разделы   рассылка  распечатать Николай Головкин " Два Рима падоша, а третий стоит... " В Москве завершились XVI Международные Рождественские образовательные чтения Источник:  Столетие. ру Одним из ключевых мероприятий чтений стала международная научно-богословская конференция " Москва – Третий Рим: формула единения и примирения " . Эта конференция, организованная Фондом " Андреевский Флаг " , прошла в рамках его программ – Международной духовно-просветительской программы " Под звездой Богородицы " и духовно-патриотической программы " Москва – Третий Рим " – в Круглом зале " Президент-отеля " . Форум осмысливал завет старца Филофея и попытался ответить на вопросы: Третий Рим – это могущество военное или духовное? Что нас может сегодня сформировать, консолидировать как нацию, как народ? По значимости для России, для судеб человечества Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь занимает особое место в мировой истории. Более пяти столетий назад (около 1510 года) его игумен старец Филофей в период отнюдь не мирного сосуществования двух средневековых христианских цивилизаций – Восточной и Западной – написал послание великому князю Василию III, в котором была развита уже сформулированная им ранее теория " Москва – Третий Рим " . Биографические сведения о старце Филофее крайне скудны. На основании имеющихся данных можно лишь утверждать, что родился он около времени взятия Константинополя, т. е. в середине XV в., жил в княжение Василия Ивановича и в начале царствования Ивана IV. Можно также предполагать, что умер старец Филофей вскоре после 1547 года. А около 1448 года в еще только строящуюся среди псковских лесов пустыньку была принесена из Константинополя Цареградская икона Божией Матери. По преданию в Константинополь, этот образ был в свою очередь доставлен из Рима в 1051 году – накануне раскола единой Церкви и отпадения латинян от Православия. В 1439 году в Италии на Флорентийском соборе была подписана церковная уния, которая переводила Православную Церковь под власть Папы Римского. Византия пошла на это соглашение, надеясь на военную помощь Европы в борьбе с турками-османами.

http://religare.ru/2_50311.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Новый Иерусалим и Третий Рим против Вавилона Доклад на Вторых Иоанновских Чтениях 30.11.2011 1734 Время на чтение 22 минут 2 Ноября 2011 года в Российском Государственном Торгово-Экономическом Университете ( Москва ) прошли Вторые Иоанновские Чтения, посвященные памяти выдающегося русского историка Высокопреосвященнейшего Митрополита Иоанна (Снычева). Сегодня мы публикуем доклад на Иоанновских Чтениях сотрудника пресс-службы Владыки Иоанна (Снычева) в 1992-1995 годах В.В.Архипова. Всечестные отцы, благословите! Братья и сестры, дамы и господа! Мой доклад касается одной из сторон действия так называемой « тайны беззакония » (2 Сол. 2,7), о которой говорится во втором Послании Апостола Павла Солунянам. Но начнем с самого простого и общеизвестного. Все знакомы с христианской концепцией «Москва - Третий Рим». Это и церковно-державная доктрина, и воплотившаяся мистико-духовная реальность, к которой довольно часто обращаются в наши дни не только политики и геополитики, известные историки и богословы, рассматривающие происходящее и грядущие события в нашем Отечестве в русле этой идеи, но и те, кто видят в ней сугубо негативную предпосылку, некоторую горделивую установку, мешающую России «встроиться» в мир западных либеральных ценностей, а по сути - встроиться в создаваемой на Западе «Рим Четвертый», которому, как известно из пророчества старца Филофея, «не бывать». То, что «Евросоюз» уже сегодня на наших глазах начинает разрушаться как тленная хартия, не запечатленная Евангельским животворящим Словом, для многих духовно зрячих людей, очевидно. Смешение идей, культов и религий, образов жизни народов, населивших ныне Старую Европу, некогда христианскую, а ныне представляющую собой экуменическую химеру, предопределяет её скорое падение. Но суть не в том, что Европу ждет «закат», который был предсказан западным мыслителем Освальдом Шпенглером ещё в 1918 году. Развал этого искусственного суперсоциума, построенного на основах общества безудержного потребления - это только вопрос времени и воли Божией, так же, как и гибель «вавилонской блудницы» - Североамериканских Соединенных Штатов. Суть в том, что ждет наш Третий Рим!

http://ruskline.ru/analitika/2011/12/01/...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Троицкий монастырь     Троицкий монастырь     Русская идеология на Афоне - читать...     Часть 4  Троицкий монастырь   Москва — третий Рим, а четвертому не бывать.   Появилась целая литература, развивавшая и укреплявшая  идеологию Москва — третий Рим. Сказание о «бе­лом клобуке», о происхождении князей Московских от брата римского императора Августа, о венце и бармах Мономаха и т. д. В церковной области это движение также нашло свой громкий отклик: Москва — третий Рим! Русская Церковь сознала себя окрепшей и самостоятельной, способной с гордостью указать на ряд сво­их, русских, святых, которые ничуть не ниже греческих, и по­этому церковные соборы половины XVI века канонизовали и далее.   Хотя первые попытки и не были особенно удачны, но они пробуждали живую мысль, знаменовали освобожде­ние от ига буквы и обращение к духу, к внутреннему смыслу христианского учения и обряда. Можно было бы привести много примеров, указывающих, какими прочными и много­численными нитями Троицкий монастырь был связан со всей политической и духовной жизнью страны и как ярко душа Московской Руси выражалась в нем, но необходимо еще отметить, что и экономически в XVII и первой половине XVIII века Троицкий монастырь являлся одной из круп­нейших величин на всей территории России, поддерживая идеологию Москва — третий Рим.           Число крепо­стных душ, принадлежавших ему, исчислялось десятками тысяч, и к 1763 году, перед самой секуляризацией, достигало 106501 души, а число вотчин и прочих земель исчислялось сотнями, так что он, бесспорно, был самым крупным русским вотчинником. Своеобразное положение Троицкиого монастыря — вотчин­ника с огромным и сложным хозяйством, целым штатом слу­жащих, с накоплением огромных для того времени сумм еще почти не освещено исторической наукой, но мы знаем, что Троицкий монастырь был при этом и крупным промышлен­ником, и купцом: торговал он, при том беспошлинно, глав­ным образом солью и рыбой, причем посылал свои суда даже в Норвегию. Часто Троицкий монастырь ссужал деньгами нуждающих­ся, всего чаще — своих крестьян, иногда посторонних лиц, а всего более и не вполне добровольно — правительство, ко­торое пользовалось часто монастырской казной с большой свободой, например, при Петре I было забрано в разное вре­мя до 400 ООО рублей, сумма огромная для того времени.

http://isihazm.ru/1/?id=716

Закрыть itemscope itemtype="" > Сталин и Третий Рим 30.11.2017 1995 Время на чтение 20 минут Может показаться искусственным или даже недопустимым соединение двух, кажется, противоположных явлений: с одной стороны генеральный секретарь богоборческой коммунистической партии, с другой святой старец, инок одного из Псковских монастырей XVI века по имени Филофей - автор православной идеи: Москвы как Третьего Рима. Один внешне исповедует идею социалистической (демократической) государственности другой - государственности православно-монархической. Филофей считает, что Московская Русь (Третий Рим) по промыслу Божию становится источником правды и справедливости на всей земле, а Сталин видит величие России в том, что она первой в мире строит социализм. Но в одном они сходятся вождь и старец - в особой роли и месте России в мире. В ее самоценности и в ее влиянии на судьбы всего человечества, а ни одного только русского православного народа. Русский православный народ поверил в правду старца Филофея и принял ее. Что касается Сталина, то и его правду народ принял и поддержал. Но правда Филофея шла от русского православного святого, а правда Сталина шла от грузина и коммуниста. Значит до принятия его правды требовалось обращение грузина в русского, а коммуниста в человека, верующего в Христа. Савл должен был обратиться в Павла. Мы и ставим перед собой задачу понять как это обращение произошло. Спаситель Третьего Рима Двадцатый век стал для России катастрофическим. Трагедия России началась в этом веке с ее поражения в войне с Японией. Затем последовала первая русская революция 1905-19о7гг. В 1914 году Россия вступила в войну с Германией - началась Первая Мировая война, перешедшая для России сначала в Февральскую революцию, а затем в революцию Октябрьскую, социалистическую. Социалистическая революция породила Гражданскую войну, которая стоила России 10-ти миллионов человеческих жизней её граждан, погибших на фронте, умерших в эпидемиях или с голода, а также покинувших свое Отечество, спасая свою жизнь от революционных репрессий. Казалось, что Третий Рим в муках закончил свое существование, ибо спасение его казалось маловероятным. Однако исторический опыт давал надежду на спасение. Русь средневековая сбросила с себя жестокий гнет Золотой Орды, пережила Смутное время, разгромила непобедимую армию Наполеона Бонапарта.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/01/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Поместные церкви о т. н. ПЦУ, или Почему Москва - третий Рим 15.01.2019 1093 Время на чтение 10 минут Обозначенная Бжезинским цель «Теперь остался один враг - Православная церковь» его единомышленниками никогда не упускалась из виду. К решению задачи по организации раскола во вселенском православии они приступили, действуя через Украину , где гниль местного раскольничества уже въелась в ткань общества. Томос для анафематов и самосвятов, объединённых в «Православную церковь Украины» (ПЦУ), подписанный и врученный патриархом Варфоломеем в театрально-цирковой обстановке, является той технологией, на которую и сделана ставка. Но проект вполне может развалиться, если поместные церкви откажутся принять в свою братскую семью «церковь» украинских анафематов и самосвятов. Константинопольский патриархат окажется в новой реальности. Тогда и сбудется полностью древнее пророчество: « Москва - третий Рим. Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать». Рассмотрим реакции всех поместных церквей на «ПЦУ» и «томос Варфоломея». Сразу скажем, на данный момент отношение к этим феноменам разное, но для единства поместных церквей пока не безнадёжное: от однозначного неприятия варфоломеевского сговора с закулисой до многозначительного молчания. Слово «сговор» - не отсвет публицистического задора. Глава Сербской православной церкви патриарх Ириней по поводу аферы Варфоломея высказался жёстко: «Патриарх Константинопольский, не советуясь ни с кем и, вероятно, находясь в сговоре с какими-то другими силами этого мира, попытался решить этот вопрос - и, как мы видим, вопрос решён самым катастрофическим образом, когда новый раскол на Украине будет узаконен и углублён». Итак, по порядку. Вселенская православная церковь, единая по существу, признающая решения семи Вселенских соборов (IV-VIII вв.), состоит из 15 поместных православных церквей. Все они имеют административную независимость (автокефалию) друг от друга и возглавляются предстоятелями. Главой Церкви является Господь Иисус Христос.

http://ruskline.ru/opp/2019/yanvar/15/po...

Закрыть itemscope itemtype="" > Поддерживаем декоммунизацию Резолюция-обращение научного собрания «Москва –Третий Рим, а Четвертому не бывать» 27.12.2022 3849 Время на чтение 9 минут Фото: dzen.ru Президенту Российской Федерации Владимиру Путину, Председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко, Председателю Государственной Думы Вячеславу Володину, депутатам Федерального Собрания, губернаторам, председателям региональных законодательных собраний, всем патриотам нашего Отечества Поддерживаем действия руководства России по укреплению традиционных ценностей государствообразующего Русского народа и других народов нашей страны, живущих между собой в мире и согласии уже многие столетия. Поддерживаем декоммунизацию, необходимость проведения которой указана Президентом РФ Владимиром Путиным в видеообращении 21 февраля 2022 года перед началом Специальной Военной Операции на Украине. Для того чтобы «Россия – великая тысячелетняя держава, страна-цивилизация» пережила нынешние трудные времена, одержала победу, преодолела экономическую блокаду и добилась мира, могла успешно противостоять деструктивным силам глобализации, нет иного пути, кроме как обратиться к могучему духу нашей любимой Родины и Христианской Вере. Одно из положений Священного Предания Православной Церкви, признанное еще в XVI веке всей Церковной полнотой, кратко изложено в формуле «Москва — Третий Рим», утверждённой Освященным Собором «Великого Российского и Греческого царствия» в Москве в 1589 году при учреждении патриаршества в Русской Церкви. Этим Собором «Великое Росейское царствие» со столицей в Москве было публично признано Третьим Римом. Эту миссию Российское Царство успешно выполняло на протяжении последующих веков. Сегодня миссия Москвы как Третьего Рима все шире возвращается в народное сознание, становится сущностным духовным содержанием миссии нашего Государства – удерживающего, по словам Апостола Павла, мip от прихода антихриста (2 Сол. 2:7). Формула «Москва — Третий Рим» должна быть, с надлежащим истолкованием, включена в Основной закон нашего государства, в государственные программы национального развития и образования, активно пропагандироваться. Только так Россия может вновь подтвердить присущую ей миссию державного охранителя Вселенской Православной Церкви и образца христианской нравственности, защитника мира на Земле.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/27/po...

Закрыть itemscope itemtype="" > Россия без идеологии – тело без души! О единстве превославной веры и державной идеологии 25.06.2016 2261 Время на чтение 5 минут Александр Панарин, безусловно, мыслитель выдающийся. В разное время я с большим интересом читал его работы. Но меня всегда смущала одна из его фундаментальных мыслей, которую озвучил в своем докладе Валерий Николаевич: «Панарин негативно относился к любой политической идеологии, так как она представляет собой тексты, претендующие на всю полноту религиозной веры и вытесняющие религиозное сознание, занимая его место. В своих трудах он издевательски анализирует идеологии, потому что они противоположны вере». Прежде всего, следует заметить, что идеология (особенно русская) в своей основе – это не тексты! Живая подлинная идеология возникает как целостное ощущение народной правды в сердце и в душе народной личности. И уже потом формулируется в тех или иных текстах. Текст – необходимый, но вторичный идеологический продукт. Если идеологический текст выдуман некими интеллектуалами и не опирается на народное ощущение правды, то такой текст и обсуждать нечего. Подобные скороспелые интеллигентские псевдоидеологические тексты десятками, если не сотнями, публиковались в годы горбачевско-ельцинских реформ. В 16 веке старец Филофей сформулировал идеологию – « Москва – Третий Рим». Но ведь это – не выдуманный текст, а аккумуляция общественного (народного) сознания того времени. Можно предположить, что именно об этой идеологии думал Александр Панарин, когда писал: «Идентичность русских людей скреплял православный идеал священного царства, основанный на высшей правде и жертвенном служении вере». «Москва – Третий Рим» – политическая идеология, ставшая ферментом (идеологическим архетипом) на все времена для различных форм русской идеологии. Суть филофеевского идеологического архетипа можно выразить одним словом – Державность – «Яко да под Державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков» (возглас на Божественной литургии). «Москва – Третий Рим» – единственно правильный вектор русской идеологии. От идеологии, сформулированной старцем Филофеем, в той или иной мере отталкивались все великие вожди России, от первого русского Царя Иоанна Грозного до Президента России Владимира Путина , которого во всем православном мipe все больше воспринимают как императора (василевса), защищающего всю христианскую ойкумену. А именно к этому и призывал старец Филофей всех русских правителей.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/25/ro...

Закрыть Идея Третьего Рима в национальной мысли и государственной практике Выступление на вторых Годеновских чтениях 01.04.2023 1940 Время на чтение 7 минут Фото: Из личного архива автора Чудесное явление Креста Господня на Сохотском болоте 29 мая 1423 года, очевидно, связано с передачей преемственности служения от умиравшей Ромейской империи, Второго Рима к начинавшему набирать силу Риму Третьему – Московскому государству. Поэтому уместно обратиться к одной особенности бытования доктрины Третьего Рима в общественной мысли и государственной практике в России. Когда я учился в аспирантуре Санкт-Петербургского университета в начале 90-х годов и прошлого века и изучал труды корифеев русской политической и историософской мысли, я с недоумением обнаружил, что в них практически нет упоминания о доктрине «Москва Третий Рим». Ни у славянофилов И.В. Киреевского и А.С. Хомякова, ни у М.Н. Каткова, ни у Н.Я. Данилевского, ни у К.Н. Леонтьева, ни у К.П. Победоносцева, ни у Л.А. Тихомирова, ни у И.А. Ильина. Эта удивительная особенность меня, помнится, озадачила тогда. Я размышлял над этим и позже. Тем паче пришлось наблюдать резкий контраст с современной мне эпохой, когда понятие «Третий Рим» прочно вошло в дискурс науки, историософии и актуальной публицистики. Достаточно вспомнить фундаментальную книгу Н.В. Синицыной, общество «Катехон» философа А.Г. Дугина, историософские труды А.С. Панарина. Не говоря уже многочисленных научных статьях и докладах и об актуальной публицистике. В чем же причина? Почему корифеи русской мысли не заметили доктрину «Москва – Третий Рим»? Ведь о концепции начали писать только со второй половины XIX века и не самые крупные величины в русской исторографии и историософии: В.С. Иконников (1869), В.Н. Малинин (1901), И.А. Кириллов (1914) и некоторые другие. На одну из причин указал известный историк, профессор Московской духовной академии И.Д. Беляев (близкий к славянофилам): «В старину иные русские Москву и Россию называли третьим Римом; но это название не привилось. В настоящее время никто из учёных не употребляет этого названия, а народу оно даже совсем не известно. Да и действительно, что общего у православной России с Римом?». То есть доктрина была неприемлема из национальной гордости, да ещё с таким антикатолическим пафосом.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/01/id...

Закрыть itemscope itemtype="" > Россия: третий Рим или новый Иерусалим? 15.04.2008 686 Время на чтение 14 минут Каковы принципы взаимоотношений духовной и политической власти? Что исторически предпочтительней для России: их взаимодействие, взаимопроникновение или противостояние? Наконец, что такое духовная власть? Эти вопросы стали предметом обсуждения на прошедших в конце декабря в Москве в Паломническом центре Московского Патриархата V Панаринских чтениях, организованных ОВЦС Московского Патриархата, Институтом философии РАН, философским факультетом МГУ, Государственной академией славянской культуры. Один из докладов, прозвучавших на чтениях, мы предлагаем вниманию читателей. Что есть Россия: третий Рим или новый Иерусалим? Ответ на вопрос: как соотносятся эти два великих предназначения России, связан с другим: как соотносятся власть духовная и власть политическая. В нашей стране этот вопрос традиционно сводился к проблеме отношений священства (Церкви) и царства (власти). После большевистского переворота Церковь в России была окончательно отделена от государства, и таким образом оно, это государство, обозначило свой светский характер. Это то, что можно назвать институциональным подходом, в соответствии с которым устанавливаются два принципа - принцип отделения института Церкви от института власти и принцип верховенства политической власти по отношению к власти духовной в общей системе государственности и ее структур. В соответствии с институциональным подходом власть духовную отождествляют с социальным институтом в общем ряду других социальных институтов, по сути приравнивая ее к ним и не выделяя ее. Взаимоотношения политической и духовной власти сведены к формальным юридическим нормам. И в этом смысле духовная власть отождествляется с Церковью, а Церковь понимается с правовой точки зрения как организация, подобная другим организациям. Институциональный подход строится на светском отношении к Церкви со стороны политической власти. Но духовную власть следует понимать еще и в широком смысле - как власть духа. Известно, что престол в душе человека никогда не бывает пуст: там или Бог, или его противоположность. В этом смысле политическая власть - это совокупность людей, которые являются носителями того или иного духа. И потому не может быть светской политической власти, не подчиненной власти духовной. Есть власть, в большинстве своем подчинившая себя тому или иному духу. Этот выбор определяет режим ее правления и проводимую ею политику: является ли она богоугодной или богопротивной, дарованной Господом или попущенной Им вследствие богоотступничества народа.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русская национальная идея и русская идеология Сегодня нашу национальную идеологию являют «национальные проекты» 25.10.2023 1282 Время на чтение 9 минут 1. Человек есть существо идеологическое, ибо он есть существо разумное, а значит и историческое. Конечно, при этом он и существо мистическое (аскетическое), сакральное, художественное (словесное), эстетическое, харизматическое. Любая идеология не отделима от национальной идеи. По существу, это дальнейший шаг или шаги в осуществлении национальной идеи, в нашем случае русской идеи. Национальная идея это, по существу, идеал или путеводная Звезда, Русская Звезда на Русском небосводе. Рассмотрим это в историческом порядке. Первая Русская идея связана с осуществлением Промысла Божия о России, с принятием Русью православной веры и последующей христианизацией всех сфер жизни народа и принятием нового идеала, идеала Святой Руси. Почему мы стали Святой Русью? Потому, что с принятием православия в нас стала «жить глубокая, никогда не утоляемая жажда праведности, неистощимое желание приблизиться и прикоснуться к ней. И в этой жажде праведности человек православен и свят при всей своей обыденной греховности». В своем художественном творчестве И. Шмелев показал осуществление этого идеала в России в XIX веке (романы «Лето Господне»; «На богомолье» и др.). Конечно, в России был и другой, по существу, анти-идеал – окаянная Русь. И он тоже живет в России, у богоборцев в первую очередь. 2. Русские идеи в истории России не сменяются, они дополняются. Первая, вторая, третья уходят в глубину, не в подсознание, а в глубину сознания и быта Народа. По А.А. Ухтомскому это «долгодействующие» хронотопы России и доминанты русского человека, вечные ценности России и русского человека, в частности. В целом это золотой век нашей истории (см.: Дверницкий Б.Г. «Железный век России»). Серебряный век в России, это обретение единой государственности для русского народа, и нового идеала – «Москва – Третий Рим». Возникает идеологема «Москва – Третий Рим» при Василии Третьем, затем, при Иване Грозном, то есть при двух русских князьях, которые впервые называют себя царями… Это не просто мечта о Вечном граде, которая существовала в самой идее Рима, но это и идея кочующего града в пустыне, христианского царства, которое странствует и завоюет мир перед концом истории. Поэтому Рим является, по учению св.Андрея Кесарийского, городом, удерживающим мир от пришествия Антихриста, тем последним Царством, где найдет себе прибежище Церковь. И значит можно считать Россию «удерживающим от прихода антихриста» (2 Фес. 2:7).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/25/ru...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010