Печенга. Трифонов Печенгский монастырь в Печенге. Церковь Рождества Христова. Рождественская церковь в нижнем Трифоновом монастыре Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Христова Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1908 и 1911. Алтарь - бывшая отдельно стоящая часовня кон. 19 в. Год утраты:2007 (сгорела) Ссылки:   Адрес: Россия, Мурманская область, Печенгский район, пгт. Печенга Координаты: 69.543813, 31.212844 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Рождества Христова церковь «нижнего» Трифонов Печенгского монастыря, крестообразная в плане, колокольня в виде ротонды. Построена в пос. Печенга в 1908 г. на месте сожженного в ночь на Рождество 1589 г. шведско-финским отрядом Троицкой церкви. Освящена 15.07.1911 г. митрополитом Дмитровским Трифоном (Туркестановым). После отхода Печенгского района к Финляндии в 1920 г. в храме проходили лютеранские богослужения. По окончании Великой Отечественной войны здание использовалось военными для бытовых целей. Передана Русской Православной Церкви в 1995 г. С 1997 г. в ней размещался Трифонов Печенгский монастырь. В крипте храма под спудом — могила 116 местночтимых монахов-мучеников, погибших в 1589 г. Храм (весь Нижний монастырь был лимитирован одним только этим зданием) полность сгорел 01.12.2007 г. Сохранившийся при пожаре антиминс был перенесен в находящееся рядом монастырское здание (2002 г. постройки; строилась как чайная для путников), где и проходили службы. 22.12.2015 г. храм освящен еп. Митрофаном во имя 116-ти преподобномучеников Печенгских. На Кольской земле не осталось ни одного храма в честь Рождества Христова. http://lexicon.dobrohot.org/ В 1881 г. в Архангельске «особая комиссия для изыскания мер к развитию различных видов промышленности в северном крае и к улучшению его благосостояния», созданная по инициативе губернатора Н.М. Баранова, признала возобновление Печенгского монастыря делом первостепенной важности. С периода 1882 г. по решению Синода обитель стала постепенно возрождаться. В июле 1886 г. в Печенгу приехал строитель обители Никандр с немногочисленной братией.

http://sobory.ru/article/?object=42281

Краткие биографические сведения о некоторых лицах, упомянутых в книге Аввакум (Александр Федорович Тухтин; 1882–1928), иеромонах. Родился в Ярославской губ.; 1 марта 1903 г. поступил в Валаамский монастырь. 11 марта 1908 г. определен в послушники. 9 августа 1914 г. пострижен в монашество. Проходил послушания на монастырском подворье в Москве, при гостинице в монастыре, в братской трапезе. 19 октября 1921 г. переведен в братство Трифоно-Печенгского монастыря. 15 ноября 1921 г. рукоположен в иеродиакона. 17 ноября 1921 г. – в иеромонаха, 11 октября 1926 г. вернулся в Валаамский монастырь. Агапит (Андрей Купреянов; 1877–1922), монах. Из крестьян Курской губ. Женат не был. 20 апреля 1902 г. поступил в Валаамский монастырь, 19 октября 1911 г. определен в послушники, в той же обители пострижен в монашество. Проходил различные послушания, в том числе и чредное чтение Псалтири. Агния Окулова – см. Окулова Агния Сергеевна. Азария (Алексей Иванович Егоров; 1875–?), иеромонах. Родился в д. Веретий Новоладожского уезда Петербургской губ. Окончил курс монастырской богословской школы. 20 января 1904 г. поступил в Валаамский монастырь. 2 июня 1910 г. определен в послушники. 23 июня 1912 г. пострижен в монашество. 18 июля 1920 г. рукоположен во иеродиакона, 13 ноября 1921 г. – во иеромонаха. Проходил послушание на молочной ферме. В 1921 г. переведен в Трифоно-Печенгский монастырь. 3 сентября 1925 г. по прошению вернулся в Валаамскую обитель. Александр Макушин – см. Артемий, схимонах. Алексий (Андрей Шарынов; 1884–1962), монах. Родился в Вологодской губ. В 1905 г. прибыл в Трифоно-Печенгский монастырь, там же в 1921 г. принял монашество. Проходил послушания на конюшне, в пекарне и на кухне. Летом 1938 г. перешел в Валаамский монастырь, но оставался в списках братии Трифоно-Печенгского монастыря. Скончался и похоронен на монастырском кладбище Нового Валаама в Финляндии. Алексий (Сергей Владимирович Симанский; 1877–1970), Патриарх Московский и всея Руси. Занимал патриарший престол с 4 февраля 1945 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Никонов С. А. Акты Троицкого Печенгского монастыря конца XVII – начала XVIII в. из архива канцелярии епископа Архангельского и Холмогорского   В Кольском уезде в XVI – середине XVIII в. действовал самый северный православный монастырь России – Троицкий Печенгский, основанный во 2-й четверти XVI в. прп. Трифоном Печенгским. Обитель, являвшаяся одним из крупных вотчинников уезда, на рубеже эпох переживала упадок. На жизнь монастыря влияли региональные и общероссийские процессы: организация новой епархии на Русском Севере, участие России в Северной войне (1700–1721 гг.) и петровские преобразования. Основным источником, позволяющим раскрыть условия жизни монастыря накануне и в начале петровских преобразований, являются акты, отложившиеся в канцелярии архиепископов Архангельских и Холмогорских. Созданная в 1682 г. Холмогорская и Важская епархия включала 6 уездов Русского Севера: Двинской, Кольский, Кеврольский, Мезенский, Пустозерский, Важский. Возглавил епархию архиепископ Афанасий (Любимов; 1641–1702 – один из образованных людей своего времени, владелец крупной библиотеки и организатор книжного дела, автор ряда литературных произведений, а также крупный церковный и государственный деятель. По инициативе Афанасия на Холмогорах началось каменное строительство, он принимал участие в организации обороны Поморья в годы Северной войны. Архиепископ находился в хороших отношениях с царем-реформатором Петром I. Немало стараний архиепископ Афанасий приложил к упорядочению церковной жизни вверенной ему епархии, что отразилось на положении монастырей. В конце XVII в. в монастырях Поморья существовало немало проблем, связанных с нарушением дисциплины, воздействием раскола, конфликтами с мирянами (монастырскими крестьянами, посадскими людьми и др.). Все эти случаи подробно рассмотрены в исследовании В. М. Не являлся исключением и Троицкий Печенгский монастырь. Одним из пороков жизни обители было пьянство. Исследователь, опираясь на допрос священника церкви Бориса и Глеба Симеона составленный 20 апреля 1696 г., отмечает, что из 14 монахов только один имел «житие… доброе», другие были неграмотны, жили «воровски» и с «кабака не Случаи пьянства повторялись и

http://sedmitza.ru/lib/text/8000953/

В истории просвещения лопарей замечательны два подвижника-благовестника, – воспитанник Соловецкой обители инок Феодорит, бывший потом архимандритом Суздальского монастыря, и основатель Печенгской обители преп. Трифон 1 . Феодорит просветил св. крещением лопарей, живших на реке Коле (в Архангельской губернии), научил их письменам и перевел на их язык несколько молитв; Трифон проповедывал Евангелие лопарям, жившим еще далее к Северу за Колою, на реке Печенге, у Норд-Капа. Оба они трудились в одно время (в первой половине XVI в.); но до какой степени апостольские и пустынножительские труды одного из них были соединены с трудами другого, определить трудно. Курбский, разсказывающий о трудах Феодорита, говорит, что Феодорит, прибыв на реку Колу, встретил там одного старца пустынника, пришедшего сюда за пять лет до него, и прожил с ним двадцать лет, но называет этого старца не Трифоном, а Митрофаном, прибавляя однакож, что ему только так помнится (памятамися) 2 . С другой стороны, в житии преп. Трифона, не вполне впрочем дошедшем до нас, как увидим ниже, упоминается также один старец, с которым Трифон приходил в Москву за милостыней: и хотя не называется по имени, однакожь с вероятностию можно полагать, что этот старец был упоминаемый в сказаниях Курбского Феодорит. Кроме этого намека, в житии Трифона нет других указаний на Феодорита, и Трифон изображаетея в нем как самостоятельно действующий просветитель лопарей и основатель Печенгского монастыря. Преподобный Трифон скончался 15 декабря 1583 г. Когда написано предлагаемое здесь житие его 3 , определенно сказать нельзя. Неизвестный составитель его, в своем послесловии к нему, говорит: «егда Божиим попущением, грех ради человеческих, Святые Троицы и праведного обитель от немец разорена и созжена (бысть) до основания, в то время житие святого, самовидцы писанное, погибе и доселе в земли забвения и неведения посыпахуся... у некоторых ко святому по вере, в малых книжицах и в писаниях кратких соблюдошася. Се ныне, Господу поспешествующу, понудихся службу и житие преподобного, во едину книгу совокупив, написати». Следовательно это не полное житие, писанное самовидцами, а только некоторые сведения о житии и чудесах, уцелевшия в записках его благочестивых почитателей. Житие действительно не обнимает собою вполне всей деятельности преподобного, как просветителя лопарей и как пустынножителя, основавшего Печенгскую обитель. Оно состоит из отдельных разсказов с особым в начале каждого предисловием, а иногда и обычным заключением. Первая часть жития, состоящая из разсказа о просвещении лопарей и устроении обители, написана довольно стройно; но дальнейшие разсказы и особенно разказы о чудесах излагаются растянуто, без связи и последовательности исторической и, по всей вероятности, в том самом виде, в каком они найдены были в тех «малыхь книжицах и писаниях кратких», на которые указывает составитель жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Аркадий Григорьев Посвящается памяти архимандрита Ионафана   Не перевелся у простого люда русского, православного, старый обычай: тяжкий недуг, лихая напасть посетят дом верующего человека, и несутся горячие молитвы к небесным заступникам, даются зароки и обещания послужить Богу за чудесную помощь в беде. Разнедужился, обмер у матери любимый ребенок, и готова она отдать его на служение богоугодное в далекую честную обитель, лишь бы жив остался. Идут паломники по обещанию своему в отдаленные монастыри, ведут и посылают туда выздоровевших детей своих, будущих трудников монастырских. Грех большой не исполнить данного святителям обета... Таковы обстоятельства, которые привели семнадцатилетнего юношу Ивана Федоровича Баранова в Соловецкий монастырь, пользующейся осо­бенно большою известностью у жителей северных русских губерний. Иван Федорович, будущий архимандрит Ионафан, родился в 1850 году в крестьянской семье Боровичского уезда, Новгородской губ. Не успев окончить курса низшей лесной школы, он по обету матери оказался в числе «годовиков» монастыря, постепенно сжился с ним и принял в нем впоследствии пострижение (1880 г.). Монастырская жизнь, монашеской уклад довершили воспитание о. Ионафана и в соединении с суровыми условиями трудовой жизни на Севере выработали из юноши стойкого деятеля, не боявшегося ни физического труда, ни напряжения воли. Незаурядные способности молодого иеромонаха выдвинули его из прочей монастырской братии, и в 1890 году он был назначен на от­ветственный пост настоятеля – устроителя самого северного на земном шаре ТрифоноПеченгского монастыря. Жизнь о. Ионафана так тесно связана с развитием этого мона­стыря, являющегося ныне единственным очагом культуры на нашем далеком Мурмане, что трудно себе представить этот неизбалованный природою и заботами правительства край без крупной личности о. Ионафана. Утрата такого деятеля, каким был о. Ионафан, для государства должна быть весьма ощутительна. Быть может – и дай Бог , – ТрифоноПеченгский монастырь и впредь будет высоко держать знамя культуры и не утратит государственного значения, какого он достиг при покойном своем архимандрите – настоятеле, но для этого уже не потребуется столько энергии и уменья, которые были проявлены о. Ионафаном.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Н.Ф. Корольков Трифоно-Печенгский монастырь, основанный преподобным Трифоном, просветителем лопарей, его разорение и возобновление Источник I. Преподобный Трифон и основание Печенгского монастыря Древнейшим поселением на Мурмане считается г. Кола, основанная новгородцами; в первый раз упоминается о ней в 1264 году в договоре новгородцев с князем Ярославом Ярославовичем Тверским о независимости Колы от князя. В 1550 году Кола названа острогом и в 1553 году построена в ней первая церковь . В XVI столетии на берегу Варангерского залива, у реки Печеньги возникло другое поселение. Это был Печенгский монастырь, основанный преподобным Трифоном, просветителем лопарей. Преподобный Трифон, в мире Митрофан, был сын священника, жившего близ города Торжка Новгородской области (ныне Тверской губернии). Под влиянием благочестивой жизни родителей Трифон уже в годы юности отличался особенным благочестием. Обученный родителями грамоте, он любил часто посещать храм Божий, стараясь приходить к богослужению первым; с любовью внимал он священному писанию. Божественное семя таким образом попадало на добрую землю. В одно из утренних богослужении на него особенно благодатно подействовали слова антифона: «пустынным живот блажен есть, божественным рачением воскриляющимся». И Трифон горячо полюбил пустыню, еще не зная тайн пустынной жизни. Между тем он уже начал отлучаться из дома родителей для молитвы в места уединенные, непроходимые. Родители пробовали отклонять такие отлучки его из их дома, но в сердце Трифона уже горел огонь божественной любви и на просьбы родителей он оставался непреклонен. Удаляясь, однажды, по обычаю в пустынное место, Трифон услышал голос: «иди в землю необитаемую и непутную (бездорожную), в землю жаждущую, в которой не обитал еще человек (т. е. не было еще проповедника слова Божия), ибо, милуя, вспомнил Я людей Моих, и любовь обручения Моего не утратится». С этого времени Трифон еще более стал прилепляться сердцем своим к Богу, посещать церковь и удаляться в пустыню. Там сильно занимал его смысл слышанных им слов «что означает земля жаждущая и непроходная». – Это не земля собственно, но языческие народы, жаждущее евангельского благовестия, – решил он и с этою мыслью покинул родину, чтобы служить Господу там, где Он поставит его быть проповедником божественной истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Печенга. Трифонов Печенгский монастырь в Печенге. Часовня 116-ти мучеников Печенгских. Деревянная часовня.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Рождества Христова Год постройки:1808. Год утраты:Не установлен. Ссылки:   Адрес: Россия, Мурманская область, Печенгский район, пгт. Печенга Координаты: 69.543863, 31.213552 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В ходе воссоздания монастыря территория его «нижней» усадьбы (современный п. Печенга) подверглась основательным перепланировкам, и активное строительство продолжалось до 1917 г. «В первые месяцы управления о. Ионафана Трифоново-Печенгским монастырём, над могилою 116 мучеников построена деревянная часовня в честь Рождества Христова…»  До создания часовни братская могила представляла собой небольшой могильный холмик с внушительным крестом, огороженный низким забором из штакетника: «Место древней обители было заселено самовольно поселившимися колонистами, а на могиле ста шестнадцати убиенных стоял деревянный крест, обнесённый деревянной решёткою и небольшая около могилы церковь с ветхим для священника домиком, окружённым складочными амбарушками коренных жителей-лопарей Печенгского погоста». Очень высокая часовня (19 венцов) была значительно поднята над каменистой площадкой. В 1905–1908 гг. часовню перестроили в церковь Рождества Христова на массивном валунном фундаменте. В алтарной части располагалась специальная погребальная камера (крипта) с каменной плитой, по легенде накрывавшей останки погибших монахов. Монастырь официально ликвидирован большевиками в 1920 г., но продолжал существовать в период 1921–1940 гг., когда Печенга входила в состав Финляндии. Церковь Рождества Христова была властями передана лютеранской общине Петсамо. http://www.kirjazh.spb.ru/biblio/sh_12.htm ... Остановимся подробнее на ситуации с местонахождением «могилы 116 мучеников» в Печенге в XIX в. Обычно в качестве источников по этому вопросу используются эмоциональные воспоминания туристов и паломников, посещавших обитель, и литературный очерк 1885 г. профессора Королевского университета Христиании Й.А. Фрииса. Мы можем опереться только на свидетельства летописца обители Д.А. Ануфриева и писателя-историографа Н.Ф. Королькова. Нельзя не отметить, что произведения этих авторов не являются историческими исследованиями и представленная в них монастырская хроника периода восстановления не избежала схематичности, тенденциозности и некоторых неточностей в изложении.

http://sobory.ru/article/?object=42282

Ууси-Валамо. Ново-Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Собор Спаса Преображения. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский собор построен к 800-летию Православия в Финляндии. Собор выполнен в новгородском стиле по проекту финского архитектора русского происхождения И.Н. Кудрявцева на средства общества друзей Нового Валаама и при поддержке государства. Освящение собора состоялось 5 июня 1977 года архиепископом Карельским и всей Финляндии Павлом. На колокольне храма находятся 14 колоколов, вывезенных с Валаама. Над главным входом помещено мозаичное изображение Преображения Господня. В 1991 году на наружной стене апсиды размещена мозаичная икона преподобных Сергия и Германа Валаамских. Слева, перед алтарем, находится чудотворная Валаамская икона Божией Матери, в которую вставлена частица хитона Пресвятой Богородицы. Справа – чудотворная Коневская икона Божией Матери. Храм освещает позолоченное бронзовое паникадило из главного храма Валаамского монастыря на Ладоге. Стоящее в притворе напольные часы, также раньше находились в алтаре Преображенского собора. По статье в «Журнале Московской патриархии» 8 2006г. 8 марта 1940 над водами Ладожского озера разнеслись 12 редких ударов большого колокола Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря. Эти удары возвестили о прекращении тысячелетней жизни обители. По древней монастырской традиции, когда умирает монах, в колокол ударяют один раз, когда умирает игумен – три раза, 12 ударами возвещают о кончине монастыря. По условиям договора, закончившего «зимнюю войну», Валаамский архипелаг вместе с монастырем отходил к СССР, где атеизм был официальной идеологией. Так как в Советском Союзе монастырь могло ждать только разорение, а иноков – ГУЛАГ, то обитель спешно эвакуировали вглубь Финляндии. Братия, увезшая с собой архив, библиотеку и много икон, нашла приют в Папинниеми, в волости Хейнявеси. Там была приобретена усадьба, где разместились 160 монахов и послушников Валаамского монастыря. Многие из них находились в преклонном возрасте. Здесь же получили убежище монахи Рождественского Коневского и Трифонова-Печенгского монастырей, тоже оказавшихся на территории СССР. В здании скотного двора были оборудованы трапезная и небольшая церковь, украшенная иконами и утварью из прежней обители. Новое иноческое местожительство получило название «Новый Валаам».

http://sobory.ru/article/?object=07557

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Игумен Трифон (Михайловский) о проповеди на Русском Севере «Откуда такие замечательные строители?» – «Из тюрьмы» 13.05.2023 541 Время на чтение 12 минут Источник: Православие.ру 3 года назад Свято-Троицкий Феодоритов Кольский мужской монастырь в Мурманске получил статус монастыря – раньше это было Свято-Феодоритовское Архиерейское подворье, образованное в 2014-м году из подворья Трифоно-Печенгского монастыря – самой северной обители в мире. В чем разница служения в городе и в северной снежной пустыне? Каковы потребности людей, обращающихся в монастырь? Есть ли необходимость христианского воспитания самих воспитателей, учителей, педагогов? Почему чудо для христиан не обязательно должно быть «громким», но обязательно личным? Как может сегодняшний разбойник стать благоразумным? – Об этом и о многом другом мы беседуем с наместником монастыря игуменом Трифоном (Михайловским). «Остатки былой роскоши» – Отец Трифон, у вас первое образование педагогическое? – Да, с Божией помощью я окончил Мурманский государственный педагогический университет, а впоследствии, обучаясь в Московской духовной академии, окончил аспирантуру. – Насколько нужно, необходимо христианское просвещение самого педагогического сообщества? Есть ли у учительского сообщества живой интерес к Церкви и Богу? Опираясь на собственный опыт общения с нынешними педагогами, радужных надежд не испытываю, скорее, наоборот: видел много учителей, не только ничего не знающих о Христе, но и не желающих знать о Нем. Отмахиваются от Православия, считая даже упоминание о нем недостойным для приличного образованного общества. С интересом, правда, изучают гороскопы и вникают в предсказания всяких «ванг»… – Есть такая проблема. Время показало, насколько важна не только ( от себя добавлю – и не столько) подача информации по конкретной дисциплине, а роль учителя в воспитании человека. Педагог – «детоводитель», воспитатель христианина, и без воспитательной составляющей говорить о качественной педагогике просто невозможно.

http://ruskline.ru/opp/2023/05/13/igumen...

Сортировать по Исключить новости 18 октября 2019 года братия Нового Валаама обрела небесного покровителя новому дому своей обители — в этот день были обретены мощи преподобного Иоанна Валаамского, память которого совершается 5 июня 21 октября. ПРАВМИР. Для Финляндской православной архиепископии 2019 год стал особенным — впервые эта церковь обрела своих, рождённых ею святых. 1 июня этого года был прославлен в лике преподобных старец схиигумен Иоанн (Алексеев), при жизни — настоятель Трифоно-Печенгской обители, а затем духовник братии Валаамского монастыря, а 13 июля — мученик и исповедник Иоанн Сонкаянрантский (Йоханнес, или Иван Васильевич Кархапяя). Икона прп. Иоанна Валаамского. (с) Valamon luostarin Параллельно с подготовкой к канонизации священноначалие Финляндской Православной церкви сделало запрос о проведении эксгумации захоронения преподобного Иоанна, чтобы обрести его честные мощи. Разрешение было получено и эксгумацию назначили на 18 октября. В этот день настоятель Ново-Валаамского монастыря архимандрит Сергий совершил вместе с братией обители и в присутствии преосвященного митрополита Куопиоского и Карельского Арсения молебен пред началом всякого доброго дела, после чего на монастырском кладбище в присутствии представителя санитарно-эпидемиологического надзора было вскрыто захоронение преподобного. Самая большая трудность состояла в определении принадлежности останков — ввиду относительно небольшой площади кладбища наши предшественники были захоронены очень близко друг ко другу, а на могильных крестах написано по два-три имени. Митрополит Куопиоский и Карельский Арсений с братией Ново-Валаамского монастыря после омовения честных мощей прп. Иоанна Валаамского. (с) Kaj Appelberg Ранее, при установке на могиле гранитного креста, место захоронения схиигумена Иоанна было определено приблизительно. Тем не менее, опознание произошло быстро — уже через 40 минут после вскрытия были обнаружены человеческие останки, среди которых был найден иерейский крест. Сомнений не было — среди всех погребённых в этой стороне кладбища насельников обители лишь отец Иоанн был иеромонахом. Благодаря этому обретение мощей святого произошло очень быстро — от начала вскрытия могилы до окончания всех работ прошло не более двух с половиной часов.

http://pravmir.ru/na-novom-valaame-obret...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010