Также чрезвычайно актуальной является сегодня проблема духовного окормления сотрудников дипломатических представительств Украины за рубежом. Известно, что в странах дальнего зарубежья активно развивают свою деятельность структуры Украинской Греко-Католической Церкви. Также в последнее время мы все чаще видим попытки так называемого «Киевского патриархата» создавать свои структуры за пределами Украины. Наша Церковь неоднократно высказывала инициативу выработать более эффективный механизм пастырского окормления украинской диаспоры. Считаю, что мы должны уделить этой проблеме особое внимание. В структуре Учебного комитета при Священном Синоде Украинской Православной Церкви действует 17 учебных заведений: 1 духовная академия, 1 богословский университет (в Луганске), 8 духовных семинарий, 6 духовных училищ и 1 кафедра богословия (в Запорожье). Кроме того, при Волынской, Одесской, Почаевской, Полтавской и Харьковской духовных семинариях действуют регентские и иконописные отделения. Всего в учебных заведениях Украинской Православной Церкви трудится 461 преподаватель и обучается 3 584 студента (из них 1 449 человек на стационаре и 2 135 — на заочной форме обучения). 23 декабря 2014 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о ликвидации Ужгородской Украинской богословской академии. Бывший ректор этой академии архимандрит Виктор (Бедь) за невыполнение решений Священного Синода, а также за самоуправство, распространение заведомо неправдивой информации и нарушение присяги священнослужителя был запрещен в священнослужении. К сожалению, архимандрит Виктор не подчинился решению Синода и уклонился в раскол, перейдя в состав так называемой «Украинской автокефальной православной церкви». Священный Синод предписал епархиальным архиереям Украинской Православной Церкви при рассмотрении кандидатов для рукоположения в священный сан учитывать, что диплом Ужгородской Украинской богословской академии имени святых Кирилла и Мефодия не соответствует диплому высшего духовного учебного заведения Украинской Православной Церкви. Думаю, что и собратьям архипастырям за пределами Украины следует принять к сведению эти решения Священного Синода нашей Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4366244...

В связи с этим «2000» обратилась к Предстоятелю Украинской Православной Церкви Блаженнейшему Митрополиту Владимиру с просьбой ответить на несколько вопросов. — Ваше Блаженство, конец 2006 и начало 2007 года ознаменовались в церковной жизни тремя острыми вопросами: новой усиленной рекомендацией Президента Виктора Ющенко о создании единой поместной автокефальной Православной Церкви в Украине, что подразумевает объединение с раскольнической «упц-кп»; восстановлением в новом правительственном и ведомственном составе Межведомственной комиссии при КМ о реституции церковной собственности и обострением реакции со стороны различных братств и общественных движений УПЦ в ответ на обращение Синода УПЦ к президенту, правительству и парламенту по поводу создания в Украине автокефальной Православной Церкви. Если здесь присутствует взаимосвязь, то какая? — Православная Церковь понимает намерение ряда высоких политических лидеров, в том числе и Президента страны, о создании в Украине поместной Украинской Православной Церкви. Эта инициатива не нова и декларируется как политическое пожелание с первых дней образования Украины, как независимого государства. Но мы помним начало 1990-х годов — во что вылилась эта «инициатива». Украина стояла на грани религиозных междоусобиц, надвигалась угроза повторения косовского варианта, в некоторых регионах даже пролилась кровь. Современные политики, инициировавшие тогда создание поместной Церкви по политическому сценарию, сейчас публично признали ошибочность своих действий. Зачем же повторять эту ошибку заново? Мало того, сама жизнь и 17-летняя история церковно-государственных отношений Украины подтвердила, что вмешательство в жизнь Церкви, искусственное создание так называемой украинской православной церкви киевского патриархата, называющей себя национальной, поместной и автокефальной (что на самом деле не соответствует действительности), дискредитировало в глазах верующих само понятие автокефалии, стало главным препятствием для обсуждения этого вопроса на общеукраинском религиозном уровне.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204491...

Итак, в какой мере церковная автокефалия может способствовать общественному единству, миру и согласию? Собственно, автокефалия есть наиболее полная форма церковного самоуправления на определённой территории. Каждая автокефальная (Поместная) Церковь должна поддерживать единство веры и согласие в благочестии с другими Поместными Православными Церквями. Её учреждение имеет в виду исключительно церковные интересы (совершенствование миссии, удобство внутреннего управления, развитие богослужебной жизни). В древности Поместная Церковь строилась вокруг такого центра, где начало христианской общине было положено во времена апостольские. Получалось и соответствующее наименование - Церковь Римская, Антиохийская, Александрийская, Иерусалимская. Епископ столичного города Византии первоначально подчинялся митрополиту Гераклейскому и в дальнейшем получил свой высокий патриарший статус исключительно благодаря политическому значению Константинополя как «нового Рима». Политический фактор, который обусловил возвышение Константинопольского епископа до патриаршего статуса, не раз проявлял себя во взаимоотношениях между Поместными Церквями. С согласия Константинопольского патриарха была учреждена автокефальная Болгарская Церковь в 919 г., а в 1018 г. в Константинополе её этого статуса лишили и подчинили себе, превратив в автономную архиепископию. Только в 1872 г. болгарам удалось вернуть своей Церкви автокефальное управление. В период османского владычества на Балканах похожая участь постигла и Сербскую Церковь, учреждённую в 1219 г. Лишённая своего патриаршего статуса после завоевания османами Сербия подпала в зависимость от Константинопольских патриархов и восстановила свое автокефальное устройство в 1879 г. Так что использование Вселенским престолом текущих политических обстоятельств для подтверждения своих особых прерогатив - факт достаточно известный. Если обратиться к церковной ситуации на Украине, то следует отметить законный (канонический) статус только Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП). Две другие церковные организации - Украинская православная церковь киевского патриархата (УПЦ КП, «филаретовцы») и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ, «самосвяты-липковцы») - не признаются нигде в православном мире и являются раскольническими. Соответственно, автокефальный статус может получить только УПЦ МП. Она и по численности остаётся самой значимой религиозной организацией Украины (около 35 млн. прихожан или почти 80% населения).

http://ruskline.ru/opp/2018/avgust/01/mo...

Преодоление церковного раскола у юго-западной соседки – Северной Македонии Болгарская Православная Церковь приняла с радостью и сразу же восстановив евхаристическое общение решением Св. Синода БПЦ от 21.06.2022. Которое, кроме прочего, гласит: « Вопрос об имени Православной Церкви Северной Македонии предстоит рассмотреть». Комментарий СМИ по этому поводу уже дали три архиерея БПЦ. Митрополит Неврокопский Серафим сказал: « Мы переживем горечь из-за конфликта, в котором переплетаются интересы относительно истории Болгарской Православной Церкви. Что-то из этой горечи мы примем, что-то не примем. Время покажет, но нам нужно отстаивать историческую истину». Митрополит Ловчанский Гавриил считает, что МПЦ нельзя дать имя Охридской архиепископии, потому что это историческое название Болгарской автокефальной Православной Церкви. Митрополиту США, Канады и Австралии Иосифу хочется верить, что « господин Пендаровски (президент РСМ –  прим.пер.) н аверняка будет согласен, чтобы Св. Синод православной Церкви РСМ включил и БПЦ-БП «в братский диалог», в котором, мы, как и было объявлено, скажем свое слово относительно официального имени Церкви РСМ, которое она сама определит и объявит без проявления интереса к реалполитике, геополитике, церковно-политическим соображениям, односторонним инициативам, и не поддаваясь ничьему влиянию и давлению». Материал подготовила Янина Алексеева, г. София, Болгария Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/opp/2022/08/18/cerkov...

Конечно, не только Отдел внешних церковных связей защищает внешние рубежи нашей Церкви. Вся Церковь их защищает. Меня часто спрашивают, когда я бываю заграницей, почему мы не хотим дать автокефалию Украинской Церкви ? Ведь Украинская Церковь — самостоятельная, большая, а Украина — независимое государство. Что в этом плохого, если Украинская Церковь станет автокефальной? Ничего плохого в этом нет. Так же, как нет ничего плохого в том, что Русская Православная Церковь является автокефальной, хотя когда-то она входила в состав Константинопольского Патриархата . Но автокефалия, то есть полная церковная самостоятельность, — это то, что должно исходить из воли церковного народа. А этого мы на Украине не наблюдаем. Мы видим только, что раскольники и авантюристы используют тему автокефалии для того, чтобы еще больше вбить клин между Россией и Украиной на политическом, а заодно и на церковном уровне. Церковный народ в своей полноте, духовенство, иерархия Украинской Православной Церкви не хотят отделяться от Русской Православной Церкви. Это было очень ясно, публично и многократно выражено Украинской Православной Церковью, в том и числе и на состоявшемся более года назад Архиерейском Совещании. Хотя Украинская Православная Церковь находится под колоссальным давлением политиков и внешних сил, она сохраняет это единство, и всеми силами желает хранить его и впредь. В этой ситуации можем или должны ли мы рассуждать об автокефалии, которую никто у нас не просит, которой никто на Украине не хочет, кроме, как я уже сказал, раскольников и авантюристов? Конечно, нет. И потому мы будем защищать наше единство, которое восходит ко временам более чем 1000-летней давности, когда святой равноапостольный князь Владимир крестил Русь, и не где-либо – не на Волге, не на Оке, не на Иртыше, – а на Днепре, именно там, где зародилось русское христианство и откуда оно распространилось по всей Руси великой. Вся Церковь защищает церковное единство, а Отдел внешних церковных связей призван помогать Патриарху и Священному Синоду укреплять наши внешние рубежи, чтобы отражать все посягательства и объяснять внешнему миру, почему для нас так важно наше внутреннее церковное единство.

http://patriarchia.ru/db/text/5831750.ht...

— Известно ли достоверно, чем именно эти посланцы, или экзархи, будут заниматься на Украине? — Как мы можем судить из официальных сообщений Константинопольского Патриархата, его посланники имеют поручение создавать новую структуру, которой, как ожидается, может быть выдан томос. — Как известно, приехали именно два епископа, а двое имеют право рукоположить третьего. Есть ли у них возможность, таким образом, легитимировать представителей раскольнических организаций Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви? — Насколько нам известно, речь идет сейчас не о рукоположении новых иерархов, а об объединении в единую структуру нынешних раскольников из так называемого Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви. По крайней мере, из официальных сообщений Константинополя нельзя сделать вывод о том, что они посланы для совершения рукоположений. — Президент Порошенко заявил, что процесс создания в стране новой независимой — автокефальнойцеркви вышел на финишную прямую. Кроме того, в дальнейшем он пообещал вернуться к вопросу переименования Украинской Православной Церкви в Русскую на Украине. Что будет с канонической Церковью, ее верующими, если эти два сценария реализуются? Насколько реальна их реализация в ближайшее время? Могут ли создать эту новую автокефальную Церковь до конца года, как обещают инициаторы ее образования? — Во-первых, сложно говорить о временах и сроках, когда будет создана новая параллельная церковная структура и будет ли создана вообще. Во-вторых, как я уже говорил неоднократно, Украинская Православная Церковь категорически не согласна с такой инициативой переименования нашей Церкви и будет всеми законными способами протестовать и выступать против реализации подобных намерений. — Несколько дней назад наместник Киево-Печерской лавры сообщил об угрозах захватить монастырь. Такие призывы мы слышим не впервые и от националистов, и от раскольничьего Киевского патриархата. Насколько все же велика вероятность захвата в этот раз? Как могут отреагировать насельники и прихожане Лавры? Существует ли угроза захвата и других храмов и святынь?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5275124...

Помимо идейных течений внутри Украинской Церкви, в настоящее время существует огромное внешнее давление на неё, с требованием автокефалии. Во-первых, это давление государства. Его проводит как лично президент Украины, так и множество иных чиновников разных рангов. В Верховной Раде даже создана депутатская группа «За единую Поместную Церковь». Светские власти привычно примешивают в церковные дела политический элемент, для них лучше незаконная автокефалия, чем законная автономия, ибо для государства автокефальной Церковью удобнее управлять. Во-вторых, это давление со стороны раскольников. Так, недавно в адрес грядущего «Поместного» Собора УПЦ были направлены обращения двух наиболее крупных раскольнических организаций – УАПц и УПц КП. В обоих обращениях содержится призыв принять автокефалию и обещание присоединиться к вновь образованной автокефальной УПЦ. По некоторым данным, на Украинском Соборе, проведение которого назначено на лето 2008 г., готовится обращение к Московскому Патриарху с просьбой о предоставлении автокефалии УПЦ. Учитывая упомянутое внешнее и внутреннее давление, вполне возможно, что такое действительно произойдёт. Попробуем просчитать развитие событий при таком шаге. Во-первых, Московский Патриархат может подобное обращение и не удовлетворить. И тогда его авторам и сторонникам придётся либо смириться и успокоиться, либо пойти по стопам Денисенко и провозгласить автокефалию самостоятельно – ровно с теми же последствиями. В таком случае это будет означать лишь возникновение ещё одного раскола на Украине. Епархии, верные Московскому Патриархату, продолжат бытие канонической УПЦ МП, которая просто очистится от тех, для кого автокефалия превыше Царства Небесного. Во-вторых, допустим – чисто теоретически, - что Московский Патриархат всё же ответит на такое обращение положительно. Здесь на первый план выйдет тот факт, что значительная часть епископата, священства, монашества и мирян Украинской Православной Церкви настроена резко против автокефалии, и намерена в любом случае остаться в подчинении Московскому Патриархату. Похожая ситуация была в русских приходах США в 1960-х годах. Поэтому в томосе об автокефалии, дарованном Московским Патриархатом для Православной Церкви в Америке, указано, что её приходы вольны самоопределяться, и те, которые желают, могут оставаться в подчинении Московскому патриарху.

http://radonezh.ru/analytics/chto-budet-...

Украинская Православная Церковь является самоуправляемой частью Московского Патриархата. Украинская Церковь не просила ни о каком ином статусе, не обращалась в Константинополь за томосом об автокефалии (томос — это документ, в котором прописываются условия предоставления автокефалии). В Константинополь обратились президент Украины Петр Порошенко и две группы раскольников, которые хотят стать автокефальной церковью и тем самым, по сути, заместить собою каноническую Украинскую Православную Церковь. Украинская Православная Церковь — это 13 тысяч приходов, более 200 монастырей, миллионы верующих. У этих двух групп раскольников, вместе взятых, нет и половины такого количества приходов, у них фактически нет монастырей. Что же касается числа верующих, то его подсчитать довольно трудно, и статистические данные разнятся, однако совершенно очевидно, что большинство православных верующих Украины входят в каноническую Украинскую Православную Церковь и не хотят никакой автокефалии. Тот статус, который Константинополь предоставляет создаваемой сейчас структуре, в полной мере, конечно, автокефалией не является. Ее устав уже написан, причем не в Киеве, а в Стамбуле, и в нем прописана такая степень зависимости от Константинополя, которая, по сути, девальвирует само понятие автокефалии. Каноническая Украинская Православная Церковь, находящаяся в составе Московского Патриархата, гораздо более самостоятельна в своей деятельности и в своих решениях, чем создаваемая Константинополем структура. Достаточно сказать, что в Украинской Православной Церкви происходит канонизации святых, а в создаваемой структуре канонизации святых происходить не могут — они должны будут обращаться в Константинополь всякий раз, когда захотят канонизировать того или иного человека, и решение будет приниматься не в Киеве, а в Стамбуле. В отличие от Русской Православной Церкви, которая имеет приходы и епархии по всему миру, эта структура не сможет иметь ни того, ни другого за пределами Украины, а ее верующие за границей должны будут окормляться в приходах и епархиях Константинопольского Патриархата.

http://pravoslavie.ru/118226.html

Утверждение Константинопольского Патриарха о том, что его права были ущемлены, так как Киевский митрополит не поминает его имени за богослужением, несостоятельно, но используется как формальный повод для отмены документа от 1686 года. Но это положение не было оспорено в течение 300 лет. Три века православный народ Украины жил в полном единстве с Русской Православной Церковью и был ее нераздельной частью. С тех пор и до сегодняшнего дня Киевские митрополиты были членами Святейшего Синода Русской Церкви, имели право избирать и быть избранными ее Патриархами. В течение этих 300-лет украинские верующие признавали своим духовным Предстоятелем Московского Патриарха. Может ли через 300 лет появиться кто-то извне и сказать «я ваш отец»? Кто за ним последует, и кто ему поверит? Как может кто-то провозгласить себя духовным отцом народа, если этот народ помнит и почитает отцов, которые его родили и воспитали в вере? Священные каноны четко определяют эти взаимоотношения. — Но людям не всегда ясно, почему Украина как самостоятельное государство не имеет права на свою независимую Церковь? — Этот вопрос, действительно, задают. Но, прежде всего, надо понять, что говорит православный народ и его канонические архиереи на Украине, потому что это очень существенно. Созванный 13 ноября сего года в связи с этими событиями Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви, в котором участвовали 83 архиерея, определенно высказался против вторжения Константинопольского Патриархата в ее канонические границы и заявил, что «Украинская Православная Церковь имеет все права независимости и самостоятельности, которые сегодня необходимы для плодотворного служения Богу и народу Украины». Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП) имеет более 12 тысяч приходов, больше, чем две вместе взятые раскольнические группы — так называемые Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Автокефальная украинская православная церковь (УАПЦ). Поэтому в своих письмах Болгарскому Патриарху и Предстоятелям других Поместных Церквей с полным основанием митрополит Онуфрий выражает недоумение, почему никто не обратил внимания на обращения тысяч членов Украинской Православной Церкви к Патриарху Варфоломею, чтобы тот не предоставлял автокефалии этим раскольническим группам.

http://patriarchia.ru/db/text/5324102.ht...

Грузинская Православная Церковь не так давно была вынуждена обратиться в Константинополь за подтверждением своей автокефалии, несмотря на то, что Грузинская Церковь является автокефальной уже почти полторы тысячи лет. Но Константинополь отсчитывает ее автокефалию только от момента своего признания этой автокефалии несколько лет назад и на этом основании отводит Грузинскому Патриарху одно из последних мест в диптихах Предстоятелей. Исходя из вышеизложенного, теоретически можно допустить, что Константинополь, не дожидаясь, когда между Поместными Православными Церквями будет достигнут консенсус по вопросу о способе предоставления автокефалии, может даровать автокефалию Украинской Церкви. Подвигнуть к этому Патриарха Варфоломея может обида на Русскую Православную Церковь за ее отказ участвовать в Соборе на Крите, что фактически лишает его статуса Всеправославного Собора. Патриарх Варфоломей может также пойти и другим путем, что еще больше усугубит ситуацию. Константинополь может объявить незаконным переход Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата в 1686 году. Константинопольский Патриархат уже объявлял это принятое в XVII веке решение недействительным, когда в 1924 году предоставлял автокефалию Польской Православной Церкви. В томосе Патриарха Константинопольского тогда прямо говорилось, что решение о переходе Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата признается незаконным и дезавуируется. Обосновывалось это тем, что переход Киева в юрисдикцию Москвы при Патриархе Иоакиме (Савелове) якобы совершился под давлением со стороны государственных властей Османской империи и Московского царства, то есть был политически ангажирован. Кроме того, на Фанаре и среди сторонников украинской автокефалии нередко можно услышать мнение о том, что переход Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата будто бы был лишь временной мерой и подразумевал лишь предоставление Патриарху Московскому прав экзарха по отношению к Киевской митрополии. Решится ли Патриарх Варфоломей предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви в одностороннем порядке? Трудно сказать. Хочется всё же надеяться, что Патриарх Константинопольский будет руководствоваться общеправославными интересами, исходя из понимания, что такое решение поставило бы крест на всеправославном единстве и возможности созыва по-настоящему Всеправославного Собора – с участием Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей, которые отказались ехать на нынешний Собор на Крите.

http://pravmir.ru/vladislav-petrushko-od...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010