Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВСТРАТИЙ ТАРСИЙСКИЙ [греч. Εστρτιος το Τρσου] (ок. 772/3 - 10 янв. 867/8), прп., чудотворец (пам. 9 янв.), настоятель мон-ря Агавр на Вифинском Олимпе, сподвижник прп. Иоанникия Великого . Источники Основным источником является анонимное Житие Е. Т. (BHG, N 645), созданное в 1-й пол. X в. монахом мон-ря Агавр ( Mango. 1984. P. 393), не знавшим Е. Т. лично и черпавшим сведения о нем в записях очевидцев его чудес. Помимо воспоминаний современников в распоряжении агиографа было Житие прп. Иоанникия, вероятнее всего первоначальная версия, составленная Петром Монахом (BHG, N 935). Кроме того, исследователи отмечают параллели с др. агиографическими произведениями IX в.- Житием прмч. Стефана Нового (BHG, N 1666; Auzé py . 1999. P. 194-195) и Житием прп. Филарета Милостивого (BHG, N 1511z - 1512; PMBZ, 1824). Посвященная Е. Т. заметка в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) (SynCP. P. 380-382) основана на анонимном Житии. Житие Е. Т., организованное не только по хронологическому, но и по тематическому принципу (в основном во 2-й ч., посвященной чудесам святого), не всегда позволяет последовательно проследить жизненный путь Е. Т. Так, рассказ о взятии г. Аморий в 838 г. помещен после упоминания о восстановлении иконопочитания в 843 г. (Vita Eustratii. 12, 21), назначение Е. Т. игуменом при имп. Феофиле, т. е. не раньше 829 г., описано в гл. 7, после к-рой автор возвращается ко времени правления имп. Льва V (813-820), и т. п. Восстановить хронологию жизни Е. Т. до 846 г. помогают 2 Жития прп. Иоанникия Великого: гл. обр. составленное Петром Монахом, а также позднейшая переработка мон. Саввы (BHG, N 936). Прп. Иоанникия и Е. Т. в течение 50 лет связывала крепкая дружба, Е. Т. был свидетелем множества чудес прп. Иоанникия, а также являлся его доверенным лицом ( Каждан. 2002. С. 431). Воспоминания Е. Т. легли в основу Жития прп. Иоанникия, написанного Петром Монахом ( Mango. 1984. P. 394; Vita S. Ioannicii, auctore Petro Monacho. 12). Это Житие прп. Иоанникия более подробное, чем Житие Е. Т.: напр., именно благодаря Житию Иоанникия становятся известны причины, побудившие Е. Т. неск. раз посетить К-поль.

http://pravenc.ru/text/187526.html

Основные сведения об И. В. содержатся в 2 Житиях: 1-е (BHG, N 936), сохранившееся в единственной рукописи X в. (Paris. Coislin. gr. 303. Fol. 304-353), создано до 14 июня 847 г. (кончины патриарха Костантинопольского святителя Мефодия ) Петром, мон. мон-ря Агавр , лично знавшим И. В. (Vita S. Ioannicii auctore Petro. Cap. 68); 2-е (BHG, N 935), написанное по поручению игумена мон-ря Антидион Иосифа мон. Саввой, также заявлявшем о личном знакомстве с И. В. (Vita S. Ioannicii auctore Saba. Cap. 44), дошло в большем количестве списков, древнейшим из к-рых является кодекс б-ки Студийского мон-ря 1-й четв. X в. Vat. gr. 1669 (см.: Matantseva T. Le Vaticanus graecus 1669, ménologe prémétaphrastique de novembre//Scriptorium. 1996. Vol. 50. N 1. P. 106-113). Соотношения между этими памятниками являются предметом научной полемики. Большинство исследователей (Э. фон Добшюц, С. Манго, Д. Е. Афиногенов и др.) склонны полагать, что Житие, написанное мон. Саввой, представляет собой переработку Жития авторства мон. Петра, куда под личным контролем патриарха свт. Мефодия была внесена идеологическая правка (в первую очередь устранены полемические выпады против студитов) в период 1-го Патриаршества свт. Игнатия, патриарха Константинопольского (847-858). Т. о., несмотря на то что мон. Савва в основном дает весьма точные хронологические указания (иногда ошибочные, напр. датирует битву при Маркеллах (792), упомянутую в Житии, 796 г., чтобы защитить И. В. от возможного обвинения в дезертирстве, т. к. в этот период святой оставил военную службу, чтобы посвятить себя духовной жизни. Подробный анализ см. в статье С. Манго), Житие, составленное мон. Петром, представляет собой значительно более достоверный источник, поскольку мон. Петр в изложении опирался преимущественно на рассказы Евстратия Агаврского, сопровождавшего И. В. на протяжении десятилетий (Vita S. Ioannicii auctore Petro. Cap. 12, 62). В ряде случаев из-за расхождений между сведениями мон. Саввы и мон. Петра те или иные события жизни И. В. (напр., год рождения) однозначно датировать невозможно. Согласно гипотезе А. П. Каждана, Жития созданы независимо друг от друга и каждое по-своему отражает предание о святом, в то время как различия в полемической направленности объясняются политическими взглядами авторов.

http://pravenc.ru/text/578008.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛИМП [Греч. Ολυμπος] (ныне Улудаг, Турция), горный массив на северо-западе М. Азии (ист. обл. Вифиния и частично Геллеспонт), крупнейший средневизант. центр развития монашества, который включал как горный район О., так и соседние мон-ри на азиат. берегу Мраморного м. и на сопредельных территориях: Атроа, Арганфоний, Дагута, Пандим. О. был одним из наиболее влиятельных монашеских центров Византийской империи и благодаря близости к К-полю в кон. VIII-XI в. оказывал большое влияние на религиозную и церковно-политическую жизнь столицы. Источники Несмотря на большое количество источников, О. остается недостаточно изученным регионом Византии. Б. Ментон и Р. Жанен собрали основные сведения письменных источников об О. ( Menthon. 1935; Janin. Grands centres. P. 127-214) преимущественно агиографического характера: Жития преподобных Иоанникия Великого (BHG, N 935, 936), Петра Атройского (Ibid. N 2364), Евстратия Тарсийского (Ibid. N 645), Никифора и Никиты , игуменов Мидикийских (Ibid. N 2297, 1341), Макария , игум. Пелекитского (Ibid. N 1003), Феофана Исповедника (Ibid. N 1787, 1789, 1791), Феодора Студита (Ibid. N 1754, 1755d), Антония Нового (Ibid. N 142), Константина Синадского («Константина из иудеев») (Ibid. N 370), Илариона Грузина ( Цулая Г. В. Житие и деяния Илариона Грузина. М., 19982), Евфимия Святогорца (Vie des SS. Jean et Eithyme//Histoires monastiques georgiennes/Trad., pref. P. Peeters. Brux., 1917/1919. P. 8-68. (AnBoll; 36/37)), святых равноапостольных Кирилла и Мефодия , свт. Евфимия II (I) , патриарха К-польского (BHG, N 651-652). Кроме того, были учтены произведения прп. Феодора Студита (катехизисы, Похвальное слово прп. Платону Саккудийскому, письма) и Михаила Пселла (письма), патриаршие и имп. акты и др. В последние 2 десятилетия изучение региона стало наиболее интенсивным ( Auz é py. 2003; Belke. 2009), однако количество археологических раскопок пока незначительно. В наст. время точно определено расположение лишь небольшого числа мон-рей О., гл. обр. на побережье (Элегмон, Мидикий, Пелекита, Мегас-Агрос, возможно, Саккудий). Географическое положение

http://pravenc.ru/text/2578317.html

Беседа 21. О том, как новоначальная душа становится добродетельной и преуспевает, когда освобождается от первоначальных напряженных трудов. И как приближается она при малом утомлении тела к свободному существованию 927 благодаря помощи свыше. 928 И с какой целью трудится она в трудничестве своем. 1 . Итак, когда ты ослаб и утомился от труда псалмопения с этим постоянным повторением обычных , и не способен ты уже более трудиться в этом так, как раньше, – из-за старости, или из-за великой немощи тела, – трудись вместо этого в молении, прошении и в подобных . Долго и настойчиво приноси моление твое, проси усердно и трудись в молении твоем с сердечным усилием. 929 Будь настойчив, продлевай и растягивай ее надолго, 930 пока не откроется для тебя дверь. 2 . Ибо милостив Господь наш, и примет Он тебя не за труд твой, но за благое намерение разума твоего. 931 Озарена будет душа твоя, когда продлишь ты моление свое, и воспламенятся помыслы твои любовью к Нему. 932 Таким образом получишь ты помощь от Бога в малых трудах слабого тела твоего. При этом, насколько возможно, не оставляй полностью свои малые службы 933 – чтобы не оказаться тебе подобным человеку, который не желает подчиниться правилу. Ибо это к нападениям на тебя демона гордыни, как  с тем, кто вообразил, что он более не нуждается в этом; или ты мало-помалу добровольно придешь в расслабление. 3 . Я не навязываю какого-либо необходимого времени , но лишь говорю о том, что может случиться и произойти. 4 . Нет также ничего предосудительного, если в течение времени, которое соответствует силе 934 – или даже не соответствует – мы стоим или сидим; ибо сопутствует нам великий страх и трезвение, возбраняя нам впасть в презрительное отношение к Богу в то время, когда служба совершается нами и когда молитвенное жертвоприношение приносится Ему. 935 5 . Но ты должен беспокоиться о сознательной и вдумчивой , а не об определенном пределе, и не заботиться особенно о количестве, 936 ибо последнее весьма часто становится причиной для смущения. Но о том, как сердцу нашему приблизиться к Богу в службе и молитве: для этого подчиняешься ты закону детей. 937

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Ф Фата Фата – большой продолговатый шелковый плат, которым женщины покрывают голову и часть стана. В описях значатся фаты: золотныя и беззолотныя, бумажныя; фата цветная выбойка Турская; фата полосатая, разные шолки. «Фата мидкалинная» 927 . «Фата Кызылбашская цветная, травы золото с шолки розных цветов; мерою – длина 3 аршина 3 вершка, ширина 2 арш. без дву вершков; цена 6 руб.». «Фата байберековая лазорева с полосами, по краем каймы черлены; цена 3 руб.» 928 . Фатис Фатис – камень, употреблявшийся преимущественно на пуговицы. «Пугвицы камень фатис. – Пуговицы камень Фатис на золотных спнях» 929 . Ферези, Ферезь, Ферязи, Ферязь Ферези, Ферезь и Ферязи, Ферязь – верхняя одежда длиною почти до лодыжек, без перехвата и воротника, с длинными суживающимися к запястью рукавами; напереди застегивалась пуговицами (от 3 до 10) с длинными петлицами, или схватывалась завязками 930 . Ферези делались летние, холодные – на подкладке, а зимние, теплые – на меху. Были ферези и без рукавов; они зимою поддевались под кафтан: «под тот же становой кафтан поддевал государь ферези тафта червчета испод черева бельи, без рукав». – «Ферези безрукавные, отлас червчат, испод пупки собольи» 931 . В малых выходах государей ферези заменяли кафтан, на них прямо надевали опашень или однорядку. Ферези ездовые или ферезеи надевались на обыкновенные ферези или на чюгу 932 . У Бориса Федоровича ферези были из бархата, объяри, атласа, тафты, камки, зендени, дорог и сукна; на подкладке из тафты Виницейской и Шамской, с подпушкой из атласа или камки Бурской и одамашки, с круживом и образцами, с пуговицами и с плоскими завязками; а одни ферези без наряда 933 . У царя Алексея Михайловича ферезь из золотного бархата, с канительным серебряным круживом по золотной объяри 934 . У царя Федора Алексеевича ферези были: холодные – золотные из бархата, атласа, объяри и из сукна, с круживом; на объяринной, зарбафной, камчатной и дорогильной подкладке; теплые – из бархата и объяри, с круживом, с собольими исподами, ожерельями и выпушками; некоторые без ожерельев 935 . Женские ферези носились под летником (?), на них надевалась шуба или другое длинное и широкое платье с застежками или пуговицами 936 . У Турок есть мужская и женская одежда, называемая

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН († ок. 825), свт. (пам. греч. 18 июля; пам. визант. 17, 18, 19, 28, 29 июля), митр. Халкидонский, исп. Источниками сведений о жизни И. являются сочинения прп. Феодора Студита (письма и «Малое оглашение»), а также Житие прп. Иоанникия Великого в обеих редакциях, созданных мон. Петром (BHG, N 936) и мон. Саввой (BHG, N 935). Согласно Житию прп. Иоанникия (Vita Ioannicii auct. Saba. P. 357), И. принадлежал к знатному роду Камулианов. О его жизни до возобновления иконоборчества при визант. имп. Льве V (813-820) ничего не известно. Предшественником И. на Халкидонской кафедре был Косма, скончавшийся в 816 г. Первое письмо прп. Феодора Студита (Ep. 245// Theodorus Studita. 1992. Vol. 2. P. 377-378), обращенное к И., датируется 816-818 гг. (по А. П. Доброклонскому, не ранее зимы 815/6 - Доброклонский. 1914. Ч. 2. С. 326-327). Из письма следует, что И. подвергся преследованиям иконоборцев и был отправлен в ссылку. Прп. Феодор говорит о том, что уже давно желал вступить с И. в переписку. Ответ И. не сохранился, однако из следующего письма прп. Феодора (Ep. 312// Theodorus Studita. 1992. Vol. 2. P. 454-455) явствует, что в нем И. рассуждал об иконоборческой ереси. В одном из более поздних писем (Ep. 471//Ibid. P. 676-678; датируется на основании косвенных данных 821-825), посвященном учению об апокатастасисе , прп. Феодор также упоминает митрополита Халкидонского, не называя его по имени; вероятно, речь вновь идет об И. Согласно Житию прп. Иоанникия Великого (Vita Ioannicii auct. Petro. P. 404-405; Vita Ioannicii auct. Saba. P. 357-358), И. участвовал в посольстве епископов и игуменов-иконопочитателей (в число к-рых вошли прп. Феодор Студит, Иосиф, игум. Кафарский, и свт. Петр , еп. Никейский) к прп. Иоанникию Великому , подвизавшемуся тогда на горе Трихаликс в горном массиве Олимпа Вифинского ( Janin. Grands centres. P. 188-189). По мнению Т. Прача, эта поездка имела целью выработку новой стратегии сопротивления иконоборцам, однако из-за противоречий между студитами и прп. Иоанникием иконопочитателям не удалось договориться ( Pratsch. 1998. S. 281-288). Во время встречи, состоявшейся на подворье прор. Илии мон-ря Агавр , И. предсказал скорую кончину Иосифа Кафарского. Относительно времени встречи высказывались различные предположения: Прач считал, что она произошла между нояб. 823 и мартом 824 г., Доброклонский - в 821 г.

http://pravenc.ru/text/468959.html

При следующем игумене Трифоне (между 1435–1448 годами) самые крупные вклады были получены от князя Верейского Михаила Андреевича (сына князя Андрея Дмитриевича), от которого(?) поступила слободка Рукинская с лесами и с пожнями 917 , «земля Феофилатовская, да Костина деревня Бирилова Аристовская», находившаяся на Белоозере, у Федосьина городка 918 . пустошь Шуклинская 919 , пожни Рукинские 920 , «по Выксе по реце лесы по болото от Иванчевского» (или Ивачевского) 921 и «поженка Сосновка на реке Шексне» 922 . Брат Михаила Андреевича Можайский князь Иван Андреевич (в 1435–6943 году) придал к Островскому езу, принадлежавшему монастырю, «оба берега по конец езу лес» 923 . Роман Иванович (боярин, село которого по словам Пахомия Логофета отказался принять преп. Кирилл?) «дал слободку Васильевскую и с лесы и с пожнями» (у Порозобицы 924 ). Старец «Геронтий Линяк» по своей духовной отказал пожню Церковскую (по другим спискам: «Церковную») подле озера «к реце к Мондоме, да другую пожню за рекою Мондомою на Кустовской стороне, да две пожни верх Мондомы, одна пожня на сей стороне реки, а другая за рекою пожня» 925 . Чернец Арсений Никитин сын Андреева (Кормилицына?), «поговоря с своею братьею с Оленком да с Гридкою дал деревню в Кистме» (или «Кистеме») «с лесы и с пожнями» 926 . Иван Лопатин пожертвовал в Карголоме бережную землю 927 . Захарьины дети (вероятно, также при игумене Трифоне) дали деревню «Пружининскую да Кореневскую пустошь». 928 Понарья Бибишкина, Александрова жена, по духовной своего мужа, дала деревню «Горънюю» (или «Нагорную») в Карголоме «по своем муже по Александре куды их топор и соха и коса ходила со всеми угодьи» 929 . Дьяк великого князя Иван Поповка дал в Дмитрове в Чепринском селе (возле Куралгина) 11 деревень, которые он (было) дал зятю своему Данилу Башмаку 930 . Кассиан Бирилев дал деревню Аристовскую «со всем что к ней потягло, куды топор и соха и коса ходила» 931 (вероятно, у Федосьина Городка). Куплены были следующие земли: пожня на «Мъчюроме» (или «на Нямчюроме», «на Мчюроме» и т. п.) на Шексне, у Манака Митяева, за полтину 932 , пожни «Уломскые, что тянули к Вазереницам» (по другим спискам, «к Заозерницам») за 4 рубля новгородских «у игумена у Мартемьяна» 933 , наволок Неволин подле Волочка, у Тери у Каплина, «за 3 рубли» 934 ; Кореневская пустошь (у речки Меленки) и «пожня к той деревне (sic) «в княж наволоце (или «на Волоце») на усть Мелевские речки» – у Манака Окулова за 2 рубля новгородских 935 ; пожня «на усть Марьевы» – у Окула Языкова (или Зыкова) за рубль 936 ; пожня (по реке Шексне) – у Панкрата у Кабачина сына, за полтину 937 ; наволок «против св. Николы за Шохсною» «межи Никольского лугу и Игуменово монастырского» – у Дмитрея Васильевича, за 6 рублей 938 . Всех земельных приобретений при игумене Трифоне было сделано по 22-м крепостям. Были приобретены: 2 слободки, 16 деревень, 9 пожень, 2 наволока и 2 землицы. На покупку истрачено 17 рублей новгородских.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Единственный значительный памятник древности в М.- обширные городские стены, которые возникли при римлянах, в кон. I в. по Р. Х., и с тех пор неоднократно перестраивались. Как военная крепость М. использовалась турками до XIX в. Епископы М. Константинопольской Православной Церкви Исп. Акакий (I) (250-251), Ураний (363), свт. Отрий (374-382), Летоий (кон. IV в.), свт. Акакий (II) (431-438), Синодий (40-е гг. V в.), Константин (448-451), Отрий (458), Евлогий (520), Мамант (монофизит; 518-536), Палладий (553), свт. Дометиан (ок. 579 - 11 янв. 602), Феодор (681), Епифаний (787), Дионисий (Феодор; 997), Иоанн (1027-1039), неизвестный (1066), неизвестный (1164), Никита (1166-1172), Иоанн (1193), Мануил (1223-1226), Иоанн (1247/48), Ставракий (1294), Феодосий (1317-1330). Епископы М. Сирийской яковитской Церкви Неизвестный (630), Севир (752), Даниил (епископ; 818-845), Фома (митрополит; 818-845), Фома (869), Иезекеиль (889), Илия (897-909), Иоанн (910-922), Григорий (923-935), Иоанн (митрополит; 936-953), Илия (митрополит; 957/8), Иезекииль (митрополит; 958-961), Игнатий Раххата (969), Игнатий (митрополит; 1004-1030), Иоанн (митрополит; ок. 1031-1042), Игнатий (митрополит; 1058-1063, 1080), Иоанн Сеид Бар Кабуни (митрополит; 1096), Дионисий (1101), Иоанн (Елисей; 1090-1129), Игнатий (1139-1166), Дионисий Грифас Бар Самка (митрополит; 1166-1199), Иоанн Бар Канун (1166-1199), Бар Белас (1257), Феодосий (митрополит; 1579/80-1581). Лит.: Le Quien. OC. Т. 1. Col. 439-446; Васильев А. А. Византия и арабы. СПб., 1900-1902. Т. 1-2; Pauly, Wissowa. Hbd. 29. Col. 548-549; Honigmann E. Malatya//Encycl. de l " Islam. Leiden, 1936. Vol. 3. P. 213-218; Kawerau P. Die Jakobitische Kirche im Zeitalter der syrischen Renaissance: Idee und Wirklichkeit. B., 19602. S. 34-35, 112. (BBA; 4); Vryonis S. The Decline of Medieval Hellenism in Asia Minor and the Process of Islamisation from the 11th through the 15th Cent. Berkeley, 1971. P. 53, 88; Tinnefeld F. Die Stadt Melitene in ihrer späteren byzantinischen Epoche (934-1101)//CIEB, 14. Bucharest, 1975. Vol. 2. P. 435-443; Seibt V. Die Skleroi: Eine prosopographisch-sigillographische Studie. W., 1976. S. 36-39, 51; Арутюнова-Фиданян В. А. Армяне-халкидониты на вост. границах Визант. империи. Ер., 1980; она же. Армяно-византийская контактная зона (X-XI вв.): Результаты взаимодействия культур. М., 1994; Hild F., Restle M. Kappadokien. W., 1981. S. 156, 233-237 (Библиогр.) (TIB; Bd. 2); Palmer A. Charting Undercurrents in the History of West-Syrian People: The Resettlement of Byzantine Melitene after 934//Oriens Chr. 1986. Vol. 70. P. 37-68; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 39-41; EEC. Vol. 1. P. 550-551; ODB. Vol. 2. P. 1336; Тер-Саркисянц А. История и культура армянского народа с древнейших времен до нач. XIX в. М., 20082. С. 163-166, 336-340.

http://pravenc.ru/text/2562892.html

2) Корона Мономахова второго наряда. С первою она весьма сходна видом, величиною, украшениями и работою; но золотые дощечки, из коих она состоит, гладкие, а не сканные. Изустное предание, не основанное на исторических свидетельствах, приписывало ее Великой Княгине Ольге; но вероятнее она относится к 1682 году; ибо к коронации Царей Иоанна и Петра сделана против древней Мономаховой шапки другая точно такая из золота, драгими каменьями украшенная корона, 935 которая возложена была на Царя Петра I. Две золотые короны Иоанна V и Петра I, сходные с Мономаховою шапкой, украшены алмазами и увенчаны крестом на яблоке. 3) Сделанная к коронации Императрицы Екатерины корона в 1724 году отличается от древних Царских венцов своею Фигурой, сходною с Европейскими Императорскими коронами. Ее возлагал на себя при короновании Петр II в 1728 году, Февраля 25. По образцу ее сделана новая для коронования Императрицы Анны Иоанновны. От прежней короны остался один только серебряный остов, с коего сняты алмазы. В первой 2536 алмазов, 4 крупные яхонта, 17 лалов, 5 шпинаров, 1 винис и 1 хрусталь-смазень; под алмазным крестом на верху значительной величины и цены лал Водокшанский. 4) В память присоединения к России Царств Казанского, Астраханского и Сибирского здесь хранятся короны оных, украшенные драгоценными камнями и выносившиеся с прочими регалиями на подушках в чиновные дни. Корона царства Казанского, вероятно, устроена для последнего Царя его, крещенного в Москве 1553 года и, по свидетельству Маржерета, коронованного Царем Иоанном Васильевичем, который предоставил ему весь Царский титул. 936 На этой короне Царя Симеона, подобно как было и на короне Царицы Ирины Феодоровны, двенадцать золотых городков в ознаменование XII Апостолов. 937 Сию корону возлагал на себя Царь Михаил Феодорович до 1627 года, когда сделан был алмазный венец. – Астраханская корона устроена для Царя Михаила Феодоровича в 1626 и 27 годах Немецкими мастерами в Приказе Золотых дел. В первой раз возложил на себя сию корону Царь в 1628 г. на отпускной аудиенции Фомы Кантакузина, Посла от Турского Царя Мурата. Чтож касается до Сибирской короны с золотым крестом, то, по всему вероятию, принадлежит не к эпохе завоевания Сибири, но к царствованию Петра I и называется в делах алтабасною.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

е. чтобы верить согласно с ними и благовествовать согласно с ними. Наконец, когда он со знатоками вступил в общение и пришел к согласию относительно правила веры, они соединили свои десницы, а затем распределили проповеднические обязанности, дабы они < шли> к иудеям, Павел же – и к иудеям, и к язычникам. 934 Итак, если сам тот, кто просветил Луку, просил авторитета своих предшественников для своей веры и проповеди, насколько сильнее я буду требовать для Евангелия от Луки авторитета, который был необходим для Евангелия его учителя? Главы 3–4. О критике Павлом апостолов Петра, Иоанна и Иакова; о позднейшем характере Евангелия, составленного Маркионом: критика и исправление всегда вторичны по отношению к своему объекту 1. Другое дело, если у Маркиона таинство христианской религии берет начало от ученичества Луки. Впрочем, если оно восходит к более раннему времени, то имеет, конечно, уже аутентичное обеспечение, благодаря которому оно дошло до Луки, дабы Лука мог быть принят посредством его свидетельства. 2. Но ведь Маркион, натолкнувшись на Послание к Галатам Павла, бичующего даже самих апостолов как тех, кто неправильно подступает к евангельской истине, 935 и вместе с тем обвиняющего неких лжеапостолов, 936 извращающих Христово Евангелие, силится ниспровергнуть те Евангелия, которые принадлежат собственно апостолам и выходят под их именем или под именем апостольских мужей, чтобы, надо думать, достоверность, которую у них отнимает, придать своему Евангелию. 3. Что же, даже если были обвинены Петр, Иоанн и Иаков, которые почитались столпами, 937 причина этого была очевидна: создавалось впечатление, что они изменяют совместную трапезу из-за лицемерия. 938 Однако, поскольку сам Павел стал всем для всех, дабы приобрести всех, 939 и у Петра мог быть такой замысел совершения чего-либо отличного от того, чему он учил. 4. Далее, если лжеапостолы и вкрались, то также названа и их сущность, требующих обрезания и иудейских праздников. 940 Кроме того, не за проповедь, но за их образ действий они клеймились Павлом, который равным образом заклеймил бы их, если бы они заблуждались в чем-либо, касающемся Бога Творца или Его Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010