Сергиев Посад, 1922. [Ю. А. Олсуфьев.] Искусство XIV и XV веков. Выставка при музее б. Троице-Сергиевой лавры. 1924. Предисловие Ю. О . Комиссия... Сергиев Посад, 1924. [Ю. А. Олсуфьев.] Искусство XIV и XV веков. Каталог наиболее выдающихся произведений этой эпохи в музее б. Троице-Сергиевой лавры. 1924. Предисловие Ю. О . Комиссия... Изд. 2-е, доп. и испр. Сергиев Посад, 1924. Ю. А. Олсуфьев. К вопросу о шитом деисусном чине (1543) в музее б. Троице-Сергиевой лавры. – Доклад, читанный в Комиссии по охране памятников искусства Троице-Сергиевой лавры 27 декабря 1923 года. Сергиев Посад, 1924. Ю. А. Олсуфьев. Кто вкладчики воздуха 1479 и покрова 1541 в музее б. Троице-Сергиевой лавры. – Доклад, читанный в Комиссии по охране памятников искусства Троице-Сергиевой лавры 10 апреля 1924 года. Сергиев Посад, 1924. Ю. А. Олсуфьев. Опись ложек б. Троице-Сергиевой лавры. Дополнение к «Описи ковшей б. Троице-Сергиевой лавры. 1925 г.». Сергиев Посад, 1925. Ю. А. Олсуфьев. Опись серебряных ковшей (формы ладьи) б. Троице-Сергиевой лавры. Комиссия... Сергиев Посад, 1925. Ю. А. Олсуфьев. Опись серебряных чарок с плоскими полками и опись серебряных братин б. Троице-Сергиевой лавры. Комиссия... Сергиев Посад, 1925. Ю. А. Олсуфьев. Дополнение II к «Описи икон б. Троице-Сергиевой лавры». Комиссия... Сергиев Посад, 1925. Ю. А. Олсуфьев. О «встречных» пробелах. – Доклад, читанный в Комиссии по охране памятников искусства б. Троице-Сергиевой лавры 22 июля 1925 г. Сергиев Посад, 1925. Ю. А. Олсуфьев. Об изменениях в русском орнаменте в эпоху Возрождения (Примеры приведены из собраний б. Троице-Сергиевой лавры). – Доклад, читанный на съезде по вопросам древнего шитья и тканей при Комиссии по охране памятников искусства б. Троице-Сергиевой лавры 20 января 1925 г. Сергиев Посад, 1925. |
Закрытие Троице-Сергиевой Лавры и судьба мощей преподобного Сергия Радонежского в 1918–1946 гг. Источник Содержание Предисловие Часть 1 Глава 1. Научно-музейная деятельность Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры (1918–1920 гг.) Список опубликованных трудов Комиссии по охране Лавры и ее членов за весь период ее существования (1918–1925) Глава 2. Расформирование Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры (январь-февраль 1920 г.) Глава 3. Подготовка и осуществление декрета СНК «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры» 20 апреля 1920 г. Часть 2 Глава 4. Изъятие хозяйства Троице-Сергиевой лавры в ведение Сергиевского исполкома в 1918–1919 гг. Глава 5. Взаимоотношения Комиссии по охране Троице-Сергиевой лавры с братией обители Глава 6. Вскрытие мощей преподобного Сергия 11 апреля 1919г. Глава 7. Выселение братии из Троице-Сергиевой лавры Глава 8. Попытки Наркомата юстиции вывезти из Троице-Сергиевой лавры мощи преподобного Сергия Глава 9. Сокрытие главы преподобного Сергия священником Павлом Флоренским и графом Ю. А. Олсуфьевым. (около 30 марта 1920 г.) Глава 11. Судьба мощей преподобного Сергия в 1921–1948 гг. Приложение П. А. Флоренский. Троице-Сергиева лавра и Россия П. К. Каптерев. Из истории Троицкой лавры И. Е. Бондаренко. Художественный облик Лавры Ю. А. Олсуфьев. Лицевые книги и их орнамент Т. Н. Александрова-Дольник. Шитье Ф. Я. Мишуков. Утварь Троицкой лавры М. В. Шик. Митрополичьи покои С. П. Мансуров. О библиотеке М. В. Шик. Колокольня и колокола Список сокращений Эта книга – уникальное собрание документов и других архивных материалов, которые воссоздают современному читателю картину закрытия Троице-Сергиевой лавры в начале XX века. В первой части рассказывается о научно-музейной деятельности Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Вторая часть содержит материалы о закрытии Лавры и судьбе главы и мощей преподобного Сергия Радонежского. В приложении полностью воспроизводится подготовленный Комиссией по охране памятников искусства и старины в 1919 г. сборник «Троице-Сергиева лавра», тираж которого был уничтожен большевиками до выхода из типографии. Предисловие |
Но планомерная научно-музейная деятельность Комиссии по охране Лавры вскоре была прервана. Список опубликованных трудов Комиссии по охране Лавры и ее членов за весь период ее существования (1918–1925) [Обращение. Б. м., 1919.] Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. Ее цели и задачи//Музей-5. Художественные собрания СССР. М., 1984. С. 163. Троице-Сергиева Лавра. Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры (далее: Комиссия...). Сергиев Посад, 1919. Содержание: П. Флоренский. Троице-Сергиева Лавра и Россия (с. 3–29). П. Каптерев. Из истории Троицкой Лавры (с. 30–45). И. Бондаренко. Художественный облик Лавры (с. 46–63). Ю. Олсуфьев. Иконопись (с. 64–82). Ю. Олсуфьев. Лицевые книги и их орнамент (с. 83–88). Т. Александрова-Дольник. Шитье (с. 89–100). Ф. Мишуков. Утварь Троицкой Лавры (с. 101–118). М. Шик. Митрополичьи покои (с. 119–125). С. Мансуров. О библиотеке (с. 126–143). М. Шик. Колокольня и колокола (с. 144–155). В. Д. Дервиз. К вопросу об экономическом положении б. Троице-Сергиевой лавры (доходы и расходы Лавры за 1917 год). Издание Государственного Сергиевского историко-художественного музея (далее: Издание Сергиевского музея). Сергиев Посад, 1926. [Ю. А. Олсуфьев.] Опись икон Троице-Сергиевой лавры до XVIII века и наиболее типичных XVIII и XIX веков. Предисловие Ю. Олсуфьева. Сергиев Посад, 1920. [Ю. А. Олсуфьев.] Опись лицевых изображений и орнамента книг ризницы Троице-Сергиевой лавры. Предисловие Ю. Олсуфьева. Сергиев Посад, 1921. [Ю. А. Олсуфьев.] Опись крестов Троице-Сергиевой лавры до XIX века и наиболее типичных XIX века. Предисловие Ю. Олсуфьева. Сергиев Посад, 1921. [Ю. А. Олсуфьев.] Дополнение I к «Описи икон Троице-Сергиевой лавры» 1920 года. |
Ю. А. Олсуфьев. Черты иконописного натурализма в памятниках XIII и XVII веков. Прокопий и Симон Ушаков. – Доклад, читанный в Комиссии по охране памятников искусства б. Троице-Сергиевой лавры 11 ноября 1924 г. Сергиев Посад, 1925. Ю. А. Олсуфьев. Иконописные формы как формулы синтеза. Сергиев Посад, 1926. Ю. А. Олсуфьев. Схема византийских основ теории творчества. Сергиев Посад, 1926. Ю. А. Олсуфьев. Опись древнего церковного серебра б. Троице-Сергиевой лавры (до XVIII века). Издание Сергиевского музея. Сергиев Посад, 1926. Ю. А. Олсуфьев. Дополнение III к «Описи икон Троице-Сергиевой лавры (1920)». Издание Сергиевского музея. Сергиев Посад, 1927. Ю. А. Олсуфьев. Параллельность и концентричность в древней иконе как признак диатоксической организованности. Сергиев Посад, 1927. Ю. А. Олсуфьев. Три доклада по изучению памятников искусства б. Троице-Сергиевой лавры. Издание Сергиевского музея. Сергиев Посад, 1927. Ю. А. Олсуфьев. Структура пробелов. Историко-иконологический этюд по памятникам собрания б. Троице-Сергиевой лавры. Издание Сергиевского музея. Сергиев Посад, 1928. А. Н. Свирин. Корбуха (гравюры В. И. Соколова и В. А. Фаворского). Комиссия... Сергиев Посад, 1925. А. Н. Свирин. Памятник живописного стиля шитья («чин») XV в. в Сергиевском историко-художественном музее (б. Троице-Сергиевой лавры). Комиссия... Сергиев Посад, 1925. А. Н. Свирин. К вопросу о еврейско-португальской торевтике XVI в., в связи с памятниками Сергиевского историко-художественного музея (б. Троице-Сергиевой лавры)//В кн.: Известия Российской Академии истории материальной культуры. Т. 4. Л., 1925. С. 277–288. А. Н. Свирин. Сергиевский историко-художественный музей. Б. Троицкая лавра. (Подмосковные музеи. Путеводители под ред. И. Лазаревского и В. Згура. Вып. пятый). М.-Л., 1925. А. Н. Свирин. Опись тканей XIV-XVII вв. б. Троице-Сергиевой лавры. Издание Сергиевского музея. Сергиев Посад, 1926. А. II. Свирин. Государственный историко-художественный и бытовой музей в г. Сергееве (б. Троицкая лавра). К Х-й годовщине Октября. Издание Сергиевского музея. Сергиев Посад, 1927. Священник Павел Флоренский . Письмо А. С. Мамонтовой 30 июля 1917 г. //Сочинения в 4-х томах. Т. 2. М., 1996. С. 409–410. Священник Павел Флоренский . Храмовое действо как синтез искусств (6–7 ноября 1918)//Маковец. 1922. 1. С. 28–32; Сочинения в 4-х томах. Т. 2. М., 1996. С. 370–382. |
Необходима была срочная связь с Комиссией по охране Лавры. Для этой цели 18 апреля 1920 г. в Москву был срочно вызван священник Павел Флоренский . «Комиссия по охране Лавры. 277. Экстренный вызов. Сотрудник Комиссии по охране Троице-Сергиевой лавры Павел Александрович Флоренский экстренно командируется в Москву по делам службы, что подписью и приложением печати удостоверяется. Секретарь Дараган. За делопроизводителя Смирнов» 64 . «Комиссия по охране Лавры. 278. В отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. Комиссия по охране Троице-Сергиевой лавры считает своим долгом сообщить о состоявшемся от 17-го сего апреля опечатании в библиотеке Лавры издания под заглавием «Троице-Сергиева лавра». Копия заявления библиотекаря прилагается. Секретарь Дараган» 65 . В день издания декрета, 20 апреля 1920 г., в Комиссию по охране Лавры из Отдела по делам музеев поступила телеграмма 59974: «Прибывшие докладом комиссар Кочаровская, член комиссии Флоренский задержаны музейной коллегией в Москве» 66 . Это свидетельствует о том, что священник Павел Флоренский , вероятно, принимал участие в обсуждении окончательного текста Декрета об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры. Помимо общего доклада о положении Комиссии по охране Лавры, он мог указать на необходимость более широкого и ответственного привлечения сотрудников Наркомата просвещения для исполнения декрета. Так, в пункте 4 окончательного текста декрета представительство Наркомпроса было увеличено с 1 до 2 сотрудников по сравнению с проектом СНК, указано на право вызова экспертов – должность, которую вскоре стал занимать при Комиссии по охране Лавры сам священник Павел Флоренский . Вероятно, в Москве священник Павел Флоренский пробыл до 23 апреля 1920 г., после чего вернулся в Сергиев Посад. Декрет об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевской лавры 67 «1) Все находящиеся в пределах Лавры историко-художественные здания и ценности обращаются в музей, находящийся в ведении Народного комиссариата просвещения. 2) Отдел по делам музеев и охраны памятников старины и искусства вырабатывает инструкции и вводит в действие положение об управлении зданиями и ценностями, имеющими художественно-историческое значение для использования в целях демократизации художественно-исторических зданий, путем превращения этих зданий и коллекций в музей. |
Сортировать по Исключить новости Сухинина, на группу! То ли молилась плохо, то ли просила нерадиво, да только не моя это теперь забота – экскурсовод Троице-Сергиевой лавры 11 июля, 2014 То ли молилась плохо, то ли просила нерадиво, да только не моя это теперь забота – экскурсовод Троице-Сергиевой лавры Редки теперь минуты былого частого счастья. Но сердце щемит, лишь только откроется передо мной красота лаврских соборов и плеснёт в глаза синева его куполов. Зажмурюсь и перестану ограждать свою душу от справедливого стыда и ненужных оправданий. В августе 1992 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и духовника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Кирилла начал свою работу один из первых в России паломнических центров. Вот уже двадцать лет, сотрудники паломнического центра Троице-Сергиевой Лавры на всех языках мира рассказывают о истории возникновения обители преподобного Сергия, о его подвижническом житии, чудесах и многочисленных учениках. В числе первых сотрудников паломнического центра Троице-Сергиевой Лавры была известный журналист и писатель – Наталья Сухинина. Именно она первая совершила пешее паломничество в Иерусалим. Вот ее воспоминания о незабываемых днях работы в числе сотрудников паломнического центра Лавры. Стою на Блинной горе, и в мои глаза счастливым потоком льется красота. Мне радостно и страшно. Радостно от того, что могу несколько раз в неделю просто так – «задаром» в себя это чудо Божьего присутствия, смотреть с Блинной горки на Троице-Сергиеву Лавру и, перекрестившись, направиться к её святым вратам – на работу. Я экскурсовод. Пока единственный, но уже ходят упорные слухи о создании серьёзного паломнического центра с гидами – профессионалами, владеющими языками и проверенными методиками. Я методиками не владею, языками тоже, есть у меня, правда, солидная, сине-сиреневая корочка подтверждающая, что я – профессиональный экскурсовод, но я знаю истинную себе цену… Единственное, что может меня оправдать, – это большая любовь к Лавре, к преподобному Сергию, чьи молитвы перед Господом не раз и не два выручали меня из растерянности, маловерия и даже духовных катастроф. Любовь эта и есть моя радость. А страх? Почему же тогда и страх? А потому что боюсь, панически боюсь потерять эту радость. Без неё моя жизнь станет тусклой, пресной, обычной до банальности. И я прошу, стоя на Блинной горе, вбирая в себя красоту лаврской ни с чем ни сравнимой панорамы, как Божий подарок не забирать от меня эту радость никогда, ни при каких обстоятельствах. |
Мною выяснено, что земельный отдел постановил отпустить монашествующим лицам нужное количество лаврской земли, каковое будет в их пользовании только в том случае, если они организуют единую трудовую артель и список ее предоставят мне на утверждение. Зам комиссара Лавры делопроизводитель Д. Безсмертный» 102 . Была создана трудовая артель Лавры в составе 224-х человек. Но уже 30 октября 1919 г. был издан циркуляр Наркомзема и Наркомюста земельным отделам исполкомов. В нем строго предписывалось отличать хозяйственные объединения от религиозных организаций, имеющих богослужебные цели. Последние не подлежали регистрации в качестве производительных и вообще хозяйственных объединений и не имели права на наделение инвентарем и землей. Священники и монахи не могли быть членами коммун, трудовых артелей и товариществ как лишенные избирательных прав 103 . В соответствии с этим циркуляром все трудовые артели, в том числе и лаврская, основанные церковнослужителями, были упразднены, и, если ранее они были наделены землей, она изымалась обратно. Глава 5. Взаимоотношения Комиссии по охране Троице-Сергиевой лавры с братией обители Отношение братии Троице-Сергиевой лавры к работе Комиссии по охране Лавры было различное. В первое время комиссия могла восприниматься частью братии как то самое советское учреждение, от которого зависит национализация историко-художественных ценностей и муниципализация хозяйства Лавры. Но в то же время братия Лавры знала членов комиссии как людей глубоко верующих, преданных Церкви. Последующая работа комиссии, ее тесная связь со Святейшим Патриархом Тихоном и наместником архимандритом Кронидом убедила братию в церковной пользе деятельности комиссии. 27 ноября 1918 г. Сергиевский ревком назначил в Лавру комиссара, в ведении которого находилась хозяйственная часть Лавры со всем имуществом, за исключением того, что имело историко-художественное значение 104 . Ввиду малочисленности воинской охраны, внутреннюю охрану Лавры несли 43 монаха. (Разрешение на это Комиссия по охране Лавры получила от Отдела по делам музеев.) Они же выполняли в качестве рабочих-специалистов все архитектурно-реставрационные, ремонтные и хозяйственные работы 105 . Старостой охраны Лавры до 26 января 1920 г. являлся наместник архимандрит Кронид (Любимов) 106 . |
Теперь эти подготовительные работы почти завершены, и потому предложение Ю. А. Олсуфьева является вполне своевременным, деловым проектом, а не фантастическим прожектерством, для какового не было бы надобности не только в годе изучения комиссией имеющегося в Лавре, но даже и в приезде сюда из далекого кабинета» 19 . . Первый проект музея Троице-Сергиевой лавры был составлен П. А. Флоренским и П. Н. Каптеревым 9 декабря 1918 г. Он строился на принципе сохранения каждого предмета в конкретной связи с обстановкой его возникновения и жизни, по принципу органически целостного «живого музея» Лавры. «Проект музея Троице-Сергиевой лавры, составленный членами Комиссии по охране Троице-Сергиевой лавры профессорами П. А. Флоренским и П. Н. Каптеревым по поручению комиссии. Комиссия рассматривает Лавру как единый живой музей. Целостность организма Лавры и ее исключительное значение для русской культуры заставляет дорожить не только отдельными сторонами ее исторического бытия, но и в особенности их взаимной связанностью, вне которой каждая из сторон теряет значительную долю присущей ей значительности. Поэтому руководящим принципом при обсуждении устройства музея Лавры является сохранение каждого, по возможности, предмета в его конкретной связи с обстановкой его возникновения и жизни. Выделение вещей из этой их жизненной обстановки обрывает им корни и мертвит их, так что наименование «Музей Лавры», в собственном смысле слова, может быть приурочено только ко всей Лавре, в ее органически целом, а не к одному какому-либо зданию, где были бы собраны, как в банке со спиртом, все редкости, достопримечательности и художественные сокровища Лавры. Но понимание и изучение этого организма Лавры, трудно доступное в настоящее время не только для широких народных масс, но и для специалистов, может и должно быть облегчено созданием специальных вспомогательных учреждений, не нарушающих целости лаврского организма, а лишь делавших понимание его более доступным. |
ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 116 (л. 415—421 об.)—середина 40–х годов XV в. Описание см. в разделе Четвертой Пахомиевской редакции Основного вида. ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 762 (л. 60 70 60–е годы XV в. Описание см. в разделе Проложной редакции и Пятой Пахомиев–ской редакции. отделение Института Российской истории Российской Академии наук, ф. 238 (Колл. Н. П. Лихачева), оп. 1, 161 (л. 70–е годы XV в. Описание см. в разделе Первой Пахомиевской редакции. Софийское собр., 1384 (л. 241 249 1490 г. Соловецкое собр., 518/537 (л. 424—430 1494 г. ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 643 (л. 164 175 кон. XV в. Описание см. в разделе Пятой Пахомиевской редакции. собр. Е. В. Барсова, 1414 (л. 48 первая четверть XVI в. Филигрань: Литера Р под цветком с перечеркнутой типа Брике, 8666 (1466—1483 гг.). ф. 98 (Собр. Е. Е. Егорова), 895 (л. 295 20–е годы XVI в. Филиграни: Щит с тремя лилиями под короной, под щитом литера Брике, 1828 (1523—1529 гг.); Щит с тремя полосами под Брике, 1482 (1522—1527 гг.). ф. 113 (Собр. Иосифо–Волоколамского монастыря), 659 (л. 100—110 20—30–е годы XVI в. Почерк игумена Иосифо–Во–локоламского монастыря Нифонта Кормилицына (1522—1543 гг.). ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 654 (л. 20—44 вторая четверть XVI в. ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 670 (л. 469 477 вторая четверть XVI в. собр. Е. В. Барсова, 1448 (л. 130—136 30—40–е годы XVI в. Филиграни: Брике, 10348 (1537 г.); Гербовый щит под короной с тремя Брике, 1050 (1530—1545 гг.). научная библиотека Академии наук Украины, Собр. Историко–филологического института кн. Безбородко в Нежине, 29 (л. 172 40–е годы XVI в. |
Часть 2 Глава 4. Изъятие хозяйства Троице-Сергиевой лавры в ведение Сергиевского исполкома в 1918–1919 гг. Научно-музейная деятельность Комиссии по охране Лавры была тесно связана с борьбой за сохранение Лавры как действующего монастыря. Закрытие Троице-Сергиевой лавры осуществлялось поэтапно и по различным направлениям: национализация историко-художественных ценностей и муниципализация хозяйства, вскрытие мощей, выселение братии, прекращение богослужений, расформирование самой комиссии, издание «Декрета...», организация музея, распределение имущества Лавры и др. В одних случаях Комиссия могла заявить и отстаивать свою позицию за сохранение Лавры как действующего монастыря, в других случаях, как и в конечном итоге, Комиссия была бессильна. Конфискация имущества Лавры в ведение Сергиевского исполкома началась сразу после издания Декрета СНК «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» (20 января/12 февраля 1918 г.) 84 . «Протокол 105 заседания президиума исполнительного комитета Совета рабочих и солдатских депутатов Сергиева Посада от 26 (13) февраля 1918 года. Обсуждали: о монашеских деньгах в Народном банке. Постановили: за контрреволюционную агитацию списать все монашеские деньги, хранящиеся на счетах банков, на текущий счет Совета» 85 . Летом в Сергиевом Посаде происходила борьба между большевистским революционным комитетом и умеренным (эсеровским?) Советом депутатов, и большевистская власть особо заботилась о том, чтобы Троице-Сергиева лавра не была использована политическим противником. «Исполнительный комитет Дмитровского уездного совета рабочих и крестьянских депутатов. Июня 27-го дня 1918 г. В президиум Сергиевского городского совета. Настоящим президиум Дмитровского уездного совета предлагает Вам принять меры к недопущению продажи и распространения в районе деятельности Вашего Совета буржуазных и правосоциалистических газет. Означенные меры приняты нами вследствие падения настроения в связи с переживаемым кризисом и носят исключительно временный характер. Товарищ председателя ... Секретарь ... (подпись, печать. Резолюция: «1.VII. 18 г. Запросить Московский губернский совет [о том], как по этому вопросу поступлено в Москве. П. председателя А. Никольский . Секретарь [неразборчиво]»)» 86 . |
|