По лаврским закромам Корреспонденты «НС» на кухне главного монастыря России Троице-Сергиевой лавры. Чем питаются монахи и насельники монастыря? Предлагаем вам репортаж из трапезной, кухни, пекарни и засолочной Троице-Сергиевой лавры. 20 октября, 2009 Корреспонденты «НС» на кухне главного монастыря России Троице-Сергиевой лавры. Чем питаются монахи и насельники монастыря? Предлагаем вам репортаж из трапезной, кухни, пекарни и засолочной Троице-Сергиевой лавры. Троице-Сергиева лавра – один из крупнейших православных монастырей России. О нём и поговорят корреспонденты журнала «Нескучный сад» в данной статье. Троице-Сергиева лавра Есть предание, что основавший ее преподобный Сергий завещал кормить в ней всех приходящих и нуждающихся. По его завету так всегда и было. В самые тяжелые, голодные времена монахи делились с народом последним хлебом. Сегодня Лавра процветает, братии – около 300 человек, ежедневно приезжают тысячи паломников, трудятся десятки трудников. И всех надо накормить. Чем питаются монахи и насельники монастыря? Предлагаем вам репортаж из трапезной, кухни, пекарни и засолочной Троице-Сергиевой лавры. Из кухни с любовью Приезжающие поклониться мощам преподобного и другим святыням Троице-Сергиевой лавры не уезжают голодными – для трудников, живущих здесь несколько дней, есть большая трапезная, для паломников, приезжающих на один день, недалеко от главных врат открыто кафе. В жаркий день на территории Лавры можно попить кваса, который прямо тут и приготовлен, а лаврские коврижки, рецепт которых лаврские кондитеры хранят в тайне, известны далеко за пределами Сергиева Посада. Братия – монахи и послушники – трапезничают отдельно от мирян, в большой трапезной, находящейся внизу храма в честь Преподобного Сергия Радонежского, этот храм так и называют – трапезный. Здесь же находится и монастырская кухня. Трапеза для братии в Лавре бывает три раза в день: около девяти утра (после ранней службы) – завтрак, в полдень – обед и после вечерней службы (в восемь вечера) – ужин.

http://pravmir.ru/po-lavrskim-zakromam/

Санкт-Петербург. Троицкая Сергиева Приморская пустынь. Карта и ближайшие объекты Жемчужиной русской истории, архитектуры и духовной культуры называли пустынь историки Петербурга. Она была основана здесь в 19 верстах от Петербурга, на берегу Финского залива, на землях переданных императрицей Анной Иоанновной в 1734 году ее духовнику, настоятелю Троице-Сергиевой лавры архимандриту Варлааму (в миру Василию Высоцкому). В ноябре того же года императрица разрешила перевезти деревянную церковь Успения Божьей Матери из загородного дома царицы Параскевы Фёдоровны на Фонтанке и повелела освятить ее во имя Преподобного Сергия чудотворца Радонежского. Освящение состоялось 12 мая 1735 года. Для братии были выстроены деревянные келии, а для настоятеля – каменный флигель. В июне 1735 г. Анна Иоанновна посетила пустынь и пожаловала в новопостроенный храм богослужебные книги. В первое время пустынь не имела особого штата монахов. Для совершения богослужения сюда присылались лица из числа братии Троице-Сергиева монастыря. Управлял юной пустынью ее основатель архимандрит Варлаам. Архимандрит Варлаам скончался в июле 1737 года и был погребен в основанной им обители. Анна Иоанновна именным указом от 30 января 1738 года повелела описать пустынь. После этого церковь считалась приписанной Троице-Сергиевой Лавре. Новая обитель в первые годы своего существования называлась Приморской Троице-Сергиева монастыря дачей. Внешнее устройство пустыни производилось на средства Троице-Сергиевой Лавры. Жизнь и деятельность братии находилась также под наблюдением и руководством Лавры. В 1764 году в России были учреждены монастырские штаты, по которым Троице-Сергиева пустынь отделялась от Троице-Сергиевой Лавры и возводилась во 2-й класс. 4 мая 1764 года из конторы Св. Синода последовал указ, в котором говорилось: " Состоящую при С.-Петербурге, по Петергофской дороге недавно построенную пустыню, за неимением при С.-Петербурге монастырей, приписать к С.-Петербургской епархии " . Постепенно мужской монастырь стал застраиваться по планировочному проекту, разработанному П.

http://sobory.ru/article/?object=00734

Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Свято-Троицкая Сергиева Лавра Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Троицы Живоначальной Год основания:не ранее 1345. Ссылки:     Адрес: Россия, Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра Координаты: 56.31019, 38.13276 Проезд:на автомобиле: по Ярославскому шоссе (трасса М8) — до Сергиева Посада (54 км от МКАД); автобусом: маршрут 388 (экспресс) от ст. м. ВДНХ; пригородным электропоездом: с Ярославского вокзала до станции Сергиев Посад пригородными электропоездами, следующими до Сергиева Посада, а также Александрова или Балакирево Изменить описание объекта < > Карта и ближайшие объекты Троице-Сергиева лавра основана в 1345 г. (по другим сведениям в 1337 г.) как уединенная пустынь сыновьями ростовского боярина Кирилла Варфоломеем и Стефаном. Варфоломей, принявший вскоре монашеское пострижение с именем Сергий, вошел в историю России как сподвижник московских князей в деле объединения разрозненных русских земель, но, в первую очередь, как инок, проповедовавший и воплощавший в жизни идеи нестяжательства и трудолюбия. В 1355 г. в Троицком монастыре был введен общежитийный устав, регламентировавший все стороны монашеской жизни. Новый порядок, а также увеличение числа иноков вызвали перестройку всей обители. Вместо свободно расположенных келий возник четко распланированный деревянный городок, состоящий из трех зон: общественной, жилой и оборонительной. Эту схему плана монастырь сохранил до наших дней. Особый этап в истории монастыря - канонизация его основателя Сергия Радонежского в 1422 г. Это событие было отмечено торжественной закладкой белокаменного Троицкого собора над гробом Сергия. В 1608-1610 гг. шестнадцать месяцев Троице-Сергиев монастырь находился в осаде 30-тысячного отряда польско-литовских интервентов. Ратный подвиг защитников монастыря приобрел широкую известность в стране и способствовал дальнейшему росту авторитета обители. В 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиев монастырь был удостоен почетного титула " лавра " В середине XVIII в. Троице-Сергиева лавра по количеству принадлежавших ей земель и душ была первой не только среди духовных, но и среди светских феодалов. Во владении монастыря находилось 214 тысяч десятин земли и более 106 тысяч душ крепостных крестьян в 15 губерниях и 45 городах страны.

http://sobory.ru/article/?object=00497

Житие архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия Подготовка текста, перевод и комментарии О. А. Белобровой В отличие от многочисленных анонимных сочинений агиографического жанра Житие Дионисия – произведение авторское. Оно было составлено между 1648–1654 г. Симоном Азарьиным и дополнено изначально ключарем Успенского собора Иваном Наседкой. Симон Азарьин (в миру Савва Леонтьев, сын Азарьин, по прозвищу Булат) происходил из служилого сословия. До пострижения в монахи (в 1624 г.) был слугой (доверенным лицом) княжны Ирины Мстиславской. Будучи пострижеником Троице-Сергиева монастыря, Симон Азарьин провел первые шесть лет монашества в качестве келейника архимандрита Дионисия (1624–1630), затем служил казначеем патриарха Московского Филарета (1630–1631), был строителем приписного к Троице-Сергиеву Алатырского монастыря; в 1634 г. он становится казначеем, а с 1646 по 1653 г. келарем Троице-Сергиевой обители. При патриархе Никоне Симона Азарьина по неустановленной причине подвергли высылке в Кирилло-Белозерский монастырь (1656–1657). Последние годы жизни писатель провел в Троице-Сергиевой лавре (1657–1665), где и погребен. За свою жизнь Симон составил обширную библиотеку, переданную им монастырю (остававшиеся в его келье книги присоединены после смерти). Составом этой библиотеки занимались Н. М. Уварова (О составе библиотеки Симона Азарьина//Проблемы жанра и стиля в русской литературе. Сб. статей Моск. пед. ин-та. М., 1973. С. 28–32) и Е. Н. Клитина (Симон Азарьин. Новые данные по малоизученным источникам//ТОДРЛ. Л., 1979. Т. 34. С. 298–312). Рукописные и печатные книги Симон Азарьин вкладывал и в монастырские библиотеки других обителей. Сочетая обязанности административного и хозяйственного характера с занятиями книжно образованного человека, Симон Азарьин уже в 1640-е гг. работал над «Книгой о новоявленных чудесах Сергия Радонежского». При ее издании в Москве возникли трудности: печатники высказали недоверие к «чуду о кладезе»; только вмешательство царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа привело к выходу в свет в типографии Печатного двора в 1646 г. книги «Службы и Жития Сергия и Никона». Работу над чудесами Сергия Симон Азарьин продолжал и далее: к изданным 35 чудесам он добавил еще 40, написал и пространное предисловие к «Книге о... чудесах» (сохранилось в рукописях, опубликовано в XIX в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фрольцова П. А. Конюшенное хозяйство Троице-Сергиева монастыря по вкладной книге 1672 -1673 годов                 К рупные монастыри в русском государстве существовали не только как центры духовной и материальной культуры, но и являлись владельцами многочисленных земель и промыслов, вели торговлю. Хозяйственная деятельность монастырей уже привлекала внимание . Комплексное исследование хозяйства Троице-Сергиева монастыря осуществила М. С. . Животноводство в хозяйстве русских монастырей занимало значительное место. Конюшенные и скотные дворы имелись практически во всех, даже в небольших русских монастырях. Конюшенный двор в монастырском хозяйстве играл особую роль: монастырские конные слуги несли ратную государеву службу, а лошади являлись предметом торговли и были необходимы для обслуживания многочисленных вотчинных владений, других бытовых и повседневных нужд. Богатый конюшенный двор подчеркивал высокий статус монастыря. Все это (напрямую или косвенно) подтверждается данными таможенных, писцовых, а также монастырских конюшенных и вкладных книг. Конюшенное хозяйство русских монастырей сравнительно редко становилось предметом самостоятельного исследования. О конюшенном хозяйстве Троице-Сергиева монастыря писал К. А. В его исследованиях выделена роль коневодства в монастыре, очерчены его история и структура. На сегодняшний день его работы – единственные по указанной теме. Однако породные и другие качества лошадей в работах Филимонова не затрагиваются. Это и стало отправной точкой настоящего исследования. Филимонов в своих работах упоминает вкладные книги в качестве источника по конюшенному хозяйству монастыря, но детально их не рассматривает. В то же время вкладные книги монастырей являются ценным   источником по данной теме. Они дают возможность в первую очередь проследить динамику поступления пожертвований (вкладов) за определенный период, их состав, характер и количество, а также социальную принадлежность вкладчиков. Кроме того, сведения вкладных книг могут привлекаться для уточнения данных о тех или иных чертах внутренней, повседневной жизни русских монастырей.

http://sedmitza.ru/lib/text/8968989/

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том LXIX — Магазин 1 шт 1500.00  p уб. 2 шт 3000.00  p уб. 3 шт 4500.00  p уб. Том «Православной энциклопедии» продолжает публикацию статей на букву " Т " и начинает публикацию статей на букву " У " Издание открывает материал о Томском Богородице-Алексиевском мужском монастыре, основанном в начале 17 в. на правом берегу реки Томи и выполняющем изначально оборонительную функцию. В настоящее время в монастыре действует церковно-культурный центр, иконописная мастерская, монастырский собор восстановлен с чертами «сибирского барокко». Завершает 69-й том статья об Угрешской иконе Божией Матери «Взыграние», чудотворной иконе, прославленной в Угрешском монастыре во имя святителя Николая Чудотворца. Иконы типа «Взыграние» извода Елеуса известны в византийском искусстве с 11 в. Основной статьей тома является материал о Троице. Авторы статьи рассматривают свидетельства о троичности Бога в Ветхом Завете, учение о Святой Троице в Новом завете, развитие представлений о Святой Троице в богословии доникейского периода, никейское учение и его раскрытие в восточной православной богословской традиции, тринитарный догмат в западной богословской традиции, а также западную тринитарную парадигму, иконографию Святой Троицы, в том числе икону Андрея Рублева. К статье о Троице примыкает обширный материал о Троице-Сергиевой лавре. Из него читатель сможет узнать о структуре управления монастырем, богослужениях, паломнической, образовательной и просветительской деятельности лавры, подворьях и скитах, а также приписных храмах Троице-Сергиевой лавры. В статье подробно исследуется история монастыря с момента его основания ок. 1342-45 гг. преп. Сергием Радонежским на территории вдовьего удела вел. княгини Ульяны, жены великого князя Ивана Калиты. Читатель сможет узнать о многих героических страницах истории монастыря, а также о его хозяйственной деятельности, влиянии лавры на промыслы и торговлю в регионе. В статье присутствуют разделы о монастырских слугах и служках, вкладах и вкладчиках, ценнейшем монастырском архиве и библиотеке, содержащей рукописные и старопечатные книги, о монастырском хозяйстве, знаменитых посетителях, благотворительной деятельности, благоустройстве лавры во второй половине 19 в. и в предреволюционные годы. Авторы рассказывают о событиях революционного времени и об обращении лавры в музей историко-художественных ценностей, о расстреле последнего наместника монастыря Кронида (Любимова), а также о последующем возрождении лавры и о ее архитектурном ансамбле, в т.ч. храмах за ее стенами.

http://pravenc.ru/shop/2746433/

Архив Пн Вышел в свет 69-й алфавитный том «Православной энциклопедии» 10 августа 2023 г. 12:48 Вышел в свет 69-й алфавитный том  «Православной энциклопедии» . Новый том продолжает публикацию статей на букву «Т» и начинает публикацию статей на букву «У». Издание открывает материал о Томском Богородице-Алексиевском мужском монастыре, основанном в начале XVII в. на правом берегу реки Томи и выполняющем изначально оборонительную функцию. В настоящее время в монастыре действует церковно-культурный центр, иконописная мастерская, монастырский собор восстановлен с чертами сибирского барокко. Завершает 69-й том статья об Угрешской иконе Божией Матери «Взыграние», чудотворной иконе, прославленной в Угрешском монастыре во имя святителя Николая Чудотворца . Иконы типа «Взыграние» извода Елеуса известны в византийском искусстве с XI в. Основной статьей тома является материал о Троице. Авторы статьи рассматривают свидетельства о троичности Бога в Ветхом Завете, учение о Святой Троице в Новом Завете, развитие представлений о Святой Троице в богословии доникейского периода, никейское учение и его раскрытие в восточной православной богословской традиции, тринитарный догмат в западной богословской традиции, а также западную тринитарную парадигму, иконографию Святой Троицы, в том числе икону Андрея Рублева. К статье о Троице примыкает обширный материал о Троице-Сергиевой лавре . Из него читатель сможет узнать о структуре управления монастырем, богослужениях, паломнической, образовательной и просветительской деятельности лавры, подворьях и скитах, а также приписных храмах Троице-Сергиевой лавры. В статье подробно исследуется история монастыря с момента его основания ок. 1342-45 гг. преподобным Сергием Радонежским на территории вдовьего удела вел. княгини Ульяны, жены великого князя Ивана Калиты. Читатель сможет узнать о героических страницах истории монастыря, а также о его хозяйственной деятельности, влиянии лавры на промыслы и торговлю в регионе. В статье присутствуют разделы о монастырских слугах и служках, вкладах и вкладчиках, ценнейшем монастырском архиве и библиотеке, содержащей рукописные и старопечатные книги, о монастырском хозяйстве, знаменитых посетителях, благотворительной деятельности, благоустройстве лавры во второй половине XIX в. и в предреволюционные годы. Авторы рассказывают о событиях революционного времени и об обращении лавры в музей историко-художественных ценностей, о расстреле последнего наместника монастыря архимандрита Кронида (Любимова), а также о последующем возрождении лавры и о ее архитектурном ансамбле, в т.ч. храмах за ее стенами.

http://patriarchia.ru/db/text/6048886.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Образ преподобного Сергия Радонежского в Сказании Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря Доклад на Пленарном заседании Межрегионального научного форума «Наследие святых равноапостольных Мефодия и Кирилла и современное богословское образование в России» 24.05.2014 626 Время на чтение 16 минут В 1620 г. бывший келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын, будучи на Соловках, закончил свой большой литературный труд - «Историю в память предыдущим родом» . Труд был посвящен событиям 1584-1618 гг., пережитым русским обществом в период от времени восшествия на царский престол Феодора Иоанновича до заключения русско-польского мира в селе Деулино недалеко от Троицкой обители. Представляя собой один из интереснейших обзоров Смутной эпохи, это произведение закономерно обрело популярность среди русских книжников и, соответственно, сохранилось в большом количестве списков (226) и нескольких вариантах. Значительное место в нем, а именно главы 7-57 , занимает повествование об осаде Троице-Сергиева монастыря объединенной армией Лжедимитрия II, или Тушинского вора, продолжавшейся 16 месяцев, с 23 сентября по ст. ст. 1608 г. до 22 января 1610 г., - « Сказание, что содеяшеся в дому Пресвятыя и Живоначальныя Троица и како заступлением Пресвятыя Богородица и за молитв великих чюдотворцев Сергиа и Никона избавлена бысть обитель сия от польских и литовских людей и русских изменников, того же келаря инока Авраамия Палицына » . Уместно сразу оговориться: вопреки сложившейся трактовке означенное произведение вернее считать повествованием не об осаде, а именно об обороне монастыря сравнительно небольшим числом защитников (стрельцов, монахов, крестьян) от атак многотысячного войска во главе с польским гетманом Яном Сапегой. Действительно, опираясь на письменные и устные свидетельства, а также отчасти на собственные впечатления, Авраамий Палицын сообщает о разных эпизодах борьбы за монастырь. Но свои рассказы он объединяет в целое не на основе единства сюжета и действующих персонажей, а на основе единства темы и идейной задачи «известити» о заступничестве за обитель Пресвятой Богородицы, согласно обещанию, некогда данному Ею святому Сергию Радонежскому, а также о помощи Божией, ниспосылаемой монастырю во множестве чудотворений как по молитвам преподобных Сергия и Никона, так и через них лично.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря Подготовка текста Е. И. Ванеевой, перевод и комментарии Г. М. Прохорова «Сказание» Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря польско-литовско-казачьими войсками в 1608–1610 гг. – одно из самых ярких документально-исторических произведений русской литературы начала XVII в. Написано оно на основании личных наблюдений автора и собранных им чужих записок, свидетельств и воспоминаний. Завершено в 1620 г. Собственно, «Сказание», которое здесь печатается, составляет 7–52 главы большого произведения – «История в память предидущим родом...», охватывающего период от смерти Ивана Грозного до Деулинского перемирия с Польшей (1584–1618 гг.) и состоящего из 77 глав. Право на отдельную публикацию «Сказания» дает то, что оно представляет собой как бы самостоятельное сочинение, со своим вступлением и заключением, со своим завершенным сюжетом – историей героической обороны Троице-Сергиева монастыря от осаждавших его в течение года и трех с половиной месяцев, с 23 сентября 1608 года до 12 января 1610 года, войск польско-литовских интервентов, казаков и русских изменников. В первых шести главах «Истории» речь идет о причинах Смуты в России и о событиях от смерти Ивана Грозного до воцарения Василия Шуйского; в последних двадцати пяти – о случившемся следом за снятием осады: о низведении с царства Василия Шуйского, о разорении поляками Москвы и освобождении ее и о возведении храма во имя Сергия Радонежского в деревне Деулине, где было заключено перемирие. Полностью «Историю в память предидущим родом...» см. в кн.: Сказание Авраамия Палицына/Подг. текста и коммент. О. А. Державиной и Е. В. Колосовой. М.; Л., 1955. «Сказание» Авраамия Палицына пользовалось большой популярностью у читателей XVII–XVIII вв. и сохранилось в значительном числе списков. Текст «Сказания» публикуется по списку 40-х гг. XVII в. – БАН, Архангельское собр., 413. Исправления (обозначенные курсивом) вносятся по списку РГБ, собр. Румянцева, 299 20-х гг. XVII века, положенному в основу издания О. А. Державиной и Е. В. Колосовой (М.; Л., 1955).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ Прп. Епифаний Премудрый. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». Кон. XVII в. (СПГИАХМЗ) Прп. Епифаний Премудрый. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». Кон. XVII в. (СПГИАХМЗ) (2-я пол. XIV в.- после 1443 (?), Троице-Сергиев мон-рь ?), прп. (пам. в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых), иером. Троице-Сергиева монастыря, ученик прп. Сергия Радонежского, агиограф. Сведения о Е. П. заимствуются из его сочинений. Поскольку в них содержится критика политики вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты в Ростове, можно предположить немосковское происхождение книжника. Вероятно, Е. П. принял постриг в ростовском мон-ре во имя свт. Григория Богослова - Затворе,- имевшем во 2-й пол. XIV в. богатую б-ку. Е. П. писал о своей дружбе в 70-х гг. XIV в. со св. Стефаном (впосл. ставшим епископом Великопермским) в Затворе, книжники часто спорили о толковании текстов. По наблюдениям В. О. Ключевского , Е. П. хорошо знал НЗ и ВЗ, Псалтирь, святоотеческую и житийную лит-ру ( Ключевский. Древнерус. жития. С. 91- 92). По-видимому, в Ростове вместе со св. Стефаном он изучал греч. язык. Полученные знания Е. П. использовал в своих путешествиях в К-поль, на Афон и в Иерусалим, о к-рых известно из его сочинений (ряд исследователей отождествляют Е. П. с иноком Епифанием, автором «Сказания о пути к Иерусалиму»; см.: Прохоров. 1988. С. 211), путешествия Е. П. мог совершить в 80-х гг. XIV - нач. XV в. Из ростовской обители Е. П. перешел в Троице-Сергиев мон-рь (это могло произойти вскоре после 1379, когда св. Стефан оставил Затвор, намереваясь отправиться с миссионерской проповедью к зырянам). (По предположению Б. М. Клосса , Е. П. принял постриг в Троице-Сергиевом мон-ре 12 мая 1375; данная т. зр. не принята др. исследователями.) Став учеником прп. Сергия, Е. П. начал делать записи о жизни святого после его кончины, последовавшей осенью 1392 г.

http://pravenc.ru/text/190095.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010