Старообрядец: Из приведенных вами свидетельств писания действительно явствует, что антихрист будет обладать не всею вселенною, послан будет не к верующим во Христа, а к Иудеям, во Христа не верующим; но меня приводит в недоумение сказанное о сем в той же семнадцатой главе откровения св. Иоанна Богослова, свидетельство из которой вы сейчас рассмотрели. В ст. 12 и 13 читаем: И десять рогов, яже видел еси, десять царей суть, иже царство еще не прияша, но область яко цари на един час приимут со зверем. Сии едину волю имут, и силу и область свою зверю дадут. Из сих слов Апокалипсиса ясно видится, что цари, образованные в Данииловом откровении десятью рогами, область свою и силу дадут зверю, то есть антихристу. Значит антихрист будет иметь под собою сих десять царей и поэтому будет обладателем всея вселенные. Я ответил: Вы полагаете, что в откровении Даниила о звере четвертом и в откровении св. Иоанна Богослова о звере червленом, носящем жену-блудницу, образуется одно и то же, и потому находите разноречие в откровениях об одном и том же у пр. Даниила и св. Иоанна Богослова: на основании сказанного в откровении Иоанна о рогах зверя, носящего жену-блудницу, делаете как бы опровержение сказанному в откровении Даниила и толковании Ангела о рогах зверя четвертого. Это ошибка с вашей стороны, очевидная уже и из того, что таких несогласий в богодухновенных писаниях быть не может. И по точному рассмотрению обоих откровений оказывается действительно, что они касаются не одного и того же. В самом описании зверей по тому и другому откровению есть большое различие. У одного зверя одна голова, а у другого семь. А потом, – десять рогов на главе четвертого зверя изросли прежде малого рога: и се, видит пророк, рог другий мал взыде среди их, и трие рози преднии его исторгнушася от лица его ( Дан.7:8 ). Вонмите словам пророка: и трие рози преднии его. Также и Ангел, толкуя видение, глаголет: десять рогов его десять царей достанут, и по них востанет другий, иже превзыдет злобами всех прежних и три цари смирит (ст.24). Вонмите: и по них, а не с ними вместе возстанет другий. О рогах же зверя Апокалипсического Ангел, толкуя Богослову, глаголет: и десять рогов, яже видел еси, десять царей суть, иже царства еще не прияша, но область яко цари на един час приимут со зверем, сии едину волю имут, и силу и область свою зверю дадут ( Откр.17:11–12 ). Сличая эти два откровения о рогах зверя, находим между ними следующие различия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Вопр. Сколько есть лиц в божестве? Отвечаю. В едином Божием существе три лица, свойствами своими по самой вещи, то есть, не по нашему только умствованию, различенные, единосущны и единсвечны, Отец, Сын и Святой Дух, из которых всякое есть истинный и вечный Бог. Сие из явственных Священного писания доводится мест: бытия ( Быт.1:26 ) «Сотворим человека» и пр., псалом ( Пс.32:6 ) «Словом Господним» и пр., ( Мф.27:19 ), ( 1Ин.5:7 ) «Трие суть» и пр., ( Еф.2:18 ). Сие ж самое доводится из светлого откровения, которое показалось при крещении Христовом ( Мф.3:16 ), и на Фаворе ( Мф.17:5 ), других доводов премногих не воспоминаю. Сия Троица лиц никаким подобием точно не может представиться. Можно несколько показать в солнце, которое состоя в самом себе имеет свет, от которого света с теплотою происходит сияние; хотя свет и сияние то ж, что и самое солнце. Или и душа будучи сама в себе имеет ум и волю; и хотя ум и воля несколько разнствуют от души, только самою вещью ничто иное, как душа. Вопр. Чем доводится, что всякое С. Троицы лицо совершенный Бог? Отвеч. Что первое лицо Отец есть Бог, то никто не усомнится, разве кто совсем Бога не признает. А что Сын есть Бог, то явно говорится в С. Писании ( Ин.1:1 ), ( Евр.1:10 ), ( Фил.2:6 ), ( Ин.20:28 ): «Господь мой и Бог мой», ( Рим.11:5 ) и пр. Здесь надобно вспомнить то, что ходатаю надобно, чтоб был Бог, как мы учили. А что и Дух Святой есть Бог: ( Мф.28 ; Деян.5:3 ; 2Кор.3:17 ). Но более о сем, как дойдем до второго и восьмого члена. Вопр. Что убо есть Бог Отец? Отвеч. Есть первое лицо в Божестве, которое предвечно родило Сына, созидающее, сохраняющее и управляющее вся. Вопр. Что есть Бог Сын? Отвеч. Есть второе лицо Божества предвечно от Отца рожденное, которое принявши естество человеческое Христом искупителем и ходатаем нашим сотворися. Вопр. Что есть Дух Святой? Отвеч. Есть третье лицо Божества, предвечно от Отца происходящее, которое нас отраждает и освящает чрез слово и тайны. О сих двух после пространнее в своем месте. Три убо лица в Божестве не суть три бога, как например три человека называются Петр, Иаков, Иоанн; понеже лица Божественные одно числом имеют существо, а мы видом.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

65 Весьма замечателен в сем отношении Воскресенский Служебник, писанный в 1380 г., для сельского Иерея Микулы. Вот весь чин просфрмисания его: «Вземлет поп просфору и перекрестить и полояжить проскр. на дорнем блюде, а не на дискосе, начнеть резати (глаголя се: яко овча.... ) Полагая на дискос глаголя: полагается Агнец Божий, Сын, Слово Божие, вземляй грех всего. Се емля вина в прав. руку, воду в левую и вздвиги горе глаголя: В единение Св.Духа. Един от воин.... показает перст на потир, а Агнец: яко трие суть свидетельствующие – Дух, Кровь, Вода. А трие в едино суть. Аминь». За тем покровение даров и пр. Ни о какой другой просфоре ни слова. 68 Правило Митрополита Иоанна 16 . Памят. стр.182, 189. Нифонт прямо говорит: когда захотят, тогда пусть причащаются, соблюдши заповедь (о воздержании от всего) за день прежде, а другой после, если не будет епитимий». стр.188. Кирилл Туровский в Слове на Пятидесятницу: «Придем в церковь Божию и страхом в ней стояще, просим от Него отпуска грехов, да достойны будем приступати к Пречистым Тайнам, Телу и Крови Господней». стр. 87. 76 Кирик спрашывал: «Како дати причащение больным и что пети, аще ся годить вборзе?» Нифонт довольно подробно опредиляет что делать, стр. 184 и 185. Впрочем, Митрополит Иоанн еще прежде говорит: «Причащение дати, отпевше, что кажет» (т.е., Требник), стр.198. 80 Ркп. Златая Чепь, л. 39, В том же духе Правило Нифонта не налагать никакого поста на дин недельные, субботы и Господские праздники, стр. 195 и 194. 83 Там же, стр. 187 и 188. Из другаго места видно, что это снисхождение дозволял делать Священникам Митрополит Климент: «Тако Клим веляше дати причастие холостым на Велик День сохранишим чисто велико говение, аще иногда согрешал». (По ркп., а в печ. это.на стр.169 опущ.) Подобная разность в мнениях: «Прошах, достоит ли дати тому причащение, аже в Великий пост совокупляется с женою своею?» Разгневался он и сказал: «учите воздерживаться в говение от жен, грех вам в том». Я сказал: «В уставе мирян (белеческом), Владыко, так написано: хорошо блюстись в пост, это Христов пост; если же не могут, то в первую и последнюю неделю; и Феодосий, сказано, слышав у Митрополита, написал так». «Нет, отвечал он, ни Митрополит, ни Феодосий не писали того, а только о праздной (пасхальной) неделе, в которой каждый день – неделя. Если сделает так, запрети ему делать в другой раз тоже». (По ркп., а в печ. на стр. 185 выпущено). Феодосий, о котором говориться здесь, равно и в других ответах, был, без всякого сомнения, Св. Игумен Печерский, а Митрополит современннк его – Митрополит Георгий, на котораго Кириак ссылался и в другом случае, стр.195.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Все совершенства, какие указует нам в Боге Св. Писание, мы можем также находить и по началам нашего разума: так здравый разум говорит нам, что естьли Бог есть существо всех высочайшее, то, по сему самому Он уже должен быть един, духовен, вечен, свят и пр. а природа созданием целого мира, и каждой онаго части, равно как и сохранением всего сотворенного, внятно и повсеместно проповедует Его всемогущество, премудрость, благость и прочие свойства, которые изображаются в ней как буквы в книге, или как предметы в зеркале. Для чего в Символе веры из всех свойств Божьих особенно примечено о Его единстве? Сие сделано для того, что прочие свойства ясны для всех и каждого, и кроме весьма не многих, злых, упорных и безумных вольнодумцев, ни кем и никогда опровергаемы не были; а Божию единству противоречили 1) язычники, у которых богов тысячи, и 2) Иудеи, которые древле преклонялись к идолопоклонству, а по пришествии Спасителя, не понимая истинно Христианского учения о Троице, упрекали Христиан в троебожии. Во скольких Бог лицах? Бог, единый по существу, по лицам троичен, и есть Бог Отец, Бог Сын И Бог Дух Святый: трие суть свидетельствующии на небеси, Отец, Слово и Святый Дух и сии трие едино суть 33 ; сия же самая тройственность лиц открылась на Иордане, где Бог Отец произнес: сей есть Сын мой возлюбленный, Бог Сын крестился, а Бог Дух святый сшел в виде голубя 34 . Чем сии три лица отличаются? Три лица Св. Троицы отличаются одна, от другого во первых вечным между собою отношением, по которому Бог Отец рождает, сам будучи ни рожден, ни сотворен; Бог Сын рождается от Бога Отца; а Бог Дух Святый непостижимо от того же Бога Отца происходит; во вторых они отличаются особенными отношениями к падшему человеку: Бог Отец действует на его восстановление силою своей любви, Бог Сын силою своей благодати, Бог Дух святый силою общения, по которому верующие вводятся в участие даров духовных: благодать Господа нашего Иисуса Христа, говорит Апостол и любы Бога и Отца, и причастие Св. Духа буди со всеми вами 35 . В чем оные между собою сходствуют?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-v...

– слово не разборчиво – примечание эл. редакции. 108). 10 Оно читается: «Сице благословите и креститися рукою: »три персты равны имети вкупе по образу троичьну. Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый, не трие суть Бозе, но един Бог в Троици, имены разделяется, а божество едино; Отец не рожден, а Сын рожден, а Дух святый ни рожден, ни создан, но исходя: трие во едином Божестве, едина сила, едина честь, едино покланяние от всеа твари, от Ангел, от человек. Тако тем трем перстам указ! А два перста имети наклонена, а не разпростерта, а тем указ тако: то образует две естестве Божество и человечество, Бог по Божеству, а человек по человечению, а в обоем совершен. Высший же прост образует Божество, а нижний человечество: понеже съшед от вышних и спасе нижняя. То съзбение просто утолкует: преклони бо небеса и сниде вашего ради спасения. Тако святыми Отци указано, и узаконено Ему же слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и в: в: аминь (Рук. Сборн. Соловец. библ. 858).· 11 Такие списки из сборников Соловецкой библ. представлены у преосвящ. Игнатия в ист. солов. обит. стр. 8284, 8893. Один, очень обширный, список находится в рук. сборн. С. Петерб. Дух. Академической библиотеке 129, гл. 87. Смотр. так же Стоглав гл. 31; Большой катих. л. 56; Кириллова книга л. 180 на обороте. 13 На соборе 1551 года в Москве присутствовали под председательством митрополита Макария пастыря мудрого и просвещенного, два архиепископа: Новгородский Феодосий и Ростовский Никандр, семь епископов: Суздальский Трифон, Смоленский Гурий, Рязанской Кассиан, Тверскии Акакий, Коломенский Феодосий, Сарский Савва и Пермский Киприан, с архимандритами, игуменами и прочим духовенством. След. это был собор архипастырей не всей церкви Русской, а только одной ее митрополии, Московской; митрополия же Киевская, из 8 епархий состоявшая, в соборе участия не принимала. 15 См. Духовное завещание пр. Иосифа глава 10. Преп. Андрей Рублев с греком Феофаном писал иконы в придворной церкви Благовещения, а с иноком Даниилом в Владимирском храме, в Андрониевом монастыре и в Сергиевой Лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

По указанию самого пророка, он видел Господа Саваофа (ср. 1 и 5 ст.), между тем, по свидетельству Св. Иоанна, он видел славу Иисуса Христа ( Ин. 12:41 ). Это видимое разногласие объясняется тем, что пророк, созерцая Господа Саваофа (первое лицо Св. Троицы), в то же время видел и Господа Иисуса Христа (второе лицо), ибо сам Иисус Христос сказал: Аз во Отце, и Отец во Мне ( Ин. 14:10 ) и еще видевый Мене виде Отца ( Ин. 14:9 ), а следовательно и наоборот; кто видел Отца, тот видел и Его Сына, ибо Сын есть сияние славы и образ ипостаси Его ( Евр. 1:3 ). Есть основание думать, что, созерцая Господа Саваофа, пр. Исаия в то же время видел не только Второе, но и Третье Лицо Св. Троицы, Духа Святого, ибо все лица Св. Троицы, будучи раздельны личне, нераздельны по существу: Трие суть свидетельствующии на небеси, Отец, Слово и Св. Дух: и сии три едино суть ( 1Ин. 5:7 ). И действительно, Св. Ап. Павел изречение слов, слышанных пр. Исаией от Господа Саваофа (8–10 ст.), приписывает Духу Святому ( Деян. 28:25–27 ). 2–3 ст. Трон на котором восседал Бог, окружали Серафимы, которые имели по шести крыльев: двумя они закрывали свои лица, «показывая этим, что они не дерзают взирать на Господа» (Св. Ефрем Сирин ), 20 двумя прикрывали ноги, в знак скромности и сознания своих недостатков (Прот. Нечаев) и двумя летали. Взывая друг ко другу, они, говорили: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля исполнена славы Его!» Подобную же песнь, воспеваемую непрестанно (день и ночь) Богу Серафимами, окружающими престол Божий, слышал и Св. Иоанн ( Апок. 4:8 ). Серафимы (по Якимову от арабского шируфа – быть высоким, знатным, благородным) – высшие начальственные силы, главы, начальники, так называется самый высший и близкий к Богу из девяти чинов Ангельских. Они окружают престол Господа и следовательно являются ближайшими слугами, исполнителями воли Царя Небесного. По описанию пр. Исаии они имели крылья (принадлежность птиц), лицо (принадлежность всех вообще животных); но это не значит того, чтобы Серафимы подобны были земным существам; ближайшие слуги Небесного Царя, как существа бестелесные и совершеннейшие, не могут быть таковыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

напр.; Деян. 2, 32–33; 5, 30–32; 7, 55 ; 1Петр. 1, 1–2 ; Рим. 1, 1. 3. 4; 15, 15. 16. 30 ; 1Кор. 6, 11; 12, 4–6 ; 2Кор. 1, 19–22 ; Гал. 4, 6 ; 2Сол. 2, 13–14 ; Тит. 3, 4–6 . Особенно ясно истина троичности Божией выражена у ап. Иоанна в словах его 1 посл. V, 7: трие суть свидетельствующии на небеси: Отец, Слово и Святый Дух: и сии три едино суть ( 1Иоан. 5, 7 ). Слово и Дух представляются здесь свидетелями наравне с Отцом, следовательно, такими же лицами, как Отец. Свидетельство Их, наравне со свидетельством Отца, называется Божиим (9 ст.) а все называются тремя свидетелями, следовательно, Они суть лица божеские и различные между Собою, а по существу или природе сии три едино суть. Это свидетельство приводится в Догматиках и преосв. Макарием (1 т. § 27) и преосв. Сильвестром (II т. § 93), равно и в „Прав. испов.“ (отв. на вопр. 9) и в „Катихиз.“ (о I чл.) Пр. Филарет черниг. не приводит 1Иоан. 5, 7 , замечая; „против подлинности их много жалоб, а вера не имеет нужды в таких основаниях, которые считаются сомнительными“ (§ 46, примеч.). Убедительные доказательства в подтверждение позднейшего происхождения, а не от самого ап. Иоанна, приведенных слов представлены у проф. Сагарды Η. И. в исслед. „Первое соборное посл. ап. Иоанна Богослова“. 1903 г. 206–260 стр. Здесь устанавливается, что в древних греческих списках священного текста спорных слов нет, нет их и в древнейших, за исключением латинского, переводах, в частности – нет в Пешито, нет и в древнеславянских. Не приводятся эти слова древними и позднейшими восточными отцами и писателями (греч., сир. и армян.), даже боровшимися с арианством (Афанасием, Василием В., Григорием Б. и Григорием нисским , также Епифанием). Латинские писатели, и притом наиболее авторитетные – от Тертуллиана до Льва I – чуть ли не все не обнаруживают знакомства со словами о небесвых свидетелях, и между ними блаж. Августин и Иероним. Латинские списки нового завета со вставкою спорных слов стали распространяться лишь с в. в Испании и преимущественно в северной Африке; принят спорный текст в большей части латинских манускриптов лишь с IX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

в) св. Григория Богослова : «на св. Соборе в Никее, среди этого числа избранных мужей, которых Дух Святой собрал воедино, он (св. Афанасий Великий ), сколько зависело от него, прекратил недуг» 672 ; г) св. Амвросия: «я следую определению Никейского Собора, от которого меня не может отлучить ни меч, ни смерть» 673 ; д) св. Кирилла Александрийского : «с ними (Отцами 1-го Никейского Собора), по истине, восседал и сам Иисус Христос, который сказал некогда: идеже еста два или трие собрани во имя мое, ту семь посреде их...; как же можно сомневаться в том, что Он невидимо председательствовал на сем святом и великом Соборе, когда здесь для мира положено неподвижное и непоколебимое основание, исповедание чистой и неукоризненной веры? " - и в другом месте: «сам Дух Святой внушил им (т. е. Отцам Собора) истину ( Матф. 10, 20 ); ибо не сами они говорили, но Дух Бога и Отца говорил в них» 674 ; е) св. Григория Великого : «сознаюсь, что я точно так же приемлю и уважаю четыре Собора, как четыре книги Святого Евангелия» 675 ; ж) Никифора, Константинопольского Патриарха (806–815): «благоговейно почитаю и принимаю семь святых и вселенских Соборов, и все сверхъестественные догматы и определения, постановленные и утверждённые на них святыми и Божественными Отцами нашими 676 . 2) Из свидетельств самих вселенских Соборов, которые утверждали, что они собираются с Духом Святым (Ефес. Соб. прав. 7);·что посреди их невидимо присутствует как Глава Собора, сам Господь Иисус 677 , в знамение чего посреди Собора на особом возвышении обыкновенно полагаемо было Евангелие 678 ; что благочестивые глаголы их суть от Духа произнесённые (6-го всел. Соб. прав. 1), что Соборы все узаконили по внушению Духа Святого (7-го всел. Соб. прав. 1),– и постановления свои, начиная их, по примеру Собора Апостольского, словами: изволися Духу Святому и нам, называли то священными и Божественными правилами (6-го вселен. Соб. пр. 2 и 7-го всел. Собор, прав. 1), то узаконениями непреложными. Так, о Символе первого вселенского Собора Отцы, присутствовавшие на втором, определили: «да не отменяется Символ веры 318-ти Отцов, бывших на Соборе в Никее, что в Вифинии, но да пребывает оный непреложен» (прав. 1). То же самое касательно определений Никейского Собора постановил в седьмом правиле своём и третий Собор вселенский; потом повторил в первом правиле своём Собор Трулльский касательно уже всех предшествовавших ему Соборов. Наконец, седьмой вселенский Собор говорит «начертанные (прежними вселенскими Соборами) правила и постановления пребывают несокрушимы и непоколебимы...; Божественные правила с услаждением приемлем, и всецелое и непоколебимое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных Апостолов, святых труб Духа, и от шести святых вселенских Соборов, и поместно собравшихся для издания таковых заповедей, и от святых Отец наших. Ибо все они, от единого и того же Духа быв просвещены, полезное узаконили» (пр. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Преподобномуч. Параскева . В Синаксаристе Никодима проложное сказание о ней несколько пространнее. Родители ее Агафон и Полития, по молитве получившие единственную дочь, назвали ее Параскевою, ибо она родилась в пятницу. Вверженная в котел с маслом и смолою и будучи неврежденна, она бросила жидкости в глаза любопытствовавшему царю Антонину, ослепила его, потом по просьбе его даровала ему зрение и обратила со многими во Христовой вере. Полное житие ее в Новом Сокровище ( Νες Θηcαυρς) на греч. языке. В Деяниях св. (Iul. VI. 232 и 502) сделаны об ней два замечания, в коих говорится, что сказания об ней не могут быть соглашены с историею и что в римской церкви она чтится 14 ноября под именем Венеры или Венеранды, потому что пятница по-римски называлась днем Венеры. В 1200 г. паломник Антоний видел мощи ее в Царьграде: «св. пятница в теле лежит и носят на перенос». Церковь ее и ныне в Царьграде цела, на левой стороце Золотого Рога в местности Хас-киой. В ней погребены знаменитые лица. Св. Симеон в пещере . Известны, кроме Симеона юродивого 21 июля, три Симеона столпника: 1-й сентября 1, второй, 24 мая дивногорец, третий новый киликийский в 6 веке (Луг дух. 57 глава). По Цикодиму, Морчелли и Мартынову ныне разумеется первый, по Болландистам и Невоструову третий. В каноне на сырную субботу в 3 песни стих 6: Небо четверосветительное явися на земле, дважды двое сие Симеонское единоимение, иже на столцех трие суть и един юродивый. В греч. минее года в синаксаре 26 июля пр. Симеон называется столпником, пресвитером и архимандритом. Поскольку вообще в восточных памятниках Симеон 1 сентября знаменитейший называется: в пещере ( ν μvδρα), в отличие от Симеона на дивной горе; то лучше разуметь ныне того, который чтится 1 сентября. Обновление храмов арх. Гавриила в Халдах и Михаила в Скаллах . Местности без сомнения в Царьграде, но неизвестны и, вероятно, названия повреждены. В редакции месяцеслова Василия XI в. читалось: в Халках вместо Скаллах и переведено: обон пол медныя. Местность Халки ( Χαλκ) была в Царьграде.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

50 Оно читается: «Сице благословити о креститеся рукою: три персты равны имети вкупе по образу троичну. Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый, не трие суть Бозе, но един Бог в Троице, имены разделяется, а божество едино; Отец не рожден, а Сын рожден, а Дух святый ни рожден, ни создан, но исходя: трие во едином Божестве, едина сила, едина честь, едино покланяние от всея твари, от Ангел, от человек. Тако тем трем перстам указ! А два перста имети наклонена, а неразпростерта, а тем указ тако: то образует две естестве Божество и человечество, Бог по Божеству, а человек по вочеловечению, а в обоем совершен. Вышний же перст образует Божество, а нижний человечество: понеже сшед от вышних и спасе нижняя. То согбение просто утолкует: преклони бо небеса и сниде нашего ради спасения. Тако святыми Отци указано, и узаконено Ему же слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и в: в: аминь» (Рук. Сборн. Сол. библ. 858, Игнат, истина Сол. обит. 87–88). 51 Замечательно, что на Сборник митр. Даниила, как на древнейшую рукопись, в которой содержится Феодоритово наставление о крестном знамении, указывают сами раскольники (Помор. ответы, отв. 5, свидетельство 4). 52 Таки списки из Сборников Соловецкой библ. представлены у пр. Игнатия в истин. Солов. Обит. стр. 82–84, 88–93. Один, очень обширный, список находится в рук. Сборн. нашей Акад. библ. 129, гл. 87. См. также Стогл. гл. 31: Большой Катих. л. 5–6; Кирил. кн. л. 180 обор. 54 Так читаются слова Панагиота в Сборнике Рум. Музеума конца XV в., 358, л. 277; только слово: тремя, очевидное по смыслу речи, выскоблено здесь и на месте его не написано ничего. Подобное же чтение находится в макарьевской Чети-Минеи за месяц Декабрь под 13 числом: «и рече Никифор Латине: есть у вас 70 и 2 ереси: и рече, се не яко же мы крестимся прообразяще истиннаго креста 3-ми персты, на главу и на сердце, и на правом плече и на левом» (Бесед. к глаг. стар., стр. 202, изд. 3). 55 Так слово-в-слово в Новгор. Софийск. Макар. Чети-Минеи (писанной прежде 1544 г.) за Июнь, под 31 числом, на л. 327 об. и в Моск. Синодал. Макар. Чети-Минеи под тем же числом на л. 672. Должно заметить, что такое чтение принимают и сами раскольники (Кириллов, книг. 236 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010