Также чрезвычайно актуальной является сегодня проблема духовного окормления сотрудников дипломатических представительств Украины за рубежом. Известно, что в странах дальнего зарубежья активно развивают свою деятельность структуры Украинской Греко-Католической Церкви. Также в последнее время мы все чаще видим попытки так называемого «Киевского патриархата» создавать свои структуры за пределами Украины. Наша Церковь неоднократно высказывала инициативу выработать более эффективный механизм пастырского окормления украинской диаспоры. Считаю, что мы должны уделить этой проблеме особое внимание. В структуре Учебного комитета при Священном Синоде Украинской Православной Церкви действует 17 учебных заведений: 1 духовная академия, 1 богословский университет (в Луганске), 8 духовных семинарий, 6 духовных училищ и 1 кафедра богословия (в Запорожье). Кроме того, при Волынской, Одесской, Почаевской, Полтавской и Харьковской духовных семинариях действуют регентские и иконописные отделения. Всего в учебных заведениях Украинской Православной Церкви трудится 461 преподаватель и обучается 3 584 студента (из них 1 449 человек на стационаре и 2 135 — на заочной форме обучения). 23 декабря 2014 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о ликвидации Ужгородской Украинской богословской академии. Бывший ректор этой академии архимандрит Виктор (Бедь) за невыполнение решений Священного Синода, а также за самоуправство, распространение заведомо неправдивой информации и нарушение присяги священнослужителя был запрещен в священнослужении. К сожалению, архимандрит Виктор не подчинился решению Синода и уклонился в раскол, перейдя в состав так называемой «Украинской автокефальной православной церкви». Священный Синод предписал епархиальным архиереям Украинской Православной Церкви при рассмотрении кандидатов для рукоположения в священный сан учитывать, что диплом Ужгородской Украинской богословской академии имени святых Кирилла и Мефодия не соответствует диплому высшего духовного учебного заведения Украинской Православной Церкви. Думаю, что и собратьям архипастырям за пределами Украины следует принять к сведению эти решения Священного Синода нашей Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4366244...

В связи с этим «2000» обратилась к Предстоятелю Украинской Православной Церкви Блаженнейшему Митрополиту Владимиру с просьбой ответить на несколько вопросов. — Ваше Блаженство, конец 2006 и начало 2007 года ознаменовались в церковной жизни тремя острыми вопросами: новой усиленной рекомендацией Президента Виктора Ющенко о создании единой поместной автокефальной Православной Церкви в Украине, что подразумевает объединение с раскольнической «упц-кп»; восстановлением в новом правительственном и ведомственном составе Межведомственной комиссии при КМ о реституции церковной собственности и обострением реакции со стороны различных братств и общественных движений УПЦ в ответ на обращение Синода УПЦ к президенту, правительству и парламенту по поводу создания в Украине автокефальной Православной Церкви. Если здесь присутствует взаимосвязь, то какая? — Православная Церковь понимает намерение ряда высоких политических лидеров, в том числе и Президента страны, о создании в Украине поместной Украинской Православной Церкви. Эта инициатива не нова и декларируется как политическое пожелание с первых дней образования Украины, как независимого государства. Но мы помним начало 1990-х годов — во что вылилась эта «инициатива». Украина стояла на грани религиозных междоусобиц, надвигалась угроза повторения косовского варианта, в некоторых регионах даже пролилась кровь. Современные политики, инициировавшие тогда создание поместной Церкви по политическому сценарию, сейчас публично признали ошибочность своих действий. Зачем же повторять эту ошибку заново? Мало того, сама жизнь и 17-летняя история церковно-государственных отношений Украины подтвердила, что вмешательство в жизнь Церкви, искусственное создание так называемой украинской православной церкви киевского патриархата, называющей себя национальной, поместной и автокефальной (что на самом деле не соответствует действительности), дискредитировало в глазах верующих само понятие автокефалии, стало главным препятствием для обсуждения этого вопроса на общеукраинском религиозном уровне.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204491...

Итак, в какой мере церковная автокефалия может способствовать общественному единству, миру и согласию? Собственно, автокефалия есть наиболее полная форма церковного самоуправления на определённой территории. Каждая автокефальная (Поместная) Церковь должна поддерживать единство веры и согласие в благочестии с другими Поместными Православными Церквями. Её учреждение имеет в виду исключительно церковные интересы (совершенствование миссии, удобство внутреннего управления, развитие богослужебной жизни). В древности Поместная Церковь строилась вокруг такого центра, где начало христианской общине было положено во времена апостольские. Получалось и соответствующее наименование - Церковь Римская, Антиохийская, Александрийская, Иерусалимская. Епископ столичного города Византии первоначально подчинялся митрополиту Гераклейскому и в дальнейшем получил свой высокий патриарший статус исключительно благодаря политическому значению Константинополя как «нового Рима». Политический фактор, который обусловил возвышение Константинопольского епископа до патриаршего статуса, не раз проявлял себя во взаимоотношениях между Поместными Церквями. С согласия Константинопольского патриарха была учреждена автокефальная Болгарская Церковь в 919 г., а в 1018 г. в Константинополе её этого статуса лишили и подчинили себе, превратив в автономную архиепископию. Только в 1872 г. болгарам удалось вернуть своей Церкви автокефальное управление. В период османского владычества на Балканах похожая участь постигла и Сербскую Церковь, учреждённую в 1219 г. Лишённая своего патриаршего статуса после завоевания османами Сербия подпала в зависимость от Константинопольских патриархов и восстановила свое автокефальное устройство в 1879 г. Так что использование Вселенским престолом текущих политических обстоятельств для подтверждения своих особых прерогатив - факт достаточно известный. Если обратиться к церковной ситуации на Украине, то следует отметить законный (канонический) статус только Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП). Две другие церковные организации - Украинская православная церковь киевского патриархата (УПЦ КП, «филаретовцы») и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ, «самосвяты-липковцы») - не признаются нигде в православном мире и являются раскольническими. Соответственно, автокефальный статус может получить только УПЦ МП. Она и по численности остаётся самой значимой религиозной организацией Украины (около 35 млн. прихожан или почти 80% населения).

http://ruskline.ru/opp/2018/avgust/01/mo...

Получается, что сегодня церковь должна быть всецело на стороне Юго-Востока Украины, потому что здесь народ восстал именно против того самого «своеволия власти». Или на востоке и западе Украины живут не одинаково равноправные граждане? Что именно подразумевается под понятием «Церковь» становится ясно из раздела «Религия и Церковь в украинском обществе: социологическое исследование». Оказывается, сегодня, согласно приводимым данным, среди православных (70% по опросу) большинство составляют сторонники «УПЦ-КП» - 22%. Верующих УПЦ (без указания патриархата) - 17%. Кто это такие - остается только гадать и удивляться. Куда же делась УПЦ МП на Украине? В прошлом году, по данным этого же центра, «филаретовцев» было 18%, православных 20%, в 2010 году - 15% и 24% соответственно. Вывод, казалось бы, на поверхности - «свидомисть» украинских верующих растет год от года, а после «евромайдана» и во время «российской агрессии» особенно. Но, как известно, диавол кроется в деталях. На 25 странице материалов приводится диаграмма результатов опроса о целесообразности существования «украинской поместной церкви». При этом сначала опрашиваемым было предложено ответить на вопрос «Если Вы согласны с необходимостью существования на Украине государственной церкви, то какая церковь должна приобрести такой статус?». Респонденты в предложенных вариантах ответов указали, что такой церковью должна быть «Украинская православная церковь» (41,8%), «Украинская православная церковь - Киевский патриархат» (24,4%), «Украинская православная церковь (МП)» (4,2%), «Украинская Автокефальная православная церковь» (0,9%), «Украинская Греко-Католическая церковь» (5,6%), «Все церкви» (5,7%). Комментарии излишни. И в отношении «главенства» «Киевского патриархата», и униатов на Украине. И в отношении профессионализма социологов в плане формулировок вопросов (какие церкви существуют на Украине), и в отношении ответов (особенно по части удельного веса тех, кто считает, что все церкви должны быть государственными). Но, видимо, главное и состоит в том, чтобы у опрашиваемых, а затем у читающих материалы так называемого мониторинга было смешение всего и вся.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

На Украине сейчас существует три православные церкви. Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) во главе с митрополитом Онуфрием является единственной признанной в православном мире церковью на Украине. Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) во главе с патриархом Филаретом, отколовшаяся от РПЦ в 1992 году, в Москве именуется раскольнической, а ее предстоятеля еще в 1997 году РПЦ предала анафеме. Украинская автокефальная церковь (УАПЦ) создана в 1917 году, главой ее является митрополит Макарий. Помимо перечисленных православных церквей на Украине действует Украинская греко-католическая церковь, которая подчиняется папе римскому. «Предпринимается попытка искусственно создать некую новую “Единую поместную церковь” на основе непризнанных схизматических групп, которые обратились к Вселенскому патриарху Варфоломею с просьбой об автокефалии,— заявил митрополит Иларион на заседании XXV Генеральной межпарламентской ассамблеи православия в конце июня.— Украинская православная церковь, ее священноначалие и верующие не поддержали этот антицерковный проект. Создание параллельной церковной иерархии на Украине приведет к углублению церковного раскола и подрыву исторической роли православия на Украине». 23 июня Константинопольского патриарха в Стамбуле посетила делегация УПЦ МП. Как сообщил архиереям на специальном совещании 25 июня Блаженнейший митрополит Онуфрий, информация о том, что «канонический механизм преодоления раскола в украинском православии уже якобы окончательно согласован, а текст Томоса об автокефалии Украинской церкви составлен», не соответствует действительности. По словам митрополита Онуфрия, «не подтвердилось и то, что одностороннее предоставление Украинской церкви автокефалии должно состояться в ближайшее время или в какие-то определенные сроки». «Вместо этого архиереи Константинопольского патриархата показали готовность своей церкви присоединиться к процессу преодоления украинского церковного раскола в консультации с братскими Поместными православными церквами»,— сообщил митрополит.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Преодоление церковного раскола у юго-западной соседки – Северной Македонии Болгарская Православная Церковь приняла с радостью и сразу же восстановив евхаристическое общение решением Св. Синода БПЦ от 21.06.2022. Которое, кроме прочего, гласит: « Вопрос об имени Православной Церкви Северной Македонии предстоит рассмотреть». Комментарий СМИ по этому поводу уже дали три архиерея БПЦ. Митрополит Неврокопский Серафим сказал: « Мы переживем горечь из-за конфликта, в котором переплетаются интересы относительно истории Болгарской Православной Церкви. Что-то из этой горечи мы примем, что-то не примем. Время покажет, но нам нужно отстаивать историческую истину». Митрополит Ловчанский Гавриил считает, что МПЦ нельзя дать имя Охридской архиепископии, потому что это историческое название Болгарской автокефальной Православной Церкви. Митрополиту США, Канады и Австралии Иосифу хочется верить, что « господин Пендаровски (президент РСМ –  прим.пер.) н аверняка будет согласен, чтобы Св. Синод православной Церкви РСМ включил и БПЦ-БП «в братский диалог», в котором, мы, как и было объявлено, скажем свое слово относительно официального имени Церкви РСМ, которое она сама определит и объявит без проявления интереса к реалполитике, геополитике, церковно-политическим соображениям, односторонним инициативам, и не поддаваясь ничьему влиянию и давлению». Материал подготовила Янина Алексеева, г. София, Болгария Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/opp/2022/08/18/cerkov...

«То, что произошло 25 мая 2019, - объясняет непризнанный Епифаний, - случилось без нашего на то намерения, и лишь по причине большого количества совместно служащих священников» (текст приводится на сайте Митрополии черногорско-приморской). Трогательно. Раскольники приносят свои извинения за совместное богослужение с раскольниками. «Понимаем, - продолжает Епифаний, - что Вас огорчило данное событие, но хотим Вас уверить» - дальше самое интересное - «что мы, которые строим Автокефальную, Православную Церковь Украины, имеем церковно-канонический диалог исключительно со Святой Великой Церковью Христовой, нашей матерью, то есть со Вселенской Патриархией, и только с теми, с кем она у нас общая и ни с кем больше». Значит, косвенно он подтверждает своё каноническое соответствие, а в круг тех, кто их якобы признаёт, вносятся все, кто находится в общении с Константинополем. Гениальная идея, которая проливает новый свет на мудрое и многократно озвученное соборное решение СПЦ о запрете совместных богослужений с раскольниками, и на переписку между владыками Иринеем и Максимом. Теперь мы больше не имеем права говорить, что нас застали врасплох. Мы знали. Наташа Йованович , журналистка, Белград, впервые опубликовано в журнале «Печат» на сербском языке Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2019/07/25/po...

Конечно, не только Отдел внешних церковных связей защищает внешние рубежи нашей Церкви. Вся Церковь их защищает. Меня часто спрашивают, когда я бываю заграницей, почему мы не хотим дать автокефалию Украинской Церкви ? Ведь Украинская Церковь — самостоятельная, большая, а Украина — независимое государство. Что в этом плохого, если Украинская Церковь станет автокефальной? Ничего плохого в этом нет. Так же, как нет ничего плохого в том, что Русская Православная Церковь является автокефальной, хотя когда-то она входила в состав Константинопольского Патриархата . Но автокефалия, то есть полная церковная самостоятельность, — это то, что должно исходить из воли церковного народа. А этого мы на Украине не наблюдаем. Мы видим только, что раскольники и авантюристы используют тему автокефалии для того, чтобы еще больше вбить клин между Россией и Украиной на политическом, а заодно и на церковном уровне. Церковный народ в своей полноте, духовенство, иерархия Украинской Православной Церкви не хотят отделяться от Русской Православной Церкви. Это было очень ясно, публично и многократно выражено Украинской Православной Церковью, в том и числе и на состоявшемся более года назад Архиерейском Совещании. Хотя Украинская Православная Церковь находится под колоссальным давлением политиков и внешних сил, она сохраняет это единство, и всеми силами желает хранить его и впредь. В этой ситуации можем или должны ли мы рассуждать об автокефалии, которую никто у нас не просит, которой никто на Украине не хочет, кроме, как я уже сказал, раскольников и авантюристов? Конечно, нет. И потому мы будем защищать наше единство, которое восходит ко временам более чем 1000-летней давности, когда святой равноапостольный князь Владимир крестил Русь, и не где-либо – не на Волге, не на Оке, не на Иртыше, – а на Днепре, именно там, где зародилось русское христианство и откуда оно распространилось по всей Руси великой. Вся Церковь защищает церковное единство, а Отдел внешних церковных связей призван помогать Патриарху и Священному Синоду укреплять наши внешние рубежи, чтобы отражать все посягательства и объяснять внешнему миру, почему для нас так важно наше внутреннее церковное единство.

http://patriarchia.ru/db/text/5831750.ht...

Поэтому они решили, что коль примут закон об автокефалии Латвийской Церкви, так она тут же и станет автокефальной. То ли экспертов, разбирающихся в вопросе автокефалии, в Латвии не нашлось, то ли власть предержащие Латвии решили, что они «сами с усами» и во всём разберутся лучше экспертов. Как бы то ни было, решение состоялось. И вот уже в Википедии Латвийская Православная Церковь названа «автокефальной». Латвийские власти поставили в нелепое положение руководство самоуправляемой Латвийской Церкви. Как видно из заявления пресс-службы ЛПЦ, митрополит Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов), которому через полмесяца исполнится 83 года, и руководство ЛПЦ пытаются как-то «проскользнуть между струйками» в этом идиотском положении, в которое их поставили президент и сейм страны. Они-то понимают, что автокефалию можно получить либо от Москвы, чего не будет, либо от Константинополя. А Варфоломей не смог продавить в православном мире даже украинскую автокефалию, хотя бросил на это все силы и средства, и теперь давать еще автокефалию Латвийской Церкви вряд ли решится, чтобы не поссориться со всеми Православными Церквами. А без признания автокефалии другими Поместными Церквами каждый дурак может провозгласить себя «предстоятелем». Похоже, руководство Латвийской Церкви из страха поссориться с властями Латвии решило «поиграть в автокефалию, дождаться, когда «ишак сдохнет», т.е. сменится руководство страны на более вменяемое. Но игры-то то эти далеко не безобидные, и чем они закончатся для митрополита Александра трудно сказать. Теперь ему нужно будет прекратить поминовение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и представлять внутри страны себя «престоятелем автокефальной церкви». Ну может быть Святейший Патриарх Кирилл и Священный Синод русской Правослаавной Церкви и не станут, войдя в положение, применять репрессии в отношении митрополита Александра и подведомственного ему епископата и духовенства, но никто же из Предстоятелей Церквей не станет с ним сослужить, а священников ЛПЦ никто не станет допускать до богослужения в других Церквах, ибо для всего православного мира они будут раскольниками. А самое главное, очень опасно «играть в церковь», «играть в православие». Бог-то есть, и Он может покарать! Тем паче опасно для человека (митрополита Александра), который стоит на краю перехода в вечность.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/10/du...

— Известно ли достоверно, чем именно эти посланцы, или экзархи, будут заниматься на Украине? — Как мы можем судить из официальных сообщений Константинопольского Патриархата, его посланники имеют поручение создавать новую структуру, которой, как ожидается, может быть выдан томос. — Как известно, приехали именно два епископа, а двое имеют право рукоположить третьего. Есть ли у них возможность, таким образом, легитимировать представителей раскольнических организаций Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви? — Насколько нам известно, речь идет сейчас не о рукоположении новых иерархов, а об объединении в единую структуру нынешних раскольников из так называемого Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви. По крайней мере, из официальных сообщений Константинополя нельзя сделать вывод о том, что они посланы для совершения рукоположений. — Президент Порошенко заявил, что процесс создания в стране новой независимой — автокефальнойцеркви вышел на финишную прямую. Кроме того, в дальнейшем он пообещал вернуться к вопросу переименования Украинской Православной Церкви в Русскую на Украине. Что будет с канонической Церковью, ее верующими, если эти два сценария реализуются? Насколько реальна их реализация в ближайшее время? Могут ли создать эту новую автокефальную Церковь до конца года, как обещают инициаторы ее образования? — Во-первых, сложно говорить о временах и сроках, когда будет создана новая параллельная церковная структура и будет ли создана вообще. Во-вторых, как я уже говорил неоднократно, Украинская Православная Церковь категорически не согласна с такой инициативой переименования нашей Церкви и будет всеми законными способами протестовать и выступать против реализации подобных намерений. — Несколько дней назад наместник Киево-Печерской лавры сообщил об угрозах захватить монастырь. Такие призывы мы слышим не впервые и от националистов, и от раскольничьего Киевского патриархата. Насколько все же велика вероятность захвата в этот раз? Как могут отреагировать насельники и прихожане Лавры? Существует ли угроза захвата и других храмов и святынь?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5275124...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010