«Пожарным удалось сделать невозможное и спасти Троицкий собор на Измайловском проспекте, – считают в ГУ МЧС по Санкт-Петербургу. – Мы были уверены, что храм выгорит полностью»,– цитирует «Эхо Москвы» петербургских пожарных. Огонь, вспыхнувший чуть позже 17.00 удалось локализовать только к 20.00, а полностью он был потушен к 22.00. Однако и после ликвидации открытых очагов горения велась проливка обгоревших конструкций. Проливка продолжается до сих пор, сообщило РИА «Новости». «Такая проливка необходима для того, чтобы не произошло возгорания от еще не остывших после пожара конструкций», – разъяснили пожарные. Впрочем, работы ведутся уже малыми силами. Как ожидается, на это уйдет больше суток. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко поспешила заявить, что Троицкий собор будет восстановлен в кратчайшие сроки. Однако специалисты уверяют, что на реконструкцию уйдут годы. По мнению главы городского комитета по охране памятников, лишь на восстановление одного лишь центрального купола может потребоваться около полутора-двух лет, сообщает «Эхо Москвы». Этот купол был самым большим деревянным куполом в Европе. Пострадали еще два из четырех малых куполов. Пока же на пепелище работают дознаватели. Им предстоит окончательно установить, из-за чего загорелся собор, сообщают в ГУ МЧС Петербурга. Уголовное дело возбуждено по ст.168 УК России (неосторожное обращение с огнем). По предварительным данным, причиной пожара стало нарушение противопожарной безопасности при проведении реставрационных работ. Еще накануне представители пожарной охраны сообщали, что, скорее всего, строители, работавшие на лесах вокруг центрального купола, кинули незатушенный окурок. Местные чиновники свое мнение на этот счет уже высказали. «В первую очередь нужно разбираться с тем безобразием, которое происходит на строительных площадках с точки зрения несоблюдения правил противопожарной безопасности», – заявила она журналистам на месте событий. «Рабочий может просто стоять и курить на лесах», – посетовала Валентина Матвиенко. Таким образом, если будет доказано, что сотрудники фирмы-реставратора (за реставрацию главного купола отвечала компания «Стройтехуслуги». – «Газета.Ru» ) действительно виноваты в произошедшем, компании придется оплатить убытки.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

20. В том же Соборе имеется зрения достойная серебреная Дароносица, по редкой Восточного вкуса сканной работе, убранная изумрудами, ладами и брилиантами. Есть еще Дарохранительница, которая, кроме драгоценности и искусной работы, заслуживает внимание по особенной фигуре. Она сделана из золота, наподобие Сионской горницы, и украшена дорогими каменьями и эмалью; устроена же от Преосвященного Митрополита Платона. Сия Дарохранительница поставлена на левой стороне пред иконостасом против Богородичного образа на особом налое. Другие зрения по богатству и искусной работе достойные вклады Великих Князей и Великих Княгинь, Государей, Царей и Цариц, Князей и боляр, и прочих благочестия рачителей, сей Обители усердствовавших, исчислить за множеством их не удобно. 21. В 1810 году в Троицком Собор в олтаре над престолом, устроен отличной работы и искусства балдахин, или сень серебреная кованая гладкая и местами золоченая, на четырех круглых столбах, с прекрасно сделанными виноградными серебреными и позлащенными ветвиями и кистями, весом серебра 6 пудов 29 фунтов 87 золотников, золота 3 фунта 40 золотников. 22. В том же году в Троицком Соборе вышиты золотом и серебром и разными шелкам, две хоругвии, на оба лица в отменном вкусе. 23. В 1813 году в Троицкой Собор, прекрасно сооружен хорос Греческий или паникадило круглое серебреное гладкое из двух круглых карнизов, кои украшены шанданами и отлично написанными образами, весом серебра 4 пуда (...) (Текст неразборчив – примечание электронной редакции) фунтов 64 золотника, золота 2 фунта. 24. В том же году сделаны отменной работы креслы для Архиерейской кафедры, чеканные серебреные весом серебра 2 пуда 13 золотников, золота 53 золотника. 25. В 1814 году в Лавре над всею Городовою стеною крыша покрыта листовым черным железом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несмотря на внешнее согласие с канонами истинной веры, он увлек часть монахов «новыми учениями» и «нечестивым» мудрованием. После предъявления письменных обвинений патриарх вызвал его в Константинополь, однако Прохор отказался признать свою вину в «искажении догматов» и видел в представленных ему обвинениях лишь последствие зависти и клеветы. Самым главным было то, что он предложил изучить свои сочинения, в которых он отверг различение между сущностью и энергией. Собор заявил, что, если Прохор Кидонис искренне не раскается и не пересмотрит в письменном виде своих воззрений, он будет подвергнут отлучению. Вызванный затем дать ответ на это соборное решение, Прохор попросил отсрочки для того, чтобы подготовить свою апологию. В конце концов он так и не явился на Собор, который его отлучил заочно и предал анафеме. Из текста Томоса становится понятно, что Прохор предоставил Собору некое сочинение, в котором попытался представить свои богословские тезисы, направленные против учения Паламы и его сторонников. Речь, несомненно, идет о трактате «О сущности и энергии», который является основополагающим теоретическим сочинением Прохора 233 . То, что в нем Прохор прибегнул к пространному цитированию латинских сочинений, говорит об огромном влиянии, которое оказывали в то время на византийское богословие изучение и перевод западных богословских трудов 234 . Первое место среди цитируемых источников занимают пространные оригинальные отрывки из «Суммы» Аквината, подтверждающие непосредственную зависимость богословия Прохора от этого сочинения 235 . Прохор обильно цитирует блаж. Августина и его сочинения «О Троице» 236 , «Об истинном незлобии» и «Об исповедании веры», а также «Утешение философией» Боэция 237 . Философскую направленность придают трактату и встречающиеся в нем ссылки на сочинения классических представителей греческой мысли, в частности на трактат Дионисия Ареопагита «О Божественных именах» 238 , на «Физику и Метафизику» Аристотеля, есть ссылка и на Демокрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Определение об опресноках было «единственным признаком плюралистического и динамичного подхода в тексте, в остальном выстроенном в духе жесткого и отчетливого догматизма» 929 . Реакцию православного мира нетрудно предугадать, продемонстрировал ее прежде всего Марк Эфесский своим категорическим отказом подписать итоговые формулировки 1439 года. «Из протеста Марка Эфесского выросло все отрицание Флоренции, и явное, и неявное…» 930 Иными словами, многие сочли соборное определение даже не компромиссом, но лишь уклончивым и двусмысленным документом, в принципе неспособным разрешить реальные противоречия. Собор так и не разобрался, что за вопросом о Filioque стоят два различных учения о Троице, и это, пожалуй, самый яркий пример его несостоятельности. Однако в то же время была предпринята попытка избежать любых дискуссий по поводу паламизма, и особенно вопроса о различии между сущностью и энергиями. Кроме того, при рассмотрении вопроса о чистилище юридическая модель «искупления», восходящая к Ансельму Кентерберийскому, фактически не обсуждалась и не сравнивалась со святоотеческим пониманием спасения как причастия Божеству и обожения. Сотериологические и антропологические аспекты этой проблемы просто были проигнорированы. Наконец, следует отметить, что идея consensus patrum, принятая собором, оказалась почти бесплодной. В большинстве случаев она лишь мешала обсуждению и ставила православных перед лицом лишь одного (как правило, латинского) из возможных вариантов решения. Во всяком случае, странно, что все спорные вопросы решались в пользу латинян и затем почти всегда формулировались в традиционных западных терминах. Но это не единственная причина того, что в переговорах византийцы редко занимали ведущую позицию. Не следует забывать, что они нуждались в военной и финансовой помощи, многие политики–унионисты действительно могли считать, что итоги собора «предрешены заранее» 931 . Повторим, собор целенаправленно шел к решению вполне определенных задач.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Он прямо утверждает, что диакониссы были двух родов: одни имели посвящение, другие нет. Собор предписывает диаконисс павлианистов, имеющих посвящение, по перекрещивании и по испытании посвящать снова, если они окажутся того достойными, а не имеющих его по перекрещивании причислять к мирянам (стр. 177). Однако, с филологической точки зрения и перевод Казанской духовной академии, и перевод г. Троицкого не выдерживают критики. Союз в классическом языке имел двоякое значение, временной частицы и причинной. С одинаковым правом можем мы перевести через когда и потому что. Но конструкция греческой фразы понята г. Троицким неверно и частица а введена им произвольно, ее нет в греческом тексте, где нет того противоположения, которое придумал автор. Греческую фразу мы могли бы перевести только следующим образом: Упомянули же мы о диакониссах, включенных в этот чин, когда они никакого посвящения не имеют, так что их вообще нужно включить в число мирян. Очевидно, что тут когда не у места и не дает надлежащего смысла. Сделав непозволительную натяжку в переводе, г. Троицкий приходит к выводу в высшей степени невероятному. диакониссы имели посвящение, говорит он, другие нет. И вот собор предписывает диаконисс павлианистов, имеющих посвящение, по перекрещивании и по испытании посвящать снова, если окажутся того достойными, а не имеющих его по перекрещивании причислять к (стр. 176–177). Надо думать, что с тех пор как введено было рукоположение диаконисс, вдовы и девы получали наименование диаконисс (по аналогии с пресвитерами и диаконами) с того дня, когда над ними совершена была хиротония. Трудно представить себе, чтобы не посвященная женщина могла быть причислена к церковному чину и носить одинаковое с диаконом название церковнослужителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

С 1920-1939 гг. в соборе размещался соляной склад. В течение двухлетней оккупации Нежина гитлеровскими войсками собор был действующим, в 1946 г. был закрыт снова. Лишь к 1990 г. собор отреставрировали и передали верующим. Из материала книги-путеводителя: Андрущенко Г.В. Путеводитель по Черниговщине. Изд-во Мистецство , г. Киев, 2011 г. В результате перестроек во второй половине XIX в. изменена форма глав, оконных проемов, весь рельефный декор был стесан, вместо кокошников вырублены прямоугольные ниши, часть рельефного декора заложена, утрачены пышные порталы с пятилепестковыми арками проемов. Пострадал во время Великой Отечественной войны. Плановое, объемное и конструктивное решение типичны для украинского барокко. Из желобчатого кирпича, кладка крестовая с чередующимися тычковыми и ложковыми рядами на известковом растворе, швы толщиной в 3-5 см. В плане имеет форму равноконечного креста с гранеными ветвями с грушеобразными главами и декоративными главками. Между основными башенными объемами – пониженные относительно них прямоугольные в плане камеры (длина сооружения 28,2 м, ширина 24,8, высота до крыши 13,2 м). Юго-западная и северо-западные камеры имеют отдельные наружные входы. Пространственное решение интерьера отличается целостностью восприятия и высотным раскрытием. Барабаны боковых глав восьмигранные в плане, перекрыты восьмигранными сомкнутыми сводами с купольным завершением. Опираются на подпружные арки и на наружные стены через паруса, тромпы и неполные усеченные пирамидальные своды с плоскими гранями, напоминающие верха деревянных храмов. Своды, перекрывающие помещения камер, - полуциркульные с распалубками. При входе в памятник справа и слева находятся внутристенные лестницы, ведущие на узкие П-образные балконы и хоры во второй этаж западных камер, открытых в сторону центрального объема, что способствует обогащению пространственного решения. Небольшие своды над внутристенными лестницами – полуциркульные ступенчатые. С 1957 по 1966 г. выполнены исследовательские работы, с 1980 г. реставрируется. В результате восстановлены барочные купола по аналогам, взятым в Троицком Густынском соборе, кирпичная кладка стен и сводов. Его объемно-пространственное решение – яркий пример украинского барокко на Левобережье Украины. В памятнике сочетаются традиционные формы народного зодчества Украины с многообразием рельефного декора, в котором отражено влияние барокко России.

http://sobory.ru/article/?object=03859

Несправедливо забыт этот Успенский собор, мало посещаемый, холодный – служба в нем лишь летом, да и тогда веет холодом от остывших за зиму стен, от бесстильных чугунных гробниц... Но много красивого заключено в этих древних стенах. Обильная позолота елизаветинского многоярусного иконостаса не раздражает глаза. Стены и своды собора покрыты росписью, насыщенной сюжетами, красивой, хотя и возобновленной, а внизу под росписью кругом по стенам идет красивая лента словно бисером нанизанных букв вязью, рассказывающей о художниках этих фресок; из алтаря, с хор, таких курьезных и так наивно изукрашенных, открывается особая, пространственная перспектива собора, его простых сводов и даже обновленная фреска кажется отсюда воздушней. В боковых приделах алтаря фрески остались неискаженными поновлениями и потому более говорящими глазу о мастерстве незатейливых и искренних художников ярославских «Д. Григорьева с товарищи», так успешно и быстро (май – август 1684 г.) изукрасивших собор фресками. Здесь, в алтаре, краски нежные, они облиняли, и паутина времени наложила на них свой смягченный палевый тон; определенней здесь прорисовываются контуры и рисунок фигур не сбит поздними подправками. Насколько эти немногие остатки интересней записанных стен Троицкого собора. Гармоничную простоту наружных стен Успенского собора еще более подчеркивает стоящий у угла собора «колодезь». Редкая по наивно-красивой массе эта маленькая часовенка второй половины XVII века так красноречиво говорит о той счастливой поре наших художников строителей, когда они, после чистой архитектонической строгости форм XVI века, вкусили богатую вычурность века XVII и захвачены были той особой живописной нарядностью, какая проявилась в деталировке построек эпохи барокко, эпохи, оставившей России ряд прекрасных архитектурных творений. Обветшали теперь группы витых колонн этого здания, хрупкими стали выветрившиеся наличники оконные, столь щедро убранные гирляндами виноградных гроздьев, обломы и карнизы попорчены временем, поблекла грубо-наивная лепка и весь тон окраски приобрел нежный мутно-розовый тон акварели. И так удачно приютился этот остаток барокко между двух древних созданий эпохи Грозного – Успенским собором и церковью Сошествия Святого Духа. Последняя церковка недавно застроена с 3-х сторон приделами и папертью плохой архитектуры нашего безвременья 60–70-х годов прошлого века.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

27) Всякое пустословие, срамные слова и песни, сказки, басни, прибаутки и всякие другие подобные сим грубые поступки всевозможным образом стараться истреблять. 28) А в предупреждение всего, подавать им материи к разговорам и другому упражнению, приличные их состоянию и благородные. 29) Наблюдать, чтоб ученики не били стекол в окнах, ведер квасных и другого тому подобного не портили; а на учинивших то немедля доносить отцу префекту. А за другие менышие беспорядки можно не допускать учеников с прочими гулять или сидеть, или сажать ниже прочих, по школе низших; и вообще усмирять по рассуждению и постыжением. 30) Стараться вперять в учеников благородное честолюбие, которым бы они, яко пружиною, были управляемы во поступках. 31) Сдавая вещи палатные преемнику, сдавать и инструкцию с распиской. 99 Арх. Троиц, сем. 1784. П31.–В 1803 году, когда начальство семенарии представляло на должность полицеймагистера нового учителя и в представлении написано было: полицмейстер, Платон поправлял это слово и дал знать ректору и префекту, что название этого должностного лица происходит от латинского: polimiae magister. 100 Протоколы Троиц, лавры 1763 г. N396. Учрежденный собор приказали: 1) имеющиеся по семинарской конторе и по мельничному повытью о лекаре дела с описью перенесть в духовную экспедицию, однако совершать оныя особо, не мешая с прочими делами. 102 Подканцеляристу оной конторы быть под ведением приказного оной духовной экспедиции, и дела случающиеся исправлять обыкновенно оному приказному, яко экспедитору, однако с доклада о тех отцев ректора и префекта. 3) Понеже по той конторы на исправление дел немного требуется времени, почему подканцелярист может иногда быть и праздным, затем приказному того подканцеляриста употреблять ко исправлению дел и по духовной экспедиции, дабы, хотя временно, однако праздным не находился.»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

От недугов мы избавились по его молитвам. У брата, к примеру, был врожденный порок сердца, в детстве ему запрещали даже на велосипеде кататься, не говоря уже о серьезных физических нагрузках. А после школы его обследовали и даже сочли годным к строевой службе — он поступил в артиллерийское училище (СВВКУ), стал офицером. Никита обладал не только даром исцеления, но и даром прозорливости. Помню, как он нас с братом посадил и сказал: «Скоро настанет время, когда ни пионерии, ни комсомола не будет, и вы туда никогда не вступайте, поняли?» Мы этого наставления придерживались. После нашего возвращения в Саратов общение с духовным отцом не прекратилось — часто писали друг другу письма, виделись спустя годы, когда ему уже разрешили вернуться на родину. В Саратове мама устроилась библиотекарем в Троицкий собор, стала петь на клиросе, мы продолжили учиться в 37 школе. То, что мы теперь ходим в храм, старались не афишировать, но об этом все равно знали. Со стороны учителей началось давление: мне и брату занижали оценки — как бы ни ответили, больше тройки не получали. Моя классная руководительница вызвала в школу маму и сказала ей открытым текстом: «Если хочет хороших оценок, пусть вступает в комсомол». Мама ответила, что сын уже взрослый, может сам решать. Старший брат не выдержал давления и вступил в комсомол. Такой бас пропадал! Окончив школу, я решил поступать на биологический факультет — была у меня такая детская мечта работать в заповеднике. Мне не хватило полбалла, на вечернее отделение идти отказался — все равно, думаю, в армию потом, отслужу уж лучше сразу. Служил в Приморском крае, на Тихоокеанском флоте. Там меня взяли в ансамбль клавишником, опыт у меня уже был: я окончил музыкальную школу по классу аккордеона и немного играл на клавишах в одной саратовской группе. После армии я поступил на эстрадное отделение в музыкальное училище. Это было, скорее, следование моде: тогда появлялось много музыкальных коллективов, творчество которых отличалось от советской эстрады. Я вернулся в группу, в которой играл до армии,— сочиняли свою музыку, подражали «Битлз», другим модным зарубежным группам, которые тогда были запрещены.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/24/poslus...

Дворяном и всяких чинов дворовым людям: капуста же, огурцы, учаски хлеба. Отпущено в Успенской собор блюдо болшее колива. Да в Крестовую блюдо же среднее колива ж. Февраля в 25 день, в субботу первые недели поста Папошник. 3 пирога долгих з грибами. Пирог круглой з грибами. Пирошки маленкия с малиной. Пироги караси. Блюдо пряжья. Кисель холодной с соком. Кисель гарячей с патокой. Грибы холодныя под хреном. Чернослив со пшеном да с ягоды. Капуста шатковая. Грузди гретые с соком. Грибы гретые с луком. Горох хлебаной з маслом. Галушки з грибами. Кашка соковая. Лапша з гороховым отваром. Казначею с началною братьею: пироги, папошники, горох тертой с маслом, грузди гретые с соком, лапша гороховая с маслом, шти с соком. Священникам и братье и поселским старцам тож, кроме папошников. Певчим дьяком и поддьяком: шти с соком, горох тертой с маслом, лапша гороховая, пироги с горохом, калачи хомутинныя. Дворяном и всяких чинов дворовым людям: шти с соком, лапша гороховая. Кормлено 12 человек нищих да дворян лебедянцов 14 человек. Февраля в 26 день, в неделю первую поста Папошник. 3 пирога долгих з грибами. Пирог круглой з грибами. Блюдо пирогов ягодников. Блюдо пирогов карасей. Блюдо пряжья. Кисель холодной с соком. Оладьи в патоке. Кисель гарячей с патокой. 2 головы гороху. Грибы холодные под хреном. Манты. Горох хлебаной с маслом. Грузди гретые с соком. Капуста шатковая. Галушки з грибами. Кисель клюковной. Кашка соковая. Казначею с началною братьею: шти с соком, грибы тяпаныя, горох тертой с маслом, лапша гороховая, пироги круглыя, калачи хомутинныя. Дворяном и всяких чинов дворовым людям: шти с соком, лапша гороховая, пироги с горохом. Кормлено 12 человек нищих, да дворян лебедянцов 14 человек, да воронежских подводчиков 27 человек. Да по имянному святейшего патриарха указу, кормлено разных городов дворян 60 человек. Указ сказал скатертник Василей Панфилов. Изготовлено на подачи: 10 голов гороху тертого, 10 нарядов мант, 10 блюд пирогов на троицкое дело, 20 блюд пряжья, 4 блюда ягодников. Февраля в 27 день, в понедельник вторые недели поста

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010