Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДВИН [арм.- ], древний город в Армении. Здесь находились резиденции царей из династии Аршакидов (30-е гг. IV в.- 428), марзпана (иран. наместника) Армении (не позднее 481/2-633) и управляющего пров. Эрминиат (Арминия) Арабского халифата (683(?)-IX в.). В IX-XIII вв. Д.- центр Двинского эмирата. С 80-х гг. V по нач. X в. был резиденцией католикоса Армянской Церкви. В VI - нач. XIII в.- один из крупнейших торговых центров Закавказья и Ближ. Востока. Прокопий Кесарийский (VI в.; Procop. Bella. II 24. 6, 7; 25. 1-5) и ряд араб. географов и историографов (IX-X вв.) отмечают многолюдность города и окружающих его селений, плодородность земли, развитость ремесел и важность Д. для международной транзитной торговли. Излагая события 2-й пол. IX в., когда город был под властью арабов, католикос Ованнес V Драсханакертци (898-928) называет Д. городом-матерью ( Иоаннес Драсханакертци. 1996. С. 272, 273, 320, 321, 332, 333). План центрального квартала Двина План центрального квартала Двина Д. основан в 30-х гг. IV в. в гаваре Востан пров. Айрарат Вел. Армении. По Фавсту Бузанду ( Фавстос Бузанд. История Армении/Пер. с древнеарм. и коммент.: А. Малхасян. Ереван, 1987. С. 32-33 (на арм. яз.)), Д.- название холма, на к-ром был основан город, согласно Мовсесу Хоренаци ( Мовсес Хоренаци. История Армении/Пер. с древнеарм., введ. и коммент.: Г. Саркисян. Ереван, 1990. С. 152), название города по-персидски означает «холм», что принято совр. наукой (В. М. Варданян; см. в кн.: Товма Арцруни. 1985. Примеч. С. 127). Сведения о строительной деятельности в Д. (с момента основания новой царской резиденции до нач. VIII в.) содержатся в источниках, датируемых не ранее 2-й пол. V в. Сын Трдата III Аршакуни царь Хосров II Котак (ок. 330-338) велел высадить там 2 дубовых леса, вблизи одного возвел царский дворец. В сер. V в. в Д. существовал зороастрийский храм, но горожане, восставшие в 476 г. против персов, разрушили его и возвели на его месте собор св.

http://pravenc.ru/text/171488.html

Приветственная речь Святейшего Патриарха Кирилла в кафедральном соборе Эчмиадзина 16 марта 2010 г. 15:27 16 марта Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Первопрестольный Святой Эчмиадзин . В кафедральном соборе обители Предстоятели Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей поклонились деснице святого Григория Просветителя и обменялись приветственными речами. Ваше Святейшество, глубокочтимый Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II ! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Уважаемые представители армянского государства и общественности! С великой радостью и теплыми чувствами я ступил ныне на благословенную и многострадальную армянскую землю, освященную трудами святителя Григория, Просветителя Великой Армении, обагренную кровью мучеников за веру Христову, возделанную многими поколениями братского армянского народа. Как Предстоятель Русской Православной Церкви хочу от лица всех ее верующих засвидетельствовать глубокое уважение духовной традиции и культуре вашего народа. Его история уходит своими корнями в глубь тысячелетий, а его культура дала миру бессмертные произведения литературы и искусства, памятники архитектуры и самобытную религиозную письменность. Каждый, кто приезжает в Армению, получает неизгладимое впечатление, лицезрея ее главный символ — священную гору Арарат, на которой остановился после потопа ковчег праотца Ноя. И я сегодня с душевным трепетом ощущаю, что в этой земле буквально каждый камень является безмолвным свидетелем великих и славных свершений, подвигов и трудов, оказавших прямое влияние на ход истории всего человечества. Христианство, укоренившееся в Армении благодаря трудам святых апостолов Варфоломея и Фаддея, открыло новую страницу в истории армянского народа. Опираясь на высокоразвитую культуру, науку и устоявшуюся государственность, оно уже в 301 году по Р.Х. было провозглашено царем Трдатом III верой всех армян. Христианскую веру в народе неустанно утверждал своими миссионерскими трудами великий святитель Христов Григорий Просветитель. Армянская земля тогда обильно орошалась кровью мучеников, которая, по словам Тертуллиана, «есть семя христианства». Мученический подвиг святых дев Рипсимии и Гаиании, называемых в Армении Рипсимэ и Гаянэ, способствовал чудесному обращению ко Христу царя Трдата, прежнего гонителя Церкви. Так эти святые своим подвигом засвидетельствовали Божественную правоту евангельских слов: « если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода » (Ин. 12:24).

http://patriarchia.ru/db/text/1114986.ht...

Григорий, просветитель Великой Армении Биография: Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении (239-325/6, память 30 сентября), в армянской традиции Григорий Просветитель (арм. Григор Лусаворич, память в Армянской Церкви — 4 раза в год) — первый Предстоятель Армянской Апостольской Церкви . Именуется также «Вторым Просветителем армян» (первыми считаются апостолы Фаддей и Варфоломей, по преданию, благовествовавшие в Армении в I в. н. э.). Основной источник сведений о жизни святителя Григория — «История Армении», автором которой считается секретарь царя Трдата III Великого (287-330) Агафангел. Григорий Просветитель принадлежал к парфянскому царскому роду — ветви правившей в ту эпоху в Армении династии Аршакидов. Отец Григория Анак, подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хосрова, за что был умерщвлен вместе со всей своей семьей. Лишь младшего сына спасла кормилица-христианка, которая бежала с ним к себе на родину — в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещен с именем Григория и получил христианское воспитание. Возмужав, Григорий женился на христианке Марии и имел двух сыновей. После трех лет семейной жизни супруги расстались по обоюдному согласию, и Мария удалилась в монастырь вместе с младшим сыном. Григорий отправился в Рим, где поступил на службу к сыну Хосрова — Трдату (Тиридату) III. Прибыв в Армению в 287 г. в сопровождении римских легионов, Трдат вернул себе отцовский престол. Не добившись от Григория отречения от христианства, Трдат велел бросить его в казематы или колодец в Арташате, где Григорий находился в заточении около 15 лет (ныне в месте страданий святителя находится монастырь Хор-Вирап — др.-арм. «глубокая яма»). Трдат подверг христиан жестоким гонениям, предав мучительной смерти святую деву Рипсимию, игумению Гаианию и с ними еще 35 дев одного из малоазиатских девичьих монастырей. По преданию, за это царя постигла Божия кара: обезумевший Трдат обратился в свиноголовое чудовище, но освобожденный после многолетнего заключения Григорий исцелил царя и обратил его ко Христу.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245847...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ [Григор Лусаворич; арм. ] (239-325/6), свт. (пам. 30 сент.; в Армении - 4 раза в год), основоположник и первый предстоятель Армянской Апостольской Церкви (с 301 или 314?). Основные сведения о жизни Г. П. собраны в т. н. цикле Жития Г. П. Арм. текст сохранился в составе «Истории Армении», автором к-рой считается секретарь царя Трдата III Великого (287-330) Агафангел (всего известно 17 редакций и фрагментов на 8 языках; подробнее см. в ст. Агафангел ). Сравнение текста «Истории...» Агафангела с сообщениями арм. средневек. авторов, в особенности Мовсеса Хоренаци , заставляет предположить, что существовал и др., неизвестный ныне вариант жизнеописания Г. П. ( Марр. 1905. С. 142; Тер-Гевондян А. Н. Вопрос о редакциях Агафангела по данным Хоренаци//ИФЖ. 1975. 4. С. 129-139 (на арм. яз.)). Свт. Григорий Просветитель. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. Fol. 74) Свт. Григорий Просветитель. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. Fol. 74) Арм. средневек. историографы полагали, что Г. П. принадлежал к парфянскому царскому роду ( Иованнес Драсханакертци. История Армении/Пер.: М. О. Дарбинян-Меликян. Ереван, 1986. С. 63; потомок Г. П. католикос Саак I Великий († 439) носил прозвание Партев () - Парфянин). Согласно Мовсесу Хоренаци, юность Г. П. прошла в Кесарии Каппадокийской; он был женат на христианке Марии (по др. версии, Иулитте) и имел 2 сыновей. После 3 лет семейной жизни супруги расстались по обоюдному согласию, и Мария удалилась в мон-рь вместе с младшим сыном, к-рый, достигнув совершеннолетия, последовал за отшельником Никомахом; старший сын Г. П. избрал светский образ жизни. В «Истории...» Агафангела историческая хроника органично сочетается с агиографическими и эпическими материалами. В 1-й части излагается история армяно-иран. войн. 2-я часть рассказывает о мученичестве Г. П., о его заключении в Хор-Вирапе и о гонениях на христиан, начатых царем Трдатом. В отдельной главе описывается Житие и мученичество дев Рипсимии (Рипсиме), Гаиании (Гаяне) и их сподвижниц, превращение царя Трдата в вепря (свиноголового), освобождение Г. П., к-рый излечил царя и обратил его ко Христу. При содействии Трдата христианство распространилось по всей стране (традиц. дата Крещения Армении - 301). Далее следует гл. «Учение», прерывающая повествование Агафангела. Она представляет собой самостоятельное сочинение и популярно излагает ВЗ и НЗ. В последней части - «Обращение армян» - рассказывается о низвержении языческих храмов в городах и областях Армении, о распространении христианства, о путешествии царя Трдата и Г. П. в Рим к имп. Константину, о Никейском Соборе. В греч. и араб. версиях Жития Г. П. приписывается крещение царей Грузии и Кавказской Албании и учреждение церковных организаций в этих странах.

http://pravenc.ru/text/168061.html

Смольному собору передана икона святого Григория Просветителя сентября 2023 Смольному собору 23 сентября была передана изготовленная в Палехе икона святого Григория Просветителя. Это дар храму от фонда Грачьи Погосяна. Настоятель собора протоиерей Петр Мухин освятил образ и сердечно поблагодарил благотворителя, напомнив, что летом этого года он также подарил храму икону преподобного Серафима Вырицкого. Теперь эти две большие иконы светильников Божиих будут встречать верующих. Это особенно важно в наши дни, когда люди обращаются за помощью к великим молитвенникам. " Это означает, что небо и земля совершают примирение. Мы уповаем и надеемся на то, что Господь все-таки направит в нашу жизнь мир и благоденствие " , - сказал отец Петр. Палех - это небольшой поселок Ивановской области, родина уникальной школы иконописи и лаковой миниатюры. Он стал центром иконописного промысла в XVII веке. Палехские иконы отличаются тонкостью письма, мягкими плавными линиями и сдержанной цветовой гаммой. Одежды и орнамент образа Григория Просветителя блестят золотом - символом света. Цвет драгоценного металла в палехской миниатюре - не просто техника письма. В христианской символике именно свет - прообраз божественной благодати. Григорий Просветитель - один из самых почитаемых святых. Именно он сумел обратить в 301 году в христианство армянского царя Трдата III, а тот в свою очередь - весь армянский народ. Основатель Армянской Церкви широко почитается и Русской Православной Церковью, придел в его честь есть в самом центре Москвы, в знаменитом соборе Василия Блаженного. Это было сделано по приказу царя Иоанна Грозного, поскольку в день памяти святого, 30 сентября 1552 года, была взята крепостная стена Казани. Это позволило русскому войску одержать победу. ИА " Вода живая " 23.09.23 Поделиться Упоминания в новостях 14 апреля 2024 2 апреля 2024 19 марта 2024 29 февраля 2024 25 января 2024 17 января 2024 24 декабря 2023 6 декабря 2023 16 октября 2023 3 октября 2023 27 августа 2023 10 августа 2023 16 апреля 2024 15 апреля 2024 12 апреля 2024 11 апреля 2024 10 апреля 2024 10 апреля 2024 9 апреля 2024 9 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИСТАКЕС [арм. ], еп. (католикос) Вел. Армении (315-333/34), младший сын и преемник св. Григория Просветителя . Род. в Кесарии Каппадокийской, там же получил образование и стал священником. Нек-рое время был отшельником, но потом, призванный отцом, был возведен в сан епископа и помогал свт. Григорию в руководстве Армянской Церковью. По преданию, содержащемуся в соч. «Агафангел» , А. вместе с отцом сопровождал царя Армении Трдата III (298-330), объявившего христианство религией арм. гос-ва, в его путешествии в Рим к имп. Константину I Великому . В 315 г. свт. Григорий оставил свою кафедру сыну и удалился в пустыню, но время от времени возвращался в мир. В 325 г. А. был послан царем Трдатом в Никею на Всел. I Собор и привез в Армению соборные правила, вошедшие в состав «Армянской книги канонов». После кончины св. Григория (ок. 325) А. управлял Армянской Церковью еще 7 лет. Ок. 333 г. А. был убит Архелаем, правившим в Зап. Армении, к-рого он, будучи суровым аскетом, неоднократно осуждал за распутную жизнь. Похоронен в Тиле. Ист.: La version grecque ancienne du livre arménien d " Agathange/Éd. Z. Lafontaine. Louvain, 1873. § 805, 837-862, 876, 884-885; Agathangelos. History of Armenians/Transl. and comment. by R. W. Thomson. Albany, 1976. P. 415-417; The Epic Historics Attributed to Pawstos Buzand (Buzandaran Patmut‘unk‘)/Transl. and comment. by N. G. Garsoian. Camb. (Mass.), 1989. P. 79; Moses Khorenatsi. History of the Armenians/Transl. and comment. by R. W. Thomson. Camb.; L., 1978. P. 244-249, 255. Лит.: Grousset R. Histoire de l " Arménie des origines à 1071. P., 1947, 1973r. P. 127-128; Toumanoff C. The Third-Century Armenian Arsacids: a Chronol. and Genealogical Comment.//REArm. 1969. T. 6. P. 168-269; Chaumont M.-L. Une visite du roi d " Arménie Tiridate III à l " empereur Constantin à Rome?//L " Arménie et Byzance. P., 1996. P. 56; Shirinian M. E., Muradian G. The Armenian Collection of the Ecclesiastical Canons//ХВ. 1999. Вып. 1 (7). С. 125-127. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/75960.html

В отличие от большинства памятников средневек. Армении и визант. мира в целом фасады З. были украшены антропоморфными рельефами, располагавшимися под роскошным виноградно-гранатовым фризом (т. е. между архивольтами). Часть изображенных держит в руках строительные или садовые инструменты, поэтому одни исследователи считают их строителями храма ( Тораманян. 1942. С. 249; Аракелян. 1949. С. 75; Халпахчьян. 1966. С. 221; Дурново. 1979. С. 41), другие - ктиторами ( Мнацаканян. 1971 (арм.). С. 130-134), третьи - садовниками ( Токарский. 1961. С. 136). Согласно недавно выдвинутой версии, это изображения царя Трдата III Аршакуни, свт. Григория Просветителя и др. деятелей Церкви, к-рые в арм. хрониках именовались «строителями» ( Акопян. 2006. С. 84). Образы в контексте райского сада, а также их аналоги в рельефах с изображением апостолов на барабанах собора Эчмиадзин (ок. 620) и апостолов или пророков (?) на барабане собора св. Апостолов в Карсе (30-е гг. X в.) позволяют видеть в них пророков, апостолов, евангелистов и даже равноапостольных святых Армянской Церкви. Ключи в руке одного из них (как и на аналогичном рельефе Эчмиадзина) указывают на то, что это может быть ап. Петр. На данный момент обнаружено 12 изображений, но всего их могло быть 28; лики ни одного из них не сохранились. Убранство интерьера также отличалось исключительным богатством. Профилированные базы колонн установлены на кубовидные пьедесталы, ионические капители колонн экседр имеют корзинообразную, оформленную плетенкой нижнюю зону. Арки над ними дублированы архивольтами. Рельефы с изображениями орлов на капителях диагональных колонн, как и весь декор храма, отличаются пластичной прорисовкой, подчеркнутой выразительностью образов. Резные детали были раскрашены: на капителях сохранились следы красной краски. Остатки красочного слоя на боковых сторонах пилонов и в центральном пространстве свидетельствуют о том, что своды и стены храма были расписаны. При раскопках церкви обнаружены мозаичный крест из смальты и живописный фрагмент, имитирующий поверхность мрамора. Мозаика могла покрывать конху апсиды, под к-рой обнаружены фрагменты и кубики.

http://pravenc.ru/text/182733.html

историк Созомен упоминает о чуде крещения арм. царя Трдата, происшедшем в его доме ( Sozom. Hist. eccl. II 8). В VIII в. празднование в честь Г. П. было включено в греч. церковный календарь; с IX в. день его памяти отмечен в греч. календаре, высеченном на мраморных досках ц. Сан-Джованни в Неаполе: 28 сент. упомянуты св. мученицы Рипсимия и Гаиания, а 30 сент., 2 и 3 дек. - «св. Григорий Армянский» ( Peeters. 1942). Активизация почитания Г. П. в Византии и странах визант. культурного ареала связана с именем патриарха К-польского свт. Фотия (858-867, 877-886), стремившегося к консолидации вост. христиан перед лицом Запада, а Г. П., популярный среди армян, грузин, сирийцев и коптов, стал объединяющей фигурой ( Марр. 1905. С. 149, 153; Winkler G. Our Present Knowledge of the History of Agat‘angelos and its Oriental Versions//REArm. N. S. 1980. T. 14. P. 125-141). В это время на стенах собора Св. Софии в К-поле появляется изображение свт. Григория Армянского. Свт. Григорий Просветитель. Скверский реликварий. 1293 г. (ГЭ) Свт. Григорий Просветитель. Скверский реликварий. 1293 г. (ГЭ) Г. П. традиционно считается автором «Многовещательных речей» ( (?)), «Учения Григора» ( «Вардапетутюн» , ), входящего в состав «Истории Армении» Агафангела, а также канонических правил (в арм. «Книге канонов» и др.). В. А. Арутюнова-Фиданян Почитание у славян Пространное Житие (мученичество) Г. П., Рипсимии и Гаиании (извлечение из «Истории Армении» Агафангела) было переведено с греч. на слав. язык не позднее XII в. Оно вошло в состав волоколамского комплекта Миней Четьих 80-х гг. XV в. (РГБ. Вол. 591. Л. 236 об.- 258 об.- см.: Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 1. С. 498) и в серб. торжественники XIV-XV вв., связанные с архаической традицией (София. НБКМ. 1039. Л. 131 об.- 158 об., ок. сер. XIV в.; Загреб. Архив ХАЗУ. III с 24 - «Грачаницкий (Липлянский) пролог». Л. 79 об.- 94, посл. четв. XIV в.; Нац. музей «Рильский монастырь». 4/5. Л. 488-506, 1483 г.); перевод опубликован в составе Великих Миней Четьих (ВМЧ.

http://pravenc.ru/text/168061.html

Книга, подобная этой, предлагается взору многоуважаемого читателя, как кажется, впервые, и должна быть для него весьма интересной, как в плане церковно-историческом, так и в агиографическом, ибо в ней приведены факты, рассыпанные по многочисленным источникам и впервые соединённые вместе, об истории утраты Арменией Православной веры, и, кто знает, возможно, новому обретению её. Книга расскажет о многих блаженных отцах и святых мучениках Армянской Церкви в период её Православия. Правдивые и горькие уроки истории, перенесённые моим народом, доказывают, какой непоправимый урон нанесли лжеучители. Армянская пословица гласит: «понимающему один раз скажи, непонимающему же, тысячу и один раз». Всё изложенное в данной книге есть результат внимательного изучения и наблюдения за жизнедеятельностью Армянской Церкви, отчасти же плод того небольшого личного опыта и переживаний, которых Господь сподобил автора данного труда в лоне Матери-Церкви Православной. И если эта книга расположит хотя бы немногих армян, не состоящих ещё в Православной Церкви, переосмыслить свою жизнь и подвигнуть их к изучению собственной истории, к познанию истины Христианства, то ведь какая радость будет как в Царствии Небесном по слову Евангельскому ( Лк. 15; 7 ), так и на земле! Тогда можно было бы считать, что данный труд не оказался тщетным. Много ещё можно рассуждать и говорить об этом весьма волнующем и интересующем нас предмете, но думаю, для желающих делать соответствующие выводы достаточно и сего сказанного: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит глас Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр. 3; 20 ). Иоанн Казарян. Тбилиси, 2006 г. Период первый (I–III века) История Христианства в Великой Армении своими корнями уходит в глубокую древность, туда, где царил мрак языческого идолобожия в его греко-римском варианте. Это период правления армянских царей из парфянской династии Аршакидов (Аршакуни) 1 . Армянские Аршакиды первых трёх веков Христианской эры, воспринявшие учение Христово, стали незыблемым фундаментом, заложенным святыми апостолами во славу и ради будущего торжества Христова учения в Армении, и утверждённым впоследствии проповедническим подвигом св. Григория Просветителя и трудами царя армянского св. Трдата Великого, бывших потомками всё тех же Аршакидов. Сии прославленные мужи, исполнив «благоуханием проповеди » Евангелия всю Армению, сами явились Востоком и лучом духовного, мысленного Солнца правды Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дважды за время своего анахоретства преподобный, оставив уединение, приходил в Александрию: впервые – в 308 году, в разгар гонений Галерия, для утешения и укрепления духа узников, и затем 30 лет спустя – когда он своим авторитетом поддержал православных против еретиков-ариан, в руках которых тогда оказалась государственная власть. В это же время он побывал в Нитрийской пустыне и основал там вместе с преподобным Амоном Нитрийским монашеское поселение в Келлиях, ставшее очагом монашества в пустыне, расположенной к западу от Нила в его нижнем течении. За советом и наставлением к преподобному приходили не только анахореты, но и епископы, чиновники разных рангов, люди состоятельные и неимущие, копты и греки. Его самым знаменитым гостем и собеседником стал предстоятель Александрийской Церкви святой Афанасий Великий, составивший его житие на греческом языке, которого не знал преподобный, так что беседовать они могли лишь по-коптски. Изречения преподобного Антония и некоторые подробности его жития известны также из «Лавсаика», из книги блаженного Иеронима «О знаменитых мужах», из церковных историй Сократа и Созомена, из древних коптских текстов. Преподобный Антоний отошел ко Господу около 356 года, прожив более 100 лет. В историю Церкви он вошел как первоначальник и основатель монашества. Святитель Григорий Армянский На рубеже III и IV веков произошло событие, предвосхищавшее и упреждавшее издание Миланского эдикта, который даровал христианам свободу и открыл путь к вступлению империи в союз с Церковью. В 301 году христианство стало государственной религией Армении – буферного государства между Римской империей и Ираном. Проповедь Евангелия в этой стране восходит, по преданию, к апостолам Варфоломею и Фаддею. С тех пор в Армении существовали христианские общины, поддерживавшие особенно тесные связи с церковью Антиохии, а с конца II столетия также с церковью Эдессы. Армянские христиане подвергались преследованиям со стороны правителей страны из парфянской династии Аршакидов. Перелом в отношениях между Церковью и государством произошел в царствование Тиридата (Трдата) III, который был восстановлен на армянском престоле Диоклетианом в 286 году после победоносной войны римлян с Сасанидским Ираном, смертельным врагом армянских Аршакидов – ветви свергнутой в Иране парфянской династии. По договору Рима с Ираном, заключенному в 298 году, Иран признал римский протекторат над Арменией. Отец Тиридата Хосров, долго и успешно воевавший с основателем Сасанидской династии Ардаширом (Артаксерксом), был убит Апаком, которого подкупил Ардашир. В отмщение за это злодеяние Апак, его сыновья и родственники были казнены. Спасся лишь младший сын убийцы, которого его кормилица-христианка унесла на свою родину в Кесарию Каппадокийскую. Он был там крещен с именем Григорий и получил христианское воспитание.

http://pravoslavie.ru/42070.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010