Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОРШАНСКИЙ КУТЕИНСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Витебской и Оршанской епархии Белорусского Экзархата), находится в г. Орше Витебской обл. (Республика Беларусь). XVII - нач. XX в. Основан 19 сент. 1623 г. в мест. Кутейно на левом берегу р. Днепр, в месте слияния с ним р. Кутеинки. Главными фундаторами обители стали мстиславский подкоморий пан Богдан Вильгельмович Стеткевич-Заверский (позднее - один из вкладчиков Могилёвского Богоявленского правосл. братства) и его жена, кнж. Елена Богдановна Соломерецкая, наследница и дочь видного православного землевладельца в Белорусском Подвинье - кн. Богдана Богдановича Соломерецкого. На свои средства семья Стеткевичей-Заверских купила на окраине Орши с. Кутейно (АЗР. Т. 4. 230. С. 521). Согласно инвентарю 1594 г., имения Смольняны, ранее принадлежавшего ковельскому кн. Андрею Сангушко, в с. Кутейно было 7 домов, в которых проживали 8 крестьян (АВАК. Т. 14. 58. С. 469). 29 сент. 1629 г. пани Анна Богдановна Стеткевич-Огинская, мать Стеткевича-Заверского, а также его брат, пан Иван Вильгельмович, передали О. К. Б. м. слободу Бельковщину, к-рая размещалась между реками Днепр и Кутеинка, поэтому в некоторых документах мон-рь иногда называют Бельковским. Во время основания обители чудесным образом была явлена икона Божией Матери, получившая название «Оршанская» (пам. 20 июля и 5 сент.). Она стала главной святыней О. К. Б. м. Строительством обители руководил иером. Иоиль (Труцевич) , активный деятель Могилёвского братства. В 1629 г. в освящении престола монастырского Богоявленского собора принимал участие митр. Киевский свт. Петр (Могила) . Став игуменом, Иоиль (Труцевич) помогал строить новые правосл. обители на землях, принадлежавших семье фундаторов О. К. Б. м. и их ближайших родственников. Благодаря им были основаны в 1631 г. оршанский Кутеинский в честь Успения Пресв. Богородицы, в 1633 г.- Буйничский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, в 1641 г.- Тупичевский Свято-Духовский под Мстиславлем и Борколабовский в честь Вознесения Господня мон-ри. При этом по решению фундаторов настоятель Оршанской обители осуществлял духовное и экономическое руководство этими мон-рями ( Чистович. 1884. С. 221), поэтому все они нередко к названию добавляли «Кутеинский».

http://pravenc.ru/text/2581587.html

Разделы портала «Азбука веры» 2 Фев 2024 Вышел сборник материалов международной научно-богословской конференции “Бог — человек — мир” В Избранное Фото: sdamp.ru В настоящий сборник вошли статьи, созданные на основании докладов международной научно-богословской конференции «Бог — человек — мир», посвященной теме «Человек и Вселенная: поиск гармонии». Конференция проходила в Сретенской духовной академии, а также параллельно в Минской духовной академии 14–15 марта 2023 года. Цель конференции — построение взаимодействия ученых, богословов и философов в решении актуальных гуманитарных проблем. В ней приняли участие, помимо многочисленных представителей регионов России, ученые и богословы из Украины, Сербии, Франции, Англии и США, было представлено более ста докладов, часть из которых вошли в данный сборник. Содержание сборника I. Конфликт человека и окружающего мира Мартынов В.Ф. Феноменальность христианских ценностей в информационной динамике общества Протоиерей Алексий Касатиков. Соотношение богооткровенного, мифологического и научного знания Коряшкин Г.А. Творение vs эволюция. Прикладные аспекты исповедания Монахиня Мария (Лермонтова). Равенство в инаковости: инаковость мужчины и женщины как невыразимое в понятиях расстояние и инаковость как сближение Иерей Игорь Шнейдер. Способы преодоления религиозных конфликтов в историческом аспекте, на примере борьбы за Православие XVII–XVIII веков. Мстиславского Тупичевского монастыря II. Гармония человечества и Вселенной Шеховцова Л.Ф. Восхождение ума к богопознанию как высшая познавательная способность человека Павловская О.Е. Сотворчество человека и природы как неотъемлемое условие гармонии (на материале отечественной литературы) Мороз Т. И. Формирование национально-культурной идентичности в школе Лысенко Е. Г. Симфония государственной власти и Православной Церкви в Российской Федерации на современном этапе исторического развития Иерей Вячеслав Фомин. Феномен молитвы с точки зрения возрастной психологии Головерова Е.А. Реализация Божественного замысла через логосы и человека

http://azbyka.ru/news/vyshel-sbornik-mat...

Впосл. под рук. И. были созданы оршанский (Кутеинский) в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь (1631), Буйничский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской (впосл. жен.) монастырь (1633), мстиславский Тупичевский Свято-Духовский мужской (впоследствии женский) монастырь (июнь 1641), Борколабовский в честь Вознесения Господня женский монастырь (июнь 1641). Для последней обители И. избрал настоятельницу - игум. Фотинию (Киркоровну) из сестер Кутеинского Успенского мон-ря, откуда в Борколабово перешла часть насельниц. Борколабовская обитель подчинялась Кутеинскому Богоявленскому монастырю в соответствии с ктиторской грамотой Борколабовской обители, данной Стеткевичем-Заверским 24 июня 1641 г. С 1641 г. И. имел титул «игумен кутеинский, буйничский и борколабовский, первоначальник и основатель мон-рей Оршанского повета» ( Жудро. 1906. С. 7). В 1652 г. по требованию И. Буйничский мон-рь уступил Борколабовской обители половину принадлежавших ему земель в Костинке и Холмах (впосл. из-за этих владений между обителями до 1759 велась ожесточенная борьба с взаимными вооруженными нападениями). И. имел право назначать игуменов и постригать иноков в мстиславском Тупичевском мон-ре, братии которого в фундушевой грамоте шляхтичей Москевичей от 24 июня 1641 г. предписывалось повиноваться И. и даже после его смерти находиться под «началом общежительнаго монастыря Кутеенскаго» (цит. по: Пятницкий. 1907. С. 4). И., по-видимому, участвовал в устроении могилёвского во имя свт. Николая Чудотворца женского монастыря (1637), в постройке в Могилёве братской Богоявленской ц., в создании др. храмов и обителей в Белоруссии. Во всех созданных при участии И. мон-рях был введен общежительный устав свт. Василия Великого. Заслуги И. в деле возрождения западнорус. монашества отмечены в ряде рус. сочинений 2-й пол. XVII в., связанных с патриархом Никоном , к-рый высоко ценил белорус. церковного деятеля. Апология И. содержится в «Житии патриарха Никона», где сообщается, что И. «многи монастыри своими труды сооруди, и иночествующих множество собра, и во своей пастве всех имеяй, и благочестие во всей Белой России утверждаяй и удерживаяй во время гонения от развращенных униатов». В сб. «Рай мысленный» (Иверский Святоозерский мон-рь, 1659), в разд. «Слово благополезное о создании монастыря Пресв. Богородицы Иверские, иже на Святем озере» патриарх Никон особо отмечает заслуги И. в утверждении устава свт. Василия Великого, подчеркивая, что благодаря кутеинскому игумену «лавра Богоявления близ славна города Орша бысть глава и начало общему житию во всей Белой России и в Литве» (цит. по: ИРИ. Т. 4. С. 884-885).

http://pravenc.ru/text/578242.html

Наряду с устроением новых обителей, игум. Иоиль, фундаторы, братчики и вкладчики О. К. Б. м. стремились удовлетворить возросшие потребности православных в образовании. В Оршанском и в Тупичевском мон-рях были созданы братские школы. Кутеинские монахи помогали братской школе оршанского Богородице-Рождественского муж. мон-ря и его братчикам. О. К. Б. м. и Богоявленское братство противостояли возникшим в Орше в 1611 г. иезуитскому коллегиуму, в 1636 г.- мон-рю бернардинцев, в 1640 г.- женскому мон-рю бенедиктинок, а также греко-католикам, конфликт с к-рыми в Оршанском повете из-за приходов и их имущества достиг своего апогея в 1645 г. ( Козлов-Струтинский. 2012. С. 46). Во 2-й четв. XVII в. мон-рь как один из центров организации правосл. братства на территории Литовского великого княжества пользовался поддержкой не только членов Могилёвского братства, но и высшего киевского духовенства, став «своего рода этноконфессиональным интегратором значительной части «русского» (православного) населения городов Белоруссии, Литвы, Украины» (Белорусы. М., 1998. С. 83). Так, в обители проходил послушание прмч. Афанасий Филиппович . В 1639 г. монахи просили митр. Петра (Могилу) о том, чтобы после ухода на покой архимандрита могилёвского Братского мон-ря Варлаама (Половки) их «казнодеем» стал кутеинский мон. Павел (Пароховский) ( Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 6. С. 533-534, 536-537). В кон. июня 1635 г. обитель по пути из Минска в Могилёв вновь посетил Киевский митр. Петр. 29 июня он совершил торжественное освящение монастырского Богоявленского собора, на котором присутствовала и семья Стеткевичей-Заверских. Они поддерживали избрание на Могилёвскую, Мстиславскую и Оршанскую кафедру еп. Сильвестра (Косова) . Помимо духовенства Киевской митрополии, внимание обители уделяли светские лица из Ср. Поднепровья. Так, в духовном завещании от 16 янв. 1653 г. овруцкий землевладелец пан Адам Маркевич («z Woronice, obywatel woiewodstwa Kiiowskiego») завещал обители 500 польск. злотых (АВАК. Т. 12. 125. С. 560).

http://pravenc.ru/text/2581587.html

Совершенно особую группу заграничных монастырей Киевской епархии составляли, так называемые, украинские монастыри, находившиеся на Киевской Украине. По словам специалиста-исследователя по истории заграничных монастырей Киевской епархии проф. Ф. И. Титова не все из них принадлежали Киевской епархии в XVIIXVIII вв., но лишь следующие, мужские: 1. Пустынно-Медведовский Николаевский, 2. Пустынно-Жаботинский Онуфриевский, 3. Лебединский Георгиевский и женские: 1. Чигиринский Троицкий и 2. Лебединский Николаевский. Украинские монастыри, как Белорусские и Подлясские, не имели взаимной административной организации. Только иногда они подчинялись игумену Пустынно-Медведовского Николаевского монастыря, являвшегося, таким образом, главным монастырем украинской группы заграничных монастырей Киевской епархии XVIIXVIII вв. При этом нужно заметить, что Чигиринский Троицкий женский монастырь постоянно находился в ведении игумена Пустынно-Медведовского Николаевского монастыря. При некоторых киевских заграничных монастырях XVIIXVIII вв. были скиты, таковы, например, Боренконский Успенский скит, принадлежавший мстиславскому Тупичевскому монастырю и Плескачевский женский скиток, находившийся сначала в ведении Пустынно-Жаботинского, а потом Пустынно-Мотронинского и, наконец, переданный в ведение Лебединского женского Николаевского монастыря. Всех заграничных православных мужских и женских монастырей в разное время в Киевской епархии XVIIXVIII вв. насчитывалось – 36. Однако нужно заметить, что число их не всегда было одинаково. Оно то уменьшалось, вследствие обращения некоторых монастырей в унию, то увеличивалось, вследствие возвращения в православие прежде обращенных в унию. Особенно литовские монастыри Виленского старшинства много терпели от униатов. В разное время из этих монастырей были обращены в унию: 1. Соломерецкий Покровский, 2. Селецкий Троицкий (в 1722 г. Петропавловский) и 3. Прилуцкий Троицкий – все в Минском воеводстве (они обращены в унию около 1739 года), 4. Цеперский Крестовоздвиженский (он же Преображенский) в Новгородском воеводстве, его заехали униаты в 20-х годах XVIII в., 5. Купятицкий Богородичный (в 1722 г. Преображенский), 6. Новодворский Успенский (в 1722 г. еще православный), 7. Лещинский Богородичный – все три в Пинском повете, 8. Годлевский Троицкий около Вильны, отнят 30 августа 1721 г. В ведомости архиепископа Варлаама наряду с православными монастырями Виленского староства значилась Мядзоловская приходская церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Сегодня Белорусская православная церковь является экзархатом Русской православной церкви, предстоятель которой служит наместником Московского Патриархата. Кафедра Патриаршего Экзарха всея Беларуси, митрополита Минского и Слуцкого, размещается в Свято-Духовом соборе г. Минска, где хранится святыня – Минская икона Божией Матери. Древняя Белая Русь сохранила немало православных реликвий, старинных обителей и мироточивых икон в круговерти жестокого времени. Сегодня они наполняют духовной радостью сердца всех верующих. Белорусская земля во все времена полнилась и чудесными явлениями, которые продолжаются сегодня. Многие паломники приезжают поклониться уникальным крестам-валунам, растущим прямо из земли в древнем Турове. Здесь же в храме в честь Всех Святых хранятся чудотворные каменные кресты, приплывшие, по преданию, из Киева. Древний Туров стал местом упокоения и святителя Кирилла Туровского , известного своим красноречием. А сколько целительных святых источников хранит благодатная белорусская земля! Можно долго рассказывать о древних белорусских храмах и монастырях, хранящих драгоценные святыни или тесно связанных с национальной историей. Но укажем лишь на некоторые из них, наиболее известные. Это Жировичский Успенский монастырь, на протяжении многих веков являвшийся средоточием духовной жизни Белой Руси; древняя Борисоглебская церковь XII в. в Новогрудках, перестроенная в XVII в.; Вознесенский монастырь в селе Барколабово (Минская область) с чудотворным образом Божией Матери, подаренным монастырю в 1659 г. князем Пожарским; Богоявленский Кутеинский монастырь в городе Орша, где печатник Спиридон Соболь в 1631 г. выпустил первый «Букварь» на белорусском языке; Богоявленский монастырь в Полоцке, где преподавал в школе Симеон Полоцкий, ныне монастырь утрачен, а в остатках зданий жилого корпуса размещаются теперь музеи. Это крупнейший в Белоруссии Глубокский собор Рождества Богородицы XVIII в., о котором французский император Наполеон, пораженный его красотой и архитектурной гармонией, сказал в 1812 г.: «Сожалею, что не могу взять его с собой в Париж; собору NomreDamehe стыдно было бы иметь его в соседстве». В этом храме особо почитается список с чудотворной иконы Божией Матери «Достойно есть», подаренный афонскими монахами. Это Никольский собор XVII в. в Могилеве, внесенный ЮНЕСКО в реестр наиболее ценных объектов Европы в стиле барокко. Отметим Свято-Преображенский храм XVIII в. в Ракове, где находится почитаемый список иконы Божией Матери «Акафистная» со святого Афона, с частицей Животворящего Креста Господня, и Тупичевскую чудотворную икону XVII в., находящуюся вАлександро-Невском кафедральном соборе г. Мстиславля. Почитается могила и новопрославленной святой блаженной Валентины Минской, недавно канонизированной церковью.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

198 «Документы», 400. – По трактату между Россией и Польшей 1768 г., «бракосочетания между людьми разной веры, т. е. католической римской, греческой неуниатской и евангелической обоего исповедования не должны быть ни от кого запрещаемы или препятствуемы, дети же – сыновья в отцовской, дочери – в матерней вере воспитываемы быть должны, выключая договор для дворянства, если каковой состоялся через брачный контракт, заключённый пред свадьбой, о чём в 1773 г. сентября 18 дня в особом акте артикулом первым подтверждено». – ПСЗ., 13.071, акт сепаратный первый, артикул второй § 10. 207 Буйницкий Святодуховский, Кутеинский Богоявленский, Витебский Марков, Тупичевский Святодуховский – по ведомостям 1768 г. – АСС., 1776 г., 99, т. II, лл. 5152. 208 Местечко Кейданы – ковенской губернии. Монастырь основан в 1652 г. князем Янушем Радзивилом. – Агр. Сб, XI, 157, прим. 209 Монастырь Сурдеги, Ковенской губернии, Вилькомирского уезда, в 53 верстах к северо-востоку от Вилькомира, при реке Сурдеге. Монастырь остнован в половине XVI в. – В. В. Зверинский, «Материал», I, 478. – АСС., 1799 г., 140, лл. 7576. 210 Заштатный город Друя, Виленской губернии, Дисненского уезда, в 53 верстах от Дисны, при впадении речки Друйки в Двину. Монастырь основан в XVII ст. – В. В. Зверинский, «Материал», I, 38. 212 В местечке Грозове – Слуцкого уезда. Основан в конце XVI ст. – В. В. Зверинский, «Материал», I, 217. 213 В местечке Евье (Иевье), виленской губернии, трокского уезда, в 20 верстах к северо-западу от Трок. Монастырь основан в 1619 г. – В. В. Зверинский, «Материал», I, 592. 216 Село Старчицы, Слуцкого уезда, в 23 верстах к юго-западу от Слуцка. Монастырь основан в XVII ст. – В. В. Зверинский, «Материал», I, 359. 217 Село Мороч, Мозырского уезда, в 124 верстах к северо-западу от Мозыря, при впадении речки Морочи в реку Случь. Монастырь известен уже в самом начале XVI в. – В. В. Зверинский, «Материал», I, 548. 218 Близь села Яблочина, Люблинской губернии, Радзинского уезда, в 200 верстах от Варшавы, при реке Буге. – Протоиерей Афанасий Лотоцкий, «Церковно-историческое и статистическое описание Варшавской православной епархии». Почаев 1863. стр. 213.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Третью группу составляли белорусские монастыри, мужские: 1. Оршанский Кутеинский Богоявленский, 2. Могилевский Богоявленский Братский, 3. Буйницкий Св.-Духовский около Могилева и 4. Мстиславский Тупичевский Св.-Духовский; женские: 1. Оршанский Кутеинский Успенский (он же Покровский) и 2. Борколобовский Вознесенский. Между этими монастырями не было такого взаимоотношения, как между монастырями Виленского старшинства и Слуцкой архимандрии. Все же главным из них считался Оршанский Кутеинский Богоявленский монастырь. Его игумены в начале XVIII в. пытались подчинить себе белорусские монастыри на том основании, что большинство из них устроены были знаменитым в свое время игуменом Кутеинского Оршанского монастыря – Иоилем Труцсвичем († 1655 г.). Поэтому вышеназванные белорусские монастыри носили общее название «Кутеинские или Кутаенские» монастыри. К белорусским монастырям причислялся также витебский Троицкий монастырь, близ Витебска, хотя он жил своей особой исторической жизнью, под управлением своих игуменов, оставаясь в XVIIXVIII в. в составе заграничных монастырей Киевской епархии. В ведомости архиепископа Варлаама он отнесен даже к Слуцкой архимандрии. Особую группу заграничных монастырей Киевской епархии XVIIXVIII века составляли, так называемые Подлясские монастыри, мужские: 1. Брестский Замуховецкий во имя св. Симеона Столпника в Бресте Литовском за рекой Мухавцем, 2. Брестский Рождественский, 3. Яблоченский Онуфриевский, 4. Бельский Николаевский, 5. Дрогичинский Троицкий и 6. Дрогичинский – Преображенский. Эти монастыри также не составляли сплоченной группы; только иногда во главе их с правами руководителя и даже начальника, по указаниям из Киева, становился игумен главного из них Брестского Симеона Столпника монастыря. Отдельную группу заграничных киевских монастырей составляли Полесские монастыри. К числу их принадлежал Пинский Богоявленский монастырь, но его отнял в 1722 году 18 февраля пинский униатский епископ. В том же Полесье находился Дягловицкий Преображенский монастырь, подчиненный Киево-Печерской Лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Блаженнаго Лаврентия, Христа ради юродиваго, Калужскаго (1515). 11. Святаго мученика архидиакона Евпла (304). Преподобномучеников Феодора и Василия Печерских, в Ближних пещерах (1098). Преподобнаго Феодора, князя Острожскаго, Печерскаго, в Дальних пещерах (ок. 1438). Мученицы Сосанны девы и с нею Гаия, папы Римскаго, Гавиния пресвитера, Клавдия, Максима, Препедигны, Александра и Куфия (295–296). Святителя Нифонта, патриарха Константинопольскаго (1466). 12. Святых мучеников Фотия и Аникиты и многих с ними (305–306). Священномученика Александра, епископа Команскаго (III). Мучеников Памфила и Капитона. 13. Отдание праздника Преображения Господня. Преподобнаго Максима исповедника (перенесение мощей, 662). Блаженнаго Максима, Христа ради юродиваго, Московскаго (обретение мощей, ок. 1547). Святителя Тихона, епископа Воронежскаго, Задонскаго чудотворца (1783). Мучеников Ипполита, Иринея, Авундия и мученицы Конкордии в Риме (258). Икон Божия Матери Минския (1500) и именуемыя «Страстная» (1641). 14. Предпразднство Успения Пресвятыя Богородицы. Пророка Михея (из 12-ти пророков, VIII в. до Р. X.). Преподобнаго Феодосия Печерскаго (перенесение мощей, 1091). Преподобнаго Аркадия Новоторжскаго (XI). Священномученика Маркелла, епископа Апамейскаго (ок. 389). Икон Божия Матери, именуемыя «Беседная» (1383) и Нарвския (1555). 15. Успение Пресвятые Владычице Нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Величание: Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое. Припевы на 9-й песни канона: Величай, душе моя, от земли на небо честное преставление Божия Матере. Ангели успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо. Иконы Софии, Премудрости Божия (Новгородския). Чтимыя иконы Успения Божия Матери: Киево-Печерская (1073), Бахчисарайская, Овиновская (1425), Псково-Печерская (1472), Семигородная (XV) и Пюхтицкая (XVI). Икон Божия Матери: Моздокския (XIII), Ацкурския (I), Цилканския (IV), Влахернския (груз.), Владимирския-Ростовския (XII), Гаенатския (XIII), Чухломския (XIV), Сурдегския (1530), Тупичевския (XVII).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кутеинские монастыри . – Затем мы видим целую группу монастырей мужских и женских, построенных для охраны православия, при самом начале унии, заботами и иждивением благочестивого и знатного шляхтича, Богдана Вилимовича Стеткевича, подкомория мстиславского, при усердии и содействии супруги его Елены Богдановны, урожденной княжны Соломерецкой, и матери Анны, урожденной княжны Огинской. Буйницкий Святодуховский, построен в 1633 г. Стеткевичем, в 4-х верстах от Могилева, при р. Днепре, близ местечка Буйничи. 859 Мстиславский-Тупичевский Сошествия Св. Духа, на берегу р. Вехры, основан в 1641 г. иждивением Стеткевича на земле, подаренной шляхтичами братьями Маскевичами. Название получил от местности, на которой построен (Тупичевщина). Все содержание его было от двух небольших деревень. Император Петр I-й в 1706 и 1708 гг. и императрица Анна в 1734 г. дали ему охранные листы от всяких поборов и налогов во время бытности русских войск в Литве. 860 Кутеинские Оршанские монастыри, мужской и девичий. Мужской Богоявленский, при впадении реки Кутейны в Днепр, основан в 1633 г. В 1625 г. киевский митрополит Петр Могила , прибыв в Кутеинский монастырь на возвратном пути из Вильны, с погребения белорусского епископа Иосифа Бобриновича, освятил каменную церковь во имя Богоявления. – При Богоявленском монастыре заведена была типография. В 1655 г. патриарх Никон перевел игумена этого монастыря Иоиля Труцевича с братией и типографией в новгородскую епархию для устройства Иверского монастыря. – К Кутеинскому монастырю приписан был Миорский, построенный к 1633 г. Севастианом Мирским, судьей земским браславским, и около 1695 г. отнятый на унию. Женский Успенский, близ г. Орши, на другом берегу р. Кутейны, против Богоявленского монастыря, основанный в 1631 году Стеткевичем и его матерью (А. 3. Р. IV 230). С 1670 г. получал из казны пособия по 300 рублей. 861 О нападениях на него иезуитов Оршанских в начале XVII в. в Истор. изв. об унии, Бант.-Кам стр. 216. Женский Борколабовский Вознесенский, в м. Борколабове, в 12-ти верстах от г. Быкова; основан в 1641 г. подкоморием мстиславским, Богданом Вилимовичем Стеткевичем, по завещанию жены, урожденной княжны Соломерецкой, под условием, чтобы он оставался всегда православным. Основатель подчинил его надзору игумена Кутеинского Богоявленского монастыря, а к Кутеинскому женскому поставил так, что они должны составлять как бы одно учреждение, держать один устав, во всем помогать друг другу и сестер, способных до прав монастырских, один другому додавать. 862

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010