Комментарии к книге пятой Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов 910 Этот Эдильвальд или Этельвальд упоминается в списке донаторов (жертвователей) Линдисфарнской церкви, составленном в IX в. и известном под названием «Liber Vitae». 911 Когда Беда около 721 г. писал пролог к «Житию Кутберта», этот Гудфрид (правильнее Гутфрит) был ризничим в церкви Линдисфарна. Аббатом он был между 721 и 729 гг. 912 Еф. 3:14. 913 Скрытая цитата из «Энеиды»-»вмиг усмиряет смятенное море» (I,142). 914 Иоанн был епископом Хексема с 687 г. В 705-721 гг. он был епископом Йорка. 915 Имеется в виду монастырь Беверли возле одноименного города в Йоркшире. 916 Ныне река Тайн (Tyne). 917 Климитерий (clymiterium)- редкое слово, обозначающее уединенную молельню. В англосаксонском переводе IX b.-geboedus (молельня). По мнению Б. Колгрейва, это место находилось в селении Уорден, где до сих пор сохранился храм, посвященный Михаилу Архангелу. 918 В оригинале scabiem ac furfures. 919 Англосаксонское gae означало «да»; от него произошло совр. англ. yes. 920 Деян. 3:2-8. 921 Это изгнание Вилфрида после очередной ссоры с королем длилось с 691 до 709 г. 922 Ныне селение Уоттон в Йоркшире. Об этом монастыре и аббатиссе Херебурге ничего не известно. 923 Все монахини считались духовными дочерьми аббатиссы; здесь имеется в виду ее родная дочь, рожденная до поступления в монастырь. В тот период многие англосаксы уходили в монастырь уже в зрелом возрасте, имея детей. 924 Примеры наследования должности аббата были нередки; можно вспомнить рассказ Беды об Энфледе и ее дочери Эльфледе или о Кедде и его брате Хаде. Эта практика была заимствована из Ирландии, где иногда члены одной семьи управляли монастырями в течение нескольких поколений. Сам Беда осуждает эту практику в «Письме к Эгберту». 925 Судя по этой и следующей главе, уже в VII в. представители знати строили церкви в своих поместьях. Позже именно так возникло большинство приходских (сельских) церквей. 926 Мф. 8: 14-15. 927 Вся эта история говорит о сравнительно мягком обращении со слугами (домашними рабами) в англосаксонском обществе. Часто они были членами семьи и по завещанию могли получить свободу или даже долю наследства.

http://sedmitza.ru/lib/text/440928/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛЕГ [древнерус. Олгъ, Ольгъ] (ум.- после 2.09.911), кн. Киевский (кон. IX - 1-я четв. X в.). Первый из правителей Древнерусского гос-ва, чье имя засвидетельствовано в офиц. документе - тексте русско-визант. договора, заключенного 2 сент. 911 г. Имя князя является древнерусской адаптацией распространенного древнесканд. имени Helgi, соответствующего древнеисл. helgi (слабая форма прилагательного heilagr; в языческую эпоху - священный, сакральный). Источники сведений о жизни и деятельности О. Главный и практически единственный источник сведений о деятельности О.- древнерус. летописи, прежде всего «Повесть временных лет» (ПВЛ) и Новгородская I летопись младшего извода (НПЛ), к-рые существенно расходятся в определении статуса О., в изображении его деяний и в датировках связанных с его именем событий, включая дату его смерти. Главным различием является соотношение деятельности О. и кн. Игоря : в ПВЛ О. представлен родичем кн. Рюрика («от рода его суща» - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 22), опекуном малолетнего кн. Игоря и киевским князем, совершившим поход на К-поль. Согласно ПВЛ, после смерти О. в 912 г. к власти пришел кн. Игорь. В НПЛ О. изображен воеводой кн. Игоря, совершившего неудачный поход на К-поль, осуществившим 2-й поход уже сам. Сообщение о смерти О. помещено под 922 г. Эти и более частные различия породили множество интерпретаций сохранившихся текстов и большое количество реконструкций событий кон. IX - нач. Х в., к-рые основываются прежде всего на том, какому варианту (ПВЛ или НПЛ) отдается приоритет, при этом подавляющее число историков опираются на описание в ПВЛ. Поход Киевского кн. Олега на Царьград. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. F.IV.151. Л. 1085 об.) Поход Киевского кн. Олега на Царьград. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. F.IV.151. Л. 1085 об.) По мнению А. А. Шахматова , НПЛ в целом отразила Начальный свод 90-х гг. XI в. и, соответственно, представляет более ранний текст, нежели ПВЛ ( Шахматов. 2001. С. 228-243; относительно точным считают отражение Начального свода в НПЛ А. А. Гиппиус (см.: Гиппиус. 2012. С. 47) и ряд др. исследователей). Однако при этом Шахматов считал, что повествования об О.- князе, а не воеводе присутствовали уже в реконструированном им Древнейшем летописном своде 30-х гг. XI в. в составе «Сказания о первых русских князьях» и потому ПВЛ в данном случае содержит более раннюю редакцию сказания об О., нежели НПЛ.

http://pravenc.ru/text/2578285.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИБОРАДА [герм. Wiborada] († 926), св. дева (пам. зап. 2 мая), мц. Санкт-Галленская. Сохранилось 2 жития В., первое написано мон. Санкт-Галленского мон-ря Хартманом между 993 и 1047 гг.; второе житие составил мон. того же мон-ря Эриман между 1072 и 1076 гг. О мученической кончине В. при нападении венгров также упоминает аббат Эккехард IV († 1060) в «Истории Санкт-Галленского монастыря», составленной по просьбе братии в качестве продолжения к хронике Ратперта. К менее значительным источникам относятся «Старшие Санкт-Галленские анналы» и анонимное «Продолжение истории Санкт-Галленского монастыря», рассказывающее о почитании и канонизации В. Согласно житиям, В. происходила из знатной герм. семьи из Турговии, с ранних лет отличалась благочестием и милосердием. По совету В. ее брат Иттон стал священником, а впосл. монахом в Санкт-Галлене. После смерти матери в 912 г. В. покинула родительский дом и подвизалась в келлии возле ц. св. Георгия, недалеко от Санкт-Галлена, в 916 г.- в келлии возле ц. св. Магна. Святая отличалась даром пророчества. Мн. монахи и иерархи Санкт-Галлена просили совета и помощи В.; между 920 и 922 гг. ее посетил еп. Аугсбургский Ульрих . В 926 г. незадолго до нападения на Санкт-Галлен венгров В. посоветовала аббату Энгильберту спрятать церковные книги и сокровища, к-рые были перенесены в мон-рь Авгия (Райхенау). В. приняла мученическую кончину 1 мая 926 г. при взятии Санкт-Галлена язычниками-венграми. Между 946 и 952 гг. ее мощи были перенесены в ц. св. Магна. Канонизация В. была совершена в 1047 г. папой Климентом II в присутствии имп. Свящ. Римской империи Генриха III. В. изображается с книгой в одной руке и алебардой, орудием, к-рым, по преданию, ее пытали венгры,- в др. Ист.: ActaSS. Mai. T. 1. P. 284-308; MGH. SS. T. 4. P. 452-457. Лит.: Duft J. Wiborada//LTK. Bd. 10. Sp. 1088-1089; Irblich E. Die Vita sanctae Wiboradae: Ein Heiligen-Leben des 10. Jh. als Zeitbild. St. Gallen, 1970; idem. Viborada di S. Gallo//BiblSS. Vol. 12. Col 1072-1073. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/158366.html

Имя Х-л-г-у дало почву для отождествления «царя Руси» с О. и для разнообразных толкований и датировок описанных событий (обзор интерпретаций см.: Новосельцев. 1990. С. 216-217; сам исследователь скептически относился к возможности идентификации Х-л-г-у). Основными аргументами в пользу отождествления кроме совпадения имени и определения Х-л-г-у как «царя Руси» (мэлэх) является дата похода О. на К-поль и его смерти в НПЛ (922), а также упомянутое в НПЛ место смерти О.- «за морем» (НПЛ. С. 109). Однако аргументы эти сомнительны. На датировки НПЛ (как и ПВЛ) опираться вряд ли возможно. Гибель О. «за морем» приводится новгородским летописцем как один из известных в его время вариантов («друзии же сказають…») наряду с более предпочтительным - «в Ладозе», где есть его «могыла»; более того, для новгородского летописца естественнее было назвать просто «морем» ближайшее море - Варяжское (Балтийское), нежели Каспийское (Хвалисское), упомянутое в НПЛ один раз в парафразе библейского текста под 1242 г. Имя Олег было одним из немногих сканд. имен, усвоенных древнерус. именословом и распространенных в клане Рюриковичей. Т. о., Х-л-г-у мог быть или младшим родственником О. ( Петрухин. 2000), или одним из независимых от Киева правителей восточнослав. политий, существовавших в 1-й пол. Х в., или, наконец, просто предводителем одного из многочисленных отрядов викингов, совершавших походы «на восток» (таких вождей, особенно происходивших из правящих кланов, обычно называли морскими конунгами ( s æ konungr), что позволяло определить Х-л-г-у как «царя»). В. Я. Петрухин высказал предположение о контаминации в воспоминаниях автора «Кембриджского документа» 2 походов (О. в 907 и кн. Игоря в 941), что могло стать причиной упоминания о греч. огне, погубившем флот Х-л-г-у (см.: Петрухин. [Комментарии]// Голб, Прицак. 1997. С. 220-221). Т. о., вост. источники также ничего не сообщают о самом О. или его деятельности. Летописные сказания об О. и их историческая основа Летописные сообщения об О. восходят к устным дружинным преданиям ( Халанский. 1902-1903; Stender-Petersen. 1934. S. 91; Рыдзевская. 1978. С. 178-194; Чекова. 1994; Мельникова. 1999). Они группируются вокруг 4 основных сюжетов: утверждения О. в Киеве (в ПВЛ под 882, в НПЛ без даты); подчинения восточнослав. общностей в Ср. Поднепровье (в ПВЛ под 883, 884 и 885, в НПЛ эти статьи отсутствуют); похода на К-поль (в ПВЛ под 907; в НПЛ под 920 - поход кн. Игоря, под 921 - сбор в поход О. и кн. Игоря, под 922 - поход одного О.); предсказанной волхвами смерти «от коня» (в ПВЛ под 912, в НПЛ под 922). Возможно, в устной традиции существовал еще один, не развернутый в летописном повествовании, а только кратко упомянутый в ПВЛ под 903 г., сюжет - о «приведении» невесты (св. кн. Ольги ) кн. Игорю, к-рого опекал О. (согласно НПЛ, кн. Игорь сам «привел» себе жену).

http://pravenc.ru/text/2578285.html

Телефон: 8 (3522) 42-18-18 Подробнее... Богоявленский кафедральный собор (Курган) [ править править код ] Храм Богоявления Господня построен в одном из красивейших мест Кургана — на излучине реки Тобол при пересечении улиц Красина и Климова, воплотил в себе лучшие черты русского церковного зодчества конца XVII – начала XVIII веков. Прообраз курганского храма – храм Рождества Иоанна Предтечи, расположенный в старинном русском городе Угличе на берегу Волги. Храм трехпридельный, с шатровой колокольней и красивым церковным крыльцом. Строительство храма началось летом 2007 года, а 2 ноября 2008 года был совершен Чин закладки камня в основание будущего храма. 27 марта 2011 года совершено освящение престола в возведенной придельной части Богоявленского храма в честь святых князей Петра и Февронии Муромских. К концу 2011 года было завершено возведение первого этажа храма. В 2011 году во время избирательной компании кандидат в депутаты Государственной Думы VI созыва Владимир Ростиславович Мединский побывал на строительстве храма, ознакомился с существующими проблемами, основной из которых был недостаток средств. Тогда на строительство храма В. Р. Мединский пожертвовал 750 тысяч рублей личных средств, что позволило в 2012 году сделать перекрытие между первым и вторым этажом. Адрес: Россия, г. Курган, ул. Климова, 3 Телефон: 8 (922) 6750033 Подробнее... Храм Порт-Артурской иконы Божией Матери " Торжество Пресвятой Богородицы " (Курган) [ править править код ] Храм является первым, возведенным вновь, приходским храмом в России, посвященным Порт-Артурской иконе Божией Матери. А также первым возведенным вновь храмом за 110 лет в городе Кургане. Трехлетнее строительство храма Порт-Артурской иконы Божией Матери подошло к финальной стадии 13 сентября 2010 года, когда состоялось освящение куполов и крестов, которые прибыли из Челябинской области. Первое богослужение в Храме состоялось в Вербное воскресенье 2012 года. Адрес: 640041, г.Курган, ул.Ястржембского, 41а/1 Телефон: 8-912-526-99-25

http://azbyka.ru/palomnik/Курган

Соч.: Fasti censorii. B., 1873; Die handschriftliche Überlieferung der Kirchengeschichte des Euagrius//ZKG. 1882. Bd. 5. S. 315-322; Zur Kenntnis der Weltchronik des Georgios Monachos//Historische Untersuchungen: A. Schäfer gewidmet. Bonn, 1882. S. 276-295; Zu Theodorus Lector//ZKG. 1883/1884. Bd. 6. S. 573-577; Die Chronik des Georgios Monachos als Quelle des Suidas//Hermes. B., 1886. Bd. 21. S. 1-26; Vita Euthymii: Ein Anecdoten zur Geschichte Leos des Weisen a. 886-912. B., 1888; Zur Chronographie des Theophanes//Hermes. 1890. Bd. 25. S. 301-307; Nachträge zu den «Notitiae Episcopatuum», I-III//ZKG. 1890. Bd. 12. S. 300-322, 519-533; 1894. Bd. 14. S. 573-599; Römische Kaisergeschichte in byzantinischer Fassung. I//BZ. 1892. Bd. 1. S. 13-33; Idem. II: Georgius Monachus, Georgius Cedrenus, Leo Grammaticus. III//Ibid. 1893. Bd. 2. S. 1-21, 195-211; Der Angriff der Rhos auf Byzanz//Ibid. 1895. Bd. 4. S. 445-466; Zur kirchenhistorischen Literatur//Ibid. 1896. Bd. 5. S. 16-23; Die Chronik des Logotheten//Ibid. 1897. Bd. 6. S. 233-284; Der Bericht des Georgios Monachos über die Paulikianer//Ibid. 1898. Bd. 7. S. 40-49, 285-298; Bericht über eine Studienreise nach Italien, Spanien und England zum Zwecke handschriftlicher Studien über byzantinische Chronisten//SPAW. 1899. Bd. 51. S. 922-934; Weiteres zur Chronik des Logotheten//BZ. 1901. Bd. 10. S. 70-90; Zweiter Bericht über eine Studienreise nach Italien zum Zwecke handschriftlicher Studien über byzant. Chronisten//SPAW. 1902. Bd. 54. S. 146-164; Zu Johannes Skylitzes//BZ. 1904. Bd. 13. S. 356-369; Weiteres zur Chronik des Skylitzes//Ibid. 1905. Bd. 14. S. 409-467; Suidas und die Konstantinsche Excerptsammlung I.//Ibid. 1912. Bd. 21. H. 3/4. S. 381-424; 1914/1919. Bd. 23. S. 1-127; L " héritage de Byzance dans l " histoire de la Russie//Revue générale. 1924. Vol. 57. P. 335-357. Изд.: Nicephori Chronographia. Lpz., 1880; Theophanis Chronographia. Lipsiae, 1883. T. 1; Theophylacti Simocattae Historiae. Lpz., 1887; Neue Fragmente des Papias, Hegesippus und Pierius: In bisher unbekannten Excerpten aus der Kirchengeschichte des Philippus Sidetes. Lpz., 1888. (TU; Bd. 5. H. 2); Constantini Porphyrogeniti Excerpta historica iussu imperatoris confecta. B., 1903. T. 1 (pars 1-2); 1906. T. 3; Georgii Monachi Chronicon. Lipsiae, 1904. 2 t.

http://pravenc.ru/text/171529.html

Источник Примечание 31.12.1865 25 546 456 27 043 353 52 589 809 –1 496 897 31.12.1866 31.12.1870 26 217 941 27 564 726 53 782 667 –1 346 785 238 572 31.12.1871 25 360 076 26 636 006 51 996 082 –1 275 930 –1 786 585 31.12.1872 26 302 576 27 759 492 54 062 068 –1 456 916 2 065 986 31.12.1873 27 837 645 28 939 867 56 777 512 –1 102 222 2 715 444 31.12.1874 27 422 883 29 029 522 56 452 405 –1 606 639 –325 107 31.12.1875 28 215 097 29 486 563 57 701 660 –1 271 466 1 249 255 31.12.1876 28 816 226 30 083 885 58 900 111 –1 267 659 1 198 451 31.12.1877 28 467 130 29 644 005 58 111 135 –1 176 875 –788 976 31.12.1878 28 735 870 29 849 042 58 584 912 –1 113 172 473 777 31.12.1879 30 250 523 31 545 569 61 796 092 –1 295 046 3 211 180 31.12.1880 31 087 242 32 045 498 63 132 740 –958 256 1 336 648 31.12.1881 30 538 606 31 402 616 61 941 222 –864 010 –1 191 518 31.12.1882 29 458 771 30 277 731 59 736 502 –818 960 –2 204 720 31.12.1883 29 196 049 30 024 769 59 220 818 –828 720 –515 684 31.12.1884 28 000 007 29 137 311 57 137 318 –1 137 304 –2 083 500 31.12.1885 29 644 618 30 421 915 60 066 533 –777 297 2 929 215 31.12.1886 33 696 103 34 521 304 68 217 407 –825 201 8 150 874 31.12.1887 31.12.1888 34 944 147 34 864 260 69 808 407 795 500 О1888–89 31.12.1889 34 995 599 36 084 479 71 080 078 –1 088 880 1 271 671 О1890–91 31.12.1890 34 111 682 35 238 965 69 350 647 –1 127 283 –1 729 431 О1890–91 31.12.1891 36 505 560 37 048 159 73 553 719 –542 599 4 203 072 О1892–93 31.12.1892 36 671 058 37 217 583 73 888 641 –546 525 334 922 О1892–93 31.12.1893 37 033 100 37 434 046 74 467 146 –400 946 578 505 О1894–95 31.12.1894 37 816 324 38 143 385 75 959 709 –327 061 1 492 563 О1894–95 31.12.1895 38 520 725 38 798 765 77 319 490 –278 040 1 359 781 О1896–97 31.12.1896 39 265 493 39 584 324 78 849 817 –318 831 1 530 327 О1896–97 31.12.1897 39 988 929 40 066 721 80 055 650 –77 792 1 205 833 31.12.1898 40 453 306 40 551 202 81 004 508 –97 896 948 858 31.12.1899 31.12.1900 42 030 132 41 709 527 83 739 659

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

1. ак как святительство твое, достопочитаемый отче, начальствует святой церкви Велитерской 904 , где, как известно, отличительная честь исстари воздается блаженному Клименту со славной памяти именованием его 905 , [то святительство твое] не даром склонилось еще торжествен- нее чествовать почтение его и еще возвышеннее прославлять подвиги его жизни в подражание многим. Ибо ты не чем-либо другим доказываешь святость свою перед Богом и людьми, а тем, что в духе святости благочестивым усердием заботишься о том, что свято. Поэтому ты собрал с большим старанием обретенные мощи этого святого мученика и положил их в той же церкви, в которой начальствуешь, в собор его имени 906 . Поэтому ты выстроил ему также в Риме молельню 907 удивительной красоты. Поэтому ты пожертвовал все свое имущество приобретенной собственности 908 блаженному Клименту и через него на спасение свое Господу Богу. Поэтому ты настоял также у искуснейшего мужа Иоанна 909 , достойного служителя Христа 910 , на том, чтобы он описал деяния жизни 911 [святого] и повесть мучения 912 [его], собрав данные из различных латинских источников 913 . Поэтому ты наконец высказал неоднократно желание возложить и на меня ничтожного задачу перевести на латинский язык то, что я мог бы о том же святом отыскать у греков. Но так как [греческий] памятник деяний святого 914 уже существует в латинском переводе 915 , то требует перевода на латинский язык еще только то, что Константин, философ солунский 916 , муж жизни апостольской 917 , недавно написал 918 об обретении мощей того же блаженного Климента 919 . Впрочем, когда я уже заговорил об этом обретении мощей, то хочу вкратце передать тебе рассказ, как это случилось 920 , теми же словами, какими он сам имел обыкновение рассказывать об этом 921 , так как этот премудрый муж сообщает в своей коротенькой повести сжато об этом 922 , умолчав свое имя 923 . 2. Чудо морского отлива 924 у Херсона, говорит он 925 , о котором много читается между прочими чудесами сего блаженного Климента, ради множества грехов наших давно уже перестало по прежнему обычаю свершаться; ибо море собрало свои волны, стянутые когда-то на некоторые пространства, в принадлежащие им бухты 926 ; поэтому и народ начал мало помалу остывать в чествовании храма того 927 и от путешествия туда, которое верными в особенности ко дню рождения усердно совершалось, стопы свои, так сказать, отворачивать, главным образом потому, что место лежит на окраине царства и различные варварские толпы весьма часто наезжают туда 928 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

во времена Мессии ( Ос 3:5 ; 909 ср. Рим 11:26 910 ). 2. Пророческие речи Первая пророческая речь  ( Ос 4:1–14, 10 ) содержится в четвертой главе. Здесь изображено нравственное состояние Израильтян и указана предстоящая им участь. Поскольку в царстве Израильском нет истины, ни милости, ни ведения Божия, клятва и ложь и убийство и воровство и любодеяние разлилось по земли, и кровь с кровью смешивают, т. е. убийства следуют одно за другим непрерывно, то за это развращение возвещается совершенное запустение их царства ( Ос 4:1–3 911 ). Там никто не хочет внимать наставлениям и обличениям, говорит пророк; за это днем или вскоре погибнет народ вместе со своими пастырями, и матерь его, т. е. Церковь , и пророк падет с тобою ночью, т. е. будет находиться во тьме невежества ( Ос 4:4–5 ). Народ отверг наставления истинных пророков; за это будет и сам отвержен. Он забыл закон Божий; за это будут забыты потомки его ( Ос 4:6 912 ). Они тщеславились многолюдством перед царством Иудиным и славой побед при Иеровоаме II, как будто это – их личное приобретение, а не дар милости Божией; за это славу их в безчестие положу, говорит Господь; вместе с жертвами едят и грехи, т. е. понесут должное наказание за эти последние ( Ос 4:7–10 913 ). Блуд, вино и напитки завладели сердцем их, т. е. блуд и вино и напитки отняли ум у народа. Народ Мой вопрошает свое дерево и жезл его дает ему ответ, т. е. с деревом или деревянным идолом советуются, и палка его дает им ответ ( Иез 21:21 914 ). Обряды идолопоклонства совершаются на всяком удобном месте. За это дочери их любодействуют и невесты их прелюбодействуют безнаказанно, потому что отцы и женихи их с блудницею приносят жертвы ( Ос 4:11–14 915 ). Но если впал в идолопоклонство Израиль: то по крайней мере то пусть не грешил бы Иуда; и не ходите в Галгал, и не восходите в Беф-Авен, т. е. не увлекайтесь примером Израильтян, которые места священных воспоминаний обратили в места идолослужения. Галгал – место между Иерихоном и Иорданом; там был первый стан Евреев по переходе через Иордан; там воздвигнут был памятник этому чудному событию; там совершена торжественная пасха Иисусом Навином, и долго потом стояла скиния свидения (Иис. Нав. 4:1–24 ; 916 10:43; 917 1Цар 11:15 918 ). По этим воспоминаниям Галгалы пользовались у Евреев постоянным уважением. Но там же со времен Судей завелись идолы ( Суд 3:19 919 ), которые ко временам пророков Амоса и Осии чрезвычайно размножились и привлекали многочисленных поклонников ( Ос 9:15 ; 920 12:11; 921 Ам 4:4 922 ). Беф-Авен есть Вефиль ( Быт 28:18–19 923 ); имя Вефиль (дом Божий) переменено в Беф-Авен (дом неправды), очевидно потому, что Иеровоам I поставил там золотого тельца, послужившого источником заблуждений в царстве Израильском, и таким образом место видения или откровения и истинного поклонения Иакова обратил в место искажения законного Богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Центральное место в цикле сказаний об О. занимает рассказ о его победоносном походе на К-поль, помещенный в ПВЛ под 907 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 29-30; Т. 2. Стб. 21-22). В НПЛ он читается после описания неудачного похода кн. Игоря под 920 г. (в ПВЛ помещен под 941), целиком заимствованного из «Хроники» Георгия Амартола и Жития Василия Нового (в ПВЛ под 912 тот же текст дополнен пересказом устной традиции - впечатлений участников похода от использования византийцами «греческого огня»); под 921 г. сообщается о сборе войска О. и кн. Игорем, о походе же О. рассказывается под 922 г. (НПЛ. С. 108-109). Летописное повествование имеет сложный состав: в нем переплетены фольклорные (эпические) мотивы, рассуждения самого летописца и фрагменты визант. письменных текстов. Согласно ПВЛ, войско О. состояло из флота и конницы (к-рая далее не упом.; в НПЛ это сообщение отсутствует). Дальнейшее повествование в ПВЛ и НПЛ близко по содержанию, но текстуально не совпадает, за исключением речей персонажей. При появлении флотилии О. византийцы «замкнули Суд» (древнесканд. sund - пролив; сканд. название бухты Золотой Рог, вход в которую перекрывала цепь) и «затворили» город. Тогда О., сойдя на берег, начал грабить окрестности К-поля (описание разбоя в ПВЛ заимствовано из рассказа о походе кн. Игоря под 941), после чего поставил корабли на колеса, а ветер, надувая паруса, погнал их к городу. Испугавшиеся греки предложили О. мир, обещая «дань», какую О. пожелает, и преподнесли ему отравленное вино, к-рое О. отказался пить («бе бо устроено с отравою»). Провидение О. еще больше напугало греков, усмотревших в нем свидетельство сходства О. и вмч. Димитрия Солунского , «посланного на них Богом». О. установил размер контрибуции: по 12 гривен на человека (в составе флота О., согласно ПВЛ, было 2000 кораблей с 40 воинами на каждом), возложил на греков дань, «юже дають и доселе княземъ рускымъ» (только в НПЛ), повесил свой щит на воротах Царьграда в знак победы и заключил «мир» с имп. Леоном (Львом VI Мудрым) и его соправителями (текст договора приведен в ПВЛ). Перед отплытием О. приказал сшить паруса из драгоценной ткани («паволочиты») для кораблей «руси» и полотняные («кропиньны», к-рые вскоре после отплытия были разорваны ветром) для словен. Возвратился О. на Русь с богатой добычей: золотом, драгоценными тканями, фруктами, винами и «всяким узорочьем».

http://pravenc.ru/text/2578285.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010