Правило 7 Второго Вселенского Собора, Константинопольского 621 Присоединяющихся к православию, и к части спасаемых из еретиков приемлем, по следующему чиноположению и обычаю. Ариан, македониан, савватиан, и наватиан, именующих себя чистыми и лучшими, четыренадесятидневников, или тетрадитов, и аполинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствующую, как мудрствует святая Божия кафолическая и апостольская церковь , приемлем, запечатлевая, то есть, помазуя святым миром во первых чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголом: печать дара Духа Святаго. Евномиан же, единократным погружением крещающихся и монтанистов, именуемых здесь фригами, и савеллиан, держащихся мнения о сыноотчестве, и иное нетерпимое творящих, и всех прочих еретиков (ибо много здесь таковых, наипаче выходящих из галатския страны), всех, которые из них желают присоединены быти к православию, приемлем, якоже язычников. В первый день делаем их христианами, во вторый оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице, и во уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывати в церкви, и слушати писания, и тогда уже крещаем их . ( Ап. 46 , 47 , 68 ; I Всел. 8 , 19 ; Трул. 95 ; Лаод. 7 , 8 ; Карф. 57 ; Василия Вел. 1 , 5 , 47 ) . Великое множество еретиков, бывших в IV веке, побуждало отцов церкви к непрестанной законодательной деятельности. На каждом шагу проявлялось стремление отцов искоренить ереси и склонить еретиков к переходу в православную церковь . Этим стремлением, между прочим, объясняется сравнительная снисходительность отцов в деле принятия еретиков в церковь , снисходительность, которая бы иначе не могла быть оправдана, если принять во внимание особенную тяжесть некоторых ересей. Отцы II Вселенского Собора, перечисляя в своем правиле главнейшие, еще существовавшие тогда ереси, устанавливают чин, по которому различные еретики должны приниматься православною церковью. Впрочем, они не издают в данном случае никаких новых особых предписаний, но утверждают уже существовавший раньше обычай, придавая ему только законную силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Правило 8 Первого Вселенского Собора, Никейского О именовавших некогда самих себе чистыми, но присоединяющихся к кафолической и апостольской церкви, благоугодно святому и великому собору, да, по возложении на них рук, пребывают они в клире. Прежде же всего надлежит им письменно исповедати, яко прилепятся и последовати будут определениям кафолическия и апостольския церкви, то есть, будут в общении церковном и с двоеженцами, и с падшими во время гонения, для которых и время покаяния уставлено, и срок прощения назначен. Надобно, чтобы они во всем последовали определениям кафолическия церкви. И так где, или в селах, или во градах, все, обретающиеся в клире, окажутся рукоположенными из них одних: да будут в том же чине. Если же там, где есть епископ кафолическия церкви, некоторые из них приступят к церкви: явно есть, яко епископ православныя церкви будет имети епископское достоинство; а именующийся епископом у так называемых чистых, пресвитерскую честь имети будет; разве заблагорассудит местный епископ, чтобы и тот участвовал в чести имени епископа. Если же то ему не угодно будет: то для видимаго сопричисления таковаго к клиру, изобретет для него место или хорепископа, или пресвитера: да не будет двух епископов во граде . ( Ап. 68 ; II Всел. 7 ; Трул. 95 ; VII Всел. 14 ; Анкир. 13 ; Неокес. 14 ; Антиох. 8 , 10 ; Сердик. 6 ; Карф. 47 , 57 , 66 , 69 и 99 ; Василия Вел. 1 , 47 , 89 ; Феофила Алекс. 12 ) . Кафарами ( καθαρο, чистые) или новатианами назывались последователи Новата, пресвитера карфагенской церкви, и Новатиана, пресвитера римской церкви III века 421 . В чем состояли их заблуждения, говорит само правило, а именно: проникнутые духом чрезмерной строгости, они отрицали навсегда право вступления в церковь тем, которые отпадали во время гонения от христианской веры, сколько бы таковые после ни каялись; во вторых, они считали тяжким и непростительным грехом второй брак, вследствие чего, женившимся, после смерти первой жены, во второй раз, навсегда отказывали в св. причащении, как недостойным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Правило 12 Первого Вселенского Собора, Никейского Благодатию призванные к исповеданию веры, и первый порыв ревности явившие, и отложившие воинские поясы, но потом, аки псы, на свою блевотину возвратившиеся, так что некоторые и сребро употребляли, и посредством даров достигли возстановления в воинский чин: таковые десять лет да припадают в церкви, прося прощения, по трилетном времени слушания писаний в притворе. Во всех же сих надлежит приимати в разсуждение расположение, и образ покаяния. Ибо которые, со страхом, и слезами, и терпением, и благотворениями, обращение являют делом, а не по наружности: тех, по исполнении определеннаго времени слушания, прилично будет приимати в общение молитв. Даже позволительно епископу и человеколюбнее нечто о них устроити. А которые равнодушно понесли свое грехопадение, и вид вхождения в церковь возмнили для себя довольным ко обращению: те всецело да исполняют время покаяния . ( Ап. 68 , 83 ; I Всел. 11 , 13 , 14 ; Трул. 102 ; Анкир. 4 , 5 , 6 , 7 , 8 , 9 , 21 ; Лаод. 2 , 19 ; Карф. 23 ; Григория Неокес. 2 , 11 ; Петра Алекс. 2 , 3 ; Василия Вел. 3 , 73 , 75 , 81 , 84 ; Григория Нисск. 2 , 4 , 5 ) . Это правило также относится к событиям из времен гонения на христиан при Ликинии. Вообще христиане не были терпимы на военной службе в языческой империи, особенно, когда, по тогдашним государственным воззрениям, христианскую веру необходимо было преследовать вооруженной силой 441 ; а Зонара, в своем толковании на это правило, говорит, что вообще никто не мог оставаться в военной службе, не отрекшись предварительно от христианской веры 442 . Многие из христиан, желая остаться твердыми в вере, оставляли военную службу (что означается в правиле словами «отложившие воинские поясы», ποθεμνοι τς ζνας, cingula deposuerunt), но затем раскаивались в своем поступке и вторично добивались принятия их на ту же службу с помощью денег и подкупов, заявляя, конечно, при этом, что отказываются от христианской веры. Отцы Никейского Собора, говоря о таковых, заявляют, что они могут быть опять приняты церковью лишь в том случае, если проведут три года на второй степени покаяния, десять лет на третьей и только после этого допускаются к четвертой степени покаяния. Продолжительность пребывания на четвертой степени и вообще время их покаяния определялось церковной властью в зависимости от искренности их покаяния или от совершения его лишь наружно. В первом случае подлежащий епископ мог по своему усмотрению сократить время покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Правило 27 Василия Великого О пресвитере, по неведению обязавшемся неправильным браком, я определил, что должно, то есть: пресвитерским седалищем пусть он пользуется, от прочих же действий пресвитерских да удержится: ибо таковому довольно прощения. Благословляти же других, долженствующему врачевати собственные язвы, не подобает. Ибо благословение есть преподаяние освящения. Но кто сего не имеет, по причине греха неведения, тот как преподаст другому? Того ради да не благословляет ни всенародно, ни особь, и тела Христова да не раздает другим, ниже иное служение да совершает: но довольствуяся священнослужительским местом, да плачется пред другими и пред Господом, дабы отпущен был ему грех неведения . ( Ап. 19 ; Трул. 3 , 26 , 54 ; Неокес. 9 ). Настоящее правило Василия Великого внесено было слово в слово в 26 правило трулльского собора, согласно которому священник, вступивший по неведению (κατ αγνοιαν) в неправильный (αθεσμος) брак, лишался права совершать святую службу, и только позволено было ему пользоваться именем священническим и честью седалища (καθδρας) среди пресвитеров, если, впрочем, как присовокупляет означенное трулльское правило, расторг брак, в который, вопреки предписанию закона, вступил по неведению; если же он, зная предписания закона, сделал это, то тогда лишается и имени священника и подвергается взысканиям по предписаниям гражданского права о неправильных и недозволенных браках 68 . Воспрещенные браки (ο κεκωλμνοι γμοι) Вальсамон, согласно римскому праву, подразделяет на три группы: νεφριον γμον (nefariae nuptiae, непристойный брак или иначе παρυομου, praeter leges) противозаконный брак, далее δαμντον (damnatae nuptiae, осужденный брак), или иначе κατκριτον (condamnatae nuptiae), осужденный брак и, наконец, γκεστον (incestae nuptiae, кровосмесный брак), называемый еще и θμιτον (nefariae), незаконный брак. К первой группе относятся браки, противоречащие предписаниям гражданского права, напр., опекуна с опекаемой; ко второй – браки с монахинями и девами, давшими обет девства, и к третьей – браки в воспрещенных степенях родства 69 . Впрочем, по терминологии канонического права, все воспрещенные браки называются обыкновенно θεσμοι γμοι (nefariae nuptiae, неправильные браки), как и в настоящем правиле Василия Великого . Издавая настоящее предписание против священника, вступившего хотя бы и по неведению в неправильный брак, святой Василий оправдывает строгость оного указанием, что неудобно, чтобы других благословлял тот, кто сам согрешил, и, следовательно, обязан в течение всей жизни просить Бога о прощении греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Правило 46 Святых Апостолов Епископа, или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. «Кое бо согласие Христови с велиаром, или кая часть верному с неверным?» ( 2Кор. 6:15 ). ( Ап. 47 , 68 ; I Всел. 19 ; II Всел. 7 ; Трул. 95 ; Лаод. 7 , 8 ; Василия Вел. 1 , 47 ) . По учению церкви, каждый еретик находится вне церкви, а вне церкви не может быть ни истинного христианского крещения, ни истинной евхаристической жертвы, как и вообще никаких истинных св. таинств. Настоящее Ап. правило и выражает это учение церкви, ссылаясь при этом на Св. Писание, не допускающее ничего общего между исповедующим православную веру и тем, который учит против нее. То же читаем и в Апостольских постановлениях (IV, 15) и также учили отцы и учители церкви от самого начала 229 . Следовательно, у еретиков нет ни истинного крещения, ни истинного священнодействия, и православный епископ или пресвитер, признающий правильным крещение или какое-либо другое священнодействие, совершенное еретическим священником, должен быть по этому правилу извержен из своего священного сана, ибо он этим показывает, что или не знает сущности своего верования, или и сам склонен к ереси и защищает ее, вследствие чего и в том и в другом случае является недостойным священства. Это Ап. правило, – по примечанию, сделанному к нему в русской Книге Правил, – касается только еретиков, бывших в апостольские времена и искажавших главные догматы о Боге Отце, Сыне и Святом Духе, и о воплощении Сына Божия. Относительно еретиков другого рода имеются соответствующие предписания других правил соборов и св. отцов 230 . 229 Athanas., “Orat. III contra Arianos” [Migne, s. g., t. 26, col. 321–468]. – Euseb., hist. eccl. 1. VII, c. 6 [Migne, s. g., t. 20, col. 645–648]. – Cyrill. Hierosol., “Procatechesis” [Migne, s. g., t, 33, col. 332–365]. -Tertull., “De bapt”. c. 15, “De pudic”. c. 12, 19... “De praescript”. c. 12 [Migne, s. l., t. 1, col., 1216 и 1217; t. 2, col. 1001 и 1002; 1017–1020; col. 25, 26]. – Clem. Alex., “Strom”. 1. I [Migne, s. g., t. 8, col. 685–929]. – Cyprian. epist. 73, ad Jubajan., ep. 71, ad Quint. [Migne, s. l., t. 4, col. 412 и col. 408–411]. – Optat Milev., c. Parmen. 1. II [Migne, s. l., t. 11, col. 883–1104]. Читать далее Источник: Правила православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского : Пер. с серб. - [Репр. изд.]. - Москва : Изд. «Отчий дом», 2001-./Т. 1. - 2001. - XXXI, 650, II с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

В частности, о перспективах такой деятельности говорилось и на последнем Архиерейском Соборе. Так, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Силовьев в докладе на заседании рабочей группы «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» сказал следующее: «Как известно, цензуры у нас в стране нет, поэтому направление в Издательский Совет книг для экспертизы - дело сугубо добровольное, однако весьма необходимое. Издательскому Совету дано право ставить на проверенные издания гриф: " Разрешено к печати Издательским Советом Русской Православной Церкви " . И многие издательства активно пользуются возможностью провести свои издания через такую официальную экспертизу, что всегда способствует повышению их качества». Какие конкретные шаги, с учётом исторического опыта и канонической базы, можно предпринять в этом направлении? 1. Цензура как осуществление церковной власти учения Церковные правила, из которых можно вывести каноническую норму относительно цензуры как проявления учительной власти Церкви, не знают цензуры в современном смысле (т. е. предварительной или последующей). Каноны призваны лишь оградить проникновение в церковную ограду апокрифической литературы и установить библейский канон (Лаод., 59; правила свв. Амфилохия Икон., Григория Богослова), а также защитить благоговейное употребление самих книг (Трул., 68 ). В Византии мы видим только карательные меры против письменной фиксации еретических учений. Аналогично русская церковная власть лишь предупреждала читателей апокрифических писаний об ответственности их перед судом духовника . Историческим примером применения как предварительной, так и последующей церковной цензуры русской эпохи книгопечатания может служить кампания против книг польской печати в первой трети 17-го столетия , которая явилась реакцией на униатскую пропаганду в течение Смутного времени. В это время Цензура возлагалась на справщиков, чью деятельность контролировало священноначалие, но не государственная власть. Именно в этом нам видится принципиальная разница между цензурной практикой в доимперскую эпоху и в синодальный период.

http://bogoslov.ru/article/305703

К сожалению, автор не указывает, в чем именно заключаются новые проблемы и недоумения, которыя характеризуют взаимоотношения Церквей в XX столетии. Думается, однако, что тут надо иметь в виду то, что отпавшие в свое время от римо-католичества конфессии заявляют теперь о своей дружественности и уважении к Православной Церкви. Вместо спора и обличений слышны с обеих сторон любезныя приветствия и проявляются знаки иногда действительно весьма трогательного внимания. В этом только и заключается разница между нынешним веком и веками Вселенских Соборов, когда неправославныя вероисповедания обыкновенно ожесточенно боролись с Восточною Церковью и когда по отношению к чуждым Церкви конфессиям применялся только язык обличения и увещания возсоединиться с Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью. Вопреки довольно смелому заявлению Н. Зернова, невозможно найти в творениях Св. Отцов и в св. канонах противоречий в учении об единстве Церкви. С самых древних времен, начиная со слов Апостола, что «один Господь, одна вера, одно крещение» ( Eф. IV, 5 ), православные христиане исповедывали, что есть только одна истинная Церковь , которой и дано обетование, что «врата адовы не одолеют ея» (М. XVI, 18). И думается, что сколько бы Н. Зернов ни старался, он ни в творениях Св. Отцов, ни в св. канонах не найдет противоречия этой мысли. Предписывая для разных случаев три чина присоединения, иногда чрез крещение, иногда чрез отречение от ереси и мропомазание, иногда же просто чрез покаяние, – св. каноны и все Св. Отцы последовательно всегда проводят мысль, что только одна Православная Церковь соединяет со Христом и спасает, а все другия исповедания лишены блогодатных и спасительных Таинств. Поэтому присоединяющихся к Православной Церкви каноны называют «теми, которые спасаются из числа еретиков» (II Всел. 7, Трул. 95). Разная практика при возсоединении их с Церковью , таким образом, нисколько не меняет вечного учения Православной Церкви, что только она одна истинна, спасительна и есть «голубица (Песнь Песн, II, 10) и единственная матерь христиан и в которой спасительно принимаются все Таинства вечныя и животворящия, а пребывающих в ереси подвергающия великому осуждению и казни» (Карфаг. 68) 1 Это учение особенно выпукло высказано в 46 пр. Св. Апостолов: «Епископа, или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. Кое бо согласие Христово с велиаром. Или кая часть верному с неверным».

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

В толковании на Синопсис 85-го (96) пр. Карф. соб.: «Решено, что исходящие от собора грамоты должны быть писаны и подписаны Карфагенским епископом от имени всех» Аристин пишет: «…А это принято потому, что было трудно и положительно тягостно, чтобы все отцы собора подписывались к грамотам, посылаемым от них к императорам, или к (местным) гражданским начальникам». См. также толкования на правила Апост. 44-е, 68-е; Халкид. 30-е; Трул. 18-е, 48-е; Лаод. 11-е, 17-е, Карф. 41-е (50-е), 45-е (54-е), 59-е (70-е), би-е (72-е), 63-е (74-е), 64-е (75-е), 68-е (79-е), 83-е (94-е), 89-е (100-е), 100-е (113-е), 125-е (139-е), 128-е (143-е), 131-е (146-е); Конст. помест.; св. Василия Вел. 3-е, 46-е. 219 Так, напр., в толковании на 14-е Апост. пр. Аристин пишет: «Не должно епископу оставлять свою область и переходить на другой престол, если он не будет испытан и признан более полезным для тамошних христиан, как более учительный. И то по рассуждению и убеждению многих епископов. Но это правило утратило силу. Ибо 16-е пр. Антиох. соб. допускает, чтобы епископ, не имеющий своей церкви, был поставляем в церковь , не имеющую епископа, только с утверждением совершенного собора, в присутствии и епископа митрополии». В толковании на 31-е пр. Трул. соб.: «58-е пр. Лаодик. соб. возбраняет епископу или пресвитеру совершать божественную литургию в молитвенной храмине, находящейся внутри дома. А настоящее правило отменяет сие и предписывает, с дозволения местного епископа, священникам священнодействовать в молитвенных храминах, находящихся внутри дома, а совершающого сие без его дозволения извергает». См. также толкования на правило Апост. 85-е, Халкид. 19-е, Сард, 6-е, Карф. 70-е (81-е), св. Василия Вел. 9-е, 18-e. 220 В толковании на 6-е Апост. пр. Аристин пишет: «Не дозволено епископу, или пресвитеру, или диакону принимать на себя мирские попечения для приобретения постыдной прибыли себе, исключая того, если кто законами призывается к управлению дедами несовершеннолетних, или иным каким образом вызывается принять на себя попечение о вдовицах, сиротах и больных».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

372 См. т. I § 72. πιτμιον буквально значит запрещение; этим словом обозначалось публичное церковное покаяние, потому что оно, будучи рассматриваемо с отрицательной его стороны, было воспрещением пользования известными церковными благами или правами, но с заменой долгосрочного покаяния краткосрочным, сами дела покаяния стали называться епитимьей. 374 Доселе существовало общепринятое у западных канонистов мнение, что клирики публичному понятию в древней церкви не подвергались. Гиншиус убедительно доказывает (740, прим. 5), что даже и те выражении римских епископов Сириция и Льва I, из которых выводилось означенное мнение относительно западной практики, не говорят в его пользу. Относительно востока не сохранилось никаких свидетельств, которые бы давали право усомниться в применении к клирикам публичного церковного покаяния. 378 Но его нет еще в древних канонических сборниках, как латинских, так и греческих, между прочим, нет и в систематических сборниках в 50 и в 14 титулов. 379 Трул. 20: «Τς πισκοπς παυσθω, τ δ το πρεσβυτρου νεργετω». Ο попытках к примирению 20 Трул. с 29 Халкид. см. О церковных наказаниях. С.с. 248–249. 384 Правило 11 Карфаг. собора 401 г. (по слав. кн. пр. 87): (епископы, не явившиеся на собор без уважительной причины) «должны довольны быти общением в своей токмо церкви». Ср. правило 14 того же собора (по слав. кн. пр. 91): (епископ, принявший кого-либо из чужого монастыря и поставивший игуменом своего монастыря) «да будет удален от общения с прочими и да ограничится токмо общением со своей паствой». См. еще по слав. кн. правила 137 и 147 Карфаг. собора. 386 Об имущественных наказаниях апост. пр. 72. Киприана Карфаг. посл. 18, на стр. 68 рус. перев. Nov. Just. CXXIII с. 1 § 2. О заключении в монастыри или же в особые места исправления клириков: по. CXXIII с. 10. 20; 1. 3. Cod. Just. I, 5; nov. Justin. LXXIX c. 5. Специальные места исправления для клириков назывались decanica; См. Суворов. О церковных наказаниях. Стр. 287; Гиншиус полагает (Hinschius. IV, 137 и. 4), что decanica были, собственно, помещения при церквах, служившие делам нынешних ризниц, но иногда и целях заключения. Монастыри же служили иногда местом заключения и не для духовных только лиц, а, например, для женщин, виновных в прелюбодеянии. Nov. Justin. CXXXIV, 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

" А это и есть именно то же самое, что мы сказали в толкованиях 25 Ап. и 9 и 21 правил Василия Великаго, и что говорим в толковании 4 правила Григория нисского. С моим замечанием Чижман согласился, причем заявял, что он уже исправил подлежащий отдел своего сочинения, подготовляемаго для 2-го издания, которое, однако, по причине смерти хорошего и в нашей науке заслуженного ученого, так и не увидело света. 57. Аф. Синт., V,151. 58. Зонара, а также Вальсамон и Аристин (Аф. Синт., IV,152-153). Правило 23. О поемлющих в супружество двух сестер, или сочетавающихся с двумя братиями, дано от нас послание, коего список мы послали к твоему благочестию. А взявший жену своего брата не прежде приимется, разве когда оставит ее. (Ап. 19; трул. 26, 54; неокес. 2; Василия Вел. 68, 76, 78, 87; Феофила алекс. 5; Тимофея алекс. 11). На вопрос о том, может ли вдовец (или вдовица) вступить в брак с сестрою своей умершей жены (с братом своего умершего мужа), св. Василий отвечает, что он уже издал об этом послание (οο), послание Диодору, епископу тарскому, которое приведено как 87 правило Василия, где самым решительным образом осуждается подобный брак. В случае же, если кто-либо случайно вступил в подобный брак, то может быть допущен к покаянию только тогда, когда таковой противозаконный брак прекратит. Относительно прочего см. толкование 87 правила св. Василия. Правило 24. Вдову, причтенную в число вдовиц, то есть, от церкви снабдеваемую, апостол повелевает оставити без попечения, аще посягнет за мужа. А для мужа овдовевшаго не положено никакого закона: довлеет для него епитимия двоебрачных. Вдова шестидесятилетняя, аще паки восхощет сожительствовати мужу, да не удостоится приобщения святыни, доколе не пристанет от страстныя нечистоты. Аще же, прежде шестидесяти лет, причтем ее в число вдовиц, то наша вина, а не жены сия. (IV всел. 3; трул. 40; карф. 38; Феофила алекс. 11; Василия Вел. 4, 41). Что вдовам, не находящимся в зависимости ни от кого, можно вступать в брак, - это известно из Св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1330...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010