Но и 4 декабря произошло ещё одно важное событие в обители - торжественное открытие музея Александро-Невской лавры в историческом здании новой ризницы, где до революции располагались монастырская библиотека, архив и древлехранилище. В советское время эти сокровищницы были полностью разорены. В древлехранилище были собраны старинные церковные предметы, драгоценные дары от членов императорской фамилии, реликвии, связанные с Домом Романовых. По благословению наместника лавры владыки Назария в настоящее время здесь проходит выставка «Non licet vos esse» (Не должно вам быть - лат.), которая рассказывает о кампании по изъятию церковных ценностей в 20-е гг. ХХ столетия. Выставка уже демонстрировалась в Москве , Воронеже, Туле... «Non licet vos esse» - новый проект в серии выставок, посвященных российской истории XX века, которые призваны пролить свет на малоизвестные события из жизни Церкви в советское время. Невский монастырь был основан Петром I почти одновременно с новой столицей империи и уже с самого начала занял видное место в церковно-государственной политике, стал известен своей духовно-просветительской и миссионерской деятельностью. В послереволюционные годы лавра подверглась поруганию, как и тысячи храмов и монастырей России. В мае 1922 г была вскрыта серебряная рака с мощами Александра Невского, ларец с мощами был поставлен в алтаре Троцкого собора, но 15 ноября их все же изъяли; последнее богослужение прошло в соборе 7 декабря 1933 г. И как раз один из наиболее значительных разделов выставки посвящен событиям, происходившим в Александро-Невской Лавре в межвоенные годы. Выставка освещает как трагическую историю разорения обители, изъятия святынь и памятников церковного искусства, так и историю возникновения и деятельности братства по защите Александро-Невской Лавры. В 1956 г. Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры был передан Русской православной церкви как приходской храм, главный алтарь его был освящен 30 августа/12 сентября 1957 г. В 1950 - 1960-е гг. в Духовском корпусе располагались покои митрополита и Епархиальное управление.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Прозвучали доклады научного сотрудника отдела истории русской культуры Эрмитажа Анны Иванниковой «Мемориальные иконы с изображением благоверного князя Александра Невского 1860-х годов и их влияние на развитие иконографии святого во второй половине XIX века», Дмитрия Мироненко «Чудо от иконы " Знамение " ( " Битва новгородцев с суздальцами " ) XV века», художника и иконописца, методиста сектора музейной педагогики ГМП «Исаакиевский собор» Георгия Панайотова «Собор Александра Невского в Софии», главного хранителя фондов ГМП «Исаакиевский собор» Мансура Доминова «Использование образа Александра Невского в художественном оформлении Исаакиевского собора», помощника наместника Александро-Невской лавры по реставрации Алексея Одинцова «Новый " старый " облик Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры. Методика реконструкции», руководителя лаврской швейной мастерской Андрея Коваленко «Проект по изготовлению цельнотканого облачения, посвященного великому благоверному князю Александру Невскому». Прошел мастер-класс иконописца, мастера по энкаустике, старшего преподавателя СПбДА Андрея Жарова «Восковая темпера, написание лика». Художник подробно рассказал об этой технологии, а также  коснулся вопроса об авторстве икон Андрея Рублева: искусствоведы продолжают спорить об этом, однако сходные живописные приемы позволяют заключить, что автор один и тот же. Выступающий отметил, что «мастерство не значит, что все сразу получается: мастерство — когда понимаешь, как исправлять ошибки. Завершил первый день работы проекта круглый стол на тему «Иконография Александра Невского и особенности художественного убранства Александро-Невской лавры». Проект объединяет теоретические и практические исследования изобразительного церковного искусства и традиционных и новейших технологий. В нем принимают участие искусствоведы, мастера по византийской иконописи, энкаустике, фреске, масляной живописи, золотному шитью, золочению, каллиграфии, художественной керамике, реставраторы из России, стран ближнего зарубежья и Финляндии. С программой проекта можно ознакомиться  на сайте . 

http://patriarchia.ru/db/text/5850022.ht...

Вспоминаю, как жители Ленинграда приходили в полуопустошенный обезображенный Троицкий собор Александро-Невской лавры. На полу мусор, грязь, производственные отходы, и помню, с каким энтузиазмом верующие, и мужчины, и женщины, включились в огромную работу по очистке собора. Но еще же нужно было собрать деньги на восстановление! Тогдашние партийные руководители поговаривали: «Вот мы им отдали храм — будут теперь лет 20-30 восстанавливать». А я помню, как собирались деньги на реставрацию собора. Настоятели во всех храмах давали благословение, и к верующим выходил диакон или чаще священник, в епитрахили, с большим блюдом; а сзади шел служитель с мешком, потому что блюдо наполнялось деньгами моментально — и это через десять лет после войны, после блокады, когда у людей не было никаких материальных излишков! Женщины снимали с себя украшения, часы — потрясающая картина, как народ наш откликнулся на возможность восстановить эту святыню! И набирались мешки денег, на которые и была произведена в кратчайшие сроки грандиозная реставрация Троицкого собора Александро-Невской лавры. К сожалению, храм приходилось именовать так: Троицкий собор бывшей Александро-Невской лавры. Но по милости Божией дожили и до того времени, когда слово «бывший» ушло в небытие. В 2008 году, когда мне довелось участвовать в телепроекте «Имя России», я избрал Александра Невского в качестве своего героя, посчитав, что именно он должен стать именем России. И я очень благодарен телезрителям, которые откликнулись на мои слова и на мой призыв проголосовать за то, чтобы именем России стал Александр Невский. А один из аргументов был такой. Много было в истории нашего Отечества выдающихся государственных деятелей, царей, полководцев, чья деятельность которых была направлена на спасение Отечества, на защиту страны, ее границ. Но Александр Невский, вступив в борьбу с ливонскими рыцарями, осознавал, что эта борьба — не просто за материальные ценности. Ведь в тоже самое время было татаро-монгольская иго, и Александр Невский ездил в Орду, отвозил дань, но не вступал в открытый военный конфликт с татарами. А почему? Потому что он ясно понимал: татарам был нужен наш кошелек, а ливонским воинам, которые выступали с Запада, нужна была наша душа. И он вступил в борьбу с иноземными захватчиками на западном фронте — с полным пониманием того, что борется не только за землю, не только за свое княжество, но и за душу русского народа.

http://pravoslavie.ru/134023.html

В дар Его Святейшеству глава митрополии преподнес икону святого равноапостольного великого князя Владимира. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом . Во внимание к усердному служению и в связи с 90-летием со дня рождения Святейший Владыка вручил Патриаршему архидиакону Андрею Мазуру орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, I степени. Вручая высокую награду, Предстоятель Русской Церкви сердечно поздравил отца Андрея. «Отец Андрей служил в этом соборе с первого дня его открытия в 1957 году. Я тогда еще был школьником, стоял здесь. Вспоминаю, как всех нас поразил голос отца Андрея. Он приехал сюда вместе с владыкой Алексием (Коноплевым), который тогда стал викарием Ленинградской митрополии и которому было поручено из праха восстановить этот собор. И первую службу в этом соборе огласил дивный голос отца Андрея. Многая лета отцу Андрею!» сказал в завершение Святейший Патриарх. Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры главный храм старейшего монастыря Санкт-Петербурга. Первый Троицкий собор обители, спроектированный архитектором Т. Швертфегером, был признан неудачным и разобран в середине XVIII века. Его камни легли в основание строящегося тогда Невского проспекта. Собор, который сегодня является центром лаврского архитектурного ансамбля, был построен архитектором Иваном Старовым. В 1790 году храм торжественно освятили и перенесли туда из Благовещенской церкви монастыря мощи святого князя Александра Невского. Свято-Троицкий собор пользовался особым покровительством императорской семьи. Главный храм монастыря отличался богатым внутренним убранством. Его росписью и отделкой занимались выдающиеся художники и скульпторы того времени. Картины Ван Дейка, Бассано, Гверчино, Строцци и других были переданы в собор из Эрмитажа по указанию Екатерины II. Хорошо известны изображения молящегося перед ракой с мощами святого князя императора Александра I. После прихода к власти большевиков Лавра неоднократно подвергалась угрозе закрытия. В 1922 году были изъяты мощи благоверного князя Александра Невского, серебряная рака передана в Эрмитаж. В декабре 1933 года Троицкий собор был закрыт, его помещения сдали в аренду различным организациям, живопись передали в музейный фонд.

http://75.patriarchia.ru/db/text/4716273...

«Невская Скоропослушница» была также написана на Святой Горе в русском Пантелеимоновом монастыре и привезена в Петербург в 1877 г. Прославилась после чудесного спасения из пожара в Александровской часовне, куда она была помещена вместе с другими афонскими святынями. В 1888 году заново отстроенная каменная часовня вместе с образом «Скоропослушницы» перешла в ведение Императорского православного палестинского общества. Председатель Общества великий князь Сергей Александрович стал почетным ктитором часовни. После мученической кончины Сергея Александровича (17 февраля 1905 г.) в память о нем на месте часовни был возведен так называемый Николо-Александровский («Барградский») храм, куда была помещена икона «Скоропослушница». Для нее был исполнен резной киот по образцу киота Владимирской иконы Божией Матери, одной из самых почитаемых русских святынь. Ризу и венец Богоматери украсили драгоценными камнями. Храм и находящийся в нем образ «Скоропослушницы» пользовались глубоким почитанием представителей императорской семьи. В начале 1920-х гг., когда была развязана компания по изъятию церковных ценностей, икону удалось спасти от передачи в музейный фонд. С 1938 по 1958 годы «Скоропослушница» пребывала в Князь-Владимирском соборе. В этом же соборе сохранялась и чудотворная Казанская икона Божией Матери. В дни блокады и всеобщего горя множество жителей города находили утешение у этих святынь. После войны по благословению митрополита Ленинг радского и Ладожского Елевферия чтимый образ был перенесен во вновь освященный Троицкий собор Александро-Невской лавры. Для Князь-Владимирского собора была изготовлена его точная копия. В 2005 году на заседании Синодальной комиссии по канонизации святых было определено переименовать чтимую в Санкт-Петербурге икону Божией Матери «Скоропослушница» в «Невскую». В настоящее время икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» бережно хранится в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры и является одной из самых почитаемых святынь монастыря и Санкт-Петербурга.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/02/13/ik...

Само название «Скоропослушница», то есть «внимающая молитве скоро», — было утешительно для просящего помощи человека, у которого уже не оставалось сил на продолжительные молитвы. 12 сентября 1957 года митрополит Ленинградский и Ладожский Елевферий торжественно освятил возвращенный верующим Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. По благословению митрополита, бывшего особым почитателем Божией Матери «Скоропослушницы», чтимый образ в 1958 году был перенесен во вновь освященный собор. Для Князь-Владимирского собора была изготовлена его точная копия. В 2005 году на заседании Синодальной комиссии по канонизации святых было определено переименовать чтимую в Санкт-Петербурге икону Божией Матери «Скоропослушница» в «Невскую». В настоящее время икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» бережно хранится в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры и является одной из самых почитаемых святынь монастыря и Санкт-Петербурга. Чудотворная икона Параскевы Пятницы доступна для поклонения в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре г. Санкт-Петербург. Недалеко от входа в Троицкий собор в правом приделе находится скульптурное изображение Великомученицы Параскевы Пятницы. Икону украшает киот размерами (130Х82). В житии святой сказано: «Святая Параскева была дочерью иконийских христиан, которые особо чтили день страданий Господа нашего Иисуса Христа - пятницу. Потому, когда Бог, в этот же день, даровал им дочь, они назвали ее также Пятницею (Параскевою - по-гречески). В последствии оказалось, что Параскева, сохраняя память о страданиях Христовых своим именем, сохранила ее и в своем сердце, приобщившись страстям Христовым своими страданиями». В деревне Ильеши икона явилась в конце XVIII, начале XIXbb. на окраине леса. По преданию, ее увидели на дереве. На месте явления был вырыт и освящен колодец, а позднее построена каменная часовня. В связи с большим притоком богомольцев к чудному образу в 1864 г. в Ильешах был перестроен и расширен храм шатрового типа с большой колокольней.

http://elitsy.ru/holy/temple/7141/

РОО «ИКЦ «Воронега» активно участвовала в мероприятиях по празднованию 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского, которые реализовывались Свято-Троицкой Александро-Невской Лаврой и Александро-Невским Братством. Это и участие в посадке сирингария «Александровский» у Сойкинской святыни в Кингисеппском районе Ленинградской области. Это и участие в празднования Дня перенесения мощей Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, который ежегодно 12 сентября отмечается в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре праздничной литургией, крестным ходом и концертной программой. И ещё в целом ряде других мероприятий. Так в рамках центрального дня празднования 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского, которое прошло в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре 12 сентября 2021 года, руководитель РОО «ИКЦ «Воронега», член Александро-Невского Братства Николай Ванюшов принял участие в освящении трёх икон «Собор Небесных Покровителей Лавр Святой Руси», которые в рамках проекта «Благодатное кольцо» будут вручены Патриарху Кириллу, Митрополиту Украинс кой православной церкви Московского патриархата Онуфрию и Экзарху Белорусской православной церкви Венниамину. Сотрудничество с проектом «Благодатное кольцо», реализуемого Международным центром «Святые лавры Руси Православной», началось более года назад в майские праздники 2020 года в рамках посадки Сада мира и памяти защитников Отечества в Великой войне (1941 – 1945 гг.), когда у храма Сретения Господня д. Самушкино было высажено более 300 деревьев. Сотрудничество продолжилось при проведении ещё одной патриотической акции уже в дни празднования Великой Победы при посадке именных дубочков в честь 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского, 100-летия лётчика-космонавта Георгия Берегового и 60-летия полета в космос Юрия Гагарина. РОО «ИКЦ «Воронега» выступила инициатором проведения серии круглых столов под общей темой «До и после Александра Невского». Первый круглый стол по теме «До и после Александра Невского» прошёл 25 марта 2021 года в Доме дружбы Ленинградской области. По замыслам организаторов на цикле таких круглых столов, что пройдут в юбилейный год предполагалось рассмотреть вопросы преемственности поколений – от тех, кто был учителями Александра Ярославича до наследников его славы в настоящее время.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/09/22/po...

Невская обитель, по замыслу Петра, должна была стать «надеждой архиерейства», своеобразной кузницей кадров, где готовятся лучшие духовные силы Российской империи. Что воплотилось в жизнь из замыслов Петра Великого, пусть каждый судит сам. Но отметим, что именно за подготовку «цвета архиерейства» Невский монастырь по указу императора Павла I стал Александро-Невской лаврой. Тогда же существовавшая в монастыре Славяно-греко-латинская академия получила статус Духовной академии. Уже при императрице Елизавете Петровне в главном монастырском храме - соборе Святой Троицы - была установлена величественная и одновременно строгая серебряная рака. В ней и обрели покой мощи великого полководца, политика и духовного покровителя Санкт-Петербурга. На Тихвинском кладбище лавры в Некрополе мастеров искусств нашли упокоение Ф. Достоевский, П. Чайковский, М. Глинка и другие выдающиеся деятели, составившие славу России. К началу ХХ века на территории Александро-Невской лавры насчитывалось уже 16 церквей. Но случилась революция, и с 1918 г. на Казачьем кладбище большевики стали хоронить своих активистов. В настоящее время это кладбище именуется «Коммунистической площадкой» (оно же стало местом упокоения и для общественных деятелей постсоветского времени). В 1920 г. весь комплекс лавры был взят под охрану советского государства уже как памятник архитектуры. Мощи святого князя Александра Невского в 1922 г. были перенесены в Музей религии и атеизма, устроенный в Казанском соборе, а серебряная рака отдана в Эрмитаж, где и пребывает по сей день. В те же богоборческие 20-е лавра была закрыта и практически разграблена. И лишь в 1956 г. Свято-Троицкий собор был возвращён церкви. Нынешняя жизнь лавры - это жизнь церковной обители посреди многомиллионного города. Ежегодный поток туристов и паломников приближается к 100 тысячам. При этом лавра - действующий монастырь, в котором, помимо сорока насельников, подвизаются и монахи без сана, и послушники с кандидатами. Реставрационные работы в обители ведутся постоянно, и справедливо звучат слова наместника лавры епископа Кронштадтского Назария (Лавриненко): «Лавра должна быть монастырём, а не культурным заведением. А мне, может быть, Господь зачтёт мои труды по кирпичам, по цементу, по реставрации за молитвы».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

13 сентября 1920 года В.Н. Муравьев подал прошение в Духовный Собор Александро-Невской лавры с просьбой принять его в число братии, на что получил согласие и первое монастырское послушание — послушание пономаря. В это же время послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря стала супруга Василия Ольга. Ольга, уйдя в Воскресенский Новодевичий монастырь, взяла с собой внучку Маргариту. В этой обители Ольга приняла монашеский постриг. Все имевшееся Муравьевы пожертвовали на нужды обителей. Только в лавру Василий Николаевич передал 40 000 рублей в золотой монете — по тому времени целое состояние. Уже 26 октября владыка Вениамин благословил постричь в монашество послушника Василия Муравьева одновременно с Ольгой Муравьевой. 29 октября 1920 года наместник лавры архимандрит Николай (Ярушевич) постриг послушника Василия Муравьева в монашество с наречением ему имени Варнава (в схиме Серафим) в честь духовного отца, старца Варнавы Гефсиманского. Тогда же в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда была пострижена в монашество Ольга Ивановна Муравьева с наречением ей имени Христина (в схиме Серафима). Мать Христина стала заместительницей настоятельницы монастыря игумении Феофании (Ренталь), имела право благословлять монахинь. На поприще духовника Александро-Невской лавры иеросхимонах Серафим (Муравьев) пребывал почти три года. Во время ежедневных многочасовых исповедей батюшке приходилось подолгу стоять на холодном каменном полу Свято-Троицкого собора. Главный храм лавры в ту тяжелую пору за недостатком дров почти не отапливался, и на стенах часто выступал иней. Постоянное переохлаждение, неимоверные физические и душевные перегрузки постепенно дали о себе знать, и здоровье отца Серафима резко ухудшилось. Врачи признали одновременно межреберную невралгию, ревматизм и закупорку вен нижних конечностей. Боли в ногах усилились и стали невыносимыми. Долгое время отец Серафим никому не говорил о болезни и мужественно продолжал служить и исповедовать. Лицо же старца было всегда озарено такой светлой радостью, что никто из братии подумать не мог, что батюшка в то же время терпит настоящую муку. Порой лишь голос его становился едва слышным. Настал день, когда отец Серафим просто не смог подняться с постели.

http://patriarchia.ru/db/text/603744.htm...

В тот же день в Кронштадт прибыл Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей. Предстоятели двух Церквей вместе с С.В. Медведевой осмотрели Никольский собор, после чего Святейший Патриарх Кирилл совершил в нем молебен. Затем у стен Морского собора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с приветственным словом к военнослужащим Кронштадтского гарнизона Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота. Следующим пунктом программы Первосвятительского визита стало посещение Большеохтинского Георгиевского кладбища Санкт-Петербурга и Иоанновского женского монастыря на Карповке. Вечером 29 мая Предстоятели Константинопольской и Русской Православных Церквей поклонились святыням Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. 30 мая Предстоятели Константинопольской и Русской Православных Церквей совершили Божественную литургию в Исаакиевском соборе. Святейшим Владыкам сослужили иерархи Константинопольского Патриархата — митрополит Австрийский Михаил, митрополит Мириофитский и Перистасийский Ириней, митрополит Галльский Эммануил; члены Священного Синода Русской Православной Церкви — митрополит Киевский и всея Украины Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, архиепископ Абаканский и Кызылский Ионафан, архиепископ Сурожский Елисей, епископ Бельцкий и Фэлештский Маркелл, а также наместник Киево-Печерской лавры архиепископ Вышгородский Павел, ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Гатчинский Амвросий, епископ Петергофский Маркелл, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, епископ Переяслав-Хмельницкий Александр, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Выборгский Назарий, многочисленное духовенство. В алтаре молился митрополит Диоклийский Каллист (Константинопольский Патриархат).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1230536...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010