Чтении» за 1857–1858 г., ч. XXI) и Арсения (в «Трудах Киев. дух. акад.» 1876 г.). Много труда и времени полагал Ф. и на редактирование повременных изданий, выходивших при тех учебных заведениях, в которых он начальствовал, а именно: в киевской духовной семинарии – журнала «Руководство для сельских пастырей», который им и был основан, и в академии – «Воскресного Чтения» и «Трудов Киевской духовной академии». Из них последнее издание, начавшееся с 1860 г., им преобразовано в ежемесячное и возведено на ту степень ученого и вместе с тем общеинтересного академического журнала, на которой оно стоит и доселе. В академических изданиях помещены и те немногие, но весьма серьезные учено-литературные работы Ф., которые стяжали ему славу истинной учености. Сюда принадлежат: статья под заглавием «Песни степеней», помещенная в «Воскресном Чтении» за 1856–1857 гг. и раскрывающая смысл 15-ти псалмов (119–133), известных в Библии под именем «Песней степеней» или «восхождения». «Происхождение книги Иова. Библиологическое исследование», в «Трудах Киевской дух. академии» за 1872 г., вышло и отдельною книгою, Киев, 1872. Это сочинение, составившее собой эпоху в истории работ отечественных ученых над книгою Иова, доставило автору его от Киевской академии степень доктора богословия. «Происхождение книги Екклезиаст», в «Трудах Киев. дух. академии », 1874 и 1875 гг. Сочинение также весьма серьезное, хотя, к сожалению, не оконченное. Кроме более или менее кратких некрологов и биографических сообщений, помещенных в разных повременных изданиях за 1882 г., более подробные сведения о Ф. заключаются в некрологе, вышедшем в Риге, в 1882 г., отдельною брошюрою, и в статье под заглавием: «Поминки по преосвящ. Филарете, епископе Рижском, в Кишиневской духовной семинарии», напечатанной в «Кишиневских епарх. ведом.» за 1882 г. и отдельною брошюрою, с портретом его (Кишинев, 1882). – «Исторический Вестник», 1883, кн. 2. – Актовая речь инспектора Киевской дух. академии И. Н. Королькова, произнесенная в 1882 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

С одного из таких списков слова и речи протоиерея Леванды напечатаны были в первый раз Похорским в 1821 году в трех частях; но это издание сделано не с полного собрания поучений и изобилует многими опечатками и искажениями. В это печатное издание не вошли даже некоторые речи, напечатанные ранее в «Сыне Отечества»; однако более полного и исправного издания слов и речей киевского проповедника до сих пор еще нет. Изредка появлялись то в одном, то в другом духовном журнале еще неизданные отдельные проповеди его – так они находятся между прочим в «Христ. Чтении» за 1832 г. и в «Киевских Епархиальных Ведомостях» за 1863 и 1864 гг. Профессора Киевской академии Ф. Терновский и С. Голубев поместили в «Трудах Киевской Академии» за 1878 год биографию Леванды и часть неизданных проповедей и писем его. Восемь слов и пятнадцать речей Леванды изданы в октябрьской книжке «Трудов Киевской духовной академии» за 1878 год; в этой же книжке сделана критическая оценка проповедей о. Леванды. В октябрьской, ноябрьской и декабрьской книжках «Трудов Киевской академии» за тот же год изданы письма протоиерея Леванды, в количестве 474. После смерти Леванды не осталось никакого состояния, и дочери его была Высочайше пожалована пенсия в 600 руб. в год; почти единственное имущество, оставшееся после знаменитого проповедника – библиотека в количестве до 600 томов, приобретена была для Киевской духовной академии. «Словарь писателей духовного чина», I. – Филарет, «Обзор русской литературы. Русское проповедничество». – Аскоченский В., «Киев с его древнейшим училищем». – Остроумов Е., «Протоиерей Леванда» («Христианское Чтение», 1872 г., сентябрь, 50–87). – «Протоиерей Леванда» («Труды Киевской духовной академии» за 1878 г., август, октябрь-декабрь»). – «Журнал Министерства Народного Просвещения», 1836 г., ч. XII. – Максимович, «Воспоминание о Леванде» («Киевские Епархиальные Ведомости», 1869 г., 10). – А. Титов , «Киево-Софийский протоиерей Иоанн Васильевич Леванда (1734–1814)» («Чтения в Обществе Любителей духовного просвещения», 1911 г., сентябрь, 580–691). – Его же, Биографический очерк о Леванде в «Библиографических Записках» за 1892 год. – «Критико-Биографический Словарь» Венгерова, т. I, стр. 853. – Измайлов, «Путешествие в полуденную Россию в 1799 году», XXXI письмо. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Несмотря на обещания Временного правительства, оказание материальной помощи духовным школам со стороны властей было прекращено, и положение КДА стало крайне тяжелым. Преподаватели и студенты бедствовали. Академия была вынуждена прекратить издание «Трудов КДА»: в сентябре 1917 г. вышел последний выпуск, объединявший номера с 9 по 12 (с сентября по декабрь). В нем были опубликованы и две последние работы еп. Василия – статья «Неповрежденность четвертого Евангелия» и перевод с латинского труда Блаженного Августина «Две книги Евангельских вопросов». После Октябрьского переворота 1917 г. и падения Временного правительства КДА была вынуждена искать компромисс с националистической Центральной Радой. Это послужило причиной принятия ряда мер по «украинизации» Академии. В частности, после обсуждения на Совете КДА владыка Василий просил св. Патриарха Тихона и Синод дать благословение на открытие в Академии трех новых учебных кафедр: истории Украины, украинского языка и украинской литературы. Планировалось также открыть в КДА кафедру западно-русского права. Одновременно с этими инициативами епископ Василий от лица КДА обратился в Генеральный Секретариат Украины с просьбой о государственном финансировании Академии. Нововведения в КДА привели к выходу из числа членов правления Академии ряда видных профессоров, несогласных с курсом на «украинизацию» духовной школы –Титова, Рыбинского и Маккавейского (последние двое, однако, вскоре вновь были избраны в состав правления). Тема предстоящей «украинизации» КДА была отражена и в проекте нового устава Академии, который был представлен ее Совету 14 января 1918 г. профессорами Кудрявцевым, Рыбинским и Четвериковым. Помимо риторики об исторических связях Киевской академии с казачеством и гетманами проект содержал пункт, предусматривавший разработку и последующее использование в учебном процессе украинской богословской терминологии. Однако работа над новым уставом затянулась, и он был принят только лишь при гетмане Павле Скоропадском. Ожесточенные военные действия в районе Киева в январе 1918 г. заставили руководство КДА полностью прекратить занятия. 10 января 1918 г. все 182 студента Академии были распущены по домам на неопределенный срок.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Еще одним направлением, призванным помочь специалистам, стала публикация академических научных журналов «Прибавления к трудам святых отцов в русском переводе» и «Богословский Вестник», которые издаются в МДА с 1843 года по настоящее время. Таким образом, было подготовлено и опубликовано более 5500 статей из богословской научной периодики. Следующий этап, к которому мы приступаем сегодня — перевод сканированных изображений в текстовый формат. Нас радует, что к этой деятельности присоединяются и другие духовные школы: Санкт-Петербургская духовная академия уже подготовила электронную версию «Христианского чтения»; начинаются работы и в Киевской духовной академии по сканированию и обработке «Трудов КДА». Хочется надеяться, что общими усилиями нам удастся создать единый корпус распознанных текстов всех дореволюционных богословских журналов на русском языке. А это — неисчерпаемый кладезь информации не только для богословов, но и для широкого круга светских исследователей. Несмотря на сложные судьбы духовных школ в ХХ веке, в них все-таки велась исследовательская деятельность, писались статьи, кандидатские и докторские диссертации. Однако ввиду закрытого типа духовных школ лишь единицы из числа светских ученых имели доступ к этим материалам. Одним из важных шагов по преодолению отчуждения стала публикация росписей дипломных работ, кандидатских, магистерских и докторских диссертаций, которые были защищены в Московской, Санкт-Петербургской и Минской духовных академиях в ХХ веке, а это более 2500 описаний. Следующий этап — размещение полных текстов представленных диссертаций. Благодаря взаимодействию с Российской государственной библиотекой, где в настоящее время находится фонд  Московской духовной академии, близится к завершению процесс сканирования рукописей: магистерских и докторских диссертаций, курсовых, сочинений и рецензий. Недалек тот момент, когда наши посетители получат доступ и к научным трудам профессоров и студентов старой Академии. Важной вехой во взаимодействии со светской образовательной сферой стало решение Ученого совета Московской духовной академии об обязательном внешнем оппонировании защищаемых кандидатских диссертаций и проведении публичных диспутов, а также публикация апробационных статей и авторефератов на портале. Комментарии и замечания, порой нелестные и даже провокативные, которые оставляли посетители портала, позволили, с одной стороны, улучшить общий уровень диссертаций, с другой — открыли возможность светской аудитории познакомиться с актуальными исследованиями духовных академий.

http://patriarchia.ru/db/text/349315.htm...

Ещё одним направлением, призванным помочь специалистам, стала публикация академических научных журналов «Прибавления к трудам святых отцов в русском переводе» и «Богословский Вестник», которые издаются в МДА с 1843 года по настоящее время. Таким образом было подготовлено и опубликовано более 5500 статей из богословской научной периодики. Следующий этап, к которому мы приступаем сегодня - перевод сканированных изображений в текстовый формат. Нас радует, что к этой деятельности присоединяются и другие духовные школы: Санкт-Петербургская духовная академия уже подготовила электронную версию «Христианского чтения»; начинаются работы и в Киевской духовной академии по сканированию и обработке «Трудов КДА». Хочется надеяться, что общими усилиями нам удастся создать единый корпус распознанных текстов всех дореволюционных богословских журналов на русском языке. А это - неисчерпаемый кладезь информации не только для богословов, но и для широкого круга светских исследователей. Несмотря на сложные судьбы духовных школ в ХХ веке, в них всё-таки велась исследовательская деятельность, писались статьи, кандидатские и докторские диссертации. Однако ввиду закрытого типа духовных школ лишь единицы из числа светских учёных имели доступ к этим материалам. Одним из важных шагов по преодолению отчуждения стала публикация росписей дипломных работ, кандидатских, магистерских и докторских диссертаций, которые были защищены в Московской, Санкт-Петербургской и Минской духовных академиях в ХХ веке, а это более 2500 описаний. Следующий этап - размещение полных текстов представленных диссертаций. Благодаря взаимодействию с Российской государственной библиотекой, где в настоящее время находится фонд Московской духовной академии, близится к завершению процесс сканирования рукописей: магистерских и докторских диссертаций, курсовых, сочинений и рецензий. Недалёк тот момент, когда наши посетители получат доступ и к научным трудам профессоров и студентов старой Академии. Важной вехой во взаимодействии со светской образовательной сферой стало решение Учёного совета Московской духовной академии об обязательном внешнем оппонировании защищаемых кандидатских диссертаций и проведении публичных диспутов, а также публикация апробационных статей и авторефератов на портале. Комментарии и замечания, порой нелестные и даже провокативные, которые оставляли посетители портала, позволили, с одной стороны, улучшить общий уровень диссертаций, с другой - открыли возможность светской аудитории познакомиться с актуальными исследованиями духовных академий.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

— Признав «ПЦУ» и легализовав раскол в Украине, Константинопольский Патриарх совершил беспрецедентное каноническое преступление. Мы должны понимать, что такие действия были вызваны не стремлением уврачевать раскол, они нужны для того, чтобы удовлетворить чьи-то властолюбивые желания. Все те события, которые происходят сегодня в Украине, а также серьезный кризис в мировом Православии — личная ответственность Патриарха Варфоломея. Можно сказать, что на наших духовных школах создание «ПЦУ» никак не отразилось, исключая, разумеется, повышение интереса учащих и учащихся к канонической проблематике. — Владыка, какие актуальные темы входят в сегодняшнюю богословскую повестку Киевской академии? Что обсуждается наиболее горячо? — Тематика богословской повестки немного изменилась ввиду событий в последние годы не только в Украине, но и во всем православном мире. Как и положено ведущему учебному заведению Украинской Православной Церкви, мы не стоим в стороне от современных церковных проблем, активно их анализируем и обсуждаем. Помимо традиционных тем, посвященных изучению богословского наследия, Священного Писания и литургических особенностей, мы делаем акцент на богословско-каноническом осмыслении принципа соборности Церкви и вопроса первенства среди Поместных Православных Церквей. Так, в частности, 11 ноября текущего года в академии состоится международная конференция «Соборность Церкви: богословские, канонические и исторические измерения», в которой примут участие представители Поместных Православных Церквей. Будут обсуждаться вопросы, касающиеся соборности, проблемы первенства во Вселенской Церкви, богословского, канонического и исторического аспекта 28-го правило IV Вселенского Собора и т.д. — В каком состоянии сейчас научно-богословская периодика украинских духовных школ вообще и КДАиС в частности? Развиваются ли печатные журналы или будущее за электронными платформами и различными медиа? Киевская духовная академия уже несколько лет подряд издает научно-богословскую литературу: учебные пособия профессорско-преподавательской корпорации, монографии, кандидатские диссертации. Помимо этого, дважды в год выходят «Труды Киевской духовной академии», где публикуются научные статьи профессорско-преподавательской корпорации, а также избранные статьи и доклады участников ежегодных международных конференций, которые проходят в академии. Также с 2007 года дважды в год (летом и осенью) выходит студенческий журнал «Академический Летописец». Его подготовкой и наполнением традиционно занимаются студенты. Кстати, архивы всех выпусков «Трудов» и «Академического Летописца» можно посмотреть и скачать на официальном сайте КДАиС .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5852042...

В «Страннике» же, о. А. А. Лебедев начал сотрудничать вскоре по окончании академического курса и по переселении в Петербург, помещены были следующие статьи его: 1. «Разговор священника с доктором о чудесах» («Странник», 1860 г. октябрь); 2. «Неразумная веселость» (там же, 1863 г., апрель); 3. «Собеседование верующего с неверующими» (1864 г., июль): 4., «Наказанное самохвальство» (1864 г. ноябрь); 5., «О евангельских мытарях» (--1865 г., февраль); 6., «О чудесном нетлении св. мощей в отличие от случаев естественного нетления в природе» (1866 г., июнь), и нек. др. Что касается «Жизни Святителя Тихона», то этот труд почившего о. протоиерея, несмотря на то, что во время выхода в свет первого издания (в 1865 г.), под живым впечатлением только что совершившегося пред тем открытия св. мощей святителя, появилось не мало сочинений разных писателей о семь последнем, а равно и не смотря на то, что при втором издании его (СПб. 1890) 8 А. А. Лебедев ограничился лишь небольшими исправлениями выражений, опущением повторений, более внимательной корректурой и переменой приложенного к книге портрета святителя на лучший, снятый с портрета имеющегося в Киевской Лавре, нисколько не потерял своего, обще-назидательного и для нашего времени, и весьма важного в литературном отношении значения в ряду других подобных трудов. Он представляет в себе; описание жизни, обзор писавшего святителя с характеристикою их и историю его прославления и открытие св. мощей с заключительным назидательным выводом из всего жизнеописания. Изложение живое и общепонятное. К числу трудов учебно-воспитательного характера можно отнести по преимуществу два следующих, отдельно изданных: 1., Изложение православной Христовой веры в беседах, по руководству писаний святителя Тихона и приспособительство к общенародному разумению. СПб. 1866. Этот труд есть, очевидно, плод усердного и внимательного изучения творений святителя Тихона. которое было предметом занятий А. А. Лебедева предварительно издания жизнеописания сего святителя 9 2., Очерк истории христианской церкви применительно к новой гимнастической программе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Двусмысленное положение «официального» философа, приглашенного из Киевской духовной академии в Москву якобы специально для критики и разгрома наступавшего материализма, враждебное отношение к нему ряда ведущих журналистов, в том числе М. А. Антоновича , обусловили негативное отношение к Юркевичу не только со стороны многих его современников, но и создали своего рода «отрицательную традицию» во многих исследованиях по истории русской философской мысли. В результате этой сложившейся более чем столетней традиции одиозность имени Юркевича в нашей литературе стала почти баснословной . С другой стороны, в ряде работ русской философской эмиграции сочинения Юркевича оцениваются достаточно высоко. Так, ъ. В. Зеньковский называет его «самым крупным представителем Киевской школы» (наряду с Ф. А. Голубинским, В. Д. Кудрявцевым–Платоновым, В. Н. Карповым, архимандритом Феофаном (Авсеневым), С. С. Гогоцким). «Критика материализма у Юркевича… вызвала резкие и грубые статьи и заметки в русских журналах; имя Юркевича в русских радикальных кругах долгое время поэтому было связано — без всяких оснований—с представлением о «мракобесии» и мешало усвоению замечательных построений Юркевича» . Краткая характеристика Н. О. Лосского не оставляет, впрочем, сомнений в высокой оценке последним критики материализма Юркевичем; полемику в «прогрессивной печати» он называет «кампанией травли». Таким же образом оценивает эту дискуссию и Г. В. Флоровский, считая Юркевича «мыслителем строгим, соединявшим логическую точность с мистической пытливостью, —его слушал Влад. Соловьев…» . Подробная оценка философского наследия а содержится в работах Г. Г. Шпета и В. С. Соловьева, помещенных в качестве приложения к настоящему изданию. Думается, впрочем, что глубокий анализ творчества мыслителя впереди. Свод трудов Юркевича неполон, в изучении биографии его есть досадные пробелы, наконец, совершенно недостаточно исследовано его влияние на дальнейшее развитие русской философии. Во всяком случае, на фоне философской жизни России 60–х гг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

По своему времени, С.И. принадлежал, как выразился о нем преемник его по кафедре, проф. А.Ф. Кистяковский, «к числу выдающихся профессоров Киевского юридического факультета. Его курсы уголовного права и уголовного судопроизводства были старательно и систематически обработаны. Как администратор он обладал несомненными способностями и дарованиями». Самые обстоятельства жизни могли способствовать развитию этих дарований. Еще будучи юношей, во время пребывания в семинарии и академии, он исполнял должность письмоводителя семинарского и академического правлений. Поэтому-то, вероятно, учебно-деловые бумаги, им писанные, отличались, по словам историка Киевского унив. В.Я. Шульгина, «необыкновенною ясностью, стройностью и простотою изложения». О Богородском, как директоре, тот же проф Шульгин свидетельствует: «Управляя дирекциею училищ Киевской губ., он поставил 2-ю Киевскую гимназию на ту степень, до которой она ни прежде, ни после не достигала». О профессорской же деятельности его Шульгин же 4 отзывается так: «По общему сознанию всех слушателей Богородского, ни один профессор, не исключая даже Неволина, не развивал их столько, сколько он; у Богородского, если не в изустном преподавании, то в его записках, было гораздо более свежести, жизни и разумно осмысленного материала чем у Неволина». Сочинение Богородского, которое защищал он в 1835 г. на степень доктора законоведения – «О философии уголовных законов у древних и новых народов», осталось не напечатанным. В 1852 г. он написал и произнес 10 июня на торжественном акте университета речь – «Об успехах уголовного законодательства в Европе с начала XVIII века». Речь эта вошла в состав главного огромного труда его, составившего автору репутацию замечательнейшего русского криминалиста, под заглавием – «Очерк истории уголовного законодательства в Европе с начала XVIII века», в двух т. Это сочинение напечатано было уже после смерти автора (Киев, 1862 г.), на счет университета. Шульгин, в истории унив. св. Владимира, свидетельствует, что после Богородского остался еще веденный им «дневник».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

«Христианское чтение». 1888. Май—июнь. Обложка (ГПИБ) Первым российским богословским журналом и 1-м изданием, выпускавшимся в стенах духовно-учебного заведения (если не считать рукописного «Семинарского вестника» Владимирской ДС в 1810-1815), был журнал СПбДА «Христианское чтение» , основанный ректором архим. Григорием (Постниковым ; впосл. митрополит Новгородский и С.-Петербургский). Журнал стал самым длительным по времени выпуска периодическим изданием в России (1821-1917), в 1875-1916 гг. выходил как приложение к ж. «Церковный вестник» . В 20 - нач. 30-х гг. XIX в. также публиковались «Известия о действиях и успехах Библейских обществ в России и других государствах» (СПб., 1824) и «Радуга» (Ревель, 1832-1833). Вскоре появились новые журналы при духовных школах. В 1837-1912 гг. КДА издавала еженедельник «Воскресное чтение» , в котором наряду с назидательными статьями печатались научные исследования. С началом выхода «Трудов Киевской духовной академии» (1860-1917) научные материалы переместились в это издание. МДА вместе с книжками «Творений святых отцов в русском переводе» (М., 1843-1865, 1871-1872, 1880-1891) издавала ж. «Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе» , затем его сменил «Богословский вестник» (Сергиевский посад, 1892-1918). КазДА издавала «Православный собеседник» (1855-1917), в к-ром много внимания уделялось вопросам миссионерства, изучению мусульманства, буддизма, язычества, старообрядчества, сектантства, а также специальные миссионерские журналы «Миссионерский противомусульманский сборник» (Каз., 1873-1914) и «Инородческое обозрение» (Каз., 1912-1916). В академических журналах публиковались новые переводы святоотеческих творений, деяний Соборов, а также журналы или протоколы заседаний советов академий, отчеты и др. офиц. документы академических корпораций, их подразделений и состоявших при них учреждений (б-к, музеев, кабинетов, обществ, братств), обзоры, рецензии и аннотации текущей российской и зарубежной богословской литературы. 4 духовные академии до 1918 г. выпускали 19 периодических изданий, еще 2 журнала выходили при академических комиссиях и братствах.

http://pravenc.ru/text/182371.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010