Труды протоиерея Иоанна начали публиковаться на японском языке с конца XIX века, практически сразу же после выхода в свет на русском языке. В сентябре 1895 года святой Иоанн Кронштадтский собственноручно передал Иоанну Сэнума Какусабуро, направленному святителем Николаем Японским в Санкт-Петербургскую духовную академию для продолжения обучения после Токийской семинарии, сборник своих проповедей «Беседы о Боге-Творце и Промыслителе мира». Об этом сообщается в предисловии к японскому переводу книги. Иоанн Сэнума мечтал о встрече с известным кронштадтским священником и, чтобы увидеться с отцом Иоанном, специально долго ждал пастыря в основанном им работном доме. Вдруг святой Иоанн Кронштадтским вышел из подъехавшей черной кибитки и в сопровождении диакона и чтецов буквально вбежал в дом. Когда Сэнума представился и объяснил, что приехал из Японии, пастырь чрезвычайно обрадовался, приблизился, обнял и благословил студента-академиста. В ответ на просьбу Сэнума: «Помолитесь о языческой Японии» – отец Иоанн ответил: «Я каждый день молюсь не только о всех верных, но и о неверных в Японии». Священник передал японскому академисту шесть своих книг (три тома проповедей, два тома дневника и размышления о богослужении) и напутствовал со словами: «Вернувшись в Японию, приложи все силы для служения Пресвятой Троице». Подаренное святителю Николаю Японскому русское издание книги «Моя жизнь во Христе» было переведено в 33 году Мэйдзи (1900 г.) Матфеем Уэда. Еще до выхода в свет полностью переведенной на японский язык книги отдельные отрывки из нее регулярно помещались в журнале «Сэйкё симпо». Если открыть первый том дневника «Моя жизнь во Христе», то сразу же обращаешь внимание на фотопортрет отца Иоанна. Под этой фотографией читаем слова: «Вся ко благоугождению Твоему и мудрствующе и деюще» – и подпись: «протоиерей Иоанн Сергиев». Эта молитва, произносимая во время литургии перед чтением Евангелия, стала подзаголовком книги. «Моя жизнь во Христе, или Минуты духовного трезвления и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге» – труд, в наибольшей степени отражающий личность праведного Иоанна Кронштадтского. Здесь пастырь собрал и свои дневниковые записи, и слова молитв. Полный текст этой полюбившейся всем книги доступен в интернете и на русском, и на английском языке. Пастырь не просто цитирует Священное Писание, в книге слова Библии и Евангелия воспринимаются как дополнение собственных размышлений священника. И в наши дни научно-технической революции и громадного объема знаний святой праведный Иоанн Кронштадтский не отрицает роль и место науки, а призывает освятить свою жизнь Божественной правдой и премудростью. Если в связанное путами знаний и мудростью мира сердце вдохнуть немного Святого Духа, то и мир предстанет совсем другим.

http://pravoslavie.ru/41388.html

В конце ноября объявили лауреатов национальной литературной премии «Большая книга» за 2012 год. В списке финалистов было 14 произведений. Среди них книга архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», переведённая уже на несколько языков, с тиражом более 1 миллиона 200 тысяч экземпляров. Однако жюри присудилопервую премию роману Даниила Гранина «Мой лейтенант», вторую — воспоминаниям Александра Кабакова и Евгения Попова о Василии Аксёнове, третью — книге Марии Степановой п«Женщины Лазаря». На сайте премии «Большая книга» параллельно шло голосование читателей. Там с огромным отрывом лидером оказалась книга архимандрита Тихона. Она набрала голосов почти в три раза больше, чем все три лауреата вместе взятые. Совокупный тираж трёх книг — победителей «Большой книги» — в 60 раз меньше, чем тираж «Несвятых святых». Рейтинг: 10 Голосов: 26 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Анна 2 января 2013, 18:58 и действительно, книга самая простая. Просто хорошая, светлая, беспроблемная книга. Раскрутка и реклама, вероятно, имела место быть. Очень большое хорошее впечатление на меня произвела " Монахиня из разведки " (о м.Адриане Малышевой), составитель Анна Данилова. Василий 30 декабря 2012, 14:25 Александр Храмов: Мир вам, господа! Как-то нескромно столько писать об одном и том же (имею ввиду " Несвятых святых " ). Складывается неприятное впечатление саморекламы. Чем произведение лучше и достойнее - тем самодостаточнее. Не стоит об этом забывать. Благопоспешайте! С почтением, грешный р.Б. Александр. Согласен. Александр 26 декабря 2012, 17:52 " Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир " (Ин.15:17-18) Мария 26 декабря 2012, 11:28 Спасибо за интервью!Буквально на этой неделе прочитала сборник повестей Алексея Варламова " Стороны света " и немногим раньше прочла " Несвятые Святые " (и являюсь фанаткой Достоевского).

http://pravoslavie.ru/58376.html

Библия» (biblia) – слово греческое, на русский язык переводится словом «книги». Она была названа так в четвертом веке св. Иоанном Златоустом и св. Епифанием Кипрским , потому что содержит в себе много священных книг. Святая Библия – это собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Святого Духа через избранных Богом людей, называемых пророками и апостолами. Так как книги Св. Библии написаны людьми по вдохновению Божию, то эти книги называются богодухновенными и священными, ибо все, что исходит от Бога, духовно и свято. Поэтому Библию часто называют Священным Писанием. Библия разделяется на два отдела – Ветхий Завет и Новый Завет. В приложении к Священному Писанию «завет» означает союз Бога с людьми. Ветхий Завет или союз Бога с людьми был заключен еще при Адаме и продолжался до пришествия в мир Христа Спасителя – Сына Божия. С пришествием Спасителя между Богом и людьми был установлен Новый Завет, который продолжается до настоящего времени. Всего священных книг в Библии насчитывается 77; из них 50 книг Ветхого Завета и 27 – Нового Завета. При всем разнообразии содержания Святой Библии в ней замечается чудесное единство. Через все книги красной нитью проходит святая и великая идея – воспитание и спасение падшего человека. Три христианские добродетели Христианство учит тому, что земная жизнь человека есть время приготовления к будущей вечной жизни. Недолог человеческий век, он полон невзгод и скорбей, но именно здесь, на земле, человек делами определяет свою посмертную участь. Христианство дает верующему надежду, что он может обрести блаженство – настоящее счастье еще в этой жизни, несмотря на все земные скорби. Это происходит в том случае, если он будет следовать трем важнейшим христианским добродетелям – вере, надежде, любви. О вере При равном достоинстве первым звеном в цепи трех христианских добродетелей является вера. С нее начинается трудный и одновременно радостный путь духовного совершенствования. Вера есть уверенность в невидимом, и поэтому она есть подвиг. Легко принять очевидное. Но дерзнуть уверовать в то, что скрыто до времени от людей, полюбить невидимого Бога способен не каждый. Требуется немалое духовное мужество, чтобы, поверив в Бога, перестроить свою жизнь в соответствии с Его заповедями.

http://azbyka.ru/fiction/detskaya-pravos...

Специалисты из Американской школы ближневосточных исследований объявили об открытии этих уникальных манускриптов в 1948 году, 11 апреля. А буквально спустя несколько лет на пресс-конференции в Иерусалиме выступает тот самый Э.Л. Сукеник, который также говорит, что у него есть три экземпляра этих рукописей. Таким образом, ученый мир в начале 1948 года был извещен об уникальных манускриптах, которые из всех известных сейчас науке в таком количестве, наверное, являются самыми древними. Какими же были первые семь найденных рукописей? Я позволю себе перечислить, потому что это важно для дальнейшей истории изучения и для построения всей концепции Кумранской литературы. Первые семь рукописей были, во-первых: Великий свиток Книги Исайи, или иногда говорят Большой свиток Книги Исайи — манускрипт, в котором практически полностью сохранился текст библейской книги святого пророка Исайи. Другой манускрипт — Малый свиток Исайи. Он несколько короче и сохранился не полностью. Также: Устав общины, Комментарий на Книгу Аввакума, Благодарственные гимны, Свиток войны и Апокриф Книги Бытия. Вот эти семь рукописей. И прошу вас обратить внимание — мы потом укажем на их специфическую особенность. Надо сказать, что после таких известий были организованы экспедиции в Палестину — не только в район Кумрана, но и в другие места – экспедиции, которые пытались найти новые рукописи. Эти находки действительно были сделаны. Но при этом ученым приходилось буквально конкурировать с бедуинами, которые старались быстрее ученых найти древние манускрипты в пещерах и продать их за очень высокую цену — или тем же исследователям, или представителям Израильского государства. Манускрипты были найдены не только в одиннадцати пещерах около Кумрана, но еще и в таких местах: неподалеку от древней крепости Масада, в четырех пещерах Вади-Мурабба’т. Далее: в пещерах Нахал Хевер, в пещерах Нахал Це’лим, в пещере Нахал Мишмар и даже в руинах греческого монастыря Хирбет Мирд. Эти рукописи были несколько различны — как по своему составу, так и по датировке. Только рукописи, которые найдены около Кумрана, а также несколько рукописей из Масада и Каирской генизы – эти рукописи датируются с III века до Р. Х. по I век до Р. Х., и вот они называются или «Кумранскими рукописями» или «Рукописями Мертвого моря» в узком смысле. А «рукописями Мертвого моря» в широком смысле называют вообще все найденные рукописи. В других местах были найдены или рукописи, датированные III веком после Р.Х., как в той же Масаде, или даже более поздние рукописи.

http://azbyka.ru/kumranskie-rukopisi-yur...

Само оглашение делилось на три части: первый этап, второй (подготовка ко крещению) и третий (таинствоводство), все вместе занимало около года. На первом этапе огласительные занятия проходили, как правило, раз в две недели, на втором — раз или два раза в неделю, на третьем — каждый день. Первые встречи (обычно одна-две) проходили в храме, а потом, когда оглашаемые познакомятся друг с другом, переносились к кому-нибудь домой. Начиналась встреча с чаепития, во время которого можно было пообщаться в неформальной обстановке с катехизаторами и друг другом. Первый этап длился месяцев восемь и был посвящен христианской этике: человек должен был понять, что значит жить по заповедям Божьим, осознать свою греховность и начать исправлять свою жизнь. Чтобы понять, что такое грех и заповеди, мы должны были читать Священное Писание: три первых Евангелия, некоторые книги Ветхого Завета — Пятикнижие, Книги Премудрости (Притчи, Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса сына Сирахова), книги пророков. На встречах катехизатор, как правило, закончивший первый курс СФИ, спрашивал оглашаемых, какие возникают вопросы, и отвечал на них. Например, как идет личная молитва, удается ли применять прочитанное в Священном Писании к жизни, удается ли понять, в чем живешь не по заповедям Божиим и поняв — начать свою жизнь исправлять? Разговор был всегда живой и очень интересный. Ближе к концу первого этапа (месяцев через пять-шесть) нас начинали вводить в мир православного богослужения. До этого не было обязательности в посещении храма. Но в последние месяцы рекомендовалось ходить в храм минимум раз в неделю, а чтобы познакомить нас с общим порядком богослужения, вкратце объяснялось чинопоследование служб: вечерни, утрени и Литургии оглашенных. В качестве пособия использовалась книжечка «Всенощное бдение и Литургия» — по ней советовали следить за ходом службы. Обычно оглашаемые ходили в храм, в котором служил о. Георгий (тогда это был Сретенский собор Сретенского монастыря), — там богослужение было адаптировано под оглашаемых — Священное Писание и некоторые молитвы читались по-русски, а за чтением обязательно следовала проповедь. Мы посещали вечерню (о. Георгий служил ее отдельно от утрени) и Литургию оглашенных. А вот с Литургии верных после «Оглашенные, изыдите» честно уходили, т.к. до окончания оглашения некрещеные не должны были в ней участвовать.

http://bogoslov.ru/article/3143186

Союз проводил крестные ходы (до пяти, иногда – до десяти тысяч человек) и молитвенные стояния. Одновременно проводились митинги в защиту гонимого русского населения в Прибалтике, Казахстане, Молдавии. Велась просветительская работа в защиту канонической чистоты Православия, против ересей, включая ересь папистов, и мирового правительства. В 1990 г. участвовал в выборах в Верховный Совет РСФСР по Севастопольскому избирательному округу. Газета «Вечерняя Москва» сообщила, что первое место в округе занял В.Н. Осипов. Но позднее демократы и их сочувствующие пересчитали «более правильно» и первым оказался Шейнис, позднее один из составителей Конституции 1993 года. Во время избирательной кампании неизвестные писали на плакатах Осипова: «Его поддерживает “Память”». Союз «Христианское Возрождение» активно выступал за канонизацию Царя Николая Второго и Его семьи. В 2011 г. новые, уже демократические власти завели уголовное дело против Осипова за книгу «Корень нации. Записки русофила». Но благодаря поддержке соратников, автор был оправдан. Суд проходил в городе Александрове, и единомышленникам (около 20–30 человек) приходилось ездить спозаранку за 100 километров от Москвы. С июля 2013г. В.Н. Осипов возглавил также Движение «Сопротивление новому мировому порядку», которое периодически проводит важные научно-богословские конференции против экуменизма, апостасии и мировой закулисы. Идеалы, которые отстаивал Осипов, были сформулированы славянофилами еще в XIX веке. Это прежде всего спасительное значение русского Православия и Самодержавной монархии. Вера в Россию как в особую цивилизацию, ее всемирную задачу – перестроить мир на основе идеалов Православия. И наконец, идеологическое противостояние Западу, заведшему мир в тупик потребительской цивилизации, но упорно, вплоть до методов государственного терроризма и бандитизма, навязавшему другим странам свои ложные ценности. Институт русской цивилизации издал три книги Осипова, в которые вошли его главные идеологические произведения. Кроме указанной выше книги «Корень нации» Институт подготовил еще книги «Возрождение русской идеологии» и «Отбоя не было. Борьба продолжается».

http://ruskline.ru/opp/2022/10/29/uchast...

И наука выросла из стремления эту Книгу Природы прочитать. Такое представление существовало только в контексте христианской традиции. И поэтому никакая другая цивилизация науку не породила. И наука, как мы хорошо знаем, родилась в Европе в семнадцатом столетии. Конечно, может встать вопрос: христианство возникло два тысячелетия назад, а наука — всего лишь три-четыре столетия назад, — почему так поздно появилась наука? Для того чтобы понять это, нужно вспомнить следующее. Дело в том, что, если мы считаем, что мир — это книга, которая обращена к человеку, то к миру могут быть применимы те же методы исследования, которые применимы к изучению библейского текста. В семиотике (науке, которая исследует знаковые системы) есть три уровня исследования текста. Любые тексты состоят из знаков. И самое элементарное исследование состоит в том, что мы исследуем отношение одних знаков к другим, т. е. мы изучаем то, что называется синтаксисом. А можно исследовать отношение знака к тому, что он означает, т. е. исследовать его семантику. И, наконец, можно изучать отношение текста в целом к тому, к кому он обращён, и к тому, кем он создан (это называется прагматикой текста). Несколько упрощая, можно было бы сказать, что в течение примерно первого тысячелетия христианская богословская мысль была занята исследованием прагматики книги природы, т. е. исследовалось отношение мира к человеку и исследовалось отношение мира к Творцу. Было осознано, что мир представляет собой послание Бога, обращённое к человеку. Один из величайших византийских богословов — преподобный Максим Исповедник — говорит, что этот мир представляет собою «цельнотканный хитон Логоса». Святитель Григорий Палама, в котором православное византийское богословие достигает своей вершины, называет этот мир Писанием Самоипостасного Слова. То есть этот мир — это текст, обращённый к человеку. Это очень нетривиальная мысль! Она могла возникнуть только в контексте христианской традиции. Почему? Потому что мы, будучи частью этого мира, одновременно имеем претензию, что мы способны его прочесть.

http://pravmir.ru/samoe-bolshoe-chudo-et...

И сегодня одну из главных задач Церкви я вижу в том, чтобы гармонично соединить традиционное христианское мировоззрение с современными взглядами на мир. Я являюсь членом комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия. И наша комиссия выделила четыре приоритетных вопроса. Первый из них – это богословское осмысление происхождения мира и человека. Я являюсь куратором этой темы. Церковь сегодня действительно осознает важность понимания того, как соотносится между собой, с одной стороны, воззрение Церкви, с другой – точка зрения науки. Это соответствие очень сложное, а не линейное, как порой представляется, что шесть дней сотворения мира – это шесть тысяч лет или шесть периодов. Все намного сложнее. Так что поиски вот этой истины и привели меня в Церковь. Кстати, интересно, что не меня одного. Три года назад мы отмечали 170-летний юбилей основания нашего храма. Я пригласил порядка 20 священников – выпускников университета. Большинство из них изучали естественные науки. Такая тенденция объясняется тем, что наука изначально рождалась как способ познания Бога. В средние века было принято считать, что раз Бог этот мир сотворил, то ученые, исследуя мир, изучают отпечатки Бога. Постигая законы мироздания, мы можем сказать нечто о Творце, Который этот мир сотворил. И то, что мы сегодня называем наукой, в средние века называлось естественной теологией. Именно познание Творца идет через познание творения. – Как сегодня протекает эта эволюция науки как способа познания Бога? Современная наука помогает познать Бога или, наоборот, встает стеной между Ним и человеком? – Новоевропейская наука очень сильно отличается от науки средневековой. Средневековая наука изначально возникала в оппозиции Церкви. Сегодня это не до конца осознается даже учеными. Но если мы обратимся к истории, то увидим, что новая европейская наука изначально возникла как новое богословие, противостоящее традиционному. Если традиционное богословие ориентируется на Откровение, на Писание, на предания, толкования святых отцов, то новое богословие толкования книги природы предложило обратиться непосредственно к самому миру.

http://pravoslavie.ru/35020.html

Посещение храма, пребывание в храме, церковное пение – для человека духовного в этом вся полнота жизни и ее естественное содержание. А для другого – нет, нужны какие-то развлекательные песнопения. Но это все по – немощи, по жестокосердию. На самом деле из начала не бысть тако ( Мф.19:8 ). И вот, светильники среди этого мрака ночи житейской, являются такие святые, как священномученик Игнатий Богоносец, святой праведный Иоанн Кронштадский. Которые, живя среди этого мира, показали, что есть другая жизнь. И жизнь во всей полноте, настолько они жили полно. Святой праведный Иоанн Кронштадский – нам близкий святой, и мы знаем, что он ложился спать очень поздно, в три часа ночи вставал, а все остальное время или совершал богослужения, или молился, или общался с людьми, которым он духовно подавал наставления и исцеления. И еще сколько написал: вы знаете книгу «Моя жизнь во Христе», его духовный дневник, и другие книги. И так жили люди святые. Они показали, что есть иная жизнь, иные понятия, о которых мир даже и не знает. Началось его великое служение с того, что, служа в Кронштадте, а там были рабочие районы, он всячески боролся с пьянством, с распущенностью в жизни. И как раз вот этим своим подвигом внутренним – и внешним, естественно, потому что здесь очень много труда – он привлек благодать Божию, которая дана ему была изобильно. Сила его молитв была очень велика: люди исцелялись не только от телесных недугов – хотя мы обычно обращаем внимание на эту сторону, на исцеление, особенно неизлечимых, телесных болезней, – а изменялись души. Есть пример с человеком, который был неверующим, будучи земским врачом, и стал потом архиереем. По молитве св. Иоанна Кронштадского и тех, кто заботился о его душе, Господь ему открыл, что совершенно реально существует и действует мир иной. Он увидел темный мир, тот самый, который как раз и держал и держит наш мир в своих когтях. Только большая часть людей не задумывается над тем, что все проявления ненормальности так называемого «естественного» мирского бытия есть плоды воздействия нечистой силы. Почему даже и медики – профессионалы о пьянстве, в частности, прямо говорят: «Это – дело бесовское». Есть, конечно, элементы физиолологии, но сама суть – бесовская, и одними медицинскими средствами полностью избавиться от нее невозможно – враг все равно будет уловлять

http://azbyka.ru/propovedi/kak-dolzhno-b...

Любой приходящей к этой иконе человек, может быть, и не решит своих житейских проблем, но ему откроется нечто, превышающее его самого, вселяющее мир, гармонию, любовь. Поэтому я не могу указать на какой-то конкретный момент в моем общении с «Троицей» Рублева. Это сопровождает меня практически всю мою сознательную жизнь. Занимаясь иконографией, богословием иконы, я все время открываю в этой иконе что-то новое. – Что нового появилось именно в этом изображении Святой Троицы, чего не было до него? В чем «прорыв» этой иконы и почему ей суждено было стать канонической? Ведь этот образ стал достоянием не только русской богословской традиции и культуры, но и мирового искусства. В чем выражается это открытие? – Новизна иконы в первую очередь в том, что Рублев сосредоточил все свое внимание именно на трех Ангелах. До него изображали в основном «гостеприимство Авраама» – сюжет 18-й главы книги Бытия, когда к Аврааму в дом пришли три Ангела. «Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли…»(Книга Бытие 18:2). Исходя из повествования этой главы, становится ясно, что Аврааму явился сам Бог. Хотя нет единства ни среди святых отцов, ни среди иконописцев в толковании этого сюжета. Кто-то утверждал, что перед Авраамом тогда явилась Святая Троицы. И иконописцы изображали трех Ангелов в одинаковых одеждах, указывая на их единство и равенство друг другу. Другие богословы говорили о явлении Бога в сопровождении двух ангелов. Тогда одного из них изображали в одеждах Христа. Андрей Рублев, устраняя бытовые детали сюжета – Сарру и Авраама, слугу, который закалывает тельца, то есть все, что писали иконописцы до него, — вводит нас в непосредственное созерцание тайны самой Троицы. Вообще эта икона интересна тем, что она многопланова – ее можно прочитать по разному несколько раз: и как явление Христа – потому что средний Ангел изображен в одеждах Спасителя. Ее можно прочитать и как образ Троицы – все три Ангела написаны практически с одинаковыми ликами. Но перед нами не иллюстрация Бога. На этой иконе, как в богословском трактате, раскрывается то, что святые отцы называли «Троица во Единице» — один Бог в трех Лицах или Ипостасях. В образе также отражен и литургический аспект.Силуэты двух Ангелов, сидящих по бокам, образуют собой чашу. И на престоле посередине стоит чаша – символ Евхаристии, Жертвы Христа.

http://pravoslavie.ru/94430.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010