Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь был основан в 1365 году преподобным Пахомием Нерехтским. В Смутное время вместе с Нерехтой он неоднократно подвергался разграблению и сожжению от поляков. В 1764 году был обращен в приходскую церковь. В 1832-1865 годах в Троицкой церкви служил крупнейший церковный историк Костромского края, один из выдающихся ученых XIX века — протоиерей Михаил Диев. С 1935 по 1937 год настоятелем храма был священномученик Василий Разумов. В 1937 году Троицкий храм был закрыт, пребывал в запустении. Со стороны богоборческих властей неоднократно предпринимались попытки засыпать источник преподобного Пахомия. Первое после 1937 года богослужение в полуразрушенном храме Троице-Сыпанова монастыря было совершено в праздник преподобного Пахомия 28 мая 1990 года. Вскоре было принято решение восстановить на святом месте иноческую обитель. 22 марта 1993 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II настоятельницей возрождаемого монастыря была назначена игумения Алексия (Ремизова). В 1994 году Предстоятель Русской Православной Церкви по время визита в Костромскую епархию посетил Пахомиево-Нерехтскую обитель. 15 ноября 2013 года монастырь отметит 20-летие своего возрождения. За прошедшее время в Троице-Сыпановом монастыре был произведен полномасштабный ремонт храмов, построены новые сестринские корпуса, налажено обширное монастырское хозяйство, открыты иконописная и швейная мастерские, созданы богадельня и детский приют, для которого возведен двухэтажный корпус с храмом святителя Алексия, митрополита Московского. На высоком профессиональном и художественном уровне в обители была проведена реставрация Троицкого собора, памятника архитектуры XVII века. Храм был полностью расписан в древнерусской художественной традиции и в технике фресковой живописи. В соборе был установлен пятиярусный иконостас, иконы для которого были написаны сестрами обитетели. Информация с сайта: www.pravmir.ru Хорошо сохранившийся монастырский комплекс с древнейшими сооружениями, уцелевшими на территории Нерехтского района.

http://sobory.ru/article/?object=00157

При рытье рвов для фундаментов 5 мая 1675 года были обретены мощи основателя монастыря, над местом покоения которых возвели придел во имя преподобного Пахомия. В 1679-1686 годах была построена теплая Покровская церковь, в 1683-1684 годах – шатровая колокольня, в 1676-1689 годах – игуменская и братские кельи, Святые ворота, большая часть ограды, ряд хозяйственных построек. Таким образом, к концу XVII века в обители возник замечательный каменный ансамбль, относящийся к эпохе расцвета самобытного русского зодчества. В 1764 году, во время монастырской реформы, Троице-Сыпанов монастырь вблизи Нерехты, как и великое множество других русских обителей, был упразднен и обращен в приходскую церковь. Во второй половине XVIII века за ненадобностью часть строений (Покровская церковь, кельи, хозяйственные постройки) были разобрана. От прежнего ансамбля до наших дней дошли лишь Троицкая церковь с колокольней, Святые ворота и часть стен с двумя угловыми башнями. В XVIII-XIX веках Троицкий храм служил приходской церковью, главной святыней которой оставались покоящиеся под спудом мощи преподобного Па хомия. В 1832-1865 годах священником Троицкой церкви служил протоиерей о. Михаил Диев (1794-1866) - крупнейший знаток церковной истории края, ставший первым историком Па-хомиевой пустыни. При нем в 1830-1834 годах старый придел во имя преподобного Пахомия был расширен и перестроен в стиле классицизма по проекту костромского архитектора П. И. Фурсова. В это же время с запада к церкви пристроили обширную трапезу, объединившую храм с колокольней в одно целое. В конце XIX века в Троицкой церкви служил священником о. Николай Новосельский, ставший достойным продолжателем исторических трудов о. Михаила Диева (опубликованная им большая работа по истории Сыпанова монастыря, и приходской церкви – является подлинной летописью этого места). После революции закрытие древнего храма в Сыпанове с его святыней – мощами преподобного Пахомия Нерехтского – являлось только вопросом времени. Однако именно последний период жизни храма отмечен событиями, навсегда вошедшими в историю Костромской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Троице-Сыпанов...

Информация с сайта Святые мощи преподобного Пахомия были обретены в 1675 году при строительстве в монастыре каменного Троицкого храма под алтарем старой церкви, но до настоящего времени находились в земле под спудом. Над могилой преподобного была установлена каменная сень, которая указывала точное местоположение святыни. Второе обретение святых мощей было осуществлено по благословению архиепископа Костромского и Галичского Алексия,а также отныне совершать память об этом событии 3 апреля. Для установления их подлинности была проведена специальная экспертиза. На всенощном бдении 19 марта 2011 года, которое возглавил архиепископ Костромской и Галичский Алексий, перед полиелеем святые мощи Нерехтского подвижника были изнесены из алтаря на середину храма. Все молящиеся перед помазанием святым елеем поклонились мощам преподобного. Во время пения Великого славословия мощи преподобного Пахомия были перенесены в Пахомиевский придел Троицкого храма обители и помещены в раку. Преподобный Пахомий, Нерехтский чудотворец, родился во Владимире в начале XIV века в семье священника. При Святом Крещении он получил имя Иаков.  После кончины своего отца, будучи 12-летним отроком, Иаков по благословению матери ушел в Богородице-Рождественский монастырь близ Владимира, а в 21 год принял монашеский постриг с именем в честь преподобного Пахомия Великого. Через несколько лет инок Пахомий был рукоположен во диаконы святителем Алексием, будущим митрополитом Московским, пребывавшим тогда на Владимирской кафедре. В 1360 году митрополит Алексий, зная благочестивую жизнь своего ставленника, назначил преподобного Пахомия настоятелем основанного им монастыря во имя святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены. Устроив порученную его попечению обитель и духовную жизнь насельников, преподобный Пахомий, тяготясь властью над братией и стремясь к уединенным подвигам, удалился в нерехтские пределы. Здесь, на берегу реки Солоницы, в месте, издавна называемом Сыпаново, по просьбе и при помощи местных жителей, сразу увидевших в пустыннике угодника Божия, преподобный основал обитель во имя Святой Живоначальной Троицы и стал первым настоятелем нового монастыря. В житии преподобного Пахомия не говорится о его знакомстве с преподобным Сергием Радонежским, считается, что он был учеником и последователем игумена Земли Русской. По примеру аввы Сергия сыпановская обитель была также посвящена преподобным Пахомием Святой Троице. Преподобный Пахомий отличался удивительным смирением и кротостью, вниманием к людям и заботой об их духовных нуждах. Братия обители и нерехтчане отвечали преподобному взаимной любовью, глубоко почитая святого старца. Проведя свою жизнь в молитвенных подвигах и стяжав от Бога дар чудотворений, преподобный Пахомий отошел ко Господу 3 апреля (21 марта ст. ст.) 1384 года. Всероссийское почитание святого стало совершаться по благословению патриарха Иоакима с 1675 года — со времени обретения его нетленных мощей.

http://sobory.ru/article/?object=00157

В 1935 году священником Троицкого храма стал о. Василий Разумов (1879-1937). Только что вышедший из заключения в лагере, он был назначен на приход в селе Троице управляющим Костромской епархией архиепископом Никодимом (Кротковым). После его назначения на службы в Троицкий храм стало ходить не бывало большое количество людей (до этого церковь какое-то время находилась в руках обновленцев, и в неё ходили немногие). В 1936 году, когда власти попытались сбросить колокола с колокольни Троицкой церкви, местные жители во главе с о. Василием не дали совершиться этому преступлению. Архиепископ Костромской и Галичский Никодим очень ценил о. Василия: в 1936 году он дважды посещал село Троицу, в ноябре 1936 года наградил священника наперсным крестом. В ночь с 3 на 4 декабря 1936 года святитель Никодим был арестован в Костроме. Узнав об этом, о. Василий Разумов решился на поразительный по своему мужеству поступок. В течение нескольких месяцев он возглашал на всех службах: «Еще помолимся о заключенном нашем архиепископе Никодиме». С православной точки зрения поминовение любого заключенного является совершенно нормальным делом. Но сам только недавно вышедший из заключения, о. Василий прекрасно сознавал, на что он идет, публично молясь об арестованном святителе. 5 августа 1937 года, сразу после окончания службы, на глазах еще не разошедшихся прихожан он был арестован прямо в храме. Священника о. Василия Разумова расстреляли 21 сентября 1937 года. Святитель Никодим, за которого молились о. Василий и его прихожане, скончался в ярославской тюрьме 21 августа 1938 года. 27 марта 1995 года он был причислен к лику святых, став первым костромским святым XX века. Лишенная священника церковь вскоре была закрыта и подверглась разгрому. В мае 1944 года верующим Нерехты удалось добиться разрешения перенести из неё большую икону с изображением преподобного Пахомия, служившую крышкой гробницы святого, в единственный из семи храмов города, избежавший закрытия, – Крестовоздвиженскую кладбищенскую церковь. Очевидцы помнят этот поразительный крестный ход, в котором участвовали почти одни женщины: ведь шла война, и до ее окончания оставался еще целый год! Впереди процессии несли икону преподобного Пахомия, на которой он был изображен во весь рост, и казалось, что святой идет вместе с людьми.

http://azbyka.ru/palomnik/Троице-Сыпанов...

В середине XVIII века на средней главе сохранялось ещё зелёное черепичное покрытие. Интересной особенностью церкви является наличие оконного проёма в северной стене апсиды. Кроме того, на карнизе последней сохранилась полихромная раскраска в ввиде чередующихся кругов и сердцевидных вставок, выполненых охрой и суриком. Представляет значительный интерес в конструктивном отношении и шатровая колокольня. Её массивный и высокий четверик раздёлён на четыре яруса, в которых размещались " жилые аппартаменты " - то есть кельи. Лестница, ведущая к звону, огибает эти кельи. Внутренняя структура четверика снаружи выявлена межъярусными карнизами. По углам колокольня была оформлена широкими лопатками. Приземистый восьмерик колокольни с арками звона сужен в своём поперечнике, что позволило оформить углы перезхода от четверика к восьмерику парами мелких килевидных кокошников, - декоративный приём, известный по ряду памятников костромского и ярославского культового зодчества XVII века. В северо-западном углу на всю высоту колокольни встроена шахта для гирь часов, циферблат которых размещался на уровне парапета яруса звона, на северо-западной его грани. Фасады трапезной и придела преподобного Пахомия имеют скромную классицистическую отделку. В ход в придел выделен четырёхколонным портиком с фронтоном.  Росписи в четверике соборной церкви исполнены в 1841-1842 годах художником Соколовым и повторяют религиозные произведения мастеров эпохи Возрождения. Из всех композиций наиболее сохранившаяся - " Тайная Вечеря " на восточном скате свода над иконостасом. Первоначальные росписи XVII века дошли до наших дней фрагментарно. На своде северного крыльца сохранилась лишь графья с изображением Распятия в обрамлении медальонов с поясными изображениями святых, а на стенах были изображены фигуры преподобных. В приделе преподобного Пахомия, в аркасолии над его могилой, помещено изображение Ветхозаветной Троицы и фигуры митрополита Алексия и Алексея человека Божья. В донцах ниш просматриваются растительные орнаменты, а в нишах у жертвенника было помещено изображение агнца, лежащего в дискосе.

http://sobory.ru/article/?object=05798

Источник: С.В. Демидов, Е.В. Кудряшов " Нерехта " . 1996 Незаурядный памятник костромского зодчества 17 в., близкий ярославской художественной школе; более поздняя трапезная с приделом характерна для позднего классицизма. Ядро живописной объемной композиции составляет пятиглавый двусветный четверик храма с тремя более низкими полукруглыми апсидами. Цилиндрические барабаны (центральный световой крупнее глухих угловых) увенчаны луковичными главами с чешуйчатым металлическим покрытием. С юга к четверику примыкает придел с купольной кровлей и двухчастной округлой апсидой, расположенной в одной линии с апсидами храма. Перед северным фасадом храма выступает квадратное в плане крыльцо с высокой фигурной кровлей и луковичной главкой. Прямоугольная в плане поперечно вытянутая трапезная примыкает на всю ширину храма и южного придела. Колокольня поставлена со значительным смещением относительно продольной оси церкви к югу, вплотную к западному фасаду трапезной, но под углом относительно ее плоскости. Квадратный в плане столп колокольни несет восьмигранный ярус звона с шатром. К южному фасаду колокольни на высоту трапезной примыкает палатка, продолжающая объем трапезной. Четверик храма, выделенный на углах огибающими лопатками, завершен аттиком с шестью килевидными кокошниками на каждом фасаде. Аттик отделен от основной плоскости профилированным карнизом с лентами прямоугольных впадинок и поребрика. Фасады четверика расчленены на три прясла лопатками, причем с южной, северной и западной сторон лишь в верхней части («висячие» лопатки). В среднем прясле под карнизом помещен арочный киот, в котором ранее была живописная композиция. На южном и северном фасадах расположено по два прямоугольных окна второго света, обрамленных колончатыми наличниками с килевидными очельями. Такие же окна – в апсидах храма. Крыльцо северного фасада образовано четырьмя квадратными пилонами, обработанными ширинками и несущими арки с архивольтами, украшенными поребриком. Крыльцо, перекрытое коробовым сводом с распалубками, закрывает арочный входной проем с перспективным колончатым порталом. Барабаны храма в нижней части опоясаны килевидными кокошниками, в верхней – аркатурно-колончатым поясом, который в центральном барабане включает щелевидные арочные окошки.

http://sobory.ru/article/?object=05798

В программе: Кроме этого детей ждут игры, состязания и испытания – дневные и ночные, но вполне посильные и запоминающиеся. «Наш лагерь не стремится развлекать или «чем-нибудь» занимать ребят. Нам важно, чтобы они сами почувствовали радость открытий, совместной командной работы, преодоления трудностей и увлеклись удивительной жизнью в лесу». 16–23 июня. Лагерь «Лесной городок» 7–9 лет. 1 смена. Путешествие   в неведанную страну:  через сказочные приключения дать ребятам начальные знания о природе. 23–30 июня. Лагерь «Лесной городок» 8–10 лет. 2 смена. Затерянный мир: как обустроить жизнь в лесу, как готовить пищу, искать пути-дороги, понимать окружающий мир. с 30 июня по 7 июля. Лагерь «Лесной городок»9–11 лет 3 смена. Древняя Русь: культурно-исторический лагерь, погруженный в контекст начального периода нашей Родины. Ремёсла, воинские забавы, изучение традиций 7–14 июля. Лагерь «Лесной городок» 10–12 лет. 4 смена. Ратный путь: военно-приключенческий игровой лагерь. 14–21 июля. Лагерь «Лесной городок» 11–13 лет. 5 смена. Экспедиция: серьёзная туристическая практика с элементами выживания в дикой природе 21–28 июля. Лагерь «Лесной городок» 2–99 лет. Семейная смена «Большое Гнездо»: лучшая возможность замечательно отдохнуть всей семьёй на лоне природы. Детский православный лагерь «Азбука Православия», Костромская область Расположен в экологически чистом районе Костромской области на окраине старинного русского города Нерехта. Детей ждет знакомство с историческими и церковными достопримечательностями города, в числе которых: Троице-Сыпанов ПахомиевоНерехтский женский монастырь, Собор Казанской иконы Божией Матери, купеческие особняки XIX века. Лагерь проводится при поддержке Костромской Епархии РПЦ и по благословению архиепископа Костромского и Галичского Ферапонта. В программе: А также целый ряд мастер-классов (роспись игрушки, изготовление и глазировка пряников). «Ратная Застава», сельская туристическая база «Остров Пасхи» Находится в 100 км от МКАД, д.Юрятино В программе:

http://azbyka.ru/deti/obzor-pravoslavnyh...

Расположен в 1 км от Нерехты, на берегу речки Гридовка, вдоль дороги, ведущей в город. Монастырь основан в 14 в. монахом Пахомием, возможно, на месте древнего городища. Активное каменное строительство пришлось на последнюю четв. 17 в. В 1675–1676 гг. сооружен Троицкий собор (освящен в 1678 г.), в 1679–1686 гг. – вторая (очевидно, зимняя) церковь с трапезной, в 1683–1684 гг. – соборная колокольня с часами. Последнюю возводил нерехтский подрядчик Савва Кириллов «с товарищи», в том числе нерехтский посадский Никита Петрович Верин и крестьянин Ярославского уезда Фома Андреев. Между 1676 и 1689 гг. были также сооружены игуменские и братские кельи, хлебная палата и половина ограды с юго-восточной башней и Святыми воротами. Хлебную палату строили ярославские каменщики (Григорий Васильев, Григорий Фролов и другие), а также костромич Абрам Афанасьев. В кон. 17 в. нерехтский посадский Ф.М. Андреев возвел больничный корпус. Судя по описи 1-й четв. 18 в., в монастыре в то время, помимо названных выше зданий, находились каменные столовая палата, погреб и ледник. В 1764 г. монастырь был закрыт, в нем разместили школу для мальчиков, а собор превратили в приходскую церковь. В кон. 18 в. на юго-западном углу территории сооружена часовня, возможно, по проекту С.А. Воротилова. В 1830–1834 гг. к собору по проекту П.И. Фурсова пристроили трапезную с южным приделом Пахомия, где покоятся мощи преподобного, объединившую храм с прежде отдельно стоящей колокольней. В 1840-х гг. четверик собора был расписан, фрагменты настенной живописи, выполненной художником Соколовым, сохранялись в храме до кон. 20 в. Во 2-й пол. 19 в. в линии ограды возведены южные ворота и калитка у Святых ворот. Вместе с тем в течение 19 в., по-видимому, многие сооружения бывшего монастыря были разобраны. В советское время комплекс пришел в запустение. Сохранявшиеся к тому времени постройки имели различные утраты. В 1988 г. под руководством арх. ЦНРПМ С.В. Демидова были начаты реставрационные работы, продолжавшиеся по всем объектам комплекса до нач.

http://sobory.ru/article/?object=00157

В послевоенное время церковное здание в селе Троица использовалось в качестве склада, затем склад отсюда вывели, и величавый храм, хранивший в себе мощи последователя и ученика преподобного Сергия Радонежского (к счастью, в советское время они не были вскрыты), постепенно превратился в руины. Современное состояние [ править править код ] В мае 1990 года, в Пахомиев день, когда из Нерехты сюда впервые со времен революции пришел многолюдный крестный ход во главе с епископом Костромским и Галичским Александром, отслужившим молебен у руин храма. Через три года здесь было решено возобновить монастырь, но уже в качестве женской обители. В апреле 1993 года сюда прибыла первая группа насельниц во главе с игуменьей Алексией (Ремизовой), на чьи плечи лег подвиг возрождения древней обители. Первые немногочисленные сестры, прибывшие в нашу обитель, во всей полноте испытали на себе трудности возрождения некогда прославленной святыни. Запустение, разруха, поруганные храмы, обилие мусора и отсутствие самых необходимых условий для жизни. Ныне главный храм обители - собор во имя Пресвятой Троицы восстановлен почти полностью: сооружен иконостас, оборудован алтарь, в скором времени будет восстановлено и его богатое и благолепное внутреннее убранство, прежде всего иконы и росписи. 22 июля 1994 года в истории возрождающегося монастыря произошло важное событие: его посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, поклонившийся мощам преподобного Пахомия. За прошедшее время в Троице-Сыпановом монастыре был произведен полномасштабный ремонт Троицкого собора. Реставрация Троицкого собора, памятника архитектуры XVII века, продолжавшаяся более 10 лет, была произведена на высоком профессиональном и художественном уровне. Храм был полностью расписан в традициях древнерусской иконописной школы в технике фресковой живописи. В соборе был установлен величественный пятиярусный иконостас, иконы для которого были написаны сестрами обители. Работами по реставрации и росписи Троицкого собора руководил А.В. Алешин, преподаватель иконописи и фрески Иконописной школы при Московских Духовных академии и семинарии. Чин освящения Троицкого собора и первую Божественную Литургию в отреставрированном храме совершил архиепископ Александр. По окончании богослужения управляющий епархией вручил Патриаршие награды настоятельнице монастыря игумении Алексии (Ремизовой) и руководителям проекта по реставрации и росписи Троицкого собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Троице-Сыпанов...

21 в. Воссоздана часть ограды на западной стороне и северо-западная башня. Собор в настоящее время внутри заново расписан. С севера к колокольне сделана большая пристройка. Монастырь занимает территорию неправильной формы, вытянутой с запада на восток, со скругленными восточными углами. Доминантой комплекса является собор Троицы, расположенный в западной части территории. Его колокольня почти примыкает к ограде, ограничивающей комплекс с юга, запада и частично востока. В линии ограды с восточной стороны стоят Святые ворота, по оси собора – южные ворота. К Святым воротам с севера примыкает калитка с арочным проемом, треугольным полуфронтоном и ступенчатым аттиком. Место юго-западной угловой башни занимает часовня. Все постройки сложены из кирпича и побелены. Святые ворота, 1676-1689 гг. Один из наиболее ранних сохранившихся на территории Костромской области памятников подобного рода. Почти квадратный в плане объем прорезан аркой ворот и увенчан глухим восьмериком с шатром и луковичной главкой. Нижний объем по периметру охвачен ступенчатым карнизом с лентой поребрика. С обеих сторон арка выделена архивольтом в виде поребрика между двумя валиками. С внешней (восточной) стороны пилоны расчленены тремя наборными колонками с дыньками и жгутами. С внутренней (западной) стороны они обработаны квадратными ширинками. Сооружение украшено полихромными поливными изразцами с композициями цветочного орнамента, которые помещены под карнизом и в ширинках, в том числе на угловых лопатках боковых фасадов, а также по одному на каждой грани восьмерика. Проезд делится поперечной аркой на две равные части, перекрытые коробовыми сводами. Южные ворота, 2-я пол. 19 в. Трехпролетное сооружение с арочными проемами и треугольными фронтонами, увенчанными луковичными главками. С внешней стороны проемы фланкированы отдельно стоящими тосканскими колоннами на кубических постаментах. На колонны опираются массивные архивольты, сильно выступающие относительно плоскости стены. Ограда представляет собой глухую гладкую стену, расчлененную внизу валиком и завершенную ступенчатым карнизом.

http://sobory.ru/article/?object=00157

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010