Тайный хранитель главы преподобного Сергия История жизни и подвига схиархимандрита Илариона (Удодова; † 15.03.1951) Иеромонах Пафнутий (Фокин) Схиархимандрит Иларион (Удодов) 15 марта в Троице-Сергиевой лавре вспоминают почившего в этот день старца с удивительной судьбой, сыгравшего особую роль в жизни обители. Известный духовник с богатым жизненным опытом, переживший гонения и репрессии трагического ХХ века, он явился одним из ключевых участников сокрытия и возвращения в лавру честной главы преподобного Сергия. Схиархимандрит Иларион (в миру Иоаким Хрисанфович Удодов) родился 20 сентября 1863 года в селе Буйловка Острогожского уезда Воронежской губернии в крестьянской семье. По словам архимандрита Иоанна (Крестьянкина), подвизавшегося в лавре в первые годы после ее открытия в 1946 году, отец Иларион начал свой духовный путь на Старом Афоне по благословению Богоматери, Которая явилась ему во сне . Она шла со святым великомучеником Пантелеимоном в ограде монастыря и, указав на юного Иоакима, сказала: «Возьми его к себе». Расценив это знамение как благословение на поступление в Пантелеимонов монастырь на Афоне, Иоаким ушел на Святую Гору и поступил в обитель. Это было примерно в 1883 году. Здесь он был пострижен в монашество с именем в честь преподобного Илариона Великого. Основным для него стало послушание кузнеца. Молодой человек обладал такой силой, что, слыша его удар по колоколу, братия говорили: «Ну, это Иларион ударил» . Он явился одним из ключевых участников сокрытия и возвращения в лавру честной главы прп. Сергия Однажды, работая на лесах, отец Иларион упал и сильно разбился. По афонскому обычаю, как безнадежного больного, его постригли в схиму с оставлением прежнего имени (тайный постриг), однако он выжил и продолжал работать. В 1905 году отца Илариона вместе со старцем схиигуменом Кириллом послали в Россию для сбора средств на монастырь, и им пришлось остаться на родине. После кончины схиигумена Кирилла старцем отца Илариона стал схиархимандрит Захария. С 1914 по 1923 год отец Иларион подвизался в московском Сретенском монастыре . В 1923 году он по просьбе сестер закрытого к тому времени московского Иоанно-Предтеченского монастыря стал их духовником и переселился на монастырский хутор, в келью при храме во имя преподобного Сергия Радонежского, расположенного вблизи станции Марк Савеловской железной дороги. Здесь он прослужил вплоть до закрытия храма 20 мая 1931 года.

http://pravoslavie.ru/159161.html

Обитель возрождалась как духовный центр Русской Церкви, возрождались древние традиции русского монашества, старчества, восстанавливались тонкие нити духовного преемства. После войны сюда пришли подвижники, своей жизнью явившие идеал христианина, о котором говорит апостол Павел: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? (Рим. 8, 35). Преподобный Сергий, в своей земной жизни совершивший чудо пробуждения души русского народа для победы над Ордой, вновь в ХХ веке «привел в движение нравственное чувство народа, поднял его дух выше его привычного уровня»7. Источник этого чуда — вера в Бога и Его Промысл, позволивший в тяжелом испытании обрести силы для постепенного возрождения Русской Православной Церкви. ПРИМЕЧАНИЯ 1 К тому моменту Патриарх Сергий уже почил. Согласно его завещанию, Местоблюстителем Патриаршего престола стал митрополит Алексий (Симанский), которого 2 февраля 1945 г. на Поместном Соборе Русской Православной Церкви избрали Патриархом Московским и всея Руси. 2 Иларион (Удодов Иоаким Христофорович; 20.09.1863–15.03.1951), схиархимандрит; в период с 1941 по 1946 г. был хранителем главы преподобного Сергия Радонежского. Она находилась в алтаре под престолом Владимирского храма. В 1946 г. по благословению Патриарха Алексия I отец Иларион был принят в братию открывшейся Лавры, назначен помощником наместника и братским духовником. В Сергиевой обители отец Иларион пробыл чуть больше года и в 1947 г. вернулся в Виноградово. 3 См.: Андроник (Трубачев), игум. Закрытие Троице-Сергиевой лавры и судьба мощей преподобного Сергия в 1918–1946 гг. М., 2008. С. 225. 4 Сергий Боскин (27.06.1907–19.01.1992), протодиакон; с 1968 г. служил в Ильинской церкви Сергиева Посада. В 1980-х гг. собирал материалы и записывал воспоминания о Троице-Сергиевой лавре и ее скитах, о жизни Сергиева Посада в послереволюционные годы. В последние годы жизни (с 1990 по 1992) служил в Гефсиманском скиту. 5 Архимандрит Гурий (Егоров; 1891–1965), впоследствии митрополит Симферопольский и Крымский, первый наместник Троице-­Сергиевой лавры после ее открытия.

http://e-vestnik.ru/history/pervaya_pash...

6) снятие научной копии с портрета XVII в. боярина Морозова (Музей быта); 7) реставрации копии с парсуны 1693 года Святейшего Патриарха Адриана, выполненной в 1758 году В те же годы П. А. Голубцов написал несколько научных работ. 199 Видимо, к этим годам относится опасное и секретное поручение, полученное, им, вероятно, от Ю.Олсуфьева, – сохранить Честную Главу Преп. Сергия, которую в 1919 году Павел Флоренский с Ю.Олсуфьевым и архим. Кронидом тайно отделили от мощей во избежание грозившего им увоза, или уничтожения большевиками. В мощах же она была временно заменена черепом одного из захороненных поблизости князей Трубецких. Павел Александрович хранил ее футляре–коробке среди книг. После войны 200 и открытия Лавры П. Голубцов привез эту святыню в монастырь, и она была вложена в раку Преподобного. Ограничивая себя во всем, он смог накопить денег и купить в 1937– 1938 гг. в Посаде по Б. Кокуевской (д. 34, снесен) полдома (комнату с кухней) для бедствовавшей тогда своей сестры Анны с двумя малышами, 201 поскольку они были изгнаны из родного дома на Красюковке в начале 30–х годов, как попавшие в категорию «лишенцев» (ее муж, священник о. Алексий Габрияник, был репрессирован, начиная с ареста в 1928 г.). Только в 1940 году, очевидно, в сентябре, Павел Голубцов был приглашен на постоянную работу в ГИМ и здесь проработал до августа 1941 г. В этот период он сделал два (или три) научных сообщения по поводу Пафнутие–Боровского монастыря и портрета патриарха Адриана, о которых речь шла раньше. Война нарушила его творческие планы. 20 августа 1941 года Краснопресненским РВК Павел Голубцов был призван в армию и до 1945 года в звании от солдата до сержанта нес службу в 6–м запасном автомобильном учебном полку 202 . Там он также работал в качестве батальонного, а затем полкового художника; был награжден медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». После демобилизации в октябре 1945 года Павел поступил на II курс Православного Богословского института в Москве, впоследствии реорганизованного в Московскую Духовную Семинарию. После окончания ее в 1947 году Павел Александрович поступил в Духовную Академию. Перейти на церковное служение благословил его старец – схиархимандрит Иларион (в миру – Иоаким Удодов, 1863 – 15 марта 1951). Отец Иларион, с которым Голубцов познакомился в конце 20-х – начале 30–х годов, оказал решающее влияние на духовное развитие и становление будущего архипастыря 203

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

С. Девятова Скачать epub pdf Схиархимандрит Иларион (Удодов) (1862–1951) Схиархимандрит Иларион (Удодов) родился 20 сентября 1862 года в крестьянской семье в селе Буйлова Воронежской губернии, во святом крещении получил имя Иоаким. (Он был старшим сыном в семье.)  Иоаким в юности обучился кузнечному ремеслу, любовь к труду в годы безверия спасла ему жизнь. Когда ему было около двадцати лет, он ушел на Афонскую Гору и поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь. Вскоре он был пострижен в мантию с именем Иларион, нес послушание кузнеца. Однажды, работая на строительных лесах, он упал с высоты около тридцати метров. Его, как находящегося в безнадежном состоянии, постригли в схиму, оставив при постриге имя Иларион. По Промыслу Божиему ему суждено было окрепнуть. (О постриге в схиму подвижник никому не говорил до глубокой старости). Когда во время сильного землетрясения барабан с куполом монастырского храма дал трещину, отца Илариона благословили его укрепить. Отец Иларион горячо молился, просил, чтобы Господь вразумил его, как лучше выполнить эту сложную работу, и во время богослужения его осенило, он понял, как это сделать. С Божией помощью отец Иларион выполнил сложную техническую работу. Позже, когда барабан уже был надежно укреплён, приехали греческие инженеры, они высоко оценили работу мастера, а когда узнали, что работа велась без чертежей крепления купола, очень удивились. В 1905 году отца Илариона, который уже был рукоположен в сан пресвитера, и его старца, схиигумена Кирилла, послали по послушанию в Россию на сбор пожертвований для монастыря. По Промыслу Божиему им суждено было остаться на Родине. С 1914 года  по 1923 год отец Иларион подвизался в московском Сретенском монастыре. В тридцатые годы стал духовником сестер Иоановского женского монастыря. Жил батюшка в келье при деревянном храме преподобного Сергия на монастырском хуторе, в котором и служил. Когда 20 мая 1931 года храм был закрыт, отца Илариона пригласили в храм Владимирской иконы Божией Матери, который находился неподалеку от Ивановского хутора в селе Виноградово, в трех километрах от станции Долгопрудная.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

15 июня 1951 г. патриарх Алексий I и Синод РПЦ постановили: «...отпустить в юрисдикцию Польской Автокефальной Православной Церкви Преосвященного Архиепископа Львовского и Тернопольского Макария» (Там же). М. прибыл в Польшу 5 июля 1951 г. Определением Собора епископов Польской Церкви от 6 июля 1951 г. он был принят в юрисдикцию Польской Церкви, а определением от 7 июля - избран предстоятелем Польской автокефальной Православной Церкви с титулом «митрополит Варшавский и всея Польши». Интронизация М. состоялась 8 июля 1951 г. в кафедральном соборе св. Марии Магдалины в Варшаве в присутствии приглашенных ранее делегаций Русской, Румынской и Болгарской Поместных Церквей. При этом в письме от 1 окт. 1951 г. К-польский Патриархат отказал М. в признании, продолжая рассматривать в качестве предстоятеля Польской Церкви митр. Дионисия. После второй мировой войны в Польше вслед. изменений границ, переселения и гибели множества людей процент римо-католиков среди населения вырос. Поэтому для коммунистической власти в сфере отношений между гос-вом и Церковью доминировали вопросы, связанные с ослаблением Римско-католической Церкви, в частности ее влияния на местных украинцев. В качестве ее конкурента режим рассматривал сильную, но лояльную и связанную с Советским Союзом и с Московским Патриархатом Польскую автокефальную Православную Церковь. Польские власти также хотели использовать Православие для ликвидации греко-католической Церкви и борьбы против «разгосударствления подрастающего поколения» и укр. национализма. Переход в Православие воспринимался ими как способ лишить укр. население влияния со стороны как местных, так и заграничных «враждебных националистических центров» (1958) ( Ha agida. 2008. S. 183). При поддержке властей М. внес серьезные изменения в церковно-административную жизнь Польской Церкви в соответствии с практикой РПЦ, в частности централизовал церковное управление. 5 сент. 1951 г. он ликвидировал Варшавскую духовную консисторию и заменил ее канцелярией митрополита, подотчетной ему и получившей право надзора за всеми финансовыми вопросами. Также он изменил границы епархий, определенные в 1948 г. Все приходы были разделены в 1951 г. на 4 епархии: Варшавско-Бельскую, Вроцлавско-Щецинскую, Лодзинско-Познанскую и Белостокско-Гданьскую. Компетенции епархиальных архиереев были ограничены, так что фактически они не могли осуществлять самостоятельную кадровую политику. Если ранее архиереи преимущественно жили в Варшаве, то теперь должны были непосредственно на местах руководить церковной жизнью епархий. М. встал во главе Варшавско-Бельской епархии в границах Варшавского, Люблинского воеводств и Бельско-Подляского повята Белостокского воеводства (в 1958 к епархии вновь была присоединена территория Жешувского воеводства), с 5 дек. 1951 по 22 марта 1953 г. он также временно управлял Вроцлавско-Щецинской епархией. В 1952 г. были внесены поправки как в приходский, так и во внутренний устав Польской Церкви.

http://pravenc.ru/text/2561394.html

На свободе оставили старца Илариона, который не переставал об этом сокрушаться. «Лучше бы их оставили, – говорил он о своих чадах-страдалицах, – а меня одного взяли». Схимонахиня Феоктиста вспоминала, что батюшка «сильно плакал, когда их арестовали. Хотел, чтобы все сёстры были, его только бы забрали. А его оставили в колхозе, телеги нужно было чинить, сани, инвентарь». По свидетельству матушки Феоктисты, старец отправлял сёстрам в Казахстан посылочки. После ареста ивановских сестёр дом на хуторе опечатали. Отец Иларион поселился в колокольне храма преподобного Сергия Радонежского и жил здесь совершенно один в течение нескольких лет. Тайно по ночам его навещала инокиня Матрона, насельница закрытого к тому времени Московского Никитского монастыря (она приезжала из Лобни, где жила вместе с последней настоятельницей монастыря монахиней Мариам). Инокиня Матрона приносила отцу Илариону еду, стирала, помогала по хозяйству. Изредка отец Иларион покидал свой затвор, чтобы навестить своего младшего брата диакона Петра, который жил тогда в Москве. Узнав о предстоящем закрытии и сносе Лазаревского кладбища, где был похоронен схиигумен Кирилл (на месте кладбища предполагалось устроить пионерский парк со всевозможными развлечениями), отец Иларион в 1932 или в 1933 году перенес его останки на тихий хуторской погост 33 . Господь хранил отца Илариона, но известия о всё новых и новых арестах среди священнослужителей и монашествующих проникали даже в его строгий затвор. В ночь с 15 на 16 апреля 1932 года в Москве было арестовано около ста священно- и церковнослужителей, в числе которых был и младший брат схиархимандрита Илариона, диакон Петр Удодов. Петр Хрисанфович Удодов родился 28 июня 1876 года. В 1889 году окончил церковно-приходскую школу. Ещё в детстве он отличался хорошим голосом и пел в своей приходской церкви. Достигнув совершеннолетия, Петр уехал в Петербург, где был принят в капеллу Александро-Невской Лавры канонархом. До революции 1917 года жил в деревне, занимался крестьянским трудом. В 1921 году он переехал в Москву к своему старшему брату 34 и в течение трёх месяцев работал истопником. 

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава преподобного до 1928 года хранилась в Загорске в доме Олсуфьевых, затем ее передавали из рук в руки надежные люди. Почти все они погибли в годы Большого террора, но никто не выдал тайну. Когда началась война, один из братьев Голубцовых, Павел (будущий архиепископ Сергий) 13 , вывез главу преподобного из Загорска. В годы войны глава хранилась под престолом храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградово на окраине города Долгопрудного, где настоятелем был архимандрит Иларион (Удодов) 14 . Поэтому первый возглас в только что открывшемся Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры произнес, по благословению Патриарха Алексия I, архимандрит Иларион (Удодов), который был последним хранителем главы 15 . Когда Владимир Недосекин поселился в Лавре, там в бывших монастырских корпусах помимо братии продолжало жить еще множество пришлого, далекого от православной веры народа, бытовой уклад которого нередко был оскорбителен для благочестивых верующих людей, иноков и учащихся семинарии, а впоследствии и академии. Например, в бывшем академическом храме на втором этаже здания «Чертогов» по соседству с учебными классами духовных школ размещался местный кинозал, куда ходили смотреть фильмы местные жители. В одном из помещений Лавры квартировал военный духовой оркестр, который нередко устраивал здесь громогласные репетиции. До 1953 года на этой же территории находился еще Загорский педагогический институт. Только к 1956–1959 годам все здания Лавры постепенно освободили от разных учреждений и жильцов. Владимиру Недосекину, ставшему послушником Лавры, дали подрясник и поставили в свечную лавку. В те годы это было одним из самых тяжелых послушаний. Сложность заключалась в том, что все стоящие в свечной лавке работали чуть ли не сутками. Конечно, наместник старался следить, чтобы люди не переутомлялись, и время от времени посылал послушников из свечной лавки на другие послушания. Так, однажды он вызвал Владимира, сказав ему, чтобы тот несколько отдохнул и походил какое-то время за старым архимандритом Серапионом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В конце лета 1928 года честная глава была вырыта из сада Ю. А. Олсуфьева и передана Павлом Александровичем Голубцовым 42 С. В. Олсуфьевой, жившей в то время в Люберцах. Однако после начала войны риск хранить главу в Люберцах стал слишком велик, так как С. В. Олсуфьеву могли арестовать со дня на день, что и произошло 1 ноября 1941 года 43 . П. А. Голубцова могли призвать в армию. Именно поэтому в промежуток от начала войны (22 июня) до своего призыва в армию (20 августа 1941г.), как полагает игумен Андроник, П. А. Голубцов перенёс главу Преподобного из Люберец к своему старцу схиархимандриту Илариону (Удодову), служившему в храме Владимирской иконы Божией Матери. Протоиерей Владимир Жаворонков, который во время войны был пономарём во Владимирском храме в селе Виноградово, вспоминал, что П. А. Голубцов с отцом Иларионом «привезли главу и положили под престолом в тайне. Отец Пётр, его брат, там что-то делал, переоблачал и увидел это» (записано иеромонахом Зосимой 3 августа 1998 г.). Находясь вместе с отцом Иларионом в алтаре, отец Владимир по поведению старца чувствовал, что здесь происходит нечто необычное, но не спрашивал сам и не знал ничего. Уже впоследствии протоиерей Пётр Удодов рассказал ему, что в течение нескольких лет у них в алтаре, под престолом, хранилась глава преподобного Сергия. По окончании войны П. А. Голубцов перенёс главу Преподобного на московскую квартиру Е. П. Васильчиковой (лето 1945 – весна 1946 гг.), которая, когда открылась Троице-Сергиева Лавра, отвезла главу на машине Патриарху Алексию I и «сама из рук в руки отдала Святейшему» (из воспоминаний Е. П. Васильчиковой, 28 мая 1991 г.). Возвращение главы Преподобного к его мощам произошло 7/20 апреля 1946 года, в Великую Субботу. «Святейший благословил взять тайно, положить эту главу на место, а ту главу захоронить в благочестивом месте... Святейший не велел это афишировать», – рассказывал протоиерей Владимир Жаворонков (записано иеромонахом Зосимой 3 августа 1998г.). Ни Е. П. Васильчикова, ни архиепископ Сергий не указывали, кто, собственно, вернул главу преподобного Сергия к его мощам. Архиепископ Ярославский и Ростовский Михей (Хархаров; родился в 1921 году) в конце 1990-х годов вспоминал, что это был схиархимандрит Иларион (Удодов).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дальше думайте сами. Лия 24 февраля 2016, 02:05 Дорогие мои во ХРИСТЕ братья и сестры! Так странно читать некоторые коментарии. А о чем говорили на встрече, какие документы подписывают, собираются ли молиться совместно? Кто-то знает? Как можно позволять себе судить ПАТРИАРХА или СВЯЩЕННИКА? Спаси нас ГОСПОДИ после покаяния! ТАТИАНА 23 февраля 2016, 23:19 Дмитрий,многих смутило то,что " с паствой не посоветовались " .Представьте:988год,Князь Владимир Святославович проводит референдум на тему: " Жители Киевской Руси,какую веру выбирать будем? " .Мы,православные.получили когда-то БЕСЦЕННОЕ СОКРОВИЩЕ-СВЯТОЕ ПРАВОСЛАВИЕ!Так почему же мы,так ценящие веру наших предков,подозреваем в обратном нашего Патриарха?Он несет тяжелейший Крест Служения и нам бы помолиться за него...Не осуждать и обсуждать священников.а задуматься о своей грешной жизни.Обогреть одинокого старика,помочь сироте,создать крепкую православную семью,вырастить отзывчивых на чужую беду детей и т.д.Что я Вас учу?У нас у всех есть УЧИТЕЛЬ!ЖИТЬ ПО ЕГО ЗАПОВЕДЯМ И ЕСТЬ ПРАВОСЛАВИЕ.Подавать такой пример,чтобы католики-баптисты-иеговисты-атеисты ЗАХОТЕЛИ,глядя на нас,принять СВЯТОЕ ПРАВОСЛАВИЕ! БОГУ НАШЕМУ СЛАВА!!! Виктор Удодов 23 февраля 2016, 03:10 Отец Андрей ,нам больше не на кого надеяться как на капитана, видно хорошо куда плывёт запад . Виктор Удодов 23 февраля 2016, 03:01 Лидеры нашей страны мировую войну остановить наверное не могу,приходится Церкви решать. Можно вспомнить монгольский период ,князья между собой грызлись,а Русская Церковь росла и договаривается с врагом о мире.Русские Митрополиты с Папой не встречались ,потому что мир тогда был большой . Валентина Покровская 22 февраля 2016, 15:35 очень актуально и для политиков,ведь можно договориться игорь 22 февраля 2016, 02:10 Полностью поддерживаю статью прт.А.Ткачёва! Просто сравните комментарии сторонников батюшки и его оппонентов, невооружённым взглядом видно - где доброе,сочувственное слово любящего сердца, а где злоба и брызжущие слюной недовольные гримасы времени мира сего.

http://pravoslavie.ru/90832.html

Чин поминовения за одно имя Вечное: руб. Временное: руб. 1) Ежедневное на проскомидии…60 Сорокадневное на проскомидии и ектениях Божественных служб…3 2) Еженедельно по Господским и Богородичным праздникам…30 Годовое ежедневное на проскомидии…5 3) Ежемесячно…10 На два месяца ежедневно…1 4) В два месяца один раз…4 На свечи и масло жертвуют по своему усердию. Список литературы 1. Андроник (Трубачев) , игумен. Закрытие Троице-Сергиевой Лавры и судьба мощей преподобного Сергия Радонежского в 1918–1946 гг. М, Изд. Совет Русской Православной Церкви, 2008. 2. Баталов А. Л., Головкова Л. А., послушница Галина Харченко. Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Страницы истории. М., 2005. 3. Боскин Сергий, протодиакон. Пасха 1946 года. Открытие Лавры Преподобного Сергия//Троицкое слово, 1990, 4. 4. Великая стража. Жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев иеросхимонаха Иеронима и схиархимандрита Макария. М., 2001. 5. Головкова Л. А. Ивановск ий монастырь в годы гонений//Баталов А. Л., Вайнирауб Л. Р., Головкова Л. А. Церковная археология Москвы. Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек. М, 2007. 6. Голубцов Сергий , протодиакон. Сплочённые верой, надеждой, любовью и родом. М, 1999. 7. Жаворонков Владимир, протоиерей. Протоиерей Пётр Хрисанфович Удодов [некролог]//Журнал Московской Патриархии. М, 1968, 7. 8. Комарова Л. С. Судьба главы Сергия Радонежского: история Дмитровской дороги, села Виноградово и храма Владимирской иконы Богоматери в этом селе. М., 2006. 9. Кунгуров Алексий, протоиерей. Протоиерей Петр Хрисанфович Удодов [некролог]//Журнал Московской Патриархии. М, 1968, 7. 10. Послужной список священника церкви с. Виноградово Удодова Петра Хрисанфовича. 11. Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима. СПб, 2007. 12. Следственное дело Удодова Петра Хрисанфовича. 13. Ученик старцев: протоиерей Владимир Жаворонков//Сост. свящ. Владислав Мишин. М, 2009. Выражаю глубокую признательность за предоставленные материалы и бескорыстную помощь в подготовке книги к изданию:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010