19-е Преп. Иоанна Ветхопещерника Называется Ветхопещерником, потому что был монахом и священником в лавре преп. Харитона, сначала устроенной в пещере; сия лавра называлась и ветхой, потому что устроена прежде других Палестинских обителей. Подвизался в VIII веке. Св. Трифона, Константинопольского патриарха Из монахов столичного монастыря возведён на патриаршество императором Романом в 928 году, а в 931 году низложен им же, чтобы доставить престол двадцатилетнему Феофилакту, сыну своему. Трифон же с незлобивым сердцем воротился в свой монастырь и там скончался через два года и пять месяцев. Но тело его по смерти принесено было в Софийский храм и торжественно похоронено с прочими патриархами. Преподобного Симеона Босого, игумена монастыря Филофея, нового чудотворца Преп. Симеон, сын священника, в молодых годах принял иночество, достиг иеродиаконства и, побуждаемый любовью к безмолвию и уединению, удалился в пределы горы Олимпийской, в монастырь близ Киссары, где и предался суровым иноческим подвигам. Отсюда он перешёл на Афон и вступил в братство лавры св. Афанасия. По воле настоятеля, скоро отличившего ревностнейшего между всеми подвижниками, Симеон был рукоположен в иерея. Из лавры перешёл он в обитель Филофеевскую, где строгой жизнью изумлял братию и возбудил такое благоговение к себе, что общими просьбами, хотя и против своей воли, убеждён был принять звание игумена. Тогда, сознавая свою священную обязанность служить образцом для руководимых им, Симеон ещё «возвысил меру поста, молитвы и других Богоугодных подвигов», и, главное, безленостно и постоянно наставлял иноков спасительными увещаниями. Но так как, при условиях испорченности человеческой природы, среди наибольшей высоты жизни люди подвергаются и наибольшим искушениям, то и среди иноков, хотя и добровольно избравших себе истинно высокий образец для подражания, возникло раздражение против строгого подвижника. Симеон, видя неприязнь к себе, терпел, молился, старался любовью побеждать вражду, но не мог ничем обезоружить злобствующих против него и потому удалился.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Скачать epub pdf Память преподобного отца нашего Трифона, патриарха Константинопольского Память 19 апреля Византийский император Роман 2647 , тесть императора Константина Багрянородного 2648 , имея младшего сына по имени Феофилакта, которого он обещал, как только тот родился, посвятить в духовный сан, восхотел сделать его патриархом Константинопольским по случаю смерти тогдашнего патриарха Стефана 2649 . Но так как Феофилакт был еще тогда молодым юношей, имевшим от роду всего только шестнадцать лет и по церковным правилам не мог принять на себя такой сан, то на время был избран местоблюстителем и правителем патриаршего престола монах Трифон 2650 , который должен был управлять патриаршим престолом до тех только пор, пока сын царя, Феофилакт, не достигнет возраста, дававшего ему право на замещение святительского престола. Быстро возводимый по иерархическим степеням, монах Трифон был посвящен во епископа и принял патриаршее управление, будучи человеком поистине достойным такового сана, так как проводил непорочную жизнь. Управляя патриаршеством не много более трех лет он при следующих обстоятельствах был отрешен от сего управления. Когда Феофилакту исполнилось всего только еще двадцать лет, император Роман стал добиваться, чтобы Трифон уступил патриарший престол его сыну. Но блаженный Трифон не считал возможным уступить молодому и неопытному юноше таковой высокий сан, которого мог быть удостоен только муж совершеннейший и летами, и разумом, хорошо знающий божественное Писание и вообще способный как должно управлять кормилом Церкви. Тогда император Роман весьма опечалился, не зная, как поступить, так как он не имел ни одного обвинения на Трифона, по которому можно было бы устранить его с патриаршего престола, тем более, что преподобный Трифон был человеком святой, безукоризненной жизни. При таких обстоятельствах, друг императора, кесарийский епископ Феофан, человек коварный, сказал императору: – Царь, поручи мне это дело и я отлично устрою его согласно твоему царскому желанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Даневка. Георгиевский монастырь. Собор Георгия Победоносца. Георгиевский собор Карта и ближайшие объекты Первоначально все монастырские строения были деревянными, и только в 1741 году игумен Гавриил (Великошапка) задумал возвести первое кирпичное здание - будущий главный собор обители по плану Киевского Флоровского монастыря. 4 апреля 1741 года он заключил контракт с каменщиками полковой канцелярии на построение кирпичного храма. При этом было оговорено часть оплаты производить съестными припасами. Ему была дана Грамота на сбор пожертвований от Киевского митрополита Рафаила (Заборовского), на которой собственноручно было написано Российской империатрицей Елисаветой Петровной, что она дает 2000 рублей. Собор строился 17 лет. В 1756 году, едва только новая церковь была покрыта деревянной крышей, в монастыре случился большой пожар: сгорели келии игумена и братии, колокольня с тремя колоколами и пись менные архивные монастырские документы и акты. После случившегося в монастыре пожара киевский полковник Е.Ф.Дараган покрывает за свой счет белым железом три купола кирпичного храма и устраивает в нем иконостас. Отделочные работы в соборе длились до 1770 года. В этом же году храм освятили. Центральный престол освятили в честь святого великомученика Георгия Победоносца, правый - в честь архистратига Божия Михаила. В 1777 году управлял монастырем игумен Варлаам, который служил на Черноморском флоте в сане иеромонаха. Из рук Константинопольского патриарха он получил для монастыря частицы святых мощей мученика Трифона и мученицы Марины. Кроме возведенного величественного каменного собора во имя Святого великомученика Георгия Победоносца, по документам 1793 года в обители находилась древняя церковь во имя Святых равноапостольных Константина и Елены с трапезной и перенесенный из Свято-Троицкого Козелецкого монастыря в храм архистратига Божия Михаила, игуменские и братские келии и две колокольни. С закрытием монастыря, собор был разграблен: все ценное, что только можно было забрать, забрали, упаковали в мешки и увезли в неизвестном направлении. Кресты с куполов собора доснимали несколько позже - в 1935 году. Центральный крест пилил ножовкой некто три дня. Потом их погрузили на подводы и увезли в Харьков на тракторный завод. То же самое сделали и с колоколами.

http://sobory.ru/article/?object=17471

Митрофан, митрополит Мурманский и Мончегорский (Баданин Алексей Васильевич) Дата рождения: 27 мая 1953 г. Дата хиротонии: 24 ноября 2013 г. Дата пострига: 11 июня 2000 г. Страна: Россия Биография: Родился 27 мая 1953 г. в Санкт-Петербурге. Крещен в младенчестве в Никольском Морском кафедральном соборе Петербурга. В 1976 г. окончил Высшее военно-морское командное училище и в звании лейтенанта ВМФ убыл на службу на Северный флот. С 1979 г. — командир кораблей различных классов. В 1995 г. окончил Военно-морскую академию. В 1997 г. демобилизован в звании капитана 2-го ранга. С 1998 г. — пресс-секретарь епископа Мурманского Симона  и руководитель издательства Мурманской епархии . Основатель и первый редактор газеты Мурманской епархии «Православная миссионерская газета». В 1999 г. поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ныне Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет), который окончил в 2005 г., поступив в аспирантуру. В 2000 г. получил благословение от архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на принятие монашества. 11 июня 2000 г. архиепископом Мурманским Симоном пострижен в монашество с наречением имени Митрофан в честь свт. Митрофана, первого Патриарха Константинопольского. 13 июня 2000 г. рукоположен во диакона, 25 июня того же года — во пресвитера. 28 марта 2007 г. возведен в сан игумена. До избрания во епископа являлся настоятелем Успенского прихода с. Варзуга, благочинным Терского округа, председателем комиссии по канонизации святых Мурманской епархии. В 2009 г. присвоена ученая степень кандидата богословия за защиту диссертации, подготовленной на кафедре истории Русской Церкви ПСТГУ (тема «Житие преподобного Трифона Печенгского и история Печенгского монастыря в свете новых и малоизученных исторических документов»). С 2010 г. — член Союза писателей России. Решением Священного Синода от 2 октября 2013 г. ( журнал 111 ) избран епископом Североморским и Умбским. Наречен во епископа 1 ноября 2013 г. в домовом храме Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве. Хиротонисан 24 ноября за Божественной литургией в храме Сошествия Святого Духа в пос. Первомайское г. Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198969...

Константинополь и игумены афонских монастырей договорились о планах по выселению антиэкуменически настроенных монахов обители Эсфигмену 5 сентября 2005 г. 11:58 Афины. 5 сентября. На прошлой неделе афонский Кинот — административный орган монашеской общины, состоящий из игуменов 19 монастырей — договорился о дальнейших действиях в отношении мятежной братии монастыря Эсфигмену, которой уже два с половиной года назад по требованию Константинопольского Патриарха было предложено покинуть Святую гору. Принято решение основать на горе Афон другую монашескую общину под тем же именем. Община будет объявлена собственницей монастыря и затем предпримет действия по выселению более ста «ультраправославных» монахов из занятых ими келий, сообщает греческая газета «Катимерини». В 2003 году братия монастыря уже обращалась к своим сторонникам в разных странах с призывом направлять на Афон и властям Греции протесты «против создания второго «Эсфигменского» монастыря, составленного из монахов других монастырей». В марте текущего года Госсовет Греции отверг просьбу игумена Эсфигмену Мефодия аннулировать распоряжение о выселении со Святой горы братии монастыря, направленное еще в январе 2003 года греческой полицией по инициативе Константинопольского Патриарха Варфоломея. Но, несмотря на двухмесячную блокаду монастыря, которая, по заявлениям братии, сопровождалась отключением водоснабжения и электроэнергии и даже привела к гибели 25-летнего монаха Трифона, выселить монахов тогда не удалось. Насельники обители заявляли о своей готовности умереть как мученики, но не исполнить предписание властей. «Мы будем сражаться нашими четками», — сказал тогда игумен Мефодий. Он утверждал также, что Патриарх Варфоломей безапелляционно отверг предложение вступить в диалог с братией монастыря. В апреле этого года положение в мятежном монастыре вновь обсуждалось на заседании Священного Синода в Стамбуле. Однако решение афонского Кинота последовало лишь четыре с половиной месяца спустя. Монахи Эсфигмену прекратили каноническое общение с Константинопольским Патриархатом в 1964 году. Поводом для этого стала встреча Патриарха Афинагора с Римским папой Павлом VI. Уже около четверти века над одной из башен монастыря развевается черный флаг с надписью «Православие или смерть!». Монастырь основан в XI веке. В расположенном неподалеку и находящемся в руинах «старом Эсфигмену» принял монашеский постриг основатель русского иночества преподобный Антоний Печерский. В XIV веке настоятелем Эсфигменской обители был святой Григорий Палама. В XIX и начале XX века Россия оказывала монастырю значительную помощь. При поддержке русских царей был построен Вознесенский храм и еще несколько малых церквей-«параклисисов». В монастырской библиотеке хранится более 300 ценнейших манускриптов и 8 тыс. книг. Мозаичные иконы XIII века составляют главную драгоценность сокровищницы монастыря. «Интерфакс-религия» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/38699.html

Афон (θως). Скит Продром (Иоанна Предтечи). Румынский скит /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Продром, румынский скит Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна (от греч. «Предтеча»), по афонским меркам совсем молод – он основан выходцами из Молдавии Нифонтом и Нектарием в начале XIX века. В 1851 году они купили древнюю келию Иоанна Крестителя (ранее здесь подвизались иноки из Греции и Румынии), а в 1856 году по благословению Константинопольского патриарха Кирилла основали общежительный скит. Соборный Богоявленский храм построен в 1866 году при содействии молдавского князя Григория Жики. Главная святыня обители – чудотворная икона Божией Матери «Нерукотворная». Основатель скита иеросхимонах Нифонт в 1863 году заказал образ опытному иконописцу из Ясс Георгакису Николау, оговорив, что писать икону тот должен в посте и молитве, то есть ежедневно прочитывая акафист Богородице и принимая пищу лишь по окончании дневного труда. Поначалу дело шло успешно, но когда иконописец приступил к написанию святых ликов Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, он не мог изобразить Их подобающе. Тогда Георгакис, отложив свой труд, начал усердно молить Пресвятую Богородицу о помощи. На следующий день благочестивый иконописец, войдя в свою мастерскую, нашёл образ уже законченным, с чудесно выписанными ликами. Есть в скиту и ещё одна чудотворная икона – Крестителя Иоанна. В 1821 году, во время греческого восстания, Афон был оккупирован турками, которые свирепствовали и грабили святые обители. Ворвались они и в Продром. В соборе мусульмане увидели образ великого пророка, сурово взиравшего на них. Вместо покаяния нечестивцы начали палить по иконе из ружей, но пули, не причиняя иконе вреда, возвращались и поражали неверных агарян. Те в ужасе бежали. В 1859 году скит официально начал называться румынским. Были проведены серьёзные работы: построены водопровод, музей, больница. Этим и другим постройкам значительный ущерб нанесло землятресение 1905 года. Восстановление скита началось в 1970-х гг., а в 1984 году дикеем обители стал Петроний Танасе, пользующийся большим авторитетом на Афоне и считающийся одним из подлинных носителей святогорского духа. В скиту хранятся мощи Крестителя Иоанна, апостола Матфея, первомуч. архидиак. Стефана, вмч. Варвары, мц. Варвары, свтт. Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Модеста Иерусалимского, свщмч. Харалампия, свв. бессрр. Космы и Дамиана, св. Трифона. http://agionoros.ru/docs/34.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=28195

1 св. муч. Трифона. 2 Сретение Господа нашего Иисуса Христа. 3 св. прав. Симеона и Анны пророчицы. 11 св. священномуч. Власия, еписк. севастийского. 16 св. мучеников в Мартирополе и св. Маруфы и св. муч. Памфила, Валента и проч. 23 св. муч. Поликарпа, еписк. смирнского. 24 обретение честные главы Крестителя Иоанна. Март 9 св. 40 мучеников в Севастии. 22 Фомы, патриарха константинопольского. 25 Благовещение Пресв. Богородицы. Апрель 6 св. отца нашего Евтихия, архиеп. константинопольского. 23 св. великом. Георгия. 25 св. ап. и евангелиста Марка и обновление св. апостола Петра, прилежащего Великой церкви. 26 св. священномуч. Василия, еписк. амасийского. 30 св. апостола Иакова, брата Господня. Смотри службу в неделю по Рождестве Христове. Май 2 св. Афанасия, архиеп. александрийского (см. службу 18 янв.). 8 св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова. 11 обновление города (Константинополя). 12 св. Епифания, архиеписк. кипрского, и св. Германа, патриарха константинопольского. 21 св. царей Константина и Елены. Июнь 2 св. Никифора, архиеписк. константинопольского. Служба Иоанна Златоустов а в ноябре. 4 св. отца нашего Митрофана, архиеписк. константинопольского. 5 избавление от варваров и лития на поле. 11 св. апостолов Варфоломея и Варнавы. 14 св. прор. Елисея и Мефодия, патр. константиноп. (Служба пророку. Апостол и Евангелие те же, что и ныне). 24 Рождество Иоанна Предтечи. 25 Избавление от Сарацынов и лития во Влахернах. 29 св. первоверховных апостолов Петра и Павла. 30 св. апостолов. Июль 1 свв. чудотворц. Космы и Дамиана. Служба написана 1 нояб. 2 Ризы Богоматери во Влахернах. 4 пр. отец наших Марка и Андрея иерусалимского. Служба, что Григорию нисскому 10 янв. 8 св. муч. Прокопия. 10 45 муч. в Никополе арменском. Служба 9 марта. 11 св. муч. Евфимии. Служба 16 сентября. 15 св. муч. Кирина и Иулиты. 16 память IV вселенского собора в Халкидоне, в следующую затем неделю память V собора на Севира. 27 св. муч. Пантелеимона. 31 обновление святого храма Богородицы во Влахернах. Август

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Анализируемый нами памятник с несомненностью устанавливает факт существования в IX–X вв. в Константинополе обряда «шествия на жребяти», по примеру спасителя, 2  вселенского патриарха в храм 40 мучеников, сопровождаемого духовенством и певцами, имеющими в руках ваии, финиковые пальмы и кресты металлические – малые и большие, с пением тропари праздника. Но тот же памятник позволяет нам и углубить время образования этого обряда в Константинопольской церкви. Рукопись, привода текст обряда, как мы изложили его выше, в конце замечает, что она излагает этот обряд κατ τν νν συνθειαν, по ныне действующему обычаю, тогда как прежний порядок его, κατ τν πρτην συνθειαν, был иной, и патриарх совершал шествие на жребяти не в храм 40 мучеников, а в мартирий св. Трифона близ Хамунда и оттуда в мартирий св. Романа в Елевихе и, наконец, на форум св. Константина. Какие причины вызвали эти изменения в обряде недели ваий – трудно сказать определенно, но, по всей вероятности, его сложность и отдаленность названных пунктов от св. Софии и форума – вот причины к этому. Но было необходимо, конечно, иметь время на то, чтобы признать неудобство этого второго направления в шествии патриарха на жребяти для освящения ваий. В виду этого можно с полною несомненностью датировать данный обряд по времени его образованния в Константинополе IX в. Переходя теперь к нашему обряду шествия первоиерарха русской церкви на осляти в неделю ваий и оставляя пока в стороне вопрос о времени перехода его в русскую церковь в домонгольский период, о чем нерешительно высказывается академик Б.Б. Голубинский в своей «Истории русской церкви», 3  чему нисколько не противоречит дата установления обряда в Византии, мы намереваемся здесь указать черты сходства и различия в византийском и русском обрядах. Черт сходных сравнительно мало, но это можно объяснить тем, что мы имеем не одинаковые по времени памятники: славяно-русские памятники чина «действа ваий» мы имеем не ранее XVI в., а большею частию XVII столетия и притом в полных уставных и самостоятельных изложениях в отдельных сборниках, тогда как византийский чин находится в рукописи X–XI века и притом с практикою краткого уставного изложения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В кон. XVIII – сер. XIX вв. настоятелями монастыря не раз назначали бывших флотских иеромонахов. Один из них, игумен Варлаам (настоятель в 1776-1777), после участия в русско-турецкой войне получил в дар от Константинопольского патриарха частицы мощей свв. мчч. Трифона и Марины. После кончины о. Варлаама эти частицы остались в обители и были в числе ее главных святынь (утрачены в советское время). В годы гражданской войны (1918-1920) в монастыре на пороге своей кельи был застрелен красноармейцем игумен Валентин, а одного из иеродиаконов расстреляли выведя за ворота. Затем последовало изгнание большинства братии, но закрытие обители отсрочил приход в нее инокинь из других монастырей. Накануне закрытия священником обители служил иеромонах Феодосий, который был известен даром исцелений и прозорливости. Совершив последнюю Литургию, он предсказал упразднение монастыря, а позже умер в ссылке. Выдворив в 1934 г. инокинь, в обители поселяют общину узбеков, увезенных с родины за отказ вступать в колхозы. Обособленная в монастыре, община хранила свои традиции (включая ношение национальной одежды) и жила в мире с окрестными селами. На глазах узбеков и местных жителей под охраной военных были вывезены ценности из Свято-Георгиевского собора. Узбеки проживали в обители до 1937 г. В 1938 г. здесь был размещен Дом инвалидов и престарелых. В 1941 г. нацистские оккупанты сохранили Дом инвалидов, но расстреляли пациентов-евреев и цыган, а также подселили в обитель полицейский участок. В 1942-1943 гг. они разрешили возобновить богослужения в теплом храме Св. Троицы, а в ходе боев при отступлении повредили собор св. Георгия. До закрытия в 1947 г. храм Св. Троицы служил приходом для жителей Данёвки – вместо сельской Воскресенской церкви, закрытой в 1931 г. и разрушенной при бомбежке в 1943 г. В 1995 г. началось церковное возрождение монастыря, усадьба которого стала к этому времени придатком комплекса новых строений Дома инвалидов, возведенного севернее обители. В 1997 г. достоянием монастыря стала икона Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы», после чего дело возрождения обители вышло на новый уровень: были развернуты большие восстановительные работы, выросло число насельниц, наладился духовный ритм монастырской жизни.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Георгиев...

Далее в игуменских покоях состоялась беседа митрополита Илариона с архимандритом Алексием, посвященная современному состоянию монашеской жизни на Афоне. Отец игумен просил передать низкий поклон Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и выразил надежду, что Предстоятель Русской Православной Церкви посетит обитель в ходе своего будущего визита на Афон. 25 октября 2010 года в новом монастырском соборном храме великомученика Георгия, построенном в 1809 году, митрополит Иларион совершил Божественную литургию в сослужении архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста , архиепископа Бориспольского Антония , епископа Брянского и Севского Феофилакта , игумена монастыря Ксенофонт архимандрита Алексия, членов паломнической группы Русской Православной Церкви в священном сане и клириков обители. После отпуста Божественной литургии в знак признательности за оказанное гостеприимство и на молитвенную память о состоявшемся совместном служении митрополит Иларион возложил на архимандрита Алексия наперсный крест. По уставу обители ежедневно после Литургии в соборном храме монастыря совершается пение канона Божией Матери. Паломники из Русской Православной Церкви поклонились святыням обители, среди которых — частица Животворящего Креста Господня, десница великомученика Георгия, рука мученицы Марины, стопа мученика Феодора Тирона, главы мученика Трифона и первомученика архидиакона Стефана. На трапезе митрополит Иларион обратился к игумену обители, братии и паломникам со словом: «Ваше высокопреподобие, всечестной отец игумен! Дорогие отцы и братья! Для нас, паломников из Русской Православной Церкви, было особой радостью совершить сегодня Божественную литургию в соборном храме вашего монастыря. Память святого Филофея Коккина, Патриарха Константинопольского, которую мы сегодня совершаем, переносит нас в те далекие времена, когда связи между Церковью Константинопольской и Церковью Русской были не менее тесными, чем теперь. Патриарх Филофей Коккин был соратником, сподвижником и единомышленником святителя Григория Паламы. Он был одним из тех иерархов Церкви, которые ревностно защищали афонскую монашескую традицию.

http://patriarchia.ru/db/text/1305317.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010