55 Попов Г. В. Тверская икона XIII–XVII веков. СПб., 1993. 23; Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV–XVI вв. М., 2000. 47. 56 Данилова И. Е. Житийные иконы митрополитов Петра и Алексия из Успенского собора в Кремле в связи с русской агиографией//Литературные связи древних славян. (ТОДРЛ. Т. XXIII). Ленинград, 1968. С. 199–216. 57 См.: Русское художественное шитьё XIV–haчaлa XVIII века. Каталог выставки. М., 1989. Кат. 11, 27, 33. 58 Маясова Н. А. Древнейший покров митрополита Ионы//Древнерусское художественное шитьё. С. 26–38. 59 См. Pilms E. Kamelaukion et mitra: Insignes byzantins imperiaux et ecclesias­miques. Stockholm, 1977. 60 Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. 101; Russische Heilige in Ikonen. 133. 62 Пуцко В. Г. Иконописные изображения святителя Леонтия Ростовского: становление традиции//История и культура Ростовской земли, 1995. Ростов, 1996. С. 53–62. 63 Пуцко В. Памятники русского прикладного искусства XV–XVII веков в Ростове//Зборник Myзeja применьене уметности. 24–25 (1980–1981). С. 56–60. Илл. 4, 5. 64 Мельник А. Г. Обзор коллекции икон ростовских святых в собрании Ростовского музея//История и культура ростовской земли. 1995. С. 40–53; Иконография ростовских святых. Каталог выставки/Сост. Мельник А. Г. Ростов, 1998. 65 Вздорнов Г. И. Портреты новгородских архиепископов в искусстве XIV века//Древнерусское искусство: Монументальная живопись XI–XVII вв. М., 1980. С. 115–134. 67 Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV век. М., 1982. Илл. на с. 184. 68 Гордиенко Э. А., Трифонова А. Н. Каталог серебряных окладов Новгородского музея-заповедника//Музей. 6. 1986. 24. 71 Русское прикладное искусство XIII — начала XX в.: Из собрания Государственного объединённого Владимиро-Суздальского музея-заповедника/Сост. Н. Трофимова. М., 1982. 39, 40. 73 Ковалевский И. Юродство о Христе. М., 1895; Кузнецов А. Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое исследование. СПб., 1913; Лихачев Д. С., Панченко А. М. “Смеховой мир” Древней Руси. Л., 1976.

http://pravmir.ru/ikonografiya-russkih-s...

Рост почитания И. во 2-й пол. XVI в. подтверждается созданием шитого покрова на его гробницу, вложенного в Рождественский собор в 1578 г., при еп. Варлааме, кнг. Евдокией (в иночестве Евпраксия), 1-й женой кн. Владимира Андреевича Старицкого, жившей в суздальском Покровском мон-ре. В 1581 г. она же вышила аналогичный покров с изображением свт. Феодора ( Трофимова. 1982. Кат. 39, 40); очередность исполнения произведений свидетельствует о более высоком статусе И. Композиция покровов с прямоличными фигурами святых в средниках, с текстами тропаря и кондака на каймах и со вкладными надписями обычна для предметов такого типа; образ И. исполнен в соответствии с общими чертами его иконографии и выделяется лишь богатой орнаментацией деталей (примечательно изображение полиставрия с крестами в кругах, напоминающее об аналогичном облачении свт. Леонтия Ростовского). Оригинальной деталью покровов является наличие под ногами святителей орлецов - самый ранний и уникальный для своего времени случай использования данного атрибута, к-рый характерен для рус. богослужебной практики; вероятно, должен был подчеркнуть авторитет Суздальской кафедры. Поводом для создания покровов, по-видимому, стал пожар 1577 г., от к-рого серьезно пострадали собор и архиерейский дом (возможно, покровы повторяют иконографию утраченных произведений шитья или надгробных икон), а также почитание святителей кнг.-инокиней Евпраксией. Появление этих памятников, безусловно, связано с общим направлением деятельности Суздальских епископов для прославления местных святых: составлением житий и служб иноком Спасо-Евфимиева мон-ря Григорием (3-я четв. XVI в.), причислением к лику святых прп. Евфросинии Суздальской по инициативе еп. Варлаама (1570-1584) и украшением рак святителей Феодора и И. серебряными окладами в 1598 г., при архиеп. Галактионе ( Фёдоров. 1855. С. 32; ПЭ. Т. 10. С. 290), которое могло включать изготовление новых крышек с фигурами святителей. Те же тенденции прослеживаются в изображении Божией Матери «Моление о народе» и припадающих святых (70-80-е гг.

http://pravenc.ru/text/468953.html

Johannes Chrysostomus (der Goldmundige) von Konstantinopel//LCI. 1994. Bd. 7. Sp. 95-101; ГТГ: Кат. собр. Т. 1. Кат. 17, 57; The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era, A. D. 843-1204/Ed. H. С. Evans, W. D. Wixom. N. Y., 1997. Cat. 41, 80, 143; Treasures of Mount Athos: cat. of Exhibition/Ed. A. A. Karakatsanis. Thessal., 1997; Λειμνια και καρβια στο Βυζαντιν Μουσεο: Ευροπαικς Ημρες Πολιτατικς Κληρονομας Λιμνια 25 Σεπτ.- 30 Νοεμβ. 1997: Κατ. Αφνα, 1997; Манастир Хиландар. Београд, 1998. С. 307, 343; Северные письма: Собр. АМИИ: Кат./Сост.: О. Н. Вишнякова, Т. М. Кольцова. Архангельск, 1999. Кат. 7, 156, 163. С. 10, 43; Джурич В. Византийские фрески. М., 2000; М. Жumuja светих у хиландарском живопису//Осам векова Хиландара: Ucmopuja, духовни живот, уметност и архитектура/Уред. В. Београд, 2000. С. 611-620; С. Хиландарска катапетазма Jeфuмuje: Ukohorpaфuja и богослужбена фyhkцuja//Там же. С. 695-701; София Премудрость Божия: Кат. выст. М., 2000. С. 288-289; Костина И. З. Произведения моск. серебряников 1-й пол. XVIII в.: Кат. М., 2003; Саенкова Е. М. Чин Воздвижения Креста Успенского собора и моск. интерпретация иконографии праздника//ИХМ. 2003. Вып. 7. С. 184-195; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004. Кат. 66. С. 224-227; Byzantium: Faith and Power (1261-1557): Cat./Ed. H. С. Evans. N. Y., 2004. Cat. 134, 135; Krause K. Die illustrierten Homilien des Johannes Chrysostomos in Byzanz. Wiesbaden, 2004; Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. Кат. 110, 122; Народные заступники: иконы Ярославля XVI-XX вв. из собр. ЯХМ: Кат. выст./Авт.-сост.: О. Б. Кузнецова, А. В. Федорчук. М., 2006. 1. С. 6-7. Кат. 2, 22, 24; С. 8-9, 55-59, 64-66; San Nicola: Splendori d " arte d " Oriente e d " Occidente. Mil., 2006; Иконы XIII-XVI вв. в собр. ЦМиАР: Кат. М., 2007. [Т. 1:] Тверь, Новгород и Псков. Кат. 42; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв./Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 2008. С. 217-234; Кат. 163.

http://pravenc.ru/text/541598.html

Н. Манушина. М., 1983. Кат. 76; Сокровища Киево-Печерского заповедника: Фотопутев. К., 1985. С. 65; Musicescu М. А., Dobjanschi А. Broderia veche româneascâ. Bucur., 1985. P. 33. Pl. 1; Описи новгородского Софийского собора. Новгород, 1988. Вып. 1; 1993. Вып. 2, 3; Patmos: Les trésors du monastère/Sous la dir. A. D. Kominis. Athènes, 1988. Ill. 8-10. P. 19-194; Рус. худож. шитье XIV - нач. XVIII в.: Кат./Авт. вступ. ст.: Н. А. Маясова, И. И. Вишневская. М., 1989. С. 122-123. Кат. 39, 46, 47, 51, 62, 76, 77, 86, 87; В. J., С., В. Nampujapшuja. Београд, 1990. С. 332. Ил. 215; Sinai: Treasures of the Monastery of St. Catherine/Ed. K. A. Manafis. Athens, 1990. P. 238-239, 252-253. Fig. 13-16; Искусство строгановских мастеров: Реставрация, исслед., проблемы: Кат. выст. М., 1991. Кат. 100; Средневек. лицевое шитье: Византия, Балканы, Русь: Кат. М., 1991. Кат. 8, 21, 23. С. 36-37, 70-71, 74-75. Ил. 16-18; Simonopetra: Mount Athos/Ed. S. Papadopoulos. [Athens], 1991. Fig. 127a, 127b-132, 138b. P. 192, 213, 214; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996. Кат. 65. С. 267-269; Fotopoulos D., Delivorrias A. Greece at the Benaki Museum. Athens, 1997; Лихачева Л. Д. Произведение шитья Софии Палеолог из Кирилло-Белозерского мон-ря//ТОДРЛ. 1997. Т. 50. С. 723-729; Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Buzantine Era, A. D. 843-1261/Ed. H. Evans. N. Y., 1997. Cat. 106. P. 159-160; Treasures of Mount Athos: Cat. of Exhibition/Ed. A. A. Karakatsanis. Thessal., 1997. Cat. 11. 6, 11. 7, 11. 8. P. 386, 391-394; Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г./Сост.: З. В. Дмитриева, М. Н. Шаромазов. СПб., 1998. С. 148; Христ. реликвии в Моск. Кремле: [Кат. выст.]. М., 2000. Кат. 77. С. 218; Города России XVI в.: Мат-лы писцовых описаний. М., 2002; Патриарх Никон: Облачения, личные вещи, автографы, вклады, портреты/Сост.: Е. М. Юхименко. М., 2002. С. 85. 35; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. Кат. 79-81, 88. С.

http://pravenc.ru/text/190057.html

462 и 463, кат. 320 и 321) с одной стороны и продолжался к мосту через улицу портиком, из которого впоследствии устроили базилику (первую, см. ниже); далее, неизвестное здание образовывало великолепную экседру с 4 колоннами и великолепною резьбою карнизов и гзымзов, в пальмирском и гелиополитанском типе (фот. 477, кат. 342); потом уцелели еще остатки двух, трех портиков, тоже примыкавших к зданиям. Улица упиралась в круглый (фот. 484 и 485, кат. 353 и 355) форум (табл. XXII), окруженный колоннадою (с известными надписями («совершителей» Сабина, сына Стратига и Ермолая, сына Димитрия); выше этой колоннады, на особой террасе, устроенной на субструкциях или на сводах (служивших цистерною), стоит большой периптеральный храм (фот. 487 и 488, кат. 358 и 359), господствуя над всем городом; но боковые колоннады (двойные на лицевом фасаде) уже исчезли, и громадная северная стена стоит обнаженная, и только с восточной стороны сохранилась колонна, да вдоль западного фасада тянется ряд высоких и колоссальных баз (фот. 490, кат. 303). Но самые замечательные руины находятся в центре города, по поперечному его разрезу от моста через указанный портик и пропилеи до вершины холма, на которой стоит большой театр (его портик на фот. 483, кат. 351) и главный храм (табл. XXIII) Герасы, или так называемый храм Солнца, со своим великолепным фасадом из 9 (сохранившихся) колоссальных, колонн (фот. 487 и 488, кат. 358 и 359), которые кажутся слишком грузны для сохранившегося сзади них корпуса стен, тем более незначительных, что терраса храма почти до верха покрыта распаханною здесь землею, а прочие руины разобраны, за исключением нескольких торчащих из земли барабанов. По всей вероятности, развалины колоннад и портиков, ведших от храма к пропилеям, будучи мельче по размерам, послужили еще в христианскую эпоху для устройства базилик. Но, подойдя вплотную к храму, нельзя достаточно надивиться красоте, хотя несколько мелочной и сухой резьбы громадных капителей храма: любопытно, что их орнаментика тождественна с гелиополитанскою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Princeton (N. J.), 1955. P. 305-311; idem. Ampoules de Terre Sainte: Monza-Bobbio. P., 1958; idem. Christian Iconography: A Study of its Origins. Princeton, 1968. P. 117; idem. Les voies de la création en iconographie crétienne. P., 1979; Meyer H. B. Zur Symbolik frühmittelalterlicher Majestasbilder//Das Münster. 1961. Bd. 14. S. 73-88; Didron A. N. Christian Iconography: The History of Christian Art in the Middle Ages. N. Y. 1965; Пуцко В. Г. «Maiestas Domini» в рус. миниатюре кон. XIV в.//Bsl. 1979. T. 40. N 2. S. 199-203; Mizio ek J. «Transfiguratio Domini» in the Apse at Mount Sinai and the Symbolism of Light//J. of the Warburg and Courtauld Institutes. L., 1990.Vol. 53. P. 42-60; Кочетков И. А. «Спас в силах»: Развитие иконографии и смысл//Искусство Др. Руси: Проблемы иконографии/Ред.-сост.: А. В. Рындина, А. Л. Баталов. М., 1994. С. 45-68; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образы Богоматери в произведениях из собр. ГРМ: Кат. СПб., 1995. Кат. 25-26, 28-31, 35-36, 69-73, 76, 83, 104, 151, 161, 164, 189-190, 192, 197; Makseliene S. The Glory of God and Its Byzantine Iconography: MA Thesis/Central European Univ. Bdpst. 1998; Hagstrom A. A. The Symbol of the Mandorla in Christian Art: Recovery of a Feminine Archetype//Arts: The Arts in Religious and Theol. Studies. 1998. Vol. 10. N 2. P. 25-29; Kessler H. L. Spiritual Seeing: Picturing God " s Invisibility in Medieval Art. Phil., 2000; Pearson A. Revealing and Concealing: The Presistance of Vaginal Iconography in Medieval Imagery: The Mandorla, the «Vecisa Piscis», The Rose, Sheela-na-gigs and the Double-Tailed Mermaid: Diss. Ottawa, 2002; Иконы Вологды XIV-XVI вв.: Кат. М., 2007. Кат. 91, 122, 128; Иконы Рус. Севера: Шедевры древнерус. живописи АМИИ: Кат. М., 2007. Т. 1. Кат. 17, 20, 22, 35-36, 43, 45, 52, 60, 65, 75, 78, 85, 102, 103, 109-111, 116, 141, 154, 164, 189, 195, 201, 205; Иконы Ярославля: XIII - сер. XVII в. М., 2009. Т. 2. Кат. 34, 42-43, 45, 48, 59, 83, 121, 128-129, 142, 145, 147, 162, 178, 184, 185, 197, 199; Самойлова Т.

http://pravenc.ru/text/2561826.html

Тексты священного писания 1. БИБЛИЯ. – М.: Российское Библейское Общество, 1992. 2. SEPTUAGINTA. – Stuttgart: Deutsche bibelgesellschaft, 1979 3. Nestle – Aland. Novum Testamentum. – Stuttgart: Deutsche bibelgesellschaft, 1994. 366 Кроме того популярность издаваемых Обществом журналов среди наших соотечественников объясняется еще и тем, что многие из них, в силу низкого материального достатка уже не могут позволить себе выписывать как прежде «Крестьянку», «Работницу», «Здоровье» и другие популярные некогда издания. И теперь их место заступил бесплатный «Пробудитесь!», в котором можно прочесть буквально обо всем: какая замечательная страна Грузия, как применять в лекарственных целях алоэ, чем лучше бриться и, как пошутил один комментатор, даже почему у свиньи два глаза. (Прим. кат. службы) 367 Подробнее см. также Сирил Малка «Они ждут обещанного рая в аду» (Прим. кат. службы.) 368 Скорее можно сказать, что издания – сеть для привлечения потенциальных инвесторов. (Прим. кат. службы). 369 На практике же практически во всех государствах с демократически ориентированным законодательством Общество не несет на своей деятельности никаких ограничений. (Прим. кат. службы). 370 Впрочем, Общество пытается выработать у своих адептов иммунитет к историческим грехам «верного и благоразумного раба», так что порою стоит немалого труда заставить Свидетеля признать взаимосвязь между «ошибками» Сторожевой Башни с одной стороны, и необходимостью критически рассмотреть сегодняшние учения и практику – с другой. (Прим. кат. службы). 371 Фактически для среднего Свидетеля «Сторожевая Башня» и есть Священное Писание, как это, может быть, и не парадоксально звучит. (Прим. кат. службы). 372 Русскоязычная версия «Перевода Нового Мира» на сегодняшний день (27.01.01) пока еще не увидела свет, но в каждом собрании наверняка есть кто-то, у кого Ваш знакомый Свидетель смог бы позаимствовать англоязычную версию. (Прим. кат. службы). 373 Напротив, наш опыт показывает эффективность темы Евхаристии. Подробнее смотрите

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Догмат – слово греческое, по-русски значит: мнение, учение, положение, определение. В греческом тексте Свящ. Писании Нового завета оно означает разные предметы: повеления кесаревы ( Лк. 1:1 ; Деян. 17:7 ; евангельское учение ( Еф. 1:15 ; Кол. 1:14 ) и постановления апостольского собора ( Деян. 16:4 ). По этому употреблению со словом догмат соединяется понятие об истине богооткровенной, преподаваемой Церковью, имеющей силу закона. Такое же понятие соединяют с ним отцы и учителя Церкви. Поэтому православными христианскими догматами и называются такие богооткровенные, хранимые и преподаваемые православною Церковью истины, или «предания веры» (М. Кат. л. 1), которые относятся к самому существу христианской религии и содержат учение о Боге и Его отношении к миру и человеку, необходимое для нашего спасения (М. Кат. л. 2). Это учение раскрыто на вселенских и поместных соборах и в творениях св. отцов Церкви (6 вс. с. пр. 1, 2; ср. М. Кат., л. 1 об.), а изложено отчасти в вероопределениях соборов, отчасти в особых символах веры , каковы: никеоцареградский (Б. Кат., л. 31 об. – 32), афанасиевский (Кир. кн., л. 547 – 8 об., М. Кат., л. 2–4) и др. Существенные свойства догматов следующие: 1) как истины богооткровенные, догматы имеют твердое основание в божественном Откровении; 2) как истины веры, которая есть вещей обличение невидимых ( Евр. 11:1 ), они не доступны нашим чувствам: мы их «невидимо сердцем видим и усты исповедуем» (М. Кат., л. 2); наконец, как истины, заключающие в себе «крепкое и твердое разумение о Бозе и вещех спасеных» (Мал. Кат., л. 2), т. е. необходимых для спасения, они не подлежат изменению ни со стороны содержания, ни со стороны внешней формы выражения. Аще мы или ангел благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет, говорит ап. Павел ( Гал. 1:8 ). Бл. Феофилакт, толкуя эти слова, замечает: «духовная, такоже и мирская власть всякая, в догматех веры зле разумеваемая, аще бы и ангельския чести была, осужена будет и проклятию поддана» (Кн. о вере, гл. 22, л. 196). Вселенские и поместные соборы столь же строго запрещают делать какие либо изменения в догматах веры (см. напр. 1 пр. 6 и 7 вс. с.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Правильно подобранные и в нужном порядке расставленные вопросы имеют столь же важное педагогическое значение, как и содержательные ответы. Искусство ведения диалога не менее существенно при изложении вероучительных истин, чем аргументация с использованием авторитетных цитат из Священного Писания и святоотеческих поучений. Ценность гениально составленного «Кат и хизиса» святителя Филарета наполовину заключается в мудрых и глубоко продуманных вопросах. Этих достоинств лишён новый неуклюжий «Кат э хизис». Он ещё более неудобочитаем и грузен, чем филаретовский «Кат и хизис» после удаления из него вопросов. Непонятно, на какого читателя рассчитан этот текст. Трудно вообразить, чтобы его согласились читать юные школьники или даже семинаристы. Если цель «Кат и хизиса» - приобщить к основам христианской веры, то данный трактат способствует выполнению, скорее, обратной задачи - навсегда отвратить читателя от интереса к вероучительным вопросам. Лично у меня нет предложений на тему, как можно было бы «исправить» «Кат э хизис». Это - задача безнадёжная, и решить её невозможно. Недостаточно заменить четвёртую букву в названии с «е» на «и» и «добавить» к каждому абзацу «вопросы». Нормальный «Кат и хизис» всё равно не получится. Как говорится, чёрного кобеля не отмоешь добела. В школе иногда ставят двойку за хорошее сочинение, если оно написано «не на тему». Но не следует отчаиваться. Авторы Синодальной библейско-богословской комиссии проделали большую полезную работу. «Кат и хизиса», конечно, не получилось. Однако, если воспринять трактат как справочное «Пособие по некоторым догматическим вопросам», данный труд может быть оценён как вполне удовлетворительный и даже полезный для Церкви. Думаю, что после исправления некоторых принципиальных ошибок, содержащихся в трактате, его можно было бы рекомендовать, если не для широкого читателя, то для сотрудников богословских институтов и Духовных академий. 2. Замечания по существу 2.1. Неправильное отношение к библейскому Шестодневу Один из разделов «Катехизиса» называется: «Мир был сотворен Богом за " шесть дней " ».

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/30/...

Из Шахки мы прошли в Эль-Хит (1 час расстояния), маленькую деревушку на месте древнего городка, отлично сохранившегося. Мы расположились лагерем (фот. 362, кат. 204) в масличном саду, принадлежащем шейху, возле его дома, который представляет замковую цитадель городка и построен на небольшом скалистом холмике. Дом был наполнен надписями, отовсюду набранными и вставленными в стены, над входными дверями, даже в полу. Косяк главной двери представляет надпись ц. Св. Сергия 354 г. (фот.363, кат. 205). Самый дом сложен из кусков арабами, очевидно, переходит в роде шейхов уже с незапамятных времен. Около дома две или три башни, но сильно разрушенные; около одной башни есть постройка, вся выложенная из старых кусков, так что около двери заложено четыре надписи и три фрагмента надписей, но большинство вверх ногами и иные в полу. Вход (табл. X) украшен обычною резною из камня (фот. 364, кат. 206) во вкусе III в. декоративною облицовкою. За башнею, среди камней, служащих оградою, мы встретили большой рельеф из лавы, выш. 0,69 м. и длин. 1,03 м., с изображением четы (фот. 371, кат. 214) увенчиваемой гениями или викториями: мужчина сложил руку для именословного благословения; рельеф принадлежит VI – VII столетию и является редким образчиком того же тяжелого стиля, который мы видели в Санамене. На восточной окраине города большой (фот.368, кат. 211) дом представляет христианскую базилику с тремя нефами и пристроенным на восточном конце выступом, служащим абсидою. Кладка абсиды резко разнится от прочего здания, и потому необходимо предположить, что именно эта часть присоединена к зданию не первоначально, а в позднейшее время, стало быть, для выполнения плана христианской церкви. Но мы не могли найти в памятнике никаких указаний, был ли он до этой перестройки христианскою базиликою, или нет. Дом в настоящее время служит жильем для одной фамилии, которая занимает сама верхний этаж, а в нижнем этаже устроила помещение для скота и амбары. Верхний этаж оказалось невозможно осмотреть – так завален он скарбом, и так плотно закрыты грудами камней его окна, ради темноты и прохлады. Войдя в нижний этаж, мы нашли его до высоты сводов наполненным половою, однако внутреннее устройство трех нефов, обычный гауранский или сирийский способ покрытия их каменными плитами, южные боковые двери, все сохранилось; но, на западной стороне (фот. 369, кат. 212) вместо наружного полукруга абсиды, оказалась выведенною вновь стена, которая и отделяет абсиду в особую пристройку 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010