Старообрядец: Из приведенных вами свидетельств писания действительно явствует, что антихрист будет обладать не всею вселенною, послан будет не к верующим во Христа, а к Иудеям, во Христа не верующим; но меня приводит в недоумение сказанное о сем в той же семнадцатой главе откровения св. Иоанна Богослова, свидетельство из которой вы сейчас рассмотрели. В ст. 12 и 13 читаем: И десять рогов, яже видел еси, десять царей суть, иже царство еще не прияша, но область яко цари на един час приимут со зверем. Сии едину волю имут, и силу и область свою зверю дадут. Из сих слов Апокалипсиса ясно видится, что цари, образованные в Данииловом откровении десятью рогами, область свою и силу дадут зверю, то есть антихристу. Значит антихрист будет иметь под собою сих десять царей и поэтому будет обладателем всея вселенные. Я ответил: Вы полагаете, что в откровении Даниила о звере четвертом и в откровении св. Иоанна Богослова о звере червленом, носящем жену-блудницу, образуется одно и то же, и потому находите разноречие в откровениях об одном и том же у пр. Даниила и св. Иоанна Богослова: на основании сказанного в откровении Иоанна о рогах зверя, носящего жену-блудницу, делаете как бы опровержение сказанному в откровении Даниила и толковании Ангела о рогах зверя четвертого. Это ошибка с вашей стороны, очевидная уже и из того, что таких несогласий в богодухновенных писаниях быть не может. И по точному рассмотрению обоих откровений оказывается действительно, что они касаются не одного и того же. В самом описании зверей по тому и другому откровению есть большое различие. У одного зверя одна голова, а у другого семь. А потом, – десять рогов на главе четвертого зверя изросли прежде малого рога: и се, видит пророк, рог другий мал взыде среди их, и трие рози преднии его исторгнушася от лица его ( Дан.7:8 ). Вонмите словам пророка: и трие рози преднии его. Также и Ангел, толкуя видение, глаголет: десять рогов его десять царей достанут, и по них востанет другий, иже превзыдет злобами всех прежних и три цари смирит (ст.24). Вонмите: и по них, а не с ними вместе возстанет другий. О рогах же зверя Апокалипсического Ангел, толкуя Богослову, глаголет: и десять рогов, яже видел еси, десять царей суть, иже царства еще не прияша, но область яко цари на един час приимут со зверем, сии едину волю имут, и силу и область свою зверю дадут ( Откр.17:11–12 ). Сличая эти два откровения о рогах зверя, находим между ними следующие различия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Вопр. Сколько есть лиц в божестве? Отвечаю. В едином Божием существе три лица, свойствами своими по самой вещи, то есть, не по нашему только умствованию, различенные, единосущны и единсвечны, Отец, Сын и Святой Дух, из которых всякое есть истинный и вечный Бог. Сие из явственных Священного писания доводится мест: бытия ( Быт.1:26 ) «Сотворим человека» и пр., псалом ( Пс.32:6 ) «Словом Господним» и пр., ( Мф.27:19 ), ( 1Ин.5:7 ) «Трие суть» и пр., ( Еф.2:18 ). Сие ж самое доводится из светлого откровения, которое показалось при крещении Христовом ( Мф.3:16 ), и на Фаворе ( Мф.17:5 ), других доводов премногих не воспоминаю. Сия Троица лиц никаким подобием точно не может представиться. Можно несколько показать в солнце, которое состоя в самом себе имеет свет, от которого света с теплотою происходит сияние; хотя свет и сияние то ж, что и самое солнце. Или и душа будучи сама в себе имеет ум и волю; и хотя ум и воля несколько разнствуют от души, только самою вещью ничто иное, как душа. Вопр. Чем доводится, что всякое С. Троицы лицо совершенный Бог? Отвеч. Что первое лицо Отец есть Бог, то никто не усомнится, разве кто совсем Бога не признает. А что Сын есть Бог, то явно говорится в С. Писании ( Ин.1:1 ), ( Евр.1:10 ), ( Фил.2:6 ), ( Ин.20:28 ): «Господь мой и Бог мой», ( Рим.11:5 ) и пр. Здесь надобно вспомнить то, что ходатаю надобно, чтоб был Бог, как мы учили. А что и Дух Святой есть Бог: ( Мф.28 ; Деян.5:3 ; 2Кор.3:17 ). Но более о сем, как дойдем до второго и восьмого члена. Вопр. Что убо есть Бог Отец? Отвеч. Есть первое лицо в Божестве, которое предвечно родило Сына, созидающее, сохраняющее и управляющее вся. Вопр. Что есть Бог Сын? Отвеч. Есть второе лицо Божества предвечно от Отца рожденное, которое принявши естество человеческое Христом искупителем и ходатаем нашим сотворися. Вопр. Что есть Дух Святой? Отвеч. Есть третье лицо Божества, предвечно от Отца происходящее, которое нас отраждает и освящает чрез слово и тайны. О сих двух после пространнее в своем месте. Три убо лица в Божестве не суть три бога, как например три человека называются Петр, Иаков, Иоанн; понеже лица Божественные одно числом имеют существо, а мы видом.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

65 Весьма замечателен в сем отношении Воскресенский Служебник, писанный в 1380 г., для сельского Иерея Микулы. Вот весь чин просфрмисания его: «Вземлет поп просфору и перекрестить и полояжить проскр. на дорнем блюде, а не на дискосе, начнеть резати (глаголя се: яко овча.... ) Полагая на дискос глаголя: полагается Агнец Божий, Сын, Слово Божие, вземляй грех всего. Се емля вина в прав. руку, воду в левую и вздвиги горе глаголя: В единение Св.Духа. Един от воин.... показает перст на потир, а Агнец: яко трие суть свидетельствующие – Дух, Кровь, Вода. А трие в едино суть. Аминь». За тем покровение даров и пр. Ни о какой другой просфоре ни слова. 68 Правило Митрополита Иоанна 16 . Памят. стр.182, 189. Нифонт прямо говорит: когда захотят, тогда пусть причащаются, соблюдши заповедь (о воздержании от всего) за день прежде, а другой после, если не будет епитимий». стр.188. Кирилл Туровский в Слове на Пятидесятницу: «Придем в церковь Божию и страхом в ней стояще, просим от Него отпуска грехов, да достойны будем приступати к Пречистым Тайнам, Телу и Крови Господней». стр. 87. 76 Кирик спрашывал: «Како дати причащение больным и что пети, аще ся годить вборзе?» Нифонт довольно подробно опредиляет что делать, стр. 184 и 185. Впрочем, Митрополит Иоанн еще прежде говорит: «Причащение дати, отпевше, что кажет» (т.е., Требник), стр.198. 80 Ркп. Златая Чепь, л. 39, В том же духе Правило Нифонта не налагать никакого поста на дин недельные, субботы и Господские праздники, стр. 195 и 194. 83 Там же, стр. 187 и 188. Из другаго места видно, что это снисхождение дозволял делать Священникам Митрополит Климент: «Тако Клим веляше дати причастие холостым на Велик День сохранишим чисто велико говение, аще иногда согрешал». (По ркп., а в печ. это.на стр.169 опущ.) Подобная разность в мнениях: «Прошах, достоит ли дати тому причащение, аже в Великий пост совокупляется с женою своею?» Разгневался он и сказал: «учите воздерживаться в говение от жен, грех вам в том». Я сказал: «В уставе мирян (белеческом), Владыко, так написано: хорошо блюстись в пост, это Христов пост; если же не могут, то в первую и последнюю неделю; и Феодосий, сказано, слышав у Митрополита, написал так». «Нет, отвечал он, ни Митрополит, ни Феодосий не писали того, а только о праздной (пасхальной) неделе, в которой каждый день – неделя. Если сделает так, запрети ему делать в другой раз тоже». (По ркп., а в печ. на стр. 185 выпущено). Феодосий, о котором говориться здесь, равно и в других ответах, был, без всякого сомнения, Св. Игумен Печерский, а Митрополит современннк его – Митрополит Георгий, на котораго Кириак ссылался и в другом случае, стр.195.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– слово не разборчиво – примечание эл. редакции. 108). 10 Оно читается: «Сице благословите и креститися рукою: »три персты равны имети вкупе по образу троичьну. Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый, не трие суть Бозе, но един Бог в Троици, имены разделяется, а божество едино; Отец не рожден, а Сын рожден, а Дух святый ни рожден, ни создан, но исходя: трие во едином Божестве, едина сила, едина честь, едино покланяние от всеа твари, от Ангел, от человек. Тако тем трем перстам указ! А два перста имети наклонена, а не разпростерта, а тем указ тако: то образует две естестве Божество и человечество, Бог по Божеству, а человек по человечению, а в обоем совершен. Высший же прост образует Божество, а нижний человечество: понеже съшед от вышних и спасе нижняя. То съзбение просто утолкует: преклони бо небеса и сниде вашего ради спасения. Тако святыми Отци указано, и узаконено Ему же слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и в: в: аминь (Рук. Сборн. Соловец. библ. 858).· 11 Такие списки из сборников Соловецкой библ. представлены у преосвящ. Игнатия в ист. солов. обит. стр. 8284, 8893. Один, очень обширный, список находится в рук. сборн. С. Петерб. Дух. Академической библиотеке 129, гл. 87. Смотр. так же Стоглав гл. 31; Большой катих. л. 56; Кириллова книга л. 180 на обороте. 13 На соборе 1551 года в Москве присутствовали под председательством митрополита Макария пастыря мудрого и просвещенного, два архиепископа: Новгородский Феодосий и Ростовский Никандр, семь епископов: Суздальский Трифон, Смоленский Гурий, Рязанской Кассиан, Тверскии Акакий, Коломенский Феодосий, Сарский Савва и Пермский Киприан, с архимандритами, игуменами и прочим духовенством. След. это был собор архипастырей не всей церкви Русской, а только одной ее митрополии, Московской; митрополия же Киевская, из 8 епархий состоявшая, в соборе участия не принимала. 15 См. Духовное завещание пр. Иосифа глава 10. Преп. Андрей Рублев с греком Феофаном писал иконы в придворной церкви Благовещения, а с иноком Даниилом в Владимирском храме, в Андрониевом монастыре и в Сергиевой Лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

напр.; Деян. 2, 32–33; 5, 30–32; 7, 55 ; 1Петр. 1, 1–2 ; Рим. 1, 1. 3. 4; 15, 15. 16. 30 ; 1Кор. 6, 11; 12, 4–6 ; 2Кор. 1, 19–22 ; Гал. 4, 6 ; 2Сол. 2, 13–14 ; Тит. 3, 4–6 . Особенно ясно истина троичности Божией выражена у ап. Иоанна в словах его 1 посл. V, 7: трие суть свидетельствующии на небеси: Отец, Слово и Святый Дух: и сии три едино суть ( 1Иоан. 5, 7 ). Слово и Дух представляются здесь свидетелями наравне с Отцом, следовательно, такими же лицами, как Отец. Свидетельство Их, наравне со свидетельством Отца, называется Божиим (9 ст.) а все называются тремя свидетелями, следовательно, Они суть лица божеские и различные между Собою, а по существу или природе сии три едино суть. Это свидетельство приводится в Догматиках и преосв. Макарием (1 т. § 27) и преосв. Сильвестром (II т. § 93), равно и в „Прав. испов.“ (отв. на вопр. 9) и в „Катихиз.“ (о I чл.) Пр. Филарет черниг. не приводит 1Иоан. 5, 7 , замечая; „против подлинности их много жалоб, а вера не имеет нужды в таких основаниях, которые считаются сомнительными“ (§ 46, примеч.). Убедительные доказательства в подтверждение позднейшего происхождения, а не от самого ап. Иоанна, приведенных слов представлены у проф. Сагарды Η. И. в исслед. „Первое соборное посл. ап. Иоанна Богослова“. 1903 г. 206–260 стр. Здесь устанавливается, что в древних греческих списках священного текста спорных слов нет, нет их и в древнейших, за исключением латинского, переводах, в частности – нет в Пешито, нет и в древнеславянских. Не приводятся эти слова древними и позднейшими восточными отцами и писателями (греч., сир. и армян.), даже боровшимися с арианством (Афанасием, Василием В., Григорием Б. и Григорием нисским , также Епифанием). Латинские писатели, и притом наиболее авторитетные – от Тертуллиана до Льва I – чуть ли не все не обнаруживают знакомства со словами о небесвых свидетелях, и между ними блаж. Августин и Иероним. Латинские списки нового завета со вставкою спорных слов стали распространяться лишь с в. в Испании и преимущественно в северной Африке; принят спорный текст в большей части латинских манускриптов лишь с IX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   в) св. Григория Богослова: «на св. Соборе в Никее, среди этого числа избранных мужей, которых Дух Святой собрал воедино, он (св. Афанасий Великий), сколько зависело от него, прекратил недуг»;    г) св. Амвросия: «я следую определению Никейского Собора, от которого меня не может отлучить ни меч, ни смерть»;    д) св. Кирилла Александрийского: «с ними (Отцами 1-го Никейского Собора), по истине, восседал и сам Иисус Христос, который сказал некогда: идеже еста два или трие собрани во имя мое, ту семь посреде их...; как же можно сомневаться в том, что Он невидимо председательствовал на сем святом и великом Соборе, когда здесь для мира положено неподвижное и непоколебимое основание, исповедание чистой и неукоризненной веры? " - и в другом месте: «сам Дух Святой внушил им (т. е. Отцам Собора) истину (Матф. 10:20); ибо не сами они говорили, но Дух Бога и Отца говорил в них»;    е) св. Григория Великого: «сознаюсь, что я точно так же приемлю и уважаю четыре Собора, как четыре книги Святого Евангелия»;    ж) Никифора, Константинопольского Патриарха (806—815): «благоговейно почитаю и принимаю семь святых и вселенских Соборов, и все сверхъестественные догматы и определения, постановленные и утверждённые на них святыми и Божественными Отцами нашими.    2) Из свидетельств самих вселенских Соборов, которые утверждали, что они собираются с Духом Святым (Ефес. Соб. прав. 7);·что посреди их невидимо присутствует как Глава Собора, сам Господь Иисус, в знамение чего посреди Собора на особом возвышении обыкновенно полагаемо было Евангелие; что благочестивые глаголы их суть от Духа произнесённые (6-го всел. Соб. прав. 1), что Соборы все узаконили по внушению Духа Святого (7-го всел. Соб. прав. 1),— и постановления свои, начиная их, по примеру Собора Апостольского, словами: изволися Духу Святому и нам, называли то священными и Божественными правилами (6-го вселен. Соб. пр. 2 и 7-го всел. Собор, прав. 1), то узаконениями непреложными. Так, о Символе первого вселенского Собора Отцы, присутствовавшие на втором, определили: «да не отменяется Символ веры 318-ти Отцов, бывших на Соборе в Никее, что в Вифинии, но да пребывает оный непреложен» (прав. 1). То же самое касательно определений Никейского Собора постановил в седьмом правиле своём и третий Собор вселенский; потом повторил в первом правиле своём Собор Трулльский касательно уже всех предшествовавших ему Соборов. Наконец, седьмой вселенский Собор говорит «начертанные (прежними вселенскими Соборами) правила и постановления пребывают несокрушимы и непоколебимы...; Божественные правила с услаждением приемлем, и всецелое и непоколебимое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных Апостолов, святых труб Духа, и от шести святых вселенских Соборов, и поместно собравшихся для издания таковых заповедей, и от святых Отец наших. Ибо все они, от единого и того же Духа быв просвещены, полезное узаконили» (пр. 1).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Пантелеимона 27 июля.     Преподобномуч. Параскева. В Синаксаристе Никодима проложное сказание о ней несколько пространнее. Родители ее Агафон и Полития, по молитве получившие единственную дочь, назвали ее Параскевою, ибо она родилась в пятницу. Вверженная в котел с маслом и смолою и будучи неврежденна, она бросила жидкости в глаза любопытствовавшему царю Антонину, ослепила его, потом по просьбе его даровала ему зрение и обратила со многими во Христовой вере. Полное житие ее в Новом Сокровище (Νες Θηсαυρς) на греч. языке. В Деяниях св. (Iul. VI. 232 и 502) сделаны об ней два замечания, в коих говорится, что сказания об ней не могут быть соглашены с историею и что в римской церкви она чтится 14 ноября под именем Венеры или Венеранды, потому что пятница по-римски называлась днем Венеры. В 1200 г. паломник Антоний видел мощи ее в Царьграде: «св. пятница в теле лежит и носят на перенос». Церковь ее и ныне в Царьграде цела, на левой стороце Золотого Рога в местности Хас-киой. В ней погребены знаменитые лица.     Св. Симеон в пещере. Известны, кроме Симеона юродивого 21 июля, три Симеона столпника: 1-й сентября 1, второй, 24 мая дивногорец, третий новый киликийский в 6 веке (Луг дух. 57 глава). По Цикодиму, Морчелли и Мартынову ныне разумеется первый, по Болландистам и Невоструову третий. В каноне на сырную субботу в 3 песни стих 6: Небо четверосветительное явися на земле, дважды двое сие Симеонское единоимение, иже на столцех трие суть и един юродивый. В греч. минее года в синаксаре 26 июля пр. Симеон называется столпником, пресвитером и архимандритом. Поелику вообще в восточных памятниках Симеон 1 сентября знаменитейший называется: в пещере ( ν μαvδρα), в отличие от Симеона на дивной горе; то лучше разуметь ныне того, который чтится 1 сентября.     Обновление храмов арх. Гавриила в Халдах и Михаила в Скаллах. Местности без сомнения в Царьграде, но неизвестны и, вероятно, названия повреждены. В редакции месяцеслова Василия XI в. читалось: в Халках вместо Скаллах и переведено: обон пол медныя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

(л. 11 об.), «ставиться сень стго дха». дьяк: «аминь», блюдо покрывая глет: «гсь. воцрися и в лепоту ся облече». потирь покрывая глть: «облечеся гсь въ силу и препоясася» и прекрьстивъ обое глть: «домоу твоему подобаеть стни ги в долготу днии. и ныня и пр.» (л. 12) и покадит. олтарь. и поклонься предъ тряпезою. дьяк: «Блгсви влдко». поп: «блгсно црствие. оца и сна и стго дх». 11 . Ркп. Румянцевского музеума XIV в., 399, л. 1 об.–8 об. (л. 1 об.). Служба стго иоа. «Гси блгсви оче. Влдко. Ги исе хсе. не хотяи смрти грешникомъ...». (л. 4), как выше. (л. 5). «Влдко ги исе бе мои. ныне приступити хотяще. къ чюднеи сей...». (л. 5 об.), как выше. Молитва , г за ся. «Ги исе хе отверзи оустне мои на молбоу. и просвети очи срца моего, яко пришелечь есмь азъ на земли, не скрыи от мене заповедии твоихъ. но открыи очи мои да разумею чюдеса твоя, от закона твоего, но скажи ми безвестная (л. 6) тайная прмдсти твоея. на тя бо оуповаю. да ты ми просветиши оумь и смыслъ. но токмо пети написанныхъ на разуме но творити волю твою, не въ грехъ собе стая словеса твоя пою или чту. но въсхраниние. заповедии твоихъ. яко ты еси просвещение лежащимъ въ тме. от Тебе бо есть всяко данье блго. и всякъ даръ свершенъ. свыше есть от оца (л. 6 об.) всылаемъ. и тобе славу въсылаемъ. оцю и сну и стму дху. и нын». дьякон, прекрстя. стую проскуру. г глть: «Гу помолимся. Ги пом». «Яко овца на заколение веденъ быс». «Яко агнець прямо стрегущему безгласенъ». «Тако не отверзаеть оусть своихъ. въ смирении своемь». (л. 7). «Судъ его взятся. а родъ его кто исповесть. всегда». «Копиемь проподебенъ (sic) ис. в ребра своя всегда». А се режя крстмь: «закалается и жрется агнецъ бии. вземляи грехы всего мира, а се вземля. яко вземлется от земля животъ его превыше нбсъ всегда. Полагается агнець бии вземляи». а се вино лья: «единъ от воинъ ко (л. 7 об.)пиемь ему ребра прободе изиде абие кровь и вода. Виде сведетельствова истиньно есть свидетельство. Яко г-е суть свидетельствующи дхъ кровь вода трие въ едино суть». А се проскурмисая: «въ чсть и въ славу имрк. и всех стых ихже млтвами». А се за оупк: «Помяни ги дшю оусопшаго раба своег. имрк на месте светле въ стране покоине. идеже просвещаеть светъ

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

По сему таинством креста есть и сие видение, распинающее миру тех, которые его удостоились. Воистинну убо и Моисеево оное горящей и несгараемой купины видение было таинством креста, Авраамова онаго таинства и большее и совершеннейшее. Так убо Моисей удостоился совершеннейшаго таинства креста, Авраам и нет? Какуюж бы сие имело причину? Но хотя Авраам во время онаго звания не удостоился, однако после звания напоследок однажды, дважды и многажды, так что и времени не достанет нам о всем теперь сказывать. Но я воспомяну вам удивительнейшее его боговидение, когда Бога единаго явно триипостаснаго видел, еще не проповеданнаго тако. Явися ему Бог у дуба Мамврийскаго, и воззрев, виде, и се трие мужи, и председяше им ( Быт. 18:1–2 и пр.). Се явльшагося единаго Бога тройственным видел. Явися же ему, рече, Бог , и се мужи трие, и седя вместе с триема, яко с единым беседоваше, сказывая: Господи! аще обретох благодать пред тобою, не мини раба твоего. И сие трие, яко един сущ, с ним глагольствуют. Рече бо ко Аврааму, где Сарра, жена твоя? Возвращаяся прииду к тебе во время сие, в часы, и родит сына Сарра жена твоя. Услыша же стара разсмеяся Сарра, и рече Господь, что яко разсмеяся Сарра жена твоя? Се един Бог , три ипостаси, и сии трие един Господь. Рече бо, сказывается, Господь. Тако убо действовало таинство креста во Аврааме. Исаак же сам был возлежащаго у Авраама образ, послушлив якоже и Христос до смерти будучи, и дая ему на место свое агнца и предпоказал самаго Сына Божия Агнца, давшаго себе за нас на заколение. Притом и древо, при котором стоял агнец, имело таинство образа крестнаго; почему и называлось древо Савек, то есть древо отпущения, якоже крест древо спасения. Также и во Иакове, сыне Исааковом, таинство и образ креста был действителен; ибо древом и водою размножил себе стадо. Древо убо оное было прообразованием древа крестнаго: вода же Божественнаго крещения, которое таинства креста в себе заключает: В смерть бо Христову, сказует Апостол, крестихомся. Да и Христос древом и водою, то есть крестом и крещением, умныя стада на земле себе приумножил.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Что касается до опущений в других книгах нового завета: то их вообще, сравнительно с Евангелиями, очень мало, и они не могут навести подозрения в еретическом характере синайской рукописи. При первом же чтении рукописи в таких местах тотчас можно легко объяснить причины опущений из общих причин вариантов в древних рукописях, а при снесении с другими местами параллельными, другими кодексами, переводами и творениями св. отцов и учителей древней церкви, – увидеть и убедиться, что в них не злонамеренные опущения с еретическою целью, а обычные погрешности писцов и справщиков. Важнейшее из таковых опущений (не добавленных после) – это опущение слов в 1-м послании Иоанн. 5, 7–8: ( τρεις εισιν οι μαρτυρ ντες) εν τω ρανω ο Πατηρ, о Λογος, και το Πνευμα Αγιον, και αυτοι οι τρεις εν εισι, και τρεις εισιν οι μαρτυρ ντες εν τη γη – (трие суть свидетельствующии) на небеси: Отец, Слово, и Святый Дух, и сии трие едино суть; и трие суть свидетельствующии на земли (рукой. 125, 1.). Но а) известно, что этих слов не достает во многих древних кодексах: из уставных – А, В, G, К, и скорописных более 160; не достает их и в древних переводах коптском, фивском, сирском (Пешито, впрочем, после на поле добавлены), эфиопском и других, а равно и некоторых из древних писателей; б) и причина опущения понятна: ошибка глаза при двукратном повторении слов в 7 и 8 ст. τρεις εισιν οι μαρτυρ ντες – трие суть свидетельствующии; в) и признак опущения случайного ясен: в стихе 9 читаем: ει την μαρτυριαν των ανθρωπων λαμβανομεν, η μαρτυρια τ θε μειζων εστι – аще свидетельство человеческое приемлем, свидетельство Божие более есть. Чрез опущение помянутых слов опущено указание на указываемое здесь свидетельство Божие (свидетельствующии на небеси) и оставлено одно указываемое здесь свидетельство человеческое (свидетельствующии на земли), – опущение ясное, – Замечательно, что писец синайской рукописи как будто сознавал, что здесь что-то не так, но только не знал, как поправить; он видел, что указания на одно из свидетельств здесь нет, и стих 9 написал так: ει την μαρτυριαν τ θε λαμβανομεν, η μαρτυρια τ θε μειζων εστι – аще свидетельство Божие приемлем, свидетельство Божие более есть. Позднейший уже справщик заменил μαρτυρια θε в первом месте μαρτυρια ανθρωπων (corr. С. по Тишенд.), и таким образом восстановил смысл речи согласно с общепринятым текстом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010