Зубовка. Воскресенско-Мироносицкий женский монастырь. Карта и ближайшие объекты В 1910-1912 годах в Золотозубовке был построен Воскресенско-Мироносицкий женский монастырь. Женщин в монастыре было около 300 человек, занимались животноводством, огородом, садом, шитьем. При монастыре был детский приют. После революции и гражданской войны монахини разъехались, на территории монастыря был организован детский дом. В 1887 г. в общине был освящен первый храм в честь святых Жен Мироносиц. К 1897 г. на территории бывшего имения были возведены следующие постройки: двухэтажный каменный корпус, флигели, избы для рабочих, конюшня, тёплый погреб, баня. Была построена церковь в честь Жён Мироносиц. 8 сентября 1902 г. состоялось официальное открытие монастыря. При этом событии присутствовали епископ Астраханский и Енотаевский Георгий и благотворители общины - купцы Иван Губин, Георгий Куликов и Иван Цветков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский трижды посещал монастырь: 11 июля 1902 г. благословил место, выбранное под храм Святой Живоначальной Троицы, ровно через год принял участие в церемонии закладки храма, а в 1906 г. освятил вновь построенный храм. Монастырский храм в честь Святой Живоначальной Троицы пятиглавым, высотой почти 35 метров. Храм был построен в византийско-русском стиле. К 1908 г. в монастыре была построена колокольня. В 1922 г. был разрушен монастырский собор. До наших дней сохранилась часть монастырской стены, сестринские корпуса и церковь в честь святых Жен Мироносиц, в которой в советское время располагался сельский клуб. 26 апреля 2015 года состоялось архиерейское богослужение, приуроченное к началу возрождения Воскресенско-Мироносицкого женского монастыря. В настоящее время обитель имеет статус подворья Христорождественского женского монастыря. Воскресенско-Мироносицкий женский монастырь Ахтубинской епархии Русской Православной Церкви расположен в селе Зубовка Черноярского района Астраханской области. В 50-х годах XIX века в соседней с селом Зубовка Старицкой станице возникла женская община, сестры которой хлопотали о ее формальном признании и создании женского монастыря, но тогда успехом это начинание не увенчалось.

http://sobory.ru/article/?object=40551

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕНЗЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Пензенской епархии Пензенской митрополии), расположен в г. Пензе. Предыстория создания обители В кон. 80-х гг. XVII в. 30 отшельниц стали хлопотать об открытии в Пензе жен. мон-ря. В дек. 1689 г. священник пензенской ц. в честь Рождества Христова Петр Иванов безвозмездно уступил «безместным старицам» Таисии и Феодосии свою усадьбу (49×88,5 м) на ул. Большой (позднее Троицкая, ныне ул. Кирова) ( Хвощёв. 1904. С. 352-353), к-рая располагалась к северовостоку от крепости, на покатом склоне, спускающемся к р. Пензе. 5 дек. 1689 г. сестры получили купчую на расположенную неподалеку усадьбу вдовы Ф. И. Кировой (матери дьячка ц. в честь Рождества Христова Ивана Иванова), приобретенную за 4 р. В том же году или в нач. 1690 г. вдова Агафья Осипова подарила старицам свою усадьбу, к-рая находилась между 2 ранее полученными. Т. о. сформировался участок размером ок. 1 га (Там же. С. 354). В кон. 1690 или в нач. 1691 г. от имени всех сестер 3 старицы - Таисия, Феодосия и Капитолина (по др. сведениям, Екатерина) подали челобитную на имя царей Иоанна V и Петра I Алексеевичей о создании мон-ря. После получения дозволения на строительство обители от гражданской власти свящ. Петр Иванов, а затем «пензенские градских всяких чинов жители» направили соответствующую челобитную патриарху Московскому и всея Руси Адриану (Там же. С. 356-357). 1692-1927 гг. 15 окт. 1692 г. патриарх подписал благословенную грамоту, согласно к-рой в Пензе дозволялось «построить девичь монастырь, да в нем две церкви, одну во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы, да по сторону тоя церкви другую церковь во имя святыя апостол Петра и Павла, деревянные» (имелся в виду 2-престольный храм) (Там же. С. 357-358). С начала своего существования монастырь был особножительным. В кон. XVII в. причт обители включал священника и причетников, к 1738 г.- 3 священников и причетников, к 1764 г.- 2 священников, 2 диаконов, 3 дьячков и 2 пономарей (Там же. С. 375), к 1907 г.- 2 священников и 2 диаконов на псаломщических вакансиях (Пензенская епархия. 1907. С. 305). Уже с 10-х гг. XVIII в. в обители существовала больничная келья, а с сер. XVIII в. и вплоть до закрытия имелся отдельный больничный корпус (к 60-м гг. XIX в.- на 20-30 коек).

http://pravenc.ru/text/2579948.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНОСИН БОРИСОГЛЕБСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ставропигиальный (с 29 дек. 1999), в дер. Аносино Истринского р-на Московской обл., учрежден в июне 1823 г. Основательница и первая настоятельница - игум. Евгения (Мещерская Евдокия Николаевна, кнг., урожд. Тютчева; 18.02.1774 - 3.02.1837). Святые врата Аносина мон-ря. Фотография. 2001 г. Святые врата Аносина мон-ря. Фотография. 2001 г. В 1799 г. в Звенигородском у. кнг. Мещерская приобрела в собственность c. Аносино, в мае 1810 г. по благословению митр. Московского и Коломенского Платона (Левшина) на средства кнг. Мещерской там был заложен каменный храм во имя Св. Троицы с 2 приделами: Тихвинской иконы Божией Матери и во имя святых князей Бориса (небесного покровителя покойного супруга княгини) и Глеба. Когда основные работы по возведению и росписи храма были завершены, Аносино в 1812 г. было разграблено франц. войсками, поэтому освящение храма состоялось лишь 4 мая 1822 г. В 1820 г. кнг. Мещерская устроила при храме жен. богадельню на 11 чел., в 1822 г. богадельне был придан статус жен. общежития во имя святых князей Бориса и Глеба.Тем же указом по благословению архиеп. Филарета (Дроздова), , кнг. Мещерская была утверждена попечительницей общежития. 4 июня 1822 г. иером. московского Покрова Пресв. Богородицы мон-ря Иона совершил первый в общине постриг 5 сестер в рясофор. «Правила о составе, зависимости и устройстве высочайше утвержденного Борисоглебского общежития» были составлены свт. Филаретом. Целью организации общежития являлось «доставление пристанища и приличного содержания... отягченным бедностью» женщинам. Все, что производилось сестрами, передавалось в «общую пользу общежития». 25 июня 1823 г. указом Святейшего Синода Борисоглебское общежитие было преобразовано в А. Б. м., кнг. Мещерская пострижена в монашество с именем Евгения, возведена в сан игумении и 18 сент. вступила в управление мон-рем. В нояб. 1823 г. игум. Евгения докладывала свт.

http://pravenc.ru/text/115668.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОДЕССКИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Одесской и Измаильской епархии УПЦ), находится в г. Одессе (Украина). Основан в 1841 г. архиеп. Херсонским и Одесским Гавриилом (Розановым; † 1858) при приходском храме во имя арх. Михаила (1835; архит. Г. И. Торичелли), возведенном на окраине города на берегу Чёрного м. по инициативе генерал-губернатора Одессы гр. М. С. Воронцова и освященном во имя его небесного покровителя. 30 янв. 1841 г. архиеп. Гавриил представил в Синод рапорт и проект создания первой в епархии жен. обители. 26 апр. того же года имп. Николай I Павлович утвердил решение Синода учредить жен. общежительный мон-рь при Михаило-Архангельской ц. на расположенном рядом земельном участке, с 1838 г. предназначавшемся для строительства архиерейского дома. По синодальному решению О. М. м. должен был «воспринять существование», в т. ч. штатную сумму (1610 р. 2 к. ассигнациями, или 460 p. 4 к. серебром) упраздняемого Гледенского во имя Святой Троицы монастыря близ г. Вел. Устюг Вологодской губ. При этом Синод обязал духовенство позаботиться о том, чтобы в О. М. м. «были принимаемы для образования и воспитания малолетния женскаго пола сироты духовнаго и светскаго звания» ( Григорович. 1869. С. 60-61). Главными попечителями О. М. м. являлись гр. Роксандра Скарлатовна Эдлинг (урожд. Стурдза; 1786-1844) и ее брат тайный советник Александр Скарлатович Стурдза (1791-1854). Среди первых благотворителей мон-ря были имп. Александра Феодоровна, ее сын, цесаревич, буд. имп. Александр II Николаевич, молдавский господарь кн. М. Стурдза, гр. М. Д. Толстой (1804-1891), кн. А. Н. Голицын , гр. А. А. Орлова-Чесменская, одесский купец 3-й гильдии И. И. Ростовцев и его сын, передавшие О. М. м. загородный хутор с 52 дес. земли, а также греч. негоцианты. По распоряжению архиеп. Гавриила протоиерей херсонского Успенского собора Максим Перепелицын собирал для О. М. м. пожертвования в Новомосковске, Павлограде, Новочеркасске и др. городах; а протоиерей Покровского храма Иаков Сотниченко по благословению митр. Московского свт. Филарета (Дроздова) - в Москве, Орле, Курске и Харькове.

http://pravenc.ru/text/2578189.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАСИМОВСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился в г. Касимове, между Никольским оврагом (ныне ул. Никольский Овраг) и берегом р. Оки. 1627-1917 гг. По преданию, К. м. основала по обету старица Иустина, впервые упоминаемая как игумения в 1627 г. (ГАРО. Ф. 627. Оп. 161-177. Д. 76. Св. 2180. Л. 210; Оп. 240. Д. 87. Л. 243; Добролюбов. 1891. С. 74). Иустина, жительница Касимова, была 7 лет «больна ногами» и «за великое терпение» сподобилась неск. раз увидеть во сне Пресв. Богородицу, Которая приказала ей идти в Казань за образом, списанным с чудотворной Казанской иконы. Иустина направилась в Казань, где в лавке у купца, указанного ей Богородицей, нашла икону. Старица с благоговением приняла образ и сразу же исцелилась. По дороге в Касимов она посетила Макариев Желтоводский во имя Св. Троицы жен. монастырь , где получила в благословение образ прп. Макария Унженского и Желтоводского. Возвратившись в Касимов, Иустина поставила обе иконы в приходской ц. во имя вмц. Параскевы Пятницы и вместе с сыновьями начала строительство деревянного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Земля под храм была подарена касимовским царевичем Сеит-Бурханом и его матерью царицей Фатимой Султан-Сеитовной (урожд. Шакуловой). В писцовых книгах г. Касимова 1627 г. это событие описывается так: «Церковь Пречистыя Богородицы Казанская деревянная клецки, да у той же церкви придел Макария Желтоводскаго чудотворца, а церковь и придел не освящены, а тое церкви чудотворный образ Пречистыя Богородицы Казанския и образ чудотворца Макария Желтоводскаго стоит в церкви у великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, а строит тот храм старица Устинья с детьми, а под церковь отмерено белой земли в длину двадцать восемь сажен, поперек тож, да к той же церкви дано порожнего пустаго места старой пустоты белой же земли против церкви, да за дорогой в длину семнадцать сажен, поперек 12 сажен, к тому же храму отмерено под двор строительнице старице Устинье с детьми одиннадцать сажен, поперек шесть сажен с полусаженью» (цит. по: Добролюбов. 1891. С. 52-53; Николай Правдолюбов, Владимир Правдолюбов. 2005. С. 17).

http://pravenc.ru/text/1681219.html

О. в. было учреждено 1 окт. 1840 г. (после упразднения в 1828 униат. Луцкой епархии), местом пребывания Острожских епископов были Почаевская в честь Успения Пресвятой Богородицы лавра (до 1843), Житомир (1843-1860, 1916-1919), Дерманский Свято-Троицкий муж. мон-рь в Дубенском у. (см. Святой Троицы женский монастырь в с. Дермань) (1860-1873, 1915-1916), г. Кременец (ныне Тернопольской обл., Украина) (1873-1902). Острог стал центром вик-ства по причине того, что здесь находились правосл. Преображенский муж. мон-рь, при к-ром в 1796-1821 гг. располагалась Волынская семинария (после уничтожения обители пожаром семинария переведена в мест. Аннополь Острожского у.), и Волынская консистория (переведена в Житомир в 1843). После перехода в 1822 г. из унии в Православие Дерманского мон-ря в нем в 1833 г. было организовано уездное ДУ вместо ранее существовавшей униат. псаломщицкой школы. Уч-щем руководил настоятель мон-ря архим. Иерофей (Лобачевский), в 1845 г. хиротонисанный во епископа Острожского. В 1877 г. уч-ще переведено в мест. Клевань Ровенского у. Позднее в Дермани действовала псаломщицкая школа под руководством Острожских епископов, в 1920 г. переведенная в кременецкий в честь Богоявления монастырь . Острожский еп. Антоний (Флоренсов) наблюдал за состоянием Волынской ДС (в 1836-1902 находилась в Кременце), управлял Дерманским мон-рем, опекал Волынское епархиальное жен. уч-ще, острожское Кирилло-Мефодиевское братство. Острожский еп. Гавриил (Воеводин) являлся настоятелем житомирского Богоявленского мон-ря, ректором Житомирской пастырской семинарии. Под его управлением в церковном отношении состояли Дубенский и Острожский уезды. 5 сент. 1913 г. он освятил рядом с Дерманским мон-рем новое здание Волынской Феодоровской епархиальной церковно-учительской семинарии - единственного в епархии учебного заведения для подготовки учителей церковноприходских школ (семинария открылась в Дермани в 1906). Острожский еп. Аверкий (Кедров) в 1915-1919 гг. являлся настоятелем Дерманского Свято-Троицкого мон-ря, однако из-за военных действий жил в житомирском Богоявленском мон-ре. Под управлением викария с 1916 г. состоял основанный в 1910 г. Пляшевский Георгиевский скит, являвшийся первоначально отд-нием Почаевской лавры и получивший в 1916 г. статус самостоятельного мон-ря в непосредственном подчинении Волынско-Житомирской епархии. По благословению Острожских архиереев в ведении Пляшевской обители были основаны Иовский скит в с. Рудня-Почаевская Дубенского у. (1913), скит св. Гавриила Заблудовского (Белостокского) в с. Крыжи Кременецкого у. (1916) и Почаево-Богородичный скит в мест. Здолбуново Острожского у. (1914). Делалась попытка открыть в 1916 г. скит в с. Липки (ныне Гощанского р-на Ровненской обл.), скит был создан позднее - в 20-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2581685.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРАКЛИЙ (Комаровский Иван Иванович; 1703, Черниговский полк - 26.10.1765, г. Чернигов), еп. Черниговский и Нежинский. Сын священника, брат черниговского полкового хорунжия Василия Комаровского, внук настоятеля черниговского Троицкого собора Пахомия Комаровского († 1699). В 20-х гг. XVIII в., по окончании Киево-Могилянской ДА, И. Комаровский служил учителем синтаксимы, затем риторики в Черниговском коллегиуме. 1 нояб. 1730 г. в Чернигове был пострижен в монашество с именем в честь мч. Ираклия, в янв. 1731 г. рукоположен во иерея. Служил кафедральным писарем при Черниговском архиеп. Иродионе (Жураковском) . В 1732 г. в Чернигове И. был возведен в сан игумена, возглавлял последовательно костянский Свято-Троицкий близ г. Почепа, Благовещенский в г. Сураж мон-ри, в 1736-1737 гг.- Каменский Успенский мон-рь. 21 окт. 1737 г. архиеп. Иларионом (Рогалевским) И. был возведен в сан архимандрита и по прошению братии назначен настоятелем черниговского Болдинского во имя Св. Троицы и пророка Божия Илии мон-ря . При прежнем, старом и слепом настоятеле архим. Германе (Кононовиче; † 1737) монастырь «пришел в крайнее разорение... опустел и растощен, и в долгах многих» (ОДДС. Т. 18. С. 952). Новый архимандрит смог вернуть обители нек-рые имения. При нем территория мон-ря была расширена на запад, в связи с чем выстроена новая ограда с башнями, перед входом в собор возведен 2-этажный каменный архиерейский корпус с теплой ц. в честь Сретения Господня (1750) и с покоями архимандрита; 1-й этаж занимало 13 монашеских келий. В 1737-1752 гг. И. был также членом духовной консистории. Когда в 1750 г. гонимые польск. шляхтичами Свадковскими насельницы Борейковского Боровенского жен. мон-ря Белорусской епархии игум. Мария (Лазарева) с 13 монахинями перешли в Черниговскую епархию, И. оказал поддержку «странственно бедствующим и безместно скитающимся» и предоставил им для проживания монастырскую дачу - Мироновский скит во имя ап. Иоанна Богослова. 20 мая 1751 г. Синод поддержал и утвердил эту инициативу черниговского архимандрита.

http://pravenc.ru/text/673851.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛАРИОН (Фомин [Фокин] Иларион Мефодиевич; 21.10.1774, с. Н. Раковые Рясы (Зенкино) Переяславль-Рязанской пров.- 5.11.1853, с. Троекурово Лебедянского у. Тамбовской губ.), прп., Троекуровский (пам. в Соборах святых Рязанской, Тамбовской, Липецкой и Воронежской епархий). Род. в многодетной семье зажиточных гос. крестьян-однодворцев Мефодия Абрамовича и Феодосии Павловны (в девичестве Лутовой) Фоминых. С 7 лет, после чудесного знамения, почти все время проводил в доме деда по матери Павла Лутова, постника и молитвенника. Неск. раз вместе с ним совершал паломничества в Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву лавры , др. обители. После смерти деда в 1788 г. вернулся в дом родителей, по настоянию которых ок. 1794 г. женился на односельчанке. Согласно жизнеописаниям, сразу после венчания тайно от родных ушел в Киев, через нек-рое время «в веригах и босым» вернулся домой. Избегал супружеских отношений. В течение 4 лет симулировал паралич правой руки. В свободное от крестьянского труда время ходил учиться грамоте в ближнее с. Головинщино к приходскому свящ. Трофиму (Краткий очерк основания Троекуровской жен. общины и некоторые черты из жизни основателя ее блж. затворника Илариона//Тамбовские ЕВ. 1870. Приб. 11. С. 615-625; 12. С. 673-693; Клоков, Найдёнов. 2007. С. 10). Решив навсегда оставить свой дом, ушел в Киев, посетил неск. обителей. Познакомился с буд. старицей Евфимией Григорьевной Поповой из с. Каликина Лебедянского у. Тамбовской губ., предсказал ее дальнейшую судьбу. Поселился в одном из мон-рей Рязанской губ. (Свято-Духовском муж. мон-ре Скопинского у. или Димитрия Солунского великомученика мужском монастыре Ряжского у.). Жена подвижника, узнав от богомольцев о его местопребывании, подала прошение в рязанскую полицию с просьбой вернуть домой мужа, пребывавшего в мон-ре без документов. Покинув обитель и скрывшись в лесу близ с. Каликина, И. жил в сооруженной им келье. Здесь преподобного навещала старица Е. Попова, пользовавшаяся его духовными советами и помогавшая отшельнику. Именно с Поповой подвижник поделился сомнением в необходимости продолжать отшельническую жизнь вдали от людей. Вскоре И. поступил в монастырь. Первый биограф преподобного Ф. З. Ключарёв утверждал, что это была сначала Саровская в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь , затем - Трегуляевский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь . Ключарёв писал, что постриг в рясофор с именем Иларий подвижник принял в Козловском во имя Св. Троицы мон-ре (ныне в г. Мичуринске Тамбовской обл.), «откуда непонятно по каким причинам» поступил в раненбургскую Петропавловскую пустынь (ныне в г. Чаплыгине Липецкой обл.) ( Ключарёв Ф. З. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Илариона, основателя Владимирской Троекуровской общины. Ркп.//РГБ ОР. Ф. 214. Д. 325/1. Л. 15, 53).

http://pravenc.ru/text/389135.html

сост. Александр Ратшин Астраханской губернии МОНАСТЫРИ НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 2-го класса, в губернском городе Астрахани. Основан в 1597 году. Здесь три церкви: 1) Соб. двухэтажная, в которой престолы: вверху Преображения Господня, а внизу Казанской Божией Матери, с приделом Святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о; 2) над св. вратами, Зосима и Савватия, Соловецких чудотворцев; 3) в Восточной башне, всех Святых. Монастырь сей до 1677 года был приписан к дому Святейшего Патриарха. Ныне здесь имеют пребывание астраханские архиереи. – Обитель находится под управлением архимандрита, который вместе с тем и Ректор помещающейся здесь же с 1777 года семинарии. ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ, муж. заштатный, в губернском городе Астрахани. О времени основания его не известно. В нем три церкви: 1) Соб. Усекновения Главы Иоанна Предтечи, 2) Иоанна Воина, 3) Сретения Господня, с приделом Рождества Иоанна Крестителя. БОЛДИНСКИЙ, или ОБЛОНДИНСКИЙ, муж. заштатный, близ Астрахани, на Болдинском острове, образуемом реками Болдою, Катумою и Волгою. Когда основан, неизвестно. Здесь соборная церковь Воскресения Христова, существующая с 1768 года. ЧУРКИНСКАЯ пуст. муж. называемая также и Спаским-Николаевским монастырем, в 60 верст. от Астрахани, на устье реки Чурки, впадающей в Волгу, которая тут образует плес, именуемый Чуркинские воды. Обитель эта построена в 1731 ходу архимандритом Мефодием. Здесь церковь Николая Чудотворца. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ, жен. 3-го класса, в губернском городе Астрахани; за белым городом, против Вознесенских высот. Основан в 1754 г. архимандритом Мефодием на иждивение Епископа Астраханского Иллариона. Здесь соб. церковь Благовещения Богородицы. МОНАСТЫРИ УНИЧТОЖЕННЫЕ: ТР0ИЦКИЙ, муж. в губернском городе Астрахани. Здесь церковь Живоначальной Троицы, с приделом Введения во храм Богородицы, построена 1602, а освящена 13 сентября 1611; придел же освящен в 1620 году. О времени основания монастыря сведений нет, а известно только, что в конце XVI в. он уже существовал. – Из настоятелей этой обители известны архимандриты: Кирилл, уважаемый за благочестивую жизнь (который здесь и погребен) и Иосиф, бывший потом, с 1659, митрополитом в Астрахани и принявший мученическую кончину от сообщников бунтовщика Стеньки Разина. – В общей братской могиле погребен пострадавший вместе с Преосвященным Иосифом, воевода Астраханский, князь Иван Семенович Прозоровский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Александрова Пустынь. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Александро-Пустынская церковь во имя Живоначальной Троицы каменная, приходская, летняя, с зимним при ней приделом, прочная. В ней четыре престола, три в летней и один в зимней: во имя Живоначальной Троицы, во имя св. Архангела Михаила, во имя преп. Онуфрия Великого и в зимней - в честь Шуйской иконы Божией Матери. Построена во второй половине XVII века помещиком Василием Мотовиловым на собственные его средства. Чтимая икона - Преп. Онуфрия Великого, древнего письма. Часовня вблизи церковной ограды, у проезжей дороги, деревянная; построена более 50 лет. Церковной земли 38 десятин 793 кв. саж. Церковных домов три: для жительства священника, псаломщика и церковная сторожка. Церковного капитала в билетах 2116 руб. 12 коп. В приходе в селе 20 муж. пола и 29 жен.; всего прихожан 384 муж. пола и 467 жен. В приходе двухклассная министерская школа, народная при школе библиотека, церковно-приходское попечительство и общество трезвости. Школа содержится… на средства устроителя ее и попечителя коммерции советника Ивана Семеновича Крючкова, доставляющего приварок ученикам, отопление, освещение и ремонт. На поддержание библиотеки отпускает волость Николо-Задубровская 20 руб. ежегодно, рыбинское земство 20 руб., губернское земство 50 руб. и, сверх того, почетный попечитель библиотеки И. С. Крючков выписывает в библиотеку книг и журналов на 40 руб., всего же 130 руб. Село в 60 верстах от Ярославля. Штатный состав причта: священник и псаломщик. Причтового капитала в билетах 7966 руб. 62 коп. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Важнейшей артерией рыбинского края была река Черемуха. В XVII-XVIII вв. земли к юго-востоку от Рыбной слободы именовались Черемошской волостью или Черемхой. Здесь, по берегам реки и ее притоков располагались села и погосты, где до сих пор встречаются памятники каменного и деревянного зодчества. В десяти километрах от Рыбинска, на холме, у впадения в Черемуху речушки Йоды, расположено село Михайловское. Отсюда, направившись по старому, ныне полузаброшенному тракту на Большое село, можно, преодолев еще около десяти километров проселочной дороги, добраться до села Александрова пустынь. Здесь сохранился самый древний памятник Рыбинского района — каменная церковь Троицы, возведенная около 1678 г. Некогда она служила храмом небольшого затерянного в лесах монастыря, известного уже в эпоху Ивана Грозного. Помимо нее во второй половине XVII в. в монастыре существовали деревянные церкви Онуфрия Великого и Успения Богоматери с приделом Михаила Архангела. Ансамбль дополняла деревянная шатровая колокольня. В XVIII в. обе деревянные церкви были разобраны. В 1764 г. и сам монастырь был упразднен, а его каменная церковь превращена в обычный приходской храм.

http://sobory.ru/article/?object=28264

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010