchia.ru/db/text/1986268.ht...

Доктор церковной истории В.И. Петрушко описывает почти пятисотлетнюю историю идеи создания " Киевского униатского патриархата " , особое внимание уделяя попыткам со стороны греко-католиков, которые предпринимались в ХХ веке. Статья доктора церковной истории В.И. Петрушко рассматривает проект Римской курии по переносу центра Вселенского Патриархата в пределы Руси во второй половине XVI века. «Кодекс Канонов Восточных Церквей» (Codex cano­num ecclesiarum orientalium, CCEO) — свод канонического права, общего для всех Восточных Католических Церквей, то есть для Церквей восточного обряда, состоящих в общении с Римским престолом. Этот кодекс был выработан в 1990 году при Папе Иоанне Павле II и вступил в силу в 1991 году. Книга представляет собой комментарий к CCEO, написанный известным специалистом в области восточного права иезуитом Джорджем Недунгаттом. Книга разделена на тридцать разделов в соответствие с тридцатью титулами Кодекса.Дополнительная информация на сайте издательства . Книга является первым украинским изданием, в котором содержатся как обобщенные данные о гербах, так и изображения самих гербов Львовских греко-католических епископов (от Иосифа Шумлянского до Игоря Возьняка). Основное внимание уделено епископским геральдическим знакам. Дополнительно также приведены биографические сведения, портреты и фотографии Львовских епископов, их печати. 16 октября 2008 Книга является первым выпуском серии «Источники христианского социального учения и служения». Эта серия призвана заполнить лакуну, имеющуюся в украиноязычной богословской литературе. Среди изданий на украинском языке практически полностью отсутствуют публикации текстов по социальной доктрине христианских Церквей. Издание новой серии начато Институтом религии и общества Украинского католического университета во Львове. Предполагается, что в ней будут изданы тексты отцов и учителей Церкви, документы Соборов, Патриархов и Римских пап. Отдельные тома планируется посвятить памятникам эпохи Древней Церкви, Средневековья и посттридентского периода, а также ответам Церкви на вызовы современности.

http://bogoslov.ru/tag/Уния

Митрополит Андрей Шептицкий Шептицкий, ранее тесно связанный с украинскими националистическими организациями, после прихода советских войск стал выступать с осуждением бандеровского движения. В справке наркомата госбезопасности Украинской ССР отмечалось, что в частной беседе глава униатской Церкви говорил: “Сейчас я убежден, что решается судьба всех славянских народов, поэтому они должны встать на борьбу с расовым германизмом. Действия УПА (18) и бандеровцев я осуждаю, мельниковцев (19) и людей, состоящих в дивизии “СС-Галиция”, оправдываю. Намерения их были хорошие, но немцы подвели, и сейчас нужно отказаться от какой бы то ни было ориентации на немцев… Сейчас, при сложившейся международной обстановке, единственный выбор, видимо, идти с советской властью, о чем я хочу дать указание всем священникам западных областей Украины — придерживаться этой ориентации и объявить об этом в проповедях на богослужениях в церквях” (20). В докладной записке К. Волошенко также отмечалось, что митрополит “два года ведет борьбу с УПА и в своих посланиях резко осуждал ее”. Глава Униатской Церкви выражал намерение продолжать такую деятельность и “обещал посоветоваться об этом с духовенством” (21). В речи на сессии собора униатского духовенства 7 сентября 1944 г. митрополит Шептицкий подверг прямому и недвусмысленному осуждению деятельность УПА. “Крепко выступил против несоответствующих выступлений “молодчиков” из УПА и остро осудил самосуды и убийства” (22),— отмечали в управлении наркомата госбезопасности по Львовской области. Глава униатской Церкви решительно отмежевался от УПА и других партизанских формирований украинских националистов, ведущих активную вооруженную борьбу против советского режима (23). Даниленко указывал, что в беседе с Шептицким “заметил ему, что среди духовенства греко-католической Церкви есть элементы, которые под церковным прикрытием проводят борьбу с советской властью в лагере украинских националистов и, в частности, помогают бандеровским бандам”. На это митрополит ответил: “Судите сами таких людей, и я их осужу, ибо бандеровщина — это вредное явление, с которым нужно бороться.

http://sedmitza.ru/text/413999.html

Необходимо также подчеркнуть, что книга написана с принципиально внеконфессиональных, вненациональных и свободных от какой бы то ни было идеологии позиций. Генезис Брестской унии 1596 г. в историографии Споры о Брестской церковной унии, ее предыстории, ближайших и отдаленных последствиях, исторической роли в судьбе Украины и Белоруссии, ее месте и значении в истории европейского христианства продолжаются уже 400 лет. Понятно, что они не будут свободны от пристрастности до тех пор, пока существуют христианские церкви и национальные историографические школы 3 . Но никак нельзя сказать, что эти споры все четыреста лет остаются бесплодными. Они действительно помогают родиться истине, хотя не менее часто этому препятствуют. И наше понимание того, что произошло в 1595–1596 гг. и какие происшедшее имело причины и последствия, несомненно, углубляется. При этом, правда, историческое сознание, формируемое не столько научными знаниям, сколько национальными и конфессиональными пристрастиями, остается вовсе не адекватным научным представлениям об истоках и истории греко-католической церкви. И сама научная историография проблемы остается очень тесно переплетенной с традициями вненаучного исторического сознания. Тем не менее сегодня мы уже можем сказать, насколько и в чем именно наши научные знания обогатились и уточнились в результате многолетней работы историков. Как складывались и каковы сложившиеся к сегодняшнему дню в научной историографии 4 представления о генезисе Брестской унии? Генезис Брестской унии в отечественной историографии до конца XIX в. Историография Брестской унии родилась вместе с греко-католической церковью, ибо уже в конце XVI – начале XVII в. в полемических сочинениях и сторонников, и противников унии 5 стали формироваться две соперничающие концепции свершившегося события. Одна из них видела в унии измену истинной вере и жестокий удар по украинско-белорусской церкви, другая – возвращение к естественному состоянию единства христианских церквей и благое для «Руси» дело. Одни объясняли «измену» православных епископов и их сторонников корыстью, другие приписывали им бескорыстное служение идеалу единой церкви. Полемика продолжалась на протяжении всего XVII в., постепенно затихая во второй половине XVII в. в условиях, когда позиции православия в Речи Посполитой оказались очень ослабленными. Сведения о Брестской унии, иногда весьма подробные, как, например, в «Церковных анналах» Барония 6 , появлялись и в западноевропейской историографии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

— Убежден, что встреча Предстоятелей двух крупнейших христианских Церквей должна стать ярким свидетельством разрешения трудностей, которые, к сожалению, все еще существуют в отношениях между православными и католиками. Проблемы эти хорошо известны. До сих пор объектом проповеди католического духовенства и представителей монашеских орденов подчас становятся люди, принадлежащие к Православной Церкви по крещению или семейным корням, а также дети из малообеспеченных или неполных семей. Кроме того, далеки от нормализации отношения между православными и греко-католиками на Украине. Руководство Украинской Греко-Католической Церкви необоснованно претендует на статус общенациональной Церкви, что является вызовом для православных украинцев, составляющих основную часть населения страны. В результате насильственного перераспределения церковной собственности, произошедшего в конце 1990-х годов, многие православные приходы оказались лишенными возможность совершать богослужения в храмах. — После Страсбурга Вы будете в Париже, гостем Католической Церкви Франции. Какое значение Вы предаете этому первому визиту Предстоятеля Русской Православной Церкви в эту страну? — Для меня это не первая поездка во Францию, хотя в качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви я посещаю вашу страну впервые. Своему визиту я придаю большое значение. В силу исторических судеб многие русские люди оказались на французской земле. Многие из них бежали от репрессий безбожного режима, не только каравшего любое несогласие с властью, но и истреблявшего веру в русском народе. Православие присутствие в современной Франции многообразно: существуют епархии и приходы, принадлежащие к юрисдикции различных Православных Церквей. Это многообразие традиций составляет отличительную особенность церковной жизни во Франции, и наша общая задача — хранить и поддерживать его без ущерба для той или иной части многонациональной православной паствы вашей страны. Искренне надеюсь, что мой визит, встречи с собратьями-архипастырями, духовенством и верующими позволит укрепить православное единство во Франции, засвидетельствует, что мы едины во Христе Иисусе.

http://patriarchia.ru/db/text/304802.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010