Троице-Сергиева монастыря

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Патриотическое служение Троице-Сергиева монастыря ...Искать в ИсточникеИсточник
... служение Троице-Сергиева монастыря в Смутное время В день памяти преподобномученика Иоасафа Боровского, святого инока обители Преподобного Сергия († 5 июля 1610 г. ; память 12 25 января, прославлен в Соборе Радонежских святых) , День снятия осады поляков в 1610 г оду предлагаем вашему вниманию статью архимандрита Макария (Веретенникова) , посвященную участию святого в патриотическом служении Троице-Сергиева монастыря в Смутное время. Троице-Сергиев монастырь – неприступная крепость Архимандрит Макарий (Веретенников) Важнейшим церковно-историческим событием конца XVI века явилось учреждение Патриаршества на Руси и первым Московским Патриархом был святитель Иов ( 1589 - 1605; + 1607; пам. 19 июня ) . Затем началось Смутное время, пресеклась династия Даниловичей, появились самозваные претенденты на Московский престол, последовала интервенция против Русского государства. Особую историческую роль в это время в жизни страны и русского народа сыграла обитель преподобного Сергия Радонежского ( + 1392; пам. 25 сент. ) . Начало жертвенному служению своему Отечеству положил сам преподобный Сергий, основатель обители. Он примирял князей, содействуя ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
Русская Церковь в патриаршество Филарета ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... дело образования, что велели рассылать книги по всему государству исключительно по их себестоимости, не получая от типографского дела никакой прибыли. В Сибирь, где при скудости новоучрежденной Тобольской епархии миссионерские задачи требовали обилия книг, их и вовсе присылали бесплатно. При этом разрешалось употреблять и старой печати книги, хотя при этом делалось предупреждение об обилии в них погрешностей. Выявленные ошибки эти старались как можно скорее исправлять. Наиболее строго поступил Филарет с Уставом 1610 г., который редактировал неуч и скандалист Логгин Корова, головщик Троице-Сергиева монастыря. В 1633 г. Патриарх своей грамотой повелел отобрать экземпляры этого Устава по всем храмам и монастырям России. Они были свезены в Москву и публично сожжены. В грамоте же говорилось, что «те Уставы печатал вор, бражник, Троицкаго Сергиева монастыря крылошанин чернец Логин без благословения Святейшаго Ермогена, Патриарха Московского и всея Русии, и всего Священного Собора, и многие в тех Уставех статьи напечатаны не по апостольскому и не по отеческому преданию, своим самовольством». Отношение Филарета к богослужебным и учительным книгам, напечатанным в Речи ... далее ...
410-летие начала осады Троице-Сергиева монастыряИскать в ИсточникеИсточник
... начала осады Троице-Сергиева монастыря 3 октября 2018 года исполняется 410 лет начала осады Троице-Сергиева монастыря (1608—1610) [23. 09. 1608], которая длилась почти шестнадцать месяцев — с 3 октября (23 сентября по ст. стилю) 1608 по 22 января (12 января по ст. стилю) 1610 года. Монастырь осадили объединенные польско-литовские войска (около 15 тысяч человек, по другим данным — до 30 тысяч человек) под предводительством Яна Сапеги и Александра Лисовского. Обороной монастыря руководили Григорий Долгоруков-Роща и Алексей Голохвастов. Неоднократные попытки взять монастырь штурмом ( осень 1608, май-июль 1609 ) и с помощью подкопов ни к чему не привели. Русский гарнизон героически защищался в тяжелейших осадных условиях. В октябре 1609 года из Новгорода к монастырю продвигались войска М. В. Скопина-Шуйского. 12 января 1610 года неприятель снял осаду и отошел в сторону Дмитрова. Крупная неудача интервентов оказала значительное влияние на настроение населения России и подняла боевой дух русских войск, которые впервые за время Смуты дали столь решительный отпор иноземным захватчикам. 1-го октября по н. с. (21 сентября по с. с.) согласно дневнику Яна Сапеги, его войска ... далее ...
Никоновская церковь Троице-Сергиева монастыря: ...Искать в ИсточникеИсточник
... церковь Троице-Сергиева монастыря: автор и дата постройки В. В. Кавельмахер Немногие памятники древней русской архитектуры могут похвалиться тем, что имеют дату. Никоновская церковь Троице-Сергиева монастыря ее имеет. «В лето 7131-го [1623], – сообщает «Краткий летописец Троице-Сергиева монастыря», – обложена церковь камена над гробом преподобного чудотворца Никона болши первыя, при архимандрите Дионисии и келаре старце Александре; того жъ лета и свершена бысть; и освещена бысть 132-го сентября в 21 день и потом в сто 33-го деисус и праздники и пророки и праотцы обложены сребром и иконы местные» [1]. Выпиской из Краткого летописца настоящую статью следовало бы начать и кончить: знакомый всем любителям отечественной архитектуры изящный храм возле юго-восточного угла Троицкого собора выстроен, начиная с фундаментов, в течение четырех-пяти летних месяцев 1623 г. и 21 сентября того же года освящен. Церковь строилась заново, на месте более древней, «первой», церкви того же наименования. Современному читателю может показаться малознакомым только выражение источника «обложена» – вместо более привычного «заложена». Не означает ли выбор этого слова, что при закладке нового ... далее ...
О наследии преподобного Никона РадонежскогоИскать в ИсточникеИсточник
... Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. СПб., 2007, Гл. V, С. 253. [71] Паспорт № 119-22-1-03, т. н. «Чудотворцев» или «Никоновский». СТСЛ. [72] Описание приводится по: Леонид (Кавелин) , архим. Надписи Тр. Серг. Лавры СПБ 1881 С. 82. [73] См. : Горский А. В., протоиерей. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. (Составлено по рукописным и печатным источникам профессором Московской Духовной Академии А. В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида) . М. : ЧОИДР, 1878. 117 с. [74] См. : Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. СПб., 2007. [75] Там же. [76] Кавельмахер В. В. Никоновская церковь Троице-Сергиева монастыря: автор и дата постройки. В кн. : Культура средневековой Москвы. XVII век. М., 1999. С. 40-95. [77] Заграевский С. В. К вопросу о датировке церкви преподобного Никона (Никоновского придела Троицкого собора) в Троице-Сергиевой Лавре. В кн. : Памятники культуры. Новые открытия. 2006. М., 2009. С. 616–624. [78] См. : Житие и подвиги преподобного Никона Радонежского. М., 2016, сост. О. И. Полилова. С. 229. [79] Сайт Нижегородской епархии (электронный ресурс) (июнь 2016 г.) ... далее ...
Келейные и домовые иконы в литургической практике ...Искать в ИсточникеИсточник
... и домовые иконы в литургической практике Троице-Сергиева монастыря Л. М. Воронцова Небольшие по размерам келейные и домовые иконы в драгоценных окладах составляют значительную часть коллекции Сергиево-Посадского музея-заповедника. Ранее они входили в состав ризницы Троице-Сергиева монастыря. Документы монастырского архива, сведения других письменных источников, данные эпиграфики позволяют поставить вопрос о местонахождении памятников и их использовании в литургической практике Троице-Сергиева монастыря. Ибо, как писал один из первых исследователей церковной живописи И. Снегирев, «иконопись... достойна внимания и исследования не по одной только художественной части, но и по внутренней ее связи с догматами, таинствами и священнодействиями восточной Православной Церкви... » [1]. В собрании монастырской ризницы сохранилась значительная группа икон с надписями «моление старца... » или «молится троицкий старец... » Монастырские документы сохранили их наименование – «келе́йные», «моле́нные» или «моление старца» [2]. Такие иконы оставались в обители после смерти их владельцев, жертвовались в Троице-Сергиев монастырь церковными и светскими людьми. Как правило, это иконы ... далее ...
Сергиев Посад. Страницы истории. Первые ...Искать в ИсточникеИсточник
... монастырю и его крестьянам для успешного строительства крепости л поддержания ее в надлежащем виде, способствовали притоку в село Клементьево новых жителей. Еще более усилило этот приток открытие торгового порта в Архангельске, дорога в который из Москвы пролегла мимо Троице-Сергиева монастыря. «План осады Троице- Сергиева монастыря». Реконструкция Д. П. Бутурлина. 1839 г. Пояснения к плану: А – Троице-Сергиев монастырь. Б — Подольный монастырь. В — Конюшенный двор. Г — Токаренная изба. I – IX. Польские батареи вокруг монастыря. Из «Сказания» Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря: «И абие с Красныя горы возгремешя из огненово верхового наряду; и тако воскричавше, все множество литовских людей и руских изменников и устремишяся на град со всех стран с лествицы, и щиты, и с тарасы, и со иными козньми стенобитными... Но, благодатию божиею подкрепляемо троицкое воинство бияхуся с стен градных крепко и мужествено». В 1594 г. в Клементьеве насчитывалось 125 дворов пашенных крестьян и 137 дворов непашенных крестьян и бобылей [8]. Дворы располагались по сторонам пересекавшей село Московской дороги (совр. Клементьевской ул.) , спускаясь к плотине, ... далее ...
Аналойные подвесные пелены XV в. из ризницы ...Искать в ИсточникеИсточник
... подвесные пелены XV в. из ризницы Троице-Сергиева монастыря Л. М. Евсеева Среди лицевых шитых тканей в собрании Сергиево-Посадского музея, происходящих из ризницы Троице-Сергиева монастыря, обращают на себя внимание четыре небольших шитых пелены с изображениями праздников из числа двунадесятых: «Благовещение» (ил. 1) , «Рождество Христово» (ил. 2) , «Богоявление» (ил. 3) , «Сошествие во ад» (ил. 4) [1]. На всех пеленах фоны и каймы переложены в позднее время. Н. А. Маясова считает пелены единой серией произведений, датирует их первой половиной XV в. и относит к московской школе [2]. Т. В. Николаева [3] и Т. Н. Манушина [4] высказываются за XV в. как время исполнения пелен, пелену «Рождество Христово» Николаева датирует второй половиной века [5]. 1. Шитая пелена. Благовещение. Середина XV в. СПМЗ Практически одинаковый размер изобразительных композиций на пеленах (без полей примерно 22 х 20 см) , их своеобразный стиль с округлыми хорошо смоделированными фигурами и пышными, порой отлетающими, складками одеяний; контрастный колорит, где сочетаются синий и малиновые цвета шелка, также использование в шитье пряденой золотной и серебряной нити убеждает нас в том, что ... далее ...
Святитель Спиридон ТримифунтскийИскать в ИсточникеИсточник
... тело святителя оставалось нетленным и благоухало. В VII веке, вероятно в 691 году, мощи святителя были перенесены в Константинополь, по причине нашествия на Кипр арабских войск. Первоначально они хранились в монастыре Богородицы Обрадованной, по соседству с монастырем Христа-Человеколюбца, затем – в храме Богородицы Одигитрии. В последние годы перед взятием Константинополя святые мощи покоились в соборной церкви святых апостолов. К святым мощам Спиридона прибывали русские паломники XIV и XV веков: Стефан Новгородец (1350) , диакон Игнатий (1389) , дьяк Александр (1391–1395) и иеродиакон Троице-Сергиева монастыря Зосима, который в 1419–1422 годах побывал в Константинополе, Афоне и Палестине. В 1453 году, после падения Константинополя, греческий священник Георгий, по прозванию Калохерет, спас от турок священные мощи. Он спрятал останки святителя Спиридона и праведной царицы Феодоры в мешки и тайно перевез их сначала в Сербию, а оттуда в 1456 году на остров Корфу (греческое название Керкира) . По другим источникам, мощи спас священник Григорий Полиевкт, который привез их в греческий город Паримисья в области Эпир, а позже передал священные останки своему соотечественнику, ... далее ...
Комплект поминальных книг Троице-Сергиева ...Искать в ИсточникеИсточник
... поминальных книг Троице-Сергиева монастыря XVI–XVII вв. С. В. Николаева Поминание усопших как одна из самых важных религиозных и общественных функций монастырей, сложившееся в XV в. в систему, получило развитое документальное оформление в XVI в. Синодики, вкладные и кормовые книги письменно закрепили связь размера и характера вкладов с объемом и характером «даров во возврат», обеспечиваемых монастырем. Выдающаяся роль основателя Троице-Сергиева монастыря преподобного Сергия Радонежского определила особое положение созданной им обители уже в конце XIV в. Благодаря развитию общерусского почитания святого росла известность Троицкого монастыря, формировался его неоспоримый авторитет и преимущественное положение среди других монастырей, что объясняло предпочтение, которое отдавали Сергиевой обители представители всех слоев древнерусского общества в важнейшем для средневекового человека деле «устроения» своей души и душ своих предков и родственников. Нет сомнений, что в Троице-Сергиевом монастыре существовало обширное делопроизводство, связанное с системой коммемораций [1]. Эта часть архива Троице-Сергиева монастыря XVI-XVII вв., сохранившаяся до настоящего времени, ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Троице-Сергиева монастыря
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера