Гордиенко Н. С. Новые православные святые. Киев, 1991. Громыко М. Мир русской деревни. М., 1991. Даль В. И. Пословицы русского народа: сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий, и проч.: В 2 т. М., 1862. Дебольский Г. С. (прот.). О любви к отечеству и труде по слову Божию. Репр. М., 1996. Димитрий, епископ. Домашний молитвослов для усердствующих. Харбин, 1943. Добротолюбие. Т. 1. Репр. неустановленного дореволюционного издания. Сергиев Посад, 1993. Добрый пастырь: биография о. Иоанна Кронштадтского , письма к батюшке и воспоминания о нем. СПб., 1994. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. М., 1980. Думский Ф. Я. Золотые слова; сборник проповедей русских церковных витий. СПб., 1905. Духонина Е. Из моих воспоминании об о. Иоанне Кронштадтском . СПб., 1907. Духонина Е. Как поставил меня на путь спасения отец Иоанн Кронштадтский . Дневник духовной дочери. СПб., 1911; репр. М., 1998. Душеполезное чтение: Указатель статей, помещенных в «Душеполезном чтении» в течение десяти лет, от начала 1860 до 1869 года. М., 1870. Душеполезный собеседник за 1889 г. М., 1902. Дьяченко Г. Христианские утешения несчастных и скорбящих, испытывающих бедность, болезни, потери родных и близких сердцу, житейские неудачи…: В 3 ч. М., 1898. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь: В 2 т. М., 1899. Дьяченко Г. В подарок детям. Искра Божия. Сборник рассказов и стихотворений, приспособленных к чтению в христианской школе для девочек среднего возраста. М., 1903. Е.К. Воспоминания об отце Иоанне. СПб., 1909. Евлогий (митрополит ). Воспоминания. Париж, 1957. Евстратий [Голованский] (иеромонах). Тысяча двести вопросов сельских прихожан о разных душеполезных предметах с ответами на оные бывшего приходского их священника. Киев, 1869. Елагин Н. В. Что надо желать для нашей церкви. СПб., 1882–1885. Емельях Л. И. Антиклерикальное движение крестьян в период первой русской революции. Л., 1965. Ефименко А. Исследования народной жизни. М., 1884. Ефремов Л. В. (прот.). Добрый Пастырь. Краткое описание жизни отца Иоанна Борисовича, священника Преображенской церкви города Ельца. 1750–1824. Воронеж, 1893.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В наст. время архив Д. хранится в ОР РНБ, Отделе древних книг и рукописей научной б-ки СПбГУ, в ОР ИРЛИ. Соч.: О жизни и трудах Константина Экономоса//Странник. 1860. 7. Отд. 1. С. 1-23; Ватопедский снимок Птолемеевой географии: (Письмо к П. И. Севастьянову)//ИИАО. 1861. Т. 2. Вып. 1. Стб. 16-22; Какими путями нужно исследовать древний классический греч. мир?//ЖМНП. 1868. Ч. 140. Дек. Отд. 2. С. 887-895; О каталоге греч. афонских рукописей, сост. летом 1880 г.: (Извлеч. из отчета греч. ученого Ламбра о командировке его на Афон)//Там же. 1881. Ч. 213. Февр. Отд. 2. С. 159-171; Топография средневек. Константинополя//Там же. 1882. Ч. 219. Янв. Отд. 2. С. 1-132; 1883. Ч. 225. Янв. Отд. 2. С. 1-29, 229-263; Разыскания о греч. богатырских былинах средневек. периода. СПб., 1883; Статьи по Византии в греч. журнале «Афиней»//ЖМНП. 1883. Ч. 230. Дек. Отд. 2. С. 415-446; Новая греч. книга об Афоне: [Рец. на: Мануил И. Гедеон. Об Афоне: Воспоминания и докум. заметки. К-поль, 1885 [на греч. яз.]]//Там же. 1886. Ч. 245. Май. Отд. 2. С. 349-375; Ист.-топогр. очерк сухопутных стен Константинополя//Тр. VI Археол. съезда. Од., 1887. Т. 3. С. 235-280; Каталог греч. афонских рукописей: (Обзор книги Сп. Лампроса. Афины, 1888 [на греч. яз.])//ЖМНП. 1889. Ч. 264. Июль. Отд. 2. С. 132-157; Живые остатки визант. терминологии//ЛетИФО. 1891. Т. 2. Визант. отд. Вып. 1. С. 1-24; [Рец. на.:] Иерусалимский изборник, печатаемый на счет ИППО, сост. и изд. А. Пападопуло-Керамевсом. СПб., 1891. Т. 1//ЖМНП. 1892. Ч. 282. Май. Отд. 2. С. 385-400; Опыт биографии Георгия Франдзия//Там же. 1893. Ч. 287. Июнь. Отд. 2. С. 427-497; Заметки по исправлению текстов в обеих летописях Франдзия//Там же. 1894. Ч. 291. Янв. Отд. 5. С. 1-11; Заметки по тексту Феофанова Временника//ВВ. 1894. Т. 1. Отд. 1. С. 307-318; Изд.: Повесть Епифания о Иерусалиме//ЖМНП. 1886. Ч. 247. Сент. Отд. 2. С. 125-143; Дополнение к визант. источникам//Там же. 1881. Ч. 276. Июль. Отд. 2. С. 204-213; Рассказ и путешествие по Святым местам Даниила, митр. Ефесскаго: 1493-1499 гг.//ППС. 1884. Т. 3. Вып. 2(8).

http://pravenc.ru/text/171757.html

В ночь на 27 августа 1907 г. А. А. Олесницкий скончался в г. Алупке во время очередной поездки на лечение в Крым. Похоронен возле храма на нижнем кладбище Флоровского монастыря г. Киева. В надгробном слове его ученик проф. свящ. А. Глаголев отмечал: «Свое жизненное призвание он обрел в высочайшей из наук - науке Слова Божия; ей безраздельно и не без великого порой самопожертвования отдал он всю жизнь, все силы свои… При необычайной выдержанности ученого пера профессора, при аскетической преданности его своей науке, он создал целое направление в русской библейской науке» (Глаголев А., свящ. Слово на заупокойной литургии…//Труды Киевской Духовной Академии. 1907. 10. С. 324, 327).   Библиография работ автора: Ветхозаветный храм в Иерусалиме: Исследование. СПб., 1889. - 939 с. Вопрос о новейших открытиях Моавитских древностей//ТКДА. 1877. Т. 4. С. 3-78. Воскресные беседы сельского учителя с односельцами. Киев, 1884. - 27 с. Вставки в Книге Иисуса Навина 21, 42 и 24, 30 по переводу LXX//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1878. 1. С. 166-168. Государственная израильская летопись, или книги царей Херема//ТКДА. 1880. 5. С. 3-83. Государственная летопись царей иудейских, или книги забытые Паралипоменон//ТКДА. 1879. Т. 2. С. 393-479; Т. 3. С. 415-462. Гробница Аарона на горе Ор//ТКДА. 1879. Т. 1. С. 356-371. Документы нового национального иудейского религиозного движения в Южной России//ТКДА. 1885. Январь. С. 110-117. Древнееврейская музыка и пение//ТКДА. 1871. Ноябрь. С. 107-161; Декабрь. С. 368-417. Из талмудической мифологии//ТКДА. 1870. Т. 2. С. 201-244; Т. 3. С. 273-327. Книга Песнь Песней и ее новейшие критики. Киев, 1882. - 388 с. Книга Притчей Соломоновых и ее новейшие критики. Киев, 1884. - 144 с. Мегалитические памятники Святой Земли. СПб., 1895. - 413 с. О древнем имени Божием//Христианское чтение. 1887. Май. О святом Гробе Господнем в его нынешней иноверной кустодии: Слово, сказанное в Киево-Братском храме в пяток 3-й недели Великого поста на пассии.

http://bogoslov.ru/person/392700

Изображения Ал. и Ан. сохранились в Лицевом житии прп. Сергия (XVI в.; РГБ), в Лицевом летописном своде (2-я пол. XVI в.; РНБ), на житийной иконе прп. Сергия 1680 г. (ЯХМ. И-394), а также в ряде памятников искусства светского характера. Собственно икона Ал. и Ан. (совместно с прп. Сергием и блгв. кн. Димитрием) была написана в 1980 г. Время местной канонизации преподобных неизвестно. В XVII в. их имена были внесены в святцы, в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. сказано: «Преподобнии старцы Александр и Родион (так! - и. А.), нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша» (РГБ. МДА. 201. Л. 333, день памяти не указан). В кон. XVII в. имена Ал. и Ан. как преподобномучеников Московских были включены в «Описание о российских святых» ( Барсуков. Источники агиографии. С. IV); в 1896 г. их имена были помещены также в «Троицком патерике» (в числе «учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных»), в 1981 г.- в Соборе Радонежских святых, установленном по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова). Память Ал. и Ан. может также отмечаться накануне праздника Рождества Богородицы - 7 сент. Ист.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 1-2; 6; 15; 18; Повести о Куликовской битве. М., 1959; Повесть о Куликовской битве: Текст и миниатюры Лицевого свода XVI в. Л., 1984; Памятники Куликовского цикла. М., 1998. Лит.: Добролюбов И. , свящ. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Рязань, 1885. Т. 2. С. 242; Иероним (Алякринский), архим. Рязанские достопамятности. Рязань, 1889. С. 27. Примеч. 246; Токмаков И. Ф. Историческое и археологическое описание московского ставропигиального первоклассного Симонова монастыря. М., 1892. Вып. 1. С. 48; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 1: Сент. С. 64-65; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 430-431; Троицкий патерик. Серг. П., 1896, 1992р. С. 11-12; Куликовская битва и подъем национального самосознания. Л., 1979. (ТОДРЛ; Т. 34); Куликовская битва в литературе и искусстве. М., 1980; Моисеев Н. [Феофилакт (Моисеев), архим. ] 600 лет победы на Куликовом поле: Библиогр.//БТ. 1981. Сб. 22. С. 178-237; Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. М., 1983; Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 339-360; Дмитриев Л. А. Сказание о Мамаевом побоище//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 371-374; Салмина М. А. Повесть о Куликовской битве летописная//Там же. С. 244-246; Шахматов А. А. [Рец.]//СбОРЯС. СПб., 1910. Т. 81. 7. Отчет о 12-м присуждении Академией наук премий митрополита Макария в 1907 г. С. 79-204.

http://pravenc.ru/text/64384.html

Арх.: РНБ ОР. Ф. 91 [Борис (В. В. Плотников)]; НАРТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 63 [канд. соч. «Главные моменты в истории христианского просвещения в его отношении к древнему греко-римскому образованию»]. Соч.: Заметки по сравнительной мифологии М. Мюллера. Воронеж, 1880; Среднеболгарский служебник 1532 г.: Опыт палеографически-глоттологического исслед. Воронеж, 1880; Вопрос о классике. Каз., 1884; Из церковно-общественной жизни в Сибири: Сб. ст. Томск, 1884; История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности: Периоды 1-й и 2-й. Каз., 1885, 1890; Задачи метафизики: Введ. в курс метафизики: (По B. Bowne " y). Х., 1888; Космология, или Метафизическое учение о мире: (По B. Bowne " y). М., 1888-1889. 2 вып.; Основные принципы научной теории литературы. Воронеж, 1888; Об изучении истории просвещения вообще и истории лит-ры в особенности. Воронеж, 1889; О начале мира. М., 1889; Опыт объяснения 49-й главы книги Бытия. М., 1889; Главные черты арийской доисторической культуры по данным сравн. языкознания. Воронеж, 1890; Об изучении истории просвещения вообще и истории лит-ры в особенности. Воронеж, 1890; Об изучении церковной истории. К., 1890; О невозможности чисто физиологического объяснения душевной жизни человека. Х., 1890; Общее введ. в круг богословских наук. К., 1890; Зап. по пастырскому богословию. К., 1892. 4 вып.; В чем искать счастья в жизни. СПб., 18932; Очерки по истории просвещения в период византийский. К., 1893. Вып. 1. Лит.: Троицкий И. Г. Памяти преосв. Бориса: Преосв. Борис как ученый//ХЧ. 1901. Т. 212. Ч. 2. С. 926-929; Пальмов И. С. Некот. восп. о преосв. еп. Борисе//Там же. С. 929-942; Шавельский Г. , свящ. Преосв. Борис в отношении к студенчеству//Там же. С. 942-947; Бродович И. Прощание ректора КДА преосв. Бориса с Академией и духовенством в г. Киеве. К., 1902. А. И. Алексеев Рубрики: Ключевые слова: ИГНАТИЙ (Оксенович-Старушич; † 1651 (?)), еп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский, д-р богословия, писатель ИОАНН (Соколов Владимир Сергеевич; 1818-1869), еп. Смоленский и Дорогобужский (с 1866), богослов, канонист

http://pravenc.ru/text/153157.html

Соч.: «Книга сравнения еврейского языка с арабским» Абу Ибрагима (Исаака) Ибн Баруна, испан. еврея кон. XI и нач. XII в. СПб., 1893. (К истории средневек. евр. филологии и евр.-араб. лит-ры; 1); Краткое описание эфиоп. рукописей, принадлежащих преосв. Порфирию, ныне хранящихся в Публичной б-ке//Отчет Публичной б-ки за 1883 г. СПб., 1885. С. 175-176; Заметка об эфиоп. рукописях Имп. С.-Петербургской Публичной б-ки//ЗВОРАО. 1889. Т. 4. Вып. 1/2. С. 106-111; Древнеарамейские надписи из Нираба близ Алеппо//Там же. 1899. Т. 12. С. 145-178; Еще один рукописный фрагмент Иерусалимского Талмуда//Там же. Т. 11. С. 195-205; Nouvel essai d " interprétation de la seconde inscription araméenne de Nirab//J. Asiatique. 1899. N 9(14). P. 432-445; Занятия семитической секции 12-го Конгресса ориенталистов в Риме (с 4 по 15 октября н. с. 1899 г.)//ЗВОРАО. 1900. Т. 12. С. 76-94; Краткое описание сирийской рукописи Нового завета, приобретенной Имп. Публичной б-кой в 1897 г. СПб., 1900; Открытый в Пальмире князем С. С. Абамелек-Лазаревым камень с таможенным тарифом 137 г. по Р. Хр. и необходимость приобретения его для России. СПб., 1900; Имена жрецов в нирабских надписях//ЗВОРАО. 1901. Т. 13. С. 93-97; Новые арамейские надписи из Пальмиры//ИРАИК. 1903. Т. 8(3). C. 23-26; Арамейский папирус Имп. Страсбургской б-ки//ЗВОРАО. 1904/1905. Т. 16. С. 22-27; Записки проф. Б. А. Тураева и академиков П. К. Коковцова и Н. П. Кондакова о собр. вост. древностей В. С. Голенищева. СПб., 1908; Из евр.-араб. рукописей Имп. Публичной б-ки. СПб., 1908. Т. 1: К лит. деятельности Самуила Нагида; 1911. Т. 2: К критике текста мелких произведений Ибн Джанаха; К пальмирской археологии и эпиграфике//ИРАИК. 1908. 13. С. 277-302; К сиро-турецкой эпиграфике Семиречья//ИИАН. Сер. 6. 1909. Т. 3. С. 773-796; К вопросу о «Логике» Авиасафа//ЖМНП. Н. с. 1912. 39. С. 114-134; Новый евр. документ о хазарах и хазаро-рус.-визант. отношениях//ЖМНП. 1913. 48. Отд. 2. С. 150-172; Русские ученые о евр. вероучении: Заключения проф. П. К. Коковцова, П. В. Тихомирова и И. Г. Троицкого на процессе Бейлиса. СПб., 1914; Новые мат-лы для характеристики Иехуды Хайюджа, Самуила Нагида и некоторых др. представителей евр. филол. науки в X, XI и XII вв. Пг., 1916. (К истории средневек. евр. филологии и евр.-араб. лит-ры; 2); Еврейско-хазарская переписка в Х в. Л., 1932.

http://pravenc.ru/text/1841722.html

Соч.: Жизнь Господа нашего Иисуса Христа. М., 1883. СПб., 18872; Архиеп. Иннокентий Борисов: Биогр. очерк//ВиР. 1884. Т. 1. Ч. 1-2; 1885. Т. 1. Ч. 1-2; 1886. Т. 1. Ч. 1; Церковно-религиозное состояние Запада и Вселенская Церковь//Там же. 1885. Т. 1. Ч. 2. С. 647-671, 877-912; В. В. Верещагин в полемике с венским католич. архиепископом//Там же. С. 788-812; Вера и знание, вера и жизнь//Там же. Т. 2. Ч. 1. С. 78-89, 123-144, 226-240; Лактанций и его философ. суждения//Там же. Т. 2. Ч. 2. С. 318-341, 373-401; Язычество и иудейство ко времени земной жизни Господа нашего Иисуса Христа//Там же. 1886. Т. 1. Ч. 2; 1887. Т. 1. Ч. 1-2 (отд. изд.: Х., 1888); Рассудочные силы животных//Там же. 1886. Т. 2. Ч. 1. С. 236-270; Ч. 2. С. 567-598; Спиритизм//Там же. Т. 2. Ч. 2. С. 240-267, 300-333, 368-400, 498-522; Житейская мудрость в афоризмах Шопенгауэра//Там же. С. 421-426; Новое покушение иезуитов против Православия//Там же. 1887. Т. 1. Ч. 1-2; Буддийский катехизис//Там же. Т. 2. Ч. 2. С. 401-416, 453-460, 557-568; Русская и немецкая школа//Там же. 1888. Т. 1. Ч. 1-2; 1889. Т. 1. Ч. 1 (отд. изд.: Х., 1889); Новый рус. философ Н. М. Минский//Там же. 1890. Т. 2. Ч. 1. С. 192-225 (отд. изд.: Х., 1890); Метафизические воззрения кн. Сергея Трубецкого//Там же. Т. 2. Ч. 2; 1891. Т. 2. Ч. 2 (отд. изд.: Х., 1890); О лжеучении гр. Л. Толстого//Там же. 1891. Т. 1. Ч. 1. С. 269-283; Нравственное содержание догмата о Св. Духе: (Против Л. Толстого)//Там же. С. 425-445; Нагорная проповедь//Там же. Т. 1. Ч. 2; 1892. Т. 1. Ч. 1-2; 1895. Т. 1. Ч. 1; Э. Ренан и его новейший рус. «критик»//Там же. 1893. Т. 1. Ч. 1. С. 313-332; Зло, его сущность и происхождение. Х., 1897; Ист. очерк апологетического, или основного, богословия. Х., 1899; Философия монизма. Х., 1900; Высокопреосв. Амвросий, архиеп. Харьковский. Х., 1902; Религия, ее сущность и происхождение: (Обзор филос. гипотез). Х., 1902-1904. 2 кн.; О миссии католич. и протестантской. СПб., 1907; Уроки первой французской революции: (Из переписки друзей). Х., 1907; Думский старообрядческий законопроект перед судом истории. СПб., 1909; Штундо-баптизм. Х., 1909; Обзор рус. сект и их толков. Х., 1910. Пг., 19152; Высшее управление в правосл. автокефальных Церквах. Х., 1913; О смысле и значении кровавых жертвоприношений в дохристианском мире и о так называемых ритуальных убийствах. Х., 1914; Устройство и управление римско-католич. церкви вообще и в России в частности. Х., 1916.

http://pravenc.ru/text/153699.html

Сблизился с кружком ранних славянофилов (Аксаковы, А. С. Хомяков , Ю. Ф. Самарин ), посвятил ряд статей отдельным славянофилам, но предпочитал держаться обособленно. Состоял в дружеской переписке с обер-прокурором Святейшего Синода К. П. Победоносцевым . Разработал собственную экономическую теорию (см.: Осн. начала экономии. М., 1889), создал особую теорию языка (см.: Радуга. 1883. 7, 22, 25, 28), но его творческие возможности в разных областях оказались в значительной степени не реализованными. Наследие Г.-П. было издано при участии Победоносцева и кн. Н. В. Шаховского и состоит из статей, газетных заметок и несистематизированных фрагментов. Оставил также автобиографические воспоминания «Из пережитого». Биограф Г.-П. кн. Шаховской называл его публицистом-философом. Г.-П. тяготился поглощавшей все силы работой, невозможностью выступать с серьезными трудами. Запрещение продажи ряда номеров «Современных известий», неудачная попытка приобретения бумажной фабрики и конкуренция с «Московским листком» разорили Г.-П. В 1883-1884 гг. издавал еженедельный ж. «Радуга». После смерти М. Н. Каткова в 1887 г. пытался получить в аренду газ. «Московские ведомости» , но ему было отказано. Похоронен на кладбище Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-ря . Арх.: ГЛМ. Ф. 23; ИРЛИ. Ф. 71; РГБ ОР. Ф. 231, 322; РНБ ОР. Ф. 847. Соч.: О папе Формозе//ПрТСО. 1855. Ч. 14. С. 239-277; О первоначальном нар. обучении//Там же. 1862. Ч. 21. С. 165-180; Экскурсии в рус. грамматику. М., 19042; [Статья о кн. К. Н. Леонтьева «Восток, Россия и славянство»]//Совр. изв. 1885. 245. С. 2; Из пережитого: Автобиогр. восп.: В 2 ч. М., 1886; Сб. соч.: В 2 т. М., 1899-1900; Университетский вопрос: [Сб. ст.]. СПб., 1903; Откуда нигилизм? М., 1904; Вопр. веры и Церкви: Сб. ст.: 1868-1887/Под ред. Н. В. Шаховского. М., 1905-1906. 2 т.; Еврейский вопрос в России: Сост. на основании ст. и писем. СПб., 1906; Церковь и богословие//БВ. 1913. 2. С. 208-222; Фрагменты//Просветитель: Вестн. духовного просвещения. 1994. 1. С. 197-208.

http://pravenc.ru/text/165003.html

В нач. 1918 г. в связи с расформированием управления военного и морского духовенства остался без содержания. Был выселен из конфискованного дома. 2 апр. 1918 г. определен настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при Свято-Троицком об-ве трезвости в Кронштадте, возведен в сан протоиерея. Находился в Кронштадте во время восстания в 1921 г., отпевал погибших при первом штурме крепости. После подавления Кронштадтского восстания был арестован 25 марта по обвинению в участии в мятеже. На допросе 26 марта виновным себя не признал. Приговорен Чрезвычайной революционной тройкой Особого отдела охраны финляндской границы к высшей мере наказания «как явный белогвардеец». В архивных документах отсутствуют точные даты вынесения приговора и приведения его в исполнение. Имя Г. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода от 30 июля 2003 г. Арх.: ЦА ФСБ РФ. Д. 114728; РГИА. Ф. 806. Оп. 4. Д. 2655; Оп. 5. Д. 8932; Оп. 10. Д. 83; Оп. 12. Д. 85; Оп. 13. Д. 56; Оп. 14. Д. 203; Оп. 16. Д. 1913; ЦГА СПб. Ф. 285. Оп. 13. Д. 13. Лит.: Объявления//Труд и земля. 1917. 14 окт.; Польский. Ч. 1. С. 203; Федотова С. Н. Сщмч. прот. Григорий Поспелов (1877-1921)//ЦВ. СПб., 2003. 809. С. 10-12; она же. Сщмч. прот. Григорий Поспелов, Кронштадтский//Петербургские ЕВ. Вып. 33. 2005. С. 113-120; ЖНИР. Т. 3: Март. С. 163-166. М. В. Шкаровский Рубрики: Ключевые слова: ВИКТОРИН Михайлович Добронравов (1889-1937), прот., сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ВЛАДИМИР Константинович Любич-Ярмолович-Лозина-Лозинский (1885-1937), прот., сщмч. (пам. 13 дек., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГРИГОРИЙ Александрович Сербаринов (1880-1938), прот., сщмч. (пам. 26 дек. , в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ИОАНН Александрович Кочуров (1871-1917), прот., сщмч. (пам. 31 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Рязанских святых, в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/166572.html

Важным достижением И. стало восстановление отношений с Сербской и Черногорской Церквами и Карловацкой митрополией, а также признание независимости Румынской Церкви, о чем И. издал синодальный акт (25 апр. 1885). Однако с РПЦ отношения И. были натянутыми, и многие его действия вызвали неодобрение Свящ. Синода РПЦ. Среди прочего И. подал России повод для недовольства тем, что признал митр. Сербского Феодосия (Мраовича) (1883-1889), выборы к-рого прошли по инициативе серб. кор. Милана с нарушением правил. За 2 года до этого с кафедры был смещен митр. Михаил (Йованович) (1859-1881, 1889-1898), поддерживаемый Россией. Крайнее неудовольствие российского правительства вызвали также каноническое общение с Карловацким митрополитом, признание автокефалии Румынской Церкви и особенно развод, данный 27 февр. 1886 г. К-польской Патриархией кнг. Марии Горчаковой (дочери бывш. валашского господаря Михаила Стурдзы, венчавшейся в 1868 в Париже с кн. К. Горчаковым, сыном канцлера А. М. Горчакова). Дело Горчаковых формально находилось на рассмотрении С.-Петербургской консистории. Супругам было отказано в разводе Русской и Румынской Церквами, и разрешение И. было воспринято как вызов России, тем более что речь шла также о правах наследования румынских имений княгини. Обер-прокурор К. П. Победоносцев выразил протест И. Канонически сомнительные доводы И. и его нежелание уступить требованиям России вызвали критику и со стороны Свящ. Синода Великой Церкви, и со стороны бывш. патриарха Иоакима III. 14 нояб. 1886 г. И. был вынужден сложить с себя патриаршие полномочия по причине усилившейся болезни и 5 дек. уехал в Смирну, а затем удалился в родовое имение на Хиосе, где и скончался 15 февр. 1887 г. Похоронен И. в Калимасье в ц. Преображения, рядом с к-рой ему был поставлен памятник. Лит.: Σπανοδης Κ. Π. Ιστορικα σελδες Ιωακεμ Γ. Κωνσταντινοπολις, 1902. Σ. 53-62; Соколов И. И. Константинопольская Церковь в XIX в. СПб., 1904. С. 672-674; Ανδραδος Ι. Χοι μητροπολται Θρκης//Θρακικ. 1932. Τ. 3. Σ. 36-40; Σιδερδης Ξ. Μητροπολται Δερκν (783-1925). Κωνσταντινοπολις, 1932. Σ. 29-30; Μαυρπουλος Δ. Πατριαρχικα σελδες Τ οκονομενικν πατριαρχεον π 1878-1949. Αθναι, 1960. Σ. 12; Σταυρδου Β. Θ. Ο οκουμενικο πατριρχαι: 1860 - σμερον. Θεσσαλονκη, 1977. Τ. 1. Σ. 285-316.

http://pravenc.ru/text/468907.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010