Астрахань. Церковь Спаса Преображения. Подворье Николо-Угрешского ставропигиального монастыря Карта и ближайшие объекты Эта церковь являлась казачьей и находилась в Городофорпостинской станице, которая в 1893 году была переименована в Атаманскую, что сейчас составляет центральную часть Трусовского района г. Астрахани. Первый деревянный храм в Городофорпостинской станице начат был строительством в 1863 году, закончен в 1865 году и в том же году освящён в честь Преображения Господня. Этот храм просуществовал до 1879 года, когда возникло дело о его расширении. При начале строительных работ в 1882 году жители станицы решили вместо расширения старого деревянного храма соорудить новый каменный, о трёх престолах. Основные строительные работы были закончены к 1885 году. Главный престол в честь Преображения Господня был освящён 3 ноября 1885 года, а боковые приделы: южный - в честь иконы Божией Матери " Достойно есть " 30 ноября 1883 года, а северный - в честь Святого Пророка Ильи 6 августа 1890 года. Храм был построен в древнерусском стиле с двухъярусной колокольней в одной связи. Купол храма венчали пять главок с куполами в виде луковичек. В 1899 году, благодаря старанию церковного старосты Иосифа Ефимовича Рябицева, храм был значительно расширен. Купол его поднят, пол углублён. В результате работ по обновлению храма в 1899 -1900 годах Спасо-Преображенский храм был приведён в такое благолепное состояние, что, по отзывам современников, он мог бы занять одно из первых мест в каждом губернском городе. В 1923 году обновленцы попытались захватить Спасо-Преображенский храм. Но приехавшего сюда обновленческого епископа Анатолия (Соколова) православные не пустили в церковь. До 1938 года храм продолжал действовать, пока новая волна сталинских гонений на Церковь не достигла этих мест. Храм закрыли, обезобразили, снеся купола с церковных глав и колокольни. Прибывший в Астрахань в декабре 1943 года Астраханский архиепископ Филипп (Ставицкий) начал вести переговоры с местными властями о возвращении Православной Церкви нескольких ранее отобранных у неё храмов, в том числе и Спасо-Преображенского. 13 января 1945 года этот храм был передан общине верующих. |
Выплаты заменили на бесплатную одежду, обувь и продукты 9 октября. ПРАВМИР. Два месяца студенты астраханских сузов, попавшие под категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не получали социальную стипендию. В конце июля региональное правительство решило заменить социальные выплаты на бесплатную одежду, обувь и питание. Об этом в Facebook написала многодетная мать и общественная активистка из Астрахани Вера Дробинская. О том, что ее сын уже два месяца не получает стипендию, она узнала от социального работника. «Всем учащимся профессиональных колледжей стипендию, которая и так не дотягивала до прожиточного минимума, заменили на пару трусов, пару носков, шапку и шерстяную кофту, по нормам 1993 года. На эти деньги одинокие студентки кормили своих детей, парни кормили жен — таких же сирот. Сейчас, весь сентябрь и октябрь, они без копейки на хлеб и на проезд. Ездить им с двумя пересадками через весь город. Общага только для парней. В ужасном состоянии. Это в одной, а таких много», — пишет женщина. Действительно, в Сборнике законов и нормативных правовых актов региона от 1 августа 2019 года говорится, что постановление «О нормах материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утратило свою силу. Зато региональный кабмин утвердил порядок, нормы и размер обеспечения детей бесплатным питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием. В качестве нормативов даже прилагается таблица, где по граммам и единицам расписано, сколько мяса, молока, шампуня или колготок полагается ребенку от полугода и старше. К примеру, на одного человека от 12 до 23 лет в сутки полагается 250 граммов пшеничного хлеба, 400 граммов картофеля, 110 граммов мяса, 1 яйцо и так далее. Как сообщили «Правмиру» в Министерстве образования и науки Астраханской области, 15 октября региональная Дума рассмотрит законопроект, который вернет другую меру соцподдержки, то есть финансовые выплаты. Ситуацию прокомментировал и священник храма Преображения Господня иерей Алексий Агафонов. Этот приход находится в Трусовском районе города Астрахани, где и располагается общежитие одного из профессиональных училищ. Студенты — прихожане церкви. По словам Дробинской, немало ребят ходит туда из-за возможности попасть на бесплатный обед после учебы. |
После возвращения на главах храма вместо прежних куполов-луковиц были установлены деревянные пирамидальные колпаки (что дало возможность незнающим людям сравнивать эту церковь с армянскими храмами). Не дали местные власти восстановить и разрушенный второй ярус колокольни, на которую был установлен такой же колпак. Установка подобных глав не была какой-то прихотью верующих и не была связана с отсутствием средств, просто местные власти сочли, что прежняя форма куполов очень возвышает храм, что могло, по их мнению, помешать дальнейшей правильной планировке района. Все эти обстоятельства сильно исказили внешний облик храма, который стал более приземлённым и архитектурно несуразным. В 1992 году Спасо-Преображенский храм был передан в ведение Николо-Угрешского ставропигиального (т. е. находящегося в прямом подчинении патриарху) монастыря (Монастырь этот находится под Москвой, в городе Дзержинском) . С этого времени храм стал монастырским подворьем и при нём находится штат из монастырских служителей. По материалам сайта астраханского Успенского собора . Спасо-Преображенская церковь также являлась казачьей и находилась в Городофорпостинской станице, переименованной в 1893 году в Атаманскую. Сейчас территория бывшей станицы составляет центральную часть Трусовского района г. Астрахани. В настоящее время является Спассо-Преображенским подворьем Николо-Угрешского Ставропигиального монастыря, расположенного в Подмосковье. Казачья станица Городовой Форпост была основана в 1785 году, когда сюда, на правый берег Волги, была выведена часть казаков из Казачебугоринской станицы. Население станицы в первое время было небольшим, и только в начале XIX века у его жителей появилась мысль о построении здесь храма. Казаки подали прошение Астраханскому архиепископу Платону (Любарскому) с просьбой разрешить им построить молитвенный дом на средства от добровольных пожертвований. Разрешение было дано, но священника сюда так и не определили, а приписали жителей станицы к приходу городской Казанской церкви, священники которой изредка навещали казаков и служили в местном молитвенном доме. |
Прибывший в Астрахань в 1944 году архиепископ Филипп (Ставицкий) представил на рассмотрение местных властей список храмов, некогда отобранных у Православной Церкви, для их возвращения церковным общинам верующих. В этом списке была и Никольская церковь, как одна из двух сохранившихся в Трусовском районе г. Астрахани. Но с её передачей у церковной общины сразу возникли проблемы. Храм находился на территории мастерских, которые в военное время были приспособлены для ремонта военных судов, а значит, являлись стратегическим предприятием. По мнению местных властей, наличие «культового сооружения» на таком объекте было нежелательным. А главное – храм находился на виду у всей Волги, и, если бы на нём вновь засияли кресты и вновь зазвучали колокола, какой бы был «соблазн» для всей округи. В передаче храма категорически отказали. Но благодаря благожелательной позиции местного уполномоченного по делам Русской Православной Церкви Кулёмина, посоветовавшего архиепископу и представителям местной церковной общины ходатайствовать о переносе храма на другое место, дело было решено положительно. Первоначально архиепископ Филипп намеревался перенести храм на местное кладбище, но благодаря старосте Анне Михайловне Абрамовой было найдено место на самом Заячьем острове, которое владыкою было признано удачным. Для переноса храм был разобран по брёвнышкам, и из-за того, что время было послевоенное и лошадей достать не было возможности, верующие сами на своих плечах носили брёвна на новое место. По ночам устраивали охрану из верующих, так как из-за страшного дефицита дров для отопления было немало желающих поживиться церковным строительным материалом. Храм был собран очень поспешно, об этом говорит даже то, что он был выстроен без фундамента и алтарь его оказался направлен не на восток, как обычно, а больше на север. Эта поспешность оправдывалась тем, что верующие очень боялись, что им в любой момент могут отказать в регистрации и все их действия объявят незаконными. Но всё же после завершения строительства, 11 июня 1946 года Никольский храм был официально зарегистрирован за общиной верующих, и с этого момента начался новый период его существования. Вскоре над притвором церкви была сооружена небольшая деревянная колоколенка, и в таком виде, почти без изменений, храм дошёл до наших дней. Несмотря на отсутствие украшений, он выглядит очень опрятно – затерянный среди деревянных домов заводского посёлка им. X лет Октября, он виден издалека лишь по главам своих куполов: на самом храме, на колокольне и над алтарём. Внутри храм тоже очень прост, но ухожен. |
| |