Исторические предпосылки и причины православного движения в Закарпатье на рубеже XIX–XX веков Мукачевский монастырь В конце XIX – начале XX столетий в Восточной Венгрии, куда территориально в то время входило современное Закарпатье, началось движение за возрождение Православия. В основном унии противилось бедное украинское крестьянство, поэтому православное движение носило спонтанный характер, не имело сильной организации; интеллигенция и духовенство не принимали участия в этом процессе. Православное движение в Закарпатье в начале XX века было вызвано целым рядом тесно связанных между собой причин. После подписания Ужгородской унии с Римом в 1649 году в Закарпатье образуется епископское двоевластие. В 1654–1684 годах православное духовенство возглавлял епископ Иоанникий (Зейкан), который руководил епархией из Мукачевского и Имстичевского монастырей. Его преемник Мефодий (Раковецкий) был последним православным епископом, что находился в Мукачевском монастыре. Православная Церковь хранила свои позиции в восточной части Закарпатья – Мараморощине, которая находилась под религиозным влиянием молдавских владык. После смерти епископа Досифея (Феодоровича) в 1735 году православным было запрещено избирать нового епископа. Но монастыри оставались хранителями православной традиции. Игумен Антоний (Коцак) в «Списании обителей Мараморошских древле бывших» дает их перечень и дату основания: Боронявский (1716), Драговский (1705), Кричовский (1693), Вильховский (1708), Бедевлянский (1719), Бичковский (1719), Белоцерковский (XIV в.), Угольский (XII–XIII вв.). В XVIII столетии, по мнению М. Грушевского, в Закарпатье не было недостатка в православных священниках, которые получали посвящения от соседних молдавских и сербских епископов . Довольно часто крестьяне носили крестить своих детей далеко за пределы Закарпатья к православным сербским священникам – в Мишкольц и Будапешт . Согласно венгерским законам, все православные на территории Венгрии находились под юрисдикцией Сербского патриарха. Только православные румыны в Восточной Венгрии получили в 1867 году отдельную, независимую от Сербского патриарха, церковную организацию. О каноническом влиянии Сербских патриархов свидетельствуют их пастырские послания, которые сохранились в сборниках документов, находящихся в областном архиве Закарпатья . Таким образом, в Закарпатье фактически не перерывалась религиозная связь с Православной Церковью, что и стало одной из причин движения за возрождение Православия.

http://pravoslavie.ru/29077.html

Исторические связи Карпатской Руси со Святой Горой Афон Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой Горе Афон. Фото: www.afon.orthodoxy.ru История взаимоотношений Карпатской Руси и Святой Горы Афон насчитывает уже тысячу лет, и берет начало в эпоху Крещения Руси. В то время Святая Гора переживала период расцвета (в Х веке на Афоне насчитывалось до 180 обителей) и являлась главным училищем подвижничества для всего православного мира. Весьма рано начались паломничества русских людей на Святую Гору. Одним из таких путешественников был уроженец города Любеч Антипа, принявший постриг в афонском монастыре Эсфигмен с именем Антоний. Спустя некоторое время он вернулся на Русь и основал Киево-Печерский монастырь, устроенный им по образу афонских монастырей. Эта обитель, как и ее святой основатель, впоследствии стала знаменитой на весь православный мир. В числе ее монахов было немало выходцев из угрорусских земель. Из них наиболее известен преподобный Моисей Угрин. Как повествует житие преподобного Моисея, монашеский постриг он принял, находясь в польском плену от одного из афонских иеромонахов, которые временами посещали новопросвещенные славянские земли для утверждения в них благочестия (Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М. 1995. К.2. Т.1. С.113.). Ввиду того, что Закарпатье являлось естественным коридором между русскими землями и находившимися под сильным духовным воздействием Афона славянскими государствами на Балканах, через него на Русь распространялось влияние Святой Горы. В качестве примера этого феномена можно назвать распространение на Руси в XV веке устава Лавры преп. Саввы Освященного, известного как Иерусалимский церковный устав. Этот устав, которым наша Церковь пользуется и поныне, впервые был переведен на славянский язык на Афоне в конце XII века святителем Саввой Сербским. Став Архиепископом, святой Савва ввел его в употребление в Сербской Церкви, затем Иерусалимский Типикон был принят в Болгарии и, чуть позже - на Руси. С введением в 1646 году Ужгородской унии, связь Карпатской Руси с Афоном практически прервалась, хотя память о Святой Горе, как и святая православная вера, сокровенно жила в сердцах карпатских русин вплоть до начала ХХ века, когда началось активное возрождение Православия в Закарпатье.

http://pravoslavie.ru/5204.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНАФАН (Кополович Иван Михайлович; 8.06.1912, с. Эгреш, ныне Олешник Виноградовского р-на Закарпатской обл., Украина - 21.05. 1990, Мукачево Закарпатской обл.), архиеп. Кишинёвский и Молдавский. Из крестьянской семьи. Его отец Михаил Иванович был противником унии и одним из активных участников движения за восстановление Православия в Закарпатье. Основал вместе с Дмитрием Поповичем православную общину в с. Эгреш, за что был арестован австро-венгерскими властями и предан суду на Мараморош-Сигетском процессе в 1913-1914 гг. против православных Закарпатья, затем освобожден. После окончания первой мировой войны продолжил возрождение Православия в родном селе, оказывал помощь в организации правосл. общин в др. селах, к-рые впосл. стали основой для учреждения правосл. Мукачевской епархии. В 1919-1923 гг., после присоединения Закарпатья к Чехословакии, И. Кополович учился в начальной школе в с. Эгреш, в 1923-1927 гг.- в Ужгородской реальной гимназии. Во время учебы в гимназии решил стать священником. В 1927-1932 гг. учился в духовной семинарии в г. Сремски-Карловци (Сербия), по окончании которой Мукачевским и Пряшевским епископом Сербской Православной Церкви (СПЦ) Дамаскином (Грданичким ; впосл. митрополит) был приглашен на работу писарем в канцелярию ЕУ. 21 нояб. 1933 г. был рукоположен во диакона еп. Дамаскином в Михайловском храме в с. Шелестове (ныне Мукачевского р-на). 7 янв. 1935 г. был возведен в сан протодиакона. 19 апр. 1936 г. еп. Дамаскином рукоположен во иерея в мукачевском храме архистратига Божия Михаила. В 1937 г. назначен 1-м референтом Мукачевского ЕУ. В том же году награжден набедренником. 27 апр. 1939 г. назначен секретарем ЕУ. В том же году Мукачевским и Прешевским еп. Владимиром (Раичем) награжден камилавкой. В 1941 г., после оккупации Закарпатья Венгрией, был принужден венг. управлением оставить должность секретаря ЕУ и покинуть Мукачев. С 1 окт. 1941 г. преподавал в Хустской гимназии.

http://pravenc.ru/text/578360.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Закарпатский старец схиархимандрит Гавриил (Легач) 1 Закарпатский старец схиархимандрит Гавриил (Легач)   9 июля – день преставления схиархимандрита Гавриила (Легача, 1901-1977), игумена Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Игумен Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон схиархимандрит Гавриил (в миру Георгий Васильевич Легач) родился в крестьянской семье в 1901 году в селе Копашнево Хустского уезда Мармарошской губернии, что на Закарпатье (на тот период в составе Австро-Венгрии, позднее – Чехословакии, ныне – Закарпатская область, Украина). Отца звали Василий, а мать – Марией. Получил неплохое домашнее образование. Родной дед научил его читать и писать. При хорошей памяти он за короткое время освоил то, что могло ему дать образование на дому. Следует отметить, что находясь под властью Австро-Венгрии, Православная Церковь в Закарпатской Украине после насильственного введения в 1646 году Ужгородской унии была полностью уничтожена. В крае вплоть до начала ХХ века не существовало ни одного православного прихода, не говоря о монастырях. Их возрождение непосредственно связано с влиянием Святой Горы Афон и в частности Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. В последнем, 8 июля 1908 года, принял Святое Православие будущий апостол Закарпатья А. Кабалюк, ныне известный как преподобный Алексий Закарпатский. Приняв Православие и причастившись Св. Таин, он получил тогда из рук архимандрита Свято-Пантелеимонова монастыря Мисаила афонскую икону Божией Матери «Акафистная» со словами «Примите от меня эту икону Божией Матери и отвезите ее в свой край как благословение Святой Горы». На обратной стороне иконы было написано: «Святая Афонская Гора 1908 года июля 8 дня. Сия святая Икона Пресвятыя Богородицы, подобие видом и мерою чудотворной Афонской Зографского монастыря, писана и освящена на Афоне и даруется от игумена русского Афонского Пантелеимонова Монастыря архимандрита Мисаила со всей о Христе братиею нововозсоединившемуся с Святою Восточною кафолическою Православною Церковию во святой обители нашей, отныне духовному сыну нашему, раку Божию Александру Кабалюку, жителю и подданному Австро-Унгарии во благословение ему от святыя Горы Афонския - земнаго удела Царицы Небесныя н нашей священной обители во имя святого и славного Великомученика н Целителя Пантелеимона, в благодатную ему помощь от всяких бед, зол и напастей, от всяких врагов видимых и невидимых и во укрепление его в торжественно данном им обещании даже до смерти быть верными н послушным Святой Апостольской Православной Восточной Церкви, ея же Глава есть Всесвятой Господь наш Иисус Христос. Аминь. Пресвятая Богородице, спаси раба Твоего. Мати Божия, просвети всех заблудших».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=186...

Закрыть itemscope itemtype="" > Литературно-языковые аспекты национального возрождения русинов Угорской Руси в XIXbeke Русский язык как культурный код 09.02.2024 64 Время на чтение 13 минут Источник: Наука Вера Культура http://dzen.ru/a/X63M19MZjzX3rkzS Наряду с русинами-лемками, населявшими северные склоны Карпат в Западной Галиции, русины исторической Угорской Руси являлись самой западной частью обширного восточнославянского этноязыкового пространства. Будучи прямыми потомками местного автохтонного раннеславянского населения и с раннего Средневековья проживая на южных склонах Карпатского хребта и прилегающих к нему равнинах (территории современных Закарпатской области Украины, восточной Словакии и восточной Венгрии), местные русины ещё на рубеже IX-X веков подверглись агрессии со стороны пришедших с востока кочевых мадьярских племён, были подчинены ими и постепенно вошли в состав Венгерского королевства. Будучи уже с Х в. оторванными от древнерусского государственного и социокультурного организма и развиваясь в рамках средневекового Венгерского государства, угорские русины, тем не менее, сумели в полной мере сохранить чувство общности с другими русскими землями и ярко выраженное общерусское самосознание. Колоссальную роль в этом сыграл церковный фактор. По мнению некоторых карпато-русских историков, именно карпатские русины являлись первыми представителями восточных славян, принявшими христианство ещё в ходе миссии Кирилла и Мефодия в Великой Моравии во второй половине IX века. В дальнейшем именно церковные связи с прочими русскими землями стали исключительно важным фактором сохранения общерусской идентичности у карпатских русинов. Это было особенно показательно в связи с тем, что угорские русины как православный народ в католической Венгрии подвергались растущему ассимиляционному давлению со стороны венгерских властей, что проявлялось в разных видах этнокультурной и этноконфессиональной инженерии. Наиболее ярко это выразилось в ходе навязанной угорским русинам Ужгородской церковной унии в 1646 г.. которая была проведена по образцу Брестской церковной унии 1596 г. и изначально задумывалась в качестве инструмента латинизации и последующей мадьяризации местного карпато-русского населения.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/09/litera...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ (Закаляк Григорий Михайлович; 5.02.1908, г. Ходоров, ныне Львовской обл., Украина - 9.02.1984, г. Мукачево, Украина), архиеп. бывш. Мукачевский и Ужгородский. Род. в униатской крестьянской семье. Начальное образование получил в классической гимназии г. Станислава (ныне Ивано-Франковск). В 1928 г. поступил на юридический фак-т Львовского ун-та, по окончании к-рого в 1932 г. продолжил учебу в Станиславской католич. ДС. 8 июня 1936 г. греко-католич. Станиславским еп. Григорием Хомишиным рукоположен целибатом во диакона, 15 июня - во пресвитера с назначением в клир Станиславского кафедрального собора. С 1938 г. служил настоятелем греко-католич. Покровской ц. в Станиславе. В 1945 г. вошел в состав инициативной группы по воссоединению греко-католиков Галиции с РПЦ. 23 февр. 1946 г. в Воздвиженской ц. Киево-Печерской лавры экзархом Украины Киевским митр. Иоанном (Соколовым) Закаляк вместе с др. членами группы во главе с прот. Гавриилом Костельником был присоединен к Православию. Принимал активное участие в работах Львовского Собора 8-10 марта 1946 г., на к-ром было принято решение об упразднении Брестской унии и воссоединении униатов с правосл. Церковью. В 1947 г. возведен в сан протоиерея. С 1949 г. исполнял послушание секретаря Станиславского ЕУ. 18 окт. 1954 г. награжден правом ношения митры. 11 сент. 1956 г. определен быть епископом Самборским и Дрогобычским. 17 сент. того же года Станиславским и Коломыйским архиеп. Антонием (Пельвецким) в Успенской Почаевской лавре пострижен в монашество и 21 сент. возведен в сан архимандрита. Хиротонию Г., состоявшуюся 27 сент. в Успенском кафедральном соборе Одессы, возглавил Патриарх Алексий I . В связи с упразднением Дрогобычской кафедры 21 мая 1959 г. назначен епископом Черновицким и Буковинским. 15 сент. 1960 г. переведен на Львовскую и Тернопольскую кафедру с сохранением управления Черновицкой епархией (до 16 марта 1961). 11 мая 1963 г. награжден орденом св. Владимира 2-й степени. 15 окт. 1964 г. вновь назначен правящим архиереем Черновицкой и Буковинской епархии. Из-за резкого обострения болезни 26 окт. 1964 г., согласно прошению, уволен на покой. С 5 февр. 1965 г. архиепископ Мукачевский и Ужгородский. Летом того же года вместе с др. архиереями подписал подготовленную Калужским архиеп. Ермогеном (Голубевым) петицию на имя Патриарха Алексия I, в к-рой предлагалось пересмотреть решения Архиерейского Собора РПЦ 18 июля 1961 г. , лишавшие настоятелей права непосредственного управления приходами. 18 марта 1977 г. ушел на покой.

http://pravenc.ru/text/166658.html

В том же году был призван к архиерейскому служению в связи с присоединением к СССР Закарпатья и переходом в юрисдикцию Московской Патриархии Мукачевско-Пряшевской епархии Сербской Православной Церкви. 24 сент. того же года в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры принял монашеский постриг с именем Нестор, 30 сент. возведен в сан архимандрита. 14 окт. 1945 г. хиротонисан во епископа Уманского, назначен викарием Киевской епархии и администратором Мукачевско-Пряшевской епархии. Хиротонию Н. в московском храме в честь Покрова Пресв. Богородицы (в Лыщиковом пер.) возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий I . 24 окт. того же года Н. назначен епископом Ужгородским и Мукачевским (резиденцией епархиального архиерея оставалось Мукачево). Н. участвовал во Львовском Соборе 8-10 марта 1946 г., принявшем решение о воссоединении униатов Зап. Украины с РПЦ. В Закарпатье в это время насчитывалось 135 правосл. приходов и 399 униат. общин; активные мероприятия по ликвидации унии долгое время не проводились, к Православию добровольно присоединилась лишь небольшая часть закарпатских униатов. Осторожная политика Н. в отношении присоединения униатов вызывала растущее недовольство у советских властей и некоторых архиереев РПЦ. Киевский и Галицкий митр. Иоанн (Соколов) обвинял Н. в бездеятельности, неавторитетности и корыстолюбии и требовал его удаления из Закарпатья. Патриарх Алексий I ссылался на эти слова митр. Иоанна в письме председателю Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпову от 26 февр. 1948 г., но сообщал, что имеет др. мнение о Н. Однако патриарх был вынужден согласиться на перемещение Н. на др. кафедру (Письма патриарха Алексия I. 2009. С. 340). Помимо управления епархией Н. выполнял важные внешнецерковные поручения Патриархии. Во время визитов в Венгрию в авг. 1946 и июне 1948 г. он вел переговоры о переходе в юрисдикцию РПЦ правосл. венг. приходов. В апр. 1948 г., во время визита в Албанию и Югославию, Н. совместно с Тиранским и всея Албании архиеп. Христофором (Киси) совершил хиротонию архим. Паисия (Водицы) во епископа Корчинского. Это имело большое значение для Албанской Православной Церкви (АПЦ), поскольку албан. власти арестовали 3 из 4 ее архиереев и, т. о., церковная иерархия АПЦ могла прекратить свое существование. В Белграде Н. провел переговоры с Сербским патриархом Гавриилом V . По итогам поездки Н. составил патриарху Алексию I обстоятельный доклад о положении в Албанской и Сербской Церквах.

http://pravenc.ru/text/2565140.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Уния и православные славяне Доклад на международной конференции «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» 03.02.2010 1088 Время на чтение 15 минут 1. Предварительные понятия Уния (unia, от латинского, unio , единство) - движение, которое имеет своей целью подчинить православных Римскому Папе. Соответственно, униатами называются православные христиане, которые подпали под власть Папы. «Энциклопедия живых религий» под понятием униатские церкви подразумевает Восточные (православные - З.М.) церкви, которые проповедуют учение Римокатолической церкви, включая и филиокве, а также принимают примат Папы и пребывают в единстве с Римом. Официальное римо-католическое название униатов «греко-католики» или «католики восточного обряда» . Согласно некоторым римокатоличким источникам уния появилась на свет в 1198 году, во время Крестовых походов, когда дело дошло до унии армян-монофизитов с Римокатолической церковью. После того имели место больших и малых попыток с изменчивыми результатами... Что касается православных славян, то и они не избежали «внимания» римо-католиков. Так хроники отмечают крупную Брестскую унию 1596 године, а также две волны униачения словаков и русин: Ужгородскую унию 1646 года и Венгерские унии 1912 и 1923 годов. Обратных попыток - когда некая их поместных церквей пыталась подчинить римо-католиков под свою юрисдикцию - не было. (Возврат из унии галицийских епархий в 1946 г. - разговор особый). Итак, уния является общественным феноменом, связанным исключительно с тем методом решения религиозных и политических вопросов, который характерен для Ватикана. Сербы также были подвержены униачению: как до утраты своих средневековых государств (Сербии и Боснии), так и в период турецкого ига. Между тем, история униачения сербов исследована недостаточно. Если успехи в деле отпора унии освещены сербскими православными мыслителями, то совсем иначе обстоит с фактами наших поражений... Этому способствует недостаток письменных доказательств, что открывает простор для различных безосновательных гипотез и предположений. Во всяком случае две крупные унии, оставившие след в сербском сознании - это Марчанская уния (1611) и Уния в Жумберке (1777). Обе эти унии запомнились неприкрытой грубостью работы по униачению сербов этих краев.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/04/...

В годовщину Львовского собора 1946 года в УПЦ напоминают о страданиях православных от униатов Киев, 11 марта 2016 г. Отдел внешних церковных связей УПЦ выступил против попыток очернить деяния Львовского собора 1946 года, который часто представляется исключительно акцией атеистического режима по уничтожению греко-католиков в Галичине с помощью православных. Как напоминают в УПЦ , нельзя давать оценку деяниям собора, не говоря о страданиях Православной Церкви от советской власти и униатской политики, сообщает " Православная жизнь " . Делегация Львовского Собора с Патриархом Алексием I      «Считаем, что сегодня в своих отношениях православным и греко-католикам следует думать не о поиске вины, а над выработкой концепции мирного сосуществования в единой Украине, а также сотрудничестве в тех сферах, где это возможно. Все факты исторической боли обеих сторон следует детально изучать и открыто обсуждать ради взаимопонимания и выстраивания конструктивных отношений», – говорится в официальном комментарии ОВЦС УПЦ, полный текст которого приводится ниже. Комментарий ОВЦС УПЦ по случаю 70-летия Львовского собора 1946 года Сегодня между православными и греко-католиками в Украине сложились непростые отношения, обусловленные разными трагическими событиями, имевшими место в истории. Прежде всего следует упомянуть Брестскую унию 1596 года, в результате которой часть православных под давлением тогдашней польской государственной власти была насильственно присоединена к Католической Церкви, в результате чего впоследствии образовалась Униатская Церковь, которая сегодня называется Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ). Следует упомянуть также и Ужгородскую унию 1646, по результатам которой в Закарпатье также произошло насильственный перевод православных в католицизм на условиях Брестской унии, опять же под давлением католических венгерских властей. Все эти насильственные действия вызвали сильное сопротивление православного населения, подробно описанное в исторической литературе. По этим причинам, казацкие восстания XVI-XVII веков, кроме политического и национально-освободительного идеологического направления, проходили также и под лозунгами обороны православной веры, что отражено в том числе и в творчестве украинских писателей и поэтов, в частности, у Т.Г. Шевченко. Все эти события привели к формированию в сознании православного украинского народа недоброжелательного отношения к греко-католикам.

http://pravoslavie.ru/91415.html

Епархии Православной Церкви Чешских земель и Словакии HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Подготовил Владимир Бурега Епархии Православной Церкви Чешских земель и Словакии Православная Церковь Чешских земель и Словакии включает в свой состав четыре епархии. Прешовская епархия Кафедральный собор св. кн. Александра Невского в Прешове Кафедра: Растислав, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Епархиальный архиерей: Епархиальное управление: Митрополичий совет: Историческая справка С 1816 г. в Прешове существовала отдельная Греко-католическая епархия. В 1929 г. из воссоединившихся с Православием униатов создана Мукачевско-Прешовская епархия входившая в юрисдикцию Сербской Православной Церкви. Она включала в себя приходы Подкарпатской Руси и Восточной Словакии. В 1945 г. в связи с присоединением Закарпатской Украины к СССР создана отдельная Мукачевско-Ужгородская епархия в составе Русской Православной Церкви. В 1950 г. после упразднения Ужгородской унии на территории Словакии созданы две отдельные епархии: Прешовская и Михайловская. В том же году Прешовскую кафедру занял епископ Алексей (Дехтярев), который управлял ею до 1955 г. В 1955 г. епископом Прешовским стал Преосвященный Дорофей (Филипп). После его избрания Митрополитом Пражским и всея Чехословакии 23 октября 1964 г. Прешовскую кафедру занял епископ Николай (Коцвар). На территории Прешовской епархии находится 100 храмов и 3 часовни, объединенных в 79 приходов. Приходы разделены на 8 архидеканатов (благочиний). 28 общин, которые не имеют храмов, совершают богослужения на переносных престолах. 2 общины используют храмы совместно с католиками. 1 община совершает богослужения в храме Евангелической церкви. Действует один мужской монастырь (Положения ризы Пресвятой Богородицы). Значительное количество общин не имеют помещения для совершения богослужений. Они присоединены к территориально ближайшим к ним приходам, имеющим храмы или переносные престолы. Пражская епархия Пражская Епархия. Кафедральный собор свв. Кирилла и Мефодия

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010