35 . Рубан Ю.И. Историк – агиограф – чтец//Вода живая. 2010. 6. 36 . Рубан Ю.И. Чернорабочий от истории. (К 110-летию со дня кончины Василия Васильевича Болотова )//Вода живая. 2010. 4. 31 . Священный Собор Православной Российской Церкви 1911–1918 гг. Собрание определений и постановлений. Вып. 2. М., 1994. 38 . Соколова Л. Когда горит свеча. Никольское кладбище Александро-Невской лавры. Вып. 2. СПб., 2005. 39 . Сорокин В., прот. Лихолетье – время испытаний//Вода живая. 2001. 19. С. 24–25. 40 . Струве В.В. Заупокойный культ древнего Египта. Путеводитель по выставке в залах Эрмитажа. Петербург, 1919. 41 . Струве В.В. Б.А. Тураев – крупнейший историк Древнего Востока//Вестник древней истории. М, 1948. 2. С. 15–83. 42 . Струве В.В., Снегирев И. Л. Предисловие к книге Тураева Б.А. История древнего Востока. Том 1. Л., 1935. 43 . Томашевич О.В. Объяснение в любви. Вместо послесловия// Тураев Б.А. Бог Тот. М., 2002. С. 315, 316, 339. 44 . Тураев Б.А. Василий Васильевич Болотов //Журнал Министерства народного просвещения. Часть CCCXXX. 1900. Август. 45 . Тураев Б.А. Египетские рельефы с изображениями погребальных процессий Музея изящных искусств//Известия РАИМК. Т. I. 8 августа 1920. 9. С. 11. 46 . Тураев Б.А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии//Записки историко-филологического факультета С.-Петербургского университета. Ч. 65. Вып. 1. СПб., 1902. 41 . Тураев Б.А. Проект обители ученых иноков//Христианский Восток. Новая серия. Т 2 (8). 2001. 48 . Тураев Б.А. Русская наука о Древнем Востоке до 1917 года//АН СССР. Л., 1927. 49 . ЦГА СПб. Ф. 7240. О. 14. Д. 16. 50 . Цыпин В. , прот. История Русской Церкви 1917–1997. М.: Изд-во Спасо-Преобр. Валаамского мон., 1997. 51 . Шаров А.В. Два документа о Б.А. Тураеве //Памятники и люди. М., 2004. С. 109–121. 52 . Шаров А.В. Творческий путь и научное наследие академика Бориса Александровича Тураева . Дисс. на соискание... к. и. н. М., 2000. 53 . Шаров А.В. Тураев Борис Александрович //Историки России. Биографии. М., 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/b...

ирмос). Тарх в наименьшей степени является поэтическим произведением - он включает в себя 2 нерифмованные строфы на копт. языке, переходящие в прозаический текст на араб. языке. По содержанию тарх - толкование предшествующего хос, цикла теотокиа или евангельского чтения ( Burmester. 1937). Цикл теотокиа - это многострофное гимнографическое произведение, исполняемое в отличие от псали, лобш и тарх как самостоятельный элемент службы и посвященное Божией Матери. Теотокиа восходят к VI в. (традиция связывает их составление со свт. Афанасием Великим и прп. Ефремом Сирином) и построены на основе греч. моделей ( Тураев. 1907б; Nessim Youssef. 1997). Свои циклы теотокиа имеет каждый день недели (теотокиа для воскресенья включает 18 гимнов; для субботы, понедельника и четверга - 9 гимнов; для вторника, среды и пятницы 7 гимнов); особые циклы теотокиа установлены для месяца Кияк ( O " Leary De Lacy. 1911). На практике циклы теотокиа обычно исполняются не полностью; гимны перемежаются вставками-бол (копт. bwl - толкование); в конце цикла звучит лобш. Лит.: Badet L. Chants liturgiques des Coptes. Caire, 1899. 2 vol.; Тураев Б. А. Пасхальная служба Коптской Церкви//Commentationes philologicae: Сб. ст. в честь И. В. Помяловского. СПб., 1897. С. 1-20; он же. К истории греч. периода в верхнеегип. богослужении//ВВ. 1900. Т. 7. С. 426-431; он же. Копт. богослужебные каноны//ВВ. 1907. Т. 14. С. 184-189; он же. К вопр. о происхождении копт. ceotokia//Там же. С. 189-190; Junker H. Koptische Poesie des 10. Jh. B., 1908. T. 1; 1910. T. 2. N. Y., 1977r; O " Leary De Lacy E. The Daily Office and Theotokia of the Coptic Church. L., 1911; idem. The Difnar (Antiphonarium) of the Coptic Church. L., 1926-1930. 3 pt.; Burmester O. H. E. The Greek Kirugmata Versicles and Responses, and Hymns in the Coptic Liturgy//OCP. 1936. Vol. 2. P. 363-394; idem. The  of the Coptic Church//OCP. 1937. Vol. 3. P. 78-109; idem. The  of the Coptic Year//Ibid. P. 78-109; A     M   Y. Doxologies in the Coptic Church//Bull.

http://pravenc.ru/text/165013.html

54 . Шубина Е.И. Петроградский Богословский институт//Фонтанка. 2007. 55 . Шумилов А. Хранить верность//С.-Петербургский университет. 7 марта 2007 г. 6–7 (3628–3629). Бутякова Татьяна Александровна – преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии, член Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области (tat.butya@yandex.ru).  Михаил Николаевич Вербовский – выпускник Санкт-Петербургской православной духовной семинарии.  3 Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Т. 10. Деяния 137–151 . Государственный архив РФ. Новоспасский монастырь. М., 2000; Козьмина-БороздинаТ.Н. Посмертные работы академика Б.А. Тураева//Жизнь. М., 101–112. 5 Коростовцев М.А. Академик Борис Александрович Тураев (о стиле работы ученого)//ВДИ. 1974. 2. С. 111–114; Беляев Е.А. Б.А. Тураев//Труды Московского университета. 1946. Вып. 3. С. 56–61; Шаров А.В. Творческий путь и научное наследие академика Бориса Александровича Тураева //Диссертация. М., 2000; Крачковский И.Ю. Б.А. Тураев и христианский Восток. СПб., 1921; Беляев Е.А. Б.А. Тураев//Труды Московского университета. 1946. Вып. 3. С. 56–61. 6 Бороздин И.Н. Академик Б.А. Тураев и русская наука//Вопросы истории. М., 1947. 11. С. 80–84; Глубоковский Н.Н. Академик профессор Борис Александрович Тураев , как христианский учитель и ученый//Воскресное чтение. Варшава, 1929. 11. С. 169–173; Кравецкий А.Г. Проблема богослужебного языка на Соборе 1917–1918 гг. и в последующие десятилетия//Журнал Московской Патриархии. 1994. 2. 9 Глазов В., свящ. История праздника Всех святых, в земле Российской просиявших//Московские епархиальные ведомости. 2005. 5–6. 12 Григорий (Чуков), митр. Дневник, фрагменты, фотографии (1918–1923)//Архив. Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова). СПб., 2010.  16 Выдающийся русский востоковед В.С. Голенищев и история приобретения его коллекции в музей изящных искусств (1908–1912)//Гос. Эрмитаж, Гос. Рус. музей, Музей изобр. искусств им. А.С. Пушкина/Сост., автор прим. Демская А.А., Ходжаш С.И. др. (из архивов ГМИИ). М.: Сов. художник, 1987.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/b...

На торжественном заседании по поводу открытия в тот же день Б.А.Тураев приветствовал интитут от Академии наук; в институте он занял кафедру литургики. Было решено, что в Общеприходском совещании он будет руководить богослужебным отделом, и 14 июня Б.А. Тураев уже сделал в правлении совещания доклад о богослужении. В образованном при иституте религиозно-философском обществе и братстве «св.Софии» Борис Алескандрович взял на себя руководство секцией по научно-богословским вопросам. У прот.Николая и Бориса Александровича были большие планы. Совет Богословского института, Общеприходское совещание, братство - кружок лекторов «св.Софии» - имели своей целью восстановление разрушенной революцией церковной жизни, причем с учетом и исправлением прежних ошибок, которые они в ней видели, в том числе и в жизни монастырей. На Поместном Соборе 1917-1918 гг. проф. Б.А.Тураев доложил свой «Проект обители ученых иноков», то есть братства, в котором нашли бы себе место монахи всех специальностей (ученые монахи, монахи-художники, живописцы и зодчие, специалисты по церковному пению, и др.), но в общий круг их научных интересов обязательно должно было входить отправление богослужений, изучение истории Церкви и монашества, в особенности изучение Св. Писания и библейской археологии, литургики и забота о церковном искусстве. Предполагалось, что братия обители будет жить на киновиальных началах; при монастыре подразумевалось наличие богатой, пополняемой библиотеки и музея, печатного органа; допускалось принятие в свою среду белого духовенства и благоговейных мирян. Поместить братство Б.А.Тураев планировал в Александро-Невской Лавре или (что, по его мнению, даже лучше было бы - подальше от столицы) в колыбели православия, древнем Херсонесе: в Херсонесском монастыре св. Владимира - месте крещения св. Владимира, согласно летописной традиции. Суровая действительность последующих лет показала нереальность «Проекта» 1917 года, однако на собрании «св.Софии» 5 июля (последнее, на котором присутствовал Б.А.Тураев) решили начать с малого - устройства на одном из подворий Петроградской епархии полуиноческого общежития для студенток Петроградского богословского института. С этой целью Б.А.Тураев и прот.Николай 7 июля отправились на станцию Удельная к игуменье Афанасии. Ничто не предвещало беды. Впервые публикуемые дневники прот.Н.К.Чукова расскажут об их неосуществленных планах, о последних днях жизни Бориса Алесандровича Тураева, его кончине и погребении на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры.

http://bogoslov.ru/article/953836

Contra Eunomium, 4, P. G. 29,689 C; patrz: J. Lebon, Monophisitisme Sewerien,dz. cyt. s. 445-446a. Интерпретируя единство лица Иисуса Христа, святитель Кирилл употребил аполинаристскую формулу μιαφυσιςτουΘεουΛογου..., приписывая ее авторство святителю Афанасию. Нет никаких сомнений в том, что автором этой формулы святой Аполинарий ( о. Владимир, о святости Аполинария пишет не халкидонский автор — прим. Андрей Ухтомский), хотя это не исключает того, что он мог заимствовать ее у святителя Афанасия, конечно, придав ей дифизичный характер и интерпретацию.Срав. Hefele - Leclerc, Tom II, s. 225. Из личной переписки с отцом И. Мейендорфом, в которой он также не дает ответа на вопрос, почему Севир не решился хотя бы немного понять механизм терминологии каппадокийцев. Комментарии ( 9): д.А.Соколовски 16 февраля 2012г. 04:12 Непонятна научная ценность статьи. Изложен ряд мнений, как в семинарском сочинении. Отсутствует авторский богословский анализ. Возможно ли писать про Севира без ссылки на Грильмайера? архим. проф. Павел Стефанов, Шумен, Болгария 16 февраля 2012г. 04:31 В значительной степени переписано из Wigram " а, который цитируется почему-то сокращенно. Есть и более новые публикации: The Arabic Life of Severus of Antioch Attributed to Athanasius of Antioch. Edited and translated by Youhanna Nessim Youssef. Turnhout, Brepols, 2004 (Patrologia Orientalis 49:4). Pauline Allen , C. T. R . Hayward. Severus of Antioch. London, Routledge, 2004, 200 pp. (The Early Church Fathers). Давыденков, О., иерей . Христологическая система Севира Антиохийского: Догматический анализ. М., Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2007, 327 с. jasvami 18 февраля 2012г. 13:47 Павел, а по поводу составности природы Иисуса Христа, что можете сказать? Не кажется ли Вам, что вся природа, - Божественна и выделять с нее некую " человеческую " , просто глупо? архим. проф. Павел Стефанов, Шумен, Болгария 21 февраля 2012г. 15:28 Харе, jasvami, Ваше утверждение, что " вся природа - Божественна " , нелогична и даже абсурдна. Если она была бы божественной, то она не имела бы начала и конца, не имела бы видимости, а в самом деле все нормальные люди наблюдают протяжность и конечность природы. Кроме того, доказано, что природа подчиняется эволюции. А эволюция возможно только тогда, когда есть начало, сотворение, а не вечность. Объективное заключение - природа небожественная, а созданная Богом. Монизм - это индуисткая позиция, но она не выдерживает критику с точки зрения религии или науки.

http://bogoslov.ru/article/2442799

Диаконствовали иподиаконы, помогали в стихарях И.П. Мурзин и Б.А. Тураев. Присутствовало около 20 профессоров: Тураевы, Церетели, Бородин, Гла-зенап, Фармаковский, Бенешевич, Тищенко, Лавров, Гримм, Шимкевич, Новиц- кий , Платонов, Успенский и другие, которых я не знаю. Народу было достаточно» 128 . В «малой» церкви, как именовали Всесвятскую церковь , совершались регулярные богослужения, а «большая» университетская Петропавловская церковь была передана приходу с «правом охраны», что отмечается в протоколе приходского собрания 129 . Общение с Тураевым и его женой вскоре вошло у отца Николая Чукова в обычай и жизненную потребность. На второй день Рождества прот. Николай Чуков пошел вместе с Тураевым в Андреевский собор, где настоятель о. Николай Платонов «совершал утреню по особому песненному (пасхальному) чину, который ему указал Тураев, заимствовав его из устава св. Софии (в Царьграде – Воронцов А.В. )». Автор дневника, описав этот чин, нашел его «интересным и торжественным» 130 . В день ангела, который отец Николай отмечал 17 февраля (на преп. Николая Студийского), «Тураевы подарили свои труды: Б.А. Тураев : 1) Абиссинские магические свитки; 2) Египтологические заметки. 1-Х1; 3) Магический папирус Британского музея; 4) Россия и христианский Восток; 5) Опись коллекции древностей, привезенных из Египта весной г. (Тураев и Фармаковский). Е.Ф. Тураева: 1) Отражение Нижегородского движения 1612 г. в литературных памятниках XVII века; 2) Французская генеалогия XVI-XVN вв. о русских государях; 3) К трехсотлетию царствования Дома Романовых; 4) Новый сборник статей по славяноведению, изданный учениками В.И. Ламанского. Кроме того, Б.А. Тураев подарил «Известия Русского Археолог. института в Константинополе», т. XVI, где помещен труд Панченко «Рельефы из базилики Студия в Константинополе (Студитского монастыря, где преп. Николай был игуменом) " » 131 . (3628–3629). С. 26. Отец Николай пригласил академика Тураева в Братство Святой Софии, созданное им из университетской профессуры и активных священников для теоретической разработки разных богословских вопросов.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/b...

Из ученой командировки Б.А. Тураев вернулся в 1896 г. и занял должность приват-доцента в Санкт-Петербургском университете, где стал читать лекции по истории Древнего Востока и египтологии. Читал Борис Александрович быстро, не артистично, но студентов сразу же поражала огромная эрудиция молодого преподавателя 30 . «Имеющий диплом первой степени Историко-филологической испытательной Комиссии при Императорском Санкт-Петербургском Университете 1890 г. от 22 ноября за 10541 Борис Александрович Тураев , православного исповедания, по выдержании установленного испытания и публичном защищении 9 мая 1898 г. в Санкт-Петербургском Университете диссертации, под заглавием: «Бог Тот», удостоен Историко-филологическим факультетом сего Университета ученой степени магистра всеобщей истории» 31 . Так свидетельствует копия диплома о присвоении магистерской степени Б.А. Тураеву . Через немногое время 23 августа 1898 г. коллежский секретарь Б.А. Тураев венчался в Знаменской церкви села Богородское-Мневичи Новоторжокского уезда Тверской епархии 32 с дочерью тайного советника Еленой Филимоновной Церетели (их весьма эмоциональная переписка частично сохранилась в архиве Академии наук 33 ). Научную работу молодой ученый вел в сотрудничестве с В.В. Болотовым . «Среди учеников Болотова, прямых или косвенных, – несколько ученых мирового значения, которые в то же время явили себя подлинными христианами в годы большевистских гонений. Таковы академик Б.А. Тураев , крупнейший специалист по христианскому Египту и Эфиопии» 34 . Надо сказать, что еще в 1894 г. Болотов писал Тураеву: «Но Вы находитесь в диковинном заблуждении, если предполагаете, что я действительно знаю толк в эфиопских службах. Больше того, что Вы теперь в этом деле знаете, конечно, в Европе не знает никто. Может быть, (говоря это впрочем, без особой уверенности) Ваш материал, когда Вы его издадите, поможет нашим литургистам – на западноевропейских надежды плохи...» 35 . Б.А. Тураев написал о Василии Васильевиче: «Болотов явился в науке как бы «сам по себе», возник без подготовки и ушел без продолжения» 36 . Переводя совместно с Тураевым часослов Эфиопской Церкви, Болотов сообщает ему: «Псалмы, определяющие ход богослужения по Dillm. Chr., были 1-й (Блажен муж), 23 (Господня земля), 92 (Господь воцарися), 140 (Господи воззвах) и, по-видимому, песнь Захарии «Благословен Господь», а дальше – темна вода во облацех. Часослов с этим уже плохо сходился (plus какое-то «Боже мой» и, по-видимому, «Ныне (отпущаеши)»)» 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/b...

И сам Б.А. был не только ученым, не только одним из редкостных членов Церкви, но также и одним из лучших сынов России. Развал великого государства, гибель культуры, духовная и особенно моральная дикость, проявившаяся при этом, действовали на его впечатлительную и идеалистическую душу особенно угнетающим образом. В сущности, его кончина есть только результат моральной агонии, начавшейся с 1917 г.». Б.А. Тураев - автор свыше 150 работ, охватывающих проблемы истории, истории религии и Церкви, археологии, искусства, филологии, источниковедения и историографии. Помимо основных избранных им дисциплин - египтологии и эфиопистики - Б.А.Тураев занимался также семитологией, ассириологией, шумерологией, коптологией, хеттологией, урартоведением и др. Он создал отечественную школу историков и филологов по Древнему Востоку и Эфиопии. В 1919 г. вместо старых факультетов историко-филологического и восточных языков в Петроградском университете был образован факультет общественных наук, на одном из отделений которого велось преподавание языков и истории народов Древнего Востока. Впервые в России была создана специальная кафедра египтологии, на которой преподавали академик Б. А. Тураев, приват-доценты И.М. Волков и В.В. Струве, Н.Д. Флиттнер. В университетском музее древностей работал ученик Тураева В.Ф. Гесс. Однако новую кафедру постигли тяжелые испытания: сначала скончался И.М. Волков, прот.Николай 21 декабря 1919 года отслужил у себя в университетской церкви по нему панихиду. Когда не стало Бориса Александровича, В.В. Струве возглавил кафедру в звании профессора, а на Н.Д. Флиттнер легла вся тяжесть преподавания египтологических дисциплин и истории Древнего Востока. Ученики воздвигли Борису Александровичу «памятник нерукотворный», продолжив его дело и издав многие труды. После смерти Бориса Александровича его ученики собирались у Е.Ф. Тураевой или у прот.Николая, и он руководил этими собраниями. Прот.Николай не только благословил учеников издавать труды мэтра, но и сам активно в этом участвовал. Первые публикации появились уже в конце 1920 года. Академик В.В.Сруве писал: «Действительно, если как филолог в области египтологии и абиссиноведения, Б. А. Тураев входил в число крупнейших специалистов этих дисциплин, то как историк древнего Востока он не знал себе равного ни у нас, ни за рубежом». В день погребения Бориса Александровича у его могилы митрополит Вениамин передал прот. Николаю на память несколько листков, написанных его рукой. Посвящены записи кончине А.С.Пушкина. Это выдержки из «Северной пчелы» от 29 января 1837 года, «Жена у гроба поэта...», «В Европе такие катастрофы невозможны. Ведь сумели сберечь Вольтера и Гете...», слова Тургенева, который вез тело поэта в Святогорский монастырь: «Я перевозил в моей жизни много драгоценного, инкубалы и ватиканские рукописи, помпейскую бронзу и римские бюсты, древние вазы и медали. Думал ли я когда-нибудь, что мне придется перевозить тело Величайшего русского поэта?..» и другие.

http://bogoslov.ru/article/953836

3 . Балашов Н., прот. На пути к литургическому возрождению. М., 2001. 4 . Беляев Е.А. Б.А. Тураев //Труды Московского университета. 1946. Вып. 3. С. 56–61. 5 . Бовкало А.А.. Литургика в Петрограде после 1918 г.//Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. М., 2000. 6 . Бовкало А.А.. Просветительская деятельность Петроградского Богословского Института//Избранные материалы международной научно-практической конференции: Богословское образование: традиции и развитие. 1991. 7 . Богданова Т.А., Клементьев А.К. Н.Н. Глубоковский и неудавшаяся попытка объединения в 1918 г. Петроградской духовной академии и Петроградского университета//С.-Петербургский университет. 19 марта 2004 г. 1 (3663). С. 42–45. 8 . Бороздин И.Н. Академик Б.А. Тураев и русская наука//Вопросы истории. М., 1941. 11. С. 80–84. 9 . Вильна. Путеводитель. Вильна, 1883. 10 . Воронцов А.В. Академик Б.А. Тураев , староста Университетской церкви//С.-Петербургские епархиальные ведомости. 2000. 21–22. С. 61–12. 11 . Воронцов А.В. Братство Св. Софии в Петрограде//С.-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. 28–29. 12 . Выдающийся русский востоковед В.С. Голенищев и история приобретения его коллекции в музей изящных искусств (1908–1912)//ГЭ, ГРМ, ГМИИим. А.С. Пушкина/Сост., автор прим. Демская А.А., Ходжаш С.И. и др. М.: Сов. художник, 1981. 13 . Глазов В., свящ. История праздника Всех святых, в земле Российской просиявших//Московские епархиальные ведомости. 2005. 5–6. С. 11–15. 14 . Глубоковский Н.Н. Академик профессор Борис Александрович Тураев , как христианский учитель и ученый//Воскресное чтение. Варшава, 1929. 11. С. 169–113. 15 . Григорий (Чуков), митр. Дневник, фрагменты, фотографии (1918–1923)//Архив. Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чуко-ва). СПб., 2010. 16 . Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М.: Изд-во Сретенского монастыря. 2006. 11 . Ендольцев Ю.А. Университет на Биржевой линии//Нева. 2004. 12. 18 . Жебелев С.А. Из воспоминаний о старом товарище//Вестник древней истории. 1993. 3. С. 15–83.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/b...

Б.А. Тураев «отрадой и увенчанием всей деятельности своей» считал, как свидетельствует профессор Н.Н. Глубоковский , «звание церковного чтеца с посвящением в стихарь» 150 . И Б.А. Тураев завещал себя похоронить в стихаре. Вообще же придавал он началу богослужебному исключительное значение. «Он знал, – пишет Н.Н. Глубоковский , – что во внешнем церковном укладе самым важным элементом здоровой христианской жизни является живительное богослужебное питание, а обязательная для христиан всецелая посвященность Богу должна иметь наглядных, – хотя и человечески несовершенных, – выразителей полной отрешенности от мира для безраздельного поклонения Господу как единственному центру возвышенных желаний и духовных стремлений. И чем ниже была наличная действительность, всегда далекая в здешнем мире от своего небесного идеала и тем пламеннее было усердие сохранить в возможной чистоте все священные символы тех неизреченных благ, которые приобретены для нас Христом, сообщаются в Церкви и получат осуществление во всем божественном величии абсолютного совершенства, когда «будет Бог всяческая во всех» ( 1Кор 15:28 )» 151 . 22 июня 1920 г. Тураевы и отец Николай Чуков поехали в Удельную, к игумении Афанасии, чтобы переговорить «об устройстве полуиноческого общежития для студенток при одном из подворий, под руководством матушки Афанасии, и об ее участии в выработке организации вообще типа нового полуиночества. В беседе с игум. Афанасией последняя высказала мысль – кажется, справедливую, что надо создавать устав, исходя из того, что предъявляет сама жизнь, приспособляясь к ее условиям и, в частности, к запросам определенных лиц, иначе будет теоретичность. Дорогой обсудили с Тураевым план календаря, который предполагает Общеприходское совещание издать на 1921 год» 152 . 19 июля настоятель университетской церкви пришел к старосте университетской церкви, чтобы причастить его, ибо Борис Александрович заболел на даче дизентерией, ставшей для него смертельной. На следующей день проходило очередное заседание Братства Святой Софии, но супругов Тураевых на нем уже не было. Через три дня, в пятницу 23 июля 1920 г., в 7 часов вечера, академик Тураев скончался. 

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/b...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010