Файл 32020.jpg:   Размер: 648x800, 0.52 MPix, 211 Kb. Дата: 2018-06-07, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (164) , (3) . Описание: Богоматерь с младенцем. Нач. XX века. Дерево, левкас, темпера. 31 х 26 см. Музей-заповедник " Дмитровский кремль " , г. Дмитров Московской обл. (Картины, аналогичные известной иконе в Белгородском государственном художественном музее, есть в Национальном художественном музее Республики Беларусь, встречаются на рынке западноевропейской живописи). Файл 32076.jpg:   Размер: 600x744, 0.45 MPix, 119 Kb. Дата: 2018-06-15, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (124) , (3) . Описание: Икона Божией Матери «Недремлющее Око» была принесена в дар Богоявленскому женскому монастырю в 1848 году рабой Божией А.В. Лебедевой. Икона находилась в специально устроенной для Неё часовне в подклете Богоявленского собора. Лебедева А.В. подтвердила, что икона является древней и давно почитается как чудотворная. Сейчас в нашей обители находится точный список с иконы. К великой скорби в годы гонений икона была утрачена, часовня разграблена. Список с иконы находится в Смоленской церкви женског[...] Файл 32905.jpg:   Размер: 600x800, 0.48 MPix, 77 Kb. Дата: 2018-10-27, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (133) , (3) . Описание: Литография. Икона-образок " Богоматерь Недреманное Око Угличская " Период создания: 70 - 90-е годы XIX в. Материал, техника: бумага, литография Размер: 17,5х13,0 см (изображение); 18,0х13,6 см (лист) Место создания: г. Сергиевский Посад Номер в Госкаталоге: 18512507 Номер по ГИК (КП): СПМЗ КП ИХО-17659 Инвентарный номер: 819-лит Местонахождение Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области " Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-за[...] Файл 34251.jpg:   Размер: 533x800, 0.43 MPix, 115 Kb. Дата: 2019-08-21, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (80) , (1) . Описание: Богоматерь " Недремлющее око " . Период создания: 1960-е гг., копия с иконы XIX в. XVIII в. Материал, техника: масло, доска прессованная, живопись Размер: 37х29 см. Место создания: Россия Номер в Госкаталоге: 26730118 Номер по КП (ГИК): ТМЧ КП-13996 Инвентарный номер: И-58 Внешняя ссылка: — Местонахождение Государственное бюджетное учреждение культуры Ростовской области " Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник " http://goskatalo[...]

http://pravicon.com/icon-543

В русском искусстве второй половины XVII века довольно часто встречаются отдельные изображения князя Владимира без его сыновей, что прежде считалось скорее иконографической редкостью. Также в это время складывается традиция изображения Владимира, Бориса и Глеба вместе с другими святыми киевского периода. Яркий пример подобной идейной программы — пелена «Святые киевские и черниговские князья» (1660-е годы, Сольвычегодский музей) 6 , вложенная Григорием Строгановым в сольвычегодский Благовещенский собор. На ней в предстоянии Богоматери Знамение помимо крестителя Руси и его сыновей изображены также Михаил Черниговский, боярин Феодор, Николай Святоша. Этих святых объединяет принадлежность к древнейшему периоду русской истории и к региону, входившему в XVII веке в Киевскую митрополию. Так же, как и Борис с Глебом, князь Михаил Черниговский и боярин Феодор были мучениками, первыми пострадавшими в Орде русскими правителями. Николай Святоша — первый принявший монашество русский князь, ставший послушником Киево-Печерской лавры. Вместе изображения святых князей составляют образ идеального правителя — смиренного, но твердого в своей вере. Идея Вертограда: честное древо самого рая Другой пример развития киевской темы в иконографии святых кня­зей XVII века — уникальная икона 1660-х годов «Древо Киево-Печерских святых» (Угличский историко-художественный музей) 7 . В чашечках, которыми заканчиваются ветви, изображены полуфигуры связанных с Киево-Печерским монастырем святых. В центральном медальоне в предстоянии перед Т-образным крестом в молитвенных позах изображены Владимир и Ольга, за Владимиром — Борис и Глеб, Михаил Черниговский и мученики «из варяг» Федор и Иоанн, принявшие смерть во время мятежа в Киеве в 983 году (память 12 июля, Борис и Глеб — 24 июля). За Ольгой представлены: боярин Феодор Черниговский и три виленских мученика Антоний, Иоанн и Евстафий, пострадавших при князе Ольгерде в Вильне в 1347 году, память которых отмечается почти одновременно с поминовением Бориса, Глеба и Ольги — 26 июля 8 .

http://e-vestnik.ru/history/svyatoy_knya...

С конца 1930-х годов, после закрытия церкви, здание в стиле ампир постепенно стало приходить в упадок, а уже в 1990-е годы жителей в Воскресенском становилось всё меньше и меньше, поэтому восстановить дом Божий своими силами для них дело неподъёмное. Лишь в XXI столетии Воскресенский храм передали в качестве подворья Богоявленскому женскому монастырю города Углича. Это было сделано по благословению митрополита Кирилла, архирея Ярославской митрополии. В главном, Воскресенском приделе, всё залито жёлтым цветом - это окна с цветными стёклами-витражами. Двенадцать больших окон главного купола - украшение церкви. Деревянный иконостас здесь, как и прежде, обвивают лозы винограда. Конечно, сейчас от центрального иконостаса остался только скелет: нет ни икон, местами видна сохранившаяся позолота. Изящные декоративные фронтоны иконостаса, поднимаясь к куполу, где-то уже в небе завершаются величественной аркой. По воспоминаниям местных жителей, в иконостасе и на стенах здесь висело около 70 икон очень хорошего письма, одна из которых была написана по случаю обновления Воскресенского храма. По свидетельству краеведов, в начале 1970-х годов иконы и некоторые другие предметы старины, хранившиеся в закрытой церкви, были вывезены в Угличский историко-архитектурный и художественный музей. Но недавно монахини нашли здесь небольшой колокол. Другой кампан находится на колокольне, и он чудом уцелел во времена советских гонений на Церковь. Этот колокол местным жителям удалось отстоять. Дело в том, что председатель колхоза уговорил богоборцев оставить колокол в качестве пожарного оповещателя. Сейчас этот старинный колокол созывает прихожан на службы в храм в воскресные и праздничные дни. Он хорошо виден с улицы, другие же были сброшены с колокольни и увезены в неизвестном направлении (скорее всего, на переплавку). До сих пор на земле можно видеть воронку от удара упавшего большого колокола. Храм Воскресения Словущего потихоньку восстанавливается: уже настелен пол, вставлены окна, появилось в церкви и отопление, вернулись в храм и некоторые старые иконы.

http://sobory.ru/article/?object=04069

КРХМ – Кировский художественный музей КХМ – Калужский областной художественный музей ЛГИА – Ленинградский государственный исторический архив МАО – Московское археологическое общество МДА – Московская духовная академия МЗДК – Музей-заповедник «Дмитровский кремль» МИХМ – Муромский историко-художественный и мемориальный музей ММО – Московский музей-усадьба «Останкино» МНДМ – Музей «Ново-Девичий монастырь» (филиал ГИМ) МПИ – Музей палехского искусства НжМЗ – Нижегородский историко-архитектурный музей-заповедник НжХМ – Нижегородский государственный художественный музей НИМРАХ – Музей Российской Академии художеств НМЗ – Новгородский государственный объединенный музей-заповедник ОИДР – Общество истории и древностей российских ОЛДП – Общество любителей древней письменности ОЛДПр – Общество любителей духовного просвещения ПЗИХМ – Переславль-Залесский историко-художественный музей ПМЗ – Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник ПХГ – Пермская государственная художественная галерея РАН – Российская академия наук РГАДА – Российский государственный архив древних актов РГБ – Российская государственная библиотека РГИА – Российский государственный исторический архив (Санкт- Петербург) РГИА г. Москвы – Российский государственный исторический архив города Москвы РМЗ – Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей- заповедник РНБ – Российская национальная библиотека РФ ГАЯО – Ростовский филиал ГАЯО РХМ – Рязанский областной художественный музей СГИАМЗ – Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник СИХМ – Сольвычегодский историко-художественный музей СКМ – Смоленский краеведческий музей СПбФИРИ – Санкт-Петербургский филиал Института русской истории Российской Академии наук СПМЗ – Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник ТМЗ – Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник ТОКГ – Тверская областная картинная галерея УМЗ – Угличский историко-художественный музей-заповедник

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Идея Вертограда: честное древо самого рая Другой пример развития киевской темы в иконографии святых кня­зей XVII века — уникальная икона 1660-х годов «Древо Киево-Печерских святых» (Угличский историко-художественный музей)7. В чашечках, которыми заканчиваются ветви, изображены полуфигуры связанных с Киево-Печерским монастырем святых. В центральном медальоне в предстоянии перед Т-образным крестом в молитвенных позах изображены Владимир и Ольга, за Владимиром — Борис и Глеб, Михаил Черниговский и мученики «из варяг» Федор и Иоанн, принявшие смерть во время мятежа в Киеве в 983 году (память 12 июля, Борис и Глеб — 24 июля). За Ольгой представлены: боярин Феодор Черниговский и три виленских мученика Антоний, Иоанн и Евстафий, пострадавших при князе Ольгерде в Вильне в 1347 году, память которых отмечается почти одновременно с поминовением Бориса, Глеба и Ольги — 26 июля8. Поддерживающие с двух сторон крест фигуры Владимира и Ольги уподобляются здесь традиционному изображению утверждающих истинный крест равноапостольных Константина и Елены. Эта иконографическая параллель важна для понимания замысла иконы и образов князей в его контексте. Креститель Руси и его равноапостольная прародительница Ольга, принявшая христианство первой из представителей русского княжеского рода, утверждают на Руси истинную веру. Композиционное построение иконы Угличского музея в виде древа ориентируется на целый ряд гравюр киевского происхождения с изображением «Родословного древа Киево-Печерского монастыря», опирающихся в свою очередь на западные примеры9. С 1620-х годов в киевских изданиях появляются орнаментальные обрамления титульного листа с изображениями Киево-Печерской лавры и святых, где часто встречаются изображения Владимира Святославича с сыновьями, княгини Ольги, преподобных Антония и Феодосия Печерских. То есть Владимир Святославич включается в число почитаемых киевских святых (например, «Номоканон», Киев, 1629; «Пречестные акафисты», Киев, 1677). К середине века складывается иконография «Родословного древа Киево-Печерского монастыря». Это вырастающее из лаврской Великой церкви условное генеалогическое древо, по сторонам которого предстоят основатели обители преподобные Антоний и Феодосий Печерские — например, композиции фронтисписа «Печерского Отечника» 1661 года мастера Ильи10, или Выходной гравюры к «Пречестным Акафистам» 1665 года11. Исследователи отмечают близость иконографии родословного древа Киево-Печерского монастыря композиции иконы «Богоматерь Владимирская» («Древо государства Российского»), написанной Симоном Ушаковым для церкви Святой Троицы в Никитниках (1668 года, ГТГ)12. В этой историко-хронологической конструкции затрагивается тема «спиритуальной генеалогии» и идея «Вертограда», духовного и государственного строительства.

http://e-vestnik.ru/history/desyat_vekov...

Фото: Музей деревянного зодчества и народного искусства, г. Архангельск Где находится: государственный музей деревянного зодчества и народного искусства северных районов России под открытым небом, Уемское сельское поселение Приморского района Архангельской области, правый берег Северной Двины, место впадения реки Корелы, 25 км к югу от центра Архангельска. Чем интересен: Включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Постройки для перемещения на территорию музея раскатывались по бревнам, а затем заново собирались на территории Малых Корел. Экспозиция разделена на секторы: «Каргопольско-Онежский», «Двинской», «Мезенский», «Пинежский». Сейчас создаются ещё «Поморский» и «Важский». Неподалеку находится Николо-Корельский монастырь, куда тоже стоит заехать после посещения «Малых Корел». Что посмотреть: Около ста гражданских, общественных и церковных построек. Колокольня из села Кулига Дракованова XVI века. Вознесенская церковь из села Кушерека и Георгиевская церковь из села Вершина XVII века. Крестьянские, купеческие избы, амбары, колодцы, изгороди, ветряные мельницы, баня… 10 Город Углич Углич. Фото Александра Ведерникова Где находится: Угличский район Ярославской области, берег Угличского водохранилища (р. Волга), в 97 км к западу от Ярославля. Чем интересен: В XIII–XVI веках Углич был центром Углицкого княжества. В 1591 году здесь скончался восьмилетний сын Ивана Грозного царевич Дмитрий. С Угличем связаны имена Александра Дюма, Михаила Чехова, Салтыкова-Щедрина, Островского, Жуковского, Сурикова, Грабаря… Город входит в «Золотое кольцо» России, здесь останавливаются круизные теплоходы, много туристических групп. В Угличе работают 15 музеев, в том числе Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей, Центральный музей истории гидроэнергетики России, музей городского быта XIX века, музей истории Углича, музей тюремного искусства, парк-музей петуха, музеи велосипедов и игральных карт, рабочей лошади и кукол и другие. В 11 км от города, в селе Улейма, расположен Николо-Улейминский монастырь с ансамблем допетровской архитектуры.

http://sever.foma.ru/10-znakovyh-mest-ru...

Издавна при монастыре существовало кладбище, где находили упокоение знатные горожане, а самыми известными захоронениями были могилы предков матери царя Михаила Фёдоровича Романова – Ксении Ивановны Шестовой. По прошествии некоторого времени кладбище было закрыто. В 1776 г. в келейных корпусах и в подклетном этаже трапезной бывшего Воскресенского монастыря разместилось духовное училище Угличского уезда, функционировавшее до начала минувшего века. В 1777–1778 г.г. направленной в Углич выездной комиссией от духовной консистории были обследованы кирпичные и деревянные здания обители и принято решение о их капитальном ремонте, но сами работы начались в первые годы XIX в. К 1811 г. были укреплены стены и своды Воскресенского собора, произведён ремонт его крыши, восстановлены ограда и кирпичные ворота, а начиная с 1814 г. начались поэтапные работы по реставрации живописи интерьеров храмов, завершившиеся в 1865 г. К сожалению, ремонтные работы лишь на время приостановили разрушение зданий – слабый грунт не выдержал веса зданий и они снова оказались в аварийном состоянии. После революции 1917 г. Воскресенский храм одним из первых в городе был закрыт и монастырский ансамбль передали в ведение тогдашнего Угличского музея древностей (сейчас – Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей), который разместил в зданиях экспозиции, посвящённые древнерусскому зодчеству, а подклетные этажи с 1920-х г.г. использовал как склады. В 1935 г. началось строительство Угличской ГЭС и здания Воскресенского монастыря на время были переданы в пользование НКВД (строительство объекта велось, в основном, силами заключённых исправительно-трудовых учреждений ГУЛага). После запуска ГЭС здания бывшей обители вернули музею и в 1950–1970-х г.г. в них были проведены комплексные работы, включившие в себя, помимо ремонта строений, химическое укрепление грунта, что способствовало сохранению монастырского ансамбля. В 1999 г., на пике возрождения православных святынь, Воскресенский монастырь был передан в ведение РПЦ и в нём возобновилась монашеская жизнь. В июне 2000 г. в обители было совершено первое после многолетнего перерыва богослужение, а в сентябре того же года торжественно освящена церковь Смоленской иконы Божьей Матери.

http://sobory.ru/article/?object=00228

(† 9.07.1652, Москва), митр. Ростовский и Ярославский. В Синодике ростовского Успенского собора (XVII в.) приведен род В., названы 33 имени, большинство из них - иноки и схимонахи, указаны имена родителей В.: иером. Карп и инокиня Евфимия. На Ростовскую кафедру В. был хиротонисан в 1619 г. из архимандритов угличского Николо-Улейминского монастыря. В. приложил много усилий для восстановления разрушенного в Смутное время кафедрального Успенского собора. Митрополит сделал богатые вклады в собор по своим родителям и брату, схим. Иоасафу (в миру Иоанну): 3 серебряных кадила (1629, 1632, 1635), 2 водосвятные чаши (1633, 1641), плащаницу, фелонь, 2 епитрахили, ткани на облачения - изделия высокого художественного уровня, выполненные в Москве (хранятся в Ростовском музее). Вскоре после привоза в Москву списка с афонской Иверской иконы Божией Матери по благословению В. для ростовского собора 1 февр. 1649 г. был сделан список с новой московской святыни (Ростовский музей. Инв. И-558). В 1632 г. по повелению царя Михаила Феодоровича в Ростове была построена земляная крепость, которую освятил митрополит. В 1645 г. по благословению В. была написана икона Нерукотворного образа Спасителя с избранными святыми, поставленная над въездными Петровскими воротами крепости (Ростовский музей. Инв. И-861). В Ярославле в 1644 г. В. освятил новопостроенный Успенский собор. В 1650 г. в присутствии царя Алексея Михайловича и царской семьи В. участвовал в переносе мощей блгв. кнг. Анны Кашинской в каменный Воскресенский собор Кашина. В 1652 г. В. переносил из Старицы мощи Патриарха Иова; в Житии прп. Дионисия (Зобниновского) , составленном Симоном (Азарьиным) , помещен рассказ иерарха о явлении ему в Старице прп. Дионисия. В. упоминается в достаточно поздних сказаниях, посвященных событиям ярославской истории. Сказание о чудотворной Владимирской иконе Богоматери в Нерехте (XVIII в.) повествует о том, что в 1635 г. в Ярославле была написана Владимирская икона, к-рая должна была быть отправлена в Нерехту, однако ярославцы не хотели отпускать чудотворный образ из города, и В. даже распорядился поместить его в Успенском соборе; лишь после получения грамоты с соответствующим повелением от Патриарха Иоасафа II митрополит разрешил отправить икону в Нерехту. В рукописи XIX в. рассказывается об участии митрополита в обретении чудотворного Нерукотворного образа Спасителя во время эпидемии в городе ( Каган. С. 155-156).

http://pravenc.ru/text/154225.html

Фрески Калязинского монастыря после реставрации вернулись в Музей архитектуры Москва, 5 июля 2019 г.      В ноябре 2019 года Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представит выставку «Калязинские фрески XVII века: история спасения и реставрации», посвященную результатам многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции фресковой живописи Калязинского Троице-Макарьева монастыря, сообщает Синодальный отдел по монастырям и монашеству . В процессе подготовки к выставке реставраторы Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова отреставрировали 7 фресок, которые на днях вернулись в Музей архитектуры. В сентябре реставрационная мастерская Академии примет еще 9 фресок будущего выставочного проекта. В рамках реставрационных работ специалисты снимают фрески со старого основания и изготавливают новое из современных материалов, снимают некорректные тонировки 1940-х годов, укрепляют красочный слой и перемещают неверно поставленные фрагменты. Реставрация фресок 2019 года является продолжением сотрудничества Музея архитектуры и «Строгановки». В 80-е годы профессор кафедры реставрации монументальной живописи Строгановского училища (ныне МГХПА имени С.Г. Строганова), реставратор высшей категории В.П. Бурый разработал авторскую методику реставрации калязинских фресок. Под его руководством в период с 1988 по 1996 годы были возвращены к жизни 11 живописных фрагментов из собрания Музея архитектуры имени А.В. Щусева и фрагменты, хранящиеся в музее самого училища. Положительные результаты применения выработанной реставрационной методики были подтверждены многолетними наблюдениями.      Краткая справка Фрески Троице-Макарьева монастыря (XVI–XVII вв.) в Калязине были героически спасены в 1940 году перед затоплением монастыря при создании Угличского водохранилища. Перед разрушением монастырского ансамбля экспедиция Академии архитектуры, в состав которой входил Музей архитектуры, провела научное описание и фиксацию его построек. Под руководством художника-реставратора П.И. Юкина в январе-феврале 1940 года в крайне суровых условиях при температуре, достигавшей - 32 , со стен Троицкого собора были сняты 126 фрагментов стенописей общей площадью 185 кв. м, 117 из них были переданы в Государственный научно-исследовательский музей архитектуры, около 30 направлены в другие музейные собрания, в том числе в коллекцию бывшего Строгановского училища.

http://pravoslavie.ru/122236.html

В Угличе отметят день обретения мощей царевича Димитрия и день создания музея Ярославль, 15 июня 2005 г . 16 июня – день обретение мощей царевича Димитрия. В следующем году будет юбилей – 400 лет со дня обретения, сообщает пресс-служба Ярославской епархии. Обретение мощей святого состоялось 3 июня 1606 года. В соборной церкви города Углича разобрали стену, под которой находился гроб царевича. Когда подняли верхний каменный нагробный покров, вся церковь тот час наполнилась благоуханием. С большим благоговением приехавший из Москвы митрополит с сонмом священства до конца открыли гроб, и все увидели мощи царевича целыми и нетленными. «Аки цвети прекрасни, или аки крины добротою цветущи и благодатию Святого Духа освящены, и просвещенны, и благовоние велие из себя испущающий». Летописцы вспоминают, что царевич словно дышал, а на лице его просиял румянец. Вся одежда была целой и новой. Затем мощи царевича Димитрия были торжественно перенесены из Углича по Ростовской дороге в Москву. На выходе из Углича шествие остановилось, и из носилок капнула капля крови святого. Случилось это 15 лет после убийства. На этом месте теперь стоит храм, который никогда не закрывался, даже в эпоху воинствующего атеизма. В Москве мощи царевича были принесены в Кремль, поставлены в Успенском храме на три дня для всеобщего поклонения. « И тогда паки была велия чудеса, от мощей Царевича в царствующем граде». По трехдневном торжестве мощи решено было погребсти в приделе святого Иоанна Лествичника Архангельского собора Кремля. Известно, что каменный гроб для царевича высекали трижды. Выкопанная могила засыпалась сама собою. Видя в этом волю Божию, патриарх Гермоген оставить мощи царевича « при почести святых видимы верными почитаемы бытии». Угличане неоднократно пытались вернуть мощи царевича Димитрия в Углич. Им в этом было отказано, а в утешение угличанам была передана плащаница, сшитая руками матери царевича. Святая Церковь считает царевича Димитрия особым покровителем детей.  По традиции день обретения мощей царевича Димитрия считается днем основания Углического музея, ныне это Угличский историко-архитектурный и художественный музей. Углический музей отечественных ценностей был открыт по инициативе купечества 3 июня 1892 г . Согласно уставу музей передавался в ведение Императорского Московского археологического общества. Руководство музеем осуществлял “особый комитет”, в котором участвовали А. Я. Фриде, К. Н. Евреинов, И. А. Шляков и другие.

http://pravoslavie.ru/13777.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010