этот проект не был реализован. В нач. 1939 г. в Будапеште было принято решение создать в Венгрии автокефальную Православную Церковь Карпатской Украины; с этой целью в Закарпатье стали поддерживать группу духовенства, к-рая с 1923 г. подчинялась Пражскому архиепископу. 10 июня 1940 г. венг. солдаты закрыли правосл. мон-рь в с. Теребле, монахи были арестованы. Только после вмешательства еп. Владимира деятельность мон-ря была возобновлена. Еп. Владимир был осведомлен о том, что «савватиевцы» ведут против него работу. В своих посланиях он обличал прот. Михаила Попова и др. священников, к-рые в своей деятельности ориентировались на венг. правительство. Несмотря на тяжелое положение Мукачевско-Пряшевской епархии в связи с венг. оккупацией ее территории, еп. Владимир активно посещал приходы, рукополагал духовенство, освящал храмы. По его указанию в 1939 г. был возобновлен интернат для православных учеников православной гимназии в Хусте, основанный в сер. 20-х гг. XX в. архим. Алексием (Кабалюком). Много пастырских посещений было совершено в авг. 1939 г. Очень сложной оставалась ситуация в Пряшевской части епархии. После провозглашения Словацкого гос-ва (14 марта 1939) и полной оккупации Подкарпатской Руси еп. Владимир не мог в полной мере окормлять приходы в Вост. Словакии. На территории Словакии действовали в то время 12 приходов епархии, мон-рь прп. Иова в Ладомирове (др. название - Владимирово) и 2 церковные общины в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского) . В июле 1939 г. еп. Владимир посетил мон-рь прп. Иова, вместе с благочинным приходов прот. Василием Соловьёвым объехал правосл. села Пряшевщины. 25 июля того же года настоятель мон-ря прп. Иова игум. Серафим (Иванов; впосл. архиепископ) подал Архиерейскому Синоду РПЦЗ донесение, в к-ром указывал на необходимость передачи правосл. приходов в Словакии под управление епископа Берлинского и Германского Серафима (Ляде) . К донесению была приложена копия докладной записки прот. В. Соловьёва еп. Владимиру с аналогичными предложениями.

http://pravenc.ru/text/2564328.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Сербская Церковь канонизировала двух известных подвижников-русофилов Архиерейский Собор единодушно внес в диптихи святых отцов Иустина (Поповича) и Симеона (Поповича) 30.04.2010 495 Вчера, 29 апреля, Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви на рабочем заседании единодушно принял предложения епархиальных архиереев и внес в диптихи святых Православной Церкви имена блаженнопочивших архимандрита Иустина (Поповича) (1894–1979), духовника монастыря Челие под Вальево и Симеона (Поповича), настоятеля монастыря Дайбабе под Подгорицей (1854–1941), сообщает официальный сайт СПЦ. Решением Архиерейского Собора установлено, что память преподобного Иустина Челийского будет отмечаться 1/14 июня, а память преподобного Симеона Дайбабского 19 марта/1 апреля. Чин торжественного прославления канонизованных угодников Божиих состоится 2 мая за Божественной литургией в храме Святого Саввы на Врачаре. Великий подвижник и духовный писатель, архимандрит Иустин (Попович) родился в городе Вране в семье священника в праздник Благовещения. Учился в семинарии св. Саввы в Белграде, где в то время преподавал будущий святитель Николай (Велимирович). Позднее будущий святой учился в Петербургской Духовной академии, затем - на теологическом факультете в Оксфорде. Душа его искала подвижнической и аскетической жизни. Спустя некоторое время он преподавал в семинарии и, окормляя многочисленных чад, принимал участие в издании православных газет. Огромная роль в формировании личности архимандрита Иустина принадлежала России. Тесные дружеские связи и духовное наставничество он обрел в среде живших в Королевстве Югославия русских изгнанников. Отец Иустин сердцем болел о дорогой ему России, молился о своих русских братьях. В 1926 г. он защитил в Афинах докторскую диссертацию по теме: «Учение святого Макария Египетского о тайне человеческой личности и тайне ее познания». С конца 1930 года потрудился миссионером в прикарпатских городах (Ужгороде, Хусте, Мукачеве и др.). Был выдвинут на возрожденную Мукачевскую епископскую кафедру, но по смирению своему отказался от нее. С 1932 года отец Иустин - преподаватель Битольской семинарии, а спустя два года — доцент Теологического факультета в Белграде. С мая 1948 года до кончины подвизался в монастыре Челие близ Валева, где был духовником; написал многие богословские труды. Преставился ко Богу, как и родился, в праздник Благовещения.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/30/se...

преподобный Иустин (Попович), Челийский (1894–1979) Жизнеописания Жития святых Каноническое право Религиозно-философские труды Сборники Догматическое богословие Священное Писание Нового Завета Нравственно-аскетические труды Собрание сочинений Аудиокниги Труды на сербском языке преподобный Иустин (Попович), Челийский Архимандрит Сербской Православной Церкви, доктор богословия, христианский философ, подвижник, писатель, автор многочисленных духовных произведений, в том числе трёхтомной «Догматики Православной Церкви». Родился в городе Вране в семье священника в праздник Благовещения. Учился в семинарии св. Саввы в Белграде, где в то время преподавал будущий святитель Николай (Велимирович). Позднее отец Иустин учился в Петербургской Духовной академии, затем — на теологическом факультете в Оксфорде. Душа его искала подвижнической и аскетической жизни. Спустя некоторое время он преподавал в семинарии и окормлял многочисленных чад, принимал участие в издании православных газет. И мечтал об Афоне... В 1926 защитил в Афинах докторскую диссертацию по теме: «Учение святого Макария Египетского о тайне человеческой личности и тайне ее познания». С конца 1930 года потрудился миссионером в прикарпатских городах (Ужгороде, Хусте, Мукачеве и др.). Был выдвинут на возрожденную Мукачевскую епископскую кафедру, но по смирению своему отказался от нее. С 1932 года отец Иустин — преподаватель Битольской семинарии, а спустя два года — доцент Теологического факультета в Белграде. С мая 1948 года до кончины подвизался в монастыре Челие близ Валева, где был духовником; написал многие богословские труды. Преставился ко Богу, как и родился, в праздник Благовещения. Тропарь преподобному Иустину (Поповичу) Челийскому, глас 8 Православия сладость, нектар премудрости, отче преподобне, излиял еси в сердца верных яко богатство: житием своим и учением показался еси живая книга Духа, Иустине Богомудре, моли Христа Бога Логоса да ологосит тя почитающих. Кондак преподобному Иустину (Поповичу) Челийскому, глас 4: Яко Божественную лествицу обретохом Иустине преподобне, твоя Божественная поучения, к небеси ны возводящия, якоже учил еси, житием вообразил еси. Тем ти зовем: радуйся, православный философе Истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1952 г. еп. Иларион издал приказ о ликвидации скита в с. Дубровка Иршавского р-на. В том же году упразднили муж. скит Колесарево в Хусте. 23 мая 1953 г. был закрыт жен. скит в с. Иза Хустского р-на. 5 сент. 1956 г. епископом Мукачевско-Ужгородским был назначен Варлаам (Борисевич) . Он реорганизовал систему управления приходами в Закарпатье, сократив число благочиний до 15. В окт. 1958 г. Совет министров СССР принял ряд постановлений, направленных на ликвидацию монастырей. Советы министров союзных республик за полгода обязаны были изучить вопрос сокращения числа мон-рей. Рекомендовалось установить повышенные ставки налога с земельных участков. В мон-ри запрещалось принимать лиц, не достигших 30 лет. Во исполнение постановлений Совета министров СССР от 16 окт. 1958 г. «О монастырях в СССР» и «О монастырях в РСФСР», а также решения исполкома Закарпатского обл. совета от 17 нояб. 1958 г. «О православных монастырях» районные исполкомы приняли соответствующие резолюции. Хустский райисполком 13 дек. 1958 г. постановил ограничить землепользование мон-рей, лишние земли передать колхозам района. Аналогичное решение принял 19 февр. 1959 г. Тячевский райисполком. Гос-во облагало мон-ри и скиты налогами, как денежными, так и натуральными. Ежегодно настоятель составлял отчет, в к-ром фиксировались все доходы и расходы мон-ря, изменения в численности жителей и количестве домов. Ликвидация мон-ря или скита готовилась тщательно: уполномоченный лично проводил беседы с монахами или монахинями, объясняя политику правительства и партии, для каждого мон-ря составляли отдельный документ, куда вносились списки насельников мон-ря, имена их родственников и близких. В 1959 г. были ликвидированы мон-ри и скиты в селах Иза-Карпутлаш, Городилово близ Хуста, Копашново, Драгово. Помещения передавались колхозам, монахов и монахинь переводили в др. обители. В том же году прекратили существование скиты в селах Приборжавское и Бедевля и жен. мон-рь в с. Домбоки. Согласно отчету уполномоченного Совета по делам РПЦ С. Т. Олеоленко, по состоянию на 1 янв. 1961 г. в Закарпатской обл. действовали 1 мужской (в с. Теребля) и 3 женских мон-ря (в Мукачеве и селах Липча и Чумалёво), в к-рых проживало соответственно 13 и 290 чел. В нач. мая 1961 г. было принято решение о закрытии муж. мон-ря в с. Теребля. 24 июня того же года Закарпатский облисполком принял постановление о ликвидации жен. обители в с. Липча. Хустскому райисполкому поручалось решить вопрос о трудоустройстве монахинь, нетрудоспособных отправляли в дома престарелых. Земля, а также помещения и др. имущество передавали обл. отделу образования для использования под школы-интернаты. Т. о., после 1961 г. в М. и У. е. сохранились 2 жен. мон-ря (в Мукачеве и Чумалёве).

http://pravenc.ru/text/2564328.html

Святой был строителем Покровского (позднее, после перехода в РПЦ, Благовещенского) кафедрального собора, первый камень в основание которого был заложен в 1925 году, на праздник Благовещения. Слово «собор» означает, прежде всего, собрание верных, и именование храма собором говорит о том, что он предназначен служить для особо значительного собрания верующих быть духовным центром округи. Предыстория создания собора так раз и связана с тем, что на этом месте еще при Австро-Венгрии впервые стали собираться гонимые православные. Именно здесь в 1905 году состоялось первое тайное собрание православных, на котором было решено устроить молитвенные дома в двух селах – Изе и Великих Лучках. Здесь же в 1906 представители тридцати православных общин края определили отправить преподобного Алексия в Россию, чтобы решить вопрос о православном священнике. Именно здесь позднее решили направить его и на Святую Гору Афон, где он принял Православие и где ему была вручена «Акафистная» икона Божией Матери. Собрания православных, большинство которых были исповедниками веры Христовой, а некоторые и святыми (преподобный Алексий), освятили это дивное место. Ведь на православных соборах не люди, а Дух Святый решает вопросы пребывания Церкви Христовой в этом грешном мире. У Бога все промыслительно – поэтому, еще задолго до закладки здания, эта земля в Хусте уже стала святой, служа местом церковных соборов, дабы в грядущем здесь поднялся величественный храм-собор в честь Покрова Божией Матери. За историей каждого святого места стоит неповторимая судьба человека, и место будущего собора неразрывно связано с судьбой Михаила Палканинца, вдовца – старинного друга преподобного Алексия, который много помогал ему, укрывая, оберегая, сопровождая святого в его великом служении страждущему народу. Этот житель Хуста принял Православие всей душой и очень помог святому Алексию организовать гонимую православную церковь в Карпатской Руси. Он пошел на великую жертву – отдал свой дом в Хусте для тайных православных соборов, а в то тяжкое время это могло быть равносильно тому, что он сам себе подписал смертный приговор.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кафедральный собор в Хусте в 1938 году стал главным центром празднования 950-летия Крещения Руси, которое было очень торжественно отпраздновано православными по инициативе преподобного Алексия. Специально были выпущены юбилейные значки, которые продавались по 5 и 2,5 чешских кроны. Средства от продажи шли на Карпаторусскую Церковь . Православие победило в Подкарпатской Руси: служили на приходах многие десятки священников, было основано шестнадцать монашеских обителей, и общее число православных монашествующих теперь исчислялось несколькими сотнями, православные торжества собирали десятки тысяч верующих. Общее количество православных, несмотря на тщетные усилия властей, пытавшихся детей из православных семей записывать униатами в официальных документах, превысило двести тысяч. Самые лучшие сербские архиереи того времени возглавляли Карпаторусскую Церковь : Досифей (Васич) – 1921–1926 годы, Ириней (Чирич) – 1927–1928 годы, Серафим (Иванович) – 1928–1930 годы, Иосиф (Цвиевич) – 1930–1931 годы, Дамаскин (Грданички) – 1931–1938 годы, Владимир (Раич) – 1938–1945 годы. Преподобный Алексий, живя при соборе, вел жизнь воистину подвижническую. Днем он занимался своим приходом, который был самым многолюдным, так как город Хуст был административным центром Мараморыша и его крупнейшим городом, а ночью молился. Кроме бесконечного окормления верующих, он также постоянно занимался многочисленными делами епархии, так как являлся многие годы бессменным председателем Духовной консистории (Священного синода) Карпаторусской Автономной Церкви Сербского Патриархата. Во время отсутствия правящего архиерее вся тяжесть управления епархией ложилась на его плечи. Преподобный каждую ночь молился Божьей Матери. Ночные прохожие постоянно видели свет и силуэт молящегося монаха в занавешенном окне приходского дома. Таким его и запомнили жители Хуста – праведником и молитвенником, постоянно пребывающим в заботах о епархии, волнующимся о судьбе каждого человека. Здесь, в Хусте, святой исцелял людей и от духовных болезней и от телесных. Спасая людей от лживого яда унии всю свою жизнь, избавляя от смерти духовной, он также спасал и от смертельных недугов. Расскажем здесь хотя бы об одном из подобных случаев, который произошел во время Второй мировой войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поездка в Закарпатье Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 60, 2011 29 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 60, 2011 Приду в далёкое селенье К святому старцу отдохнуть, Спрошу: “скажи мне, в чём спасенье?” Забыла я свой строгий путь… Аделаида Герцык В 1975 году (мне тогда было 32 года) произошло важное событие в моей жизни: я попала в Закарпатье, в селение Малая Уголька, в церковь великомученика Димитрия Солунского, в которой служил архимандрит Иов. Раньше туда начали ездить мои троюродные сёстры Мария Викторовна и Екатерина Викторовна Дувакины. Мария Викторовна искала такое сокровенное место и многих спрашивала. Она тогда посещала храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе, где сейчас почивает мощами священноисповедник Роман Медведь. Я тоже ходила в детстве с мамой в этот храм — там тогда служил отец Константин Лебедев. Там же служил священник из Закарпатья отец Михаил Фарковец, потом его перевели в храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках, где он много лет был настоятелем. Вот отец Михаил и сказал Маше, что у них в Закарпатье есть великий человек — отец Иов. Дорога до Малой Угольки была непростой. Я поехала туда в первый раз летом. Была отпущена моими родителями Прасковьей Алексеевной и Юлианом Сергеевичем (Царствие им Небесное!): все заботы о моей дочери Ксении, пяти лет, и о трёхлетнем сыне Никите они взяли на себя. Доехала поездом до Мукачева. Благодаря поездкам в Малую Угольку я неоднократно побывала в Мукачево, Хусте, Львове. Очень чистые западные города с мощёными улочками, множеством маленьких уютных кафе, с остроконечными готическими соборами; всё другое, и люди тоже. Язык не похож ни на наш, ни на украинский 1 . Объясняться довольно трудно. Тогда, в 1975 году, как-то показать, что едешь в святое место, было нельзя. Потому вести себя нужно было осторожно, проявлять мудрость и интуицию. У кого спросить дорогу, как подойти? В Мукачеве я нашла автостанцию, дождалась автобуса и поехала до Хуста. Очень красивая дорога. В Хусте надо было найти автобус до Драгово, а от Драгово ещё предстояла пешая дорога горами, среди небольших селений, а иногда и лесом, которая приводила к цели путешествия — к Малой Угольке.

http://pravmir.ru/poezdka-v-zakarpate/

Затем он сказал жене: «Купуй свечу каждый раз, як пуйдешь до церквы! Бо я ходил в церкву, а ни разу свечку не ставил, и теперь мне так темно!» Годы оккупации. чудесное спасение и разговор со Сталиным В Ясиня и при чехах осталось множество мадьяр, имеющих самую лучшую землю у дороги. Когда мадьярские войска в 1939 году дошли да этого последнего русинского села в Подкарпатской Руси – последнего большого села, где еще не установилась их власть в крае, то все мадьяры стояли у своих домов и кричали приветствие войскам изо всех сил, так что горы содрогались. Это было страшно. Много лет они ждали возвращения своей власти над краем и наконец дождались и торжествовали как могли. Теперь русины опять оказались в их власти. Но над всеми лишь одна бессмерная власть – Божья. Преподобный Алексий и при оккупации продолжал бесстрашно исповедовать Православие, по-прежнему служа в Хусте. Власти боялись его трогать, уже не чувствуя себя так уверенно, как при Австро-Венгрии. Венгерские фашисты в 1944 году надеялись задержать в Карпатах русские войска, уповая на свою укрепленную линию Арпада, созданную ими на главном хребте Карпат, на близкую зиму. Но Господь судил иначе чудесно, неожиданно стремителен был прорыв русских через русские же горы. Святой в это время был в Хусте. Когда Красная армия наступала, одна женщина, знавшая немецкий язык, услышала разговор немецких офицеров, которые говорили, что следует взять под стражу Алексия Кабалюка. Женщина тут же предупредила его через своих знакомых, но тот отказался бежать! Святой спокойно сказал: «Я пережил и претерпел много за православную веру, и какова будет воля Господа я ее приму!» 22 октября жандармы арестовали святого вместе с келейником монахом Пафнутием. Их заперли в подвал почты вместе с еще несколькими людьми. В ночь на 24 октября заключенные услышали беготню в коридоре, бряцало оружие, звенели ключи. Пафнутий плакал, а святой Алексий говорил ему в утешение: «Не бойся! Молись! Наша жизнь в руках Господа!» Палачи не смогли подобрать ключ и убежали. А через некоторое время в окошке под потолком узники увидели русских солдат.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О позиции преподобного Алексия после того, как он разобрался в сложнейшем савватийском расколе, лучше всего свидетельствует речь, которой он открыл собрание православного духовенства Карпатской Руси в г. Хусте 19 сентября (2 октября) 1924 года: «Возлюбленные братья! Три месяца прошло с тех пор, как мы собрались здесь в Хусте по моему приглашению и общему согласию и провозгласили единение для совместной работы. Казалось, что все уже распадается, что все жертвы, принесенные нами для дела Святого Православия, были напрасны. Враги наши уже ликовали. Но в последний момент мы объединились. Наше последнее собрание не дало других плодов, кроме провозглашенного нами единения. Но даже потому, что не было у нас вождя духовного, который указал бы нам дорогу, по которой мы должны идти. Сегодня мы опять сошлись на том самом месте, что и три месяца тому назад. Сошлись мы на зов нашего архипастыря, преосвященного Досифея, который уже пять лет трудится для нашей Карпаторусской Православной Церкви, не жалея ни труда, ни времени. Если у нас не все обстоит так, как мы желали бы, то не есть вина владыки Досифея, который как делегат, как уполномоченный Сербской Православной Церкви не ищет ничего ни для себя лично, ни для Сербской Православной Церкви, но только хочет помочь нам, без задних мыслей, желая только свободы и всякого благополучия нашей Церкви. Я не раз бывал в Сербии и имел возможность видеть Святейшего Патриарха Сербского Димитрия, и всякий раз я умилялся, видя, с какой отеческою любовью Патриарх и другие сербские архиереи относятся к нашей Карпаторусской Церкви. Мы всегда рады приезду преосвященного нашего владыки. Но в этот раз присутствие владыки имеет для нас особое значение и его приезд нас особенно обрадовал, ибо владыка приехал в такое время, когда нам казалось, что мы уже погибли. Поэтому мы испытываем чувство особой благодарности и просим его преосвященство засвидетельствовать это наше чувство Святейшему Димитрию, нашему Патриарху, и всем членам святого архиерейского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Алексий пожертвовал на основание обители под руководством великой страдалицы за веру игумении Параскевы, строящейся в Липче, 20 000 чешских крон, но особенно он любил монастырь в Домбоках, куда даровал еще один список иконы Божьей Матери «Акафистной-Предвозвестительницы». Чудотворный же список, с которым он тайно служил, скрываясь от жандармов, хранил в Хусте, в Покровском соборе. Благодаря Покровскому собору он помогал строительству монастыря в Домбоках. Собирая деньги на купол собора, он отправлял их на строительство в Домбоки, а народ удивлялся, почему так медленно строится купол. Так святой делал, потому что монастырь в Домбоках был самым западным монастырем, наиболее удаленным от православного Мараморыша, и нуждался в особой поддержке, будучи окружен униатскими селами. В этой обители он впоследствии и предаст Богу свою душу. Омрачились отношения между чехами и русинами из-за усилившихся гонений на православных. С 1926 по 1931 год сменилось пять архиереев из-за тяжелых условий архипастырского служения. В 1930 году преподобный Алексий даже вынужден был сам управлять епархией из-за отсутствия архиерее. Особенно стало чувствоваться давление на православных, когда в 1934 году вся православная Подкарпатская Русь отмечала двадцатилетний юбилей Второго Мараморош-Сиготского процесса. Власти, на которых оказывали давление католические и греко-католические круги, решили отметить этот юбилей по-своему. Еще в 1926 году священник Иоанн (Попович) был расстрелян в селе Высшая Апша по проискам униатского священника Феодора Ференчика. А 2 сентября 1934 года в городе Хусте опять, уже в третий раз, судили православных исповедников из села Иза. Незадолго до этого в село – центр святого Православия приехал униатский священник по фамилии Бочкои – важный-преважный, но дети забросали его тухлыми яйцами, а одна маленькая девочка, подбежав совсем близко, зачерпнула речного песку из приготовленного ею заранее маленького мешочка, и со словами «Уния проклятая» бросила прямо в глаза духовно слепому лжепастырю. Экипаж стремительно умчался, Бочкои бежал от детей села Иза.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006