1879 г. (РГБИ) Самарский Пустынный во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Гравюра. 1879 г. (РГБИ) Важную роль в епархиальной жизни играл Самарский Пустынно-Николаевский мон-рь, расположенный на острове, к-рый образуют реки Ст. и Нов. Самара, близ Новомосковска. В 1787 г. в обители вместо обветшавшего деревянного храма был возведен новый. В 1791 г. мон-рь был приписан к архиерейскому дому. Широко почитался, в т. ч. старообрядцами Стародубья , в то время входившего в Екатеринославскую епархию, инок Самарского Пустынного монастыря Лаврентий († 1799), погребенный в мон-ре. В 1807 г. Самарской обители был передан из Екатеринослава список чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери, названный Самарской иконой Пресв. Богородицы. Ежегодно образ крестным ходом носили по епархии (после 1917 местонахождение иконы неизв., сохр. 3 списка: в Новомосковске, в днепропетровском Свято-Троицком соборе и в собрании Художественного музея Днепропетровска). Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в епархии было основано неск. монашеских общин, преимущественно жен., со временем преобразованных в мон-ри. В 1877 г. из общины был преобразован днепропетровский в честь Тихвинской иконы Божией Матери жен. мон-рь , в 1886 г. статус монастыря получила основанная в 1873 г. в Новомосковском у. Иосифовская жен. община (см. марьевский во имя св. Иосифа Обручника жен. мон-рь ), при обители действовал общежительный скит. В 1897 г. в с. Ивановка на средства помещика М. И. Фадеева была устроена Трехсвятительская Светловская жен. община. В 1903 г. учреждена жен. община в честь иконы Божией Матери «Знамение», в 1906 г. преобразованная в мон-рь (см. «Знамения», иконы Божией Матери, жен. мон-рь в с. Вербовском). В 1885 г. помещик Р. Н. Вербовский в с. Кохановка Павлоградского у. основал Самарский Свято-Троицкий муж. мон-рь. В 1814 г. был учрежден таганрогский Иерусалимский во имя Св. Троицы, св. кн. Александра Невского и свт. Иоанна Златоуста греч. муж. мон-рь , подворье Иерусалимской Церкви (закрыт в 1923). К 1902 г. в епархии действовали ок.

http://pravenc.ru/text/178625.html

В нарушение законодательства некоторые сестры общин были монахинями. Однако пострижение было тайным. В Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря сообщается о том, что основательница Казанской общины Александра Мельгунова была тайно пострижена в Киевском Флоровском монастыре 162 . Преподобный Серафим Саровский осуществлял тайный постриг сестер общины 163 . В конце XIX – начале XX в. постриг сестер общины не скрывался. В труде Л. И. Денисова о современных ему монастырях и общинах сообщается о количестве монахинь (от одной до девяти) и послушниц в общинах. Так, он сообщает о том, что в Острогожской Свято-Троицкой женской общине насчитывалось две монахини, 17 рясофорных послушниц и 77 трудниц 164 , Трехсвятительская Светловская женская община в Павлоградском уезде насчитывала 37 монахинь и послушниц и т. д. 165 В то же время в ряде монастырей, как, например, в Знаменском Инсарского уезда, Александро-Невском Краснослободского уезда, Грязнухинском СвятоТроицком Саратовской губернии, Белогородском Троицком Царицынского уезда, Старо-Костычевском Смоленском Сызранского уезда, Троице-Пятницком Тверской губернии, проживали всего две-три монахини, включая игуменью, остальные были послушницами численностью от 84 до 170 166 . После регистрации первых Нижегородских общин в 1842 г. женские общины стали регистрироваться повсеместно по всем епархиям. По мере того как разворачивалась деятельность общины, она могла быть преобразована в женский монастырь. По подсчетам В. В. Зверинского, 62% женских общин было преобразовано в женские монастыри. Более того, была установлена традиция, по которой создание практически каждого нового женского монастыря предварялось существованием женской общины. Особенно стремительный рост женских общин и монастырей был связан с высочайше утвержденным определением Синода от 9 мая 1881 г., по которому не требовалось высочайшего разрешения на учреждение тех монастырей и женских общин, которые не испрашивали пособия от казны. Право учреждать такие общины и монастыри было передано Синоду 167 . Но если при учреждении мужского монастыря достаточно было епархиальному начальству собрать сведения о необходимости и пользе монастыря и указать средства для его содержания, то при учреждении женских монастырей и общин необходимо было представить сведения о средствах обеспечения, личном составе желающих поступить в монастырь, документы на жертвуемое или завещанное имущество. Обер-прокурор обязан был получить из Министерства внутренних дел отзыв об отсутствии препятствий к открытию общины. На укрепление за открываемой женской общиной имущества необходимо было получить высочайшее соизволение 168 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Скит «Всех Скорбящих Радость» при Иосифовом монастыре. Скит стоит в 5 вер. от Новомосковска. При нем есть школа, больница и богадельня. Тихвинский монастырь близ Екатеринослава. Основана эта обитель в 1866 г. сначала в виде общины, которая в 1887 г. была переименована в монастырь. Главный храм во имя Тихвинской икон Божией Матери. Другая церковь во имя св. вмчц. Варвары и св. равноап. мироносц. Марии Магдалины. Управление игуменское. Трехсвятительская Светловская община в Павлоградском уезде. Расположена община вблизи деревни Светловщины. Ближайшая станция Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги «Лозовая», находится в 5 верстах, а уездный город Павлоград в 40 верстах, Основана обитель в 1897 г. на средства М.И.Фадеева. Оренбургская губерния Обителей мужских 2, женских 7. Мужские обители Богодуховский монастырь в Оренбургском уезде. Обитель, учрежденная здесь в 1867 г. в видах противодействия расколу, находится в 5 в. от Оренбурга. Теперь она приписана к архиерейскому дому. Успенско-Макарьевский монастырь в Оренбургском уезде. Расположенный в 15 в. от Оренбурга, монастырь основался в 1895 году на средства Г.Н. и А.Г.Мещеряковых. Храм один, в честь Божией Матери. Управление игуменское. Женские обители Илецкий Николаевский монастырь в Оренбургском уезде. Основан в 1792 году в виде общины, в 1900 году переименованной в монастырь. Храм один, во имя Николая Чудотворца. Управление игуменское. Казанский монастырь в Троицке. Обитель находится в самом городе. Основана она в виде общины женой протоиерея Озерецковской в 1851 году. В 1865 г. община переименована в монастырь. Храмов три: в честь Казанской иконы Божией Матери, во имя Преображения Господня и в честь Живоносного Источника. Управляет обителью игуменья. Одигитриевский Богородицкий монастырь в Челябинске. Монастырь находится в городе Челябинске, в 2 в. от ст. «Челябинск» Самаро-Златоустовской железной дороги. Основательница этой обители была крестьянская девица Анна Максимовна Полежаева. Она с самых юных лет стремилась к уединенной благочестивой жизни и, наконец, испросив благословение Божие, поселилась одна в келье своей родине.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Учреждена в 1900 г. Успенская община, в 3 в. от г. Верхотурья, учрежденная в 1911 г. на земле, пожертвованной крестьянскою девицею Татианою Цепелевою. Екатеринославская епархия Мужские: Самарский Св.-Троицкий , общ., зашт., близ с. Кохановки, на бер. р. Самары, в 50 в. от г. Павлограда. Основан в 1885 г.; при нем миссионерское училище. Е. Самарский Пустынно-Николаевский , общ.. зашт., близ г. Ново-Московска на острове, который образуют pp. Старая и Новая Самара, приписанный с 1791 г. к архиерейскому дому. Основан во 2-й пол. XVI в. Монастырь был самою высокою святынею Запорожцев, находился в зависимости от Запорожского войска и под управлением сечевого коша и считался „войсковым“. Некоторые запорожцы, после бурной жизни, оканчивали ее в стенах этой тихой обители. Здесь находятся древние иконы: Ахтырская Божией Матери, именуемая „Самарскою“, и св. Николая чудотворца. Ныне мон. служит загородным архиерейским домом. При мон. школа. Женские: Знаменский , общ., при хуторе Разгульном, Александровского у. Учрежден в 1906 г. из женской общины, основанной в 1903 г. под именем ,,Знаменской пустыни“. При нем школа и разного рода мастерские, в том числе и живописная. Иосифовский , общ., при дер. Марьевке, в 35 в. от г. Ново-Московска; под именем женской общины существовал с 1873 г.; в 1885 г. обращен в мон.; при нем школа. К нему приписан скит Всех Скорбящих Радости , в 5 в. от г. Ново-Московска; при нем школа, больница и богадельня. Тихвинский , общ., близ Екатеринослава; переименован в общежительный мон. в 1877 г. из существовавшей там с 1866 г. женской общины. Здесь находится особо чтимая Тихвинская икона Божией Матери. При мон. школа и богадельня. Троице Алексеевская община, близ г. Нахичевани. Учреждена в 1906 г. Трехсвятительская Светловская община, при с. Ивановке (Светловщина то ж), Павлоградского у. Учреждена в 1898 г. Ей принадлежит часовня на ст. Лозовой Южн. жел. дор. Енисейская епархия Мужские: Знаменский скит, общ., в 3.5 в. от г. Красноярска, на земле, пожертвованной (в 1892 г.) сибирским купцом Матониным для основания там обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...