Статья сформирована на основе выдержек из информации размещенной на официальном сайте Троице-Сканова монастыря http://troice-skanov.narod.ru и http://narovchat.h14.ru/ Сканов Троицкий монастырь, заштатный, в местности, принадлежавшей ранее фамилии Исканских, в 3 верстах от города Наровчата, на берегу реки Мокши. Время основания его относится к половине XVII века. Здесь находится чудотворная Трубчевская икона Богоматери. По имеющейся на этой святой иконе надписи, она была написана священником города Трубчевска, Орловской губернии, Евфимием; празднование ей совершается 3 октября, по случаю освящения в этот день в честь ее храма. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» При посещении Свято-Троицкого Сканова монастыря 3 октября 1999 года (празднование чудотворной Трубчевской иконы Божией Матери) Святейший Патриарх Алексий II назвал монастырь «жемчужиной» России. Первые упоминания о монастыре датированы XVII веком, хотя он имеет более древнюю историю. К сожалению, во время пожаров сгорели архивы и точную дату установить сложно. C момента основания до советского периода монастырь был мужским. В 30-е годы прошлого века его закрыли, а в храмах разместили птицефабрику, магазин, гараж, столовую, затем — склад, клуб. Последний настоятель мужского монастыря архимандрит Филарет, казначей и келейник остались при разрушенном соборе, но затем были сосланы и заключены в лагеря. В прошлые века более тысячи монахов занимались благоустройством монастыря, налаживанием быта и «установлением распорядка, благоприятствующего достижению духовного преуспеяния». Монастырский архитектурный комплекс включает в себя несколько жилых корпусов (архиерейский, священнический, настоятельский и трапезный), подсобные помещения, колокольню с надвратной Свято-Никольской церковью и небольшую кладбищенскую церковь чудотворной Трубчевской иконы Божией Матери. Архитектурный ансамбль монастыря в стиле переходного периода от барокко к классицизму выстроен четырёхугольником и напоминает крепость. В центре комплекса расположен Свято-Троицкий собор, имеющий нижний — действующий храм Успения Божией Матери и верхний храм — во имя Живоначальной Троицы.

http://sobory.ru/article/?object=02766

Ранее монастырь был мужским. В 1990 году по ходатайству и требованию общественности обитель была передана Русской Православной Церкви. По благословению Владыки Серафима, Архиепископа Пензенского и Кузнецкого, был учрежден женский монастырь. Первое богослужение в монастыре было совершено 12 апреля 1990 года в Великий Четверг на Страстной недели. Особо почитаемой святыней в монастыре является икона Божией Матери, именуемая " Трубчевская " , которая была писана в городе Трубчевске (Брянская область) монахом Челнского мужского монастыря Евфимием в 1765 году, как значится в надписи на иконе. Подробных сведений о том, как оказалась икона в Троице-Скановом монастыре, не сохранилось. Эта икона числится в списках чудотворных икон России, хотя письменных свидетельств о чудотворениях не сохранилось в связи с пожаром 26 апреля 1676 года, при котором сгорели все документы о монастыре. Но остались воспоминания и рассказы старожилов о чудесной помощи этой иконы. В 2-3 км к северо-востоку от наземного монастыря расположены пещеры, где в прошлом подвизались монахи-отшельники. Гора Плодская, в которой и расположены подземные ходы, обрамлена лесом. Место живописное. У подножия находится целебный источник в честь святых преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Когда-то здесь был вход в пещерный лабиринт, стояла часовня. На вершине горы были построены каменная церковь в честь этих святых, часовня и несколько келий для братии. Старожилы рассказывают, что в начале века скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. В августе 1980 года пещеры исследовала московская спелеологическая экспедиция, которая установила, что пещерный комплекс имеет искусственное происхождение, что подтверждается тщательным осмотром всех доступных полостей. Этот факт подтверждается и сведениями из " Пензенских епархиальных ведомостей " 13 от 01.07.1877 г., стр. 20-21). " ... Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений, который почти всегда и жил здесь " . На протяжении столетий подземные сооружения расширялись и перестаивались, появились новые галереи и кельи. В настоящее время лабиринт пещер представлен ходами и кельями, расположенными в трех ярусах, соединяющимися между собой. В различных ярусах зафиксирована устойчивая температура: 1-ый ярус - 11-12 град., 2-ой - 8-9 град., 3-ий - 6-7 град. Эта температура сохраняется неизменной и зимой, и летом. Внутренний микроклимат пещер неповторим. В подземелье воздух целительный, свежий и чистый. В ходе экспедиционных работ была определена протяженность подземных полостей - 670 метров (нынешняя протяженность в результате многих завалов составляет 590 метров).

http://sobory.ru/article/?object=02766

В 1853 году по благословению Амвросия, епископа Пензенского, при игумене Филарете на монастырские средства построена была во имя Трубчевской иконы Божией Матери каменная церковь, в 114 саженях от монастыря, которая 3 октября 1854 года, тем же преосвященным, была освящена. После закрытия монастыря использовалась в качестве кормокухни для птиц, выращиваемых в стенах древней обители. В начале 2000-х годов осквернённая, пострадавшая после закрытия монастыря в 30-е годы прошлого столетия церковь отреставрирована. Божественная Литургия совершается в ней в день празднования Трубчевской иконы Божией Матери 3/16 октября. В 30-е годы прошлого столетия во время закрытия монастыря икону сохранили и увезли в Наровчатский краеведческий музей, где с неё была снята серебряная риза, позлащённый венец, из короны были " изъяты " драгоценные камни. Почти полстолетия пролежала она в пыли и забвении. На неё не обращали внимания и использовали как стол для эскпонатов. При очередной описи музейных ценностей против строки " Трубчевская икона Божией Матери " написали: " утеряна " . Это было в 1976 году. В 1993 году, когда возобновился поиск утерянных святынь Православной Церкви, икона была обнаружена в запасниках музея, но в пыли и покрытая плесенью. Очистив её от пыли, все обнаружили в уголке иконы надпись: " 1765 " , и три буквы - " ЕВФ " , что означало, что икона была написана в 1765 году иеромонахом мужского Челнского Трубчевского монастыря Евфимием. Икону возвратили монастырю. Вскоре, по благословению Архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима, икона была отправлена в сопровождении инокини монастыря Назарии (Качаловой) в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру на реставрацию, которая длилась в течение 9 месяцев. С тех пор обновлённая икона продолжает находиться в соборном храме обители. Из книги " Свято-Троицкий Сканов женский монастырь " , 2016. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=20478

Далее выездная рабочая группа посетила дополнительную учебную площадку — Троице-Сканов женский монастырь в Пензенской области. Это самый крупный монастырь Пензенской митрополии. В XVII веке монастырь был основан как мужской. В конце XX века обитель была возрождена как женская. Члены аккредитационной группы присутствовали на аттестации монашествующих в форме зачета по дисциплине «История монашества и аскетика». Зачет проходил в учебном классе, в форме устных ответов по 33 билетам. На зачете присутствовала настоятельница Троице-Сканова монастыря игумения Иннокентия (Татаркина) и преподаватель данной дисциплины иеромонах Феодосий (Юрьев). В перерыве члены комиссии проверили библиотечный фонд основной литературы курсов для монашествующих, техническое оснащение и документацию курсов. В завершение работы члены выездной комиссии отметили хорошие знания учащихся и высказали пожелание — продолжать дальнейшее обучение на курсах всех насельников и насельниц, не имеющих базового богословского образования во всех девяти монастырях Пензенской митрополии. Также члены комиссии передали в дар учащимся книги «Слово к монашествующим» — сборники проповедей Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в монастырях — и журнал «Монастырский вестник», где опубликованы Учебно-методические комплексы всех дисциплин курсов Курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих Пензенской митрополии были организованы в 2020 году по благословению митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима, ректора Пензенской духовной семинарии. В течение трех лет курсы проводились в очном формате на базе Пензенской духовной семинарии и Троице-Сканова женского монастыря. На курсах учащиеся осваивали восемь базовых предметов программы с увеличенным количеством часов; было задействовано семь преподавателей Пензенской духовной семинарии. В обучении первого набора слушателей курсов приняли участие насельники и насельницы четырех монастырей Пензенской митрополии: Троицкого женского монастыря г. Пензы ( Пензенская епархия ), Троице-Сканова женского монастыря ( Сердобская епархия ), Вознесенского Скрябинского женского монастыря в Пензенской области (Сердобская епархия) и Тихвинского Керенского мужского монастыря в Пензенской области (Сердобская епархия).

http://patriarchia.ru/db/text/6098347.ht...

Чем определено для нас архитектурное звучание Троицкого собора? Первое, на что мы обратим внимание, - это его размеры, благодаря которым он играет доминирующую роль в окружающем пейзаже (к счастью, не слишком изменившемся за последние сто лет, что позволяет нам соотнести наше впечатление с замыслом зодчего). Но не только в размерах дело. Более поздние, тоновского пошиба, провинциальные храмы тоже велики. Однако в них нет той собранности, которая присуща храму Троице-Сканова монастыря. Зодчий Троицкого собора очевидным образом ориентировался на постройки своих предшественников - и не ходил за ориентирами далеко. Очевидна связь скановского храма с Богородице-Рождественским храмом Санаксарской обители, расположенной в тогдашней Тамбовской губернии. Архитектор, строивший Троицкий собор, очень умно поработал с его пропорциями, и именно это сообщило зданию стройность при внушительных объёмах. Присмотревшись, мы увидим - насколько это доступно невооружённому глазу - что высота центрального барабана вместе с главкой равна высоте четверика до карниза; высота второго этажа, выделенного особым по сравнению с первым этажом декором, равна высоте притвора и алтарного выступа без кровли, а равновеликие притвор и алтарная часть в свою очередь как бы " заземляют " основной четверик, придавая храму приятную (и характерную для эпохи) симметричность. Одинаковые по размерам и оформлению алтарь и притвор призваны смягчить несколько угловатую вертикальную устремлённость четверика и пятиглавия. Этому смягчению, в частности, служат кровли (такой петербургско-голландской барочный призвук) и полукруглые фронтоны. Характерные для стилистики барокко гранёные барабаны составлены довольно тесно, при этом центральный барабан значительно выше угловых. Вкупе с треугольными фронтонами, выделяющими центральный сегмент каждого фасада, это сообщает верхней части здания особую " целеустремлённость " . Оформленные архитектурными элементами и красно-бело-жёлтой окраской фасады собора нарядны и сдержанны одновременно. Никаких извивов и прочих рокайльностей. Предельное упрямство углов. Единственные округлые элементы на фасадах Троицкого собора - медальоны со схематическими изображениями серафимов (и эти изображения не суть новшества последних лет, на дореволюционных фотографиях монастырского собора они тоже присутствуют).

http://sobory.ru/article/?object=05391

Пенза Святыни Пензенской области [ править править код ] ПЕНЗА. Кафедральный Успенский собор: свт. Иннокентий Пензенский (XIX в.). Митрофановский храм: «Пензенская-Казанская» икона Божией Матери. С. СОЛОВЦОВКА, Пензенского района. Троице-Сергиевский храм: прав. Иоанн Оленевский (ХХ в.). Д. НОРОВКА, Нижнеломовского района. Нижнеломовский Казанский монастырь: «Нижнеломовская-Казанская» икона Божией Матери. С. СКАНОВО, Наровчатского района. Троице-Сканов женский монастырь: оригинал «Трубчевской» иконы Божией Матери. Сазанские пещеры Святой источник Рождества Иоанна Крестителя (Малая Сердоба) Монастыри Пензенской области [ править править код ] Все монастыри Пензенской области Троицкий Сканов женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1-я пол. XVII в. Архитектор: 1795-1797: Левицкий А. - строительство по собств. проекту Статус : действ. Адрес : Пензенская обл., Наровчатский р-н, с. Сканово Web : http://troice-skanov.narod.ru/ Мужской монастырь, известный с 1676, основан, вероятно, в 1-й пол. XVII в. В кон. XVIII в. при игум. Арсении (Левицком) и его преемниках отстроен в камне как единый архитектурный ансамбль, включающий собор, ограду с башнями и кельи. Закрыт после революции, в 1930-х постройки переданы птицеводческому колхозу. В 1990 восстановлен как женский. Подробнее... Тихвинский Керенский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : 1683 Статус : действ. Адрес : Пензенская обл., Вадинский р-н, с. Вадинск Проезд: От г. Пенза на рейсовом автобусе или маршрутном " Пенза - Земетчино " , " Пенза - Вадинск " . Монастырь, основанный как женский на месте явления иконы Божией Матери, в 1683. В 1764 упразднен. В 1822 при храмах бывшего монастыря официально открыта женская богадельня, в 1848 преобразованная в общину, а в 1852 - в монастырь. К нач. ХХ в. многолюдный монастырь с крепким хозяйством. Закрыт в 1927, часть зданий сломана, на территории размещены ПТУ, производство. Вновь открыт в 1997 как мужской на части старой территории. Подробнее... Казанский Нижнеломовский мужской монастырь [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Пензенская_обл...

В паре километров от обители расположился уникальный пещерный комплекс протяжённостью 670 метров. Наровчатские монастырские пещеры по этому показателю превосходят знаменитые Киево-Печерские. Поднявшись по лестнице в 100 ступеней, через оформленный вход попадаешь в длинные галереи-ходы с 16 кельями. Пещеры представляют собой три уровня с определённой и постоянной температурой (независимо от времени года) на каждом уровне. По легенде, были ещё два уровня, на одном из которых располагалось подземное озеро. В советские времена здесь побывал даже Юрий Сенкевич (врач, путешественник, ведущий передачи «Клуб кинопутешествий»). В начале века пещеры имели несколько иной вид: на входе располагалась часовня, на вершине горы — каменная церковь. В 1930-е годы она была полностью разрушена. В Скановом монастыре есть и своя святыня — Трубчевская икона Божией Матери, написанная монахом Челнского мужского монастыря Евфимием в 1756 году. В конце позапрошлого века в Наровчате дважды случилась эпидемия холеры. От повального мора население спасла икона, предваряющая крестный ход вокруг города… После закрытия храма святыня была утеряна, но в 1988 году всё же найдена в запасниках Наровчатского краеведческого музея изрядно пострадавшей. По благословению ныне почившего в бозе высокопреосвященнейшего владыки Серафима, архиепископа Пензенского и Кузнецкого, икона была отправлена на реставрацию в Троице-Сергиеву лавру. Сегодня она занимает в храме почётное место, для неё сделан искусной работы киот и прихожане имеют возможность помолиться святыне. Елена Ермолаева Начальная история Троице-Сканова монастыря затерялась где-то в первой половине XVII века. Пожар 1676 года, к большому сожалению, уничтожил все имеющиеся тогда в монастыре документы. Название местности, где была основана обитель, истолковывается так: Местность, вместе с селом и монастырскими землями, исстари принадлежала боярам Исканским, и монастырь прежде носил именно это название, а село именовалось Искановым. Но с течением времени в народе повелось называть местность Сканью.

http://sobory.ru/article/?object=02766

Сегодня монастырь не узнать. Всё утопает в зелени — розах и садовых цветах, альпийских горках и вьющихся растениях... Удивительно чистый воздух и природная тишина. Сегодня в монастыре 70 насельниц, среди которых три схимонахини, 20 монахинь, семь инокинь, 15 послушниц, кандидаты в послушницы и постоянные паломницы. Много молодых в возрасте до 35 лет. Да и в монастыре они уже не один год. Получив благословление на монашество, съехались в Сканово со всей России. Почти у всех монахинь педагогическое образование. Многие умеют водить легковые и грузовые машины и по необходимости ездят на них. Работает своя воскресная школа. Кроме этого, монахини выезжают в шесть сёл по области, где открыты филиалы воскресных школ, и занимаются с деревенскими детишками. Уроки разные — от Закона Божия, основ нравственности и истории церкви до рукоделия и бисероплетения. Жизнь здесь нелёгкая. Монастырский устав предполагает строгий распорядок дня. Уже в 5.30 — утреннее молитвенное правило, затем матушка-игуменья благословляет на послушания, и день проходит в трудах. Послушания — в трапезной, в просфорной, в швейной, в ризной, на скотном дворе. Летом — работа на огороде, на пастбищах, сенокосе. В свободное время сёстры занимаются рукоделием — златошвейным мастерством, вышивкой бисером икон и так далее. Завтрак, обед и ужин — по времени. Вечером день заканчивается общей молитвой. По благословению Патриарха Алексия II в мае 1993 года настоятельницей обители была назначена благочинная монахиня Евстолия. На ней лежит огромная ответственность за хозяйственные дела, душевное состояние и материальные нужды сестёр, встреча гостей и паломников. Обращаются к матушке и за духовным советом и помощью. Монастырь живёт натуральным хозяйством. Есть здесь скотный двор с коровами, овцами и козами, своя молочная мастерская (пахтают вручную масло, делают сыры, творог), пчельник. Огород и сад ухожены. Урожая ягод хватает на зиму. Современная теплица даёт к столу ранние овощи (к слову, в монастырях не едят мясного, заменяют его растительными белками — грибами, фасолью, баклажанами).

http://sobory.ru/article/?object=02766

Через несколько месяцев после его завершения, в 1809 году, с южной стороны монастырского двора началось возведение трапезной церкви в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Её освятил в 1812 году игумен Корнилий. При нём же была построена и освящена больничная церковь с кельями при ней. Он, как говорится о нём в описании монастыря, " устроил, украсил и позлатил иконостасы, как в соборе, так и в больничной церкви, украсил церкви настенной росписью, им же приобретены колокола, хорошая ризница, ковчеги и паникадила и прочая церковная утварь " . Следующий этап формирования Троице-Сканова монастыря как единого архитектурного целого падает на середину XIX века, на довольно продолжительную эпоху настоятельства архимандрита Филарета (1827-1854), которого в монастырской истории принято называть " первым " , поскольку впоследствии обителью управлял ещё один архиманрит Филарет (именно ему пришлось пережить закрытие обители). Главным памятником деятельности Филарета I в Скановой обители стала кладбищенская церковь, освящённая в 1853 году в честь главной монастырской святыни - Трубчевской иконы Божией Матери, к тому времени уже прославленной многочисленными чудотворениями. Разрастался монастырь, ведя довольно обширную хозяйственную деятельность и принимая большое число паломников, в том числе и за пределы ограды. " Вне ограды " , - читаем в краткой летописи монастыря, - для посетителей были построены четыре двухэтажных каменных гостиных корпуса. В одном из корпусов находилась больница для братии и посетителей и иконописная. На берегу реки Мокши стояла деревянная кузница. Близ монастыря были расположены: хлебный амбар, каменная рига, гостиный, скотный и конный двор, каменный ледник и хозяйственные строения. При монастыре был разведен сад, огород и имелись сенокосные луга и лесные угодья " . Последнее, впрочем, к монастырской архитектуре относится лишь опосредованно, составляя как бы её обрамление. Что же касается мельницы на реке Шелдаис, то её пожаловал Троице-Скановой обители в 1797 году император Павел I. Наконец, на небольшом удалении от ограды находилась пасека на 80 ульев, в избытке дававшая мёд и воск для монастырских нужд. Богослужебная жизнь в монастыре была довольно напряжённой, однако, помимо молитвенных трудов, иноки несли ещё труды в общечеловеческом смысле этого слова: косили, пахали, огородничали, ловили рыбу, ухаживали за скотиной. Число насельников к началу ХХ века всё более увеличивалось. Особенно людно бывало в Сканове на праздники, сопровождавшиеся крестными ходами. Крестных ходов в прежнее время здесь совершалось три (помимо общепринятых) - на Троицу и Успение (вокруг монастыря) и 3 октября, в день Трубчевской иконы Божией Матери, - к кладбищенской церкви, посвящённой ей. Всё это разом рухнуло с приходом большевиков.

http://sobory.ru/article/?object=02766

Скановым стал и монастырь. Благодаря активности настоятелей монастырь довольно быстро отстроился после пожара и даже умножил свои владения. В частности, в 1688 году, как известно из документов Приказа Большого Дворца, " против челобития Нижнеломовского городища, Живоначальные Троицыскановой пустыни строителя старца Кирилла с братиею, велено им в Наровчатском городище из пустого огороду, на котором прежде сего севали на обиход Великих Государей анис, отвесть под двор и часовню 40 саж. в длину и 20 саж. в ширину " . А еще прежде того, в 1673 году, Сканову монастырю по челобитью " черного попа Феодосия с братией да старца Кирилла " отвели " земли пашенностей и лесной поросли в полянках девяносто десятин, да сенных покосов по смете на семьсот копен " . В XVIII веке обитель не только не запустела, но оказалась способна принять насельников из упразднённых по реформе 1764 года Краснослободского Предтеченского монастыря и Инсарской пустыни, и в 1786 году епископ Пензенский Афанасий (Корчанов) представил в Синод прошение об увеличении штатного числа монашествующих для Сканова монастыря. Предварительно здесь был введён строгий общежительный устав. Тем не менее, монастырские постройки вплоть до конца XVIII века оставались деревянными, в том числе возведённые после пожара Троицкая и Никольская церкви. При этом Троицкая церковь простояла только до 1785 года, когда обитель снова погорела, хотя и не столь масштабно, как сто лет назад. В 1795 году на месте сгоревшей Троицкой церкви был заложен ныне существующий собор. После этого пожара 1785 года, было принято решение постепенно отстраивать основные монастырские здания из кирпича. Последний деревянный храм обители, Никольский, разобрали " за ветхостью " в 1802 году. В 1792 году заложили первую каменную постройку обители - колокольню в четыре яруса. К 1796 году колокольню достроили, а в нижнем ярусе её устроили Никольскую церковь. По-видимому, в деревянном Никольском храме тогда уже не служили, предназначив его к сносу. Одновременно строился Троицкий собор, в одном с колокольней " сложносочиненном " стиле.

http://sobory.ru/article/?object=02766

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010