Итак, в ветхозаветном учении о радости можно выделить, как указывают составители «Словаря библейского богословия», два основных отдела: «радости жизни» (все, что связано как с важнейшими событиями в жизни каждого человека, так и с ее повседневными удовольствиями) и «радости Союза-Завета». Последняя концепция, в свою очередь, выражается в трех аспектах: «радости совместного служения Богу», «радости личной верности» и «эсхатологической радости» 2 . В тексте Второзакония, как мы далее покажем, нашла отражение только часть обозначенных аспектов: радости человеческой жизни и радость служения Богу. Теперь подробнее остановимся на терминах, которые употребляются в священном тексте. В еврейской библии основным термином для обозначения состояния радости является глагол и производные от него существительное и прилагательное Наряду с этим в книгах Ветхого Завета употребляются еще 12 корней, передающих различные проявления радости, из которых наиболее часто встречаются 3 . В книге Второзаконие используются только три корня: – их значение и употребление мы сейчас рассмотрим более детально. Глагол (и его производные) в книге Второзаконие употребляется при этом в других частях Пятикнижия он встречается только дважды: ( Исх.4:14 ) и ( Лев.23:40 ). Как полагают исследователи, этимологически рассматриваемое слово связано с родственными глаголами в других семитских языках: с аккадским («расти»), арабским («возвышаться, гордиться») и арамейским (всходить сиять, блистать»; в связи с этим многие гебраисты его вторичным значением (основное – «радоваться») считают «сиять» или «возвышаться» 4 . Впрочем, это добавочное значение только оттеняет основное, ибо сияние лица или глаз является выразительным проявлением радости; характерным свидетельством в пользу такого заключения является употребление глагола в ( ) и ( Пс.18:9 ). Как правило, обозначает не длительную эмоцию как состояние, но радостную бурную и спонтанную, охватывающую все существо человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

6 . Но с особенным вниманием нам надобно обсудить, что говорится: и мера едина трех. Ибо, когда далеко отстоит превосходство проповедников от воздержников и молчальников, и далеко отстоит превосходство воздержников от супругов: то что значит выражение: мера едина трех? Потому что супруги, хотя и хорошо живут, и желают видеть всемогущего Бога, но заняты домашними заботами, и по необходимости разделяют сердце между тем и другим. Но воздержники удалены от забот мира сего, и пожелание плоти обуздывают даже от дозволенного супружества, чужды и заботы о супруге, попечения о детях, вредных и запутанных помышлений о семейной жизни. Проповедники же не только сами воздерживаются от пороков, но и другим запрещают грешить, приводят к вере и располагают к добродетельной жизни. Каким же образом мера их одна, когда качество жизни их не одно? Но мера одна у трех потому, что, хотя в них различие заслуг велико, но расстояния в вере, в которой они подвизаются, нет. Ибо одна и та же вера, которая тех укрепляет в великих подвигах, а слабость этих в малых поддерживает. Или вернее одна мера у трех потому что в последнем воздаянии, хотя и не будет у всех одного и того же достоинства, однако же для всех будет одна жизнь блаженная. Поэтому и лично Господь говорит: в дому Отца Моего обители многи суть ( Ин.14:2 ). Впрочем те, которые введены были в виноградник, хотя пришли и не в одни часы, получили по одному динарию ( Мф.20:9 ). Каким же образом согласить многие часы труда с одним динарием, если не таким, что хотя достоинства блаженных будут различны, однако ж один покой вечного воздаяния? Ибо заслуга каждого будет различна, но различия в радостях не будет; потому что, хотя один менее, а другой более будут восхищаться, однако же всех будет обымать одна радость о видении своего Создателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

По мере приближения коляски, окруженной блестящей свитой и штабом, к передовому флангу, проносится первым трепетом первое «ура», гулом вырвавшееся из тысячи грудей, сплошное, радостное, отчаянно-громкое и безумно-счастливое «ура»! Это уже не тихий шепот, похожий на журчанье ручья или шелест ветра, это стон моря, рокочущего, бурного, торжествующего, могучего!.. «Ура!» несется и перелетает с фланга на фланг по мере приближения коляски, то замирая, то воскресая снова. Великое, могучее по своей стихийности, оно разом наполняет собою и небо, и землю, и праздничный Тильзит с его беснующеюся толпою, и самый Неман, такой величественный и красивый в весеннем одеянии своих голубоватых струй. Да здравствует несется эта рокочущая лавина, словно выйдя из берегов, несется неудержимо, как волны моря, как стон бури. кричит за остальными Надя и приковывается лихорадочно горящим взглядом к приближающейся коляске. Что-то новое, необычайное рождается при этих звуках в душе девушки… И это необычайное как бы перерождает ее всю… Тщеславные мечты, разочарование из-за производства Юзефа и затаенная жалоба на судьбу — все уже забыто теперь… Вся ее жизнь, все ее существо, вся душа Нади сосредоточились теперь на этой коляске, на тех трех лицах, на трех генералах, сидящих в ней… А коляска, кажется ей, точно нарочно движется тихо, так дьявольски тихо!.. Вот снова затихает кипучий бешеным восторгом крик и снова, подхваченный свежими силами, утраивается и гремит, гремит навстречу экипажу, окруженному свитой. Эта волнующаяся толпа, эти бешеные крики, этот восторг войска и народа ударили в голову Нади, вытесняя из сердца и головы все остальные мысли и чувства. «Государь!» — мучительно выстукивает бьющееся сердечко смугленькой девочки. «Государь!» — наполняет все ее думы и чувства… Тот, который повелевает десятками миллионов людей, тот, в руках которого судьба России, счастье и горе народа, тот, о котором она, Надя, мечтала с детства, которого она представляла себе каким-то полубогом, сильным, он теперь здесь, перед ее глазами, в двух-трех шагах от нее!.. «Он» здесь… Но который же, который, который? Который из этих трех офицеров в коляске!..

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=167...

Поэтому я хочу обратиться к потенциальным папам и мамам, еще раз: помните, что тот дар, который дается вам Свыше на воспитание, попечение - это великая благость, это великая ответственность. И пренебрегать, тем более быть по отношению к дарованным детям невнимательными, жестокими родители не имеют права. Этим они совершают нравственное преступление, в первую очередь против Творца, Который нам даровал «Блаженни чистии сердцем...» Свою беседу о детях я хочу продолжить словами Евангелия от Марка. В нем повествуется следующее: «Иисус же, взяв дитя, поставил его пред Собою. И сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня» (Мк. 9, 47-48). Обратимся к толкованию на эту главу блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского, который говорит следующее: «Он поставил среди учеников дитя и поучает быть ему подобными. Дитя ни славы не ищет, не завидует, не помнит зла. Да не тогда, говорит Иисус, вы получите великую награду, когда сами будете таковыми как дитя, но если и других подобных примете ради Меня и за это получите Царство Небесное, поскольку принимая Меня, примете Пославшего Меня». Спаситель особое внимание обращает на детей, ибо ребенок - особое явление в жизни каждого взрослого. В Православной Церкви дитя до трех лет недаром именуется ангельским, ибо этот возраст по сути своей ангелоподобен. Дитя не имеет зла, не несет в сердце своем ни тщеславия, ни гордости, ни зависти. Поэтому одно из Евангельских блаженств говорит нам: «Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят». Смеем предположить, что здесь идет речь о наших маленьких детях. Младенцы зрят Бога очами своего сердца, и они, пожалуй, приближены к Нему максимально. Возраст до трех лет наиболее интересен, многопланов и разнообразен именно с той стороны, которую взрослые ведают мало. Ребенок до трех лет мало повествует о том, что он видит и знает, потому что Господом так устроено: свои чувства малыш не может выразить словесно, в той форме, к которой мы привыкли. Он выражает их лучезарной радостью, безобидностью, большим расположением к каждому, кто относится к нему с лаской, добром и вниманием. Дитя не отвечает злом на зло. Более того, получив от взрослого обиду, оно первое делает шаги к примирению. Дитя до трех лет для нас, взрослых, - особый пример, чистоты и (я не боюсь этого предположения) высокой духовности, ибо что может быть духовней чистоты сердечной, приближающей младенца к Богу?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2005...

Не успел я подумать о Единице, как Троица омывает меня своим сиянием. Не успел я подумать о Троице, как Единица вновь овладевает мной. Когда передо мною Один из Трех, Он кажется мне так наполнен Им мой взгляд, так поражает меня Его изобилие. Ибо в разуме моем, слишком ограниченном для того, чтобы постигнуть и Одного, нет более места Соединяя Трех в одной мысли, я вижу одно–единственное пламя и не в силах разделить или разложить единый свет. Григорий Назианзин Слово 49, о крещении, 41. Когда я говорю о Боге, вы должны чувствовать себя омытыми единым светом и тремя светами… Есть неделимое разделение, единство в различии. Един в Трех: это и есть Божество. Трое как Один–единственный: именно в Трех существует или, точнее говоря, Трое суть Божество. Григорий Назианзин Слово 39, 11. Рассуждая о Троице, св. Василий и св. Максим Исповедник подчеркивали, что Три не есть число (св. Василий говорит в этой связи о «мета–математике»…). Божественные Лица не примыкают друг к другу, но существуют друг в друге: Отец пребывает в Сыне и Сын в Отце, Дух соединяется с Отцом через Сына и «усовершает блаженную Троицу», как бы утверждая в ней «круговорот» любви. Это внутреннее объединяющее движение отцы назвали это еще одно ключевое слово святоотеческой духовности, наряду с уже знакомым нам кенозисом. Перихореза, этот обмен бытием, который означает, что каждый существует лишь через отношение с другими, могла бы быть определена как радостный кенозис. Кенозис Сына в истории продолжает тринитарную перихорезу и позволяет нам участвовать в ней. Хотя Божество, которое превыше всего, прославляется нами как Троица и как Единица, оно не три и не одно, знаемые нами как числа. Максим Исповедник Об именах Божиих (схолии), 13. Мы не производим счет через прибавление, рассуждая о единстве, чтобы закончить множественностью, ибо не говорим: «один, два, три» или «первый, второй, третий» Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет Бога (Ис. 44, 6). Мы не слышали о втором Боге, ибо, поклоняясь Богу от Бога, исповедуем различие Лиц при сохранении Единого Начала…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

я хочу обратиться к потенциальным папам и мамам, еще раз: помните, что тот дар, который дается вам Свыше на воспитание, попечение - это великая благость, это великая ответственность. И пренебрегать, тем более быть по отношению к дарованным детям невнимательными, жестокими родители не имеют права. Этим они совершают нравственное преступление, в первую очередь против Творца, Который нам даровал дитя. «Блаженни чистии сердцем...» беседу о детях я хочу продолжить словами Евангелия от Марка. В нем повествуется следующее: «Иисус же, взяв дитя, поставил его пред Собою. И сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня» (Мк. 9, 47-48). к толкованию на эту главу блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского, который говорит следующее: поставил среди учеников дитя и поучает быть ему подобными. Дитя ни славы не ищет, не завидует, не помнит зла. Да не тогда, говорит Иисус, вы получите великую награду, когда сами будете таковыми как дитя, но если и других подобных примете ради Меня и за это получите Царство Небесное, поскольку принимая Меня, примете Пославшего Меня» . особое внимание обращает на детей, ибо ребенок - особое явление в жизни каждого взрослого. В Православной Церкви дитя до трех лет недаром именуется ангельским, ибо этот возраст по сути своей ангелоподобен. Дитя не имеет зла, не несет в сердце своем ни тщеславия, ни гордости, ни зависти. Поэтому одно из Евангельских блаженств говорит нам: «Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят» . предположить, что здесь идет речь о наших маленьких детях. Младенцы зрят Бога очами своего сердца, и они, пожалуй, приближены к Нему максимально. Возраст до трех лет наиболее интересен, многопланов и разнообразен именно с той стороны, которую взрослые ведают мало. Ребенок до трех лет мало повествует о том, что он видит и знает, потому что Господом так устроено: свои чувства малыш не может выразить словесно, в той форме, к которой мы привыкли. Он выражает их лучезарной радостью, безобидностью, большим расположением к каждому, кто относится к нему с лаской, добром и вниманием. Дитя не отвечает злом на зло. Более того, получив от взрослого обиду, оно первое делает шаги к примирению. Дитя до трех лет для нас, взрослых, - особый пример, чистоты и (я не боюсь этого предположения) высокой духовности, ибо что может быть духовней чистоты сердечной, приближающей младенца к Богу?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2005...

Разделы портала «Азбука веры» Лукашевич К.В. Переписка трех подруг lazy async 300w, 204w, 102w (max-width: 102px) 100vw, 102px Переписка трех подруг > Оглавление I. Письмо от Наташи Славиной к Дези Островской II. Письмо от Дези Островской к Наташе Славиной III. Письмо от Нади Барыковой к Наташе Славиной IV. Письмо от Наташи Славиной к Дези Островской V. Письмо от Дези Островской к Наташе Славиной VI. Письмо от Наташи Славиной к Наде Барыковой VII. Письмо от Наташи Славиной к Дези Островской. VIII. Письмо от Дези Островской к Наташе Славиной IX. Письмо от Наташе Славиной к Наде Барыковой X. Письмо от Нади Барыковой к Наташе Славиной XI. Письмо от Дези Островской к Наташе Славиной XII. Письмо от Наташи Славиной к Дези Островской XIII. Письмо от Дези Островской к Наташе Славиной XIV. Письмо от Наташи Славиной к Наде Барыковой XV. Письмо от Наташи Славиной к Дези Островской Примечание I. Письмо от Наташи Славиной к Дези Островской Моя милая, дорогая Дезичка, вот уже две недели, как мы уехали из института, а я все еще не собралась написать тебе, хотя обещала сделать это первая. Не обижайся, пожалуйста, душечка, мы с сестрой до сих пор не можем опомниться от безмерной радости, что Я обещала тебе писать подробно обо всем и охотно начну с самого начала. Папа нас встретил на станции. Выглядывая из окна вагона, мы еще издали увидели его и страшно обрадовались. Затем попили на станции чайку и двинулись в тарантасе дальше. От станции до нашего имения ровно 70 верст. Семнадцатого мая под вечер мы уже подъезжали к нашей милой родной «Хижинке». Я не умею тебе описать, что мы всегда испытываем, когда из-за зелени выглянет крыша нашего дома, и еще далеко-далеко мы увидим мамочку, идущую нам навстречу… Мне всегда кажется, что от счастья и радости у меня разорвется грудь и выпрыгнет сердце.

http://azbyka.ru/fiction/perepiska-trex-...

Его келья, лишенная простейших удобств, не столько служила убежищем, сколько скрывала от мира его духовную брань во имя любви к Богу. Внутри Лука выкопал яму, чтобы постоянно помнить о смерти. В ревностной борьбе с тиранией сна он проводил ночи в бдении, совершая бесчисленные земные поклоны с молитвой «Господи, помилуй». Он заботливо ухаживал за своим небольшим садом, чтобы раздавать его плоды соседям и посетителям. Чем более он утруждал тело суровыми условиями отшельничества, тем больше светился радостью и любовью к людям и даже к зверям и ядовитым змеям. Однажды у него остановились два почтенных монаха, направлявшиеся в Рим. Увидев в восемнадцатилетнем юноше совершенный образ, они облачили его в великую ангельскую схиму. Получив эту броню испытанных воинов, Лука усилил затворничество и посты, умножил слезы и молитвы. Тогда Бог даровал ему силу творить чудеса и пророчествовать: так он за несколько лет предсказал нашествие на Грецию болгар (917). Его слава распространилась по округе, и многие стали приходить к нему за благословением и на исповедь. Он часто помогал людям раскаяться, открывая им их тайные проступки, а потом именем Божиим отпускал грехи и налагал необходимую епитимью. Воспользовавшись этим, дьявол однажды подослал к нему трех женщин под предлогом исповеди и после того, как они ушли, посеял в нем нечистые помыслы. По прошествии трех дней и трех ночей, проведенных в борьбе, слезах и молитвах, он был освобожден от искушения явлением Ангела, который дал ему благодать бесстрастия. Сделавшись как бы Ангелом во плоти, он уже никогда не думал ни о чем плотском, и появление женщин не волновало его. После семи лет, проведенных на горе Иоанница, Луке и его нескольким спутникам пришлось удалиться на соседний остров из-за угрозы вторжения болгарских войск под предводительством Симеона. Однако болгары пришли и туда, поэтому святому пришлось спасаться вплавь, чтобы укрыться в Коринфе (918). Хотя он уже достиг зрелого возраста, желание научиться читать Священное Писание подвигло его пойти в школу. Но дурное поведение учеников вскоре заставило его предпочесть неграмотность столь вредному общению. Святой подвижник собирался удалиться к одному знаменитому столпнику в Патры, но его пригласил к себе другой столпник, подвизавшийся неподалеку от Коринфа. Лука с радостью принял это послушание и десять лет служил ему: ловил рыбу, носил воду и хворост, смиренно выполнял все повеления старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава VIII. О трех волнениях, которые стоики допускали в душе мудрого, за исключением страдания или грусти, которой не должна была испытывать доблесть душевная Стоики допускали в душе мудрого три благих состояния, называемых греками 143 , которые Цицерон называл по-латыни constantia_e 144 , вместо трех душевных волнений: вместо страстного желания – волю, вместо веселья – радость, вместо страха – осторожность. Вместо же скорби или страдания, которую мы во избежание двусмысленности предпочли называть грустью, они отказались допустить в душе мудрого что-либо подобное. Воля, говорят они, стремится к добру, которое совершает мудрый. Радость происходит от достигнутого добра, которое во всем осуществляет мудрый. Осторожность избегает зла, которого мудрый должен избегать. Но грусть, говорят они, поскольку она происходит от зла, которое уже случилось (а с мудрым, по их мнению, не может случиться никакого зла), не может быть заменена в душе мудрого ничем. По их словам, таким образом, выходит, что хотеть, радоваться, остерегаться может только мудрый; глупый же может только желать, веселиться, страшиться, грустить. Первые три состояния суть constantia_e, а последние, по Цицерону, волнения (perturbationes), на языке же большинства – страсти (passiones). А греки, как я сказал, первые три называют а последние четыре – Когда я со всей возможной тщательностью исследовал, соответствует ли такое словоупотребление священному Писанию, то нашел следующее. Пророк говорит: «Несть радоватися нечестивым, глаголет Господь» ( ); говорит так, будто бы нечестивые могут получать от зла скорее увеселение, чем радость, поскольку радость – удел людей добрых и благочестивых. Так же точно и известное выражение в Евангелии: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» ( ) сказано, по всей видимости, в том смысле, что худого и постыдного может кто-нибудь не хотеть, а желать.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Так начинается период восхождения по ступеням совершенства девяти заповедей блаженства. О блаженстве Христос так поучал народ: 1. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.» 2. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся.» 3. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.» 4. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.» 5. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.» 6. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.» 7. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.» 8. «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.» 9. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.» «Радуйтесь и веселитеся, ибо велика ваша награда на небесах» ( ). Понятие «блаженство» надо отличать от понятия «радость». Радость бывает трех видов: духовная, естественная и дьявольская. Дьявольская радость – это услаждение грехом в момент совершения греха или перед тем, или после того. Духовная радость, особенно у праведников, до некоторой степени напоминает блаженство вечное. Блаженство – это особое состояние души праведника в Царстве Небесном, это сугубая радость, которую выразить на человеческом языке невозможно. Блаженства вечного удостоились и удостоятся души тех христиан, которые очистились и очистятся от всякой скверны, от всякого греха. Апостолы учат: «Блажен человек, который переносит искушение» ( ); «Если и страдаете за правду, то вы блаженны» и «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны» ( ; ). Инок пишет в своем дневнике 21 : «Блажен, кто возненавидел человеческую славу прежде наслаждения славою! Блажен, кто познал суету суетного прежде погружения в суетное! Блажен, кто презрел все тленное и чревоугодное прежде пресыщения тленным и чревоугодным! Блажен, кто познал ничтожество ничтожного и ненужность бесполезного – свежею, непресыщенною душою, и такою душою отдался весь Богу и прилепился к Нему!» Воистину, только в Боге наша истинная радость, наше счастье, наше блаженство! В Нем одном то истинное благо, которого так жадно ищет душа наша. Не находит Его только тот, кто счастье свое полагает во всем мирском и тленном.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010