Третий Рим



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

ТРЕТИЙ РИМ - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... развития этой идеи можно представить в следующем виде. Величие древнего Рима, мощный рост и обширные размеры его территорий, вместившей почти все известные тогдашнему миру страны и народы, высокая степень культуры и успехи романизации породили в современниках убеждение в совершенстве и незыблемости созданного порядка (Рим вечный город, urbs aeteraa) . Христианство, восприняв от языческого Рима идею единой вечной империи, дало ей дальнейшее развитие: кроме задач политических, новая христианская империя как отражение царства небесного на земле поставила себе задачи религиозные; вместо одного государя явились два — светский и духовный. Тот и другой связаны органически неразрывными узами; они не исключают, но взаимно дополняют один другого, будучи оба двумя половинами одного неделимого целого. Так в обновленной форме Священной Римской империи возродилась в средние века идея древнего мира; языческий orbis terrarura превратился в tota christianitas. По вопросу о том, кому принадлежит право быть носителем светской и духовной власти, возникло разногласие: в Зап. Европе признавали таковыми римского (немецкого) императора и папу; на греческом Востоке — византийского императора и ... текст полностью ...
ТРЕТИЙ РИМ - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... развития этой идеи можно представить в следующем виде. Величие древнего Рима, мощный рост и обширные размеры его территорий, вместившей почти все известные тогдашнему миру страны и народы, высокая степень культуры и успехи романизации породили в современниках убеждение в совершенстве и незыблемости созданного порядка (Рим вечный город, urbs aeteraa) . Христианство, восприняв от языческого Рима идею единой вечной империи, дало ей дальнейшее развитие: кроме задач политических, новая христианская империя как отражение царства небесного на земле поставила себе задачи религиозные; вместо одного государя явились два — светский и духовный. Тот и другой связаны органически неразрывными узами; они не исключают, но взаимно дополняют один другого, будучи оба двумя половинами одного неделимого целого. Так в обновленной форме Священной Римской империи возродилась в средние века идея древнего мира; языческий orbis terrarura превратился в tota christianitas. По вопросу о том, кому принадлежит право быть носителем светской и духовной власти, возникло разногласие: в Зап. Европе признавали таковыми римского (немецкого) императора и папу; на греческом Востоке — византийского императора и ... текст полностью ...
Третий Рим - Православный журнал "Фома"Искать в Источникеfoma.ru
... Рим История одной идеи Концепцию «Третьего Рима» сегодня нередко поминают политики, журналисты, общественные деятели, говоря: еще в XVI веке было очевидно, что именно России предначертано стать господствующей мировой державой, что имперские притязания Москвы вполне оправдываются особой миссией наследницы Рима и Константинополя. Но о чем на самом деле говорил автор концепции «Третьего Рима» старец Филофей? Действительно ли концепция дает России моральный карт-бланш на политическую и военную экспансию? Кто и как использовал идеи Филофея в русской истории? Об этом наш разговор с Ниной Васильевной СИНИЦЫНОЙ — доктором исторических наук, автором монографии «Третий Рим: истоки и эволюция русской средневековой концепции». — Нина Васильевна, для начала — личный вопрос. Вы как историк специализируетесь на теме Третьего Рима. А почему именно на ней? С чего начался Ваш интерес к этому? — Тридцать лет назад — в 1981 году началась работа международного научного сообщества, которое именует себя «Международным семинаром исторических исследований “От Рима к Третьему Риму”». Основали его профессора Римского университета П. Каталано и П. Синискалько, чтобы исследовать развитие и ... текст полностью ...
Москва — Третий Рим / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... ходе мероприятия обсуждались исторические предпосылки возникновения идеи Московского царства как преемника Византии и концепции Третьего Рима в Российской Империи, а также современные научные подходы к изучению данной проблематики. В конференции приняли участие ведущие российские ученые, общественные деятели, политики, представители духовенства: архимандрит Тихон (Шевкунов) , ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, Константин Валерьевич Малофеев, учредитель Фонда Святителя Василия Великого, Наталия Алексеевна Нарочницкая, д. и. н, президент Фонда Исторической Перспективы, Леонид Петрович Решетников, к. и. н., директор Российского Института Стратегических Исследований, Сергей Павлович Карпов, д. и. н., академик РАН, декан исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, Дмитрий Михайлович Володихин, д. и. н., профессор исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, писатель, Юрий Александрович Петров, д. и. н., директор Института российской истории РАН, Александр Гельевич Дугин, к. ф. н., д. п. н., философ, политолог, социолог. Наталия Алексеевна Нарочницкая Открыл конференцию доклад президента фонда Исторической перспективы Наталии Нарочницкой «“Москва ... текст полностью ...
Третий Рим | Словарь | Православие.ByИскать в Источникеpravoslavie.by
... пророчество о Москве как о Третьем Риме было произнесено иноком Филофеем, старцем псковского Спасо-Елеазарова Великопустынского монастыря, еще в царствование Василия Иоанновича, отца Иоанна Грозного. «Да веси яко вся христианския царства приидоша в конец, — говорил он государеву дьяку Мунехину, псковскому наместнику, — и снидошася в едино царство: два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Михаил Мисюрь-Мунехин, человек очень образованный, бывший послом в Египте и много путешествовавший, по достоинству оценил значение этого пророчества для судеб России. В 1512 он привез в Москву писанный Филофеем хронограф — изложение исторических событий с самых древних времен. Скорее всего этот хронограф был известен Иоанну IV и послужил ему в деле редактирования летописных сводов, отражавших ту же пророческую мысль о России как о последнем убежище правоверия. Вообще хронографы и различные летописные сборники в XVI—XVII вв. умножились необычайно. Они дошли до нас в многочисленных и весьма разнообразных списках, наглядно свидетельствуя о напряженной работе русской мысли по осознанию Божьего промышления о русском народе и его государственном устроении. Псковский ... текст полностью ...
«Какое счастье служить русскому народу в ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... им Отечества» [6]. Прибытие митрополита Вениамина (Федченкова) на Поместный Собор 1945 г. Поместный Собор, общей численностью в 171 человек, выглядел весьма представительным. На нем присутствовало восемь патриархов, были представлены все главные Восточные Патриархаты. Перечисляя в письме к митрополиту Сергию (Тихомирову) [7] различных гостей и представителей Поместных Церквей на Соборе, владыка писал: «Видите: почти Вселенский Собор. Нечто небывалое в истории вообще, а в Москве – впервые! Разве это не знамение?! Разве это не исполнение уже древнего нашего предсказания: “Москва – третий Рим”? Это мы видели воочию! Москва сделалась центром Православия. А что еще будет дальше! Я ожидаю великих последствий» [8]. Великих последствий от Собора ожидал не только митрополит Вениамин. Собор казался началом всеобщего объединения православного мира. Военно-политическая мощь Советского Союза и внимание правительства к интересам Московской Патриархии давали надежды на то, что Русская Православная Церковь, «находясь в своем старом величии», сможет объединить православных Востока и Балкан под неким «верховным покровительством». По свидетельству митрополита, в Москве он по-иному ... текст полностью ...
Геополитический проект архиепископа Антония ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... земледельцев и ремесленников… Народ наш так и ринется поселяться в страну, где жили наш Спаситель, Его Пречистая Матерь, апостолы, пророки и мученики… а всякий русский христианин сочтет долгом не раз в своей жизни отправиться на поклонение Живоносному Гробу». Только тогда, – пишет владыка Антоний в завершение своей статьи, – «со всею силою проснется русское самосознание: наука и поэзия возвестят миру о чувствах и молитвах русской души, и исполнятся чаяния последних Рюриковичей и первых Романовых о том, что Московскому царству суждено быть Третьим Римом, а четвертому Риму не бывать». Третий Рим – дело будущего, и он станет возможным лишь тогда, когда будет восстановлен Рим Новый Таким образом, Третий Рим архиепископ Антоний мыслил не столько уже осуществленным в прошлом, в допетровской России, сколько чаемым, ожидаемым, и при этом, что особенно характерно для его концепции Третьего Рима, возможным лишь при условии восстановления Нового Рима. В этом оригинальность его интерпретации учения о Третьем Риме, который до него мыслился обыкновенно как преемник Нового Рима, как его наследник. Эти два Рима мечтал архипастырь – будут существовать синхронно. В этой связи ... текст полностью ...
Купцы-староверы в 1917 году: пожертвовать для ...Искать в Источникеpravmir.ru
... можно быть уверенным только в том, что интерес Саввы Тимофеевича к социал-демократическому движению не был просто экстравагантным хобби. Морозов оказался одним из нескольких десятков представителей крупного капитала, связанных в предреволюционные годы с оппозиционными силами. Если еще точнее — одним из тех предпринимателей-староверов, которые с культурно-просветительских позиций подошли к трансформации государственного строя, просуществовавшего с XVII века до 1917 года. Савва Морозов Налог на веру Церковная реформа патриарха Никона ( 1650-1660-е ) , вдохновленного идеей «Москва — Третий Рим», заключалась в изменении и унификации богослужебных текстов и обрядов по греческим образцам. Внедрение нового вероучения проводилось одновременно духовной и светской властью — да с такой бескомпромиссной резкостью, которая не могла не привести к его массовому неприятию. Соловецкое восстание, бунт Степана Разина, Хованщина: раскол обернулся самой настоящей религиозной войной. Итоги ее заметно отличались от европейского противостояния католиков и протестантов — если сторонники и противники Реформации пришли наконец к примирительному принципу cuius regio, eius religio («чья ... текст полностью ...
Ко дню перенесения мощей святых благоверных ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... накинутые на плечи шубы с длинными рукавами и орнаментами (см. также резную костяную икону, вложенную в 1569 Антонидой Феодоровной Карповой в Кирилло-Белозерский монастырь) ГРМ () . Иконография, сочетающая фигуры святых Владимира, Бориса и Глеба (очень редко вместо Владимира — его соименный святой свт. Василий Великий, напр. на иконе XVI в.) ГРМ () , с небольшими изменениями держится на протяжении всего позднего средневековья, подчеркивая роль св. князей в формировании Русского государства и традиций рус. святости. Косвенно она отражает и идеологию Московского царства, идею «Москва — третий Рим». Параллель между Москвой и Константинополем, «вторым Римом», прочитывается в сопоставлении равноап. кн. Владимира и имп. Константина. Образы кн. Владимира и его сыновей напоминают о достойных предках московских государей и указывают на богоизбранность самого государства. Ранний пример изображения Владимира, Бориса и Глеба в историческом контексте среди др. святых — фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502 г.) : на вост. склоне юж. подпружной арки представлены попарно кн. Владимир со св. вмч. Евстафием Плакидой (сходство с ним, также потерявшим ... текст полностью ...
Поступил в продажу сентябрьский номер журнала ...Искать в Источникеfoma.ru
... поминают политики, журналисты, общественные деятели, говоря: еще в XVI веке было очевидно, что именно России предначертано стать господствующей мировой державой, что имперские притязания Москвы вполне оправдываются особой миссией наследницы Рима и Константинополя. Но о чем на самом деле говорил автор концепции «Третьего Рима» старец Филофей? Действительно ли концепция дает России моральный карт-бланш на политическую и военную экспансию? Кто и как использовал идеи Филофея в русской истории? Об этом наш разговор с Ниной Васильевной Синициной — доктором исторических наук, автором монографии «Третий Рим: истоки и эволюция русской средневековой концепции». О сценарии фильма о святителе Алексии Московском — в материале Юрия Арабова «Моя работа — не иконопись»: «…В советское время я много раз смотрел фильм классика советского кино Якова Протазанова " Праздник святого Йоргена " , где по сюжету один мошенник прикидывается святым, а его помощник — ущербным. И чего только ни делал " святой " , чтобы продемонстрировать " святость " : воздевания рук, величественные позы, имитация чудесных исцелений… Так вот, в наше время очень легко наступить на те же грабли, просто поменяв минусы на ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Третий Рим
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"