С.Б. Сорочан 49 В пер. Х.-Ф. Байера: «Есть здесь некая страна вдоль берега...» (Байер Х.-Ф. История крымских готов... – С. 38). В тексте – kata ten paralian – «на этом побережье», то есть область или страна (chora) на том же берегу Черного моря, что Херсон и Боспор. 50 ...где искони живут готы (ina de ek palaiou Gotthoi okentai). У П. И. Кеппена точнее: «где с давних времен обитают Готфы» (Kennen П. Указ. соч. – С. 570). Так же у Х.-Ф. Байера: «...где давно готы поселились» (Х.-Ф. Байер. Указ. соч. – С. 38). 51 Теодорих Великий из прославленного готского рода Амалов явился создателем Остготского королевства в Северной и Средней Италии после того, как 300 тыс. восточных готов вторглись в эти земли в 493 г. Обосновавшись в Равенне, Теодорих правил в течение 30 лет и, если панегиристы не слишком преувеличивают, он, управляя Италией вместе с римскими советниками, дал ей возможность пережить новый золотой век. 52 ...в мое время были союзниками римлян (autou meinantes Romaion kai eis eme ei­sin enspondoi). B пер. Х.-Ф. Байера: «до моего времени являются союзниками римлян» (Байер Х.-Ф. Указ. соч. – С. 38; исследователь ошибочно относит написание этого сочинения Прокопия ко времени между 553 и 555 г. – оно было закончено не раньше 560 г.). Эта фраза свидетельствует о существовании во второй трети VI в. соответствующего договора между ромейскими властями и готами-энспондами. 53 ...когда бы ни пожелал император (enika an basilei boulomeno ein). У П. И. Кеппена: «...когда это угодно императору» (Кеппен П. Указ. соч. – С. 57). 54 Прибывая (для похода числом) до 3000 (exiknouniai de es trischilious). У X.– Ф. Байера: «Они достигают трех тысяч» (Байер Х.-Ф. Указ. соч. – С. 38). Если учесть, что население Юго-Западного Крыма насчитывало в середине VI в. около 60 тыс. человек (Фирсов Л. В. О положении страны Дори в Таврике//ВВ. – 1979. – Т. 40. – С. 109), то есть приблизительно 10 тыс. семей, тогда каждая третья семья выставляла воина на службу Империи. 55 ...и в военном деле они превосходны (kai täte polemia erga eisin aristoi). B nep. Х.-Ф. Байера: «...и, что касается военных действий, они наилучшие» (Байер Х.-Ф. Указ. соч. – С. 38–39).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 Боже, Боже мой, к Тебе утренюю... 2 Господи, воззвах к Тебе, услыши мя... 3 Соответственно, в 9.00,12.00 и 15.00 сравнительно с церковными сутками. (Здесь и далее — прим. редактора изд. 1900—1903.) 4 Евсевий. Церковная история. Кн. 8, гл. 13. 5 Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 14. 6 Там же. Кн. 1, гл. 17. 7 Там же. Кн. 1, гл. 16. 8 Евсевий. Церков. история. Кн. 8, гл. 13; Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 13. 9 Лактанций. О смертях гонителей, гл. 15. 10 Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 17. 11 Там же, гл. 12. 12 Феодорит. Церков. история. Кн. 1, гл. 18. 13 Neander. Allgemeine Geschichte d. Christ. Kirche. Bd. I. S. 76 (Ausg. 1856 г.). 14 Евсевий. Церков. история. Кн. 8, гл. 1. 15 Там же. Кн. 8, гл. 6. 16 Там же. Кн. 8, гл. 1. 17 Евсевий. Церков. история. Кн. 8, гл. 1. 18 Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 15. 19 Лактанций. Указ. соч., гл. 15—16. 20 Евсевий. Церков. история. Кн. 8, гл. 4. 21 Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 2, гл. 49. 22 Слово Константина к обществу святых, гл. 25 (Сочинения Евсевия в русском переводе. Т. II). 23 Лактанций. Указ. соч., гл. 24. 24 Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 27. 25 Там же. Кн. 1, гл. 36; Лактаниий. О смертях гонителей, гл. 44. 26 Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 28—32. 27 Нижеследующие возражения находятся у протестантских историков: Heander " a. Allgemeine Geschichte d. Christ. Kirche. Bd. 1. S. 401—402. Ausgabe, 1856, Keim " a. Ubertritt Constantins des Grossen zum Christenthum. S. 23—25. У католического историка Broglie. L " Eglise et L " empire Romain au IV siecle. Regne de Constantin. P. 218—219. Edit. 1856. 28 Евсевий. Церков. история. Кн. 9, гл. 9. 29 Лактанций. Указ. соч., гл. 44. 30 Keim. Op. cit. S. 23, 24. 31 Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 37. 32 Там же. 33 См.: Dollinger. Heidenthum und Judenthum. 34 Созомен. Церков. история. Кн. I, гл. 5. 35 Созомен. Церков. история. Там же. 36 Евсевий. Церков. история. Кн. 9, гл. 9; Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 40. 37 Manso. Leben Constantins des Grosses. S. 320—321.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2641...

1-14; «Тебе поем» 1: Для 4-голосн. смеш. хора. М., 1896; «Благослови, душе моя, Господа»//Церк.-певч. сб. СПб., 1898. Т. 1. Отд. 1: Всенощное бдение. С. 21-23. 4; Херувимская песнь//Там же. 1900. Т. 2. Ч. 1: Литургия. 81; «Тебе поем» 1, 2, «Хвалите Господа с небес», «В память вечную»//Там же. 1901. Т. 2. Ч. 2: Литургия. 28, 29, 85, 193; «Да исправится молитва моя»//Там же. 1902. Т. 3. Ч. 1: Триодь постная и цветная. 41; «Да молчит всякая плоть человеча»//Там же. 1904. Т. 3. Ч. 2: Страстная седмица. 156; «Милость мира», «Отче наш», «Хвалите Бога во святых Его»: Концерт//Избр. соч. Ломакина, Кочановского, Старорусского, Строкина и арх. Феофана: Для смеш. хора/Под ред. М. И. Гольтисона. СПб., 1912. С. 1-16; Херувимская 9//Нотный сб. правосл. рус. церк. пения. Лондон, 1962. Т. 1. С. 119-120; Сугубая ектения: Иерусалимская//Ектении: Сб. церк. песнопений/Сост.: Е. Б. Резниченко. М., 1991. С. 16; «В память вечную»//Концерты/Сост.: В. К. Ковальджи. М., 1993. С. 19-20; «Ныне силы небесныя», «Вкусите и видите»//Избр. песнопения Литургии Преждеосвященных Даров: Для малого смеш. хора/Сост.: Е. С. Кустовский. М., 1998. С. 20-23; «Благослови, душе моя, Господа»//Всенощное бдение: Для жен. хоров/Под ред. Е. С. Азеева. М., 1999. С. 7-8; Десять херувимских песней. М., 2000; Четырнадцать номеров причастных стихов. М., 2000; «Да молчит всякая плоть»//Песнопения Страстной седмицы. М., 2001. Ч. 3: Великая суббота. С. 113-115; «Слава в вышних Богу»//Славословие великое/Ред.: О. А. Бычков. М., 2002. Ч. 1. С. 8-13; Духовно-музыкальные соч.: Избранное: Для муж. хора/Сост.: Ю. С. Горяйнов. Белгород, 2003. 2 кн. Соч.: Гавриил Якимович Ломакин: Автобиогр. зап. с примеч. В. В. Стасова//РС. 1886. Т. 49. Кн. 3. С. 645-666; Т. 50. Кн. 5. С. 311-326; Кн. 6. С. 675-689; Т. 51. Кн. 8. С. 467-485 (переизд.: Ломакина Н. А. Записки о Г. Я. Ломакине. Белгород, 1992; Автобиографические записки: Г. Я. Ломакин и его восп./Под ред. Е. М. Гордеевой, С. Г. Зверевой. Джорд., 2006). Лит.: Стасов В. В. Концерт гг. певчих графа Шереметева//Муз. и театр. вестн. СПб., 1856. 9. С. 164-166 (переизд.: Он же. Статьи о музыке. М., 1974. Вып. 1. С. 65-69); Аскоченский В. И. Концерт Шереметевского хора, данный под упр. г. Ломакина в зале Дворянского собр. 5 апр. 1872 г. СПб., 1872; Горяйнов Ю. С. Г. Я. Ломакин: Дирижер. Композитор. Учитель. М., 1984; он же. Г. Я. Ломакин. Белгород, 20123; РДМДМ. 2002. Т. 3 (по указ.); Плотникова Н. Ю. Многоголосные формы обработки древних распевов в рус. духовной музыке XIX - нач. XX в.: АКД. М., 1996. С. 6-7; Рогачёва Ю. М. Г. Я. Ломакин и отеч. хоровая культура. М., 2015. С. И. Никитин Рубрики: Ключевые слова: ДАНИЛИН Николай Михайлович (1878 - 1945), хоровой дирижер (регент), педагог, автор духовно-муз. сочинений АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/2110679.html

• Берова И. В. Зарождение научной реставрации в Вятке//История и культура Волго-Вятского края. Тезисы докладов. -Киров, 1994. - С.461 • Берова И. В. Стилевые особенности вятских иконостасов в XVIII веке//Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера. Материалы Международной научной конференции. Т. 2. - Киров, 1996. - С. 225. • ВЕВ. -Вятка, -С. 191-192 • Вятская епархия. ...-С518-519. • ГАКО. Ф.237. Оп.2.Д. 13.Л. 161(1765)Про-токолы заседаний духовной консистории. • ГАКО. Ф.237. Оп.2. Д.23. • ГАКО. Ф.237. Оп.76. Д.76 (1750-1751 гг.) О постройке церкви в селе Поломском Слободского уезда. • ГАКО. Ф.237. Оп.76. Д.97 (1751 г.) О постройке церкви в селе Поломском. • ГАКО. Ф.237. Оп. 76. Д.292 (1769-1770 гг.) О постройке церкви в селе Вобловитском Слободского уезда. • ГАКО. Ф.243. Оп. 1-оц. Д.64(1770-1771) Дело о постройке Спасской церкви в селе Холуницком поломе. • ГАКО. Ф.582. Оп.49.Д. 19(1845-1849) По копии с журнала Вятской Губернской Строительной Комиссии о перестройке теплой церкви в селе Вобловицком Слободского уезда. • ГАКО. Ф.619. Оп.2-оц. Д448(1839) По отношению Вятской духовной консистории об освидетельствовании церкви, состоящей Слободского округа в селе Вобловицком • ГАКО. Ф. 1401. Оп. 1. Д5(1908 г.) Шабалин В. И. Указ. соч... ЛЛ.441; ИИАК. Вып.48. - Спб.,1913. - С.75-76. • ИИАК. Вып.52. - Спб., 1914. - С.84-85. • КаптиковА. Ю. Каменное зодчество Русского Севера, Вятки и Урала XVIII в. Проблема региональных школ. - Свердловск, 1990. -С. 111. • КаптиковА. Ю. Региональное многообразие архитектуры русского барокко. - М., 1986. - С.36. • РГИА. Ф.384. Оп.9. Д. 7658(1846-1862 гг.) Дело Первого Департамента Министерства государственных имуществ о перестройке церкви в селе Вобловицком Слободского округа Вятской губернии. • РГИА. Ф. 796. Оп. 127. Д.1130( 1846-1849 гг.) Дело о рассмотрении в Синоде причин перестройки церкви в селе Вобловицком Вятской губернии с разрешения епархиального начальства без утверждения сметы местной палатой государственных имуществ.

http://sobory.ru/article/?object=11819

Лебедева (ум. 8 дек. 1891 г.): [Некр.]//ЧОИДР. 1892. Кн. 2. Отд. 3. С. 1-8; Памяти гр. Н. П. Румянцева//Торжественное заседание в память графа Н. П. Румянцева 3 апр. 1897 г. М., 1897. С. 12-15; Ведомость о Китайской земле и о глубокой Индеи//Отчет о заседании 5-го марта 1899 г./ОЛДрП. СПб., 1899. С. 14-35; Стих о чудной царице//Юбил. сб. в честь В. Ф. Миллера. М., 1900; Памяти проф. А. И. Кирпичникова//Сб. Харьковского Ист.-филол. об-ва при Харьковском ун-те. Х., 1905. Т. 14. С. 105-108; Отд-ние доисторич. христианских и рус. древностей//50-летие Румянцевского музея в Москве, 1862-1912: Ист. очерк. М., 1913. С. 183-194. Изд.: Рус. перевод лат. описания Иерусалима//Древности: Тр. МАО. 1888. Т. 12. Вып. 2. С. 31-49, 50-66 [текст]; Повесть о святых и богопроходных местах св. града Иерусалима, приписываемая Гавриилу, Назаретскому архиепископу, 1351 г.//ППС. М., 1900. Т. 18. Вып. 1(52); Из переписки Н. И. Стороженко с Н. С. Тихонравовым. М., 1908; Записка иером. Ионы о пребывании французов в Москве в 1812 г.//Старина и новизна. М., 1905. Кн. 10. С. 268-273. Ист.: Отчет МПиРМ, 1883-1885 гг. М., 1885. С. 78-79 [описание рукописей, подаренных Д.]; Белокуров С. А. Указатель ко всем периодическим изданиям ОИДР по 1915 г.//ЧОИДР. 1916. Кн. 2; Луначарский А. В. Герои труда//Изв. ВЦИК. 1923. 12 мая; Майкова К. А. и др. Собрание С. О. Долгова//Рукописные собр. ГБЛ: Указ./Отв. ред. вып.: Ю. Д. Рыков. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 266-271. Лит.: Словарь членов ОЛРС. [М., 1911]. С. 103; 50-летие Румянцевского музея в Москве, 1862-1912: Имп. Моск. Археол. об-во в 1-е 50-летие его существования (1864-1914). М., 1915. Ч. 2. С. 109 1-й паг. и 62-63 2-й паг.; Друганов И. А. Б-ки ведомственные, обществ. и частные и судьба их в сов. эпоху//Сов. библиогр. 1934. 2. С. 55; Зимина В. Г. ОР за 100 лет//История ГБЛ за 100 лет, 1862-1962. М., 1962. С. 246-247; Корецкий В. И. Безднинский летописец кон. XVI в. из собр. С. О. Долгова//Зап. ОР ГБЛ. М., 1977. Вып. 38. С. 191-208; он же. История рус. летописания 2-й пол. XVI - нач. XVII в. М., 1986. С. 73-106; Коваль Л. М. Не славы ради...: О частных дарениях и обществ. почине в пользу МПиРМ, ГБЛ, РГБ. М.; СПб., 2000. С. 77-78, 153-154; Федоров Н. Ф. Собр. соч.: В 4 т. М., 2000. Доп.: Коммент. к т. 4. Ю. Д. Рыков Рубрики: Ключевые слова: БАРСОВ Елпидифор Васильевич (1836-1917), исследователь древнерус. и старообр. лит-ры, археограф, собиратель ДРУЖИНИН Василий Григорьевич (1859 - 1936), историк, исследователь старообрядчества, археограф, палеограф, собиратель древнерус. и старообрядческих рукописей и икон МУСИН-ПУШКИН Алексей Иванович (1744-1817), гр., обер-прокурор Святейшего Синода, гос. деятель, археограф, коллекционер, издатель НИКОЛЬСКИЙ Николай Константинович (1863-1936), историк древнерус. лит-ры, историк Церкви, археограф, библиограф, статский советник (1897), академик Петербургской АН АМУСИН Иосиф Давидович (1910 - 1984), специалист по античности, востоковед-гебраист, основатель кумрановедения в России

http://pravenc.ru/text/178771.html

Перу В. К. принадлежит послание Тверскому еп. св. Феодору II (Доброму) о рае, помещенное под 1347 г. в ряде летописных сводов. До В. К. дошли сведения о спорах в Твери: существует ли еще «земной» рай, созданный для Адама и Евы, или же, как полагал свт. Феодор, «земной» рай погиб и есть только рай «мысленный». В. К. был не согласен с т. зр. Тверского епископа. Для доказательства своего мнения Новгородский архиерей приводит как лит. свидетельства (преимущественно из апокрифов - «Еноха книги» , «Хождения Агапия в рай», «Слова о Макарии Римском»), так и показания «видоков» (очевидцев) - новгородских моряков, обнаруживших в «Дышучем море» (Баренцевом м.) место загробных мучений, а затем якобы достигших «земного» рая, к-рый они описывали как высокую гору с изображением на ней Деисуса. М. Н. Сперанский высказал предположение о принадлежности перу В. К. «Сказания о святых местах, о Костянтинограде» (ок. 1323). Согласно церковному преданию, В. К. занимался иконописанием. Ему приписывают образ святых князей Бориса и Глеба из храма, посвященного князьям-мученикам, в Детинце (впосл. находилась в ц. Покрова в Детинце) и икону Благовещения из Благовещенской ц. на Городище. Начало местного почитания В. К. относится к сер. XV в.: в 1439 г., после обретения нетленных мощей архиеп. Иоанна в притворе Софийского собора, архиеп. св. Евфимий II (Вяжицкий) установил на 4 окт. празднование всем новгородским князьям и святителям, погребенным в соборе. Почитание В. К. не выходило за пределы Новгородской епархии. Канонизация В. К. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было установлено 10 июля 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) . Соч.: ПСРЛ. Т. 6. СПб., 1853. Приб. С. 87-89; Т. 7. СПб., 1856. С. 212-214; Николаева Т. В. Прикладное искусство Моск. Руси. М., 1976. С. 62; БЛДР. СПб., 1999. Т. 6: XIV - сер. XV в. С. 42-49. Ист.:ПСРЛ. Т. 3. М., 2000. С. 99, 343-344, 359; Т. 4. Вып. 1. С. 263-265; Т. 6. Вып. 1. М., 2000. Стб. 404; ГВНиП. 41; Псковские летописи. М.; Л., 1941. Вып. 1; М., 1955. Вып. 2 (по указ.); РИБ. Т. 6. СПб., 19082. 7. Стб. 436, 442-444 (Доп.).

http://pravenc.ru/text/150805.html

Известно, что святые отцы Церкви и святые подвижники христианского совершенства (к которым да сопричислит Господь и нашего великого отца, им следовавшего и соревновавшего!), полагая и имея начало или принцип духовной жизни своей правду — именно во Христе, располагали и самую во Христе жизнь духовную не иначе, как согласно с данным от Творца порядком или нормою самой природы человеческой; худшее покоряли лучшему , плоть или телесную чувственность — духу или разумно свободным силам и действиям души, а все душевные движения и стремления, все действия разумно-свободных сил и самые эти силы подчиняли уму , который и признавали «владычественным» в человеке» (Бухарев А. М. Указ. соч. С. 49-50). Итак, подлинное «самоуважение» очевидно, подразумевает для святителя подчинение всего человеческого существа «владычественному» уму, а последнего, в свою очередь — правде Христовой (именно поэтому он и уважал «как Божьего человека» преп. Макария (Глухарева)). Такое понимание самоуважения или достоинства, безусловно, вмещает в себя всю диалектику его понимания в православии. Но теперь дело даже не в этом — «заковыка», как говаривал Федор Михайлович Достоевский, в следующем: Указанное место из Бухарева (от слов «В отношении к нравоучению христианскому...») не цитируется в статье Н. К. Гаврюшина, но к нему дается скрытая отсылка — также весьма характерная. Чтобы найти «рельефную точку опоры» в вопросе о самоуважении , автор статьи обращается к средневековому западному учению: «Будущий Папа Иннокентий III, вдохновитель IV Крестового похода, в своем трактате «О презрении к миру, или о ничтожестве человеческого состояния», написанном около 1195 г., очевидно, руководствуясь пастырскими соображениями и желая как можно убедительнее призвать пасомых к покаянию, самыми мрачными красками рисует состояние человеческой природы... Итог этих размышлений Иннокентия III не оставляет для самоуважения никаких оснований: «О ничтожная гнусность человеческого состояния, о гнусное состояние человеческого ничтожества! Рассмотри травы и деревья.

http://bogoslov.ru/article/519257

По мнению А. А. Титова, И. скончался 7 марта 1608 г., но остается неясным, на основании каких документов приведена эта дата. Архиерей был похоронен в Успенском соборе Ростова Великого у юж. стены, 3-е захоронение от зап. угла. Имя И. внесено в «Список угодников Божьих... подвизавшихся в Ярославской епархии...» (1887), где он назван прозорливым, память указана под 16 марта и 22 сент. Арх.: РГБ. Егор. 869; ГИМ. Увар. 310; Хлуд. 4о; РГАДА. Ф. 381. 346; РНБ. Погод. 282, 285, 296 [рукописи, написанные по заказу И.]. Соч.: Артемьев А. И. Разгадка старинной анаграммы, помещенной в послесловии к Житию св. Александра Невского//ЗРАО. 1851. Т. 4. С. 140-143; Мансикка В. П. Житие Александра Невского. СПб., 1913. Прил. С. 49-125. (ПДПИ; 180). Ист.: Список угодников Божиих и других лиц, подвизавшихся в пределах Ярославской епархии и упомянутых в разных печатных и рукописных святцах и ист. указателях//Ярославские ЕВ. 1887. 22. Ч. неофиц. Стб. 357-360; Летописец о Ростовских архиереях/Примеч.: А. А. Титов. СПб., 1890. С. 11; Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись//Ист.-филол. сб. Сыктывкар, 1958. Вып. 4. С. 268; ПСРЛ. Т. 29. С. 222. Лит.: Муравьёв A. H. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Т. 1. С. 207, 246, 294; Иерархи ростовско-ярославской паствы в преемственном порядке с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864. С. 119-120; Титов А. А. Ростовская иерархия. М., 1890; Серебрянский Н. И. Древнерус. княжеские жития. М., 1915. С. 218-222; Сперанский М. Н. Из истории рус.-славян. лит. связей. М., 1960. С. 192-197; Тихомиров М. Н. Рус. культура X-XVIII вв.: Сб. ст. М., 1968. С. 332; Тихомировские чт., 1970 г.: Мат-лы науч. конференции, посвященной опыту организации археогр. экспедиций в РСФСР. М., 1970. С. 109; Флоря Б. Н. О реконструкции состава древнерусских библиотек//ДРИ. М., 1972. [Вып.:] Рукописная книга. С. 57-59; Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977 (по указ.); Буланин Д. М. Вологодский архиеп. Иона (Думин) и рукописная традиция сочинений Максима Грека//Источниковедение лит-ры Др. Руси. Л., 1980. С. 174-180; он же. Владимирский Рождественский мон-рь как культурный центр Др. Руси//ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 73-74, 77-78; он же. Переводы и послания Максима Грека: Неизд. тексты. Л., 1984. С. 232 -233; он же. Иона (Думин)//СККДР. 1988. Вып.2. Ч. 1. С. 430-432; Покровский Н. Н. Замечания о рукописи Судных списков Максима Грека//ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 80-102; Евгений. Словарь. С. 166; Сиренов А. В. Степенная книга редакции Ионы (Думина)//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность. СПб., 2000. Вып. 3. С. 256-304; он же. Степенная книга: История текста. М., 2007 (по указ.); Вахрина В. И. Успенский собор Ростова Великого: [Альбом]. М., 2001. С. 52; Спасский Ф. Г. Рус. литургическое творчество. М., 2008 2. С. 145, 168, 469.

http://pravenc.ru/text/578308.html

Антоний Сийский . Это похвальное Слово явилось единственным лит. памятником XVII-XX вв., прославляющим сонм местночтимых святых Каргополья. Почти 7 десятилетий проживший на Выгу, активный участник всех важных событий выговской истории, М. был хранителем памяти о выговских отцах. Эти сведения нашли отражение как в написанных им надгробных словах, так и в устных рассказах, к-рые использовал Андрей Борисов , составитель Жития Андрея Денисова. Краткие жизнеописания П. Прокопьева, А. Денисова и Викулина, написанные в 1733 г., и предположительно небольшое сочинение аналогичного жанра о С. Денисове (1740) помимо биографических сведений о первых выговских отцах содержит описание их внешности и отличительных черт характера. Очевидный интерес автора к внешности настоятелей (подобные описания в ранних выговских памятниках более не встречаются) объясняется иконописной профессией писателя. Облик хорошо знакомых ему людей М. соотносит с описаниями святых в иконописном подлиннике. Данное сочинение помогает установить несомненную портретность изображений названных выговских отцов в произведениях изобразительного искусства Выга. Библиогр.: Дружинин В. Г. Писания русских старообрядцев. СПб., 1912. С. 200-205; Юхименко Е. М. Новонайденные сочинения выговских писателей// Она же. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и лит-ра. М., 2002. Т. 2. С. 86-99. Соч.: Юхименко Е. М. Литературное наследие Выговского старообрядческого общежительства. М., 2008. Т. 1. С. 325-333; Т. 2. С. 49, 55-59, 83-88, 148-153, 177-186, 320-323; БЛДР. Т. 19. С. 401-448, 765-790. Лит.: Есипов Г. В. Раскольничьи дела XVIII ст. СПб., 1861. Т. 1. С. 416, 551; Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862. С. 151, 216, 383, 386-388, 397, 399, 408, 416-418, 454, 458, 472, 478; Дружинин В. Г. Несколько автографов писателей старообрядцев. Пг., 1915. С. 11; Юхименко Е. М. Вновь найденные письма Семена Денисова//ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 409-421; она же. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и лит-ра. М., 2002. Т. 1-2 (по указ.); она же. Выговские похвальные слова Александру Ошевенскому//Святые и святыни северорус. земель. Каргополь, 2002. С. 25-33; она же. Агиологические разыскания выговских старообрядцев и «Образ всех святых российских чудотворцев»//XIV науч. чт. памяти И. П. Болотцевой (1944-1995): Сб. ст. Ярославль, 2010. С. 152-167; она же. Выговская икона «Образ всех российских чудотворцев»//ТОДРЛ. 2014. Т. 62. С. 167-174. Е. М. Юхименко Рубрики: Ключевые слова: ВЫШАТИН Михаил Иванович (1667 - 1732), старообрядец поморского согласия, церковно-общественный деятель, писатель, иконописец ГРЕБНЕВ Лука Арефьевич (1867 - 1932), старообрядец-федосеевец, издатель, гравер, иконописец, духовный писатель АВРААМИЙ (Венгерский Алексей Иванович; † 1702), инок, один из руководителей раннего урало-сибир. старообрядчества, писатель, владелец б-ки

http://pravenc.ru/text/2562560.html

286 ...flagellaque mortalia a praefecto suscipientibus, et Chersonem in exsilium missis, et illic vi saepius ab invicem separatis, et in castris gentium ibidem adjacentium deputatis (PG. – 1853. – T.129. – Col.684 D); ...kai exoristhentes en Chersoni kakeise bia pollakis choristhentes ap’ allelon kai en kastrois ton ekeise parakeimenon ethnon aphierothentes (Епифанович C. Л. Указ. соч. – S. 14. 11–14). В документе действительно говорится о том, что ссыльных братьев попеременно разлучали, разделяли, но неясно на каком основании С. П. Шестаков решил, что их отправляли в прилегающие «крепости племен» в качестве «послов», а не ссыльных. 287 ...anno nono, ad Dominum abiit mense Octobrio, die vicensima sexta indictione (PG. – 1853. – T.129. – Col. 684 D); ...etos enaton pros Kyrion eporeuthe meni Oktobrio ks, indiktio- nos id (Епифанович C. Л. Указ. соч. – P. 14.15–16). 655 год; 9-й год, считая с 6 индикта по 14 включительно. Следовательно, братья оказались в ссылке в Херсоне, скорее всего, в 646 г., еще до того, как Констант II подписал знаменитый указтипос, запрещающий религиозные споры, в том числе и по поводу монофелитства. 288 ...perdurans ab eadem sexta indictione usque ad jam dictam decimam indictionem instantis cycli (PG. – 1853. – T. 129. – Col. 685 A); ...apotes autes ektes indiktionos mechri tes eiremenes dekates epinemeseos tou enestos kyklou (Епифанович C. Л. Ук. соч. – P. 14. 17–19). Речь идет o индикте 10-м, очевидно, следующего цикла. Таким образом, Феодор, старший из братьев, умер около 667 г. 289 Anastasii Bibliothecarii Collectanea. – Sholion sive Hypomnesticum//PG. – 1853. – T. 129. – Col. 685 A–B. 290 Anastasii Bibliothecarii Collectanea. – Sholion sive Hypomnesticum. – Col. 686 C. O. P. Бородин ошибается, когда пишет, что автор схолии побывал в Херсоне после смерти Феодора и встречался там с Евпрепием: последний к тому времени был уже похоронен в монастыре Богоматери Марии Влахернской и увидеться в городе можно было только с Феодором (см.: Бородин О. Р. Церковно-политическая борьба в Византии в середине VII в. и «дело» римского папы Мартина I//ВВ. – 1991. – Т. 52. – С. 49).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010