Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день В Троице Сергиевой Лавре  В Троице Сергиевой Лавре     Часть 3 ...Монастыри служили очагами духовной культуры...       Понятно поэтому, что  Троице Сергиевой Лавре суждено быть лучшей школой для всех посещавших его — каждый уносил из него большую или меньшую крупицу света или творчества. Но в еще большей степени он был академией для живших в нем, и из среды более просвещенных монахов в монастыре образо­вывались кадры просветителей и проповедников, шедших в различные области Руси и там основывавших новые монас­тыри или реформировавших старые, и всюду насаждавшие тот же уклад жизни и ту же культуру, что и в  Троице Сергиевой Лавре...     Мы знаем несколько десятков таких производных монастырей, возникших преимущественно в северо-восточной части Рос­сии, и основанных или непосредственно учениками препо­добного Сергия, или их ближайшими преемниками. Всюду почти в этих монастырях строились церкви во имя Святой Троицы и преподобного Сергия, всюду в них были копии с рублевской иконы Троицы и других славных икон Сергее­ва монастыря; как солнце в бесчисленных отражениях, твор­ческая душа Сергиева монастыря отражалась и преломляласьэв ее многочисленных производных в виде монастырей, всю­ду разбросанных по Руси.   Эти многочисленные монастыри не только служили очагами духовной культуры, но и служи­ли делу колонизации дикого еще края. Обычно они строились в глухих местах, где приходилось расчищать лес, заводить пашни, скот и все хозяйство; скоро такие монастыри обраста­ли вокруг селениями, которые частью отходили к ним в каче­стве вотчин, частью были независимы от монастыря; бли­зость его, обнесенного обычно стенами, была весьма выгодна для насельников края в тот беспокойный век, когда частые вражеские нашествия и разбои постоянно угрожали И всюду, в самую глушь каких-нибудь вологодских лесов, проникало имя преподобного Сергия как духовного отца всех этих монастырей, и слава его обители как прототипа их.     С внешней стороны жизнь в Троице Сергиевой Лавре как монастыре вначале была скудна и привлекала лишь ищущих уединения и подвига. Но уже при жизни преподобного Сергия измени­лись обстоятельства и нарушено было безмолвие пустыни: кругом монастыря стали селиться крестьяне, мимо него про­шла большая дорога на Переславль и Ростов, а при преподоб­ном Никоне, преемнике преподобного Сергия по игуменст­ву, обитель начала получать уже пожертвования и вклады в виде вотчин, пустошей, рыбных ловлей, соляных варниц и т.д. Результатом этих даров было быстрое обогащение в Троице Сергиевой Лавре и изменение не только его быта, но отчасти и самого духа.

http://isihazm.ru/1/?id=717

Лавра и академия: к 70-летнему юбилею первой литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры Источник Аннотация Возрождение Троице-Сергиевой Лавры в 1946 г. обычно рассматривается изолированно от возвращения московской духовной академии в Лавру в 1948 г. Однако, в данной статье сделана попытка представить возрождение Лавры и Московской духовной академии в ней как единый процесс, осуществлявшийся в качестве специальной стратегии Русской Православной Церкви, по замыслу и благословению Святейшего патриарха Алексия I (Симанского). В силу разных исторических причин и неблагоприятных обстоятельств возвращение Академии задерживалось и осуществилось, в конце концов, лишь в 1948 году. 1946 год, ставший годом возобновления богослужебной жизни в обители преподобного Сергия, застал Академию в предверии переезда в Новодевичьем монастыре в Москве. В данной статье, на основе архива Академии, собраны всевозможные свидетельства, подчеркивающие глубокую любовь Академии к Лавре и подлинное желание вернуться в нее – как в идеальное место для молитвенных, учебных и ученых трудов. В 2016 г. наступает 70-летний юбилей со времени первой службы в Лавре, заставляющий переосмыслить взаимоотношения Лавры и Академии на первоначальном этапе послевоенного становления. Этот юбилей оказывается очередной важной объединяющей вехой после масштабного празднования 700-летия со дня рождения основателя ТСЛ преподобного Сергия и 200-летия пребывания Академии в Лавре, отмечавшегося в 2014 году. 19 апреля 2016 года в Троице-Сергиевой Лавре состоялся съезд игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви под председательством Высокопреосвященнейшего владыки Феогноста, архиепископа Сергиево-Посадского, председателя комиссии по монастырям и монашествующим. Заседания проходили в новом актовом зале Московской духовной академии, по Промыслу Божию, именно накануне юбилея: семьдесят лет назад, на Великую Субботу 1946 года, в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры была отслужена первая после возрождения монастыря Литургия. На этом заседании рассматривались вопросы истории – возрождение Лавры и Академии, исторически располагавшейся в Лавре с 1814 г., но после Октябрьской революции вынужденной с 1919 года скитаться по Москве до полного прекращения своей деятельности в 1927 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Закрыть itemscope itemtype="" > Гаванским фарватером: католический «десант» в Троице-Сергиевой Лавре 03.05.2019 2071 Время на чтение 5 минут По информации пресс-службы Ватикана, с 29 апреля по 3 мая Россию посещает делегация из примерно сотни клириков римо-католической епархии Рима, в числе которых викарный кардинал Анджело Де Донатис и профессор Папской коллегии «Руссикум» и Папского Григорианского университета священник Джермано Марани. Цель визита, организованного паломнической службой Opera Romana Pellegrinaggi , - «консолидация священнического братства» и «знакомство с русской православной духовностью». В программе - общение с российскими католиками и встреча с самим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в Троице-Сергиевой Лавре. Комментарий православного публициста Александра Вознесенского: « Митрополит Иларион Алфеев и патриарх Кирилл все эти 5 лет не замечают роли РКЦ в деле агрессии против Православия на Украине . Потом привозятся мощи святителя Николая с католическими священниками (как будто в Москве и в других городах России нет частички мощей этого святителя). (...) И теперь Ватикан на Пасху сообщил, что в Россию с 29 апреля по 3 мая отправляется 100 священников РКЦ, которые посетят Москву и другие города РФ. (...) Если дело дошло у вас до того, что Ватикан уже сотни священников отправляет в Россию для встречи с патриархом в святыне Православия - Троице-Сергиевой Лавре, то что же вы об этом не пишете? (...) Если бы не официальный сайт Ватикана, может никто бы и не узнал. (...) Возможно, если бы во главе Церкви стояли люди подобные владыке Онуфрию, то и не было бы многих бед в церковной среде. Но вы же все воспитанники предателя веры Никодима Ротова поэтому так трепетно храните его память и развиваете начатое им дело сотрудничества с католиками. (...) Межправославная тема уже пошла на спад, а вот флирт с католиками набирает оборотов, что не может не обращать на себя внимание. (...) Для меня договоренность, в рамках которой Ватикан присылает сотню своих клириков в сердце Православия - ТСЛ для встречи с патриархом - это красная черта, хотя вам может и кажется, что это дело обыденное ».

http://ruskline.ru/opp/2019/maj/3/gavans...

По лаврским закромам Корреспонденты «НС» на кухне главного монастыря России Троице-Сергиевой лавры. Чем питаются монахи и насельники монастыря? Предлагаем вам репортаж из трапезной, кухни, пекарни и засолочной Троице-Сергиевой лавры. 20 октября, 2009 Корреспонденты «НС» на кухне главного монастыря России Троице-Сергиевой лавры. Чем питаются монахи и насельники монастыря? Предлагаем вам репортаж из трапезной, кухни, пекарни и засолочной Троице-Сергиевой лавры. Троице-Сергиева лавра – один из крупнейших православных монастырей России. О нём и поговорят корреспонденты журнала «Нескучный сад» в данной статье. Троице-Сергиева лавра Есть предание, что основавший ее преподобный Сергий завещал кормить в ней всех приходящих и нуждающихся. По его завету так всегда и было. В самые тяжелые, голодные времена монахи делились с народом последним хлебом. Сегодня Лавра процветает, братии – около 300 человек, ежедневно приезжают тысячи паломников, трудятся десятки трудников. И всех надо накормить. Чем питаются монахи и насельники монастыря? Предлагаем вам репортаж из трапезной, кухни, пекарни и засолочной Троице-Сергиевой лавры. Из кухни с любовью Приезжающие поклониться мощам преподобного и другим святыням Троице-Сергиевой лавры не уезжают голодными – для трудников, живущих здесь несколько дней, есть большая трапезная, для паломников, приезжающих на один день, недалеко от главных врат открыто кафе. В жаркий день на территории Лавры можно попить кваса, который прямо тут и приготовлен, а лаврские коврижки, рецепт которых лаврские кондитеры хранят в тайне, известны далеко за пределами Сергиева Посада. Братия – монахи и послушники – трапезничают отдельно от мирян, в большой трапезной, находящейся внизу храма в честь Преподобного Сергия Радонежского, этот храм так и называют – трапезный. Здесь же находится и монастырская кухня. Трапеза для братии в Лавре бывает три раза в день: около девяти утра (после ранней службы) – завтрак, в полдень – обед и после вечерней службы (в восемь вечера) – ужин.

http://pravmir.ru/po-lavrskim-zakromam/

Санкт-Петербург. Троицкая Сергиева Приморская пустынь. Карта и ближайшие объекты Жемчужиной русской истории, архитектуры и духовной культуры называли пустынь историки Петербурга. Она была основана здесь в 19 верстах от Петербурга, на берегу Финского залива, на землях переданных императрицей Анной Иоанновной в 1734 году ее духовнику, настоятелю Троице-Сергиевой лавры архимандриту Варлааму (в миру Василию Высоцкому). В ноябре того же года императрица разрешила перевезти деревянную церковь Успения Божьей Матери из загородного дома царицы Параскевы Фёдоровны на Фонтанке и повелела освятить ее во имя Преподобного Сергия чудотворца Радонежского. Освящение состоялось 12 мая 1735 года. Для братии были выстроены деревянные келии, а для настоятеля – каменный флигель. В июне 1735 г. Анна Иоанновна посетила пустынь и пожаловала в новопостроенный храм богослужебные книги. В первое время пустынь не имела особого штата монахов. Для совершения богослужения сюда присылались лица из числа братии Троице-Сергиева монастыря. Управлял юной пустынью ее основатель архимандрит Варлаам. Архимандрит Варлаам скончался в июле 1737 года и был погребен в основанной им обители. Анна Иоанновна именным указом от 30 января 1738 года повелела описать пустынь. После этого церковь считалась приписанной Троице-Сергиевой Лавре. Новая обитель в первые годы своего существования называлась Приморской Троице-Сергиева монастыря дачей. Внешнее устройство пустыни производилось на средства Троице-Сергиевой Лавры. Жизнь и деятельность братии находилась также под наблюдением и руководством Лавры. В 1764 году в России были учреждены монастырские штаты, по которым Троице-Сергиева пустынь отделялась от Троице-Сергиевой Лавры и возводилась во 2-й класс. 4 мая 1764 года из конторы Св. Синода последовал указ, в котором говорилось: " Состоящую при С.-Петербурге, по Петергофской дороге недавно построенную пустыню, за неимением при С.-Петербурге монастырей, приписать к С.-Петербургской епархии " . Постепенно мужской монастырь стал застраиваться по планировочному проекту, разработанному П.

http://sobory.ru/article/?object=00734

О совершении чина Погребения Божией Матери В некоторых местах в виде особого чествования праздника совершается отдельная служба погребения Богоматери. 26 августа, 2003 В некоторых местах в виде особого чествования праздника совершается отдельная служба погребения Богоматери. Как совершается чин Погребения Божией Матери? Читайте об этом в нашей статье! Здесь Вы найдёте полную последовательность этой службы в храмах. Как совершается чин Погребения Божией Матери? Особенно торжественно чин совершается в Иерусалиме, в Гефсимании (на месте предполагаемого погребения Богоматери). Эта служба погребения Божией Матери в одном из греческих изданий (Иерусалим, 1885 г.) носит название «Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей и Приснодевы Марии». В рукописях (греческих и славянских) служба открыта не ранее XV века. Служба совершается по подобию утрени Великой субботы и основная часть ее («Похвалы», или «Непорочны») представляет собой искусное подражание великосубботним «Похвалам». В XVI веке она была широко распространена на Руси (потом эта служба была почти забыта). В XIX веке погребальный чин на Успение совершался у нас в немногих местах: в Московском Успенском соборе, в Киево-Печерской Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры. В Киево-Печерской Лавре он не составлял отдельной службы, а совершался на всенощном бдении праздника перед полиелеем (Непорочны с припевами, разделяющиеся на 3 статии). В настоящее время в Киево-Печерской Лавре полный чин погребения Богоматери совершается на утрене под 17/30 августа по чину Гефсиманскому с некоторыми изменениями. На праздничном же всенощном бдении перед полиелеем бывает пение особым напевом перед иконой Успения первых стихир и стихов трех статий чина «Погребения Богоматери». По благословению Святителя Московского Филарета в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры помимо Успения был установлен праздник воскрешения и взятия на небо Богоматери (17/30августа). Накануне на всенощном бдении совершалось Иерусалимское последование. В Троице-Сергиевой Лавре (согласно рукописному уставу Лавры 1645 г.) этот чин в древности совершался на бдении праздника после 6 песни. В Иерусалиме, в Гефсимании эта служба погребения совершается патриархом накануне праздника — утром 14/27 августа.

http://pravmir.ru/o-chine-pogrebeniya-bo...

Житие архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия Подготовка текста, перевод и комментарии О. А. Белобровой В отличие от многочисленных анонимных сочинений агиографического жанра Житие Дионисия – произведение авторское. Оно было составлено между 1648–1654 г. Симоном Азарьиным и дополнено изначально ключарем Успенского собора Иваном Наседкой. Симон Азарьин (в миру Савва Леонтьев, сын Азарьин, по прозвищу Булат) происходил из служилого сословия. До пострижения в монахи (в 1624 г.) был слугой (доверенным лицом) княжны Ирины Мстиславской. Будучи пострижеником Троице-Сергиева монастыря, Симон Азарьин провел первые шесть лет монашества в качестве келейника архимандрита Дионисия (1624–1630), затем служил казначеем патриарха Московского Филарета (1630–1631), был строителем приписного к Троице-Сергиеву Алатырского монастыря; в 1634 г. он становится казначеем, а с 1646 по 1653 г. келарем Троице-Сергиевой обители. При патриархе Никоне Симона Азарьина по неустановленной причине подвергли высылке в Кирилло-Белозерский монастырь (1656–1657). Последние годы жизни писатель провел в Троице-Сергиевой лавре (1657–1665), где и погребен. За свою жизнь Симон составил обширную библиотеку, переданную им монастырю (остававшиеся в его келье книги присоединены после смерти). Составом этой библиотеки занимались Н. М. Уварова (О составе библиотеки Симона Азарьина//Проблемы жанра и стиля в русской литературе. Сб. статей Моск. пед. ин-та. М., 1973. С. 28–32) и Е. Н. Клитина (Симон Азарьин. Новые данные по малоизученным источникам//ТОДРЛ. Л., 1979. Т. 34. С. 298–312). Рукописные и печатные книги Симон Азарьин вкладывал и в монастырские библиотеки других обителей. Сочетая обязанности административного и хозяйственного характера с занятиями книжно образованного человека, Симон Азарьин уже в 1640-е гг. работал над «Книгой о новоявленных чудесах Сергия Радонежского». При ее издании в Москве возникли трудности: печатники высказали недоверие к «чуду о кладезе»; только вмешательство царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа привело к выходу в свет в типографии Печатного двора в 1646 г. книги «Службы и Жития Сергия и Никона». Работу над чудесами Сергия Симон Азарьин продолжал и далее: к изданным 35 чудесам он добавил еще 40, написал и пространное предисловие к «Книге о... чудесах» (сохранилось в рукописях, опубликовано в XIX в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия после Божественной литургии в Киево-Печерской Лавре 28.07.2008 756 Время на чтение 3 минуты Ваши Блаженства, Ваши Преосвященства, возлюбленные о Господе собратья архиереи, дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас с днем памяти святого равноапостольного великого князя Владимира и 1020-летием Крещения Руси. Всеми нами, прибывшими в древний Киев, матерь городов русских, на празднование годовщины этого судьбоносного события, движет чувство благодарности святому крестителю Руси. Как восклицает в молитве к нему Святая Церковь, не может язык наш изобразить величие и высоту благодеяний его, ибо он - первейший виновник благословений и милостей Божиих, почивающих на нас. Через него мы познали спасительную веру Христову, восприняли благодать усыновления Богу и надежду наследования Небесного блаженства. Говоря словами святого апостола Павла, мы были некогда тьма, а теперь свет в Господе (Еф. 5. 8). Святой равноапостольный князь Владимир стоял у колыбели нашей Поместной Церкви, которая на протяжении всей своей 1020-летней истории являла миру несчетное множество угодников Божиих: святителей и мучеников, преподобных и праведных, благочестивых правителей и страстотерпцев. Кто бы они ни были - русские, украинц ы, белорусы - в древнем Киеве лежит начало их духовной жизни, начало церковного и национального самосознания. Здесь, в Киеве, не только наша общая купель. Здесь - начало нашего просвещения, летописания. Здесь, в пещерах, где ранее подвизался первый русский митрополит Иларион, преподобные Антоний и Феодосий положили начало иноческому подвигу, утвердив устав, который был заимствован отсюда и другими русскими монастырями. Множество скорбей и бед пришлось претерпеть Русской Православной Церкви. Среди этих бед были угрозы и искушения потери церковного и духовного единства. Но молитвами святых угодников, первыми из которых были киевские подвижники, всегда удавалось сохранить или восстановить то единство, что не смогли разрушить никакие внешние силы. Ни границы, ни пространства, ни воля отдельных людей не властны над великой и непреодолимой силой - духовным, молитвенным единством святых угодников Божиих, которые оставили нам в наследие единую Церковь Христову. И мы свято верим, что не с теми или иными проектами мироустройства нам следует связывать поиск духовного благополучия наших народов, а с верностью тому духовному наследию, которое оставили нам наши великие предки. Находясь в молитвенном единении с подвижниками Киевской Руси, мы будем под защитой и других русских угодников Божиих, прямых наследников древних киевлян, где бы они ни подвизались, - в Троице-Сергиевой лавре или Почаевской лавре, на Валааме или в Оптиной пустыни, в Святогорской лавре или на Соловках, в Жировицком или Псково-Печерском монастырях.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

(Материалы для полной библиографии) Настоящая работа имеет целью помочь приведению современен в полную известность всего того, что было напечатано у нас о преп. Сергии, игумене Радонежском, и созданной им Троице-Сергиевой Лавре. Попытки в этом отношении (к более или менее подробной библиографии об этом) уже были сделаны некоторыми лицами ранее меня. Покойный Г. Геннади, кажется, первый в своем труде «Список книг о русских монастырях и церквях» (СПб., в типографии Э. Праца, 1854 г.) сообщил сведения (стр. 32–36), хотя и недостаточно полные, о нашей литературе касающейся Троице-Сергиева монастыря. В пятом томе «Географическо-статистического словаря Российской Империи» (СПб. 1885 г., стр. 219) П. Семенова и 1-ой книге 1 тома «Опыта русской историографии» В.С. Иконникова (Киев, 1891 г., стр. 615–620, 669–670 и др.) мы встречаемся с новой подобной же попыткой. А вышедший в текущем году второй том специального о наших монастырях библиографического труда В.В. Зверинского «Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи с библиографическим указателем» (т. II, монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 гг., СПб., в типографии В. Безобразова, 1892 г.) представляет перечень 1234, стр. 357–358) части нашей литературы не только о Троице-Сергиевой Лавре, но и о создателе ее преп. Сергия, перечень, доведенный ночти до наших дней. Два-три года тому назад, по просьбе одного глубокоуважаемого лица (коего смерть уже похитила от нас), я стал собирать сведения о всем том, что напечатано у нас на Руси о преп. Сергии и его Троицком монастыре. Не будучи в состоянии уделять этой работе особенно много времени, я имел возможность окончить ее только в текущем году. Собранный мною материал оказался превосходящим в несколько раз материал, указанный в трудах не только Геннади, Семенова ц Иконникова, но и Зверинского. Так о преп. Сергии у меня указано всего 97 изданий, а у Зверинского только 4; о Троице-Сергиевом монастыре у меня 134 а у моего предшественника только около 31. Кроме того я везде старался отмечать все издания той или другой книги, чем никто (кроме Геннади) до меня не задавался. Эта оказавшаяся гораздо большая (сравнительная) полнота сведений, заключающихся в настоящей работе, и послужила причиной появления ее в печати.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том LXIX — Магазин 1 шт 1500.00  p уб. 2 шт 3000.00  p уб. 3 шт 4500.00  p уб. Том «Православной энциклопедии» продолжает публикацию статей на букву " Т " и начинает публикацию статей на букву " У " Издание открывает материал о Томском Богородице-Алексиевском мужском монастыре, основанном в начале 17 в. на правом берегу реки Томи и выполняющем изначально оборонительную функцию. В настоящее время в монастыре действует церковно-культурный центр, иконописная мастерская, монастырский собор восстановлен с чертами «сибирского барокко». Завершает 69-й том статья об Угрешской иконе Божией Матери «Взыграние», чудотворной иконе, прославленной в Угрешском монастыре во имя святителя Николая Чудотворца. Иконы типа «Взыграние» извода Елеуса известны в византийском искусстве с 11 в. Основной статьей тома является материал о Троице. Авторы статьи рассматривают свидетельства о троичности Бога в Ветхом Завете, учение о Святой Троице в Новом завете, развитие представлений о Святой Троице в богословии доникейского периода, никейское учение и его раскрытие в восточной православной богословской традиции, тринитарный догмат в западной богословской традиции, а также западную тринитарную парадигму, иконографию Святой Троицы, в том числе икону Андрея Рублева. К статье о Троице примыкает обширный материал о Троице-Сергиевой лавре. Из него читатель сможет узнать о структуре управления монастырем, богослужениях, паломнической, образовательной и просветительской деятельности лавры, подворьях и скитах, а также приписных храмах Троице-Сергиевой лавры. В статье подробно исследуется история монастыря с момента его основания ок. 1342-45 гг. преп. Сергием Радонежским на территории вдовьего удела вел. княгини Ульяны, жены великого князя Ивана Калиты. Читатель сможет узнать о многих героических страницах истории монастыря, а также о его хозяйственной деятельности, влиянии лавры на промыслы и торговлю в регионе. В статье присутствуют разделы о монастырских слугах и служках, вкладах и вкладчиках, ценнейшем монастырском архиве и библиотеке, содержащей рукописные и старопечатные книги, о монастырском хозяйстве, знаменитых посетителях, благотворительной деятельности, благоустройстве лавры во второй половине 19 в. и в предреволюционные годы. Авторы рассказывают о событиях революционного времени и об обращении лавры в музей историко-художественных ценностей, о расстреле последнего наместника монастыря Кронида (Любимова), а также о последующем возрождении лавры и о ее архитектурном ансамбле, в т.ч. храмах за ее стенами.

http://pravenc.ru/shop/2746433/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010