Закрыть itemscope itemtype="" > « " Святая Троица " является национальной святыней» Игумения Ксения (Чернега) о подробностях договора о передаче Церкви иконы Святой Троицы 13.07.2023 484 Фото: Православие.ru Как сообщалось , 12 июля в Портретном зале в здании Санкт-Петербургской митрополии в Александро-Невской лавре состоялась церемония утверждения договора между Государственной Третьяковской галереей и Свято-Троицкой Сергиевой лаврой о передаче в безвозмездное пользование Лавре иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым. Руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега) выступила с комментарием в связи с утверждением договора о передаче иконы Святой Троицы Троице-Сергиевой лавре, сообщает Патриархия.ru. «Договор заключен сроком на 49 лет с последующей пролонгацией, - сказала игумения Ксения. - В преамбуле к договору указано, что стороны исходят из общего понимания того, что икона " Святая Троица " является национальной святыней, уникальным памятником национального культурного наследия федерального значения и неотъемлемой частью мировой культуры и искусства. Передача иконы, которая как музейная ценность, в силу закона, продолжает оставаться объектом федеральной собственности, осуществляется во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина, данного в ответ на обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от имени верующих Русской Православной Церкви. Соответствующий договор, также как и договор о передаче из Эрмитажа раки от мощей св. Александра Невского, заключен между Третьяковской галереей и Лаврой в соответствии с утвержденной приказом Минкультуры России от 10.06.2022 964 типовой формой, которая обязывает религиозную организацию как пользователя соблюдать все необходимые требования, обеспечивающие сохранность музейных ценностей, включая необходимые температурный и влажностный режимы, наличие систем охранной и пожарной сигнализации, при сохранении за Третьяковской галереей права оперативного управления на музейный предмет.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/13/sv...

Духовные связи России и Греции: Валаам и Афон Валаам и Афон: духовные связи 27 ноября, 2014 Валаам и Афон: духовные связи Россия и Греция связаны общей историей, культурой и религией. Фотографии, представленные на выставке “Духовные связи России и Греции: Валаам и Афон” из двух центров культуры и Православия: Валаамского монастыря и Святой Горы, являют собой историческое свидетельство духовной жизни, распространения Христианства и монашества в этих двух странах, а также того, каким образом живая духовная традиция сохраняется и передается из поколения в поколение. Свой вклад в подготовку и проведение выставки внесли следующие организации: Министерство Культуры Российской Федерации, Мультимедия Арт Музей Москвы, Московский дом фотографии, Греко-американский союз, Греко-американский университет/колледж, Музей фотографии Салоник, Российская национальная библиотека и московский издательский дом “Индрик”. Выставка проводится в рамках фестиваля “Дни русской культуры в Греции” и продлится до 29 ноября 2014 года в галерее Хадзикириакос-Гикас Греко-американского Союза. Основу выставки составляют фотографии из двух альбомов: “Виды Валаамского монастыря” 1887 года из коллекции Российской национальной библиотеки и альбома “Монастыри и скиты Святой Горы” 1881 года, принадлежавшего великому князю Константину Константиновичу Романову. Материалы этого альбома подготовлены издательством “Идрик”, создавшим соответствующее издание. Мнения историков относительно даты основания Валаамского монастыря разнятся. Некоторые связывают ее со временем Крещения Руси, в то время как другие относят к более позднему периоду. В годы своего расцвета (XV-XVI вв.) Валаам являлся центром и эталоном монашества для всего севера, наравне с Киево-Печерской Лаврой юго-западной части России и Троице-Сергиевой Лаврой Центральной России. После разрушения монастыря в 1611 году он пустовал почти сто лет до 1715 года, когда вышел указ Петра Великого о его восстановлении. Так началось возрождение Валаамского монастыря: были построены храмы, часовня, скиты, помещения для приема паломников. Монастырь принимал всех нуждающихся, давая им пищу, кров, материальную и медицинскую помощь.

http://pravmir.ru/duhovnyie-svyazi-rossi...

Почти тридцать лет жизни отец Павел провёл в одном из удивительных мест нашей родины, которое он называл «маковцем – средоточною возвышенностью русской культуры» (В достохвальный «Маковец» 2 . [Письмо от] марта 1925 г.). Сначала это были годы учебы (1904–1908) и преподавания (1908–1919) в Московской Духовной Академии, потом напряженный, исполненный патриотизма труд в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры (1918–1920), а затем время, когда деятельность отца Павла прямо не была связана ни с Лаврой, ни с Академией, но вдохновлялась и поддерживалась сложившимся ранее духовным строем. Почти тридцать лет отец Павел прожил сначала в стенах Лавры, как учащийся Академии, а затем в непосредственной близости от неё, в Сергиевом Посаде. Не удивительно, что он духовно сроднился с Лаврой и сумел проникновенно показать её смысл и значение для России. «Есть тонкое очарование Лавры, – писал отец Павел, – которое охватывает изо дня в день, при вживании в этот замкнутый мир. И это очарование, тёплое, как смутная память детства, уродняет душу Лавре, так что все другие места делаются отныне чужбиной, а это – истинною родиной, которая зовёт к себе своих сынов, лишь только они оказываются где-нибудь на стороне. Да, самые богатые впечатления на стороне скоро делаются тоскливыми и пустыми, когда потянет в Дом Преподобного Сергия. Неотразимость этого очарования – в его глубокой органичности. Тут не только эстетика, но и чувство истории, и ощущение народной души, и восприятие вцелом русской государственности, и какая-то, трудно объяснимая, но непреклонная мысль: здесь, в Лавре именно, хотя и непонятно как, слагается то, что в высшем смысле должно называть общественным мнением. Это-то всестороннее жизненное единство Лавры как микрокосма и микроистории, как своего рода конспекта бытия нашей Родины, даёт Лавре характер ноуменальности. Здесь ощутительнее, чем где-либо, бьётся пульс русской истории, здесь собрано наиболее нервных, чувствующих и двигательных, окончаний, здесь Россия ощущается как целое» (27, с. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

протодиак. Сергий Голубцов Сокращения архим. архимандрит протоиерей Богословский Весник Правосл. Св.-Тихон. Богосл. Ин-т. Богословские Труды рукопись Гос. Архив Росс. Федерации священник дело (единица хранения) схии-д. схииеродиакон Епископ схимонах Журнал Моск. Патриархии инициала автора игумен Троице-Сергиева Лавра иеромонах Центр. Гос. Архив. Древних Актов. машинопись Центр. Гос. Архив Моск. Области Центр. Гос. Истор. Архив (Москва) Отдел Рукописей Гос. Б-ки им. Ленина ЧОЛДПр Чтения Об-ва Любителей Дух. Просвещения (ныне Росс. Гос. Библиотека – (РГБ)) Предисловие Становление Великого княжества Московского, начавшееся в условиях татарского ига в самом начале XIV-ro века при князе Данииле и святом митрополите Петре, было ускорено при Московском митрополите Алексии († 1378) и благоверном великом князе Дмитрии Донском, нанесшем сокрушительный удар полчищам татар на Дону в 1380 году. Духовным вдохновителем этой борьбы был игумен небольшой монашеской обители, удаленной почти на 70 верст на северо-восток от Москвы, Преподобный Сергий Радонежский (1314/1315–1392). С той поры значение этой обители в духовной и гражданской истории Русского народа росло и ширилось. Монастырь стал постепенно духовным центром, главной обителью, Лаврой (с 1744 года) – для центральной Руси, в то время как для южной Руси значение духовного центра сохраняла Киево-Печерская Лавра. В начале XVII века Троице-Сергиев монастырь стал неприступной твердыней для польских интервентов, героически выдержавшей 16-месячную их осаду, а в 1682 и 1689 гг. послужил убежищем Петру 1-му, спасавшемуся от восставших стрельцов. К молитвенному предстательству Преподобного Сергия, как Печальника и Заступника Русской земли прибегают все русские люди на протяжении вот уже более шести столетий. Народные вклады и пожертвования бояр, князей и царей позволили создать уникальный комплекс монастырских храмов и зданий, собрать богатейшую ризницу, заключающую в себе разнообразную утварь, облачения, иконы и оклады к ним с драгоценными камнями. Художественным достопримечательностям Лавры посвящено немало изданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«В ряду монументальных построек Петербурга, где встречаются неизгладимые следы трудов Петра Великого, первое место занимает Невский монастырь». («Старый Петербург») «Радуйся земли Российстей похвало, радуйся славному граду Святого Петра утверждение, радуйся Императору Православному помощниче, радуйся отечеству твоему заступниче, и молитвенниче о душах наших». (Служба Св. Александру Невскому, стих на хвал.) I Наименование Лавры дается по высочайшему повелению тем монастырям, которые особенно прославились и оказали важные заслуги родине. В России много монастырей. Есть между ними очень выдающиеся и дивно прославленные. Но четырем только обителям присвоено почетнейшее имя Лавр. Первая и самая древняя Лавра – Киевская, иначе–Киево-Печерская, в г. Киеве. Выдалась эта обитель тем, что с первых веков начала христианства на Руси она разливала свет Христова учения на юге родины нашей. Имена великих подвижников святых Антония и Феодосия связаны тесно с началом этой обители. Затем следует Лавра под Москвой – Троицкая, или Троице-Сергиевская. На Севере России обитель эта имела такое же значение, какое Лавра Киевская имела на юге. И имя великого основателя обители преподобного Сергия Радонежского так же тесно связано с историей этой обители, как имена препод. Антония и Феодосия – с историей обители Киевской. На юго-западной окраине обширного отечества нашего находится знаменитая Лавра – Почаевская. Эта обитель основалась и благоустроилась там, где русской народности и православной вере больше всего угрожала опасность, благодаря близости к западной границе и соседству с миром католическим. Начало и устроение этой обители неразрывно связано с именем её игумена – преподобного Иова. Кто желает ближе познакомиться с этими святилищами русской земли, тот может обратиться к описаниям их, сделанным нами же особо, а именно: 1) Киево-Печерская Лавра, 2) Троице-Сергиевская и 4) Почаевская («Живописное обозрение русских святых мест», Одесса, 1873–1894 гг.). В настоящей же книжке мы познакомим нашего читателя с Лаврой Александро-Невской, находящейся в царственном граде Санкт-Петербурге и достойной полного внимания каждого русского человека. Говоря же об этой Лавре, мы должны будем подробно остановиться на жизни и подвигах того, чьей памяти посвящена обитель, именно – на житии и подвигах Святого благоверного Князя Александра Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Златоуст XX века 11 Нам известен целый сонм мучеников и исповедников Русской Православной Церкви этого века и обычно мы связываем время их гонений с именами либо Ленина, либо Сталина (до 1943 года). Но нередко мы забываем, что одним из самых жестоких гонителей, который и по числу уничтожения храмов, и особенно по темпам этого уничтожения, быть может, превзошедший вышеупомянутых «вождей», был пресловутый «свободолюбец» и «либерал» Никита Хрущев. Не кто иной, как этот разоблачитель «культа» в 1962 году заявил в интервью: В 1980-м «я вам покажу по телевизору последнего попа». Не так давно в Москве прошла выставка, посвященная правлению Хрущева, там был устроен специальный раздел «Хрущев как гонитель Церкви», где это хлесткое обещание поместили под его портретом. Если Ленин начал свою богоборческую деятельность закрытием Троице-Сергиевой Лавры, то Хрущев закрыл в 1959 году Киево-Печерскую Лавру (атеистический музей в нем просуществовал до 1988 года). Из восьми Семинарий, открытых во времена Сталина, осталось только три. Упразднялись целые епархии, как, например, Новгородская. Буквально за пять лет из 7,5 тысяч православных храмов, действовавших на территории СССР, осталось не более 1,5 тысяч! Горели костры из иконостасов. Священники не посылались в лагеря, но увольнялись, становились гражданскими людьми, и такая участь постигала даже епископов... Был подготовлен к закрытию знаменитый Псково-Печерский монастырь, монахов уже готовили к выселению. Такая же угроза нависла и над открытой в годы войны Троице-Сергиевой Лаврой, братию собирались перевести в Ростов, хотя там ни один монастырь не был тогда открыт... Причем, что характерно – удар, как и при Ленине, наносился только по Православию. Ведь при Ленине некоторое время вполне благожелательно относились практически ко всем вероисповеданиям, кроме Православия. Во многих руководящих статьях приводилась мысль о том, что раскольники, сектанты – «наши союзники». Во всяком случае в хрущевские времена мне не доводилось слышать о закрытии мечетей, синагог, костелов, лютеранских храмов. В этом плане политика Ленина и Хрущева, кстати говоря, также существенно отличалась от сталинской, когда, например, после войны были закрыты все католические монастыри, а все униатские храмы переданы православным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Самым большим событием в своей жизни я считаю встречу со схиигуменом Саввой (Остапенко). Впервые я встретился с ним в 1955 году в монастырском корпусе Троице-Сергиевой Лавры, когда он ожидал приема у наместника монастыря — архимандрита Пимена (будущего Патриарха всея Руси). Отцу Савве предстояла разлука с обителью: сразу после рукоположения в иеромонахи он оказался в числе гонимых светскими властями, а отчасти — и своими собратиями. Дело в том, что отца Савву постоянно окружал народ; около монастырских ворот можно было видеть толпу богомольцев, которые часами ожидали, когда он выйдет из келии, чтобы взять у него благословение или спросить о чем-то очень важном для себя. Какая сила притягивала к нему людей? Мне кажется, сила непрестанной молитвы, которая делает человека подобным духовному магниту. Молва о великом молитвеннике шла по всей Руси и с каждым днем собирала около него все больше духовных чад. Это было единственным и самым тяжелым обвинением против него для негласного суда. Такие суды, чем-то напоминающие «тройки» тридцатых годов, вершились в кабинетах уполномоченных при закрытых дверях. Гонения на отцаСавву продолжались несколько лет со все возрастающей силой. Ложь, угрозы, притеснения, оскорбления, клевета обрушивались на него, будто удары молота, а он стоял неподвижно, как наковальня. Наконец власти потребовали, чтобы его перевели в какой-нибудь монастырь подальше от столицы. Отец Савва уже получил указ о направлении его в Псково-Печерскую обитель и ожидал благословения наместника отправиться в путь. С Троице-Сергиевой Лаврой было связано начало его духовной жизни. После открытия Лавры он, еще будучи в миру инженером-строителем, участвовал в восстановлении монастыря. Здесь он учился в семинарии, но настоящей духовной школой был для него храм. Рассказывали, что во время церковной службы он забывал обо всем и нередко опаздывал на уроки. Когда педагоги спрашивали: «Где Остапенко?», то дежурные студенты отвечали: «У преподобного Сергия на молебне» или: «Читает записки на панихиде». Некоторым студентам это казалось странным, и они втихомолку подшучивали над ним (на что он отвечал только улыбкой), но когда приближались экзамены, то шутники первыми просили у него молитв. Многие впоследствии с благодарностью вспоминали отцаСавву именно за то, что он своим примером учил их, что самое главное в жизни христианина, особенно священнослужителя, — непрестанная молитва.

http://pravoslavie.ru/36893.html

фото автора 16 сентября 2013 г. 10:32 В Вологде открылась выставка современного храмового искусства Возможно ли новое слово в иконописании, без нарушения традиций и канонов, без самостоятельных художественных школ? В чем отличие современных икон от работ древних мастеров? Какие задачи стоят перед современными иконописцами? Об этом размышляли художники Иконописной школы при Московской Духовной Академии, искусствоведы и журналисты на открытии выставки «Безмолвная проповедь» в Вологодском кремле.  Иконописная школа при Троице-Сергиевой Лавре существует уже 23 года. Но возникла она не на пустом месте. Ее преподаватели и студенты считают себя продолжателями творческой деятельности монахини Иулиании (в миру - Марии Николаевны Соколовой), родоночальницы Иконописной школы при МДА. На выставке представлены работы самых ярких творческих мастерских, созданных выпускниками школы — Центра храмового искусства имени преп. Андрея Рублева (ЦХИАР; руководитель Александр Солдатов), объединения «Скиния» (руководитель Валерий Федоров) и творческой мастерской под руководством Анатолия Алешина. «Монахиня Иулиания последовательно занималась возрождением образа в иконе, стремясь дать ему яркую психологическую характеристику, неуклонно продолжая и развивая творческие традиции преп. Андрея Рублева, - отметил в своем выступлении выпускник Иконописной школы иеромонах Никифор (Исаков). - Такой же подход у художников творческого сообщества, которое сложилось вокруг Иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры». По его мнению, наиболее глубоко в сущность иконописного образ может проникнуть только верующий художник, для которого собственное творчество является продолжением жизни в Церкви — приобщения к церковным Таинствам и участие в богослужениях. Вот почему между Иконописной школой и Лаврой существует духовная взаимосвязь и именно Лавра стала местом, вокруг которого складывается самостоятельное художественное сообщество , которую можно назвать и художественной средой. По мнению художественного руководителя Центра храмового искусства им. Андрея Рублева, советника Патриарха по вопросам храмового строительства Александра Солдатова, без творческих школ в художественной среде невозможно и появление самобытных художников. Но такая школа не появится без осмысления опыта и традиций, накопленных Церковью.

http://e-vestnik.ru/news/vistavka_bezmol...

Герб рода Волконских один из знатнейших рус. княжеских родов, потомков старшей ветви черниговских Ольговичей. Прямым предком В. является св. блгв. вел. кн. Михаил Всеволодович Черниговский († 1246). Его внук, кн. Иоанн Юрьевич, владел «дольницей» в Тарусском княжестве и вместе с родными братьями в 1-й четв. XIV в. принимал участие в продаже Киевскому митр. свт. Петру части родовых земель в верховьях р. Оки, на к-рых в XIV в. возник 1-й в Сев.-Вост. Руси митрополичий город - Алексин. Наследники кн. Иоанна Юрьевича Тарусского и Волконского, князья Феодор и Мстислав Тарусские, в составе войск св. блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского участвовали в битве с ордой Мамая на Куликовом поле, где погибли 8 сент. 1380 г. С кон. XIV - нач. XV в., когда Тарусское княжество окончательно распалось на неск. мелких уделов, а г. Таруса перешел под власть вел. кн. Василия I Димитриевича , стольным городом предков В. стал Волконеск (совр. Тимофеевское городище). Здесь В. построили церкви во имя Пречистой Богородицы и св. князей Бориса и Глеба . В сер. - 2-й пол. XV в. нек-рые В. служили правителям Литовского великого княжества и Воротынского княжества. Представители старшей ветви В., внуки живших в 1-й пол. XV в. князей Константина, Иоанна и Феодора Конинских, на рубеже XV-XVI вв. служили всем родом вел. кн. Иоанну III Васильевичу со своих земель, расположенных в Алексинском и Тульском уездах. В. принимали активное участие в береговой службе и отражении набегов крымских татар, строили осадные дворы в Туле и Переяславле Рязанском. В сер. XVI в. они попадают в Государев двор, к этому же времени относятся первые вклады В. в Троице-Сергиеву лавру . Особым вниманием со стороны В. также пользовался белёвский в честь Преображения Господня муж. мон-рь . В XVI - нач. XVIII в. в обе обители от имени В. неоднократно поступали наиболее крупные денежные и вещевые вклады. Связь с Троице-Сергиевой лаврой позднее помогла В., когда в 1686 г., во время их спора с кн. Оболенскими, власти обители, основываясь на документах своего архива и рукописного собрания, подтвердили их происхождение из рода тарусских князей.

http://pravenc.ru/text/155156.html

Патриарх Кирилл: Не так важно, кому достанется слава, и кто войдет в историю победителем, важно быть вместе 22 сентября, 2014. Святейший Патриарх Кирилл Для того чтобы достойно встречать вызовы современности, мы должны научиться жить иначе: не эгоизмом, не потребительством, не чрезмерным обогащением только ради удовлетворения своих потребностей. 21 сентября 2014 года, в 634-ю годовщину Куликовской битвы (День воинской славы России), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и председатель Правительства России Д.А. Медведев возложили венки к памятнику-колонне святому благоверному князю Димитрию Донскому на Красном холме Куликова поля. По окончании церемонии Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся со словом, — сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Ваше Превосходительство, Дмитрий Анатольевич Медведев, глава Правительства Российской Федерации! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Высокие представители государственной власти! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня, действительно, замечательный день: мы празднуем юбилей 700-летие со дня рождения преподобного Сергия, и празднуем его здесь, на первом ратном поле России Куликовом поле. А почему? Да потому что если бы не было этого старца, игумена Троице-Сергиева монастыря под Москвой, то не было бы и битвы на Куликовом поле, а может быть, не было бы уже и России. Когда великий князь Дмитрий Донской принял решение дать бой армии Мамая, то, как говорит летописец, по городам Руси прошел скорбный плач, когда узнали соотечественники наши, что изволил князь Дмитрий идти за Оку. Там были полчища, там была во много крат превосходящая русские дружины армия, состоявшая из многих профессиональных наемников из разных стран. Это была несоизмеримая военная сила по отношению к русскому воинству, и потому плакала Русь, понимая, что не вернется князь Дмитрий и дружина его с того самого ратного поля. Не было уверенности и у князя. И поехал он в Троицкий монастырь, который ныне мы называем Троице-Сергиевой лаврой, к тогдашнему игумену Сергию за благословением.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-ne-tak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010