ЖМП 7 июль 2017 /  22 августа 2017 г. 16:10 Июль 1917 года: русское монашество на пути к Собору «Журнал Московской Патриархии» продолжает публикации, посвященные событиям, последовавшим после Февральского переворота в 1917 году. Ветер революции всколыхнул все общественные и церковные группы, побудил их к бурной самоорганизации, к обособлению друг от друга, к отстаиванию своих прав и интересов. Само слово «интересы», почерпнутое из экономического и политического лексикона, стало чрезвычайно популярным и в церковном языке. Как же перемены в политической жизни были восприняты монашеством и повлияли на изменения в монашеской среде и какие предложения были сделаны ими к Поместному Собору? Русское монашество не осталось в стороне от политических перемен в стране. В тихих обителях забурлило иноческое корпоративное движение. Никогда больше в истории не устраивалось такого количества монашеских съездов (на разном уровне), как в апреле — июле 1917 года. Кульминацией стал июль, когда один за другим состоялись два всероссийских съезда: ученого монашества (7–14 июля в Московской духовной академии) и представителей от монастырей (16–23 июля в Троице-Сергиевой лавре). Планировался в конце месяца и третий — Всероссийский съезд представительниц женских монастырей. Но он не состоялся из-за того, что Скорбященский монастырь в Москве, который должен был его принять, не смог предоставить помещения. К тому же вот-вот должен был открыться Собор. Параллельно со съездами в июле на Предсоборном совете в Петрограде свои заседания проводил специальный отдел совета «О монастырях и мона­шестве».  Монахи-делегаты Эти форумы были не просто дискуссионными площадками. На них выбирались делегаты от монашествующих на Поместный Собор, вырабатывались основы преобразований монастырской жизни, фактически ставшие программой для решений будущего Собора1.  Важно то, что монашествующие обсуждали и пытались решить свои проблемы самостоятельно. Из 70 полноправных делегатов Всероссийского съезда ученого монашества было 62 монашествующих (88,6%) — архимандритов, игуменов, иеромонахов и иеродиаконов, а также 7 архиереев и 1 мирянин. Председателем съезда стал архиепископ Московский Тихон (Беллавин). Из 139 делегатов Всероссийского съезда представителей от монастырей с решающим голосом было 128 монашествующих (92,1%) от архимандритов до рядовых монахов, 10 архиереев и 1 мирянин. Председателем был избран епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский). Среди участников заседаний отдела «О монастырях и монашестве» Предсоборного совета представительство монашествующих оказалось меньше — 5 из 20 человек (25%), помимо них было 4 архиерея и 11 мирян (в основном профессоров). Председателями были попеременно архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) и епископ Минский Георгий (Ярошевский). 

http://e-vestnik.ru/history/monascheskie...

Новороссийск. Собор Троицы Живоначальной (утраченный). Троицкий собор Собор.  Утрачен.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1901 и 1906. Год утраты:1957 (взорван) Адрес: Россия, Краснодарский край, г. Новороссийск, Пролетарская ул., 13 (на месте бывшего кинотеатра " Россия " , ныне Троицкой церкви) Координаты: 44.739534, 37.781091 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Свято-Троицкий храм (Новороссийск) имеет очень богатую историю, которая началась в 1893 году с постройки на месте нынешнего храма деревянной церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». При Скорбящей церкви были организованы церковно-приходские училища для мужчин и женщин. В 1900 году вся зацемесская сторона входит в состав города Новороссийск и церковь становится слишком маленькой, чтобы вместить всех молящихся. В связи с этим с 1899 года начинается сбор средств. В 1901 году пожаловано 1000 руб. от монарших щедрот на строительство каменной церкви. 10 декабря 1906 года совершено архиерейским чином торжественное освящение главного престола в честь Святой Троицы. Она была сложена из тесаного песчаника – камня-дикаря, которого ушло более 150 кубометров. Отштукатуренная только изнутри, она имела своеобразный цвет стен – светло-серый, издали казавшийся белым. почти на три десятка метров возвышался крест на колокольне. Церковь была хорошо видна не только из любой точки города, но и с моря, являясь своеобразным дополнительным навигационным знаком для моряков. Храм имел главный престол Троицкий и Скорбященский придел, поэтому и назывался Троице-Скорбященским. Судя по тому, что во многих документах этот храм именовался собором, то службу в нем вели несколько священников. Имена этих священников служивших с 1912г. в настоящее время стали известны: Иоанн Судницкий), Николай (Соболев), Александр (Бобров), Петр (Добров), Николай (Дейниковский), Дионисий (Курбатов), Василий (Перепелица), Петр (Отдельнов). В 1938 году служба в церкви приостанавливается и возобновится она лишь в сентября 1942 года, после оккупации немецко-фашистскими войсками Новороссийска. Прихожане начинают посещать Свято-Троицкий храм (Новороссийск), молиться о победе России в войне, подпольщики распространяют среди них листовки. Это приводит к тому, что в этом же году, после праздника Святой Пасхи, немецкое командование издает приказ о приостановлении богослужения в церкви, чтобы уберечь население от большевистских обстрелов. В 1945 году его и вовсе делают складом воинской части.

http://sobory.ru/article/?object=54561

Новороссийск. Церковь Троицы Живоначальной (временная). Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты В 1893 г. построена деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». При Скорбященской церкви действовали одноклассные мужское и женское церковно-приходские училища, в которых в 1898 году занимались 42 ученика и 30 учениц. В 1900 году высочайшим повелением от 16 июня вся Зацемесская сторона: Мефодиевка, Стандарт, Цемзаводы, «пространством всего около 710 десятин», была включена в состав города Новороссийска. Небольшая деревянная церковь уже не вмещала молящихся. В 1899 году был создан комитет по сбору средств на строительство каменной церкви на Стандарте. В 1901 году пожаловано 1000 руб. от монарших щедрот на строительство каменной церкви. 10 декабря 1906 г. совершено архиерейским чином торжественное освящение главного престола в честь Святой Троицы. С 10 декабря 1906 г. начались богослужения в новой каменной Свято-Троицкой Скорбященской церкви на Стандарте. Она была сложена из тесаного песчаник – камня-дикаря, которого ушло более 150 кубометров. Отштукатуренная только изнутри, она имела своеобразный цвет стен – светло-серый, издали казавшийся белым. Почти на три десятка метров возвышался крест на колокольне. Церковь была хорошо видна не только из любой точки города, но и с моря, являясь своеобразным дополнительным навигационным знаком для моряков. Храм имел главный престол Троицкий и Скорбященский придел, поэтому и назывался Троице-Скорбященским. Судя по тому, что во многих документам этот храм именовался собором, то службу в нем вели несколько священников. Имена этих священников, служивших с 1912 г.: Иоанн (Судницкий), Николай (Соболев), Александр (Бобров), Петр (Добров), Николай (Дейниковский), Дионисий (Курбатов), Василий (Перепелица), Петр (Отдельнов). В собор приходили не столько рабочие цементных и нефтеперегонных заводов, железной дороги и порта, но и вновь созданных заводов «Макларен и Фрейшист и Ко», «Меллер, Лампе и Ко», «Монтер», а также служащие таможни и различных агентств, действовавших в порту и на железной дороге. На 1-е января 1938 г. в г. Новороссийске религиозное православное общество при Троице-Скорбященском соборе насчитывало 515 учредителей.

http://sobory.ru/article/?object=10806

В конце XVIII века, после опустошительного для Свияжска пожара 1795 года, женская Иоанно-Предтеченская обитель переводится на место упразднённой Троице-Сергиевской. Расцвет монастыря начинается с 1820-х годов, что находит зримое отражение в строительных работах, которые преображают монастырскую территорию и создают здесь замечательный архитектурный ансамбль. Самой внушительной постройкой обители и одновременно архитектурной Свияжской доминантой является Скорбященский собор. Храм построен по типовому проекту, а архитектором этого величественного сооружения стал Ф.Н. Малиновский из Казани. Возводился собор с 1898 по 1906 год. Его высота составляет 32 метра. Кроме главного престола, собор имеет ещё два придела: во имя преподобного Серафима Саровского и пророчицы Анны. За сто с лишним лет истории внешний облик храма не претерпел существенных изменений, а вот интерьеры сильно пострадали. Сделанная в 1914 году роспись утрачена, от пятиярусного иконостаса дошёл лишь один ряд. Не менее примечателен и Сергиевский храм. О времени его возведения сообщает закладная надпись: " В лета 7113 (1604) году сентября в 25 день поставлен и освящён бысть сей храм во имя преподобного отца нашего игумена Сергия, Чудотворца Радонежского " . Его нижний этаж предназначался под склад, молитвенное пространство располагалось на втором этаже. На западной внешней части стены этой церкви частично сохраняются фрески. Когда-то здесь находилась важнейшая свияжская святыня - икона преподобного Сергия. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2016 г. Комментарии и обсуждение Подробная история обители изложена в книге А. Рощектаева " История свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря " . Книга доступна на странице автора в проекте " Самиздат " по адресу http://zhurnal.lib.ru/r/roshektaew_a_w/sipm.shtml × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи

http://sobory.ru/article/?object=07032

После ареста дедушки наш приход остался без священника. В это время духовенство приезжало к нам на богослужения из других приходов и власти хотели храм закрыть. В 1931 году Рязанским архиереем было принято решение рукоположить в священники моего отца. Уже назначена была диаконская хиротония на Прощеное воскресенье 1931 года, но власти узнали об этом и арестовали отца в четверг на Сырной неделе. Состоялся суд, отца осудили на 10 лет. Потом пришло устное сообщение, что он скончался. Умер он молодым – в 35 лет. Я своего отца не видел, я родился спустя семь недель после его ареста. Дальше жизнь наша сложилась так. Было принято решение все имущество конфисковать, семью выселить. В Великую субботу пришли нас забирать (у меня еще были два брата и сестра, все маленькие). Но у мамы как раз начались роды, и нам сказали, что сейчас не будут нас трогать. А потом уже за нами не присылали. Семь других семей сослали, и они погибли. Наша последующая жизнь сложилась очень тяжело. Поскольку мы были членами семьи священника, у нас отобрали дом. Слава Богу, что я с детства ходил в храм. На всю область оставался открытым только один кладбищенский Скорбященский храм Рязани, мама водила меня туда. В 1946 году открылся Борисоглебский собор, я там помогал. Потом, в 1953 году, епископ Николай (Чуфаровский) взял меня к себе иподиаконом. Помню, было мне 17 или 18 лет. Я вышел из храма, и меня заметила дежурившая рядом милиция. Меня схватили, я стал возмущаться: «Зачем меня забирать?» – «Не ваше дело!» Привели меня в милицию, посадили вместе с пьяницами, напечатали бумажку и сказали: «Подпишись, что больше не пойдешь в храм, чтобы не соблазнять молодежь». Я, конечно, не подписал. Меня начали избивать, говорили, что убьют, если не подпишу. Дело было под Великую пятницу, и я думал: «Спаситель страдал, как хорошо, что я тоже сподобился!» Били меня двое, но, как ни странно, я не чувствовал боли. Потом пришел какой-то начальник и меня отпустили. А наутро я опять пошел в храм. Больше меня не трогали. Я оставался иподиаконом у епископа Николая до 1955 года. В мае на день Святителя Николая у владыки был день Ангела, шла торжественная служба. Я помню, как владыка прощался со мной перед народом: «Нам, – говорит, – жалко отпускать Володю, но он в такое место идет – в монастырь! Будем молиться за него, чтобы он был хорошим монахом». Очень меня владыка любил. В этот же день я поехал в Троице-Сергиеву лавру.

http://pravoslavie.ru/38059.html

С 4 февраля 1938 г. служба в Троице-Скорбященском храме была прекращена. 26-го марта 1938 г. комиссия по культам произвела отбор 60 предметов, общим весом свыше 30 килограмм. Во время оккупации Новороссийска немецко-фашистскими войсками в сентябре 1942 года в Троице-Скорбященском храме возобновились богослужения. После Пасхи 1942 г. немецкое командование издало специальный приказ, в котором говорилось, что в целях сохранения населения от большевистских обстрелов богослужение в церкви запрещается. 9 января 1945 г. здание Троице-Скорбященской церкви было передано под склад воинской части. 13 апреля 1947 г. «двадцатка» общины Троеце-Скорбященского храма вновь обратилась с просьбой об открытии церкви. 22 июня 1951 года Новороссийский горисполком, рассмотрев вопрос о состоянии здания бывшей Троице-Скорбященской церкви, решил, учитывая аварийное состояние стен, ветхость перекрытия и высотной части купола, угрожающих обрушением, просить крайисполком разрешить разобрать здание церкви. В 1957 г. Троице-Скорбященский собор взорвали. В 1963 г. на фундаменте храма построили первый в городе широкоформатный кинотеатр «Россия». 3 декабря 1997 г. состоялось первое богослужение в здании бывшего кинотеатра «Россия». 4 декабря был освящен престол в честь Святой Троицы и совершена первая Литургия. Источник: сайт «Крымск Православный» В 1893 году в городе-герое Новороссийске была основана церковь Троицы Живоначальной. Церковь была построена из камня, на крыше сияет шатровый купол. Само строение здания началось в 1899 году и закончилось в 1906 году. В 1938 году церковь закрыли, а в 1957 году – вовсе снесли. На месте церкви был построен кинотеатр. В 1997 году здание реставрировали и освятили. http://www.domnamore.ru/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник

http://sobory.ru/article/?object=10806

Скорбященский монастырь. Эта обитель находится на Долгоруковой улица, недалеко от Бутырской заставы. Основан монастырь княжной Александрой Владимировной Голицыной на месте ее владений, где в половине XIX века был устроен ею приют для иногородних монахинь-сборщиц. Обитель эта открыта в 1890 году. В ней четыре храма: в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости», по которому и монастырь назван Скорбященским, во имя Спаса Всемилостивого (соборная монастырская церковь ), во имя архангела Рафаила и в честь Тихвинской иконы Богоматери, на монастырском кладбище. Управляет обителью игуменья. Страстной монастырь. Необщежительный Страстной монастырь находится на Страстной площади. Построен он царем Алексеем Михайловичем в 1654 году, во имя Страстной иконы Божией Матери, от которой обитель и получила свое название. В монастыре четыре храма: соборный двухэтажный: вверху в честь Страстной иконы Богоматери, внизу – во имя Архангела Михаила; церковь Святого Алексия, Человека Божия, над монастырскими вратами, и трапезный храм во имя печорских угодников. В Страстном монастыре находятся: чудотворная икона Страстной Божией Матери и два образа, писанные на стенах: Боголюбской Богоматери и Св. Иоанна Воина. Во время пожара в 1778 году эти иконы остались невредимыми, хотя сгорел весь собор. В соборе хранится еще местночтимый крест с изваянием в натуральную величину. У южных выходных дверей храма в серебряной вызолоченной гробнице находится глава Св. вмчц. Анастасии Узорешительницы. При деревне Коськовой, в Дмитровском уезде имеется хутор, на котором проживает 28 сестер. Управляет обителью игуменья. Московская губерния Обителей мужских 22, женских 9. Мужские обители Боголюбская киновия. Киновия Боголюбской Божией Матери находится близ Гефсиманского скита, около Троице-Сергиевой лавры. Основана киновия в 1859 году схимонахом Филиппом. В ней один храм в честь Боголюбской иконы Богоматери с нижним приделом во имя прп. Матроны и Св. мученицы Капитолины. Борисоглебский монастырь в Дмитрове. Необщежительная Дмитровская обитель находится в городе Дмитрове. Расположен монастырь на восточной окраине города, по дороге к Троице-Сергиевой лавре. Время возникновения обители в точности неизвестно. Предание, однако ж, приписывает основание монастыря великому князю Юрию Долгорукому и ведет, таким образом, историю этой обители с XII века. Положительное свидетельство о несомненном существовании этого монастыря можно находить уже только в 1388 году, как говорит об этом надпись на кресте, поступившем в монастырь в этом году. Сначала Дмитровский монастырь существовал как приписной к новгородскому митрополичьему дому. Самостоятельной обитель стала лишь с 1664 года. Затем вновь он был приписным одно время к Заиконоспасскому монастырю в Москве, но в 1725 году Дмитровская обитель получила вполне независимое существование.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Изменение религ. политики гос-ва в отношении Церкви в ходе Великой Отечественной войны позитивно отразилось на положении нек-рых монастырских комплексов. В Новодевичьем мон-ре в 1944 г. начали работу Православный Богословский ин-т и Пастырско-богословские курсы, переведенные в 1948 г. в Троице-Сергиеву лавру и переименованные в МДАиС, с 40-х гг. XX в. открываются нек-рые лаврские храмы, в т. ч. надвратный. Нек-рые мон-ри и церкви были взяты под охрану ВООПИК, началось их реставрирование и изучение. Так, в 1950 г. здания Высокопетровского мон-ря были переданы научным учреждениям, в т. ч. Литературному музею. В 1954-1956, 1960-1980 гг. реставрировали Покровский собор на Рву; в 1963-1972 гг. по образцу храма 1684 г. реставрировали Знаменский собор бывш. Знаменского мон-ря на Варварке, затем там был оборудован концертный и лекционный зал ВООПИК. В соответствии с решением о передаче зданий бывш. Андреевского мон-ря ВНИИМС архит. Г. К. Игнатьев разработал проект реставрации, и с 1967 по 1971 г. в мон-ре вели реставрационные работы. С 60-х гг. реставрационные мастерские размещались в зданиях Сретенского мон-ря, Марфо-Мариинской обители (ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря), Измайлова. С 1964 г. Донской мон-рь стал филиалом Музея архитектуры им. А. В. Щусева, туда были перенесены уцелевшие горельефы со стен взорванного храма Христа Спасителя. Нек-рые здания и храмы Новодевичьего мон-ря, как и ц. Св. Троицы в Никитниках, были филиалами ГИМ. В 1953 г. на территории Андроникова мон-ря был открыт Музей им. Андрея Рублёва, в 1972-2016 гг. как филиал ему была передана ц. Покрова Пресв. Богородицы в Филях. Измайловский ансамбль на острове (городок им. Н. Э. Баумана) был освобожден от жителей, хозяйственных орг-ций и обращен в музей. Однако расширение границ города приводило к дальнейшему уничтожению церковных и монастырских ансамблей: в кон. 60-х гг. были снесены постройки Всехскорбященского (Скорбященского) мон-ря, благодаря вмешательству общественности и личному участию худож. И. С. Глазунова удалось отстоять храм во имя Всемилостивого Спаса; в 1970 г. перестал существовать Казанский жен. мон-рь в бывш. имении Головиных (район Кронштадтского бульвара).

http://pravenc.ru/text/2564186.html

8 апреля 1937 г. митрополит Алексий ввиду болезни архимандрита Иосафа поручил до его выздоровления совершать богослужения в Греческом храме протоиерею Знаменской церкви Феодору Ласкееву. Болезнь о. Иоасафа затянулась, и 22 апреля его перевели на должность 2-го священника, а настоятелем был назначен переведенный из Афонской церкви Новодевичьего монастыря протоиерей Лев Александрович Муллер. Он родился в 1887 г. в Могилеве, имел высшее образование, до революции служил в Министерстве путей сообщения, а после рукоположения в 1922 г. в сан иерея – в разных храмах Петроградской (Ленинградской) епархии. На посту настоятеля Греческой церкви о. Лев оставался до 30 августа 1937 г., перейдя затем в Князь-Владимирский собор. Протоиерей был арестован в начале 1942 г. в блокадном Ленинграде и 30 июня 1942 г. скончался в заключении. Следует упомянуть также, что с 20 июня по 30 августа 1937 г. вторым священником Греческой церкви служил один из авторитетных клириков епархии протоиерей Владимир Александрович Румянцев – настоятель кафедрального Николо-Богоявленского собора в период блокады Ленинграда (годы жизни 1877–1947). 30 августа настоятелем храма св. Димитрия Солунского вновь был назначен архимандрит Иоасаф, а вторым священником переведен из Троице-Измайловского собора протоиерей Василий Дмитриевич Фомин, служивший в Греческой церкви до 23 ноября 1937 г. В связи с плохим здоровьем о. Иоасафа 7 декабря того же года на посту настоятеля его сменил протоиерей Симеон Симеонович Никиташин. Он родился в 1888 г. в Новгородской губернии в семье крестьянина (позднее священника), окончил Духовную семинарию и, служа настоятелем Скорбященской церкви в Петрограде, в 1922 г. подвергался аресту ГПУ. По этой причине о. Симеон не мог уцелеть в период «большого террора», и через месяц после назначения в Греческую церковь, вероятно, был арестован и расстрелян. В январе 1938 г. о. Иоасафу пришлось вернуться к исполнению обязанностей настоятеля [xii] . Состав церковнослужителей Греческого храма с течением времени также постепенно менялся. После оставления должности смотрителя А.М. Антонов с апреля по сентябрь 1935 г. работал бухгалтером, а после его ухода на пенсию – с октября 1935 по март 1938 гг. – счетоводом общины был грек И.Н. Теодори (Феодори). Свечницей церкви с февраля 1936 по 1938 гг. работала Ольга Петровна Визанирис, сторожем в это время оставался Ф.И. Садибов. Кроме них имелось еще четыре платных церковнослужителя: алтарница, уборщица и два дворника. Регентом церковного хора в 1936–1938 гг. был Ф. Самошин, число певчих в этот период колебалось от 25 до 15 человек.

http://bogoslov.ru/article/3756641

Закрытие Троице-Сергиевой Лавры и судьба мощей преподобного Сергия Радонежского в 1918–1946 гг. Источник Содержание Предисловие Часть 1 Глава 1. Научно-музейная деятельность Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры (1918–1920 гг.) Список опубликованных трудов Комиссии по охране Лавры и ее членов за весь период ее существования (1918–1925) Глава 2. Расформирование Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры (январь-февраль 1920 г.) Глава 3. Подготовка и осуществление декрета СНК «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры» 20 апреля 1920 г. Часть 2 Глава 4. Изъятие хозяйства Троице-Сергиевой лавры в ведение Сергиевского исполкома в 1918–1919 гг. Глава 5. Взаимоотношения Комиссии по охране Троице-Сергиевой лавры с братией обители Глава 6. Вскрытие мощей преподобного Сергия 11 апреля 1919г. Глава 7. Выселение братии из Троице-Сергиевой лавры Глава 8. Попытки Наркомата юстиции вывезти из Троице-Сергиевой лавры мощи преподобного Сергия Глава 9. Сокрытие главы преподобного Сергия священником Павлом Флоренским и графом Ю. А. Олсуфьевым. (около 30 марта 1920 г.) Глава 11. Судьба мощей преподобного Сергия в 1921–1948 гг. Приложение П. А. Флоренский. Троице-Сергиева лавра и Россия П. К. Каптерев. Из истории Троицкой лавры И. Е. Бондаренко. Художественный облик Лавры Ю. А. Олсуфьев. Лицевые книги и их орнамент Т. Н. Александрова-Дольник. Шитье Ф. Я. Мишуков. Утварь Троицкой лавры М. В. Шик. Митрополичьи покои С. П. Мансуров. О библиотеке М. В. Шик. Колокольня и колокола Список сокращений     Эта книга – уникальное собрание документов и других архивных материалов, которые воссоздают современному читателю картину закрытия Троице-Сергиевой лавры в начале XX века. В первой части рассказывается о научно-музейной деятельности Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Вторая часть содержит материалы о закрытии Лавры и судьбе главы и мощей преподобного Сергия Радонежского. В приложении полностью воспроизводится подготовленный Комиссией по охране памятников искусства и старины в 1919 г. сборник «Троице-Сергиева лавра», тираж которого был уничтожен большевиками до выхода из типографии. Предисловие

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010